Аудит денежных средств на примере предприятия ООО 'Токурский рудник' Селемджинского района

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит денежных средств на примере предприятия ООО 'Токурский рудник' Селемджинского района

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный аграрный университет

Финансово-экономический институт

Кафедра бухгалтерского учета, статистики, анализа и аудита




Курсовая работа

По аудиту

На тему:

Аудит денежных средств на примере предприятия ООО «Токурский рудник» Селемджинского района











Благовещенск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы аудита денежных средств

.1 Задачи, объекты и источники информации по проверке денежных средств предприятия

.2Информационное обеспечение аудита денежных средств

1.3Методика аудита движения денежных средств в организации

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия

.1 Организационная характеристика предприятия

.2 Экономическая характеристика предприятия

. Аудит денежных средств

.1 Аудит кассовых операций

.2 Аудит операций по движению денежных средств на расчетном и специальных счетах в банке

.3 Аудит операций по движению средств на валютном счете

.4 Оформление результатов аудиторской проверки и отчета аудитора

.5 Пути совершенствования учета и внутреннего контроля денежных средств и денежных документов предприятия

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе производства и реализации продукции, работ или услуг. Денежные средства на предприятиях могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться в банке на расчетных счетах, на специальных счетах, а также, использоваться в виде аккредитивов, лимитированных и других чеков. Одним из значимых, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности является независимый контроль - аудит.

Аудит денежных средств является важным звеном в аудиторской проверке. Денежные операции однообразны, методы и процедуры проверки достаточно просты, однако этот этап аудиторской проверки очень трудоемок из-за массового характера кассовых операций.

Целью данной работы является раскрытие темы: «Аудит денежных средств на примере предприятия».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

§Проверка правильности документального оформления операций с денежными средствами;

§Порядок проведения инвентаризации денежных средств в кассе организации;

§Проверка организации и ведения учета операций с денежными средствами;

§Аудит операций по движению денежных средств на расчетном счете, специальных счетах в банке, на валютном счете;

§Разработка на основе полученных результатов исследования рекомендаций по совершенствованию учета и эффективному управлению денежными средствами.

Предметом исследования являются общественные отношения возникающие в деятельности ООО «Токурский рудник» по поводу организации учета денежных средств.

Объектом исследования является организация учета денежных средств на ООО «Токурский рудник».

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

.1Задачи, объекты и источники информации по проверке денежных средств предприятия

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит - в разных переводах означает «он слышит», «слушающий»

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Аудиторская проверка операций с денежными средствами предполагает проверку кассовых, банковских и валютных операций.

Основная цель аудиторской проверки денежных средств - формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств действующим в Российской Федерации нормативным документам. Для достижения данной цели необходимо установить законность, достоверность и целесообразность совершения операций с денежными средствами на предприятии, правильность их отражения в учете и отчетности.

В ходе аудита операций с денежными средствами решаются следующие задачи:

·ознакомление с условиями хранения наличных денег, ценных бумаг и других денежных документов в кассе;

·изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;

·проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм целевого использования, полученных из банка по чекам денежных средств (в том числе валютных) и другие;

·проверка состояния платежно-расчетной дисциплины.

·контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом.

·контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками.

·Своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

·Изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.

Источниками информации для проверки операций с денежными средствами являются: кассовая книга; отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и т.д.); чековые денежные книжки, выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, платежные требования-поручения, авизо и пр.); журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений и т.п.; учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и т.д.; Главная книга; баланс (форма №1); Отчет о движении денежных средств (форма №4) и др.

Приступая к проверке операций с денежными средствами, аудитору целесообразно получить по возможности полную информацию о состоянии внутреннего контроля по данному участку учета. Нередко денежные средства, как наличные, так и безналичные, являются объектом хищений и злоупотреблений со стороны кассира, бухгалтера и других должностных лиц. Выяснить, как на предприятии соблюдается кассовая дисциплина, насколько жестко контролируются операции с денежной наличностью, в том числе с валютой, как четко обеспечивается санкционирование различных платежей с расчетного и других счетов предприятия, можно путем фактической проверки, обследования, наблюдения и т.д. Полезным способом получения данных является также тестирование по заранее подготовленному вопроснику.

Вопросы для оценки системы внутреннего контроля на участке учета операций с денежными средствами могут быть следующими:

заключен ли договор о материальной ответственности с кассиром;

созданы ли условия, обеспечивающие сохранность денежных средств;

допускаются ли случаи подписания незаполненных чеков и платежных поручений;

регистрируются ли кассовые ордера, банковские платежные документы в журналах регистрации;

полностью ли заполняются необходимые реквизиты в кассовых документах;

снимаются ли ежедневно остатки денежных средств в кассе;

как регулярно отчеты кассира передаются в бухгалтерию и проверяются главным бухгалтером;

проводятся ли внезапные проверки кассы;

подписывает ли расходные кассовые документы руководитель предприятия;

проверяется ли полнота оприходования поступления денежных средств;

соблюдается ли установленный лимит кассы;

проверяется ли использование денежных средств, полученных в банке;

как регулярно проверяет главный бухгалтер соответствие данных первичных банковских документов и учетных регистров;

проверяется ли соответствие проведенных банковских операций договорам.

Для проверки состояния системы бухгалтерского учета денежных средств могут быть предложены следующие вопросы:

разработаны ли схемы отражения на счетах операций с денежными средствами;

с какой периодичностью сверяются данные кассовой книги с данными учетных регистров и первичных документов;

как регулярно обрабатываются и отражаются в учете выписки банка;

соответствуют ли данные учетных регистров Отчету по движению денежных средств (форма №4);

проверяется ли соответствие данных регистров по учету движения денежных средств и расчетов и т.д.

По результатам тестирования устанавливается фактическое отношение администрации к организации учета, обеспечению сохранности и целевого использования денежных средств на предприятии. Соответственно аудитор намечает для себя объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур, последовательность этапов проведения проверки, конкретные источники получения данных, уточняет аудиторский риск. С целью упорядочения его действий рекомендуется разрабатывать специальную программу проверки.

Правильно составленная программа проверки поможет аудитору в дальнейшем последовательно изучить различные участки учета операций с денежными средствами, избегая повторов и пропусков, целенаправленно осуществить сбор необходимых доказательств и их документирование.

.2Информационное обеспечение аудита денежных средств

В процессе аудиторской проверки операций с денежными средствами следует руководствоваться следующими нормативными документами:

·Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" в РФ №307-ФЗ от 30.12.2008;

·Федеральный закон "О бухгалтерском учёте" в РФ №402-ФЗ от 06.12.2011;

·Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД). Стандарты первой очереди были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября <#"justify">.3 Методика аудита движения денежных средств в организации

В зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата им проверяемых объектов и необходимости получения разнообразной, доказательной информации о хозяйственно - финансовой деятельности проверяемого субъекта аудиторы при проведении проверок могут использовать различные методологические приемы и технические способы аудирования. Так, например, аудиторы при выполнении процедур контроля могут пользоваться приемами фактического контроля, к которым относятся инвентаризация, экспертная оценка, контрольные проверки и устный опрос и др. [4, стр. 35]

Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе аудиторских процедур, таких как:

а) детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;

б) аналитическая процедура;

в) проверка (тест) средств внутреннего контроля.

Аудитор на основе своего профессионального суждения самостоятельно принимает решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Методика проверки включает проведение инвентаризации средств на счетах организации и установление соответствия первичных документов регистрам бухгалтерского учета.

Инвентаризация означает проверку объектов в натуре органолептическим путем. Сущность этого приема состоит в том, что наличие тех или иных объектов контроля устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета.

Инвентаризацию денежных средств в кассе, желательно провести в присутствии аудитора.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетных и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерского учета организации, с данными выписок банков. [4, стр. 39]

Наиболее ценными считаются аудиторские доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций, самостоятельного анализа. Аудиторам предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и фактическое наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки.

Полезны также наблюдения за выполнением отдельных хозяйственных и бухгалтерских операций. Эта процедура важна прежде всего для оценки организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достигается путем проведения документальных проверок. Поэтому аудиторы с целью установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций могут использовать различные методологические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.

Среди них следует выделить: проверку документов (формальная проверка и проверка по существу), арифметическую, или счетную, проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.

Проверка документов означает, что в первую очередь документ изучается с формальной стороны, с тем чтобы установить: составлен ли он по утвержденной форме, имеет ли все необходимые подписи должностных лиц, заполнены ли другие обязательные реквизиты (наименование документы, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении), нет ли в нем подчисток и неоговоренных исправлений, имеются ли надлежаще оформленные приложения, на которые дана ссылка в документе, и др.

Подлинность документов устанавливается путем проверки реальности имеющихся в них подписей должностных лиц и соответствия документов датам отражения в них операций.

При чтении документов, после установления их подлинности, проверяют документы по существу, то есть с точки зрения достоверности, законности и экономической целесообразности отраженных в них хозяйственных операций.

Достоверность операций, зафиксированных в документах, проверяется изучением этих и взаимосвязанных с ними документов, опросом соответствующих должностных лиц, осмотром объектов в натуре и т.д. Законность отраженных в документах операций устанавливается путем проверки их соответствия действующему законодательству. Достоверность и ценность информации, полученной в ходе такой проверки, во многом зависит от качества системы внутреннего контроля клиента.

Арифметическая (счетная) проверка сводится к проверке правильности подсчетов в документах приведенных наценок (скидок, накидок), выделения сумм налогов и т.д. Такая проверка дополняется аналитической проверкой регистров бухгалтерского учета, балансов и отчетности.

Изучаются соответствие показателей отчетности данным аналитического и синтетического учета, согласованность показателей в отдельных формах бухгалтерской отчетности и баланса, в учетных регистрах и первичных документах.

В зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска она может быть выборочной или сплошной. Если клиент использует программное обеспечение бухгалтерского учета, то проверка расчетов должна соответствовать специальному стандарту.

Сопоставление документов заключается в том, что достоверность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяется путем сопоставления данных разных документов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Оно может производиться по документам, находящимся в бухгалтерии организации или организации, с которыми проверяемый экономический субъект вступил в хозяйственную связь.

Необходимо в указанных случаях применять сопоставление плановых и учетных, учетных и нормативных, внутренних и внешних, разовых и накопительных, первичных и сводных документов, что обеспечивает наиболее глубокое изучение объекта контроля.

Письменный запрос представляет собой получение необходимых сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и отдельных лиц в письменном виде путем запроса. Данный методический прием широко используется для получения исчерпывающих аудиторских доказательств от соответствующих специалистов и должностных лиц организации в ходе проведения аудиторской проверки.

Экономический анализ - один из наиболее широко применяемых методов в аудиторской деятельности. При помощи приемов экономического анализа аудиторы устанавливают финансовое состояние и платежеспособность организации, выявляют влияние различных факториальных признаков на результативные показатели производства, реализации продукции (работ, услуг), определяют резервы повышения экономической эффективности и направления развития деятельности организации, стратегию и тактику управления ее финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями. [4, стр. 40]

Анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления различных факторов и показателей, а также исследование причин их возникновения достигаются путем использования в аудиторской деятельности различных аналитических процедур: сопоставление остатков по счетам за различные учетные периоды; сопоставление показателей учета финансовой отчетности с плановыми показателями; оценки соотношения между различными статьями отчетности и сопоставления их с данными предыдущих периодов; сопоставления финансовых показателей деятельности организации со среднеотраслевыми; сопоставления финансовой и нефинансовой информации и т.д.

Кроме перечисленных методов и приемов в аудиторской практике могут быть использованы другие способы получения аудиторских доказательств. К ним относятся: пересчет (проверка арифметических расчетов клиента); проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций; прослеживание; сканирование; подготовка альтернативного баланса; инспектирование.

Пересчет заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых расчетов. Пересчет осуществляется выборочно.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций означает контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией. Информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент исследования операций.

Прослеживание представляет собой процедуру, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в бухгалтерском учете.

Инспектирование представляет собой проверку записей документов и материальных активов.

Процедура сбора информационного материала включают: наблюдение за проводимым клиентом контролем; проверку его документальных свидетельств; повторный контроль; проверку отдельных частей программы; проверку общего контроля. [4, стр. 44]

Особенно эффективно использование компьютеров и программного обеспечения аудита при выборочном обследовании и аналитической проверке.

Эффективным приемом для получения аудиторских свидетельств является использование персональных компьютеров с пакетами прикладных программ.

В настоящее время многие аудиторы используют при проведении аудита экспертные системы. Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, использующие уникальные методы программирования с целью представления информации пользователю. Они используются при планировании аудита, проверок и подготовке заключений финансовых отчетов.

Экспертные системы оказывают воздействие при изучении системы внутреннего контроля, сборе фактических данных о системе контроля, деталях хозяйственных операций, остатках на счетах, помогают оценить риск аудита, уточнить его данные, с их помощью осуществляется экономический анализ. Системы подтверждают аудитору, что все его требования были удовлетворены.

Таким образом, использование в практике проведения аудита различных методических приемов и технических способов или процедур зависит в основном от действующих организационных, методологических и технических аспектов бухгалтерского учета в проверяемом экономическом субъекте. В отдельных случаях при проведении аудита могут быть использованы: статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый и экономико-математический методы исследования.

Соответствие проверяемых первичных документов регистрам бухгалтерского учета.

Выполняются следующие действия.

. Проверяется соответствие сумм платежных документов данным журнала - ордера №1, 2 и ведомости №1, 2, журнала - ордера №3.

. Проверяется соответствие данных журнала - ордера №1, 2 и ведомости №1, 2, журнала - ордера №3 за каждый месяц данным по Главной книге.

. Сопоставляются обороты по кредиту счетов 50 («Касса»), 51 ("Расчетные счета") и 55 ("Специальные счета в банках") с оборотами по дебету корреспондирующих счетов по данным Главной книги.

. Проверяется соответствие данных журнала - ордера №1, 2 и ведомости №1, 2, журнала - ордера №3 данным отчета о движении денежных средств (форма №4).

. Сопоставляется сальдо по счету 51 ("Расчетный счет") в Главной книге на начало года и на конец соответствующего отчетного периода со строкой 262 граф 3 и 4 бухгалтерского баланса.

В случае, если организация ведет учет с применением средств вычислительной техники, приведенные выше данные первичных документов и отчетов сверяются с данными машинограмм по счетам 50 («Касса»), 51 ("Расчетные счета"), 52 («Валютные счета») и 55 («Специальные счета в банках»). [15, стр. 11]

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Организационная характеристика предприятия

Полное фирменное наименование исследуемого предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Токурский рудник».

Место нахождения Общества: 676581, Российская Федерация, Амурская область, Селемджинский район, поселок Токур, ул. Ворожейкина, д. 16

Общество с ограниченной ответственностью «Токурский рудник» зарегистрировано 25 июня 2002 года. Межрайонной инспекцией ФНС России №9 по Амурской области за основным государственным номером 1022801006645.

Целями создания Общества является получение прибыли.

Общество создано для продолжения деятельности по освоению Токурского золоторудного месторождения в соответствии с лицензией на право пользования недрами серии БЛГ 00737 вид лицензии БЭ, выданной учредителю Общества - открытому акционерному обществу Горная компания «Золотая корона».

Учредителями (участниками) общества являются:

Открытое акционерное общество Горная Компания «Золотая Корона»;

Общество с ограниченной ответственностью «Горняк».

высший орган управления - общее собрание участников;

единоличный исполнительный орган - Генеральный директор.

Основными видами деятельности Общества являются:

добыча полезных ископаемых (в том числе металлов), разработка новых рассыпных и рудных месторождений, а также осуществление связанных с добычей полезных ископаемых вводов деятельности, в т.ч.:

геологическое изучение недр (с правом распоряжения полученной информацией);

использование (переработка) отходов горнодобывающего производства; создание и эксплуатация аффинажного производства; производства ювелирных изделий, в том числе из драгоценных металлов и драгоценных камней;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

оказание консультативных услуг в области недропользования; проведение различного рода горных работ;

деятельность по строительству и ремонту объектов производственного и социального назначения, монтажу (демонтажу) и накладке оборудования, осуществление инженерных изысканий для строительства, выполнение функций генерального подрядчика;

строительство и ремонт дорог, подъездов, площадок;

деятельность по эксплуатации машин и механизмов, в том числе требующих специального разрешения (допуска) на эксплуатацию, выполнение работ по ремонту машин, механизмов, оборудования; проведение взрывчатых работ, приобретение и хранение взрывчатых веществ;

оптовая и розничная реализация горюче-смазочных материалов, продуктов химии и нефтехимии;

проектирование, строительство и эксплуатация автозаправочных станций, нефтехранилищ, автомобильных стоянок, гаражей;

ремонт автозаправочных станций и их оборудования;

оптовая и розничная реализация запасных частей к автомобильному транспорту, машинам и механизмам;

другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

Организация учета в бухгалтерии

Бухгалтерия общества состоит из четырех человек. Во главе стоит главный бухгалтер. В его подчинении бухгалтер материального стола, бухгалтер расчетного стола и бухгалтер-кассир.

Согласно Федеральному Закону «О бухгалтерском учете» и Уставу, в ООО «Токурский рудник» главный бухгалтер Общества подчиняется непосредственно генеральному директору.

Главный бухгалтер Общества действует в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми в установленном порядке, несет персональную ответственность за соблюдение содержащихся в них методологических принципов бухгалтерского учета, за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной статистической и бухгалтерской отчетности.

Учетная политика

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Учетная политика общества является внутренним документом, определяющим совокупность способов ведения бухгалтерского учета общества - первичного наблюдения (документация, инвентаризация),стоимостного измерения (оценка и калькулирование), текущей группировки (счета и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность), фактов хозяйственной деятельности, которые регламентируются законодательством России, Уставом общества, внутренними документами ООО «Токурский рудник».

В организационно - техническом отношении учетная политика Общества строится согласно «Рабочему плату счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности ООО «Токурский рудник».В «Рабочем плане» предусматривается непротиворечивая реализация схемы отражения, регистрации и группировки однородных фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета согласно наименованиям и кодам синтетических счетов и субсчетов.

Бухгалтерский учет в организации ведется бухгалтерией ООО «Токурский рудник», как самостоятельным структурным подразделением под руководством главного бухгалтера, согласно Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года и в соответствии с п. 6 (в) Приказа Минфина РФ от.10.2008 №106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (в ред. от 18.12.2012 №164н)

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с едиными методологическими принципами и правилами, на основе унифицированных технологий учета всех хозяйственных операций в Обществе.

Предприятие ведет бухгалтерский учет по журнально-ордерной системе с применением автоматизированной формы его ведения с использованием компьютерной техники. Рабочей бухгалтерской программой является программа «1С:Предприятие». При использовании для ведения бухгалтерского учета вычислительной техники журналы-ордера формируются применяемым программным обеспечением. Электронный образ первичного документа имеет силу первичного учетного документа, если он оформлен на бумажном носителе и содержит обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Хозяйственные операции оформляются документами установленной формы. Документы, по которым не предусмотрены типовые формы, разрабатываются организацией самостоятельно.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на предприятии проводится инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 №49. (в ред. от 8 ноября 2010 г. №142н)

Обязательной инвентаризации подлежат:

  1. имущество Общества, независимо от места нахождения;
  2. имущество, не принадлежащее Обществу, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении и т.д.);
  3. все виды финансовых обязательств.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В случаях, когда проведение инвентаризации обязательно, но сроки ее проведения не установлены настоящей учетной политикой, или когда проведение инвентаризации не обязательно, инвентаризация проводится на основании отдельного приказа руководителя предприятия.

Сроки проведения инвентаризации устанавливаются приказами руководителя Общества.

Если же работник не согласен добровольно возместить ущерб, который превышает его средний месячный заработок, принимается решение о подаче заявления в суд взыскании с работника задолженности. Либо подается заявление в милицию при невозможности определить виновное лицо, т.к. нужно иметь в наличии официальный отчет сотрудников милиции.

Проект приказа на возмещение ущерба, а так же оформление заявлений в суд и милицию для руководителя готовит юридический департамент.

Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения разработана в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Целью налогового учета организации признается формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Налоговый учет в организации ведется бухгалтерской службой в соответствии с требованиями Налогового кодекса <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=108642;fld=134> Российской Федерации.

При ведении налогового учета Обществом используется принцип максимального сближения налогового учета с существующей в компании системой бухгалтерского учета.

Налоговый учет ведется в рамках единой учетной системы бухгалтерского учета и налогового учета. План <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=107972;fld=134;dst=100010> счетов бухгалтерского учета адаптирован для налогового учета на уровне организации аналитического учета доходов и расходов.

.2 Экономическая характеристика предприятия

Неотъемлемой частью изучения экономических условий хозяйствования в ООО «Токурский рудник» является определение его размеров. Размер предприятия складывается из системы показателей, которые делятся на основные и дополнительные. К основным относят следующие показатели: среднегодовая стоимость основных фондов; среднегодовая численность работников; объем продукции произведенный предприятием в течение года.

Показатели, характеризующие размер нашего предприятия представлены в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Анализ основных показателей деятельности предприятия ООО «Токурский рудник» Селемджинский р-н

ПоказателиГодыИзменение отчетного года от базисногоабсолютноетемп роста, %2010 г.2011 г.2012 г.123456Выручка от реализации работ, услуг, тыс. рублей6415867986856612150333,52Производственная себестоимость реализованной продукции, тыс. рублей6532377218799911466822,45Объемы произведенной продукции на сумму, тыс. рублей53945393315744234976,48Среднегодовая стоимость производственных основных фондов, тыс. рублей8869799926,585598,5-3098,5-3,49Среднегодовая численность работников предприятия, чел.1049360-44-42,31Прибыль (убыток) от продаж, тыс. рублей(9750)(17695)(20724)-10974112,55Чистая прибыль (убыток), тыс. рублей-1143616617-17922-6486-56,72Затраты на 1 руб. выручки, копеек1,021,140,93-0,09-8,82Рентабельность производства, %-14,9-22,92-25,91-11,01-73,89Доля чистой прибыли (убытка) к выручке, %-17,8224,44-20,92-3,1-Производительность труда, тыс. рублей/чел518,7422,91957,37438,6784,57Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей1930222159310871178561,05Фондоотдача, рублей0,610,390,670,069,84

Из таблицы следует, что выручка от реализации работ, услуг, на конец 2012 года увеличилась на 21503 тыс. рублей или на 33,52%.

Объем произведенной продукции увеличился на 6,48% и составил в 2012 году 57442 тыс. рублей.

Основные фонды сократились на 22,04% и составили 64789 тыс. рублей.

Затраты на 1 р. Выручки сократились на 0,09 копеек или на 8,82% в связи с увеличением производственной себестоимости реализованной продукции на 14668 тыс. рублей или на 22,45%.

Рентабельность производства сократилась на 11,01% или на 73,89% (темп роста). Доля чистой прибыли (убытка) к выручке сократилась на 3,1%, из-за увеличения убытка на 6486 тыс. рублей или на 56,72%.

Фондоотдача увеличилась на 0,06 рублей или на 9,84% и составила 0,67 рублей, из-за увеличения стоимости валовой продукции на 6,48%. Производительность труда увеличилась на 87,57%, в связи с сокращением среднегодовой численности работников на 42,31%.

С 2012 года предприятие относится к группе малых, так как среднегодовая численность работников составила 60 человек.

Предприятие занимается добычей руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).

аудит контроль денежный средство

3. АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

.1 Аудит кассовых операций

Предприятия, независимо от организационно-правовых форм при осуществлении операций с денежной наличностью должны руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России.

Денежные средства в кассу предприятие получает с расчетного счета строго на определенные цели, так же может получать от заказчиков. Денежные средства не могут быть использованы не по назначению. Предприятие хранит в кассе денежные средства, но только в пределах установленного лимита, в специальном помещении. Лимит определяется банком, обслуживающим предприятие, по согласованию с руководителем. Сверх установленного лимита денежные средства могут храниться только для выдачи заработной платы, пособий, но не более 3-х рабочих дней.

Выполнение кассовых операций производится кассиром. Он является материально-ответственным лицом. При поступлении на работу с кассиром в обязательном порядке должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. Прием и выдачу наличных денег кассир осуществляет на основании первичных документов типовой межведомственной формы. Прием наличных денег осуществляется по приходным кассовым ордерам, которые обязательно должны быть подписаны главным бухгалтером. Выдача наличных денежных средств из кассы производится по расходным кассовым ордерам, которые подписываются главным бухгалтером и руководителем предприятия. Приходные и расходные кассовые ордера после осуществления операций по ним подписываются кассиром.

Расходные и приходные кассовые ордера являются первичными документами. Они выписываются в бухгалтерии предприятия. До передачи в кассу предприятия приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в бухгалтерии в специальных журналах регистрации кассовых ордеров, отдельно по приходу и отдельно по расходу. Кассир после принятия к исполнению кассовых ордеров производит записи в кассовую книгу. Кассовая книга - это регистр аналитического учета операций с наличными денежными средствами. Кассовая книга ведется в электронном виде и составляется в двух экземплярах, первый экземпляр подшивается кассовую книгу, а второй экземпляр является отчетом кассира, отрывается и сдается в бухгалтерию. В конце дня кассир должен подсчитать итог операций по приходу и расходу и вывести остаток. Отчет кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами передается в бухгалтерию.

Синтетический учет операций по кассе ведется на счете 50 "Касса" - счет активный, основной, денежный.

Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в РФ в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Кассовые операции проверяются сплошным методом.

Аудиторская проверка кассовых операций в ООО «Токурский рудник» организуется в такой последовательности:

инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

проверка правильности документального оформления операций;

проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

аудиторская проверка правильности списания денег в расход;

проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;

проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

оформление результатов проверки.

Источниками информация аудита кассовых операций являются:

-Кассовая книга;

-Отчеты кассира;

-Приходные и расходные кассовые ордера (ПКО, РКО);

-Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;

-Выписки банка;

-Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;

-Чековые книжки;

-Хозяйственные договоры (в том числе с банками);

-Договоры о материальной ответственности;

-Документы по ККМ;

-Книги кассира-операциониста ;

-Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;

-Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;

-Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;

-Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;

-Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;

-Учетная политика в части документооборота;

-Журнал-ордер №1 и ведомость №1 по учету кассовых операций;

-Главная книга;

-Баланс предприятия (ф. №1), 2-й раздел актива;

-Отчет о движении денежных средств (ф. №4).

Прибыв на место проверки, аудитор сразу проверяет инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

До начала инвентаризации (при необходимости) по требованию аудитора (ревизора) кассир обязан:

§закрыть и опечатать сейф, в котором хранятся денежные средства и другие ценности;

§в присутствии аудитора (ревизора) составить отчет по кассовым операциям за текущий день и вывести остаток денежных средств по кассовой книге на день проверки;

§дать расписку в том, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию и к моменту инвентаризации кассы неоприходованных и несписанных в расход денежных средств не имеется.Действия аудитора (ревизора) при проведении инвентаризации кассы:

üпроверяет наличие образцов подписей лиц, имеющих право подписывать денежные документы,

üпроверяет наличие специальных штампов на гашение кассовых документов и проставление их на первичных документах,

üизучает находящиеся в кассе на момент инвентаризации частные расписки или другие неоформленные документы на получение денег из кассы и устанавливает объективность выдачи по ним наличных денег из кассы. Однако следует учитывать, что документы или расписки в остаток наличных денег не включаются;

üпроверяет и визирует имеющиеся в кассе приходные и расходные документы,

üпроверяет отчет кассира, составленный на день инвентаризации кассы, а именно:

üпоследовательность нумерации приходных и расходных документов,

üсовпадение реквизитов документов с записями в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, с корешками использованных чеков,

üподсчитывает фактическое наличие денег и денежных документов в кассе,

üсверяет полученный остаток денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе, с данными учета по кассовой книге.

Выявленная по результатам инвентаризации недостача подлежит немедленному погашению, а излишек - оприходованию, что отражается соответствующим образом на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризацию денежных средств в пути аудитор (ревизор) производит путем сверки числящихся сумм на счете 57 «Переводы в пути» субсчет 57-1 «Инкассированные денежные средства» с данными выписок, квитанций банка, почтового отделения, копий препроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

Результаты инвентаризации оформляются актом в 3-х экземплярах. Одновременно при проведении инвентаризации аудитор (ревизор) проверяет соблюдение условий, обеспечивающих сохранность денежных средств в кассе:

·изолированность помещения кассы от других помещений;

·наличие сейфов (несгораемых шкафов) для хранения денег;

·порядок опечатывания сейфов и помещения кассы в конце рабочего дня;

·наличие учтенных дубликатов ключей и порядок их сдачи на хранение;

·организацию охраны помещения кассы;

·наличие договора о полной индивидуальной ответственности установленной формы с кассиром и раздатчиками;

·наличие приказа о назначении кассира;

·факты возложения обязанностей кассира (постоянно или временно) на счетных или других работников, связанных с расчетами по заработной плате (бухгалтера, нормировщика, мастера, прораба и т. д.);

·организацию охраны денежных средств при доставке их из банка и сдаче в банк;

·правильность ведения кассовой книги;

·регулярность проведения инвентаризации денежных средств в кассе.

При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указываются их сумма и обстоятельства возникновения. Излишки денег приходуют в кассу и зачисляют в доход организации. На счетах это отражается следующей записью:

Дт 50 "Касса" Кт 91 "Прочие доходы и расходы".

Недостача денег в кассе подлежит взысканию с материально ответственного лица (кассира), что отражается бухгалтерской записью:

Дт 94 "Недостача и потери от порчи ценностей" Кт 50 "Касса"

и одновременно:

Дт 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"

Кт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

В случае, если во взыскании с виновных лиц отказано судом или они не найдены, убытки списываются на финансовые результаты организации:

Дт 91 "Прочие доходы и расходы"

Кт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка. Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера. Направления использования денежных средств и их целевое назначение организация определяет по своему усмотрению.

Все случаи неполного набора документов по кассовым операциям должны быть зафиксированы аудитором, затем подсчитываем итог, который соизмеряют с кредитовым оборотом по счету 50 "Касса".

Таблица 3.1.1

Основные проводки по движению денежных средств в кассе:

Содержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетовДебетКредитПоступление денежных средств в кассу с расчетного счета5051Оплата, поступившая от покупателей и заказчиков наличными денежными средствами за товара, работы, услуги5062Возврат денежных средств подотчетными лицами5071Прочие поступления денежных средств от работников организации5073Поступления денежных средств от прочих дебиторов5076Выплачена заработная плата персоналу организации7050Выдана из кассы подотчетные суммы7150Из кассы выданы суммы займов, представленные работникам7350Выплачена из кассы депонированная заработная плата7650Поступили в кассу наличными выручка за продажу продукции5090,1Принята в кассу выручка за проданные материальные ценности5091,1Возвращены наличными авансы, полученные от покупателей и заказчиков6250

Первичные документы, используемые ООО «Токурский рудник» для учета денежных средств в кассе:

Приходный кассовый ордер (форма №КО-1) (Приложение 3.1.1)

Применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным.

Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма №КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

Расходный кассовый ордер (форма №КО-2) (Приложение 3.1.2)

Применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях традиционных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма №КО-3).

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма №КО-3) (Приложение 3.1.3)

Применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно - платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно - платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.

Кассовая книга (форма №КО-4)

Применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись "В этой книге пронумеровано и прошнуровано листов". Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Авансовый отчет (форма №АО-1) (Приложение 3.1.4)

Применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно - хозяйственные расходы.

Составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии.

Авансовый отчет может составляться на бумажном и машинном носителях информации.

На оборотной стороне формы подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним (графы 1-6). Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

Возможны следующие нарушения при ведении операций по кассе:

. Прямое хищение денежных средств (ничем не замаскированное или замаскированное неоформленными документами и расписками). Прямое хищение денежных средств без подлогов выявляется при проверке кассы путем инвентаризации кассовой наличности. Иногда оно маскируется расписками должностных лиц, покрывающими, по существу, растраты, совершенные кассиром либо другими должностными лицами, в частности работниками счетного аппарата.

. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам, от различных юридических лиц по доверенности). Неоприходование денег по кассе связано со списанием полученных сумм непосредственно на расходы или сокрытием приходных операций. Наиболее часто встречаются случаи неоприходования в кассу денег, полученных с расчетного счета. Присвоение денежных средств в этом случае вскрывается взаимной проверкой операций кассы и банка. Необходимо сверить в первую очередь корешки выданных чеков с приходными документами по кассе.

. Излишнее списание денег по кассе (повторное использование одних и тех же документов, неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах, списание сумм без оснований или по подложным документам, подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний).

. Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям (присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям; присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям). Наиболее распространенным видом неоприходованных платежей по кассовым ордерам являются платежи увольняющихся лиц, погашающих при расчете свою задолженность.

. Расчеты суммами наличных денежных средств, которые превышают предельную величину (с другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица; поступающими в кассу проверяемого предприятия).

. Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги (без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах).

. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.

.2 Аудит операций по движению денежных средств на расчетном и специальных счетах в банке

При аудиторской проверке банковских операций особое внимание обращается на соблюдение действующего законодательства при их осуществлении. В соответствии с действующим законодательством организации обязаны хранить свои денежные средства (сверх наличного лимита) в обслуживающих учреждениях банков. В Бухгалтерском учёте для этого предусмотрен счёт 51 «Расчётный счёт».

Порядок открытия и режим ведения банковских счетов, а также осуществления операций, связанных с безналичными расчетами, регулируются специальными инструктивными указаниями Центрального банка России, а также нормами ГК РФ.

Самостоятельное регулирование банковских операций не допускается.

Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете:

·правильность оформления расчетных документов в банке;

·целесообразность совершенных операций;

·соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договору;

·соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия;

·правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и Главной книге.

Источники информации:

-платежное поручение (кому перечислено);

-платежное требование (был акцепт - оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования);

-сводное платежное поручение и требование-поручение;

корешки чековой книжки на получение наличных денег (своевременность оприходования сумм, сумму, снятую с расчетного счета);

-журнал-ордер №2 (заполняется на основании выписки и платежных поручений - выписка выдается банком, если есть движение на расчетном счете);

-главная книга (счет 51 - расчетный счет: Дт - суммы, поступившие на расчетный счет, Дт 51-Кт 62 - расчеты с заказчиками, Дт 60-Кт 51 - оплата поставщикам).

Прежде всего аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них.

Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующими первичными документами. Если в выписке будут обнаружены подчистки и не оговоренные в письменном виде исправления, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

·порядок ведения учетных регистров;

·ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

·своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;

·производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка.

В начале проверки обязательно сверяют остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» в учетных регистрах и в Главной книге.

Прежде всего, следует сверить остатки на счетах денежных средств проверяемого периода в выписках банка, регистрах бухгалтерского учета (журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге) и отчетности. При наличии расхождений необходимо выявить их причины. При проверке поступивших на счета денежных средств устанавливается правильность их учета и полнота зачисления. Перечисленную покупателями выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам учета реализации (90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы») и по счетам учета расчетов с покупателями и заказчиками (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). Поступление денежных средств от прочих дебиторов (по договорам аренды, простого товарищества, штрафных санкций и др.) проверяют по данным выписок и приложенным к ним документам. Аудиторы должны проверить наличие договоров, подтвердить обоснованность и полноту зачисления денежных средств.

В ходе проверки выясняют также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим суммам выручки, авансов и др.

Аналогично осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов.

Кроме расчетных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Открытие специальных счетов в банках вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке.

Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву, по чекам, иным платежным документам, ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть открыты следующие субсчета; 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др.

Таблица 3.2.1

Корреспонденции счетов по счету 51 «Расчетный счет» в ООО «Токурский рудник»:

Содержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетовДебетКредитПолучены денежные средства по представленным займам5158Поступление денежных средств на расчетный счет в оплату за отгруженные товары5162Отражено поступление денежных средств по расчетам с прочими дебиторами5176Получены штрафы, пени, неустойки5191Получены наличные деньги в банке5051Оплачены счета поставщиков и подрядчиков за полученные ценности, выполненные работы, оказанные услуги6051Проведено погашение кредитных договоров предприятия, а также процентов по договорам займа6651Перечислены в бюджет налоги на прибыль и другие платежи, а также налог на доходы физических лиц6851Перечислена задолженность по единому социальному налогу6951Перечислена задолженность по заработной плате на лицевые счета работников7051Отражены перечисления прочим кредиторам7651Зачислены на расчетный счет денежные суммы, поступившие от поставщиков после установления факта переплаты им5160

Первичные документы, используемые ООО «Токурский рудник» для учета денежных средств на расчетном счете:

Платежное поручение (Приложение 3.2.1) - документ, оформляющий поручение организации своему банку перевести сумму, указанную в документе, на счет получателя либо произвести депонирование указанной суммы для последующего перечисления средств на счет получателя. Оно действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и оформляется в трех экземплярах при совершении операции в рамках одного кредитного учреждения, в остальных случаях - в четырех экземплярах.

Выписка банка (Приложение 3.2.2) является регистром аналитического учета операций на расчетном счете. Обязательным реквизитом выписки являются: №Р/счета; дата предыдущей выписки и ее остаток; суммы поступившие или списанные с р/счета.

Типичные ошибки при аудите операций по банковским счетам:

. Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках.

. Оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью.

. На документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки.

. Расходы, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов.

. Нарушение порядка покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

. Нарушение порядка аккредитивной формы расчетов.


Для учета операций в валюте предусмотрен счет 52 "Валютные счета", записи операций на котором ведут в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату поступления (списания) средств. При этом к счету 52 могут быть открыты следующие субсчета: 52-1 "Валютные счета внутри страны", 52-2 "Валютные счета за рубежом".

В соответствии с действующим законодательством основными формами расчетов по внешнеэкономической деятельности являются: предоплата, инкассо, расчеты через аккредитив, открытый счет.

Цель аудита операций валютного счета:

·проверить своевременность представления платежных поручений на продажу валюты;

·правильность отражения учета в операциях по покупке и продаже валюты;

·правильность определения и отражения в учете курсовых разниц;

·правильность составления бухгалтерских записей, соответствие записей с выпиской банка, с записями в Журнале-ордере №2 по счету 52 и Главной книге;

·полноту и своевременность зачисления валютной выручки на валютный транзитный счет в уполномоченном банке;

·имеются ли факты наличия счетов в иностранных банках, открытых без разрешения ЦБ РФ;

·правильность использования собственной валютной выручки, сохранность материальных ценностей приобретенных за иностранную валюту.

Источники информации:

·платежные поручения;

·платежные требования;

·сводное платежное поручение и требование-поручение;

·корешки чеков на получение иностранной валюты (Журнал-ордер №2).

Ведение бухгалтерского учета независимо от номенклатуры валют осуществляется в рублях (Дт 52 - положителен, если курс валюты вырос, Кт 52 - отрицательный, если курс валюты упал, курсовая разница: счет 91 - прочие расходы и доходы, счет 90 - продажа валюты).

.4 Оформление результатов аудиторской проверки и отчета аудитора

По итогам проведения аудита составляются аудиторское заключение, аудиторский отчет и пакет с отчетностью аудируемого лица. Все эти документы готовятся в двух экземплярах - для Заказчика и для аудитора.

Аудиторское заключение представляет собой перечень общих сведений об аудиторе и аудируемом лице, а также мнение аудитора о достоверности отчетности и финансовых результатах предприятия. Аудиторское заключение предназначено для неограниченного круга лиц.

Аудиторский отчет представляет собой письменную информацию, содержащую сведения об объектах проверки, о выявленных нарушениях, о рекомендациях по устранению нарушений.

Вся информация, содержащаяся в аудиторском отчете является строго конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Аудиторской заключение

Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности Общества с ограниченной ответственностью «Токурский рудник» за период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно, состоящей из:

бухгалтерского баланса (форма №1);

отчета о прибылях и убытках (форма №2);

отчета об изменениях капитала (форма №3);

отчета о движении денежных средств (форма №4);

приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);

расчета стоимости чистых активов акционерного общества

пояснительной записки.

Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность

Руководство аудируемого лица несет ответственность за составление и достоверность указанной бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.

Ответственность аудитора

Наша ответственность заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности на основе проведенного нами аудита. Мы проводили аудит в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности:

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. №307 ФЗ (ред. От 28.12.2010г.);

Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 20.05.2010г. №46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности»; - внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности

нормативными актами, утвержденными ООО «Токурский рудник»

Данные стандарты требуют соблюдения применимых этических норм, а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Аудит включал проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской отчетности и раскрытие в ней информации.

Выбор аудиторских процедур является предметом нашего суждения, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок. В процессе оценки данного риска нами рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление и достоверность бухгалтерской отчетности, с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля.

Аудит также включал оценку надлежащего характера применяемой учетной политики и обоснованности оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления бухгалтерской отчетности в целом.

Мы в целом полагаем, что полученные в ходе аудита аудиторские доказательства дают достаточные основания для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Мнение

По нашему мнению, бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Общества с ограниченной ответственностью по состоянию на 31 декабря 2012 года, результаты ее финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2012 год в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности.

Отчет аудитора

Общая характеристика бухгалтерского учёта ООО «Токурский рудник»

Бухгалтерский учёт в ООО «Токурский рудник» строится с применением журнально-ордерной формы учёта с использованием электронной версии бухгалтерского учета 1С: Бухгалтерия. Все участки учёта автоматизированы, что обеспечивает достаточную чёткость системы внутреннего контроля организации.

Учётные регистры синтетического и аналитического учёта ведутся по установленным формам, исправительные записи в них оформляются соответствующими бухгалтерскими справками. Формы и порядок заполнения первичных документов соответствует требованиям Закона «О бухгалтерском учёте».

Преемственность баланса обеспечивается, расхождения между данными первичных документов и бухгалтерских регистров по проверенным участкам учёта не выявлено. Данные учёта по синтетическим регистрам тождественны показателям отчётности предприятия.

Аудит учётной политики

Изучив учётную политику закрытого акционерного общества, необходимо отметить методологические недочёты:

В приказе об учётной политике не определены способы группировки затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, а также не указана база распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

За счёт себестоимости в организации создаётся два вида резервов: резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год и за выслугу лет, однако в приказе об учётной политике начисление этих резервов не утверждено.

Поскольку учёт реализации продукции, работ, услуг в целях налогообложения ведётся в обществе согласно налоговой учётной политики по мере отгрузки продукции и предъявления расчётных документов покупателю, необходимо предусмотреть в ней создание резерва по сомнительным долгам покупателей в конце отчётного года по результатам инвентаризации расчётов с покупателями. Начисление такого резерва позволит уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму сомнительной дебиторской задолженности покупателей.

Аудит денежных средств

Оценивая внутренний контроль операций с денежными средствами, выяснилось следующее:

Обеспечена сохранность наличных денежных средств; помещение кассы оборудовано надлежащим образом;

С кассиром заключен договор материальной ответственности;

Соблюдается порядок инвентаризации наличных денежных средств; инвентаризационная комиссия назначается приказом руководителя организации, кассовые документы на выданные и поступившие наличные денежные средства, в частности,

При внесении наличных денег в банк и при получении денег в банке, оформляются своевременно.

В финансовой отчетности отражены все денежные средства, принадлежащие организации. Чтобы получить доказательства того, что у организации нет счетов в банках, не отраженных в отчетности, был произведен опрос персонала клиента, ознакомление с протоколами заседаний совета директоров на предмет выявления счетов, не отраженных в учете. Не отраженные в учете счета в банках могут быть также выявлены при проведении проверки операций с дебиторами и кредиторами организации.

Кроме того, аудитором произведена проверка операций по переводу денежных средств с одного счета на другой в конце отчетного периода. Такая проверка направлена на выявление случаев, когда денежные средства списаны с одного счета организации, но на другой ее счет до конца отчетного периода не поступили. Такие денежные средства должны быть отражены в учете как переводы в пути.

.5 Пути совершенствования учета и внутреннего контроля денежных средств и денежных документов предприятия

В целях повышения эффективности операций в условиях рыночных отношений организации ООО «Токурский рудник» необходимо выполнять основные задачи, стоящие перед учетом денежных средств и расчетов. Прежде всего, необходимо обеспечить своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов. Немаловажным является оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных средств и ценных бумаг в кассе предприятия, а также контроль за использованием средств строго по целевому назначению, за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом, за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах c покупателями и поставщиками.

Очень важным в повышении эффективности работы предприятия является изыскание возможностей рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых, инвестиций, приносящих доход.

В настоящее время бухгалтерия предприятия пользуется действующим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

Учет денежных средств ведется по журнально-ордерной форме с элементами автоматизированной, с применением счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».

Методология бухгалтерского учета денежных средств на ООО «Токурский рудник» не нарушается. Тем не менее, выявлен ряд недостатков:

нарушается график документооборота, а именно сроки внезапных проверок кассы;

при сдаче денежных средств в банк, кассир не сопровождается;

реестр депонированных сумм не составляется;

не осуществляется сверка соответствия записей в указанных банковских выписках и приложениях к ним;

внеплановые проверки в кассе не проводятся;

подотчетным лицам выдаются денежные средства под отчет без проверки отсутствия у последних задолженности по предыдущим выданным суммам.

Для устранения недостатков можно предложить пути совершенствования учета денежных средств:

Внести изменения в учетную политику, дополнить ее недостающими элементами;

Рекомендуется проводить внезапную инвентаризацию кассы и расчетов с подотчетными лицами, для своевременного выявления отклонений в бухгалтерском учете.

Необходимо усилить контроль при осуществлении расчетов с подотчетными лицами, не допускать задержки сдачи в бухгалтерию авансового отчета.

Необходимо повысить уровень ответственности работников за нарушение сроков предоставления авансовых отчетов.

Повысить уровень ответственности кассиров за нарушение порядка ведения кассовых операций, путем применения административных санкций: выговоров, замечаний, увольнений.

Необходимо следить за заполнением всех реквизитов оправдательных документов, а также соблюдать порядок списания расходов при отсутствии оправдательных документов.

Усилить контроль за сохранностью денежных средств путем проведения сверок с банком, где располагается расчетный счет.

Также необходимо систематическое проведение экономической учебы среди работников бухгалтерии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель данной курсовой работы заключалась в изучении организации и методики аудита операций по учету денежных средств и разработки мероприятий по снижению аудиторских рисков при проверке операций с денежными средствами.

Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.

Результатом аудиторской проверки операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета операций денежными средствами действующим в проверяемом периоде нормативным документам РФ для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает в себя следующие вопросы:

проверку соблюдения, установленного ЦБ РФ лимита остатка наличных средств в кассе и порядка ведения кассовых операций;

проверку законности и своевременности расчетов наличными и безналичными денежными средствами (в рублях и в валюте);

проверку денежных документов по существу;

проверку бухгалтерского учета денежного оборота организации;

проверку достоверности бухгалтерской отчетности в части остатков по счетам учета денежных средств и денежных оборотов, отраженных в «Отчете о движении денежных средств» (форма №4).

Обязательным условием осуществления аудиторской проверки является документирование осуществленных процедур.

По результатам проверки составляется отчет, который содержит описание всех выявленных нарушений и рекомендаций по их устранению. В качестве рекомендации в работе предложены процедуры снижения аудиторских рисков.

В курсовой работе проведено исследование, целью которого являлась изучение аудита денежных средств на примере предприятия.

Объектом исследования в работе является ООО «Токурский рудник».

Бухгалтерский учет в ООО «Токурский рудник» ведется в соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Внутрихозяйственный контроль сохранности и использования денежных средств в хозяйстве осуществляет руководитель и главный бухгалтер. Он введется в соответствии с Порядком о ведении кассовых операций в Российской Федерации.

В ООО «Токурский рудник» применяется журнально-ордерная форма учета денежных средств с использованием программы «1С-Бухгалтерия», заполняются все необходимые первичные документы и регистры по учету денежных средств и расчетов. На предприятии применяются наличные и безналичные расчеты (расчетными чеками, платежными поручениями).

При аудите учета денежных средств необходимо в первую очередь обратить внимание на правильность оформления первичных документов, их соответствие договору.

При аудите денежных средств можно порекомендовать проведение анализа отчета о движении денежных средств. Достоинство аналитических данных формы в том, что он позволяет оценить общие суммы поступлений и платежей и обращает внимание аудитора на те статьи, которые формируют наибольший приток и отток денежных средств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2.Федеральный закон "О бухгалтерском учёте" в РФ №402-ФЗ от 06.12.2011

.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД)

.Алборов Р.А. Аудит в организациях, промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие./ Р.А. Алборов - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009

.Андреев В.Д. Практикум по аудиту: Учеб. пособие./ В.Д. Андреев, Т.И. Киселевич, И.В. Атаманюк - М.: Финансы и статистика, 2011

.Аудит: Учебник для вузов./ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотников и др.; под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Аудит, 2011

.Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита./ Н.П. Барышников - 4 изд., перераб. и доп. - М.: ФИЛИНЪ, 2011

.Бычкова С. М.Аудит для руководителей и бухгалтеров. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. 384 с.

.Дробышевский Н.П. Ревизия и аудит: Учеб. пособие./ Н.П. Дробышевский. - М.: ООО «Мисанта», 2011

.Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит: Пособие для сдачи экзамена. - М.: Высшее образование, 2010. - 223 с.

.Иванова Н.Г. Аудиторская проверка кассовых операций // «Бухгалтерский учет», №2, 2009

.Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит. М, 2011. - 319 с.

.Канцепольский В.Б. Бухгалтерский учет для начинающих. М, 2010 - 110 с.

.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 640 с. - (Серия «Высшее образование»).

.Костюк Г.И. Аудиторская проверка счетов организаций в банках // «Бухгалтерский учет», №12, 2009

.Лытнева Н.А. Учет кассовых операций в иностранной валюте при оформлении краткосрочных загранкомандировок // «Бухгалтерский учет», №9, 2010

.Нилова Н. Открытие специальных валютных счетов. Продажа валюты // «Финансовая газета. Региональный выпуск», №7, 2010

.Пипко В.А. Денежные средства: учет, анализ, аудит. - М: Финансы и статистика.- 2010. С.250

.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп.- Минск: ООО «Новое знание», 2009. - 668 с.

.Соколов Ю.А. Кассовые операции.- Практическое пособие по ведению, учету и оформлению.- М: Альфа-Пресс.- 2010.с.155

.Сотникова Л.В. Аудиторская проверка кассовых операций.- Практическое пособие.- М:- ЮНИТИ.- 2010.с.260

.Табалина С.А., Ремизов Н.А. Аудит. Современная методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД / Под ред. Н.А. Ремизова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2011.- 240 с.

.Хорин А.Н. Отчет о движении денежных средств // «Бухгалтерский учет», №5, 2011

.Шалашова Н. Аудит кассовых операций в иностранной валюте // «Финансовая газета. Региональный выпуск», №32, 2010

.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240с.

Похожие работы на - Аудит денежных средств на примере предприятия ООО 'Токурский рудник' Селемджинского района

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!