Особенности монархического правления в Англии и России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,92 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности монархического правления в Англии и России

Содержание

1. Формирование конституционной монархии в Англии. Дуалистическая и парламентарная монархия в Англии XVIII-XIX вв.

2. Конституционная монархия в Англии

3. Сословно-представительная монархия в России XVI-XVII вв. Высшие и центральные органы власти

Список литературы

1. Формирование конституционной монархии в Англии. Дуалистическая и парламентарная монархия в Англии XVIII-XIX вв.

К началу XVIII в. в Англии были приняты три важных конституционных закона (Хабеас корпус акт, Билль о правах, Акт об устроении), составивших писаную часть английской конституции. Особенность ее заключается в том, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами важную часть английской конституции составляют неписаные, условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. Именно установление этих правил и определяет развитие английской конституции в XVIII в. К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.

В конституционном развитии Англии XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

Парламент

Как и прежде, парламент Англии двухпалатный. Верхняя палата (палата лордов) состояла из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля.

Нижняя палата (палата общин) формировалась на основе избирательного права. Обе политические партии (тори и виги) стремились ограничить круг избирателей, однако виги отстаивали имущественный ценз вообще, а тори - ценз земельный.

Нижняя палата по своему социальному составу мало чем отличалась от верхней, что обуславливало господство аристократии в парламенте. Но английская аристократия не была замкнутым сословием - ее ряды пополнялись за счет разбогатевших промышленников, торговцев; она умела представлять не только свои интересы, но и интересы буржуазии, благодаря чему сохранялось руководящее положение аристократии.

Столь определенный социальный состав парламента обеспечивал возможность расширения его полномочий: господствующие классы не боялись вручить ему всю полноту власти.

С 1707 г. королевская власть перестал пользоваться правом вето, тем самым передавая парламенту всю полноту законодательной власти.

В 1716 г. был принят закон, увеличивающий срок полномочий членов нижней палаты с трех до семи лет и обеспечивающий, таким образом, известную независимость парламента от избирателей. Заседания парламента проходили тайно, лица, разглашавшие парламентские прения, подвергались преследованию. Кабинет министров В XVIII в. в Англии был создан кабинет министров - орган, занимающий особое место в государственном строе.

Взаимоотношения кабинета с королем изменились вследствие признания принципа неответственности монарха, выражающегося в формуле: "Король не может быль неправ". Утверждение этого принципа было логическим продолжением правила контрассигнатуры, сформулированного в Акте об устроении 1701 г., согласно которому за подписанный документ ответственность несет министр. Утверждение принципа неответственности монарха лишало его реальной власти. Ни одной из многочисленных прерогатив король не мог осуществить самостоятельно.

В первой половине XVIII в. начинает формироваться чрезвычайно важный принцип, определяющий до сих пор основу взаимоотношений кабинета министров с парламентом: кабинет пребывает у власти, пока имеет поддержку большинства палаты общин. Установление этого правила связано с Уолполом. Он находился у власти более 20 лет, но когда большинство нижней палаты высказалось против политики Уолпола, а в новом составе палаты, избранном после роспуска прежнего состава, не сложилось благоприятного большинства, Уолпол и его кабинет вышли в отставку, положив начало новой конституционной практике. Наконец, в 1782 г. кабинет Норса целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с палатой общин. Стало совершенно очевидным, что нельзя управлять, если парламент и в особенности палата общин, от которой зависело утверждение бюджета, против политики кабинета. Сотрудничество парламента гарантировалось тому кабинету, в который входили лидеры парламентского большинства. Таким образом, еще одним нововведением было формирование кабинета на партийной основе.

Так, в течение XVIII в. кабинет министров Великобритании становится обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из основных должностных лиц государства - лидеров партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин. Такое правительство носит название ответственного правительства. Его существование является отличительным признаком парламентской системы, которая и сложилась в Англии к концу XVIII в.

конституционная монархия англия россия

2. Конституционная монархия в Англии

Новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.

Модернизация политической системы Великобритании в XIX в. завершилась, таким образом, установлением доминирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и превращения парламента в орган, определяющий текущую политику государства (вторая треть XIX - конец XIX в.). Система ответственного правительства стала основой "вестминстерской модели", послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.

Воин царя Хаммурали, редун Аккургал перед походом взял у ростовщика танкара Баллу-Налехе в долг два мешка зерна сроком на два года. Во время войны Аккургал попал в плен. Когда через два года ему удалось бежать из плена и вернуться домой, он обнаружил, что танкар Баллу-Налехе, узнав, что его должник попал в плен, самоуправно взломав запор, забрал из закромов Аккургала один мешок зерна и увел в кабалу его дочь, которая, заболев от плохого обращения и питания, умерла в доме танкара.

Аккургал обратился с жалобой к царю.

Как будет решено его дело по законам Хаммурапи.

Из статьи 95 законов Хамурапи следует: Если тамкар дал хлеб или серебро в долг под проценты без государственного контролера, то он теряет, что дал.

В данной сделке государственный контролер отсутствовал, значит ростовщик изначально терял, все, что дал.

Дальнейшие действия ростовщика подходят под статью 6: Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.

3. Сословно-представительная монархия в России XVI-XVII вв. Высшие и центральные органы власти

Русское государство середины XVI - середины XVII в. в. являлось сословно-представительной монархией. Сословно-представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. К середине XVI в. Россия была единым, централизованным государством. К рассматриваемому периоду она сделала значительный шаг в социальном развитии. Это характеризуется ростом ремесленного производства, развитием местных рынков и усилением между ними прочных связей. Развиваются товарно-денежные отношения. Большое значение имеет внешняя торговля. Наблюдается рост городского и сельского населения. В политическом развитии государства большое значение приобретает опричнина, которая была создана для расправы с изменниками и ослушниками.

Опричнина подорвала экономическую мощь бывших удельных князей, увеличились земельные владения Царя, постепенно стало вырастать значение поместного землевладения. Объяснить политический смысл опричнины довольно трудно. Ведь она не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которыми была вызвана. Затруднения создавалось столкновениями, каие возникали между государством и боярством. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали что делать.

Что такое было на самом деле Московское государство в XVI в.? Это была абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т.е. правительственным персоналом. Не было никакого политического законодательства, которое определяло бы границы верховной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно с другой политической силой, ее стеснявшей.

Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то время, как государь пожаловал их как дворовых слуг своих в звании холопов государевых. Обе стороны очутились в неестественном положении.

В государстве создалась ситуация, при которой бояре не были заинтересованы в дальнейшем укреплении власти монарха и стремились ограничить ее Боярской думой.

Дворянство же было заинтересовано в усилении великокняжеской, а затем царской власти, в перестройке политического аппарата и в более решительной внешней политике. Средние и мелкие феодалы, объединившись с городским населением, решительно выступали против старой феодальной знати. Опорой великокняжеской власти было дворянство. От монарха оно ждало земель, крестьян, повышения своего политического веса.

Именно поэтому, из-за нестабильной обстановки в государстве Иван IV создал опричнину.

В середине XVI в. в России была следующая классовая структура: Класс феодалов составили бояре, которые получили придворный чин "холопов государевых". Распределение привилегии происходило по принципу местничества (родовитость, знатность). Постепенно такое распределение чинов уступало место чину, жалуемому царем. На первом месте были придворные чины, которые подразделялись на думных и недумных. К придворным чинам (думным) относились бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Все эти чины входили в Боярскую думу. Следующим по значению был чин окольничьего. К менее важным придворным чинам - недумным - относились спальники, стольники идр. С середины XVI в. усиливается значение дворян. Ими считались верхушка служилых людей, не получивших боярского чина. Верхушку дворянства составляли "думные дворяне". Делилось дворянство на несколько групп дворян: московских, выборных, городовых и дворовых.

Полная отмена местничества в середине XVI в. ликвидировала различия внутри класса феодалов, усилила роль дворянства.в. в России сословно - представительной монархии, где функции сословно - представительного органа выполняли Земские соборы. Сословно - представительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе.

Переход к сословно-представительной монархии ознаменовался принятием великим князем московским царского титула. 16 января 1547 г. Иван IV официально "венчался" на царство. Венчание на царство не только содействовало укреплению власти самодержавца, но и означало политическую независимость, а также подчеркивало особое положение церкви в государстве.

Особое значение имел Собор 1648-1649 гг., созванный в период обострения классовой борьбы. В его состав вошли представители всех социальных группировок господствующего класса с преобладанием выборных от московского и городского дворянства. Итогом Земского собора 1649 г. было принятие Соборного Уложения, которое существенно изменило правовое положение основных слоев общества и отмечалось ярко выраженным крепостническим характером.

Все последующие соборы были неполные по составу и являлись фактически совещаниями царя с представителями отдельных сословий.

Утратили значение соборы и для дворянства. В период сословно-представительной монархии центральными органами отраслевого управления были приказы. Система приказов складывалась постепенно. Сначала существовала дворцово-вотчинная система управления. Но она постепенно перестала отвечать потребностям централизованного государства. В XV веке представителями государственной власти были наместники из числа крупных феодалов, которым принадлежали судебно-административные, финансовые и иные функции. К XVI веку усилилось противостояние дворянства и купечества с феодальной аристократией. В XV-XVI в. в. вместе с ограничением власти наместников новые функции единого государства привели к созданию централизованной системы управления и известной бюрократизации государственного аппарата. Возникла приказная система управления. "Быть на приказе" значило исполнить какое - либо поручение. Лица, получившие поручение обзаводились "аппаратом" из людей подчиненных им. Так постепенно приказ превращался в учреждение с определенными функциями, штатом, бюджетом.

Число приказов в XVII в. росло. Во главе большинства приказов стояли дворяне с дьяками или одни дьяки. Приказы выполняли множество различных функций. Они были не только органами центрального отраслевого управления, но и ведали определенной территорией государства. Поскольку приказы возникали по мере надобности, без какого-либо плана, то это приводило к неразберихи, не было точного определения компетенции, порядка организации и деятельности приказов. Это порождало волокиту, бюрократизм, процветало казнокрадство и взяточничество.

Серьезные изменения в центральном правительственном аппарате, происходившие в XVI в. сопровождались перестройкой на местах. Прежняя система управления через наместников и волостелей с ее нормами и поборами и отсутствием контроля перестала отвечать требованиям времени. Наместники и волостели не получали жалования за службу и существовали за счет взимания в свою пользу различных налогов и пошлин. т.е. пользовались правом получения корма. Они не были заинтересованы в борьбе с "лихими людьми". Поэтому наблюдается рост преступности. Существовало злоупотребление и самоуправство корменщиков. В связи с усилением классовой борьбы и неспособностью органов в лице наместнического управления подавить движение народных масс, правительство было вынуждено в первой половине XVI и. начать создание выборных органов на местах - губных и земских губ. Образование этих органов связано также с жалобами дворян, посадского населения на то, что наместники не в состоянии справиться с возрастающей преступностью.

Управления производились посословно: каждая социальная группа - дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне - выбирали только своих представителей. Губные старосты избирались князьями, детьми боярскими, духовенством. Большинство старост составляли дворяне. Выборы и деятельность губных органов управления контролировалась и санкционировалась Разбойным приказом, перед которым отчитывались губные старосты.

В компетенции органов губного управления входили сыск и расправа с ведомыми разбойниками. Под разбойными делами понимались не только обычные уголовные, но и выступления крестьян, посадского населения. Далее органы губного управления расширяют свою компетенцию.

Во второй половине XVI в. губные старосты занимались сыском беглых крестьян и холопов, они производили перепись населения, высылали служивых людей на службу, обнародовали законы в уезде, исполняли разные предписания верховной власти. Также в ведение местных органов перешли дела о кражах, убийствах, надзор за тюрьмами. На губные учреждения был возложен и политический надзор за населением.

Кроме губной была проведена земская реформа, в результате которой повсеместно создавались органы земского самоуправления. Эти органы создавались в уездах, волостях, на территории слобод. Земские учреждения действовали совместно с губными. В состав органов земского самоуправления входили старосты, земские дьяки и целовальщики - выборные "лучших людей". Все должностные лица, от старост и до дьяков, избирались черносошными крестьянами и посадским населением из числа зажиточных крестьян и верхушки посада. Компетенция земских органов распространялась только на посадских людей и крестьян. При осуществлении своих функций земские власти опирались на выборных из крестьянской общины - сотских, пятидесятских, десятских. В компетенцию земских органов входили: борьба с такими преступлениями, как ябедничество, подделка документов. Земские органы занимались рассмотрением дел, исполнением приговоров по убийствам. Главная задача земских учреждений: налоговое обложение населения. Вместо наместнических поборов был установлен оброк деньгами, который шел в Царскую казну и платился раз в год.

Земские местные власти выполняли финансово - административные и судебные функции. Земские органы осуществляли и некоторые полицейские функции, следили за сохранением спокойствия. В своей деятельности земские органы были ответственны перед царем, Боярской думой и приказами.

Существование земских органов должно было обеспечить исправность внесения населением государственных податей и выполнение государственных повинностей, а подчинение этих учреждений центральным финансовым органам способствовало централизации государственных финансов.

Все преобразования, происходившие в государстве (Земские соборы, приказы, органы местного самоуправления) говорят о новом витке в развитии России. Сословно - представительная монархия - закономерный этап в развитии феодального государства, которая наступила после феодальной раздробленности.

Во второй половине XVII в. произошло постепенное становление абсолютной монархии - новой форме правления господствующего класса дворян.

В 1713 г. второй сын в семье в тайне от отца наделал большие долги в надежде на предполагаемое наследство. Отец умер 2 года спустя.

Сможет ли легкомысленный сын расплатиться с кредиторами.

Решите дело на основе законодательства Петра I.

Указом о единонаследии Петр I в 1714 году установил переход всего имущества к одному сыну. Петром двигали прежде всего фискальные мотивы, поскольку раздробление имений при разделе наследства уменьшало их экономическую ценность, что в свою очередь приводило к уменьшению сумм податей, поступивших в казну. Вотчины им поместья сливаются в одно понятие недвижимого имущества. Если наследодатель не назначал сам наследника из своих сыновей, то имущество переходило к старшему из них. Таким образом, завещательное право возвратилось к исходному пункту - свобода завещателя состояла только в выборе члена семьи и завещания в пользу посторонних лиц не допускались.

Таким образом сын является прямым наследником своего отца, и может пользоваться наследством по своему усмотрению.

Список литературы

1.История средних веков: Хрестоматия. Ч.I. Пособие для учителей / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 303 с.

2.Новая история: часть вторая. Под редакцией Овчаренко. М., 1976.

.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права/З.М. Черниловский. - М., Юристъ, 1995, - 576 с.

5.http://www.hist. msu.ru/ER/Etext/hammurap. htm <http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm>

Похожие работы на - Особенности монархического правления в Англии и России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!