Анализ управления депрессивными территориями на примере Ивановской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,26 Мб
  • Опубликовано:
    2014-03-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ управления депрессивными территориями на примере Ивановской области

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы, сущность и основные характеристики депрессивной территории

1.1 Понятие, сущность и основные характеристики депрессивной территории

1.2 Механизмы преодоления депрессивности на государственном уровне

Глава 2 Анализ управления депрессивными территориями на примере Ивановской области

2.1 Анализ уровня жизни в Ивановской области: основные показатели, статистические данные

2.2 Механизм преодоления депрессивности на территории Ивановской области

Заключение

Список использованной литературы


Введение

депрессивная территория государственная

Снижение валового внутреннего продукта, спад производства, социальное расслоение, рост безработицы сегодня характерны для многих регионов страны. Негативные процессы на таких территориях принимают затяжной характер, вследствие чего за чертой бедности оказалась значительная часть населения. Ситуация усугубилась в условиях системного кризиса экономики регионов, а также в результате стратегически непродуманных реформ.

Депрессивность территорий проявляется, прежде всего, в отсутствии развития ведущих отраслей региона. При этом число проблемных регионов в последнее время не уменьшается, а, напротив, увеличивается, причем, к депрессивным регионам уже относятся и те территории, которые до начала экономических реформ развивались нормально, но в результате трансформации экономического базиса России превратились по разным причинам в дотационные регионы, с показателями их социально-экономического развития многократно хуже соответствующих среднероссийских показателей.

В таких регионах кризисные явления обладают мультипликативным эффектом и блокируют возможности регионального воспроизводственного процесса в целом и его отдельных элементов: происходит деградация ресурсного, хозяйственного, социального и экологического потенциалов территории.

Таким образом, в настоящее время серьезной проблемой для страны в целом, и для многих регионов стала территориальная неравномерность экономического развития. При всем разнообразии природных и иных характеристик любого региона, его реальная целостность, стабильное развитие в социальном и экономическом значении определяются уровнем регионального единства стандарта комплекса необходимых социальных благ и того, насколько способен каждый регион его обеспечить своим гражданам, поэтому изучение вопросов депрессивности территорий, их сущности, а также механизмов преодоления является актуальным в наше время.

Проблемам неравномерного территориального развития посвящены труды различных ученых-экономистов. Наиболее существенный вклад в развитие основ территориального развития внесли такие известные специалисты, разрабатывающие теорию хозяйственного развития, как Ж. Бурвиль, У. Изард, В. Кристалл ер, Э. Куклински, В. Леонтьев, А. Леш, Д. Пью, И. Тюнен, Д. Хиксон.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении понятия депрессивности, механизмов развития депрессивных территорий, а также анализ управления депрессивными территориями на примере Ивановской области.

Поставленная цель исследования потребовала решения следующих задач:

рассмотрение теоретических основ, сущности и основных характеристик депрессивной территории;

анализ механизмов преодоления депрессивности на государственном уровне

оценка социально-экономического состояния депрессивных территорий на примере Ивановской области.

Объект исследования - Ивановская область и ее локальные депрессивные зоны.

Предмет исследования - теоретические вопросы формирования понятия депрессивности территории, механизмы развития депрессивных территорий и инструменты сглаживания пространственной поляризации.

В курсовой работе использованы законодательные и нормативно-правовые документы РФ, региональные программы, а также научная литература и периодические издания, касающиеся выбранной темы.

Глава 1 Теоретические основы, сущность и основные характеристики депрессивной территории

1.1 Понятие, сущность и основные характеристики депрессивной территории

Проблемы депрессивных территорий привлекают внимание ученых со второй половины XX века, это послужило основой становления региональной экономики как самостоятельной отрасли науки. Вместе с тем вопрос идентификации депрессивных территорий в условиях переходной экономики остается решенным не до конца, недостаточно разработаны методические и методологические основы выделения депрессивных ареалов и определения путей преодоления депрессии.

В отечественной и зарубежной экономической теории депрессия (depression) - "ситуация, для которой характерны падение производства, тенденция к снижению цен и рост безработицы... Характеризуется кумулятивным процессом, при котором падение спроса (инвестиционного и потребительского) влечет за собой снижение производства и ведет к уменьшению использования ресурсов, что в свою очередь поддерживает спрос на низком уровне..."

В литературе встречаются различные определения понятия депрессивная территория. Ученые называют депрессивными территории, прошедшие стадию спада экономики или же идущие к спаду. Например, депрессию определяют как стадию развития, характеризующуюся по сравнению с предшествующим периодом спадом производства, появлением безработицы, снижением инвестиционной и миграционной привлекательности и сопровождающуюся оттоком населения, т.е. депрессия рассматривается как стадия предшествующая стадии спада в экономике региона.

В ФЗ «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий», сказано, что депрессивная территория - это административная единица (район, город) или совокупность сопредельных административных единиц в границах одного или нескольких субъектов РФ, имеющих однородную структуру экономики, оказавшаяся в результате острого кризиса в основной (основных) отраслях экономики в состоянии крайнего экономического упадка.

Сложившаяся ситуация в депрессивных территориях характеризуется следующими факторами:

Низкий уровень жизни населения;

Устаревшая технологическая база;

Недостаточное рыночное позиционирование;

Слабое развитие промышленного производства,

Производство незагружено;

Люди получают низкую зарплату;

Не организован квалифицированный маркетинг и сбыт продукции;

Дефицит кадров;

Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Важным моментом является, что депрессивные регионы необходимо отличать от других видов проблемных регионов (районов нового освоения, слаборазвитых регионов, приграничных регионов, зон экологического бедствия и т.д.).

Рассмотрим основные отличительные признаки депрессивных регионов на рисунке 1:














Рисунок 1 Основные отличительные признаки депрессивных регионов

Так же депрессивный регион можно рассматривать как регион, который пережил стадию экономического спада и длительное время не восстанавливает свои позиции относительно других регионов. Количественно понятие региональной депрессии можно выразить через систему показателей, которые свидетельствуют о том, что:

доля ВРП региона в суммарном ВРП страны ниже, чем была ранее (до кризиса);

темпы роста ВРП региона ниже, чем в среднем по стране и по группе регионов со сходной специализацией, при этом происходит негативное изменение социальных показателей (фаза кризиса);

на момент проведения региональной диагностики (анализа состояния социально-экономического развития) регион не показывает положительных тенденций развития относительно других регионов страны.

Причины депрессивного состояния заключаются в следующем:

снижение конкурентоспособности основной продукции;

отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса;

истощение минерально-сырьевой базы;

структурные сдвиги в экономике страны.

С целью выделения депрессивных регионов существуют различные подходы и критерии:

Статистический подход

Здесь задаются единые формализованные критерии, на основе которых производится отбор депрессивных регионов. В качестве основных показателей оценки используют:

"накопленный" (по сравнению с 1990-1991 гг.) и "текущий" (за последние 1-2 года) спад промышленного производства;

уровень официальной безработицы и темпы ее роста (с выделением последнего года);

реальные доходы населения (отношение среднедушевого дохода к стоимости потребительской корзины) и темпы их изменения (в том числе за последний год).

Необходимо обосновать эти показатели с привязкой к существующей на районном и городском уровне статистической базе, выбрать их критериальные значения с ориентацией на средние по России или по специально выделенной зоне со сходными условиями и разработать формализованную методику их интегрирования.
 2. Структурный подход

Выделение депрессивных регионов проводится путем анализа и оценки структуры занятости и состояния предприятий промышленных узлов и районов, претендующих на получение статуса депрессивных регионов. При этом предварительно должны быть выделены "депрессивные" подотрасли и сферы производства. Потенциально депрессивные регионы должны определяться на основе оценки доли занятых на предприятиях этих подотраслей (особенно в случаях, когда эти предприятия отнесены к градообразующим) в общем числе занятых данного региона. На втором этапе необходимо провести более детальный анализ и оценку финансово-экономического состояния предприятий выделенных территорий с оценкой перспектив их сохранения (реструктуризации) в ближайшие 2-3 года. Статус депрессивного региона получают территории с высокой концентрацией неблагополучных предприятий.

Второй подход более трудоемкий и более подвержен лоббированию, однако обеспечивает более точное выделение депрессивных регионов и большую эффективность использования федеральной поддержки для проведения "точечной" структурной перестройки экономики.

ФЗ «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий» предусмотрены критерии отнесения территорий к категории депрессивных среди которых:

расположение в границах одной административной единицы (город, район) или нескольких сопредельных административных единиц, в том числе входящих в состав одного субъекта РФ либо нескольких сопредельных субъектов РФ;

однородность структуры экономики депрессивной территории в каждом муниципальном образовании, входящем в состав данной территории (схожая отраслевая структура, уровень ее развития, состояние основных производственных фондов и т.п.);

многократный (в 3 и более раза) спад производства в основной отрасли экономики данной территории, происшедший в течение последних 12 лет;

значительное (более чем на 1/4) отставание oт средних по Российской Федерации в течение последних 3 лет показателей уровня безработицы (в процентах от занятости экономически активного населения) и соотношения денежных доходов и величины прожиточного минимума населения.

Территория субъекта федерации полностью может быть отнесена к депрессивным при соблюдении следующих условий:

занимаемая площадь не превышает 40 тысяч квадратных километров;

численность населения должна быть не более 500 тыс. чел.;

удельный вес федеральных дотаций данному субъекту РФ в его консолидированном бюджете должен быть не менее 50% в течение последних 3 лет.

Таким образом, депрессивные территории выделяются с целью организации эффективной системы их федеральной поддержки и создания предпосылок для перехода в фазу экономического роста.

Состояние депрессии достаточно сложное, поэтому решить проблемы выхода из депрессии только за счет средств местных и региональных бюджетов невозможно.

В связи с этим статус депрессивной территории должен присваиваться федеральными органами власти исходя из предложений и при наличии проекта федеральной программы поддержки депрессивной территории, разработанной органами исполнительной власти субъекта федерации или органами местного самоуправления. Перечень депрессивных территорий должен ежегодно утверждаться Правительством РФ, а бюджетное финансирование целесообразно выделять на конкурсной основе, в соответствии с программой и возможностями бюджета. Источниками финансирования федеральных программ могут быть средства федерального, регионального и местного бюджетов, приоритетной является финансовая помощь.

1.2 Механизмы преодоления депрессивности на государственном уровне

Истоки депрессии были заложены структурной политикой, когда при решении территориальных проблем упор делался на централизованные и дотационные механизмы при слабом участии и низкой активности самих территориальных единиц и местных органов власти, действовал остаточный принцип их финансирования. Сегодня становится очевидно, что в условиях развития рыночных отношений такая политика требует существенной корректировки.

Государственную политику в отношении депрессивных территорий можно разделить на три блока и выстроить в определённую иерархию, представим их на рисунке 2:













Рисунок 2. Основные блоки государственной политики в отношении депрессивных территорий

При существенной территориальной дифференциации регулирование территориального развития проходит в основном в рамках межбюджетных отношений и государственных целевых программ.

Рассмотрим основные принципы государственной политики в отношении депрессивных регионов в таблице 1.

Таблица 1

Основные принципы государственной политики в отношении депрессивных регионов

Принцип

Сущность

1

Принцип целенаправленности

Преодоление неблагоприятного социально-экономического состояния на депрессивных территориях возможно лишь на основе целевых государственных программ. Эта проблема в большинстве случаев не может быть решена органами местного самоуправления самостоятельно. В зависимости от специфики территории, ее масштабов и комплекса антидепрессивных мер программы могут быть как федеральными, так и региональными (субъектов РФ) или межрегиональными.

2

Принцип единства территории

Депрессивная территория должна рассматриваться в качестве единого социально-хозяйственного комплекса во взаимосвязи социальной, производственной и экологической сфер жизнедеятельности населения при условии приоритетности решения определяющей задачи - обеспечения устойчивого повышения качества жизни людей. При этом должен соблюдаться принцип согласования интересов указанных сфер.

3

Принцип дифференциации

Государственная политика в отношении депрессивных территорий должна быть дифференцированной, предельно конкретизированной, базирующейся на объективной, широкой качественно-количественной диагностике состояния локальной территории. При этом особое значение имеет оценка сложившегося в результате реформ производственно-экономического состояния предприятий.

4

Принцип обоснованности

Формированию государственной политики должен предшествовать научно обоснованный долгосрочный прогноз функционирования экономики и социальной сферы региона и концепция его развития на срок не менее 5-10 лет. Эти материалы могут быть разработаны лишь после уяснения перспектив основных градообразующих предприятий.

5

Принцип согласованности интересов

Условием реализации политики государства в депрессивных регионах является социальное партнерство, для достижения которого должна быть отработана процедура согласования интересов всех участников процесса реализации государственной политики, обеспечена обоснованность и прозрачность намечаемых мероприятий, предусмотрены механизмы корректировки политики в случае непонимания ее населением. 1. Объективность и открытость при отборе территорий для оказания им федеральной целевой поддержки.  2. Одновременная концентрация сил и средств на относительно небольшом количестве территорий с целью достижения максимального социально-экономического эффекта.  3. Ограниченность поддержки по времени и целям. Недопустимость использования целевой федеральной поддержки для финансирования текущих потребностей территорий.



 4. Максимальное использование возможностей самих территорий и субъектов Российской Федерации, в состав которых они входят, в разработке и реализации системы мер по преодолению депрессивности.


Основные формы федеральной поддержки депрессивных регионов представим на рисунке 3:










Рисунок 3. Основные формы федеральной поддержки депрессивных регионов

Наряду с оказанием финансовой помощи при поддержке депрессивных регионов используются организационно-правовые меры: введение особого (более жесткого) режима ликвидации государственных (казенных) предприятий, приоритет при распределении государственных заказов (особенно оборонных), оказание помощи предприятиям в проведении инвестиционных торгов и организации новых эмиссий акций и т.д.

На сегодняшний день правительством разработан проект Федерального закона "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации".

Цель нормативного акта - ускорение структурной перестройки экономики и смягчение ее неблагоприятных последствий.

В основу программы предлагается положить принцип придания депрессивным регионам особого экономико-правового статуса, дающего право на дополнительную (по сравнению с другими регионами) федеральную поддержку. При этом основным объектом поддержки станут не региональные (местные) власти, а проживающие (работающие) на территории депрессивного региона граждане и функционирующие в данном регионе предприятия (вне зависимости от места их регистрации). Эта поддержка будет направлена, с одной стороны, на смягчение негативных последствий структурных преобразований экономики депрессивных регионов, и, с другой стороны, на ускорение реструктуризации в целях как можно более сжатого по срокам преодоления наиболее сложных первоначальных стадий этого процесса.

Глава 2. Анализ управления депрессивными территориями на примере Ивановской области

2.1 Анализ уровня жизни в Ивановской области: основные показатели, статистические данные

Ивановская область входит в состав Центрального Федерального округа Российской Федерации <#"703191.files/image001.gif">

Рисунок 4 Среднемесячная заработная плата в муниципалитетах

Ивановской области по состоянию на март 2013 г., тыс. руб.

На заработную плату приходится 34% (в среднем по РФ - 40%). Одна из причин - значительная доля теневой заработной платы, таким путем текстильный бизнес, а также малые предприниматели снижают свои издержки, экономя на налогах.

По предварительным данным ежемесячной оценки денежных доходов и расходов населения Ивановской области среднедушевой денежный доход в 2012 году составил 15778,6 рублей в месяц. Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения (доходы населения за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, увеличились на 10,2%. Среднедушевой денежный доход ниже уровня в 2012 году имели 62,9% от общей численности населения (62,7% - в 2011г.)/

Величина прожиточного минимума (по данным Министерства труда и занятости Ивановской области) за 4 квартал 2012г. составила 6754 рубля на человека в месяц, что больше, чем в предыдущем году на 12,8%. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 15,3% от общей численности населения региона (в 2011г. - 17,1%).

Дефицит дохода, оцениваемый в сумме дополнительных денежных средств, необходимых для доведения малоимущих групп населения до уровня прожиточного минимума, составил 1,8% от общего объема денежных доходов (в 2012г. - 2,1%). Доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 2012г. в 10,7 раза превышали доходы 10% наименее обеспеченного (в 2011г. - в 10,4 раза).

В Ивановской области сохраняется высокий уровень безработицы. Доля безработных в 1990-х была выше, чем по стране в целом (18,6 и 13,2% в 1998 г. соответственно). На многочисленных промышленных предприятиях широко практиковалась неполная занятость (административные отпуска и др.), т.е. скрытая безработица. В период экономического роста 2000-х ситуация на рынке труда улучшилась, уровень безработицы <#"703191.files/image002.gif">

Рисунок 5. Численность учащихся в системе профессионального образования, на 10 тыс. чел. населения

Обеспеченность жильем а Ивановская область превышает среднероссийский уровень (в 2011 г. - 24,2 и 23 кв. м. на чел. соответственно) вследствие сильной депопуляции. При этом объем ввода нового жилья более чем в два раза уступает среднему по стране. В Центральном ФО хуже показатель только в Тульской области. Жилищное строительство - хороший индикатор привлекательности региона для проживания и наличия платежеспособного спроса населения. Несмотря на высокий уровень урбанизации, показатели благоустройства жилья в Ивановской области (обеспеченности водопроводом, горячим водоснабжением и канализацией) хуже средних по стране, а среди соседних регионов сопоставимы только с менее урбанизированной Костромской областью (табл. 6). Доля ветхого и аварийного жилья меньше общероссийской - 2,4%.

Таким образом, по большинству индикаторов социально-экономическое положение Ивановской области - худшее среди других регионов страны. По этим фактам можно сказать, что регион находится в депрессивном положении. Не только глубокий промышленный спад, но и сильное падение уровня жизни населения не позволили области преодолеть депрессивность даже в период экономического роста 2000-х гг. Новый кризис усугубил существующие проблемы неконкурентоспособной специализации экономики, низкой инвестиционной привлекательности и низкого уровня жизни.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что депрессивность экономики Ивановской области является закономерным следствием и характеризуется:

более глубоким по сравнению со среднероссийским спадом производства валового регионального продукта;

разрушением значительного числа объектов инфраструктуры экономики и социальной сферы;

ухудшением технологической и возрастной структуры основных производственных фондов;

глубокой поляризацией населения по структуре доходов и потребления

обострением наряду с общими для современной экономический цивилизации противоречиями (между научно-техническим прогрессом и ростом безработицы, между характером, условиями труда и его оплатой) специфических региональных противоречий между традиционно высоким уровнем трудовой активности населения и низким уровнем жизни и эффективности труда, недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, неэффективностью системы их подготовки и переподготовки, неразвитостью рынка труда.

2.2 Механизм преодоления депрессивности на территории Ивановской области

В настоящее время экономика региона является одной из наименее конкурентоспособных в России. Причины этого, лежащие в глубине прошедших десятилетий, были усугублены переходом страны к рынку. Накопившиеся проблемы имеют системный характер и требуют комплексного, целенаправленного решения.

Первоочередной задачей для области является возрождение промышленности как градообразующей функции и активизация самопомощи, базирующуюся на местных ресурсах. Характер и направленность такого влияния определяются, прежде всего, территориально-отраслевой структурой экономики региона. С учетом этого управление факторами регионального развития должно быть ориентировано на содействие росту отраслей текстильной промышленности и отрасли сельского хозяйства.

Механизмом преодоления депрессивности на территории Ивановской области может стать комплексная программа развития, в которой будут выявлены проблемы региона, найдены пути их решения.

При этом данная программа должна разрабатываться не только региональными участниками, но и органами федеральной власти, регионами-соседями, муниципальными образованиями, научным сообществом, местными предприятиями.

Для составления программы можно объединить регионы в группы, но не только на основании территориальной близости, но и на схожести их проблем и возможностей. Важной особенностью данной программы должно быть строгое временное ограниченное. Должны присутствовать интенсивные меры по преодолению депрессивной ситуации. Подобные программы существуют и в России (федеральные целевые программы территориального развития), однако, они создаются в отношении проблемных или политически-значимых регионов, а не депрессивных.

Региональная власть способна стимулировать экономическую активность депрессивного субъекта РФ посредством целенаправленного воздействия на ряд факторов регионального развития, прежде всего трудовые ресурсы и инфраструктуру.

С целью повышения привлекательности региона для высококвалифицированных специалистов, минимизации трудовой миграции из региона на уровне региональных программ необходимо создать привлекательные условия для проживания, ими могут быть: региональные программы по софинансированию покупки жилья для специалистов.

Важным моментом является тот факт, что управление факторами регионального развития должно строиться на основе комплексного анализа социально-экономической ситуации, стратегии развития области и схемы территориального планирования, а это напрямую зависит от местной власти региона.

Местная власть - это сила, в полной мере ответственная за судьбу своей территории. И чтобы стать действенной и соответствующей своему статусу, ей необходимы смена способа мышления и разработка такого подхода в управлении развитием, который способен на основе современных научно-обоснованных подходов к организации различных сторон деятельности территории в рыночных условиях привести локальную экономику к устойчивому развитию, а население - к всеобщему благосостоянию. Таким подходом, по нашему мнению, является использование маркетинговой концепции управления, а также стратегического планирования на его основе.

Маркетинг на территории того или иного муниципального образования является действенным инструментом формирования рыночной среды, создания, укрепления и поддержания конкурентных преимуществ города, инструментом консолидации всех членов общества в поиске оптимальной модели развития региона и его отдельны территорий, его позиционировании и создании соответствующего имиджа. Стратегическое планирование же придает развитию города некую плановость, целенаправленность, дальнозоркость и синхронность.

Анализ отраслевых тенденций, соответствия им сложившейся структуры экономики региона, очевидное недоиспользование природно-климатических и ресурсных особенностей региона позволяют сделать вывод, что ускоренное и устойчивое социально-экономическое развитие региона может быть обеспечено за счет: использования собственного природно-ресурсного потенциала и развития соответствующих местным условиям и ресурсам конкурентоспособных производств.

Этот вариант наиболее приемлем для Ивановской области, так как предусматривает развитие внутреннего потенциала, с некоторым участием государства.

Сегодня становится очевидно, что выход из кризиса Ивановской области начнется тогда, когда успешно начнут функционировать наиболее конкурентоспособные предприятия.

Большую роль в выходе его из депрессивного состояния смогут сыграть и местные рынки для местного бизнеса.

Речь идет о более полной ориентации местных, в первую очередь малых и отчасти средних, предприятий на внутренний рынок за счет расширения внутреннего спроса (в т.ч. на основе муниципального заказа), с одной стороны, и более активной конкуренции с ввозом (в т.ч. административными методами), с другой.

Говоря о замещении ввоза собственным производством имеется ввиду в первую очередь товаров для населения (хлеб, кондитерские изделия, мясопродукты, изделия швейной промышленности и пр.), т.е. товары, которые могут и должны представлять собой продукцию местной экономики (разумеется, речь не идет о таких товарах массового спроса, в создании которых реализуется эффект масштаба).

Важным условием выхода из депрессивности является вывоз продукции региона за пределы области, т. е. ориентация на внешний рынок, это способствуют увеличению ликвидных средств у населения.

Как правило, средние и крупные предприятия не могут ограничиться реализации продукции только в пределах местной экономики. Разрыв в начале 90-х гг. внешних экономических связей поставил предприятия перед задачей поиска новых рынков сбыта и закрепления на них. В целом от успеха такой кампании зависит дальнейшее развитие малого города, а поэтому в решении этого вопроса необходима активная позиция местной администрации. Увеличение занятости населения, рост покупательского спроса будут способствовать развитию и других предприятий. Таким образом, сокращение вывоза сырья и увеличение вывоза готовой продукции должны стать основной целью дальнейшего социально-экономического развития региона и выхода его из депрессивного состояния.

Важной задачей является содействие развитию малого бизнеса. В настоящий момент малый предприниматель, который занимает ключевое место в рыночной экономике, столкнулся с неким потолком в своем развитии. Это проявляется, прежде всего, в нехватке финансовых средств и недостаточном уровне образования для дальнейшего развития. Поэтому важную роль в устранении таких преград должна занять местная администрация, например за счет повышения квалификации предпринимателей (например, путем проведения образовательных семинаров и тренингов) и расширении финансовых возможностей для их деятельности (бизнес-инкубаторы, муниципальный заказ и пр.).

С целью финансового оздоровления региона необходима активизация работы с крупными инвесторами. Такая работа должна быть нацелена на поиск, привлечение и удержание новых инвесторов, например, через:

создание привлекательного WEB-сайта,

участие в ярмарках,

выставки,

разработку перспективных бизнес-идей и их презентацию и пр.

Развитие субрегионального сотрудничества также является одним из направлений выхода области из депрессивности. Такое сотрудничество не должно носить формальный характер, а скорее направлено на реализацию конкретных совместных проектов, реализация которых немыслима или, по крайней мере, сильно затруднена силами лишь одной стороны. Речь идет о проектной форме управления и об интеграционном потенциале, который несет в себе значительную синергию.

Таким образом, для Ивановской области существуют множество возможных направлений, чтобы преодолеть упадок и застой.

Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, природно-ресурсного и экологического характера должна стать группа производственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных (населенные пунк­ты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуация ано­мально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для перелома нарастающих негативных тенденций недостаточно.

В производственно-хозяйственной сфере к числу таких структур в первую очередь относятся предприятия-банкроты в которых по эко­номическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, ста­ло быть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разреше­ние кризисных ситуаций.

На сегодняшний день можно выделить две наиболее перспективные отрасли, способные вывести регион из кризиса. Это - текстильная промышленность и сельское хозяйство.

Развитие этих отраслей должно способствовать процессу восстановления социально-экономической сферы и хозяйства района.

Область обладает рядом конкурентных преимуществ, на основе которых может быть сформирована современная, весьма эффективная экономика. Реализовать конкурентные преимущества можно только при условии тщательно продуманных, активных и целенаправленных действиях власти.

Заключение

В результате анализа структуры территориальной депрессии можно выделить факторы, лежащие в основе этого явления. В их состав входят: моноотраслевая структура производства, отсутствие новых, динамичных отраслей или отставание в их развитии, малая степень диверсификациипроизводства, технологический консерватизм, подчиненность обслуживанию национального рынка, сверхконцентрацию производства.

Депрессивная экономическая система особенно уязвима от внешних факторов - изменений рыночной конъюнктуры. В неблагоприятных условиях происходят «моральный износ», устарение отраслевой структуры, производственного аппарата, социальной инфраструктуры. Следствиями и признаками развития кризисных процессов являются спад производства, хроническая безработица, резкое снижение доходов населения, ухудшение состояния окружающей среды, нарастание негативных тенденций в социальной, политической и демографической сферах. Поэтому в условиях поиска путей преодоления явлений социально-экономического кризиса в стране особого внимания заслуживают те территории, где негативные процессы проявляются наиболее остро и болезненно.

В России «депрессивными», прежде всего, оказались моноотраслевые территории с некоторыми отраслями промышленного комплекса, текстильной, машиностроительной и горнодобывающей промышленности. Основными причинами явились потеря спроса на выпускаемую продукцию, ее низкая конкурентоспособность и нерентабельность производства в рыночных условиях. Кризис основного районо и градообразующего предприятия вызывал упадок и деградацию целых территорий.

Таким образом, решение проблемы депрессивных районов Российской Федерации является сложной многоплановой задачей, включающей в себя тщательно продуманные реформы в региональных политике и финансировании, пересмотр перспектив развития проблемных регионов. Однако стабилизация ситуации депрессивных регионов окажет заметное воздействие на экономику страны в целом.

Анализ нормативной правовой базы регионального развития на федеральном и региональном уровнях однозначно свидетельствует, что она на данный момент не позволяет решать правовым путем задачу снижения диспропорций в социально-экономическом развитии регионов РФ. Отчасти это объясняет неудачи усилий правительства по снижению различий в уровне развития российских регионов.

Поэтому в настоящее время необходимо глубокое переосмысливание нормативной правовой базы регионального развития с позиций создания взаимоувязанной и внутренне не противоречивой законодательной основы, обеспечивающей регионам равные возможности развития и статус.

Недостаточная изученность данного вопроса в совокупности с некомпетентной региональной политики может не только затруднять решение этой задачи, но и усугублять ситуацию, вводя регионы в еще больший кризис.

Анализ современного состояния и тенденций развития Ивановской области позволил выделить ряд факторов, дающих основание говорить о депрессивном характере развития региона.

Образовавшийся за годы социалистического строительства в условиях слаборазвитой экономики района промышленный комплекс практически не смог органически интегрироваться в существующую региональную структуру, что привело к глубокому кризису во всех сферах жизнедеятельности региона. Основными чертами депрессии региона являются:

Отсутствие сбалансированности и комплексности в развитии секторов и отраслей экономики;

Специализация на отраслях промышленности, не связанных с удовлетворением потребностей внутреннего рынка;

Малая степень диверсификации производства;

Структурная и технологическая инерционность.

Экономический кризис усугубляется накопленной десятилетиями изношенностью производственных фондов и их отсталостью в силу нарушения воспроизводственных процессов. В настоящее время степень расслоения в социально-экономическом развитии территорий Ивановской области очень велика и требует особого внимания к разработке механизмов вывода депрессивных территорий из состояния кризиса.

На сегодняшний день можно выделить две наиболее перспективные отрасли, способные вывести регион из кризиса. Это - текстильная промышленность и сельское хозяйство, поэтому первоочередной задачей для области является возрождение промышленности как градообразующей функции и активизация самопомощи, базирующуюся на местных ресурсах.

Механизмами преодоления депрессивности на территории Ивановской области являются: комплексная программа развития, в которой будут выявлены проблемы региона, найдены пути их решения, воздействие со стороны региональных властей на трудовые ресурсы: региональные программы по софинансированию покупки жилья для специалистов, использование маркетинговой концепции управления, а также стратегического планирования на его основе, развитие местных рынков для местного бизнеса, а также ориентация на внешний рынок, активизация работы с крупными инвесторами. Эти меры будут способствовать процессу восстановления социально-экономической сферы и хозяйства района и повышению конкурентоспособности региона.

Список использованной литературы

Постановление ГД ФС РФ от 10.10.2001 N 1935-III ГД "О проекте Федерального закона N 91010-3 "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации».

Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Прави-тельства РФ от 6.09.2011г. № 1540-р

Алексеев В. В., Зубков К. И., Килин А. П. Зарубежный опыт антидепрессионной региональной политики/ Екатеринбург: Наука, Уральское отд., 2010.

Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики: СПб, научн. тр. / Под ред. В.И. Шнипера. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2010.- 193 с.

Антикризисное управление: учебник. Под ред. Э.М. Короткова/М.: ИНФРА-М, 2009.

Асаубаев А.К. Социальные проблемы монопрофильных городов. // Территориальные аспекты процессов хозяйственного развития / Сборник научных трудов Института системного анализа РАН. Под. ред. А.Н. Швецова. М.: УРСС, 2010. С. 4-11.

Бандман М.К., Лаппо Г.М., Машбиц Я.Г. Проблемные регионы: понятие, типы, особенности // Изв. Российской академии наук, серия Географическая, 2011 г. №5. с. 15-34.

Бандман М.К., Гузнер С.С., Селиверстов В.Е. Федеральная помощь депрессивным и отсталым регионам России // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып. 3. Под ред В.Е. Селиверстова. Новосибирск: ЭКОР, 2009;

Богачева О.В. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов. // Вопросы экономики. - 2010, №6, с. 10-16.

Вардомский Л.Б. Региональные процессы в контексте федерализации России// Региональное развитие и региональная экономическая политика РФ и КНР. М.: АОЗТ «Эпикон», 2009.

Галиев В.н. Социальная доктрина в условиях кризисного развития//Социальная политика и социология, 2011.№ 4

Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для студ. Вузов /А.Г. Гранберг. - изд. 2-е.- М.: Европейская комиссия, 2004. - 495 с.

Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. М., 2011. - 147 с.

Дугарова Г.Б. Депрессивные территории: возможные пути оздоровления//ЭКО, 2010 №8.

Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М., УРСС, 2002. 363 с.

Лексин В., Швецов А. Депрессивные территории: прежние проблемы и новые варианты их решения // Российский экономический журнал. 2011. N9.

Лодышкин А.В., Архипова В.Г., Шувалов А.В. Экономика города Шуи / Экономика Ивановской области: состояние, проблемы, развитие / Под общей ред. В.И. Тихонова, Б.Д. Бабаева. - Иваново: Изд-во «Иваново-Вознесенск», 2010.

Марголин А., Хутыз 3. О мерах государственной поддержки регионального развития//Экономист, 2010.№ 6

Номшиева К.Н. Стратегический анализ экономики депрессивного региона/Государственная служба, N91(33), январь-февраль 2009.

Перцик Е.Н. и др. Оценка потенциала развития городов России //Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 2011. №1.

Петров Н.В., Смирнягин Л.В., Трейвиш А.И. Региональное развитие России и задачи региональной политики// География в школе. - 2010, №1

Сарбашева Ф. Депрессивные регионы: рыночные преобразования в социальной сфере форсировать нельзя// человек и труд, N10, 2011.

Трейвиш А И. Промышленность России за сто лет.// Россия в окружающем мире /Аналитический ежегодник/ М:МНЭПУ, 2010.

Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы/М.: Дело, 2010

Швецов А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. М.: УРСС, 2011.

www.ivanovoobl.ru <http://www.ivanovoobl.ru> - сайт Правительства Ивановской области .ivanovo.gks.ru - сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области

Похожие работы на - Анализ управления депрессивными территориями на примере Ивановской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!