Русь Петровская. Просвещение и возникновение социально-культурных обществ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,47 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русь Петровская. Просвещение и возникновение социально-культурных обществ















Русь Петровская. Просвещение и возникновение социально-культурных обществ

Курсовая работа по дисциплине

«Социально-культурная деятельность»









Барнаул 2013

Содержание

Введение

. Характеристика эпохи Петра I

. Характеристика досуговых форм русского общества

. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке.

.1 Просвещение

.2 Социально-культурные общества

.2.1 Ассамблеи

.2.2 Балы и маскарады

.2.3 Фейерверки

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Правление Петра I вошло в историю России как эпоха грандиозных преобразований. Они сопровождались резким расширением всевозможных контактов со странами Западной Европы, что характерно для проведения реформ в России и в иные исторические периоды. По воле великого реформатора Россия решительно порывала с изоляцией, в той или иной мере сохранившейся в XVII в., поворачивалась лицом к Европе. Были широко открыты двери для зарубежных специалистов: учёных, мастеров, военных, а также - для иностранных коммерсантов. Пётр I стремился сделать всё возможное для облегчения и расширения торгово-экономических контактов на Западе: строились дороги и каналы, гавани и верфи, более двадцати лет Россия вела тяжёлую войну со Швецией, чтобы пробиться к Балтийскому морю, выйти на удобные коммуникации со странами Западной Европы. Ценой огромных усилий и жертв эта цель была достигнута. На берегах Балтики строилась новая столица, которая должна была стать и главным внешнеторговым портом, где Пётр I желал видеть корабли многих наций. «Все флаги в гости будут к нам» - так великий поэт сказал о мечте царя-преобразователя. И эта мечта была созвучна одной из основных задач его реформ: преодолеть отсталость страны, используя зарубежный опыт, расширяя контакты с западноевропейскими странами.

Досуг россиян в 18-19 веках - явление уникальное. Различные формы его организации занимали особую нишу в жизни русского общества и выступали мощным фактором в становлении и развитии культурных традиций России. Их предназначение заключалось, прежде всего, в сохранении культурной среды, в обогащении жизни человека и общества духовно-нравственным содержанием. Утрата же традиционных форм культурной жизни приводила к негативным процессам, где досуговые сообщества выступали средством деформации основных элементов традиции - смыслов и идеалов, норм и ценностей, образов поведения и стилей жизни.

Сегодня в нашей стране происходит переосмысление значения досуга, как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Досуговая сфера освобождает от несвойственных ей функций и направлений деятельности, обретает истинную сущность и становится действительно свободной сферой, где функции релаксации, личностной реализации и удовлетворения культурных потребностей являются основными.

Современная ситуация также позволяет обозначить ряд проблем, связанных с социальными, культурными и нравственными явлениями. Последние события в России привели к трансформации духовно-ценностных основ общества, разрушению традиционных нравственных норм во взаимоотношениях между людьми, приоритету развлекательного характера досуга над познавательными аспектами, сознательному отходу от воспитательной функции досугового времени, экспансии инокультурного влияния, отсутствию досуговых форм, удовлетворяющих культурные потребности российского населения и т.д.

Возникает необходимость более глубокого и всестороннего изучения истории досугового времяпрепровождения как культурного наследия. Такой подход позволяет рассматривать современные проблемы не в отрывочном, ситуационном проявлении, а в органической взаимосвязи со всеми традициями, сложившимися в России на протяжении столетий. Без понимания общих культурных процессов прошлого, критического осмысления содержания деятельности различных досуговых форм трудно выработать механизмы использования исторического опыта в современной культурно-досуговой практике.

Важно не только реконструировать, восстановить классическое разнообразие форм досуга, но также выявить и понять преемственные связи, обеспечивающие им долгую жизнь, несмотря на все социальные изменения, происходившие в России в то время.

В процессе жизнедеятельности различные формы досугового времяпрепровождения оставались неизменными в своей структуре, организационных принципах, приоритетных видах деятельности и, как правило, не меняли исторически выработанные черты и признаки. Их функционирование имело ярко выраженный социальный характер. Они охватывали все существовавшие в России сословия и содержали в себе, таким образом, определённую социальную направленность. Динамика процесса их возникновения во многом зависела от становления структуры русского общества, условий «врастания» иностранцев в русскую жизнь, изменений социального положения купеческого и мещанского сословий и обретения высокого социального статуса дворянским сословием.

История зарождения и эволюции досуговых форм неотделима от наиболее значимых и качественно-новых этапов исторического развития России. Качественные изменения не всегда были связаны с позитивными преобразовательными процессами на протяжении длительного периода российской истории.

Они включали в себя катаклизмы и кризисы, времена застоя и стагнации, но при этом всегда преобладали процессы созидательного развития и культурного обновления.

Совпадение исторического пути возникновения и развития досуговых форм с переломными этапами русской истории показывает неразрывность единого культурно-исторического процесса. Досуговые формы были не только огранично вписаны в культурный уклад, но и отражали в своём функционировании быт, нравы, обычаи и нормы жизнедеятельности, существовавшие в виде традиций. С одной стороны, они являлись «слепками» данных традиций, а с другой - сами влияли на их развитие и сохранение. Они формировали своеобразные жизненные модели целых поколений русских людей, попадавших в сферу их влияния в различные периоды 18 и 19 веков.

Актуальность темы заключается в том, что XVIII век стал переломным для русской культуры, никогда ещё темпы её развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. Пётр I и продолжавшую его политику Екатерина II вывели нашу страну из состояния застоя, наглядно продемонстрировали всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который был глубоко погребён под вековой пылью консерватизма. Для современников эти события являются ярким примером безграничной силы желания кардинально изменить ситуацию в стране за минимальные сроки, любой хаос в стране возможно преодолеть, если приложить к этому максимальные усилия и иметь чётко спланированные цели.

Россия на протяжении всей своей истории находится на грани между кризисной и стабильной ситуацией, уроки истории, подобные петровским, позволяют либо аккуратно балансировать на грани, либо резко находить выход из сложившейся трудной ситуации. Наше время можно отнести к кризисному положению, что делает необходимым обращение ко времени насыщенному подобными проблемами, которое нашло пути выхода из них.

Не смотря на гигантский скачёк, совершённый Россией за необычайно короткие сроки, внимание нужно обратить и на факт, что политику, экономику и культуру нашей страны строили по типам европейских государств, насильственно насаживая европейские методы и формы работы, порой не подходящие для российской действительности. Такая политика ведёт к утрате традиционных форм культурной жизни, что в свою очередь приводит к негативным и деструктивным процессам, меняются смыслы и идеалы, нормативные установки, ценностные ориентиры, образы поведения и жизненные модели.

Цель курсовой работы: Изучить предпосылки возникновения социально-культурных обществ в эпоху Петра I.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

. Изучить литературу по данному вопросу

. Рассмотреть основные направления развития общества в эпоху Петра I

. Выявить социально-культурные общества

Курсовая работа имеет практическое значение и может быть использована при подготовке и проведении мероприятий на исторические темы в учреждениях культуры.

досуговый просвещение маскарад культурный

1. Характеристика эпохи Петра I

Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим. По мнению С.Ф. Платонова, разделяемому большинством историков, Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б.И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700-1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили.

По воспоминаниям современников (камер-юнкера Ф.В. Берхгольца), поначалу присутствовавшие чувствовали себя достаточно неуютно и скованно, но постепенно и ассамблеи и новое европейское платье вошли в обиход дворянства и уже ко II четверти XVIII в. стали восприниматься вполне естественно. Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению».

Не менее значимые преобразования были проведены в сфере сельского хозяйства и промышленности. Стараниями Петра были освоены новые культуры растений: помимо хрестоматийно известного картофеля (который, правда, будучи завезен в страну Петром, получил широкое распространение только во II половине XVIII - начале XIX вв.), царь активно содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались более совершенные сорта технических культур: льна, конопли. Заводился голландский скот. Совершенствовались технологии: специальными указами серпы заменялись косами-литовками.

Преобразования в технике и промышленности относятся, пожалуй, к разряду самых неохватных сфер деятельности Петра. Заинтересовавшись привезенной князем Долгоруковым астролябией и случайно найденным в сарае старым английским ботиком, который, к изумлению молодого царя, обладал способностью ходить галсами против ветра, он на всю жизнь сохранил увлеченность техникой. Петр сам был мастером многих ремесел - умел работать руками. Его увлечением, которому он часто посвящал свободное время, было токарное дело. Технический прогресс был непременным условием военно-политического могущества России. При Петре русская промышленность выходит на новый уровень развития. В России при активном участии государства устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое оснащение, появляются современные армия и флот. Петр вникал во все мелочи. Издавались указы, регламентировавшие ширину холстов, указы, под страхом ссылки на галеры запрещающие выделывать кожу для обуви дегтем и требующие обрабатывать ее ворванным (китовым) салом, указы, касающиеся обработки пеньки. Трудно сказать, были ли мелочная опека и жестокое принуждение необходимым условием проведения реформ. Вполне возможно, что в стране, население которой было ориентировано на дедовские традиции и не спешило расставаться со средневековыми методами хозяйствования, другого пути не было.

Сам Пётр в одном из своих указов высказался на этот счет так: «наш народ яко дети, <…> которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят».

Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности - служить была добавлена еще одна - учиться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. - Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины - со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде.

Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст: «а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был».

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого, которую М.В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него «вратами учености».

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. «В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии», - писал академик С.И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.

В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе.

Суровые меры, к которым приходилось прибегать Петру, порождали недовольство народных масс. В народе ходили слухи, что царь не настоящий, что его подменили. Апологеты древнерусской старины склонны были видеть в Петре самого Антихриста. Глобальная перестройка, охватившая страну, требовала соответствующего идейного оформления. Основной идеей, которую идеологи петровской эпохи противопоставили традиционалистским стремлениям консервативной части общества, была идея сильного государства, в укреплении которого, пусть и ценой жертв, виделся единственный путь ко «всеобщему благу» и «всенародной пользе».

Видную роль в развитии общественно-политической мысли I четверти XVIII в. сыграл ближайший сподвижник Петра Феофан Прокопович (1681 - 1736). Блестящий оратор, выдающийся писатель-публицист и поэт, он был одним из главных идеологов реформ. В своих произведениях, многие из которых были прочитаны в качестве проповедей (Феофан был священником) он давал оценку наиболее значительным событиям эпохи. В 1720 г. он произнес «Слово похвальное о флоте российском», в следующем году - слово при открытии Синода и т. д. Незаурядные способности Феофана Прокоповича очень ценил Петр. Именно ему он поручил разработку таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей».

Большая творческая задача построения нового сильного государства, которую всеми силами своей неординарной личности решал Петр, не могла не увлечь наиболее передовых людей эпохи.

В работу над поиском оптимальных путей реформирования по собственной инициативе включались представители наиболее активной, мыслящей части общества. Появилась целая серия публицистических по сути произведений, характерной особенностью которых было то, что обращены они были не столько к широкому читателю, сколько к самому Петру, и содержали своеобразные «советы» царю, соображения, рассуждения на тему обустройства России. Наиболее известны сочинения Ф. С. Салтыкова и И. Т. Посошкова.

Федор Степанович Салтыков (?-1715) - представитель древнего боярского рода, сподвижник Петра. Во время поездки в Англию в 1713-1714 гг. предложил использовать некоторые формы английского государственного и социального устройства в России. Свои соображения он изложил в двух донесениях: «Пропозиции» и «Изъявлениях, прибыточных государству». Салтыков писал об укреплении положения дворянства, о распространении образования, о развитии промышленности и торговли. Некоторые из его предложений были претворены в жизнь. Так, на основании рекомендаций Салтыкова был издан в 1714 г. указ о единонаследии.

Выдающимся представителем экономической мысли петровской эпохи был Иван Тихонович Посошков (1652-1726). Будучи купцом, сыном ремесленника-ювелира, он выступал идеологом торгового сословия. В отличие от Прокоповича и Салтыкова, Посошков был самоучкой и никогда не бывал за границей. Тем не менее главный его труд «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.), предназначавшаяся Петру, содержит много оригинальных и вполне зрелых идей. Взгляды Посошкова близки концепции меркантилизма. По его мнению, государство должно всячески опекать купечество, обеспечивать его ссудами, жаловать казенными заводами, обеспечивать рабочей силой, набранной из бродяг и нищих. Большое внимание уделял Посошков и внешней торговле. Он выступал за создание компании, которая бы объединила всех русских купцов, ведущих заграничную торговлю. Тем самым можно было устранить конкуренцию и избежать понижения цен на товары, пользующиеся спросом у иностранных покупателей.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой.

Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чьё творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев.

Иван Никитьевич Никитин (1690-1742) родился в семье московского священника. С ранней юности он проявил способности к рисованию. Петр, узнав о его способностях, велел брать уроки живописи и рисунка, а для завершения образования отправил его на стажировку в Италию. Вернувшись, И.Н. Никитин был пожалован званием «гофмалера» (придворного художника). Работ, принадлежавших кисти Никитина, сохранилось немного. Наиболее известная из них - портрет канцлера графа Г.И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля.

Андрей Матвеевич Матвеев (1701-1739) учился в Амстердаме и антверпенской Академии художеств. Крупные работы Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала Двенадцати коллегий и др.) не сохранились. Из нескольких известных теперь портретов наиболее выразителен автопортрет с женой, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу. Лирическая одухотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов. В I половине XVIII в. в России работало много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наибольшей известностью пользуются И.Г. Таннауэр, Л. Каравакк.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра.

Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей - таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли (1675 - 1744) - выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи - бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А.Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга - первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. - Б. Леблон, П.М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города - прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 - 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода - дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. - М. Фонтана и Г. Шедель).

2. Характеристика досуговых форм русского общества

Времяпрепровождение выступало своеобразным критерием в определении культуры досуга, как отдельной личности, так и русского общества в целом. Досуговое время закономерно создавало благоприятные условия для развития личности, где наиболее естественно происходили процессы её самореализации и самосовершенствования. Основываясь на глубокой культурной потребности проводить досуг с пользой и интересом, досуговые формы удовлетворяли, прежде всего, базисные гедонистические стремления русского человека. Они вносили в его жизнь радость, веселье и осознание собственной ценности и самодостаточности.

Возникновение и развитие малых досуговых форм - ассамблей, екатерининских собраний, кружков, клубов, салонов, трактирных и кабацких сообществ - было основано на определённых принципах единения людей. Такими принципами выступали различные стороны взаимосвязей людей, происходивших в социальной и культурной жизни русского общества. Иногда принцип единения становился «каркасом» связи людей, в других случаях принципы дополняли друг друга, но при этом положение одного из них обязательно становилось преобладающим.

Принципы единения людей в досуговую форму показывают её качественное состояние, определяют характер взаимодействия, а так же помогают выявить особенности соединения. Данные принципы не только фиксируют внешнюю культурную форму, но и выявляют специфику развития по следующим критериям: а) характер взаимосвязи участников; б) социальная характеристика; в) нормативно-правовой статус; г) ведущие виды деятельности.

Отсутствие глубоких и устойчивых культурных потребностей, а так же слабо выраженные личные мотивы объединятся с другими людьми, которые обуславливали искусственный подход к созданию ассамблей. Они имели ярко выраженные инструментальные цели, направленные на освоения норм и навыков общественного провидения досуга. Ассамблея относилась к харизматической досуговой форме, содержание которой лишь отражало культурно-исторические особенности жизни русского общества первой половины 18 века. Во главе создания ассамблей находился Пётр 1, который лично издал Указ об ассамблеях, где в семи пунктах обозначил полную программу проведения. Именно он определил цели, растолковывал их для подданных и обозначил основные виды деятельности.

Социальные роли на ассамблеях были расписаны царём в соответствии со статусами, неотделимыми от служебных обязанностей людей в его окружении. Что касается нормирования взаимоотношений, то Пётр 1 лично наблюдал за коллективным поведением на ассамблеях. Он самолично выполнял функцию социального контроля. Обладая огромной притягательной силой, или харизмой, Пётр 1 «внедрял» новую форму в жизнь русского общества благодаря своей авторитарной власти. Участники ассамблей преклонялись перед ним, одновременно обожествляли и боялись его, но были готовы воплощать его замыслы и идеи.

Эволюционное изменение социально-культурного статуса клубов, расширение их социальной базы связано с их популярностью не только среди дворян, но и среди торгово-промышленных сословий русского общества. Наиболее характерный сословный принцип единения проявлялся в близости людей, принадлежавших к одной социальной среде и имевших разное происхождение, образование и имущественный ценз. Также для клубов был важен одинаковый социальный статус членов, обеспечивавший им корпоративный эгалитаризм.

Помимо клубов с ярко выраженным принципом сословного единения, в культурной жизни русского общества действовали многочисленные кабаки. В их стенах возникали своеобразные досуговые сообщества, где общие идеи так же соответствовали данному принципу. В отличие от клубов, кружков и салонов, кабаки были государственными заведениями, дававшимися на откуп.

Принцип духовного единения людей включал в себя различные аспекты духовно-личностного существования человека: мысли, идеи, интересы, взгляды. Для этого принципа характерно общее или единое миропонимание.

При этом единое не означает просто одинаковое, а рассматривается, как способность вырабатывать личное мировосприятие и находить единомышленников, которые понимают и принимают его.

Духовный принцип объединял в группу, как правило, небольшое количество людей и соотносился с деятельностью кружков. Для кружка были характерны ограничение состава участников, замкнутость и закрытость деятельности от посторонних. Ограничение членов того или иного кружка усиливало социально-психологические характеристики их взаимодействия. Замкнутость и закрытость микросистемы смещали акцент в сторону обработки условий, связанных с комфортным состоянием человека в группе. Психологическая комфортность приобретала особое значение в установлении расширении эмоциональных контактов, в определении степени доверительности и откровения, когда сплочённость и психологическая совместимость обретали устойчивость и усиливали процессы идентификации. Для кружковых отношений также были характерны такие черты, как солидарность, соучастие, содействие, сочувствие. Данные элементы коллективной жизни обеспечивали создание и поддержание межличностных отношений на высоком эмоциональном уровне.

В русской культуре салоны были подобны кружкам, поскольку представляли собой закрытые микросистемы без фиксированного членства, т.е. салоны и кружки не закрепляли права на обязанности участников юридически. Вместе с тем их деятельность имела институциональный характер. Они обладали постоянным составом участников, их встречи отличались регулярностью. Организация внутренней жизнедеятельности направлялась «неписанными» нормами индивидуального и коллективного поведения, которые соблюдались более жёстко в силу пространственно-бытовых условий функционирования. Приоритетным видом являлась речевая деятельность.

В своём развитии досуговые формы становились своеобразными каналами установления и осуществления прямой и обратной связи между личностью и обществом. Включаясь в их деятельность, русский человек проявлял солидарность с обществом, а общество в свою очередь формировало социальную оценку его значимости. Участие человека в деятельности клуба, кружка или салона рассматривалось как «общественное дело» и отличалось от других культурных форм, например, театра, чтения книг, гуляний, занятий музыкой и изобразительным искусством, написания книг и т.д.

Вместе с тем, некоторые виды деятельности имели асоциальную направленность и деформировали целевые установления, создавая негативные тенденции в культурной жизни русского общества. Так, карточная игровая деятельность была не только позитивной, но и разрушительной. Она во многом способствовала деструктивному поведению, деформировала норативно-ценностные ориентиры и трансформировала целевые установки личности в процессе досуговой деятельности. Учитывая неблагоприятное воздействие карточных игр на статус и престиж игроков, клубы старались скрыть негативные стороны игры не только от общественного «надзора», но и от полицейских органов, которые время от времени наведывались с проверкой на лояльность. Участники игровой деятельности не желали бороться против азартных карточных игр, поскольку существование клубов зависело от денег, отчисляемых игроками. Но данная проблема не могла решиться в рамках той или иной досуговой формы, поскольку она носила всеобщий характер.

3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке

.1 Просвещение

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако эта реформа не затронула юлианский календарь как таковой - изменились только номера годов.

После возвращения из великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Пётре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены. Петром созданы новые типографии, в которых за 1700 - 1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъёму книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков. В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство.

Пётр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений. Пётр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701 - 1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 20 января 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии». До 15 лет дворянин должен был обучиться всем наукам, в противном случае ему нельзя было жениться. Предполагалось по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но, тем не менее, в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

Пётр I в 1708г. ввёл новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а так же созданием и развитием сети библиотек. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя - «Ведомости», пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.

С развитием промышленности и торговли были связанны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло своё выражение в организации ряда крупных экспедиций.

В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии гонного дела и металлургии, а также в военной области.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданное Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

С первой четверти XVIII в. Осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи приходит портрет.

К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый «бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате.

.2 Социально-культурные общества

Новые культурные традиции трудно и противоречиво, сложно и неоднозначно осваивались русскими людьми. По воле царя они становились обязательными для исполнения. Пётр I поставил на службу Отечеству не только служебное время человека, но и досуг с особыми формами его проведения. Этот подход позволил Петру I сделать величайший скачок в культурном развитии России и поставить её вровень с европейскими государствами XVIII столетия.

Для реализации своих целей Пётр I использовал все доступные средства, включая опыт стран Западной Европы. Его принцип «тащить за уши» в новую жизнь оборачивался неприятием, непониманием, а иногда и страхом людей.

Слишком решительные и смелые реформы не редко встречали непонимание и отпор в различных кругах патриархальной России, поэтому Пётр I «настойчиво искал новые формы и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний».

Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади, «комедийную хоромину» - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие.

По словам крупнейшего исследователя ранней русской драматургии, Н. С. Тихонравова, «театр должен был служить Петру тем, чем была для него горячая искренняя проповедь Феофана Прокоповича: он должен был разъяснить всенародному множеству истинный смысл деяний преобразователя». Как известно, с этой задачей труппа «комедийной хоромины» не справилась, однако интерес к театру пробудился в разных слоях городского населения: в России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской демократический и устный народный.

В какой-то мере требованиям Петра отвечали панегирические драмы, разыгрывавшиеся на сцене Славяно-греко-латинской академии и Московского госпиталя.

Для популяризации своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия (обязательно предполагавшее возведение триумфальных ворот), иллюминации, пародийные обряды и т.п. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряженья, с другой - символы и аллегории школьного театра.

Пётр увлекался фейерверками и часто принимал в них непосредственное участие, не жалея на их устройство денег, поскольку фейерверки обладали огромной зрелищной эффектностью и доступны были широкому кругу зрителей.

В тот же день когда Петра I торжественно провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся храм Януса, освещённый двадцатью тысячами разноцветных огней.

.2.1 Ассамблеи

Вместе с привычкой к зрелищам разного сорта, в которых Пётр со свойственной ему твёрдостью или насаждал что-то своё, или отвергал что-то чуждое ему, государь желал ещё привить своим подданным навык и любовь к светскому общению. Для этого в новой столице он учредил ещё один вид публичных собраний и развлечений - ассамблеи. Создание ассамблей было связано с формированием новых культурно-досуговых традиций, нацеленных на придание «людскости» русскому обществу. Это был государственный подход к пониманию досуга в противоположность тем собраниям, которые Пётр организовывал в целях «необузданного веселья», где функция релаксации играла основную роль. Таков был «сумасброднейший, всешутейский и всепьянейший собор» или «Великобританский монастырь». Царь целенаправленно устраивал ассамблеи, где веселье имело воспитательное значение. Как государственный деятель, Пётр осознавал значение ассамблей в культурных преобразованиях, позволяющих приобщать подданных к новым моделям жизни. Параллельно увеселительным и шутовским формам досуга, он внедрял ассамблеи как центры обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни.

Существует распространённое мнение, что идею ассамблей Пётр I привёз из-за границы, а именно из Франции, где он был в 1717 году. Однако уже тремя годами ранее состоялись первые две ассамблеи, зафиксированные в «Походных и путевых журналах императора Петра 1-го» в 1714 году. В частности, в журналах имеется запись запись за март: «В 17-й день тезоименитство Государя Царевича Алексея Петровича, у которого после обеда Господин Генерал, Государыня Царица и все сенаторы были на ассамблее». В походных журналах за 1715 год также сообщается о двух ассамблеях, организованных Петром I в феврале: «2-го был ассамблей в Доме Царского Величества… 19-го в Доме Царского Величества был ассамблей, и тут были все Министры, такожь и домашние были шумны».

В описаниях Санкт-Петербурга за 1710-20 годы, опубликованных Ю.Н. Беспятых, немец свидетельствует: «Прежде всего, напротив крепости стоит так называемый большой питейный дом - деревянный, двухэтажный и окружённый двумя галереями, так что издалека он смотрится красиво. Однако во время моего пребывания в С.-Петербурге вина там меньше всего можно было найти. Правда, его царское величество порой устраивал в этом доме ассамблеи или угощения.

Так, летом 1710 года он праздновал там свои именины и устроил большое торжественное празднество по случаю (годовщины) Полтавской баталии». Автор записок прямо не указывает год проведения ассамблей, но данное описание является одним из первых повествований о городе, относящихся к 10-м годам XVIII столетия. Оно подтверждает, что ассамблеи проводились ранее их официального введения. Однако после 1715 года их проведение не зафиксировано в источниках, вероятно, до их проведения просто «руки не дошли».

Тем не менее, не вызывает сомнений, что Пётр знал об ассамблеях ещё до своей поездки во Францию. Он не только располагал информацией о заграничных развлечениях, но и часто бывал их непосредственным участником. Вторая поездка царя в Европу и посещение Франции сыграли свою роль в введении данной формы в культурную жизнь русского общества. Помимо вопросов внешнеполитического свойства, эта поездка имела для Петра ещё и культурное значение. Она позволила более углубленно вникнуть в процессы культурного образования и просвещения, ознакомится с организацией работы различного рода объектов культуры: «Петра можно было встретить повсюду, где представлялась возможность извлечь пользу из увиденного и услышанного».

Именно в Париже царь мог утвердиться в мысли постоянного устройства ассамблей, поскольку парижский «осмотр» придал необходимый импульс давно осознанным устремлениям. Дело культурного воспитания русского общества стало для Петра I назревшей необходимостью. Он вернулся из-за границы в октябре 1717 года, но только осенью следующего года смог воплотить задуманное в жизнь. В Москве его ждали сложнейшие проблемы - расследование дела царевича Алексея и так называемый «суздальский розыск». Спустя целый год, 7 декабря 1718 года петербургское общество было извещено об ассамблеях.

В отечественной историографии термин «ассамблея» применяется в широком значении и иногда используется вообще для обозначения петровских празднеств. По-видимому, это связано с тем, что летом ассамблеи проводились в Летнем саду на открытом воздухе и их программы отличались большим разнообразием, чем в случае зимних ассамблей, которые устраивались в домах петровских сановников.

Анализируя цели устройства ассамблей, можно заметить, что целепологание было обусловлено конкретными задачами, стоящими перед русским обществом первой четверти XVIII века, которые царь желал разрешить с помощью ассамблей как «социальных агентов» своего времени. Ассамблеи выполняли следующие функции:

. Реализации идей объединения и сплочения партии реформаторов. Помимо непосредственной трудовой деятельности Пётр I задействовал досуговое время, способствующее процессам взаимодействия между людьми.

. Создание учебного «полигона» для петровских реформаторов. Ассамблеи были школой общественной жизни, где проходили практические занятия по выработке навыков светского обхождения и умения «жить по-европейски».

. Удовлетворение спроса русского на развлечения и забавы, недостаток которых остро ощущался в те времена. Царь был новатором в придумывании и внедрении многих досуговых форм, но ассамблеи не только решали проблему личного досуга Петра, но и формировали культуру досуга, как самого царя, так и его приближенных.

. Складывание информационно-коммуникативных центров, где узнавались последние новости о событиях в молодой столице и всей России, а также формировалось общественное мнение, которое распространялось затем в русском обществе.

Среди различных целевых установок петровских ассамблей существовали инструментальные цели, которые царь определял в стратегическом ориентировании своих подданных на речевую деятельность. Он стремился формировать и развивать их личные качества: самостоятельность мышления, инициативность, предприимчивость, способность «свободно мыслить о делах государственных, сбрасывая мертвящую общественное начало боязливую привычку московских времён, отклоняясь от себя инициативу решения общественных и государственных вопросов словами: «то дело Божие да Великого Государя».

Помимо этих стратегических целей, ассамблеи имели установку прикладного характера - обучение русского человека навыкам общения. По замыслу Петра I, на ассамблеях можно было поговорить о насущных проблемах дня, обменяться новостями, совместно поразмышлять о будущем. Общение позволяло осуществлять тактические задачи по установлению социальных контактов.

В дружеских разговорах, товарищеских беседах нарабатывался опыт социального общения, где возникающие в его процессе контракты продолжались в торговых конторах, на верфях Адмиралтейства, в кабинетах дипломатов. Таким образом, реализовывались планы строительства столицы как центра новой российской государственности.

Благодаря ассамблеям, в русском обществе первой половины XVIII столетия зарождалась, развивалась и приобретала права гражданства самая распространённая форма общения - разговор. Пётр I придал разговору общественную направленность, которая впоследствии закрепилась в жизни российских граждан и стала одним из уникальных её проявлений. Пётр поднял значение разговора до социально-значимого события повседневности. Именно петровской ассамблее принадлежала главная роль в распространении данной формы общения. Социальная значимость разговора была обусловлена двумя важными факторами. Во-первых, пониманием самим царём значения разговора в обществе, личным его желанием вынести на коллективное обсуждение общие дела, сделать предметом рассмотрения насущные проблемы дня. Во-вторых, объективной необходимостью разговора, как возможностью «озвучить» искания молодого петровского времени, где идеи и мысли нуждались в соответствующих речевых формах. Новые идеи требовали новых форм воплощения.

Петровские ассамблеи впервые обратились к трапезе для создания «фона», антуража, что придавало еде значение культурной акции. На петровских ассамблеях чай, кофе, мёд, варенье разносили между танцами, играми, беседой.

Танцы вносили разнообразие в деловую атмосферу петровских ассамблеи. Наряду с функцией развлечения, ассамблеи первыми в России начали формировать танцевальную культуру петербургского общества, ещё не обладающего дифференциацией на различные сословия. Танцы создавали условия для установления более тесных контактов между присутствующими.

Ассамблеи сделались не только местом приятного увеселения, где женщины демонстрировали свою красоту и невиданные наряды, но и центром социальной «реабилитации» русских женщин. Благодаря культурным преобразованиям Петра I, женщины стали обретать социальный статус в жизни русского общества.

Гетерогенный состав ассамблей отразил устремление царя к выработке принципов реформирования российской общественной жизни.

Внесословный подход к их организации не только способствовал сплочению петровских сподвижников, но и вырабатывал матрицы взаимоотношений между людьми различных слоёв и групп русского общества.

Разноплеменной и разнородный состав участников ассамблей демонстрировал подбор царём своего ближайшего окружения по единственному критерию - способности делать дело, направленное на выполнение его грандиозных планов.

Помимо Петербурга, ассамблеи устраивались и в Москве. Подобно петербургским, московские ассамблеи устраивались по единому организационному принципу. Барабанным боем созывали гостей по всему городу, а в конце полицеймейстер сообщал «когда и у кого собираться следующий раз». Ассамблеи проходили в домах петровских сподвижников, иностранных дипломатов и московских вельмож. Естественно, что московская знать относилась к устройству ассамблей с меньшим энтузиазмом, чем в петербургском обществе. Москва ещё сохраняла старозаветные традиции, прочные стереотипы древнерусского поведения, нравов и обычаев. Поэтому тяжелее воспринималась обязанность пребывания на них, и проявлялось большее недоверие к нововведению царя-реформатора.

Пётр I рассматривал ассамблеи как «дело должностное» и обязывал бывать на них всё петербургское и московское общество. Для него не существовало веских причин, оправдывающих чьё-либо отсутствие. Жёсткий метод приобщения к ассамблеям отражал принудительный характер петровской деятельности - воплощать задуманное вопреки желанию человека.

Ассамблеи выработали в обществе потребность к публичному проведению досуга, сформировали интерес и привили вкус к светской жизни, смягчили и отшлифовали нравы русских людей. Сыграв роль начальной школы в истории русской культуры, ассамблея научила русское общество осваивать сложную науку культурной жизни не по канонам дореформенной Руси, а по европейским стандартам высшей школы.

.2.2 Балы и маскарады

Ещё когда человечество не умело толком разговаривать, оно уже танцевало. Мимика, жесты, движение - таким был первый язык человечества, дошедший до наших дней в виде танца. Всё разнообразие современных танцевальных школ и стилей по-прежнему выражает наши чувства и страсти. Расцвет рыцарской культуры в XII веке подарил нам первые бальные танцы. Сейчас от них остались только названия. В России танцевальное искусство светские и бальные танцы получили развитие благодаря Петру I. Первые балы были устроены после издания им в 1718 году указа об ассамблеях.

Элементы западной культуры в обновлённой России XVIII в. зачастую насаждались Петром I «кнутом и дыбой». Царь заставлял бояр не только рушить домостроевские традиции и нравы, но и радикально менять внешний облик, быт, уклад жизни.

По мнению ряда исследователей, одной из причин введения Петром I светских праздников была его уверенность в том, «что ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа». Другая же причина стремления Петра Алексеевича сблизить все сословия общества, для чего устраивались праздники, маскарады, гулянья. Многочисленные успехи русской армии давали к этому повод. Собственно балы были введены Петром Великим 1717 году, после полуторалетнего пребывания за границей (Голландия, Франция).

Вход на ассамблею был доступен каждому прилично одетому человеку. Азартные игры на ассамблее не допускались, а главным увеселением были танцы, причём принимать участие в них должны были присутствующие, и тот, кто не умел хорошо танцевать, считался дурно воспитанным. Русские дворяне стали старательно изучать иноземные танцы. Первыми учителями их были пленные шведские офицеры, они получили доступ в боярские дома и зарабатывали деньги, обучая боярышень заморским манерам и модным танцам.

Танцы делились на церемониальные и английские. К первым относились полонезы, а ко вторым - англез, аллеманд, английский контрданс и др. Начинали танцы хозяин и хозяйка дома. Каждый мог пригласить на танец кого хотел - и служанку, и знатную даму, и даже царицу.

Реформы Петра I затронули не только государственную, социальную и политическую структуру, но коренным образом изменили и сферу быта. Одевшись в голландское платье, юный Царь Пётр Алексеевич открыл занавес первого и наверно самого радикального маскарада, когда бы то ни было происходившего на Руси.

Реформы Петра для массового русского человека явились в образе страшного маскарада. Пётр I не просто ввёл в России европейский костюм, а одел её в «чужой» костюм, посягнув при этом не только на одежду, но и на само лицо своих подданных, заставив их обрить бороды.

Не случайно русские философы-славянофилы обвиняли Петра I в том, что он разделил народ, одев дворянство в европейскую одежду. Дворянство тем самым не просто отделилось от крестьянства, но и стало восприниматься своим же народом, как «иностранцы», одетые в чужое «немецкое» платье.

Осознавая глубину действия на массовое сознание театральных представлений, Пётр I начал использовать элементы переодевания в своей борьбе за реформы. Так возникла и начала развиваться в России традиция аллегорических маскарадов, в которых выступали аллегорические сюжеты чаще всего с дидактическим подтекстом, выраженные набором сцен и жестов. Такие маскарады были тщательно продуманы отрежиссированы и ставились как серьёзные театральные представления. Рисовались и строились декорации, шились специальные костюмы, актёры разучивали роли, а зрители смотрели на этот спектакль из окон с балконов и крыш домов.

Главной их формой, сохранившейся, кстати, на протяжении почти полувека, были маскарадные процессии, число участников которых нередко доходило до тысячи человек. Участники процессий распределялись по группам в каждой из которых была своя центральная фигура - Бахус, Нептун, Сатир или другие римские боги.

Для Петра важно было вырвать у Церкви её авторитет и, понимая пародийную и комическую сущность маски, включал в эти процессии и аллегорические фигуры, одетые в маски, и высмеивающие церковных иерархов.

Так в 1715 году был устроен грандиозный пародийный свадебный маскарад, на котором венчали князя-папу. Все комические фигуры этого шествия были снабжены музыкальными инструментами, гудками, барабаны и трещотками. Пародийные «молодые только по роли, а не по возрасту» обвенчанные 90-летним священником отправились с шутовской музыкой под колокольный звон через всю Москву. Молодым было устроено брачное ложе в большой бутафорской деревянной пирамиде, внутри освещённой свечами.

Ложе было убрано хмелем, а по сторонам его стояли бочки с вином, пивом и водкой. После этого, почти целый месяц устраивались церемониальные прогулки, пиршества, угощения для народа.

Пародийный образ князя-папы нужен был Петру для борьбы с церковной оппозицией в лице Патриарха Никона, который выступал против нововведений. Пётр I придумав этот образ, не раз лично принимал участие в написании сценария к очередному маскарадному шествию.

В 28-31 января 1722 года в Москве, по случаю Ништадского мира Пётр I устроил ещё более внушительное карнавальное шествие. По улицам от подмосковного села Всехсвятское до Тверских ворот проехал поезд, состоящий из шестидесяти саней и конных повозок, декорированных под парусники, галеры, турецкие фелюги. На них в разнообразных маскарадных костюмах находились приближённые царя - сенаторы и придворные, офицеры и иностранные гости. Шествие объехало город, дважды - Кремль и Красную площадь, превращая улицы и площади в весёлое и шумное зрелище, дозволенное лицезрению простого люда, который мог активно выражать своё отношение к происходящему. Карнавал славил морские победы России, смеялся над врагом.

Декоративный наряд праздника был причудлив и разнообразен. Прежде всего, в него органично вписалось убранство «весёлого поезда». Тут находились и весёлый Бахус на бочке, и «Нептун-морской», восседающий в санях, декорированных под гигантскую раковину и украшенных морскими конями, и трубачами с литаврами и барабанами. Всё смешалось в радостном действе. Весёлыми шутками друг с другом и с толпами зрителей перебрасывались победоносная Фортуна, испанки в гондолах, боярышни в расписных санях, голландские матросы и купцы, маски-домино и «страшные турки-янычары», обитатели «Беспокойного монастыря».

Эти первые в Петербурге и в Москве карнавалы для простонародья ещё были, безусловно, диковинной неожиданностью, хотя и восторженно принимаемой.

Однако Петровские праздничные нововведения не содержали подлинной демократии, Пётр I никогда не выдавал себя за «народного царя» и не забывал подчеркнуть различие между «благородным» и «подлым» сословиями.

Но карнавальный смех сближал всех, иллюзорно уравнивал, на период празднества сглаживал конфликты и противоречия и гласно, громко утверждал успехи политико-экономических и культурных преобразований, демонстрировал торжество правящего класса, поднимающихся буржуазии и купечества, прославлял абсолютинскую власть.

.2.3 Фейерверки

В царствование царя-реформатора - Петра I получили сильный импульс в своём развитии многие науки и ремёсла. Благодарить Петра I за эпоху своего расцвета должно и искусство фейерверка. «Потешными огнями» Пётр I интересовался с детства. Благодаря этому интересу фейерверки стали устраивать чаще, а сам царь принимал в этом собственноручное участие - на потешном дворе делал пиротехнику и смеси для неё. Фейерверками отмечали русские праздники - масленицу, новый год. Во время празднования Масленицы в селе Воскресенском, которое находится под Москвой, был организован большой праздник, на котором присутствовал весь царский двор и бояре. В самом начале праздника выступили «потешные войска» с пушечной стрельбой, а закончился праздник огромным фейерверком из двух отделений. Сначала был зажжён фейерверк на заднем царском дворе. Во время этого фейерверка произошло большое несчастье - был убит один из дворян - на его голову упала тяжёлая неразорвавшаяся ракета. Этот несчастный случай не остановил празднования и в этот же день, в присутствии всего царского двора, царицы и царевен при большом стечении народа был зажжён фейерверк, который изготовил своими руками семнадцатилетний Пётр I. Этот фейерверк радовал присутствующих около трёх часов. По прошествии трёх лет в том же подмосковном селе Воскресенском при личном участии Петра I был создан ещё один большой фейерверк. Среди огромного разнообразия фигур из фейерверка был показан огненный транспарант в виде мифологической фигуры - Геркулеса, который разрывал пасть льва, как бы говоря о возросшей силе «потешного» войска. Этот фейерверк очень понравился царице - Наталье Кирилловне, и она одарила венценосного пиротехника полным сержантским мундиром Преображенского полка, что было для него в огромную радость. Активное развитие фейерверка происходило под руководством царя и дальше. Фейерверк был всеобще одобрен народом.

При Петре I созданием фейерверков заведовала особая бомбардирская рота Преображенского полка, в которой служил и сам Пётр I. Также им активно использовались иностранные опыт и знания. Так, 16 мая 1696 г. в Москву из Бранденбурга прибыли военные инженеры и 4 бомбардира, которые были приняты в русскую службу. Во время пребывания Великого посольства в 1697 г. в Кёнигсберге Пётр I нанял «огнестрельного художника» Ягана Буса, также отправленного в Москву. В Амстердаме молодой царь нанял на службу Георга Вильгельма де Геннина, для которого Россия стала второй родиной.

Он оказался талантливым инженером фейерверков. В 1712 г. артиллерийский подполковник Геннин устроил на льду Невы новогодний фейерверк перед дворцом князя Меншикова, в честь окончания войны с Турцией.

Заключение

Активная реформаторская деятельность Петра I способствовала переходу страны на качественно новый уровень развития, Россия становится сильным государством европейского уровня, с зарождающимися элементами капиталистических отношений, во многом наблюдается преодоление техническо-экономической отсталости. Прогрессивная часть общества, недовольная сложившейся ситуацией, начинает проявлять оппозиционные настроения, что свидетельствует о желании народа высказать свой протест, не смотря на крепостнический гнёт, который многие годы приучает людей к покорности и терпимости.

В условиях разложения и кризиса крепостнической системы образование в стране находилось в состоянии подъёма, который был обусловлен прогрессивными сдвигами во всех сферах экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Основная суть работы Петра была не в полном смысле революционна. Он проявлял в течение своего правления пыл, страстную энергию и, в случае необходимости, жестокость, которые позволили ему достигнуть, по крайней мере того аспекта и стиля, которые казались современникам революционными.

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства.век прошёл не бесследно в истории русской культуры. Громадная работа мысли и чувства, множества известных и безвестных людей, воплотившаяся в произведениях литературы и искусства, в философских и публицистических сочинениях, в научных исследованиях, создала национальную культуру яркую, сложную, противоречивую и своеобразную. Эта работа продолжала и развивала достижения предыдущего периода, однако многое было преодолено и отброшено, в первую очередь то, что было связанно с религиозно-церковным характером средневековья. В XVIII столетии интенсивно шёл процесс складывания русской нации, что обуславливало национальное единство культуры, её основные черты и особенности.

Русская национальная культура складывалась в условиях господства феодально-крепостнического строя, в недрах которого назревали капиталистические отношения, в условиях усиления классовой борьбы крепостного крестьянства, что определяло сложность и противоречивость в процессах развития культурно-просветительской деятельности в России.

Подчёркивая положительное, передовое в культурном «наследстве» XVIII века нельзя забывать и о многих противоречиях - высокие достижения человеческого гения оставались недоступными большинству народа. Тем не менее культурное наследие этого исторического периода трудно переоценить и наша жизнь будет казаться ущербной без произведений литературы и искусства XVIII столетия.

Происходит постепенное обмирщение культуры, она становится светской, это расширило границы и возможности человеческого интеллекта и чувства. Знание освобождалось от средневековой схоластики и провиденциализма, превращаясь в науку.

Список литературы

1. Богданов А.П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. 2007.

. Буганов В.И. Пётр Великий и его время. 2006.

. Валишевский К. Пётр Великий. Воспитание. Личность. 1990.

. Величенко М. Исторический бал. 1997.

. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие 1998.

. Захарова О. Бал эпохи Петра Великого. 1995.

. Зенина М.В., Кошман Л.А., Шульгин В.П. История русской культуры. 2000.

. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. 2000.

. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т. IV. 1989.

. Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества. 2003.

. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. 2000.

. Петербург петровского времени: Очерки/Под ред. А. В. Предтеченского. 1948.

. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. 1998 г.

. Николаев В.Н. Загадка царя Петра 2002.

Похожие работы на - Русь Петровская. Просвещение и возникновение социально-культурных обществ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!