Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж № 18 «Митино».









ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет Психология общения

Вариант 6.


Выполнила:

студентка 1 курса

группы

Дудкина Анна Владимировна.




Москва, 2013 г.

I. На нормах морали основаны традиции, обычаи, привычки. Дайте определение этим понятиям. Почему нужно знать эти понятия?

Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая. (Ж. Пиаже «Избранные психологические труды»). Люди не свободны поступать так, как им хочется. Человек связан с обществом, в котором он проживает, бесчисленным множеством нормативных систем. Общество значительно определяет жизнедеятельность человека. Но это влияние носит не только формальный характер, как, например, действие законов, но также и скрытый психологический характер. Так, воспитываясь в определенной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаблоны поведения, формируя собственные цели и ценности, индивид ориентируется на окружающий социум. Даже в том случае, когда человек отрицает социальные нормы окружения, он все равно ориентируется на них. Социальный контроль - это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека. В широком социально-психологическом смысле социальный контроль охватывает все возможные сферы влияния.

Обычаями называется форма социального контроля, которая осуществляется через повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе. Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая - распространенность. Обычай определяется условиями общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.

Под традициями понимают такие обычаи, которые, во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса; во-вторых, передаются из поколения в поколение; в-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа. Поскольку традиции имеют глубокие корни, их очень трудно изменить или преодолеть, если они несут негативные особенности и не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Однако и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изменениями, влияющими на социальные шаблоны поведения. Так, традиция существования патриархальной семьи постепенно меняется во многих странах мира. Состав современной семьи, проживающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети. Это обусловлено многими причинами, в частности материальными условиями и большими когортными (групповыми) различиями между поколениями.

Привычка - неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер. Несмотря на то, что привычки чаще связаны с конкретными, относительно простыми навыками, они весьма основательно регулируют социальную жизнь. Собственно простой навык выступает обычно лишь как основа для формирования еще более сложного. Привычки складываются под влиянием ближайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Сначала через усвоение простейших привычек человек входит в культуру своего общества. В процессе взросления и развития личности привычки становятся все более сложными и опосредованными, превращаясь, по мере усложнения и включения, в систему уже освоенных привычек, в уникальную матрицу социального поведения.

Особое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности, если они сформированы и закреплены. Любопытно, что на первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвоения. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится необходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, потому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и необходимое.

Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе, - мораль. Мораль регулирует неформальные отношения в социуме и часто противопоставляется закону как регулятору формальных отношений. Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются.

Принципы морали универсальны, поскольку несут в себе абсолютные ценности бытия. Если человек живет в обществе, он не может игнорировать социальный контроль. Лишь в исключительных случаях или особых ситуациях социализированный индивид может позволить себе говорить и действовать, не обращая внимания на социальную регуляцию поведения.

.Какие профессиональные моральные нормы нарушены в следующей ситуации: «Я не желаю слушать ваши возражения. Мне нет дела до того, что Вы дома обнаружили дефект на рукаве. Была примерка, надо лучше смотреть на готовое изделие, а не собой в зеркале любоваться» (из монолога приемщицы в ателье)

Контекст данной ситуации - разговор в ателье между неудовлетворенной заказчицей и приемщицей. В данном случае уровень общения - ритуальный. Одна сторона - приемщица, работник сферы услуг, обязанная вести себя в соответствии с требованиями профессиональной этики, правовыми нормами (закон о правах потребителя), моральными нормами, своей совестью наконец, и все это в строгих рамках своей роли приемщицы ателье. Что же мы наблюдаем? Нарушены все перечисленные требования (за исключением, возможно, совести). Профессиональная этика любого работника сферы услуг подразумевает, во-первых, что "клиент всегда прав", во-вторых, необходимость вникнуть в суть претензий клиента и максимально вежливо и эффективно устранить причину недовольства клиента. Закон о правах потребителя обязывает работника принять брак и переделать его за свой счет. Моральные нормы обязывают её извиниться за предоставление неприятностей и постараться загладить инцидент. Совесть у каждого индивидуума своя, я не берусь её комментировать. Как работник ателье, приемщица не имеет права переходить на личности, комментировать, тем более отрицательно, поведение клиента, и давать рекомендации по поводу внешнего вида и привычек клиента.

.Какие виды каузальной атрибуции вам известны? Приведите примеры

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (от лат. causa - причина + attribuo -придаю, наделяю) - феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.

Существует внутренняя и внешняя каузальная атрибуция. Это разделение может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Зная, в каких отношениях индивид является экстерналом, а в каких интерналом, можно определить и некоторые особенности его интерпретации причин поведения других людей. Рассмотрим ситуацию: лучший друг получил большую премию в конце года. Внутренняя атрибуция следующая: "…он получил такую большую премию потому, что много работал, не отказывался от трудных проектов, много раз выручал руководство". Внешняя атрибуция такая: "…он просто везунчик, ему всегда достается все самое лучшее, если бы мне так везло - я бы тоже получал такую премию".

Существует также личностная каузальная атрибуция. Это когда причина приписывается характеру человека. Та же ситуация с большой премией. Личностная атрибуция будет выглядеть так: "…он просто молодец! такой талантливый и перспективный, все ему удается благодаря его упорному характеру и воле".

Другой вид атрибуции - общественная, причина ищется в обстоятельствах. В ситуации с премией атрибуция была бы такой: "…ну конечно он получил премию - ему же дали самый дорогой проект, естественно, с него и процент получился большим. А тут еще все в отпуска разбежались, не с кем делиться процентами".

Есть еще такой вид каузальной атрибуции, как стимульная, когда причина в самом предмете. В ситуации с премией она была бы сформулирована так: "…премия под новый год всегда самая большая - ведь это результат работы всего года. Посмотрим, сколько ему дадут весной".

.Что означает выражение «читать человека»?

Для результата любого общения большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, процесс восприятия одним человеком другого условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термин "социальная перцепция" впервые был введен Дж. Брунером в 1947г. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Это понятие и называется "читать человека".

Впечатления, которые возникают, играют важную регулятивную роль в процессе общения людей. Процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого) разворачивается следующим образом.

В наблюдаемом наблюдателю доступны лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными является внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписываемая наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему. Это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится - не нравится».

Выделяют четыре основных функции межличностного восприятия:

üпознание себя

üпознание партнера по общению

üорганизация совместной деятельности

üустановление эмоциональных отношений

Межличностное восприятие обычно описывается как трёхкомпонентная структура. Она включает в себя:

üсубъект межличностного восприятия

üобъект межличностного восприятия

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и какие-то общие характеристики. Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Исследования показали, что мера соответствия вывода наблюдаемого относительно чьего-то поведения зависит так же от различного вида атрибуции: личной или безличной. В первом случае имеется в виду преобладающее стремление приписать причины каких-либо событий действиям определённых личностей, в то время как во втором случае причины приписываются преимущественно действиям обстоятельств.

Изучение восприятия показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:

üидентификация, эмпатия - механизмы познания и понимания людьми друг друга

üрефлексия - познания самого себя

üаттракция - формирование эмоционального отношения к человеку

Идентификация - простейший способ понимания другого человека, т.е. уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия партнеры используют этот закон, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией.

«Под эмпатией обычно понимается сострадательное переживание одним человеком чувств, восприятий и мыслей другого. Некоторые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных социальных отношений». Здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем партнера, сколько стремление эмоционально откликнуться на его трудности. При этом эмоции, чувства воспринимающего не тождественны тем, которые переживает воспринимаемый, т.е. если один из партнеров по общению проявляет эмпатию к другому, он просто понимает его чувства и линию поведения, но свою собственную может строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой один партнер полностью отождествляет себя с другим и, соответственно, испытывает те же чувства, что и другой, и ведет себя подобно другому.

Сложнее по своей сути механизм рефлексии. Он подразумевает осознание того, как партнер по общению воспринимается другим его партнером. Это уже не просто знание или понимание первым второго, но знание того, как он понимает первого, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира одного партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир другого партнера.

Партнеры по общению не просто воспринимают друг друга, они формируют определенное отношение друг к другу. Механизм образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому называется аттракция.

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Все эти механизмы восприятия, так или иначе, управляют процессом межличностной перцепции.

.Кто и кого первым должен приветствовать в следующих парах: старший-младший, женщина-мужчина, начальник-подчиненный, пожилой мужчина-девушка?

Правила приветствия в современном этикете.

üМладший первый приветствует Старшего;

üМужчина первый приветствует Женщину;

üПодчиненный первый приветствует Начальника;

üДевушка первая приветствует Пожилого мужчину.

традиция мораль каузальный этикет


1.Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.

.Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.

3.Коллектив, личность, общение: Словарь социально-психологических понятий. - Л., 1987.

.Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.

.Вичев В. Мораль и социальная психика. - М., 1978.

Похожие работы на - Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!