Речь как психический процесс: сущность, виды и функции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,12 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Речь как психический процесс: сущность, виды и функции

Введение

Психология изучает процессы говорения и речь, а язык здесь рассматривается как форма проявления этих процессов. Язык, наряду с речью, неразрывно связан с процессами мышления и играет важную роль в общении и формировании сознания. Значительная часть всего содержания психологии строится на наглядном отражении действительности. С помощью речи посредством языка человек отражает реальный мир, в котором он живет, а так же получает субъективный образ объективного мира.

При помощи речи человек способен рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта. Наличие речи позволяет переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному, рациональному сознанию и является главным отличием психики человека от психики животного.

Язык, кроме всего прочего, входит в понятие «второй сигнальной системы» (система речевых сигналов произносимых, слышимых и видимых), которая неразрывно связано с мыслительной деятельностью человека. А это значит, что речь консолидирована с мышлением. В свою очередь, в основе мышления лежат два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение содержания из определенной его словесной формы сообщения. Речь дает нам возможность думать, воображать, представлять, доверять, внушать и многое другое.

Мы учим язык с самого детства, мы постоянно находимся в языковой среде. Вроде бы речевая деятельность не должна доставлять нам никаких трудностей. Язык окружает нас как воздух, поэтому и говорить мы должны так же легко, как и дышать. Отчего же нынешним трибунам так трудно бывает выразить свою мысль, а уж тем более заставить массы двигаться за своей идеей? Возможно потому, что человеческая речь - очень сложный механизм. Кроме непосредственных смыслов слова несут в себе еще и подтекст. Эмоциональная сторона определяется тоном звучания и общей интонацией, которую мы используем для произнесения фразы.

Цель данной работы: разобраться в глубинах характеристик и происхождения речи как психологического явления. Мы ставим перед собой задачу дать развернутые объяснения функций речи.

1. Сущность речи как психического процесса

Крысько В.Г. в своей «Психологии и педагогике в схемах и таблицах» дает следующее объяснение понятию «речь»:

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь имеет свои свойства:

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью: она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Речь своеобразно размыкает сознание другого человека, делая его доступным для многогранных и тончайшим образом нюансированных воздействий. Включаясь в процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Основная функция сознания - это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, - это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.

Приведем в пример такое великое и многогранное понятие, как «русская речь». Ведь оно включает в себя не только письменную и устную речь, но и образ мышления - особое сознание.

В этом отношении самым ярким примером можно считать русской письменной и устной речи с русским же менталитетом.

Литературный русский язык, язык Пушкина, по преимуществу своему - язык Веры, я зык православия как основы государственности. Пушкин считал, что народ пронес его как святыню через все годы лихолетья. «…Предки наши, в течение двух веков стенания под татарским игом, на языке родном молились русскому Богу, проклинали грозных властителей… Войны литовские не имели также влияние на судьбу нашего языка; он один оставался неприкосновенною собственностью несчастного нашего отечества».

XX век - время тяжких испытаний для русской государственности: революции, перевороты, смена существующего строя и власти, политические и экономические реформы. Но не только народ подвергся насилию со стороны государства, впервые в отечественной истории пострадал русский язык. В XX веке он испытал жесточайший террор - русская литература была практически уничтожена, существовала в условиях подпольного самиздата или была изгнана за пределы СССР, на официальном уровне ее насильственно заменили казенным соцреализмом. Любая живая, свободная от идеологии мысль, высказанная на великом русском языке, ожесточенно преследовалась. У советской власти с русским языком разногласия были не политические, а поэтические и эстетические. Он словно мешал ей своей образностью, своим величием. Она вроде бы распространяла его на всем пространстве - от Балтики до Тихого океана, но в каком-то урезанно-казенном виде. Дежурные циркуляры, доклады, инструкции, отчёты и такие же скучные романы практически убили великую русскую литературу, а вместе с ней пострадал и язык.

Вы только вдумайтесь. Всего за один век возникли в русской литературе Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам. Назовите еще хоть одну европейскую литературу, которая за это время дала бы миру столько имен, а вместе с ними столько культурологических смыслов, без которых истинное развитие человечества невозможно. И вдруг пропасть, смысловая пустота. Советская власть самыми зверскими способами убивала в русском языке жизнь, убивала сокральные смыслы, заложенные в нем. Это одна из самых больших культурных трагедий России за всю историю ее существования. То, что не удалось сделать врагам внешним, удалось дуракам внутренним.

В итоге, когда в 90-е годы XX века была объявлена свобода устного и письменного высказывания, мы услышали не речь, а треп и болтовню. Потому что смыслы были потеряны, мы умели говорить только при помощи клише. Возник дефицит здравых мыслей, выразительных слов, эстетики произношения, честности и веры в свои слова. Кроме того, демократизация языка привела к участию в публичном общении лиц, имеющих различное образование и неравный уровень речевой культуры. Постепенно складывался тот образ политической риторики, который сегодня мы можем наблюдать с голубых экранов и высоких трибун.

Сейчас русский язык относится к крупнейшим языкам мира и принадлежит к числу наиболее развитых. А какие нюансы таят в себе русские слова! Как они многозначны, как совершенен строй нашей речи, как смысл в ней зависит от контекста! Иосифа Бродского в эмиграции часто спрашивали, почему он продолжает писать стихи на русском, хотя эссе начал писать по-английски. Он отвечал, что образный русский язык больше подходит для поэзии, чем деловой и лаконичный английский.

Нельзя не согласиться с поэтом: только русский человек, не зная истинного значения слова, может произносить его в конкретной ситуации и быть уверенным в том, что соотечественники его непременно поймут. И ведь поймут же! В этом и заключается особенность русского мышления посредством речи.

Речь - это деятельность общения с помощью языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности (общения) и определенного содержания, которое обозначает и отражает бытие. То есть, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

Речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. Язык есть явление психическое, а психология является вспомогательной (базисной) наукой языкознания.

Язык в самом широком значении этого слова - это универсальный рефлекс на внешние раздражения, а мысль и язык - проявления реакции мозга на внешние раздражения.

Для советской психологической и физиологической науки с самого начала был характерен материалистический подход к трактовке психических процессов. Подобная точка зрения была широко распространена среди советских психологов 20-х годов. На ней стоял выдающийся педагог и психолог еще дореволюционной формации П.П. Блонский. Ее отстаивал в первых своих работах Л.С. Выготский.

Выготский резко выступает против попыток анализировать целостное речевое мышление, разлагая его на образующие его элементы и ставя проблему как проблему отношения этих элементов. «Разлагая речевое мышление на образующие его элементы, чужеродные друг по отношению к другу… эти исследователи пытаются затем, изучив чистые свойства мышления, как такового, независимо от речи, и речь, как таковую, независимо от мышления, представить себе связь между тем и другим как чисто внешнюю механическую зависимость между двумя различными процессами». Этот путь исследования - анализ «по элементам» - бесплоден, ибо он не дает нам ключа к изучению действительных внутренних отношений между мыслью и словом в процессе речевого мышления, речевой деятельности.

Природу происхождения речевой деятельности Выготский определяет, как то, что «мысль рождается… из мотивирующей сферы нашего сознания. На пути к словесному выражению она испытывает двоякого рода опосредствование, не только внешне опосредствуется знаками, но и внутренне опосредствуется значениями». А значение, по Выготскому, есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления».

Психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык. Так же как индивидуальное сознание отлично от общественного сознания, психология от идеологии, так же речь отлична от языка. Вместе с тем они взаимосвязаны: как индивидуальное сознание с общественным, психология человека с идеологией, так и речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлены языком. Лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль.

Речь или слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое - семантическое - содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т.д.), который оно отражает. Такое отражение предметного содержания составляет значение слова. В свою очередь, значение слова - это познавательное отношение человеческого сознания к предмету, характеризующееся общественными отношениями между людьми.

Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи, а слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

Речь человека довольно многообразна и имеет множество различных форм: внешняя и внутренняя; монолог и диалог и т.д. Тем не менее, любая из этих форм непременно будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной. Нужно отметить, что оба эти вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

В отличие от речи язык Крысько определяет как средство общения людей друг с другом.

Но для большинства людей слова «язык» и «речь» неразрывно связаны между собой и часто понимаются, как синонимы. Либо же «язык» - понятие чисто физиологическое - человеческий орган, а «речь» - лишь продукт этого органа. Правильно ли это? Ведь на самом деле речевая деятельность, которая объединяет эти два термина, понятие гораздо более глубокое.

В мировой научной практике известна концепция противопоставления языка и речи, которая приписывается женевскому лингвисту Фердинанду де Соссюру. Де Соссюр противопоставляет язык как абстрактную систему языковой способности речи как функции индивида. То есть речевая деятельность противопоставляется «речи», которая в данном случае рассматривается как индивидуальный акт, реализующий языковую способность как социальную систему. Таким образом, Язык и Языковая способность противопоставлены как социальное и индивидуальное; речевая деятельность (язык + языковая способность) противопоставлена речи как потенция и реализация.

В ходе исследования этой концепции C.Л. Рубинштейн категорически утверждал, что «психологический аспект имеется только у речи. Психологический подход к языку, как таковому, не применим: это в корне ошибочный психологизм, т.е. неправомерная психологизация языковедческих явлений».

Наряду с разного рода толкованиями дизъюнкции «язык - речь» в современной науке есть и другие концепции, вообще отказывающиеся от нее. Таковы почти все концепции языка, связанные с американской бихевиористской психологией: они проводят разграничение не между речью и языком, как между текстом и его интерпретацией лингвистом.

Г. Штейнталь на вопрос что такое язык, отвечал: «Он - не покоящаяся сущность, а протекающая деятельность. Мы должны рассматривать его, по существу, не как подручное орудие, которое можно использовать, но которое имеет свое собственное бытие даже и тогда, когда оно не применяется; он выступает как свойство или способность… Язык не есть нечто существующее, как порох, но процесс, как взрыв…».

Речь (речевая деятельность) может получать двоякое объяснение. Первое: деятельность - это «поток речи», образовавшийся при пересечении и взаимоналожении полей речевой активности говорящих. Второе: речь - один из видов деятельности, а именно «сложной совокупности процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т.е. тем, в чем конкретизуется та или иная потребность субъекта».

Вторая трактовка «деятельностная» в корне отличается от первой «континуальной». Она предполагает включение речевой деятельности в общую систему деятельности человека. Речевая деятельность здесь берется с учетом всех объективных и субъективных факторов, определяющих поведение носителя языка, во всей полноте обусловливающих ее связей и отношений субъекта деятельности к действительности. Реальный процесс, происходящий в общении, - это не установление соответствия между речью и внешним миром, а установление соответствия между конкретной ситуацией, подлежащей обозначению деятельности, т.е. между содержанием, мотивом и формой этой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами речевого высказывания - с другой. Речевой акт есть всегда акт установления соответствия между двумя деятельностями, точнее, акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов этой последней.

У всякой специфической человеческой деятельность важнейшими являются две характеристики: структурность и целенаправленность. И как, скажем, политическая деятельность - не простая совокупность действий, а строго организованные действия, подчиненные иерархии целей, точно так же речевая деятельность не есть совокупность речевых актов или совокупность «брошенных» высказываний.

Строго говоря, речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-то деятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую. С одной речью человеку, делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие, хотя и может по-разному использоваться в разных видах деятельности. Но, несмотря на сказанное, мы будем далее все-таки говорить о речевой деятельности, помня при этом, что речь не заполняет собой всего «деятельностного» акта. Такая терминологическая неточность имеет свои преимущества: упоминание слова «деятельность» заставляет нас все время помнить о специфически «деятельностном» понимании речевых проявлений.

Итак, в терминологическом плане вопрос трактовки понятий «язык» и «речь» остается открытым, поскольку они несут слишком большую ассоциативную нагрузку. Можно использовать разные их заменители: например, «языковой стандарт» (язык как предмет), «языковая способность» или «языковой процесс», равно как и термин «речевая деятельность».

2. Психологические характеристики основных видов речи

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи такие особенности как

-Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей;

-Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь.

Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, а прочтет написанное только через некоторое время. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т.е. обработанной.

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Письменная речь, как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико: именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

Итак, внешняя речь включает следующие виды:

.устную: диалогическую и монологическую;

.письменную.

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Характеризуя эти два вида устной речи - разговорный (диалог) и монологический (монолог) - отмечают не их внешнее, а психологическое различие. Внешне они часто могут быть похожи друг на друга. Так, например, монолог может выглядеть как диалог если говорящий обращается периодически или к слушателям, или к воображаемому оппоненту.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Эта форма речи психологически наиболее простая и естественная, она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер.

Монолог и диалог могут быть как активными, так и пассивными. Активной называют такую форму речи, когда говорит один человек, а речь же слушателя выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи - уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Основным исходным видом устной речи является речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Например, речь оратора. Монологическая речь психологически очень сложна и требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом оратор должен обладать способностью следить не только за своей речью, но и за аудиторией.

Для монологической речи характерны следующие признаки:

-последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

-грамматически правильное оформление;

-выразительность голосовых средств.

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен.

В России возникновение самого ораторского искусства связывают обычно с созывом Первой Государственной Думы (1906), главные деятели которой были, как правило, прекрасными ораторами. Образцом политической риторики считался Петр Столыпин, глава правительства и организатор аграрной реформы в России. Столыпин произнес в Думе ряд блестящих речей, рассуждая о власти и ее роли в государственной жизни: «Власть не может считаться целью… Власть - это средство для сохранения жизни, спокойствия и порядка».

По его мнению, истинному политику должно быть присуще благородство и ответственность государственного руководителя, но его слова скорее изящны и художественны, чем деловиты и решительны, в них мало воли, политическая же речь требует точных указаний, куда двигаться обществу и стране. Сегодня это уже история, но очевидно, что столыпинская Государственная Дума не смогла своим словом объединить народ так, как этого требовала политическая ситуация.

Во время перестройки был предложен другой образ оратора как новый стиль думанья и рассуждений - Горбачёв начал говорить по-иному, спонтанно. «Демократический» стиль речи тут же был подхвачен, и все начальники заговорили без бумажки. Тем не менее, немногие новоиспеченные «ораторы» были готовы к импровизации, и опят горбачевщины показал, что чаще всего неподготовленное слово обесценивалось сразу после произнесения.

Плоды русской политической риторики мы продолжаем пожинать до сих пор. Достаточно только послушать некоторые выступления и политические дебаты… Человек, который не в состоянии правильно и связно построить предложение, вряд ли способен законодательно упорядочить и нашу жизнь. Можно предположить, что витиеватость речи - это продуманный прием. Но в том-то и дело, что носители русского разговорного давно привыкли отличать пустой заумный треп от содержательной речи и не готовы идти за пустомелями.

Избиратели, именуемые безликим словом «электорат», понимают, что политик - это, прежде всего, оратор, который не просто жонглирует красивыми словами, но занимает определенную позицию и отстаивает ее в словесных единоборствах. Иногда этому оратору и помолчать не грех, потому, что нет ничего значимее правильной паузы в риторике. Но нет политиков бессловесных, и умение владеть речью, рассчитывать свои мысли и слова, формировать через стиль своей речи стиль общественной жизни - важнейшие качества настоящего политика.

Становится очевидным, что русский человек по природе своей ценит не внешне красивую говорливость, а ответственность и знания в словах политика. Сегодня стиль выступлений власть имущих делается все более низким, вульгарным и смахивает больше на заигрывание с народом, чем на серьезный разговор. А ведь доверие - основное, чего добивается любой политик-оратор.

Искусство управлять, осуществляемое словом, должно основываться на честности и нравственности. Не исключено, что не каждый политик ставит перед собой такие задачи. Это возможно только тогда, когда политика - «не тщеславие, не карьера… Политика есть искусство объединять людей».

И если сегодня спросить у избирателей, кого они ценят из политических лидеров за красноречие, то большинство из них ответит - Владимира Жириновского. В его речи четко прослеживается применение главных ораторских психологических приемов: активная жестикуляция, практическая и визуальная аргументация сказанного. Жириновский никогда не забывает, что в политическом диалоге всегда выигрывает тот, кто умеет управлять аудиторией. Именно это позволяет ему до сих пор оставаться одним из самых ярких ораторов в политике.

Устная речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.

Внутренняя речь (речь «про себя») - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она - «речь минус звук».

Утверждение о том, что внутренняя речь - это речь с самим собой, не совсем точно: она по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. Таким образом, внутренняя речь может быть внутренней беседой.

Тем не менее, она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутреннюю речь характеризуют как словесную оболочку мышления. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления.

Всякая реальная конкретная речь или высказывание человека является определённой специфической деятельностью или действием его, которое исходит из тех или иных мотивов и преследует определённую цель. Предметный текст оказывается снабжённым более или менее богатым и выразительным подтекстом. Образующийся таким образом личностный контекст определяет смысл речи, как высказывания данного человека.

Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознанную говорящим задачу и являться действием, оказывающим то или иное воздействие на тех, к кому она обращена, хотя иногда речь является процессом, течение которого непроизвольно определяется не вполне осознанными побуждениями.

Для того чтобы речь стала вполне сознательным действием, необходимо прежде всего, чтобы говорящий четко осознал задачу, которую должна разрешить его речь, т.е. прежде всего ее основную цель.

Однако понимание задачи, которую должна разрешить речь, предполагает не только осознание цели, но и учет условий, в которых эта цель должна быть осуществлена. Эти условия определяются характером предмета, о котором идет речь, и особенностями аудитории, к которой она обращена. Лишь при учете цели и условий в их соотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь как сознательное действие, способное разрешить задачу, которую поставил себе говорящий.

. Функции речи в сознании человека

речь психологический сознание

Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и развивалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением.

Изучая человеческое сознание и подчёркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формируется, нельзя отвлечься от того, что человек - общественное существо, его деятельность - общественная деятельность и сознание его - общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется посредством речи. В тесной взаимосвязи с единством сознания и деятельности выступает единство сознания и языка.

Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничивается личным опытом и собственными наблюдениями, а питается и обогащается результатами общественного опыта. Наблюдения и знания всех людей становятся или могут стать достоянием каждого.

Речь вместе с тем своеобразно открывает сознание другого человека. В процессе реальных практических отношений и общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Основная функция сознания - это осознание и отражение бытия.

Любой вид речи имеет свое предназначение, т.е. выполняет определенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Под функциями речи понимаются те функциональные характеристики речевой деятельности, которые проявляются в любой речевой ситуации. Заметим, однако, что в процессе человеческой деятельности язык в некоторых из перечисленных функций может дублироваться неязыковыми средствами (письмо, жесты, чертежи и схемы и пр.).

Итак, функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек выказывает свое отношение к определенному предмету, явлению или к самому себе. Выразительная функция сама по себе не определяет речи. Речь есть только там, где есть семантика - звуки, жесты, зрительные образы и т.д. У человека самые выразительные моменты переходят в семантику.

Всякая речь говорит о чем-то, т.е. имеет какой-то предмет; всякая речь обращается к кому-то - к реальному или возможному собеседнику или слушателю; всякая речь выражает что-то-то или иное отношение говорящего к тому, о чём он говорит, и к тем, к кому он реально или мысленно обращается. Стержнем или канвой смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Но живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она собственно обозначает. Благодаря заключенным в ней выразительным моментам, она далеко выходит за пределы абстрактной системы значений. При этом подлинный конкретный смысл речи раскрывается через эти выразительные моменты (интонационные, стилистические и пр.). Подлинное понимание речи достигается через истолкование, интерпретацию этих выразительных моментов, раскрывающих тот сокровенный внутренний смысл, который вкладывается в неё говорящим.

Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений - наряду с жестом, мимикой и пр.

Звук как выразительное движение имеется и у животных. В различных ситуациях, при различном состоянии животные издают звуки, каждый из которых более или менее единообразно связан с определённой ситуацией. Каждый крик является выражением определённого аффективного состояния (гнева, голода и т.д.). Эти инстинктивные выразительные движения животных ещё не являются речью - в них отсутствует обозначающая функция.

Живая человеческая речь не является только «чистой» формой абстрактного мышления, она не сводится лишь к совокупности значений. Она обычно выражает и эмоциональное отношение человека к тому, о чём он говорит, и часто к тому, к кому он обращается.

Функция воздействия помогает с помощью речи побудить другого человека или группу людей к определенному действию или сформировать у слушателей определенную точку зрения на что-либо.

Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных её функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Эта функция в речи человека специфична. Звуки, издаваемые животными в качестве «выразительных движений», выполняют и сигнальную функцию, но человеческая речь - речь в подлинном смысле слова, принципиально отличается от тех звукосигналов, которые издают животные. Крик, издаваемый сторожевым животным или вожаком стаи, табуна и т.д., может послужить для других животных сигналом, по которому они пускаются в бегство или нападение. Эти сигналы являются у животных инстинктивными или условно-рефлекторными реакциями. Животное, издавая такой сигнальный крик, издаёт его не для того, чтобы известить других о надвигающейся опасности, а потому, что этот крик вырывается у него в определённой ситуации. Когда другие животные пускаются по данному сигналу в бегство, они также делают это не потому, что они «поняли» сигнал, поняли то, что он обозначает, а потому, что после такого крика вожак обычно пускается в бегство и для животного наступила связанная с опасностью ситуация; таким образом, между криком и бегством создалась условно-рефлекторная связь; это связь между бегством и криком, а не тем, что он обозначает.

Функция сообщения способствует обмену мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает обмен информацией, осуществление контактов и взаимодействие между людьми. Предположительно, именно данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.

Так, речь выполняет эту функцию на основе смысловой, семантической и обозначающей функции. Но семантическая функция в ещё большей степени формируется на основе коммуникативной функции речи. По существу общественная жизнь, общение превращает крик в носителя значения. Выразительное движение из непроизвольной разрядки может стать речью, приобрести значение только в силу того, что субъект замечает то воздействие, которое оно оказывает на других. Ребенок сначала издаёт крик потому, что он голоден, а затем пользуется им для того, чтобы его накормили. Звук сначала выполняет функции обозначения объективно, служа сигналом для другого.

Первоначально отражаясь в сознании другого человека, речь приобретает значение для нас самих. Так и в дальнейшем из употребления слова мы устанавливаем более точно его значение.

Возникновение речи вне общества невозможно, поскольку речь - социальный продукт и предназначенная для общения, она и возникает в общении.

Социальный характер речи как средства общения и её обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность.

Функция общения или сообщения - коммуникативная функция речи включает в себя её функции как средства выражения и как средства воздействия.

Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком. Можно предположить, что она является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития. На основе коммуникативных отношений между людьми в специфическую обозначающую функцию превращается познавательная функция.

Человеческая речь является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.

Речь всегда была основным средством человеческого общения. Без нее мы не имели бы возможности получать и передавать большую часть информации, например такую, которую невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Что касается письменной речи, то без нее мы не имели бы возможности изучить свою историю, узнать как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Заключение

Итак, из нашей работы мы можем сделать вывод, что речь - это средство общения, необходимое, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако, в современном обществе мы можем наблюдать предпосылки дискредитировать отечественную человеческую речь, а вместе с тем и образ мышления.

Человеческий язык коренным образом отличается от языка животных. Нам известны факты наличия у многих животных развитых средств коммуникации, но только у человека способность пользоваться речью обусловлена необходимостью решения интеллектуальных задач, но мы имеем основание подозревать, что полноценное говорящее и думающее общество хотят превратить в стадо безликих животных.

В последнее время с экранов телевизоров мы много слышим о реформе русского языка. Некоторые рассуждаем о недопущении этой реформы. И ведь действительно, иногда приходится думать, например, сколько «н» писать в том или ином случае. Но думать полезно! В то время как данная реформа призвана упростить русский язык, облегчит его усвоение. То есть не поднять общий уровень образованности, не «дотянуть» малограмотных до интеллигенции, а опустить вторых до уровня первых - это же проще. К тому же с безграмотным народом легче и договориться - это как раз понятно.

Авторы реформы считают, что неспециалисты не должны обсуждать эти проблемы. Но что значит «неспециалисты»? Русский язык, русская речь - это наше орудие труда, наше орудие производства. Рушить его основы означает лишить нас последнего шанса на стабильность. И без того мы очень раздробленная нация и плохо осознаем себя единым целым.

Что же касается психологической науки, то здесь речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл, а речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка.

Все слова, принадлежащие собственно человеческому языку, отличаются способностью принимать все новые значения, при этом зачастую источник их значения совершенно забывается. Сами по себе они не говорят ни о чувстве, ни о способности воображения. Они что-то означают лишь потому, что они ассоциированы с известным рядом значений. Подавляющая часть слов человеческого языка - лишь случайно возникшие символы и эта случайность и есть характерная черта языка. Символ, знак или объект служат заменителем другого объекта.

Список литературы

1.Выготский Л.С. В поисках новой психологии. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с.

.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2008. - 536 с.

.Выготский Л.С. Психология. Т. 2. Проблемы общей психологии. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с. Мышление и речь.

.Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. - М.: АСТ, 2007. - 288 с.

.Ильенков Э.В. Идеальное. Философская энциклопедия, т. 2. М., 2008.

.Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

.Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. 3-е изд., стер. - М.: КомКнига, 2006. - 248 с.

.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., Изд.6. - М.: Красанд, 2010. - 216 с.

.Маклаков А.Г. М15 Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М., 2008. - 460 с.

.Островская И.В. Психология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 480 с.

.Островский Э.В. Психология и педагогика. - М.: Гриф, 2013. - 384 с.

.Пидкасистый П.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2011. - 740 с.

.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - СПб.: Питер, 2012. - 288 с.

.Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия.: Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. - М.: Книговек, 2011. - 464 с.

.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 2006. - 156 с.

.Леонтьев А.Н. и Панов Д.Ю. Психология человека и технический прогресс. В сб.: «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии». М., 2009, 415 с.

.Важнейшие работы Л.С. Выготского собраны в двух посмертных сборниках: «Избранные психологические исследования». М., 2011.

.Психолингвистика: пособие / И.Н. Кавинкина. - Гродно: ГрГУ, 2010. - 284 с.

.Психология и педагогика: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 144 с.

.Собрание сочинений А.С. Пушкина в десяти томах. Том шестой. - М.: Книговек, 2012. - 559 с.

Похожие работы на - Речь как психический процесс: сущность, виды и функции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!