Прекрасный вид
ясным утром в весеннюю пору цветения;
Посольские гости, воспользовавшись удобным случаем,
вышли на передний двор;
Клюшки мелькают в пространстве, и кажется, не молодой
ли это месяц,
Мяч мчится по
земле, как метеор.
Левые нападают,
правые сопротивляются, идет борьба у ворот;
Массовый топот,
неразбериха, громоподобный шум.
Громкие крики,
барабанный гром, мечутся воробьи.
Даже богиня Каннон
подозревает, не столица ли это переносится в другой город?
В
Бохае имелись свои философы-мудрецы. Об этом свидетельствуют, в частности,
японские летописи, в которых сообщается, что в 882 году в Японию прибыло
очередное бохайское посольство во главе с крупным ученым Пэй Тином. Для
составления официальных документов бохайцы, как это было принято во многих
странах Восточной Азии того времени, пользовались китайской иероглифической письменностью.
Была у них в употреблении и древнетюркская руническая, то есть буквенная,
письменность.
Археологические
раскопки Диск верхней черепицы,
украшавшей крышу павильона свидетельствуют о существовании в Бохае
высокоразвитой дворцово-храмовой архитектуры, скульптуры, настенной живописи,
декоративной обработки камня и металлов.
Наиболее
распространенным видом религиозного мировоззрения у бохайцев был шаманизм.
Среди бохайской знати и чиновничества получает распространение буддизм. В
Приморье уже выявлены остатки пяти буддийских кумирен бохайского времени - на
Краскинском городище в Хасанском районе, а также Копытинская, Абрикосовская,
Борисовская и Корсаковская в Уссурийском районе.
В процессе раскопок этих кумирен обнаружено немало целых
или фрагментированных статуэток Будды и бодисатв из позолоченной бронзы,
камня и обожженной глины. Там же найдены и другие предметы буддийского культа.
Краскинское городище
Городище
находится на самом юге Приморского края в 2 км на юго-запад от пос. Краскино
Хасанского района. Городище расположено в приустьевой правобережной части
долины реки Цукановка, изрезанной со стороны бухты Экспедиций узкими
заливчиками. От берегов реки и бухты оно отстоит на 400 м, а от ближайшего залива
- примерно на 100 м. В плане городище напоминает неправильный пятиугольник,
ориентированный вершиной почти на север. В крепостной стене трое ворот
защищенных с внешней стороны дугообразными валами. Они обращены на восток,
запад и юг. Вал задернован, в некоторых местах на вершине прослеживается его
каменный остов. Ширина вала по верху 1 м, в основании - 10 - 12 м. Высота
вала с внутренней стороны городища 1 - 1,5 м, с внешней она достигает 2,5 м.
Общая длина вала составляет 1,2 км. От южных ворот к северной крепостной стене
прослеживается широкая (до 30 м) улица, делящая город на две части - восточную
и западную. В обеих половинах на возвышенных участках сосредоточены большие
камни, служившие базами колонн дворцовых и храмовых построек.
Культурный
слой на городище дважды подвергался частичному разрушению: вначале корейскими
крестьянами, которые устроили усадьбу в северной части городища и большую часть
его площади разработали под поле. В результате некоторые каменные базы и более
мелкие камни от древних построек были снесены в кучи, которые и сейчас в виде
небольших курганчиков находятся в центральной части городища. Для водостоков на
городище и в крепостном валу крестьяне пробили канавы. В 40-50 годах
подразделения местного гарнизона проводили здесь учения, от которых
сохранились следы окопов, землянок и блиндажей в южной и западной частях
городища и в крепостном валу. Несмотря на эти нарушения в отличие от других
бохайских городищ Краскинское сохранилось достаточно хорошо.
Известный русский
синолог Палладий Кафаров, путешествуя по новым дальневосточным землям России в
1870-71 гг. (маршрут: Пекин - Благовещенск - Хабаровск - Никольск-Уссурийск -
Посьет), в своих дневниковых записях отметил, что в районе поста Посьет должен
находится бохайский порт, через который происходил взаимный обмен посольствами
Бохая и Японии. Во время археологических поисков на юге Приморья в 1958 году
Г.И. Андреев обнаружил городище близ бухты Экспедиций. Эти сведения он передал
Э.В.Шавкунову, который в 1960 и 1963 годах посетил памятник и на основе
собранного материала датировал памятник VIII-X вв., предположив, что городище
является центром бохайского округа Янь, откуда осуществлялась основная связь
Бохая с Японией. Раскопки на памятнике в 1980-81, 1983, 1990, 1994-1998 гг.
осуществлялись под руководством Болдина В.И. Они были сосредоточены в
северо-западной части городища. На Краскинском городище присутствуют артефакты
только бохайской культуры. При наличии двух-трех строительных горизонтов
мощность культурных отложений достигает 2,3 м. Памятник датируется VIII - X вв.
Здесь исследовался верхний строительный горизонт, относящийся к X в. Раскопки
производились на руинах буддийского храма и крепостной стены.
Вскрыты остатки “золотого” храма и предположительно пагоды, частично внешняя и
внутренняя каменные ограды храма, четыре печи по обжигу черепицы и колодец.
Изучена конструкция крепостной стены. Головной храм сооружен на искусственной
земляной платформе высотой до 1 м; платформы 11,8 х 10,4 м. Края платформы
укреплены каменной кладкой. На платформе в пять рядов располагалось 30 каменных
баз от колонн. Пол храма вымощен галькой. Фасадом храм ориентирован на
юго-запад. (храмовая стена Краскинского буддийского храма На храме собраны
фрагменты культовой посуды и статуэтки Будды. От пагоды сохранился каменный
фундамент 4,4 х 4,4 м и остатки черепичной крыши.
Храмовый
комплекс окружала каменная стена, частично раскопанная. В этой стене напротив
входа в храм прослежены остатки ворот. На внутренней территории храмового
комплекса частично раскопана другая каменная стена, ограждавшая культовые
сооружения от хозяйственной территории, на которой размещались печи по обжигу
черепицы и колодец. Печи раскопаны разных местах храмового комплекса, но
главная черепичная мастерская и колодец располагались у крепостного вала. Здесь
раскопана одна печь и частично вторая. Размеры раскопанной
печи 4,5 х 2,5 м. Она сложена из камня, имела две трубы, топку и камеру обжига.
Раскопанные здесь ранее печи имели аналогичную конструкцию. Колодец сложен из
камня, внутренний диаметр его около 1 м, вскрыт на глубину 3 м. Подобные
колодцы раскопаны на ряде бохайских памятников в Маньчжурии, в том числе на
городище Дунцзинчэн Верхней столицы Бохая.
В Приморье
на местах бывших корейских поселений до сих пор сохранились колодцы, устроенные
по такому же принципу. Возле колодца сохранились в непотревоженном состоянии 12
рядов черепицы – возможно, остатки сгоревшего в древности навеса над колодцем.
Исследование городской стены показало, что она строилась в несколько этапов и
представляет собой довольно сложную конструкцию, сочетающую в себе кладки из
каменных блоков, насыпи гальки и перемежающиеся слои супеси и суглинка.
Первоначально
городской вал был построен из наружной и внутренней каменных кладок,
пространство между которыми было заполнено землей. Высота наружной каменной
кладки составляла около 2,5 м, внутренней - свыше 1 м. Впоследствии нарастание
культурного слоя на памятнике вызвало необходимость надстройки вала. На этот
раз он был сложен в верхней части и снаружи галечниковой насыпью. Видимо, во
время надстройки появилась необходимость отвода накапливавшейся в низине у вала
воды. Для этого в старых блочных стенах была пробита траншея, в которой
соорудили водоотвод из больших каменных плит. Аналогичную конструкцию вала
имеет ряд бохайских городищ в Приморье. Такая же конструкция вала наблюдается
на когурёских городищах, в том числе на городище Гонэйчэн - столице Когурё. На
последнем также прослежен водоотвод в стене городского вала.
Краскинское
городище - один из немногих бохайских памятников, практически не подверженных
современным разрушениям. Здесь представляется весьма перспективным закончить
раскопки буддийского храма и заняться исследованием нижележащего
строительного горизонта.
ГИБЕЛЬ БОХАЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА
В начале X века
юго-западные соседи бохайцев - кочевники кидани создали свое государство -
империю Ляо. Это государство вело активную завоевательную политику против
соседей. Более 20 лет кидани воевали с Бохаем и только в 926 г. им удалось
сломить сопротивление. На вновь приобретенных землях Бохая кидани решили
создать зависимое марионеточное государство Дундань (в переводе с китайского
"Восточное Кидань"). Во главе его был поставлен старший сын киданьского
императора, а население страны обложено данью. Бохайцы не смирились с потерей
независимости. В том же 926 году они восстали. Восстание было жестоко
подавлено. В следующие годы волнения и восстания не утихали. Тогда киданьский
император издал указ о переселении непокорных бохайцев на территорию киданьской
империи. В результате было насильственно переселено около двух третей всего
бохайского населения, а около пятой части бохайцев бежали в Корею. Не все
бохайцы попали в полную зависимость от завоевателей. Этой участи избежали
бохайцы восточных и северо-восточных окраин. Судя по всему, в их число входили
и бохайцы Приморья. Они сохраняли относительную независимость и посылали
нерегулярную дань в Ляо.
Бохайское государство просуществовало
в течение 200 лет. Оно сыграло большую роль в истории народов Дальнего Востока.
Это было первое государство на территории Приморья. Его создание способствовало
социально-экономическому и культурному прогрессу в регионе, были заложены
предпосылки для возникновения впоследствии чжурчжэньской и маньчжурской
государственности.
Список литературы:
1.
“Государство Бохай
(698-920) и племена Дальнего Востока” отв. редактор Е.А. Шавкунов. Наука 1994г.
2.
“Проблемы археологии
Дальнего Востока: происхождение, периодизация, датировка”. Под редакцией
Дьякова, Власовой.
3.
Internet URL:
http://fegi.ru/primorie/HISTORY
4. Internet URL:
http://www.nahodka.ru/amk/HISTORY
Похожие работы на - Государство Бохай
|