Оценка современного экологического положения Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    86,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка современного экологического положения Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, важнейшей целью которой является осуществление права людей на благоприятную окружающую среду. Приоритетным направлением в природоохранной деятельности является охрана атмосферного воздуха. Стоит первостепенная задача снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу как от стационарных, так и от передвижных источников. Необходимо также пересмотреть методики контроля, нормирования и учета выбросов, критерии оценки качества атмосферного воздуха.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха проявляется главным образом в городах. В подавляющем большинстве из них среднегодовое содержание загрязняющих веществ не превышает гигиенические нормативы, при неблагоприятных метеорологических условиях в 0,3-1,6 процента случаев регистрируются превышения нормативов по максимально разовым концентрациям контролируемых ингредиентов. Основными загрязняющими веществами выступают формальдегид, суммарные твердые частицы, оксид углерода, диоксид азота, сероводород и некоторые другие [9].

Среди стационарных источников выбросов в атмосферный воздух основной вклад вносят организации энергетики, химической и нефтехимической промышленности, литейное производство и промышленность строительных материалов.

В выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух доля мобильных источников составляет 71 - 75 процентов валового объема выбросов. В общем объеме выпадений в окружающую среду отдельных веществ (сера, окисленный азот, свинец, кадмий, ртуть) доля трансграничного воздушного переноса сохраняется в пределах 70 - 90 процентов.

Объект исследования: загрязнение воздуха в городах Республики Беларусь.

Предмет исследования: пути решения проблемы снижения загрязнения воздуха в городах.

Цель работы: проанализировать современное экологическое положение Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным проблемам загрязнения воздуха в городах.

При выполнении работы использованы общенаучные методы, системный подход.

В данной работе ставится цель проанализировать современное экологическое положение Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным проблемам загрязнения атмосферного воздуха в городах, в, связи с чем, ставятся следующие задачи:

. Рассмотреть современное экологическое положение Республики Беларусь в области мониторинга атмосферного воздуха.

. Определить региональные проблемы загрязнения атмосферного воздуха и пути их решения.

. Проанализировать экологическую политику Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

.1       Мониторинг атмосферного воздуха по областям

Основная цель мониторинга атмосферного воздуха - наблюдение за качеством воздушного бассейна, оценка, прогноз и выявление тенденций изменения состояния атмосферы для предупреждения негативных ситуаций, угрожающих здоровью людей и окружающей среде.

Государственная сеть мониторинга включает в себя также стационарные наблюдения, проводимые Министерством здравоохранения Республики Беларусь в г. Могилеве (один стационарный пост). Большой объем работ по изучению состояния воздуха в парках, зонах отдыха, вблизи автодорог, под факелом промышленных предприятий выполнен Центрами гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) и некоторыми ведомственными лабораториями Гомеля, Могилева, Речицы и Светлогорска.

Важнейшей составной частью мониторинга атмосферного воздуха является изучение химического состава атмосферных осадков.

Оперативная и режимная информация о результатах мониторинга атмосферного воздуха поступает в информационно-аналитический центр, обеспечивающий накопление, хранение, обработку и выдачу текущей и прогностической информации.

В структуре выбросов основную роль играют такие вещества, как оксид углерода, углеводороды и оксиды азота. На долю оксида углерода приходится более половины, углеводородов - пятая и оксидов азота - десятая часть всего объема выбрасываемых загрязняющих веществ передвижными и стационарными источниками.

По данным мониторинга атмосферного воздуха, проводимого подразделениями Департамента по гидрометеорологии, в большинстве контролируемых городов страны средние за год концентрации основных и специфических загрязняющих веществ были ниже гигиенических нормативов. Превышения этих нормативов носили в основном очаговый характер и имели место в отдельных частях городов. Чаще всего они отмечались по формальдегиду. Кроме этого, повышенные среднегодовые концентрации наблюдались также по суммарным твердым частицам, фенолу, диоксиду азота, аммиаку и некоторым другим веществам [1].

Превышения максимальных разовых ПДК зафиксированы только в 0,5% от общего количества отобранных проб. Они отмечались в основном при неблагоприятных метеорологических условиях. Эти превышения более чем в 80% случаев находились в диапазоне 1-2 ПДК, менее чем в 1% случаев они превосходили 5 ПДК.

Стабильная экологическая обстановка сохранилась в девяти из семнадцати контролируемых городов страны: Бобруйске, Гродно, Новополоцке, Полоцке, Новогрудке, Жлобине, Светлогорске, Минске и Солигорске. Повышенное содержание формальдегида в течение года отмечено в отдельных районах Бреста, Витебска, Гомеля, Мозыря, Орши и Пинска, твердых частиц - в Речице (район ул.Молодежная). Нестабильная экологическая обстановка сложилась в Могилеве, где к «проблемным» отнесены все контролируемые районы города.

Брестская область. Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха проводятся в двух городах области: Бресте и Пинске. В течение года в Бресте нестабильная экологическая обстановка наблюдалась в районе ул.17 Сентября, где зафиксировано почти 73% всех превышений максимально разовых ПДК в городе. В Пинске большую часть года неблагополучная экологическая ситуация наблюдалась в районе ул. Центральная [2].

Витебская область. Для области характерно наличие крупных производственных объектов-источников выбросов загрязняющих веществ. Почти 2/3 их общего объема приходится на выбросы Новополоцкого промышленного узла, представленного предприятиями теплоэнергетики, а также химической и нефтехимической промышленности и 1/8 часть - на выбросы г.Новолукомля, где размещается тепловая электростанция.

Расположенное в Новополоцке ПО «Полимир» относится к числу крупнейших в Беларуси химически опасных объектов. Тем самым промышленный узел данного города выступает и как источник потенциальной экологической угрозы.

Для области характерны самые большие выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников. На ее долю приходится 31% их общего объема. Особенно значимой является роль данной области в выбросах диоксида серы - 56% и неметановых летучих органических соединений - 47% от общего количества этих веществ, выбрасываемых стационарными источниками страны.

В Витебской области наблюдения за состоянием атмосферного воздуха проводятся в городах Орше, Полоцке, Новополоцке и Витебске. Большую часть года состояние воздуха в отдельных районах Витебска (пр.Людникова и ул.Космонавтов) и Орши (ул.К.Маркса) оценивалось как неудовлетворительное. Основная причина - высокий уровень загрязнения воздуха формальдегидом. В Полоцке и Новополоцке нестабильная экологическая обстановка наблюдалась только в летние месяцы [1].

Гомельская область. Состояние природной среды Гомельской области в значительной степени определяется наличием здесь радиоактивно загрязненных территорий, которые составляют 64,1% от общей площади области. На этих территориях проживает 1012,0 тыс.чел.

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха проводятся в городах Гомеле, Мозыре, Речице, Жлобине и Светлогорске. В течение года неустойчивая экологическая ситуация наблюдалась в отдельных районах Гомеля (ул.Барыкина), Мозыря (ул.Притыцкого) и Речицы (ул.Молодежная). Загрязнение воздуха в этих городах определялось повышенными концентрациями формальдегида и суммарных твердых частиц. Результаты наблюдений в Жлобине и Светлогорске свидетельствовали о стабильном состоянии воздуха в контролируемых районах городов.

Гомельская область является единственным в Беларуси регионом, где осуществляется добыча нефти. Для нее характерна специфическая проблема загрязнения окружающей среды в местах нефтедобычи.

На территории области находится крупный (второй по величине) полигон складирования промышленных отходов. Он представлен отвалами фосфогипса Гомельского химического завода. Вокруг полигона сформировалась зона загрязнения подземных вод на площади 0,5 тыс.га [1,11].

Гродненская область. В двух контролируемых городах области (Гродно и Новогрудке) большую часть года состояние воздушного бассейна оценивалось как устойчиво хорошее. В отдельные периоды ухудшение ситуации наблюдалась в районах ул.Комбайнерская и ул.Соколовского в Гродно. Загрязнение воздуха в этих районах обусловливали повышенные концентрации аммиака, формальдегида и оксида углерода.

Город Минск. Мониторинг атмосферного воздуха проводится в 12 районах города. В отдельные периоды нестабильная экологическая обстановка наблюдалась в районах автовокзала «Московский», ул.Тимирязева, ул.Радиальная, центральной части города и в микрорайоне Шабаны. Проблему загрязнения воздуха определяли повышенные концентрации диоксида азота, формальдегида и некоторых летучих органических соединений.

Характерными для крупного города являются физические факторы воздействия на окружающую среду, главным образом, шум и вибрация. Их источниками служат наземный транспорт, метрополитен, производственные объекты. В различных районах Минска в условиях акустического дискомфорта проживает от 20 до 40% населения.

Минская область. С учетом вклада города Минска в выбросы и сбросы загрязняющих веществ, их величины более чем двукратно превосходят показатели остальных областей.

Мониторинг атмосферного воздуха проводится в г.Солигорске. Большую часть года состояние воздуха оценивалось здесь как устойчиво хорошее. Однако в отдельные месяцы отмечалось существенное увеличение содержания в воздухе специфических загрязняющих веществ.

Зона радиоактивного загрязнения занимает в Минской области около 3,5% территории. В ее пределах проживает 14,4 тыс.чел.

На территории Минской области размещается самый крупный по масштабам воздействий на природную среду производственный объект - ПО «Беларуськалий». Зона его негативного влияния, связанного преимущественно с просадками земель, прослеживается на площади 120-130 км2 [1,9].

Могилевская. Так же, как и в Гомельской, в Могилевской области существенный вклад в загрязнение окружающей среды вносит радиоактивное загрязнение, хотя его масштабы здесь ниже  зона радиоактивного загрязнения охватывает 30,5% территории области, в ее пределах проживает 121,6 тыс.чел.

Мониторинг атмосферного воздуха проводится в городах Могилеве и Бобруйске. В Могилеве состояние воздуха в районах улиц Челюскинцев и Островского оценивалось как неудовлетворительное. В указанных районах зафиксировано 63% всех превышений максимально разовых ПДК. Ухудшилась экологическая обстановка в центральной части города: загрязнение воздуха здесь определялось повышенными концентрациями оксидов азота и формальдегида. В Бобруйске (район ул.Лынькова) нестабильная экологическая обстановка наблюдалась только в отдельные периоды [10,15].

1.2 Государственное управление и контроль за охраной атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха - это деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективной охраны и рационального использования атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной для человека окружающей среды обитания, улучшения качества атмосферного воздуха на основе соблюдения режима законности в области его охраны.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, гидрометеорологии, здравоохранения, внутренних дел и их органами на местах, а также местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции [8].

Основными направлениями государственного управления являются:

• формирование и проведение на территории Республики Беларусь единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;

• принятие законов и иных нормативно-правовых актов Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения;

• разработка, принятие и обеспечение реализации целевых и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха, организация их финансирования и материально-технического обеспечения;

• установление для субъектов хозяйствования Республики Беларусь ограничений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с международными обязательствами;

• определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха на производственные нужды;

• определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей на территории Республики Беларусь.

Контроль за охраной и использованием атмосферного воздуха представляет собой деятельность компетентных государственных органов, субъектов хозяйствования, направленную на организацию предотвращения и снижения уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух в целях сохранения, улучшения и восстановления его состояния, а также соблюдения экологического законодательства в данной сфере правоотношений.

Государственный контроль в пределах своей компетенции осуществляют должностные лица республиканских органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, здравоохранения, внутренних дел и их территориальных органов.

Ведомственный контроль за охраной атмосферного воздуха в соответствии со статьей 58 Закона «Об охране атмосферного воздуха» (за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и снижения вредного физического и иного воздействия на него, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух) обязаны осуществлять республиканские органы государственного управления на подведомственных им субъектах хозяйствования. При осуществлении ведомственного контроля данные органы обязаны руководствоваться законодательством Республики Беларусь и нормативными актами, утверждаемыми органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется субъектами хозяйствования и имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха и рациональному его использованию, соблюдению нормативов качества атмосферного воздуха, выполнения требований по его охране. Порядок организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха юридическими и физическими лицами устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В качестве одной из организационно-правовых форм контроля за охраной и использованием атмосферного воздуха выступает учет вредных воздействий на атмосферный воздух и наблюдение за его охраной [8].

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

загрязнение атмосферный воздух беларусь

2.1 Методика инструментально-расчетного определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников аппаратных дворов технологических производств

Методика предназначена для расчетно-экспериментального определения выбросов загрязняющих веществ от технологического оборудования аппаратных дворов и буллитных парков.

Аппаратным двором принято считать место компактного расположения оборудования, пространственно отделенного от соседних объектов проходами шириной не менее 10 м.

Методика основана на натурном определении газовоздушного баланса потоков загрязняющих веществ и воздуха, проходящих через условные плоскости наветренной и подветренной стороны аппаратного двора.

Методика определения выбросов предусматривает проведение на объекте следующих измерений:

скоростей и температур газовоздушного потока;

барометрического давления атмосферного воздуха;

концентраций углеводородов в пробах газовоздушного потока с наветренной и подветренной стороны от обследуемого объекта;

концентраций других вредных веществ в пробах газовоздушного

потока с наветренной и подветренной стороны от обследуемого

объекта;

геометрических размеров обследуемого объекта.

Для проведения измерений применяют средства измерений, прошедшие поверку. Концентрацию загрязняющих атмосферу веществ

определяют, используя аккредитованные методы.

Для отбора проб воздуха с целью определения концентрации вредных веществ в условных плоскостях используется пробоотборное устройство. Устройство состоит из сборного шеста длиной около 5 м, направляющей рамки, крепежной трубки, крепления для шприца и шприца емкостью 100 мл ТУ-64-1-378-83. Шприц снабжают иглой малого диаметра с тем, чтобы поршень шприца, опускаясь под действием собственной силы тяжести, наполнял цилиндр отбираемым воздухом в течение 5-10 минут. Отбор проб воздуха производится в цельностеклянные шприцы емкостью 100 мл и осуществляется в соответствующих требованиям точках.

В качестве пробоотборного шеста можно использовать телескопические удочки из синтетического материала длиной не менее 5м, на конце которых аналогично шесту крепятся пробоотборные устройства.

Ход подготовки и проведения измерений:

.Составляют в масштабе план расположения оборудования аппаратного двора с указанием высоты.

.1. На план:

наносят расположение организованных источников с указанием высоты выброса;

наносят близлежащие к объекту обследования источники выброса, здания и сооружения;

отмечают с указанием высоты места, пригодные для проведения измерений.

Для проведения измерений пригодны площадки сооружений "полупрозрачные" (продуваемые ветром) для воздушных потоков. Площадки должны быть расположены по границе аппаратного двора и в его ближайшем окружении. Не пригодны для проведения измерений площадки, расположенные вблизи аппаратов воздушного охлаждения. Высота площадок должна быть от 5 до 15 м.

.2. Определяют благоприятные для проведения измерений направления ветра, при которых с наветренной стороны объекта нет источников выброса, которые могли бы создавать мощные, неравномерно распределенные потоки загрязнений.

В подветренном пространстве объекта имеется достаточное (не менее трех) количество мест проведения измерений. Предпочтение следует отдавать таким направлениям ветра, при которых объект перпендикулярен к ним стороной, имеющей наибольшую длину.

. При благоприятных направлениях ветра и скорости его от 2 до 7м/с подготавливают к использованию средства измерения и пробоотборные устройства. Уточняют направление ветра по показаниям флюгера, наносят его на план.

. Проводят на обследуемом объекте следующие измерения:

температуры воздуха и барометрического давления в начале и по окончании пробоотбора;

концентрации загрязняющих веществ (проводят пробоотбор) в точках.

.1. Допускается измерять (проводить пробоотбор) концентрации загрязняющих веществ на высоте 1 м путем равномерного перемещения измерительного прибора (пробоотборного устройства) вдоль границ аппаратного двора.

Измеряют скорость воздушных потоков в точках измерения концентраций (кроме высоты 1 м). Время измерения скорости равно времени измерения концентраций (пробоотбора).

Если с подветренной стороны аппаратного двора нет мест, пригодных для измерений на высоте, больше 1 м, используют шесты.

В каждой из точек отбирают не менее трех проб (проводят замеры концентраций) по каждому веществу. Если время измерения концентраций (пробоотбора) менее 20 минут, измерение проводят последовательно, если более - параллельно [8].

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ

.1 Оценка состояния атмосферного воздуха в 2005г.

Регулярные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха проводятся в 16 городах республики. Дополнительно к программе наблюдений в 2005 г. обследовано состояние воздушного бассейна г. Барановичи. Таким образом, регулярным мониторингом охвачена территория, на которой проживает около 65% городского населения. В городах установлено 53 стационарных станции, на которых 3-4 раза в сутки проводятся наблюдения за 37 загрязняющими веществами. Основной объем (57%) наблюдений относится к веществам, имеющим повсеместное распространение (пыль, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота). В воздухе всех промышленных центров определяется содержание формальдегида, свинца и кадмия. Анализ статистических данных за последние пять лет показал, что имеется устойчивая тенденция снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в большинстве городов республики. В 2005 г. по сравнению с 2001 г. отмечается увеличение выбросов загрязняющих веществ в городах Новополоцк, Минск, Новолукомль, Гомель и Жлобин. Из этих городов проблемным остается пока только Новополоцк [2,3].

Анализ изменения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 2001 г. показывает, что в 2005 г. выбросы на территории Беларуси возросли на 18,1 тыс. т, причем, за счет стационарных источников (26,2 тыс. т), а выбросы передвижных источников, наоборот, уменьшились на 8,1 тыс. т. Выбросы стационарных источников увеличились в Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской и, особенно, Гомельской области (17,4 тыс.т). Вклад передвижных источников в загрязнение атмосферы существенно увеличился в Минской области, включая Минск (37,1 тыс. т), а в остальных областях уменьшился на 5-15 тыс. т по сравнению с 2001 годом.

В целом наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу на территории Минской области (включая г. Минск) - около 32% общих выбросов в атмосферу. Среди городов по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выделяются Новополоцк и Минск. С передвижными источниками связаны выбросы стойкого органического загрязнителя бенз(а)пирена (около 0,75 т в год). Выбросы свинца автотранспортом за 2001-2005 г.г. практически отсутствуют, поскольку этилированный бензин в Беларуси не производится и не импортируется. Проблему загрязнения воздушного бассейна практически всех городов республики определяют повышенные концентрации формальдегида. Вклад формальдегида в суммарный индекс загрязнения в 11 городах достигал 75-85%. В 2005 г. его средняя концентрация составляла 2,8 ПДК и была выше, чем в предыдущие годы. В период 2001-2005 гг. во всех контролируемых городах республики произошло снижение уровня загрязнения воздуха диоксидом серы и твердыми частицами. Наблюдаемый в последние годы рост загрязнения атмосферы диоксидом азота и формальдегидом, а в некоторых промышленных центрах оксидом углерода, выдвигает на первое место проблему сокращения выбросов от автотранспорта [4].

Вместе с тем, в 2005 г. содержание в воздухе диоксида азота увеличилось в 2 раза и составило 1,6 мкг/м3, самый высокий показатель за 1996-2005 г.г. Содержание диоксида серы было на уровне 0,33 мкг/м3 [5].

.2 Оценка состояния атмосферного воздуха в 2007 г.

В 2007 г. мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился в 17 промышленных городах Беларуси, включая областные центры, а также, Полоцк, Новополоцк, Оршу, Бобруйск, Мозырь, Речицу, Светлогорск, Пинск, Новогрудок, Жлобин и Солигорск. Регулярными наблюдениями были охвачены территории, на которых проживает 81,3% населения крупных и средних городов страны. Дополнительно к программе мониторинговых наблюдений в течение отчетного года было обследовано состояние атмосферного воздуха в г.Барановичи. В соответствии с Государственной программой развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006-2010гг., в г.Лида открыты стационарные станции и в 4-ом квартале организованы наблюдения за содержанием в воздухе суммарных твердых частиц, оксида углерода, свинца и кадмия. Государственная сеть мониторинга включает в себя также стационарные наблюдения, проводимые Министерством здравоохранения Республики Беларусь в г.Могилеве (один стационарный пост) [6].

В 2007 г. мониторинг атмосферного воздуха проводили на 58 станциях. В Минске - на 12 станциях, в Могилеве - на 6, в Гомеле - на 5, в Витебске, Бресте и Гродно - на 4, в остальных промышленных центрах - на 1-3 станциях.

Во всех городах определялись концентрации основных загрязняющих веществ (суммарные твердые частицы, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота), свинца и кадмия. В ряде городов измерялись также концентрации приоритетных специфических загрязняющих веществ (формальдегида, аммиака, фенола, сероводорода, сероуглерода), бенз(а)пирена и летучих органических соединений. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения проводились регулярные наблюдения за концентрациями мелкодисперсных частиц ТЧ10 в Минске, Могилеве, Жлобине и Гомеле.

Большой объем работ по изучению состояния воздуха в парках, зонах отдыха, вблизи автомагистралей и в зонах влияния промышленных предприятий выполнен региональными Центрами гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) и некоторыми ведомственными лабораториями в Гомеле, Могилеве, Речице и Светлогорске.

В 10 городах продолжались работы по прогнозированию уровней загрязнения воздуха и регулированию выбросов в периоды с неблагоприятными метеоусловиями.

В 18 пунктах мониторинга регулярно определялись кислотность атмосферных осадков, компоненты основного солевого состава и содержание в них тяжелых металлов.

Оценка дальнего атмосферного переноса загрязняющих веществ проводилась на специализированной трансграничной станции Высокое (западная граница Беларуси). На станции комплексного фонового мониторинга (СКФМ) «Березинский заповедник» анализировалось состояние воздуха и атмосферных осадков по программе Глобальной службы атмосферы.

При оценке состояния атмосферного воздуха учитывались среднесуточные и максимально разовые предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ. Средние за год значения сравнивались с ПДК среднесуточной (ПДКс.с.), а максимальные - с максимально разовой (ПДКм.р.). Средние за год концентрации ТЧ10 сравнивались с ПДК среднегодовой.

Анализ данных, полученных на сети мониторинга атмосферного воздуха в 2007 г., показал, что средние за год концентрации основных и специфических загрязняющих веществ в большинстве контролируемых городов страны были ниже гигиенических нормативов. Превышения среднесуточных ПДК суммарных твердых частиц, оксида углерода и диоксида азота зафиксированы только в отдельных городах. Сохранялся стабильно низким уровень загрязнения воздуха диоксидом серы.

Количество дней со среднесуточными концентрациями потенциально опасных для здоровья человека твердых частиц диаметром 10 микрон и менее выше ПДК было более, чем в 2 раза ниже целевого показателя, принятого в странах Европейского Союза.

В течение года не зафиксировано высоких и экстремально высоких уровней загрязнения воздуха. Превышения максимально разовых ПДК отмечены только в 0,5% от общего количества проанализированных проб. Однако, абсолютные значения максимальных концентраций были несколько выше, чем в 2006 году.

Сохранялась стабильной экологическая обстановка в Гродно, Новополоцке, Полоцке, Новогрудке, Жлобине, Светлогорске, Минске, Солигорске и Бобруйске. Превышения гигиенических нормативов в указанных городах отмечались, в основном, при неблагоприятных метеоусловиях. Однако, в 8 городах есть «проблемные» районы, на которые следует обратить особое внимание. Так, в отдельных районах Бреста, Витебска, Гомеля, Орши, Пинска и Мозыря в течение года отмечалось повышенное содержание в воздухе формальдегида, Речицы - суммарных твердых частиц. Нестабильная экологическая обстановка наблюдалась во всех районах Могилева [6,9].

В таблице 1 представлены средние и максимальные из разовых концентраций основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городов в 2007 г.

Средние за год концентрации суммарных твердых частиц в Жлобине, Мозыре и Витебске находились в пределах 0,5-0,6 ПДК, в Могилеве, Новогрудке, Гомеле, Гродно и Пинске - 0,3-0,4, а в остальных городах - 0,1-0,2 ПДК. В годовом ходе увеличение уровня загрязнения воздуха суммарными твердыми частицами отмечено во второй половине марта, мае и в августе-сентябре, что было связано с дефицитом осадков. В течение года на стационарных станциях в Пинске зафиксировано от 9 до 27 дней со среднесуточными концентрациями выше ПДК, в Жлобине - от 16 до 36, Мозыре - от 24 до 44 дней. Повышенная загрязненность воздуха суммарными твердыми частицами отмечена в Гомеле (район ул.Барыкина): количество дней со среднесуточными концентрациями выше ПДК достигало 60. Максимальные из разовых концентраций в Мозыре, Жлобине и Минске превышали гигиенический норматив в 2,2-2,6 раза. В Гомеле максимальная из разовых концентраций достигала 3,7 ПДК.

В Речице измерения концентраций суммарных твердых частиц проводились только в районе ул.Молодежной. Средняя за год концентрация составила 1,2 ПДК. Существенный рост уровня загрязнения отмечен в теплое полугодие, особенно в периоды с дефицитом осадков и проведением в это время большого объема строительно-ремонтных работ. В июне и августе-сентябре в 24-30% проб концентрации превышали максимально разовую ПДК. В нескольких пробах воздуха максимальные концентрации достигали 4,0-5,7 ПДК. Ввиду специфических условий этот район следует рассматривать как локальный участок.

Таблица 1-- Средние и максимальные из разовых концентраций основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городов Беларуси в 2007 г., мкг/м3

Город

Суммарные ТЧ

Диоксид серы

Оксид углерода

Диоксид азота


qср.*

qм.**

qср.

qм.

qср.

qм.

qср.

qм.

Бобруйск

21

300

<1,0

<1,0

799

2700

27

216

Брест

23

222

<1,0

63

800

6000

29

281

Витебск

97

183

<1,0

56

1042

4100

40

179

Гомель

61

1100

7,3

90

436

3100

20

87

Гродно

53

300

<1,0

37

1672

5000

33

260

Жлобин

82

688

<1,0

<1,0

397

2400

10

169

Минск

-***

772

<1,0

14

586

7200

33

313

Могилев

43

355

<1,0

32

972

5000

57

794

Мозырь

72

662

<1,0

22

545

2700

18

382

Новогрудок

40

172

-

-

1271

2300

41

104

Новополоцк

21

277

1,1

136

875

4300

37

323

Орша

-

173

<1,0

17

1075

6500

20

116

Пинск

59

280

<1,0

25

577

2900

18

380

Полоцк

31

271

1,2

94

682

4100

43

290

Речица

175

1700

<1,0

<1,0

665

5000

33

137

Светлогорск

36

326

<1,0

30

829

5010

46

170

Солигорск

25

314

-

-

707

2600

49

184

ПДК

150

300

200

500

3000

5000

100

250

Примечание: Средняя за год концентрация загрязняющего вещества. ** Максимальная из разовых концентраций загрязняющего вещества. *** Загрязняющее вещество не определялось/использовалась другая методика.

За пятилетний период (2003-2007 гг.) средние за год концентрации суммарных твердых частиц в большинстве контролируемых городов Беларуси существенно уменьшились. В то же время, в некоторых городах, расположенных в южной части страны (Мозырь, Речица, Гомель), прослеживается устойчивый рост уровня загрязнения воздуха суммарными твердыми частицами. В 2007г. отмечено увеличение содержания суммарных твердых частиц в воздушном бассейне Витебска и Могилева [1,10].

Мониторинг твердых частиц диаметром 10 микрон и менее (ТЧ10) проводили в Минске, Могилеве, Гомеле и Жлобине. Отбор проб выполнялся круглосуточно в непрерывном режиме. По данным измерений, среднегодовые концентрации находились в пределах 0,5-0,6 ПДК. Количество дней со среднесуточными концентрациями выше ПДК было ниже 5%. Вместе с тем, в отдельные периоды уровень загрязнения воздуха ТЧ10 существенно повышался. Первый максимум загрязнения зафиксирован в третьей декаде марта, основная причина - длительный период без осадков. В Минске и Жлобине в течение 5 дней, а в Гомеле и Могилеве в течение 7-8 дней среднесуточные концентрации превышали ПДК. 29-30 марта максимальные среднесуточные концентрации в Гомеле достигали 1,7 ПДК, Могилеве и Жлобине - 2, Минске - 2,6 ПДК. Второй максимум загрязнения воздуха ТЧ10 отмечен в третьей декаде мая и также был связан с дефицитом осадков, однако абсолютные значения максимальных среднесуточных концентраций были ниже, чем в марте. Минимальная загрязненность воздуха ТЧ10 зафиксирована в январе, июле и ноябре-декабре.

Содержание диоксида серы в атмосферном воздухе городов Беларуси на протяжении многих лет сохраняется стабильно низким. Следует отметить, что «залогом» этого является использование природного газа в качестве топлива предприятиями теплоэнергетики. С окончанием отопительного сезона содержание диоксида серы в воздухе в большинстве городов находится ниже предела точности определения величины концентрации. Максимальные из разовых концентраций диоксида серы в Гомеле, Полоцке и Новополоцке были на уровне 0,2-0,3 ПДК, в других городах - существенно ниже.

Важнейшим источником поступления оксида углерода в атмосферный воздух является автотранспорт: его вклад составляет 87%. В 2007 г. содержание оксида углерода в воздухе городов сохранялось практически на уровне 2006 года. Средние за год концентрации в Орше и Новогрудке составили 0,4 ПДК, Гродно - 0,6, а в остальных городах - 0,3 ПДК и менее. Среднесуточные концентрации в подавляющем большинстве городов также были ниже ПДК. Однако, в юго-западном районе Гродно (ул.Соколовского) по-прежнему эпизодически отмечалось повышенное содержание оксида углерода: в течение года зафиксировано 53 дня со среднесуточными концентрациями выше ПДК. В Бресте, Орше и Минске максимальные из разовых концентраций составляли 1,2-1,4 ПДК, в остальных городах - 1 ПДК и ниже. Повышенная загрязненность воздуха оксидом углерода, особенно в теплый период, наблюдалась в районах дорог с интенсивным движением транспорта в Минске.

За пятилетний период (2003-2007г.г.) содержание оксида углерода в воздушном бассейне Гомеля и Бреста понизилось на 15-19%, Минска, Светлогорска и Полоцка - на 23-29%. Наметилась тенденция к снижению уровня загрязнения воздуха оксидом углерода в Орше. Вместе с тем, в половине контролируемых городов среднегодовые концентрации увеличились: в Витебске - на 6%, Пинске - на 20, Новополоцке, Мозыре и Бобруйске - на 30-32, Гродно - на 47, в Могилеве - на 59%. Тенденция к изменению уровня загрязнения воздуха оксидом углерода в Новополоцке, Новогрудке и Солигорске очень неустойчива [3,4].

Средние за год концентрации диоксида азота в Новополоцке, Полоцке, Витебске и Новогрудке составляли 0,4 ПДК, Светлогорске и Солигорске - 0,5, Могилеве - 0,6, в других городах - 0,3 ПДК и менее. Вместе с тем среднесуточные концентрации не всегда были ниже ПДК. В Светлогорске, например, в микрорайоне «Молодежный» зарегистрировано 14 дней со среднесуточными концентрациями диоксида азота выше ПДК. В Минске (район автовокзала «Московский») - 17 дней, в Полоцке (район авто- и железнодорожного вокзалов) - 20, в Могилеве в районе железнодорожного вокзала и ул.Мовчанского - 16-17, в центральной части города - 31 день.

Особую тревогу вызывает повышенный уровень загрязнения воздуха диоксидом азота в южной части Могилева (район ул.Островского), где в течение года отмечено 58 дней со среднесуточными концентрациями выше ПДК. В большинстве городов на стационарных станциях, расположенных вблизи дорог, уровень загрязнения воздуха диоксидом азота в 1,5-2 раза выше, чем в жилых и некоторых промышленных районах. В теплый период года концентрации диоксида азота были на 30-50% выше, чем в отопительный сезон, что свидетельствует о преимущественном вкладе низких (в основном, передвижных) источников выбросов. Максимальные из разовых концентраций в Минске и Новополоцке составляли 1,3 ПДК, Пинске и Мозыре - 1,5, Могилеве - 3,2 ПДК.

В подавляющем большинстве городов наметилась устойчивая тенденция к росту содержания в воздухе диоксида азота: по сравнению с 2003 г. в 10 городах концентрации повысились более, чем на 20%. Незначительное снижение уровня загрязнения воздуха отмечено в Гомеле и Орше. В Новополоцке и Минске средние за год концентрации диоксида азота сохранялись на уровне 2003 г.

Загрязнение атмосферного воздуха городов Беларуси наиболее распространенными специфическими вредными веществами представлено в таблице 2.

Таблица 2-- Средние и максимальные из разовых концентраций специфических загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городов Беларуси в 2007 г., мкг/м3

Город

Сероводород

Фенол

Аммиак

Формальдегид

Свинец


qср.*

qм.**

qср.

qм.

qср.

qм.

qср.

qм.

qср.

qм.

Бобруйск

-***

-

2,1

51,0

-

-

8,5

75,0

0,075

0,223

Брест

-

-

-

-

-

-

12,4

121,0

0,054

0,132

Витебск

-

-

1,8

10,0

20

149

13,5

46,0

0,064

0,156

-

-

1,5

10,0

18

162

11,1

55,0

0,070

0,284

Гродно

-

-

-

-

27

315

5,7

102,0

0,066

0,214

Жлобин

-

-

-

-

-

-

4,8

64,5

0,079

0,265

Минск

-

-

0,4

18,0

36

299

7,8

53,0

0,050

0,204

Могилев

1,1

35,0

2,7

67,0

48

972

7,6

293,0

0,034

0,091

Мозырь

0,2

2,0

-

-

-

-

9,2

100,0

0,088

0,208

Новогрудок

-

-

-

-

-

-

2,5

7,0

0,048

0,153

Новополоцк

1,7

22,0

0,7

11,0

5

115

5,5

113,0

0,028

0,090

Орша

-

-

-

-

-

-

12,7

76,0

0,090

0,253

Пинск

-

-

-

-

-

-

11,7

70,0

0,080

0,184

Полоцк

1,6

14,0

0,7

9,0

25

197

6,6

102,0

0,026

0,045

Речица

-

-

2,1

49,0

21

81

8,5

80,0

0,080

0,223

Светлогорск

<0,1

<0,1

-

-

-

-

6,7

34,0

0,069

0,214

Солигорск

-

-

-

-

-

-

11,1

129,0

-

-

ПДК

 

8,0

7,0

10,0

 

200

12,0

30,0

0,3

 


Примечание: * Средняя за год концентрация загрязняющего вещества. ** Максимальная из разовых концентраций загрязняющего вещества. *** Загрязняющее вещество не определялось/использовалась другая методика.

Сероводород (Н2S) определяли в атмосферном воздухе Мозыря и в городах с предприятиями химической и нефтехимической отраслей промышленности: Полоцке, Новополоцке, Могилеве и Светлогорске. Средняя за год концентрация в Могилеве составила 1,1 мкг/м3, в Полоцке и Новополоцке − 1,6 и 1,7 мкг/м3 соответственно, в Мозыре - 0,2 мкг/м3. Содержание сероводорода в воздухе в Светлогорске было ниже предела точности определения концентрации. В периоды с неблагоприятными метеоусловиями максимальные из разовых концентраций в Полоцке достигали 1,8 ПДК, в Новополоцке - 2,8 ПДК. В Могилеве на стационарной станции, расположенной в зоне влияния выбросов завода искусственного волокна, эпизодически отмечались концентрации сероводорода в 3,0-4,4 раза выше гигиенического норматива [6].

За 2003-2007 г.г. содержание сероводорода в воздушном бассейне Полоцка, Новополоцка и Могилева увеличилось в 2 раза. Уровень загрязнения воздуха сероводородом в Мозыре и Светлогорске сохраняется стабильно низким.

Средние за год концентрации фенола в Бобруйске, Речице и Могилеве находились в пределах 0,3-0,4 ПДК, а в Гомеле, Витебске, Минске, Новополоцке и Полоцке были ниже 0,3 ПДК. В Речице существенный рост уровня загрязнения воздуха фенолом отмечен в январе-феврале. При неблагоприятных метеоусловиях максимальные из разовых концентраций достигали 5 ПДК. Основной источник загрязнения - выбросы опытно-промышленного гидролизного завода. Во втором полугодии в связи с прекращением работы этого предприятия превышения максимально разовой ПДК фенола практически отсутствовали. В Бобруйске увеличение уровня загрязнения воздуха фенолом отмечено в мае-августе. В отдельные периоды максимальные концентрации достигали 4-5 ПДК. Однако, в целом по городу доля проб с концентрациями выше максимально разовой ПДК была менее 1%. В Могилеве существенный рост содержания в воздухе фенола зафиксирован в октябре. В юго-западном районе города в этот период почти в каждой пятой пробе воздуха отмечали превышение максимально разовой ПДК. В то же время при неблагоприятных метеоусловиях максимальные концентрации фенола во всех районах достигали 2,5-4,0 ПДК, а в районе ул.Челюскинцев - 6,7 ПДК.

По сравнению с 2003 г., уровень загрязнения воздуха фенолом в Речице повысился на 17%, в Бобруйске - на 31, в Могилеве - на 42%. Прослеживается тенденция к увеличению его содержания в воздухе в Минске, Полоцке и Витебске. Заметное снижение среднегодовых концентраций фенола отмечено только в Гомеле.

Средние за год концентрации аммиака в воздухе в Минске и Могилеве находились в пределах 36-48 мкг/м3, в Гомеле, Витебске, Речице, Полоцке и Гродно - 18-27 мкг/м3. Содержание аммиака в Новополоцке было значительно ниже [3,4,6].

В отдельные месяцы теплого полугодия уровень загрязнения воздуха аммиаком существенно увеличивался. Так, в восточной части Гродно, находящейся под воздействием выбросов ПО «Азот», в периоды с неблагоприятными метеоусловиями максимальная из разовых концентраций превышала ПДК в 1,6 раза. Крайне неблагоприятные метеоусловия (дефицит осадков во второй половине мая, преобладание длительного периода со слабым ветром в июне и аномально высокие температуры воздуха) обусловили увеличение количества проб с концентрациями аммиака выше максимально разовой ПДК во многих районах Могилева. В юго-западной части города повторяемость проб с концентрациями выше ПДКм.р. в июне составила 56%. Максимальная из разовых концентраций аммиака достигала 5 ПДК. В Минске доля проб с концентрациями аммиака выше максимально разовой ПДК была низкой (всего 0,2%).

За пятилетний период уровень загрязнения воздуха аммиаком в Могилеве понизился на 13%, в Минске - на 18, в Гомеле - на 25%. В 1,7 раза уменьшилось содержание аммиака в воздухе в Витебске. Устойчивая тенденция к увеличению среднегодовых концентраций отмечена только в Речице. В последние два года прослеживается рост концентраций аммиака в Гродно и Полоцке.

Концентрации формальдегида определялись на всех стационарных станциях контролируемых городов. Больше всего загрязнен воздух формальдегидом в Бресте, Пинске, Орше и Витебске: средние за год концентрации находились в пределах 1,0-1,1 ПДК. Минимальный уровень загрязнения воздуха характерен для Жлобина и Новогрудка. В других городах средние за год концентрации варьировали в диапазоне 0,6-0,9 ПДК.

Существенный рост содержания в воздухе формальдегида отмечен в отдельные месяцы теплого полугодия, когда наблюдалась сухая и жаркая погода. Повторяемость проб с концентрациями выше максимально разовой ПДК в двух районах Гомеля (улицы Курчатова и Огаренко) составляла 11%, в Пинске (район ул.Центральная) - 15, в Орше (район ул.К.Маркса) и Витебске (район вокзалов) - 17-18, в Бресте (район ул.17 Сентября) - 26%. В зимний период уровень загрязнения воздуха формальдегидом был в 1,5-3 раза ниже летнего. Максимальные из разовых концентраций в Бобруйске, Орше, Пинске, Речице, Жлобине, Мозыре, Гродно и Полоцке превышали ПДК в 2-3 раза, Новополоцке, Солигорске и Бресте - в 4 раза. В Могилеве в районе ул.Челюскинцев максимальная концентрация формальдегида составила 8 ПДК, в районе ул.Мовчанского - 9,4 ПДК, а в центральной части города (ул.Первомайская) почти достигла высокого уровня загрязнения (9,8 ПДК). В среднем за год повторяемость проб с концентрациями формальдегида выше ПДК в Бресте составила 5,8%, Солигорске - 5,4, Пинске - 2,2, Витебске, Могилеве и Орше - 1,6, Гомеле, Жлобине и Бобруйске - 1,0-1,1, в других городах - ниже 1%.

За 2003-2007 г.г. существенное снижение содержания в воздухе формальдегида отмечено в Гродно, Светлогорске и Речице. В Гомеле средние за год концентрации уменьшились на 35%, в Полоцке - на 13%. В то же время уровень загрязнения воздуха формальдегидом в Бресте, Витебске, Орше и Пинске возрос в 1,5-2 раза и был самым высоким среди промышленных центров страны. Тенденция к изменению среднегодовых концентраций формальдегида в Минске и Мозыре неустойчива.

Содержание в воздухе соединений тяжелых металлов определялось на 60% стационарных станций. Средние за год концентрации свинца в городах находились в пределах 0,1-0,3 ПДК. Максимальные среднемесячные концентрации в Орше, Жлобине и Гомеле составляли 0,8-0,9 ПДК. Впервые за последние годы превышение гигиенического норматива свинца не отмечено. Содержание в воздухе кадмия по-прежнему очень низкое.

Таким образом, результаты стационарных наблюдений на сети мониторинга атмосферного воздуха в 2007 г. позволяют сделать вывод, что общая картина состояния воздушного бассейна промышленных центров Беларуси достаточно благополучна.

Вместе с тем в отдельных городах увеличилась доля проб с концентрациями загрязняющих веществ выше 2 ПДКм.р. При неблагоприятных метеоусловиях максимальные из разовых концентраций суммарных твердых частиц в Речице достигали 6 ПДК, сероводорода, аммиака и фенола в Могилеве - 4,0-6,7 ПДК, формальдегида - 10 ПДК. В 8 городах определено 11 «проблемных» районов, где в течение года отмечали повышенный уровень загрязнения. В большинстве из них приоритетным веществом является формальдегид [6].

.3 Оценка состояния атмосферного воздуха в 2010 г.

Данные мониторинга атмосферного воздуха свидетельствуют о том, что в результате проведения плановых природоохранных мероприятий во многих контролируемых городах республики сохраняется тенденция к снижению содержания в воздухе оксида углерода, оксидов азота и специфических загрязняющих веществ. В 2010г. уровень загрязнения воздуха бенз/а/пиреном во всех промышленных центрах был ниже ПДК.

Ухудшение экологической обстановки, отмеченное в большинстве контролируемых городов в первой половине апреля, было связано с дефицитом осадков, в июле-августе - с преобладанием крайне неблагоприятных для рассеивания метеоусловий [7].

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения количества «проблемных» районов в контролируемых промышленных центрах республики - их число по сравнению с 2007г. уменьшилось в два раза [6].

Состояние воздушного бассейна Бобруйска, Гродно, Новогрудка, Светлогорска, Лиды, Солигорска и большинства контролируемых районов Бреста, Минска, Гомеля, Мозыря и Пинска по-прежнему оценивалось как стабильно хорошее.

Вместе с тем, в некоторых районах Могилева существует проблема загрязнения воздуха диоксидом азота; Бреста, Витебска, Пинска и Орши - формальдегидом. В городах, расположенных в южной части республики (Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица), в теплый период года отмечали значительный рост уровня загрязнения воздуха твердыми частицами суммарно. В периоды без осадков их максимальные концентрации в указанных городах превышали норматив качества в 2,5-4 раза. Обращает внимание повышенный уровень загрязнения воздуха частицами фракции РМ-10 в двух промышленных районах Минска (улицы Тимирязева и Радиальная), где количество дней с концентрациями выше среднесуточной ПДК превышало целевой показатель (рис.1).

Рисунок 1 - Количество дней со среднесуточными концентрациями твердых частиц фракции РМ-10 выше ПДК

В таблице 3 представлены средние и максимальные из разовых концентраций основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городов в 2010г.

Таблица 3 - Средние и максимальные из разовых концентраций основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городов Беларуси в 2010г., мкг/м3 (данные станций с дискретным отбором проб)

Город

Твердые частицы суммарно

Диоксид серы

Оксид углерода

Диоксид азота


qср.*

qм.**

qср.

qм.

qср.

qм.

qср.

qм.

Бобруйск

<15

220

<п/о***


712

2400

34

343

Брест

27

220

0,4

120,0

511

12000

24

269

Витебск

116

218

<п/о


757

6100

32

141

Гомель

52

855

7,5

98,0

496

1900

17

77

Гродно

37

838

0,2

33,0

583

3810

30

355

Жлобин

75

784

<п/о


271

1400

8

165

Лида

23

300

****

-

462

920

-

-

Минск

<15

885

0,1

87,0

414

7390

34

337

Могилев

37

361

0,1

31,0

879

9200

52

690

Мозырь

66

883

<п/о


434

2100

23

237

Новогрудок

56

343

-

-

1546

2700

34

72

Новополоцк

<15

244

1,8

98,0

1509

3800

40

585

Орша

15

164

0,1

16,0

788

3800

25

261

Пинск

46

276

<п/о


491

3000

18

157

Полоцк

<15

368

2,5

120,0

1946

4400

47

374

Речица

94

1100

0,1

39,0

563

1900

24

71

Светлогорск

59

306

<п/о


955

2000

39

106

ПДК

150

200

500

3000

5000

10

250

Примечание : *Средняя за год концентрация загрязняющего вещества.

** Максимальная из разовых концентраций загрязняющего вещества.

***Ниже предела обнаружения.

****Загрязняющее вещество не определялось

Средние за 2010 г. концентрации твердых частиц суммарно в Речице и Витебске находились в пределах 0,6-0,8 ПДК, в Мозыре, Светлогорске. Новогрудке и Жлобине - 0,4-0,5 ПДК, в Бресте, Гродно, Пинске, Могилеве и Гомеле - 0,2-0,3 ПДК, а в других контролируемых городах не превышали 0,1 ПДК.

В годовом ходе увеличение уровня загрязнения воздуха твердыми частицами суммарно отмечено в первой половине апреля и июле-августе, которые характеризовались малым количеством осадков. Большинство превышений среднесуточной ПДК по твердым частицам суммарно зафиксировано в городах Гомельской области. В отдельных районах Жлобина (микрорайон №3) и Гомеля (ул. Барыкина) отмечено от 35 до 44 дней со среднесуточными концентрациями выше ПДК, а в Речице (ул. Молодежная) - 79 дней. Повышенный уровень загрязнения воздуха твердыми частицами суммарно в теплый период года отмечали и в Новогрудке. Максимальные из разовых концентраций в Жлобине, Гродно, Гомеле и Мозыре превышали норматив качества в 2,6-2,9 раза. В Минске (район ул. Бобруйская) максимальная концентрация твердых частиц суммарно достигала 3,0 ПДК, в Речице (район ул. Молодежная) - 3,7 ПДК.

За пятилетний период содержание твердых частиц суммарно в воздушном бассейне Гродно увеличилось на 12%, Новогрудка - на 51%, Гомеля - на 79%. Среднегодовые концентрации твердых частиц суммарно в Светлогорске повысились почти в 2 раза. В остальных контролируемых городах уровень загрязнения стабилизировался и имеет тенденцию к снижению. В Пинске и Могилеве, например, содержание твердых частиц суммарно понизилось на 33-38%, в Бобруйске - на 69% [7].

Мониторинг твердых частиц фракции РМ-10 проводился в Минске, Могилеве, Витебске и Жлобине. По данным непрерывных измерений среднегодовые концентрации в Жлобине, Могилеве, Витебске и жилом районе Минска составляли 0,6 ПДК. Количество дней со среднесуточными концентрациями выше ПДК не превышало 6%. Вместе с тем, в двух районах Минска (улицы Тимирязева и Радиальная) среднегодовые концентрации твердых частиц фракции РМ-10 составляли 0,9 ПДК и 1,0 ПДК, соответственно, и были по-прежнему выше, чем в других контролируемых районах.

Согласно Директиве Совета Евросоюза не допускается превышения уровня 50 мкг/м3 более, чем 35 дней (9,6%) в течение календарного года. По итогам 2010г., количество дней со среднесуточными концентрациями твердых частиц в районах ул. Тимирязева и Радиальная превышало целевой показатель в 1,6-2,5 раза.

В годовом ходе «пик» загрязнения воздуха твердыми частицами во всех городах зафиксирован в первой половине апреля и в период с 7 по 17 августа, которые характеризовались дефицитом осадков. Максимальные среднесуточные концентрации в Жлобине достигали 1,7 ПДК, Могилеве - 2,1 ПДК, Витебске - 2,4 ПДК, Минске - 3,5 ПДК [1,9].

Увеличение содержания в воздухе твердых частиц в отдельные дни января и декабря было связано с глобальным переносом. В остальное время года превышения норматива качества по твердым частицам отмечали крайне редко.

Содержание диоксида серы в атмосферном воздухе городов Беларуси на протяжении многих лет сохраняется стабильно низким. Следует отметить, что «залогом» этого является использование природного газа в качестве топлива предприятиями теплоэнергетики. С окончанием отопительного сезона содержание диоксида серы в воздухе большинства городов опускается ниже предела точности определения величины концентрации.

По данным дискретных измерений максимальные из разовых концентраций в Бресте, Гомеле, Новополоцке и Полоцке составляли 0,2 ПДК, а в других городах были существенно ниже. По данным непрерывных измерений среднегодовые концентрации в Могилеве, Витебске и Минске варьировались в диапазоне от 3 мкг/м3 (жилые районы) до 7-8 мкг/м3 - в промышленных районах. Максимальная концентрация диоксида серы (0,3 ПДК) зафиксирована в Минске (район ул. Тимирязева) в период с пониженным температурным режимом.

Важнейшим источником поступления оксида углерода в атмосферный воздух является автотранспорт. В 2010 г. средняя за год концентрация оксида углерода в Новополоцке и Новогрудке составляла 0,5 ПДК, Полоцке - 0,6 ПДК, в других городах - 0,3 ПДК и менее. Превышения среднесуточной ПДК зафиксированы только в отдельных районах Бреста, Могилева и Витебска, однако количество дней было незначительно. Максимальная из разовых концентраций оксида углерода в юго-западном районе Могилева превышала норматив качества в 1,8 раза, в Бресте (район ул. Пушкинская) - в 2,4 раза.

По данным измерений автоматических станций в суточном ходе концентраций оксида углерода выделяется два максимума: первый - с 7 до 9 часов, второй - с 17 до 21 часа. Минимальные значения концентраций отмечены в ночное время [7].

По сравнению с 2006г. содержание оксида углерода в Могилеве, Мозыре, Пинске и Витебске понизилось на 14-25%, Бресте, Минске и Бобруйске - на 36-41%, Орше и Гродно - на 50-62%. В то же время прослеживается некоторый рост среднегодовых концентраций в Речице и Гомеле. В Полоцке и Новополоцке уровень загрязнения воздуха оксидом углерода повысился на 69-91% [6].

Средние за 2010г. концентрации диоксида азота в Могилеве и Полоцке составляли 0,5 ПДК, в Новополоцке и Светлогорске - 0,4 ПДК, в других контролируемых городах - 0,3 ПДК и менее. Превышения среднесуточной ПДК эпизодически отмечали в отдельных районах Бобруйска, Бреста, Минска, Мозыря, Полоцка и Новополоцка, однако количество дней было незначительно. По сравнению с предыдущим годом существенно уменьшилось количество дней со среднесуточными концентрациями выше ПДК в южной части Могилева (район ул. Островского).

По данным автоматических станций, установленных в Минске, Могилеве и Витебске, суточный ход концентраций диоксида азота аналогичен суточному ходу концентраций оксида углерода.

В годовом ходе увеличение уровня загрязнения воздуха диоксидом азота во многих городах зафиксировано в теплое полугодие, особенно в июле-августе, которые характеризовались преобладанием неблагоприятных для рассеивания метеоусловий. Максимальные из разовых концентраций в Бобруйске, Гродно и Полоцке превышали норматив качества в 1,4 - 1,5 раза, в Новополоцке и Могилеве - в 2,3 - 2,8 раза.

По сравнению с 2006г., содержание диоксида азота в воздухе Светлогорска, Минска, Речицы, Пинска, Бреста и Витебска понизилось на 13-20%, Гомеля - на 26%. Вместе с тем, среднегодовые концентрации диоксида азота за этот период в Полоцке, Орше и Новополоцке повысились на 12-18%, Мозыре и Бобруйске - на 28-31%. В других контролируемых городах содержание в воздухе диоксида азота существенно не изменилось.

Сероводород (Н2S) определяли в атмосферном воздухе Мозыря и в городах с предприятиями химической и нефтехимической промышленности: Полоцке, Новополоцке, Могилеве и Светлогорске. Средняя за год концентрация в воздухе Могилева составляла 0,8 мкг/м3, Новополоцка и Полоцка - соответственно 1,2 и 1,3 мкг/м3, Мозыря - 0,1 мкг/м3. Как и в предыдущие годы, содержание сероводорода в воздушном бассейне Светлогорска было ниже предела точности определения величины концентрации. Превышения максимально разовой ПДК (в 1,1 - 1,5 раза) зафиксированы только в Новополоцке.

По сравнению с 2006 г. уровень загрязнения воздуха сероводородом в Могилеве понизился на 27%, в Мозыре - на 67%. В последние два года прослеживается снижение содержания сероводорода в воздушном бассейне Полоцка и Новополоцка [6,7].

Средние за год концентрации фенола в воздухе Гомеля, Витебска, Могилева, Речицы и Бобруйска находились в пределах 0,2-0,3 ПДК, в других городах - не превышали 0,1 ПДК.

Средние за год концентрации аммиака в воздухе Гродно, Речицы и Полоцка находились в пределах 14-20 мкг/м3, Витебска, Гомеля, Минска и Могилева - 23-27 мкг/м3. Минимальный уровень загрязнения воздуха аммиаком (5 мкг/м3) характерен для Новополоцка. Сезонные изменения содержания в воздухе аммиака, как и в предыдущем году, имели ярко выраженный характер: летний уровень загрязнения был значительно выше, чем в зимний период. В 2010г. «пик» загрязнения воздуха аммиаком в большинстве городов отмечен в июле - августе.

Концентрации формальдегида в воздухе определялись на всех стационарных станциях в контролируемых городах (кроме Лиды). Средняя за год концентрация в воздухе Витебска составляла 1,1 ПДК, Бреста и Орши - 1,0 ПДК, Пинска - 0,9 ПДК. Минимальный уровень загрязнения воздуха формальдегидом отмечен в Новогрудке и Жлобине. В остальных городах средние за год концентрации формальдегида находились в пределах 0,4 - 0,7 ПДК.

Сезонные изменения содержания в воздухе формальдегида по-прежнему имели ярко выраженный характер: увеличение концентраций, как правило, наблюдалось с ростом температуры воздуха. При отрицательных или слабоположительных температурах воздуха среднемесячные концентрации варьировались в небольших пределах, а с повышением температуры существенно возрастали.

В 2010 г. «пик» загрязнения воздуха формальдегидом в подавляющем большинстве городов зафиксирован в июле - первой половине августа. Основная причина увеличения уровня загрязнения - преобладание аномально высоких температур воздуха, способствовавших быстрому протеканию фотохимических реакций и образованию формальдегида. Повторяемость проб с концентрациями выше максимально разовой ПДК в южной части Бреста (ул. 17 Сентября) составляла 21-31%, в трех районах Витебска (ул. Космонавтов, проспекты Людникова и Победы) - 17- 20%, ул. Горького - 34%.Превышения максимально разовой ПДК по формальдегиду отмечены в 14 городах. В воздухе Гомеля, Гродно, Речицы, Мозыря и Орши максимальные концентрации достигали 1,9-2,3 ПДК, Новополоцка, Жлобина и Минска - 2,6-2,8 ПДК, Бреста - 3,6 ПДК. При неблагоприятных для рассеивания метеоусловиях в центральном и юго-западном районах Могилева зарегистрированы концентрации формальдегида 4,2-4,7 ПДК, в районе железнодорожного вокзала - 5,3 ПДК. Следует отметить, что в среднем за год повторяемость проб с концентрациями выше максимально разовой ПДК в Бресте составляла 4,4%, Могилеве - 3,6%, Витебске - 2,9%, в других городах - ниже 1%.

Содержание в воздухе соединений тяжелых металлов определялось на 50% стационарных станций. Средняя за год концентрация в Жлобине составляла 0,8 ПДК, в Светлогорске - 0,3 ПДК, в других городах - 0,2 ПДК и ниже. Максимальная среднемесячная концентрация в Минске (район ул. Челюскинцев) превышала норматив качества в 1,2 раза. В Жлобине превышения ПДК отмечены в марте - апреле, июне и ноябре. Увеличение уровня загрязнения воздуха свинцом, по всей вероятности, было связано с большой повторяемостью ветров юго-западной четверти, обуславливающих перенос загрязняющих веществ от основного источника выбросов - металлургического завода. Максимальная среднемесячная концентрация 2,6 ПДК зафиксирована в апреле в микрорайоне №3. В других городах превышений норматива качества по свинцу не отмечено. Содержание в воздухе кадмия было по-прежнему существенно ниже ПДК.

Динамика среднегодовых концентраций свинца очень неустойчива. Вместе с тем, по сравнению с 2006г., содержание свинца в воздушном бассейне подавляющего большинства городов понизилось на 30-80%.

Содержания в воздухе бенз/а/пирена измеряли в 16 городах на 31 стационарной станции. Средние за год концентрации во всех городах были существенно ниже ПДК, Временное распределение концентраций по-прежнему неоднородно: в большинстве городов уровень загрязнения воздуха бенз/а/пиреном в отопительный сезон был значительно выше, чем в теплый период года. В Могилеве максимальная среднемесячная концентрация в январе составляла 0,4 ПДК, Жлобине - 0,6 ПДК, в Бресте в феврале - 1,0 ПДК. В теплый период года содержание в воздухе бенз/а/пирена было ниже предела обнаружения используемой методики.

Таким образом, результаты стационарных наблюдений на сети мониторинга атмосферного воздуха в 2010г. позволяют сделать вывод, что общая картина состояния воздушного бассейна промышленных центров республики по-прежнему достаточно благополучна [7].

Вместе с тем, в некоторых районах Могилева существует проблема загрязнения воздуха диоксидом азота; Бреста, Витебска, Пинска и Орши - формальдегидом. В городах, расположенных в южной части республики (Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица), в теплый период года отмечали значительный рост уровня загрязнения воздуха твердыми частицами суммарно. Обращает внимание повышенный уровень загрязнения воздуха частицами фракции РМ-10 в двух промышленных районах Минска (улицы Тимирязева и Радиальная), где количество дней с концентрациями выше среднесуточной ПДК превышало целевой показатель.

В 13 промышленных городах республики (Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Минске, Могилеве, Новополоцке, Полоцке, Орше, Пинске, Жлобине, Бобруйске и Светлогорске) проводились работы по прогнозированию уровней загрязнения воздуха. В периоды с неблагоприятными для рассеивания метеоусловиями 72 промышленным предприятиям, вклад которых в общий объем выбросов от стационарных источников составлял 80-95%, направлялись предупреждения о возможном увеличении уровня загрязнения воздуха. В 9 городах предупреждения направлялись также 16 крупным автотранспортным предприятиям. В течение года направлено 262 предупреждения [7].

.4 Пути решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха

Нормативы качества атмосферного воздуха, а также методы их определения утверждаются органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха (Минприроды), и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных правил и стандартов. При нарушении нормативов качества атмосферного воздуха деятельность субъектов хозяйствования, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» может быть ограничена, приостановлена или прекращена по предписанию органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха [8].

Нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для каждого технологического процесса в расчете на единицу его мощностных, энергетических и материальных характеристик продукции, полученной при данном технологическом процессе, с учетом воздействия этих выбросов на качество атмосферного воздуха. Разработку нормативов удельных выбросов, методов их определения и определение видов технологических процессов, к которым эти нормативы могут применяться, осуществляют разработчики технологических процессов.

Отнесение субъектов хозяйствования к объектам, оказывающим вредное воздействие на атмосферный воздух, производится в соответствии с критериями экологической опасности, разрабатываемыми органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. Государственный учет таких объектов осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, а перечень объектов, которые представляют сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по государственной статистической отчетности, определяется Минприроды.

Для включения предприятия-природопользователя в систему учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработки проектов планов по охране атмосферного воздуха и ведомственных проектов по установлению нормативов ПДВ, а также при инспекционных проверках предприятий необходимо четкое их деление на категории опасности в зависимости от массы и состава выбрасываемых веществ в атмосферу[14].

Предприятия считаются не оказывающими вредного влияния на атмосферный воздух, если ни один их источник выбросов не попадает в категорию опасных. Опасность источника определяется по утверждённым формулам. Для определения категории опасности предприятия (КОП) используются данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу. В материалах отчетов должна быть подробная расшифровка всех составляющих выбросов и не должно быть информации о суммарных выбросах вредных веществ в атмосферу от группы предприятий (например, в целом по объединениям, управлениям и т.д.).

Предприятия 1-й категории создают вокруг себя значительные зоны загрязнения, где наблюдаются концентрации, в десятки раз превышающие санитарно-гигиенические критерии чистоты атмосферного воздуха. Таких объектов насчитывается немного: в крупных промышленных центрах республики до 10, в районных центрах - не более 2. Однако на эти предприятия приходится 60-70% необходимого снижения выбросов с целью достижения ПДВ от общего снижения по городу, что должно быть в центре внимания служб контроля загрязнения атмосферного воздуха.

Предприятия 2-й категории опасности (в крупных го¬родах их бывает 15-20, в небольших - до 8) выбрасывают в атмосферу около 30-35% общих городских выбросов, где концентрация вредных веществ в несколько раз превышает предельно допустимые.

Одной из наиболее многочисленных групп предприятий, на долю которых приходится 10-15% необходимого снижения выбросов для достижения ПДК, являются предприятия 3-й категории опасности.

Самые мелкие предприятия с небольшими выбросами вредных веществ в атмосферу относятся к 4-й категории опасности. На них приходится 1-5% общих городских выбросов. Для таких предприятий можно устанавливать нормативы ПДВ на уровне фактических выбросов.

Для предприятий 1 и 2 категории опасности необходима разработка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ.

Нужно предъявлять требования по охране атмосферного воздуха при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе объектов в эксплуатацию.

Так, согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов должны проводиться в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами по охране атмосферного воздуха. Выбор территорий и площадок для строительства городов, населенных пунктов и жилых объектов согласовывается с органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха - Департаментом по гидрометеорологии. С целью охраны атмосферного воздуха на территориях населенных пунктов, в местах отдыха населения, при определении мест для размещения новых объектов и реконструкции действующих, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ и (или) неблагоприятного воздействия вредных физических и иных факторов, устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, проекты строительства и реконструкции этих объектов в обязательном порядке согласовываются с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, а также с другими органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Рассмотрение предложений по размещению на территории Республики Беларусь новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности осуществляются в порядке, предусмотренном действующим законодательством [8].

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых производственных и сельскохозяйственных комплексов, предприятий, сооружений и других объектов, должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ, выполнение других требований по охране атмосферного воздуха.

Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны оснастить источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки этих выбросов, а также средствами контроля за количественным и качественным составом выбрасываемых загрязняющих веществ. Критерии, в соответствии с которыми определяются необходимость оснащения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки этих выбросов, а также средствами контроля за количественным и качественным составом выбрасываемых загрязняющих веществ и сроки их оснащения, устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха.

Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, иностранные юридические и физические лица при эксплуатации технологического и другого оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказывающего вредное физическое и иное воздействие на него, должны руководствоваться утвержденными нормами и правилами в области охраны атмосферного воздуха. До введения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ могут использоваться временно согласованные нормативы выбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов до предусмотренных величин.

Нарушение установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него, других условий и требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него вплоть до приостановления, перепрофилирования или прекращения деятельности предприятий, учреждений и организаций.

В целях создания благоприятной среды обитания человека местные исполнительные и распорядительные органы могут ограничивать въезд передвижных источников в населенные пункты, места отдыха, туризма и другие специальные зоны[8].

Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с использованием и вредным воздействием загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению, снижению и устранению вредного воздействия на атмосферный воздух шума, вибрации, электромагнитных полей, радиации;
В целях борьбы с производственными и другими шумами должны осуществляться:

• внедрение малошумных технологических процессов;

• улучшение передвижных источников и способов их эксплуатации

• размещение аэропортов и аэродромов на расстоянии, обеспечивающем экологическую безопасность населённых пунктов;

• проведение мероприятий по снижению бытовых шумов и др.

Наличие экономического механизма охраны атмосферного воздуха включает:

• планирование и финансирование мероприятий по охране атмосферного воздуха;

• установление лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредные физические и иные воздействия;

• установление нормативов платы и размеров платежей за потребление атмосферного воздуха для производственных нужд;

• установление нормативов платы за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии и альтернативных видов топлива, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха;

• возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью людей вследствие нарушения требований настоящего Закона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

. Основная цель мониторинга атмосферного воздуха - наблюдение за качеством воздушного бассейна, оценка, прогноз и выявление тенденций изменения состояния атмосферы для предупреждения негативных ситуаций, угрожающих здоровью людей и окружающей среде.

. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха - это деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективной охраны и рационального использования атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной для человека окружающей среды обитания, улучшения качества атмосферного воздуха на основе соблюдения режима законности в области его охраны.

. Анализ изменения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 2001 г. показывает, что в 2005 г. выбросы на территории Беларуси возросли на 18,1 тыс. т, причем, за счет стационарных источников (26,2 тыс. т), а выбросы передвижных источников, наоборот, уменьшились на 8,1 тыс. т. Выбросы стационарных источников увеличились в Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской и, особенно, Гомельской области (17,4 тыс.т).

Результаты стационарных наблюдений на сети мониторинга атмосферного воздуха в 2007 г. позволяют сделать вывод, что общая картина состояния воздушного бассейна промышленных центров Беларуси достаточно благополучна. Вместе с тем в отдельных городах увеличилась доля проб с концентрациями загрязняющих веществ выше 2 ПДКм.р. В 8 городах определено 11 «проблемных» районов, где в течение года отмечали повышенный уровень загрязнения. В большинстве из них приоритетным веществом является формальдегид.

Результаты стационарных наблюдений на сети мониторинга атмосферного воздуха в 2010г. позволяют сделать вывод, что общая картина состояния воздушного бассейна промышленных центров республики по-прежнему достаточно благополучна.

Вместе с тем, в некоторых районах Могилева существует проблема загрязнения воздуха диоксидом азота; Бреста, Витебска, Пинска и Орши - формальдегидом. В городах, расположенных в южной части республики (Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица), в теплый период года отмечали значительный рост уровня загрязнения воздуха твердыми частицами суммарно.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.     Струк, М.И. Региональные особенности оптимизации окружающей среды Беларуси / М.И. Струк.-Минск: Белорус. наука, 2007.-252 с.

2.       Состояние природной среды Беларуси // Экологический бюллетень 2001г./ Под ред. В.Ф. Логинова.-Минск, 2002.

.        Состояние природной среды Беларуси // Экологический бюллетень 2003г./ Под ред. В.Ф. Логинова.-Минск, 2004.

.        Состояние природной среды Беларуси // Экологический бюллетень 2005г./ Под ред. В.Ф. Логинова.-Минск, 2006.

.        Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005 / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь-Минск, 2005.

.        Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007 / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь-Минск, 2007.

.        Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь-Минск, 2011.

.        Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».-Минск, 2002.

.        Национальный доклад о состоянии окружающей среды Республики Беларусь / Сост.: О.А. Белый, А.А. Савастенко.-Минск: Экология, 2005.

.        Ридевский, Г.В. Комплексная оценка устойчивости регионального развития (на примере Могилевской области).-Могилев, 2002.

.        Савицкий, Б.П., Цвирко, Л.С., Кучмель, С.В. Место Национального парка «Припятский» в системе медико-географического районирования Беларуси // Экологические проблемы Полесья и сопредельных территорий: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.-Гомель, октябрь 2002г.-Гомель, 2002. -С. 207-209.

.        Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Маврищев.-2-е изд.-Мн.: Высш. шк., 2005.-416с.

.        Лось, В.А. Экология: учебник / В.А. Лось.-М.: Издательство «Экзамен», 2006.-47с.

.        Радкевич,В.А. Экология.-Мн.: Высш. шк., 1997.-158с.

.        Хомич, В.С., Какарека, С.В., Кухарчик, Т.И. Экогеохимия городских ландшафтов Беларуси / Минсктиппроект.-Минск, 2004.

Похожие работы на - Оценка современного экологического положения Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!