Анализ рентабельности продукции

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,09 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ рентабельности продукции















Анализ рентабельности продукции

Введение

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Если прибыль относится к абсолютным показателям и на ее основе нельзя сравнивать деятельность предприятий с различным производственным потенциалом, то показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовой эффективности предприятия. В связи с этим они используются для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные виды продукции в разных объемах. Показатели рентабельности относят к обязательным элементам анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Общий смысл понятия рентабельности - определение суммы прибыли, получаемой с одной гривны вложенного капитала. Сущность рентабельности как финансово-экономической характеристики предприятия раскрывается через систему показателей. Поскольку показатели рентабельности являются относительными, они могут быть выражены как в коэффициентах, так и в процентах.

1. Основные группы показателей рентабельности

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

показатели рентабельности продукции;

показатели рентабельности капитала (активов и пассивов).

Первая группа - показатели рентабельности продукции - широко используется менеджерами предприятия для организации управления затратами, ценообразованием, при решении вопроса о сужении или расширении объема производства и сбыта, т.е. для разработки маркетинговой стратегии. Кроме того, своевременный и регулярный контроль за уровнем рентабельности позволяет снизить влияние инфляции на финансовые результаты предприятия.

Вторая группа - показатели рентабельности капитала - позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него (предприятие) капитал и оценить эффективность использования оборотных и внеоборотных активов. Показатели рентабельности активов и пассивов применяются при выборе структуры финансовых ресурсов, при расчете рыночной цены предприятия, т.е. по существу при выборе финансовой политики предприятия в предстоящий период. Для инвесторов показатели рентабельности активов и пассивов важны с точки зрения эффективности вложений средств в предприятие.

Остановимся более подробно на расчете основных показателей из указанных групп.

. Показатели рентабельности продукции

Оценка рентабельности продукции, выпускаемой предприятием, может производиться с помощью показателей рентабельности основной деятельности (окупаемость издержек) и рентабельности продаж.

Рентабельность основной деятельности определяется как отношение прибыли (убытка), полученной от реализации продукции, к затратам на ее производство и реализацию (полной себестоимости) и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждой гривны, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный показатель может быть рассчитан и для отдельных видов продукции как отношение прибыли (убытка) от реализации данного вида изделий к себестоимости реализованного изделия. В этом случае используются данные внутрихозяйственного учета.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли (убытка) от продаж к сумме полученной выручки. Данный показатель характеризует эффективность производственной деятельности, т.е. показывает, сколько прибыли (убытка) организацией получено на 1 грн. выручки. Помимо этого, показатель отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов, относимых на себестоимость, и т.д. Отрицательная динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов.

Отрицательное значение показателя означает, что в результате реализации продукции организация получила убыток.

Очевидно, что на изменение рентабельности продаж оказывают влияние те же самые факторы, что и на изменение прибыли от продаж: изменения объема реализованной продукции, цены продукции и ее структуры, а также затрат на ее производство и реализацию. Количественно оценить их влияние на показатель можно с помощью методов факторного анализа, аналогично описанным выше.

Для расчета показателя по отдельным видам продукции используются данные внутрихозяйственного учета по прибыли и выручке, полученной в результате реализации конкретного вида продукции.

По своей экономической сущности показатель очень близок к показателю затрат на 1 грн. реализованной продукции, который также используется для анализа эффективности основной деятельности предприятия.


3. Показатели рентабельности капитала (активов и пассивов)

На основе различных видов капитала и показателей прибыли можно рассчитать целый ряд показателей рентабельности (или прибыльности) в зависимости от целей проводимого ими анализа.

Рентабельность капитала = Прибыль / Средняя за период величина капитала

Для предприятий, находящихся в кризисном финансовом состоянии, оценивать рентабельность деятельности целесообразно по конечному финансовому результату - чистой прибыли (убытку).

Рентабельность активов рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всех активов организации.

Этот показатель отражает, сколько прибыли (убытка) предприятие в среднем получило в отчетном периоде на 1 грн. вложенных средств независимо от источника их привлечения. Он отражает эффективность использования имущества предприятия. Снижение показателя также может свидетельствовать о падающем спросе на продукцию фирмы и о излишнем накоплении активов. Помимо этого, сравнивая рентабельность всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым показателем, можно определить уровень его конкурентоспособности.

Значение показателя меньше нуля определяет, какой убыток предприятие получило на 1 грн. вложенных средств.

Рентабельность оборотных активов вычисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой величине оборотных активов предприятия. Данный показатель показывает, сколько прибыли предприятие получило на 1 грн. вложенных оборотных средств, и характеризует эффективность их использования.

На прибыльность оборотных активов влияет, с одной стороны, ценовая политика предприятия и сложившийся на нем уровень затрат на производство и реализацию продукции, а с другой стороны - деловая активность предприятия, измеряемая оборачиваемостью активов.

Рентабельность инвестиций рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме среднегодовых величин собственного капитала и долгосрочных кредитов. Данный показатель определяет, сколько прибыли получило предприятия на 1 грн. собственных вложенных средств. Он характеризует эффективность использования капитала, инвестированного собственниками на длительный срок, и дает возможность сравнить полученную прибыль с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Рост показателя означает, что предприятие эффективно применяет и собственные средства, и долгосрочные кредиты.

Вероятность получения более высокой рентабельности активов при использовании заемных средств обычно связывают с максимально жестким подходом к выбору проектов, финансируемых за счет кредиторов. Отбирают лишь те проекты, которые обеспечивают экономическую рентабельность выше средней цены кредитов. Поскольку проценты за кредит, учитываемые в операционных расходах предприятия, уменьшают налогооблагаемую прибыль, использование долгосрочных заемных средств предприятием зачастую более выгодно, чем использование собственных источников финансирования.

При отсутствии долгосрочных кредитов значение показателя рентабельность инвестиций определяет эффективность использования собственного капитала.

Рост значения показателя свидетельствует о росте финансовой устойчивости предприятия, что является, несомненно, позитивным фактором.

рентабельность актив пассив продукция

Заключение

У предприятий, конечным финансовым результатом деятельности которых является убыток, все показатели рентабельности капитала будут иметь отрицательное значение. В данном случае показатели используются в большей степени для отслеживания динамики их изменения и оценки прогнозируемых результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Список литературы

1) Г.К. Таль. Антикризисное управление. Экономические основы, 2004

Похожие работы на - Анализ рентабельности продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!