Психолого-социальная помощь молодой семье в период ожидания и рождения ребёнка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психолого-социальная помощь молодой семье в период ожидания и рождения ребёнка














Курсовая работа

Тема: «Психолого-социальная помощь молодой семье в период ожидания и рождения ребёнка»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность этой проблемы заключается в том, что молодая семья в первые годы совместной жизни сталкивается с рядом трудностей, которые государство на сегодняшний момент решить не может. А именно с чем сталкивается молодая пара это отсутствие на начальных стадиях гарантированной социальной защиты, низкий уровень финансового дохода. Зачастую у половины таких молодых семей нет возможности прокормить себя и малолетних детей. А так же, как уже это стало заметно, что пары ещё не прожив и двух лет, расходятся по причине непонимания со стороны своего избранника, это обуславливается тем, что каждый из супругов индивидуален и нередко это является причиной частых конфликтов в семье.

Изучение социально - психологических особенностей семьи в условиях современной России показало, что переход российского общества к демократическим отношениям, ориентация личности на ценности личной свободы и инициативы, вызывают серьезную трансформацию института семьи. Существенному изменению подвергается репродуктивная функция семьи, что выражается в тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности. Демографические проблемы остро поставили вопросы психолого-социальной помощи женщине и семье в целом. В этой связи в последние годы наблюдается существенный рост исследований, посвященных проблемам материнства, отцовства, родительства.

На сегодняшний день такая проблема, как зависит от физиологический особенностей обоих супругов. Но нередко вместе с социальными условиями и личными соображениями вносятся существенные коррективы в выполнение репродуктивной функции, и большинство детей рождаются как раз тогда когда семья ещё молодая. Но если, же по каким-либо обстоятельствам репродуктивность нарушена, и молодая девушка и парень не могут иметь детей, то это может стать проблемой для дальнейшего их проживания вместе. Или, если молодая семья пока не хочет заводить детей, то в старшем возрасте это становится значительно труднее. Рождение детей влечёт за собой ряд проблем, которые могут лишь усугубить положение.

Согласно статистике в большинстве семей первенец появляется в первые полтора-два года супружества. Его рождение частично или полностью изменяет роли супругов, им приходится приспосабливаться к новому образу жизни, к выросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т.д. Если все эти задачи приходится решать быстро, а к ним еще прибавляются нерешенные бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, то сама ситуация, требующая быстрого изменения семейных отношений, становится стрессором. Значительно ухудшается материальное положение семьи, так как супруги вынуждены жить на одну зарплату мужа из-за необходимости матери оставить работу в первые годы жизни малыша. Кроме того, ребенок требует существенных материальных затрат, которые возрастают с каждым годом. Не случайно второй после заключения брака семейный кризис связывают с появлением ребенка.

В связи с этим, возрастает роль факторов, способствующих укреплению супружеских взаимоотношений при переходе от «диадных» отношений к «триадным». В частности:

гипертрофированное стремление женщины к реализации материнства;

сексуальные отношения мужа и жены;

установка на личную идентификацию с супругом; установка на хозяйственно-бытовые ценности;

фактор реализации родительской, воспитательной функции;

значение внешней социальной активности супругов;

эмоционально-терапевтической функции брака;

особенности восприятия внешней привлекательности супругов друг для друга.

Всё выше сказанное определило выбор темы исследования: «Психолого-социальная помощь молодой семье в период ожидания и рождения ребёнка».

Цель исследования: Выявление в теории и практике социально-психологических аспектов готовности супругов к выполнению родительских ролей. Разработка рекомендаций по оказанию психолого-социальной помощи молодым супругам в развитии родительских качеств.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать социальную, психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме.

Подобрать адекватные цели и задачам методы и методики исследования.

Выявить эмоциональное отношение мужей и жен к детям.

Изучение самочувствия, настроения, значимых проблем и отношений женщин в дородовый период.

Проанализировать психологические факторы супружеских взаимоотношений, а также причины нарушений семейных отношений, связанные с периодом ожидания и рождения первого ребёнка.

Разработать рекомендации для супругов, направленные на улучшение взаимоотношений между супругами в период ожидания и рождения первого ребёнка. психологическая семья ребенок эмоциональное

Составить программу социально-психологической помощи молодым супругам, в период ожидания и рождения первого ребёнка.

Объект исследования: Супружеские пары в период ожидания и рождения первого ребенка.

Предмет исследования: Социально-психологическая помощь молодым супругам в период ожидания и рождения первого ребенка

Гипотеза:

Отсутствие позитивного отношения в обществе к ценности семьи в целом, и родительства, в частности; недостаточная информированность молодых людей об особенностях протекания данного кризисного периода в развитии семейных отношений; не согласованность молодых супругов в вопросах изменения ролей и воспитания детей; не развитость практических навыков по уходу за маленькими детьми - препятствует бесконфликтному принятию новых родительских ролей.

Развитию у супругов новых родительских ролей будет способствовать целенаправленная социально-психологическая программа помощи семье в специальных центрах помощи семье и детям.

Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы, мы выбрали следующие методы и методики исследования:

теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;

беседа;

анкета «Что означает для Вас рождение в семье ребёнка?» (автор В.В. Бойко).

Анкета «Эмоциональное отношение к детям» (автор В.В. Бойко).

Опросник «Какие у Вас складываются взаимоотношения с ребенком?» (автор В.В. Бойко).

Интервью в модификации автора.

База исследования: СПб ГИПСР, факультет Психолого-социальной работы ОСП. В исследовании принимали участие студенты 3 и 4 года обучения заочной формы обучения. В исследовании принимали участие - 15 супружеских пар от 19 лет до 30 лет в период ожидания и рождения первого ребёнка.

Структура исследования: Научная работа состоит из введения, трёх глав: теоретической, практической, методической, выводов, рекомендаций, заключения, списка литературы, включающего классические и современные источники и приложений.

Глава I. Состояние проблемы психолого-социальной помощи молодым супругам в подготовке к родительству в трудах зарубежных и отечественных ученых

.1 Психологические проблемы в семье в период ожидания ребёнка и пути их преодоления

Влияние на семью такого важного периода в жизни семьи, как подготовка к родительству - периода ожидания и рождения в семье ребенка до сих пор изучено недостаточно, хотя в этот период мероприятия по стабилизации и гармонизации семейных отношений, повышению родительской компетентности и целенаправленному формированию осознанного родительства, являются одной из важнейших задач психолого- социальной консультативной практики.

Переход к родительству является травматичной и напряженной ситуацией в жизни отдельного человека и семьи в целом, поскольку появление нового члена семьи создает кризис, вызывая сильные изменения в социальной системе семьи (в границах семьи, целях, ценностях, моделях общения и взаимоотношений). В работах Р.В. Овчаровой, раскрываются теоретические основы формирования родительства, описывается системный подход к пониманию сущности факторов родительства, дается анализ субъективно-психологических уровни развития формирования, рассматриваются родительства. В настоящее время в связи с развитием перинатальной психологии и созданием программ медико-психологического многие эксперты отмечают рост распространенного запроса, наличие ярко выраженного и широко распространенного нервоза беременных женщин, нужды в психологической помощи не только им, но и их мужьям, и членам семьи в целом.

Критическим периодом для стабильного функционирования семьи является период от 4 до 9 лет стажа, наблюдается существенное семейной жизни, поскольку в это время позиций супругов по рассогласование отношению к наиболее значимым сферам семейной жизни.

Беременность супруги может быть для кого-то она долгожданная и желанная, для кого-то незапланированная. Одно состояние, а отношений к нему может быть множество. Идеальная беременность - это когда ребёночек нормально развивается, мама здорова и спокойна, ей обеспечена поддержка и защита - при этом ценность малыша выходит на первый план. К сожалению, не всегда бывает так. Появляются какие-то проблемы, и женщины вынуждены отвлекаться на их решение, вместо того чтобы сосредоточиться на будущем крохе. Но ведь ни для кого не секрет, что физическое и эмоциональное состояние матери и плода взаимосвязаны. В результате повышенная тревожность приводит не только к стрессу и эмоциональной изоляции, но и мешает развитию малыша.

Беременность для каждой женщины протекает по-разному. Однако все будущие мамы в это время одинаково волнуются и хотят, чтобы их дети родились и выросли здоровыми. Охрана здоровья женщины во время беременности и её будущего ребёнка обеспечивается широкой программой социально-экономическими, социально-психологическими и медицинскими мероприятиями.

Несмотря на то, что беременность является нормальным процессом, женский организм претерпевает всевозможные изменения: анатомические, физиологические или химические, видимые и незримые, существенные и незначительные. Эти изменения обязывают будущую мать под контролем врача соблюдать ряд гигиенических правил, способствующих сохранению её собственного здоровья и нормальному развитию плода. Беременность оказывает влияние на все органы, функции, ткани матери, не говоря уже о влиянии на её психологическое и моральное состояние.

У многих женщин во время беременности меняется характер: они становятся раздражительными, беспокойными или легко возбудимыми. Даже если они счастливы тем, что ждут ребёнка, им в голову иногда приходят удивляющие их самих мрачные мысли. Для этого есть немало причин: боязнь изменений, которые влечёт за собой в каждой семье рождение ребёнка, страх перед рождением больного ребёнка, боязнь родов.

Говорят, что полностью подготовиться к будущему материнству почти невозможно. Как только женщина понимает, что ждёт ребёнка, у неё возникает масса вопросов и сомнений в том, правильно ли она всё делает. Поэтому не только врачи, но и будущая мать должна владеть информацией о характере течения беременности, о возможных заболеваниях, как её, так и плода. Знать места, куда она может обратиться за помощью, советом, консультацией. Именно поэтому определена тема исследования.

Многие клиники и роддома сейчас переходят на коммерческую основу, и приходится обсуждать пожелания клиентов и закреплять эти договорённости контрактом.

Ещё 10-15 лет назад в нашей стране медицинское наблюдение, место и процедура родов, уход за новорождённым в первые часы жизни - всё жёстко регламентировано. Теперь будущим мамам стало проще: они могут выбирать врача, который будет наблюдать их во время беременности, роддом, где ребёнок появится на свет, курсы, на которых их подготовят к родам.

Правильный выбор курсов может оказаться не менее важным, чем выбор роддома. Посещение хороших курсов поможет поверить в свои силы, снимет страх перед родами, сделает их легче и безопаснее, повысит шансы малыша на грудное вскармливание. Неудачный же выбор может принести ряд проблем: сложности с врачами, трения с родственниками, трудные роды, сожаления, по поводу напрасно потраченного времени и денег.

Различают два вида помощи семьям: медицинскую и психологическую, которые характеризуются своими особенностями (таблица 1).

В связи с этим, психолого-социальный аспект сопровождения беременности в подготовке к родительству, видится нам первоочередным [17; 24; 39; 45; 49; 58].

Таблица 1.

Виды помощи молодым семьям

ХарактеристикаСоциально-медицинская помощьПсихолого-социальная помощьОбъект помощиМать, отец и ребенокСемья в целомЦель просветительской работыПовышение родительской компетентности в вопросах укрепления здоровьяПовышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка и гармонизации семейных отношенийЦель профилактической работыПрофилактика соматической заболеваемостиПрофилактика психической заболеваемости и девиантного поведенияПредмет диагностики и терапии (коррекции)Соматическое развитие и здоровьеПсихическое и социальное развитие и здоровье

В современных условиях в РФ беременные женщины получают исключительно акушерско-гинекологическую помощь в районных женских консультациях, в то время как большой круг проблем, с которыми сталкивается женщина в период беременности и родов, имеет психологическую природу, т.к. женщина, решившаяся на то, чтобы иметь ребёнка, совершенно не защищена психологически. Она тяжелее переживает семейные конфликты, связанные с развитием семьи, непониманием молодого супруга, родителей. Беременные вообще остро переживают постоянно существующую в обществе агрессию, отсутствие деонтологической культуры и психологической поддержки у медицинского персонала, работающего с беременными.

.2 Основные факторы формирования материнства и отцовства

Исследуя феномен родительства, психологи и социологи имеют дело, прежде всего, с двумя разными, но взаимозависимыми явлениями - отцовством и материнством.

Психология материнства в последние годы оформилась в самостоятельное направление исследований, рассматривающих ее как часть личностной сферы женщины и как условие развития ребенка. Среди авторов таких исследований мы называем: Л.Л. База, В.И. Брутмана, А.Я. Варга, А.И. Захарова, С.Ю. Мещерякову, С.А. Минюрову, Р.Ж., Г.Г. Филиппову, И.Ю. Хамитову и других [7; 25; 39; 40; 58].

Психология материнства является одной из важных областей современной психологической науки и практики. По мнению С.М. Дождевой, на фоне быстро развивающейся области психологической помощи анализ фазы взаимодействия будущей матери с ещё не рождённым ребёнком представляется достаточно новым и актуальным, поскольку в это время весь комплекс материнских ожиданий, эмоций может быть не только отслежен, но и психологически проработан в конструктивном направлении [20].

Беременность, роды и материнство - это определённые ступени формирования зрелой женской идентичности. Эти этапы связаны между собой, таким образом, что от того, насколько полно женщина проживёт предыдущий этап, зависит возможность прохождения следующего.

Безусловно, важным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатия до рождения ребёнка.

Р.В. Овчарова указывает, что период беременности определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребёнку. По характеру преобладающего переживания многие исследователи делят период беременности на три этапа: принятие женщиной решения о сохранении или прерывании беременности, начало движения плода, подготовка к родам и появлению ребёнка в доме [44].

Г.Г. Филиппова, Р.В. Овчарова, С.Ю. Мещерякова, Н.Ю. Герасимова, Л.Б. Шнейдер, В.И. Брутман, М.С. Радионова, С.А. Минюрова, Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина, А.А. Сараева, С.М. Дождева, Сосновская Н. выделяют в качестве важных факторов, влияющих в этот период на последующее материнское поведение, «желанность - нежеланность» ребёнка, особенности протекания беременности и субъективное переживание женщиной беременности. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения. Ощущения, которые испытывают женщины, вынашивающие желанную беременность, обычно эмоционально окрашены в приятные тона. В этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребёнком. Если уже во время беременности женщина научится общаться с будущим ребёнком, то после родов ей наверняка будет легче понимать его [3; 8; 17; 20; 26; 39; 40; 44; 50; 52; 58].

По мнению Г.Г. Филипповой, понимание и удовлетворение потребностей детей - это и есть материнская компетентность.

М.Я. Студеникин приводит различия в психоэмоциональном состоянии беременных женщин, готовых и не готовых к материнству (таблица 1, приложение 1) [41].

В семидесятых годах XX века итальянский психоаналитик С. Фанти обосновал существование эмбриональной стадии психического развития человека. За основу будущего отношения матери к ребенку принимаются эмоциональные контакты матери с плодом, продолжающиеся в младенчестве. Этот опыт актуализируется во время беременности и отражается в содержании материнства.

С точки зрения социальной психологии материнство может быть рассмотрено как результат социализации женщины при формировании структуры личности во взаимодействии с микро и макро группами [57].

Смысловое переживание материнства рассматривается С.А. Минюровой и Е.А. Тетерлевой как психологическое новообразование в сфере самосознания женщины, принявшей на себя родительскую роль. В структуре смыслового переживания материнства выделено четыре фактора: сопереживание ребенку на основе собственного детского опыта - жесткая родительская позиция, поиск путей сближения с ребенком - отсутствие опыта решения подобных ситуаций в детстве, предоставление ребенку быть свободным от взаимодействия - наслаждение собственной свободой и вытеснение образа ребенка - неприятие собственной воспитательной функции. Эти факторы рассмотрены как биполярные образования, отражающие столкновение смысловых позиций, центрированных вокруг проблемных мест переживания материнства [40].

Таким образом, в процессе беременности постепенно складывается образ себя, как матери.

Важную роль в формировании представлений о материнстве и будущем ребёнке играют знания, транслируемые через семейный фольклор, включающий в себя семейную историю и предания, традиции и обряды, образцы должного поведения (семейная модель материнства) и традиционные тексты (культурная модель материнства) [33].

Долгое время рождение и воспитание ребёнка считалось женским занятием. Роль отца сводилась, как правило, к поддержке жены и ограничивалась эпизодической помощью ей в рождении и воспитании ребёнка. Но рождение ребёнка - это кризисный этап не только в жизни женщины, но и семьи в целом. Следовательно, к рождению ребёнка должен быть готов и мужчина. [31].

Особенности отцовства, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя данные вопросы являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.

И.С. Кон отмечает, что отцовство, как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано с объективными характеристиками личности Для мужчины это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их контроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости жить «правильно» [30].

Существует большая разница между мужчинами в принятии роли отца. Одни мужчины лишь декламируют своё отцовство, взваливая все проблемы, связанные с воспитание детей, на мать; другие же, наоборот, разбираются до тонкости в самых сложных вопросах воспитания.

В исследовании П. Поповой были выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной, это - уважение и привязанность к отцу со стороны матери;

особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом;

возраст мужчины (не слишком рано, когда существует опасность легкомысленного отношения к отцовству и не слишком поздно, когда ответственность за судьбу детей может испугать);

участие отца в общении с ребёнком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах [46].

Для отцовско-детских отношений важным является оформление брака, - это означает, что отец живет с ребенком и имеет хорошие отношения с его матерью.

Н.А. Коркина считает, что современные отцы во многом менее авторитарны, чем даже поколение современных дедушек, более эмпатийны и знают больше о повседневных проблемах и заботах своих детей. Молодые отцы начинают посещать специальные курсы по подготовке к родам и родительству, присутствуют на родах. Всё чаще пары говорят "Мы беременны". Но, несмотря на всё больший вклад отцов в воспитание и уход за детьми, сильно распространён стереотип о неадекватности, слабости и отсутствии умений современных отцов. Отец, по сравнению с матерью, чувствует себя некомпетентным и неумелым при взаимодействии с ребёнком, и это может приводить к уменьшению или даже избеганию контактов с ребёнком [31].

Однако, согласно исследованиям А.А. Сараевой, экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способствует и возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку. Предполагается, что, чем раньше отец приобщается к уходу за младенцем и чем увлеченнее он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь [50].

Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип отца претерпевает серьёзные изменения. Как указывает в своей работе Н.А. Коркина, раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях, власть отцов в семье уменьшается [31].

Сегодня формируется новый тип отца, который психологически и эмоционально "участвует" в беременности, присутствует при родах, включён в кормление, лечение, игру и воспитание ребёнка.

О.А. Карабанова характеризует современный тип отцовства значительным разнообразием параметров участия отца в воспитании ребёнка, например:

доступность;

включённость в совместную деятельность;

ответственность;

мониторинг, то есть информированность о занятиях ребёнка, его местонахождении, интересах, желаниях, потребностях [27].

В детях отец, как и мать, видит возможность самоактуализации, и в силу этого на ребёнка возлагаются определённые отцовские ожидания в отношении его достижений, карьеры, результатов. В ребёнке для отца воплощена возможность продолжения рода.

По мнению психологов, родительская любовь имеет гендерную специфику. Так Э. Фромм отмечает, что материнская любовь по своей природе безусловна, не связана с достоинством и достижениями ребёнка. Отец же выполняет функцию социального контроля и является источником требований, норм поведения, санкций.

Отцовская любовь формируется на протяжении первых лет жизни ребёнка, она - требовательна, условная, это любовь, которую ребёнок должен заслужить. А мать изначально признаёт самоценность ребёнка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, самоотдаче [60].

По мнению Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова, ребёнок вызывает эмоциональный отклик у отца далеко не всегда потому, что мужчине гораздо сложнее, чем женщине, воспринимать ребёнка как продолжение себя. Женщина подготавливается к общению с ребёнком задолго до его рождения и в процессе родов. В период беременности у женщины появляется новый сенсорный опыт, начинается процесс духовного принятия ребёнка. Мужчина отлучён от этого общения, поэтому чувство отцовства, эмоциональное восприятие ребёнка затруднено.

Следовательно, активное участие отца в воспитании маленького ребёнка способствует формированию надёжного типа привязанности, благополучному эмоциональному его развитию. Поэтому лучше с самого начала, когда это гораздо проще, входить в роль настоящего отца [6].

Чтобы отцы наравне с матерями были полноправными родителями, и их вклад в воспитание не ограничивался функциями обучения и контроля, необходимо включать мужчину в эмоциональное общение с ребёнком, и первичный уход за младенцем.

Таким образом, возникает модель отцовства, в рамках которой отец реализует новую модель эмоционального отношения к ребёнку - условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь [21; 25].

.3 Особенности готовности молодых мужчин к отцовству

Особенности отцовства, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя данные вопросы являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.

В нашей культуре сущность отцовства определяется своего рода водоразделом. С одной стороны часть общества и группа ученых разделяют точку зрения Б. Малиновски, который утверждал, что существует юридическое и моральное правило относительно того, что ни один ребенок не должен приходить в этот мир без мужчины. То есть - единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, защитника, воспитателя, мужчины-посредника между ребенком и окружающим миром. Для полноты социального статуса ребенку необходим отец, точно также как и мать. А группа, состоящая из женщины и ее потомства, социологически неполноценна и незаконна.

С другой стороны находятся те, кто определяет позицию отцовства по-другому, по-новому. Они утверждают, что отцовство является обыденным и ненужным и, более того, первоисточником социального зла.

От того, как общество решает эту проблему, будет зависеть благополучие семьи, общества и цивилизации. Н.А. Коркина полагает, что отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивными наклонностями и, привязывая поведение к защите семьи и ее обеспечению. Она утверждает, что в молодости и зрелости для мужчины отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Взгляды Т.В. Архиреевой, Е.В. Полевой, которые считает, что у мужчины полностью созревают мужские черты только в соприкосновении с ребенком. У мужчины-отца развивается потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергичность, душевная сила [4, с. 78].

Ю.В. Борисенко и А.Г. Портнова отмечают, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на мужа с женой, и на малыша, привнося в их взаимоотношения нечто неординарное. Однако если у женщины материнская любовь проявляется благодаря "первичной материнской заботе", то у мужчин забота о ребенке преобразуется в продукт родительской любви [7].

Е.Я. Кулькова утверждает, что воспитательная позиция отца несколько отличается от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. В.И. Кочетков, Т.М. Афанасьева, утверждают, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего либо уже рождённого ребёнка, это любовь к жене [29].

Н.А. Коркина подчёркивает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции вообще и, поло-ролевых позиций, в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями общества и окружающей среды [27].

Экспериментальное исследование представлений об отцовстве Р.В. Овчаровой, в котором участвовали юноши 19-25 лет, позволило выявить девять типов отцовства:

«ответственный отец» - испытуемые, вошедшие в первую группу, считают, что основным качеством отца является ответственность. Для них ответственность - это осознанная необходимость выполнения принятых обязательств. Она равнозначна чувству долга, так как ответственность берёт на себя лишь зрелая личность;

«обучающий отец» - во вторую группу вошли молодые люди, признающие, что отец должен быть готов к родительству и уметь обучать ребёнка; это предполагает способность отца обладать достаточными знаниями и умениями для воспитания в ребенке всесторонне развитой личности;

«сотрудничающий отец» - юноши, вошедшие в третью группу, полагают, что отец должен быть готовым к родительству, обучающим и любящим; он практичен и бескорыстен. Отец должен интересоваться увлечениями, желаниями и потребностями детей, уважать их, сотрудничать с ними, владеть собой, и быть всегда в хорошем настроении;

«доминирующий отец» - в четвёртую группу вошли молодые люди, считающие, что отец - это сильная личность, которая должна гордиться ребёнком; иногда отец может предъявлять к ребёнку жесткие требования, быть не всегда правым и, при этом, не бояться извиниться перед ним;

«честолюбивый отец» - в пятую группу вошли юноши, у которых выделились параметры: уважающий детей, он ими должен интересоваться, гордиться успехами своих детей;

«доверяющий отец»- параметры, по которым произошло объединение в шестую группу, характеризуют отца следующим образом: любящий и уважающий детей, готовый к родительству, не боящийся признать свою вину и умеющий обучать конкретным навыкам;

«альтруистический отец» - в седьмую группу вошли молодые люди, представляющие отца "любящим, прощающим, не боящимся извиниться, ответственным и воспитывающим" Он часто хвалит ребёнка, опекает его, всегда готов его слушать;

«властный отец»- испытуемые восьмой группы определяют отца как сильного, строгого, благоразумного, практичного. Отец должен быть справедливым и прощающим, уважающим детей, в то же время он иногда не справедлив, но не боится извиниться;

«воспитывающий отец» - в девятую группу вошли молодые люди с представлениями об отце как сильном, благоразумном, практичном и ответственном, он доверяет детям, всегда понимает их и уважает. Всегда счастливый, радостный, добрый, доволен детьми, отец должен быть воспитывающим, опытным родителем, но, в то же время, может чего-то не знать [42, с. 247].

Таким образом, данное исследование позволило сделать вывод, что у современных юношей, которым предстоит стать родителями, можно выделить девять типов представлений об отцовстве: ответственное и доминирующее, обучающее и воспитывающее, сотрудничающее и доминирующее, доверяющее, альтруистичное и властное.

Согласно исследованиям М.А. Скрыбченко, у человека различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируют от культуры к культуре.

В привычной для нас культурной среде социальные характеристики отцовской роли очерчены гораздо неопределеннее, чем материнской. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской является результатом того, что:

)отцовские функции биологически "объективно" менее значимы, чем женские и их труднее конкретизировать;

)исторически они институциализируются гораздо позднее;

)распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей поло-ролевой дифференциации и имеет как социальные, так и биологические предпосылки [47].

Исследования Л.Б. Щнейдер показывают, что отсутствие отца отрицательно сказывается на самоуважении детей и их успешности в любой деятельности. Дети, выросшие без отцов, во много раз чаще имеют повышенный уровень тревожности, низкий уровень самооценки, среди них чаще встречаются "невротики". Как отмечает, для ребенка ценны теплые отношения с отцом: воспитанный нежным, заботливым мужчиной, он в зрелом возрасте будет общаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца [56].

Дети, выросшие в полной семье, лучше адаптируются в различных жизненных ситуациях, по сравнению с мальчиками из неполной семьи. Эмоциональная близость мальчика или девочки с отцом положительно отражается на развитии их эмоционально-волевых качествах. Личные качества отца оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ощущение особого эмоционального благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать.

.4 Характеристика психолого-социальной помощи в подготовке супругов к родительству

Одной из важных задач в работе с семьей является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры родительства, которая помогает вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни.

Психологически угнетённая, психологически несвободная женщина, ощущающая свою неполноценность и неуверенная в себе, не может воспитать здорового, спокойного, уверенного в себе человека. Поэтому существует необходимость проведения с женщинами психокоррекционных мероприятий, оказание социальной поддержки, формировать у девочек-девушек систему знаний о своих физических и психологических особенностях, своём жизненном предназначении и жизненных ценностях [39].

Здесь можно выделить несколько актуальных направлений работы, связанных с наиболее частыми проблемами:

коррекция отношения к будущему ребенку (проблема психологической неготовности к материнству, конфликт ценностей, нежеланная беременность);

гармонизация и коррекция системы отношений в семье (проблема конфликтов с мужем, с родителями);

коррекция личностных особенностей (личностная незрелость, нечуткость и др.);

гармонизация, коррекция эмоционального состояния беременной;

культура родительства [49].

Однако, невозможно достаточно эффективно и квалифицированно оказать психолого-социальную помощь, работая с женщинами изолированно и не включая в рассмотрение их супругов - будущих отцов.

В последние годы распространение получили совместные роды. Принимая решение присутствовать при родах, мужчине необходимо учитывать всё «за» и «против». Более чем 20-летняя практика и клинические наблюдения М. Одена следует, что участие мужа в родах неоднозначно сказывается на последующих супружеских отношениях. Семейные отношения улучшаются лишь в том случаем, если мужчина идёт на роды с позитивным моральным настроем и психологически подготовленным. В противном случае роды действуют как проявляющий фактор на супружеские отношения, выявляя и обостряя скрытые конфликты и ухудшая семейные отношения. В то же время, опыт многих семей свидетельствует о том, что совместные роды могут стать прекрасным событием в жизни мужчины и женщины. Такие родители создают для рождающегося малыша особую атмосферу любви и взаимопонимания, поддерживают друг друга в этот важный момент, осознают свою ответственность за малыша [11].

Что касается содержания и направлений работы современных курсов по подготовке к родительству, то здесь можно выделить несколько направлений. Наиболее известным по разработанности и проведению являются курсы, главным в которых является медико-физиологический аспект: на курсах знакомят с особенностями протекания беременности и развития ребенка, изменениями в организме, особенностями питания, гимнастикой беременных и так далее. Также, будущие родители обязательно узнают об особенностях ухода за младенцем, о том, как справляться с типичными проблемами первых месяцев жизни. Но есть еще один, пожалуй, самый главный момент: в таких школах и центрах, как правило, создается удивительно теплая, дружеская атмосфера, которая сама по себе помогает будущим мамам и папам почувствовать себя компетентными и счастливыми родителями [49].

Сейчас существует большое количество центров, специализирующихся на подготовке к родам и родительству. Можно выделить основные методы подготовки беременных к родам и родительству, которые используют в данных центрах:

Тематические беседы

Аутогенная тренировка (женщина обучается расслабляться, что очень важно в родах)

Телесно-ориентированная терапия

Ролевые игры

Визуализации

Статическая гимнастика с элементами массажа

Гопнотомия (поглаживания, легкие постукивания живота), голосовые упражнения, приемы дыхательной гимнастики (что является профилактикой кислородного голодания плода в родах).

Ароматерапия (используется на протяжении всех занятий).

Спокойная медленная музыка (используется на протяжении всех занятий).

Можно выделить основные положения, рассматривающиеся практически на всех курсах подготовки к родам:

как нужно питаться во время беременности, сколько можно прибавить в весе, как справиться с токсикозом;

какие выбрать методики закаливания и витамины;

в чем особенности сексуальных отношений во время беременности;

как меняются эмоции беременных женщин и как с этим справляться;

как общаться с малышом еще до его рождения;

как подготовиться к родам физически (специальная гимнастика, массаж промежности и груди, профилактика молочницы и кровотечений в родах);

как избавиться от типичных страхов перед родами;

как составить личный план родов, в какой момент лучше ехать в роддом, что делать на каждой из трех стадий родов;

как наладить полноценное грудное вскармливание крохи, когда и как в дальнейшем вводить прикормы;

как избежать стрессовых ситуаций, как лучше общаться с новорожденным [11; 28].

В области репродуктивного здоровья разработаны теоретические основы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции психического развития ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде; выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами родителей и особенностями психического развития ребенка; предложены методы диагностики психологической готовности к материнству (родительству); разработаны методы и средства психологической помощи ребенку, матери и семье в подготовке к родительству и преодолению психологических и психосоматических проблем зачатия, беременности, родов, лактации и развития ребенка.

Существующие сегодня в мировой практике виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различия формируют ту или иную модель помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.

Также вопросы подготовки молодых супругов могут решаться в рамках общей семейной и индивидуальной консультационной и психотерапевтической работы.

Цели семейного консультирования могут быть определены как развивающие, коррекционные, профилактические, адаптивные. Развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и саморазвития. Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры семьи, повышение уровня её сплочённости и удовлетворённости браком, улучшение межличностной коммуникации. Профилактические цели вязаны с ростом фрустрационной толерантности семьи, адаптивные - с успешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи.

Семейное консультирование в рамках нашей темы решает следующие задачи:

психологическое сопровождение беременности и родов;

психологическое сопровождение становления родительства.

Выбор терапевтических техник основывается на индивидуальных особенностях женщин и характере существующих у нее проблем. Нередко используются комплексные методы оказания помощи, включающие услуги гинекологов, психологов, психиатров, педиатров и так далее [58, стр. 228]

Психологическая помощь семье, ожидающей ребёнка, определяется необходимостью реализации главной цели - формирование родительской позиции матери и отца и в подготовке к перестройке семейной системы в связи с рождением ребёнка.

Психолого-педагогическая готовность формируется в процессе психолого-социального сопровождения специалистами будущей матери. Психологическая защита беременной обеспечивает женщине эмоциональную и стрессовую устойчивость, способность к преодолению депрессии, и страха в процессе подготовки к родам.

Посещение семейной парой подготовительных курсов необходимо для того, чтобы к моменту рождения малыша, тело беременной женщины было хорошо подготовлено к родам, супруги чувствовали себя компетентными родителями и научились правильно ухаживать за малышом, воспитывать и развивать его, чтобы семья была по-настоящему готова к пополнению.

Таким образом, специальные занятия значительно укрепляют эмоциональную взаимосвязь матери и отца (если он принимает в них участие) с ребенком. Женщины более подготовлены к материнской роли, легче налаживают контакт с младенцем. Пары, позитивнее воспринимают приобретение новых социальных ролей.

Выводы по главе

На основе изучения и анализа литературы можно сделать следующие выводы.

Формирование родительства начинается в родительской семье и задолго до появления собственных детей. Проявления родительства зависят от индивидуально-типологических характеристик родителей, а также от социально-психологических характеристик родительской и формирующейся собственной семьи. Поэтому вполне правомерна постановка проблемы воспитания родителей.

На формирование родительства влияют следующие факторы:

направленность и индивидуальные особенности личности;

согласование моделей родительства обоих супругов;

конкретные условия жизни супружеской семьи.

Материнская позиция представляет собой результат присвоения личностью опыта социокультурной практики материнства, формируется в специфической деятельности по уходу за ребёнком и его воспитанию, обусловлена культурными особенностями и детскими воспоминаниями матери о воспитании в её собственной семье (культурно-исторический подход). Развитие материнства детерминируется врождёнными предпосылками (психофизиологическими, гормональными механизмами), активной деятельность самой женщины и заданными в культуре «идеальными формами материнства» культурными моделями ролевого поведения матери.

Формирование сознания и самосознания женщины к принятию материнской социальной роли происходит под влиянием интроекции, восприятия родительского опыта в детстве, личностных особенностей, характеристик эмоционального состояния и реакций в стрессовой ситуации, изменения состояния сознания в разные периоды репродуктивного цикла и других факторов.

Чтобы отцы, наравне с матерями, были полноправными родителями, и их вклад в воспитание не ограничивался функциями обучения и контроля, необходимо включать мужчину в эмоциональное общение с ребёнком, и первичный уход за младенцем. Таким образом, возникает модель отцовства, в рамках которой отец реализует новую модель эмоционального отношения к ребёнку - условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.

Подготовка к родам и родительству осуществляется разными медицинскими и психологическими организациями, индивидуально практикующими специалистами (гинекологами, акушерами). Это курсы и школы для будущих родителей, которые в основном ставят своей целью подготовку беременных женщин и семейных пар к родам. В такую подготовку входит обучение технике расслабления, дыхания, регуляции своих эмоциональных состояний, освоение разных навыков для облегчения родов. Обычно включаются занятия по повышению родительской компетенции, гимнастика, разные формы творческой деятельности. В занятия включаются методы арт-терапии, групповой психотерапии, музыкальной и телесно-ориентированной терапии, аутотренинг. Проводятся тренинги поведения в родах, взаимодействия с ребенком, семейных отношений.

Таким образом, родительство включает: ценностные ориентации супругов, родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью, стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве.

Рекомендации беременным женщинам:

Чтобы сгладить психологический дискомфорт, беременные женщины должны пользоваться следующими советами:

Контролируйте своё окружение.

Помните - здоровый и достаточный по времени сон - очень полезен не только женщине, но и будущему ребенку.

С самых первых месяцев беременности необходимо выработать распорядок дня, в котором как можно больше времени стоит уделить прогулкам на свежем воздухе.

Стоит помнить, что переутомление плохо влияет на развитие беременности. Поделите обязанности со своим супругом, так как в этот период для вас более важно быть спокойными и удовлетворять свои потребности.

Изучите необходимую литературу и посещайте курсы дородовой подготовки. Особенно полезным будет совместное посещение курсов с супругом.

Проявляйте внимание к мужу. Жена, которая поможет мужу определить его незаменимое место в этот период, избавит любимого от возникновения чувства отчужденности.

Советы мужу:

Запрещено оскорблять и ругать беременную, выяснять в её присутствии отношения. Только атмосфера доброжелательности и чуткости развивает у малыша положительные черты характера и крепкое здоровье. Современные исследования многократно подтвердили справедливость этого правила.

Надо оберегать беременную от всего, что может её испугать или неприятно поразить. Для женщины нужно создать уютную обстановку, окружить её красивыми вещами, дать её возможность чаще смотреть на прекрасные картины природы. Это важно для рождения здорового и красивого малыша.

Необходимо ограждать маму от назойливого внимания окружающих, интересующимися сроками родов, возможным полом будущего ребёнка и состояние её здоровья. Всегда считалось, что сохранение в тайне всего, касающееся родов, считалось главным условием благополучия ребёнка. Не надо стесняться лишний раз напомнить доброжелателям, что лучший способ побеспокоиться о малыше - доставить удовольствие его маме.

Обращаться к опыту других отцов.

Друзья и родственники могут подсказать, как можно наименее конфликтно преодолеть кризис в семье. Молодым папам следует обращаться в районные центры и консультации для приобретения опыта ухода за будущей мамой и её ребёнком.

Поддерживать как позитивные, так и негативные эмоции. Не мешать её это делать и никогда не высказывать неодобрения, если мама плачет. Только после того, как все обиды высказаны, а слёзы выплаканы, можно заняться утешением и поддержкой.

Доверять интуиции беременной.

Если она хочет с кем-то общаться, что-то делать, не пытаться её переубедить. Недаром предки считали, что обязательно надо выполнить любую просьбу беременной женщины.

Проявлять интерес к визитам жены к врачу.

Многие папы желают присутствовать при ультразвуковом исследовании плода, чтобы получить зрительное представление о своем ребенке. В некоторых учреждениях можно попросить врача сделать при этом фотографию. Женщина может пожелать поделиться врачебной информацией, особенно если она испытала волнение в ходе исследования. Супругу рекомендуется проявить внимание и выслушать жену. Социальному работнику, совместно с психологом, возможно, провести семейный совет, чтобы принять решение о госпитализации женщины или выборе нового врача или учреждения.

Разделите с женой здоровый образ жизни.

Отцы, как и матери, беспокоятся за здоровье будущего ребенка. Но мать берет ответственность на себя, а вот отец, как правило, возлагает ее на жену, требуя соблюдения различных ограничений, часто чрезмерных. Однако исследования показали, что эффективнее всего помогает отец, который сам воздерживается, по крайней мере, тогда, когда находится рядом с женой. Если отцу это представляется слишком большой жертвой, то ему стоит подумать обо всех жертвах, на которые идет она для того, чтобы родить их ребенка.

Кроме того, как известно, здоровый образ жизни полезен всем и всегда. Быть может, проявляя вначале заботу о здоровье жены и ребенка, впоследствии отец сделает собственный выбор в пользу здоровой пищи, отказа от курения и других вредных привычек.

Самое главное - помнить, что у счастливых родителей вырастают счастливые дети.

Практические рекомендации для молодых жён Н.Н. Авдеевой в модификации автора

Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.

Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

Предъявление разумных требований к детям. Настаивать на их выполнении заданий и требований, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не "ты плохой", а "ты плохо сделал". Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

Хвалить малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

Как мужчины, так и женщины после рождения ребёнка оценивают более высокими баллами почти все ситуации и суждения, показывающие эмоциональное и практическое отношение к малышам, чем до рождения. Отмечаются существенные различия в эмоциональном отношении у женщин, посещавших и не посещавших подготовительные курсы.

Недостаточная осведомлённость супругов о психологических особенностях отношений при рождении ребёнка, ведет к возникновению семейных конфликтов.

Если супруги, ждущие ребенка или имеющие детей:

будут читать специальную литературу;

будут посещать специальные курсы для беременных;

будут получать помощь от прародителей и других родственников;

готовиться к родительству по специально созданной психолого-медико - социальной программе, то:

психологические проблемы в период ожидания ребенка и первые месяцы, и годы его развития, будут минимальны, а супругам будет легче принять новые родительские роли.

Заключение

В данной научно-исследовательской работе нами рассмотрен один из важнейших жизненных циклов развития семьи - формирование родительских ролей. На этом этапе значительную роль играет психолого социальная помощь компетентных специалистов в подготовке их к выполнению родительских ролей.

Исследуя феномен родительства, мы рассматриваем, прежде всего, с двух разных сторон, но взаимосвязанных между собой - отцовство и материнство.

Проведенное теоретическое и пилотажное психологическое исследование родительства позволяет сделать следующие выводы.

Развитие родительских качеств в современном обществе - важный этап в решении сложного комплекса социальных проблем: от снижения уровня отказов от ребёнка до роста успешности института родительства в целом. Сознательное отношение к собственному материнству или отцовству, отношение к будущему ребёнку как к самоценной личности и осознание собственной ответственности за ребёнка - ключевая позиция для разрешения многих проблем родительства.

Родительство, включающее роль отцовства и материнства, является социально-предписанной, опосредованной культурным опытом, нормами, традициями, и общественно значимой деятельностью.

Родительство может рассматривать как особая деятельность, имеющая органические предпосылки и культурно-историческую природу.

Культурные образы, закрепляющие в общественном сознании духовный подход к вынашиванию и рождению ребёнка, представление о ценности ребёнка как такового поддерживают у матери традиционные смысловые и ценностные предпочтения в сфере родительства, гарантируя целостность мотивационной сферы.

Список литературы

Акимова Л.И. Как помочь своему ребенку? Справочник для неравнодушных родителей - Екатеринбург: У - Фактория, 2006 - 330 с.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 288с.

Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436с.

Араканцева Т.А. Гендерные аспекты родительско - детских отношений. Учебное пособие. М., 2006.

Архиреева Т.В. Мотивация отцовства как детерминанта отношения отца к ребенку. / Т.В. Архиреева, Е.В. Полевая // Сем. психология и сем. терапия. - 2006. - №1. - С. 75-99.

Беременность от зачатия до родов. / Пер. с англ. А. Чесноковой. - М.: Махаон, 2005. - 237с.

Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России. // СоцИс. - 2002. - № 6.

Бойко В.В. Потребность в детях. // Учебное пособие по психологии материнства. / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХ-РАХ-М, 2003. - 268с.

Борисенко Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе / Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова. // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С. 122-130.

Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 208с.

Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). - М., 2005.

Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов. / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С. 59 - 68.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2002. - 144с.

Васильева, О.С. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект. / О.С. Васильева, Е.В. Могилевская // Психологический журнал. - 2001. - Том 22. - № 1. - С. 82 - 86.

Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. / Д.В. Винникот - М.: Класс, 1998. - 198с.

Волкова А.Н. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости. // Вопр. психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубанского университета, 1997. - С. 62-79.

Гаганова Т.И. Особенности мотивации и психологическая коррекция тревожности в области сексуальных отношений у молодой женщины. // Ученые записки СПбГИПСР - 2010. - №2 - том 14 - С. 39.

Герасимова Н.Ю., Шнейдер Л.Б. Социально-психологическая готовность к материнству как личностное образование. // Сб. науч. труд. конф. «Пренатальная психология». М., 2003. - С. 27 - 31.

Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. // Социологические исследования. - 2001. - № 5. - С. 108-111.

Добряков И.В. Естественные беременность и роды (психология «золотой середины»). // Сб. науч. труд. конф. «Пренатальная психология». М., 2003. - С.62.

Дождева С.М. Представления о ребёнке у будущей матери. // Материалы Всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи". В 2-х частях. - Ч.2 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2003. - С.67 - 72.

Достовалов С.Г., Мальцева Л.В. Отец и сын: атрибутика мужского воспитания. - М.: Асток - Пресс, 2007. - 76с.

Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996.- 196с.

Евсеенкова Ю.В. Роль отца в современной семье. // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях. - Ч.1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2003. С. 32 - 38.

Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «отец-ребенок» как фактор развития. // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 4.

Евсеенкова Ю.В., Дмитриева Н.В. Опыт исследования феномена отцовства в рамках групповой работы. // Семейная психология и семейная терапия, 2004. - №4. - С. 55-69

Жукова В.П., Середа И.Н. Некоторые особенности отцовства в английской семье. Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2011 года. - СПб.: Изд-во СПбГИПСР, 2011. - С. 391.

Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: // Уч. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 214с.

Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и поло-ролевую идентичность подростков. // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. с. 15-26.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пособие. / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2006. - 196с.

Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие. М; 2008.

Клюева Н.В. Психология и семья: диагностика, консультации, тренинг. / Н.В. Клюева - Ярославль: Академия развития, 2001. - 216с.

Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия. / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: СПб ГИПиСР. - 2005.

Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт. // Педагогика. - 2005. - № 9.

Коркина Н.А. Отцовство в современной семье. // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях. - Ч.1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2003. - С. 63.

Кулькова Е.Я. Изучение особенностей родительско-детских отношений в семье. / Психолого - социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2011 года. - СПб.: Изд-во СПбГИПСР, 2011. - С. 93.

Кулькова Е.Я. Маркелова А.В. Психолого-социальная помощь молодым супругам в подготовке к родительству. // Бюллетень научной программы Фонда модернизации и развития «Общество». М.: Вып. - №2, - 2007. - С. 199-248.

Кулькова Е.Я. Психолого-социальные особенности взаимоотношений супругов в период ожидания и рождения первого ребёнка. // Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции. / Под общ. ред. к. пс. н. В.Ф. Дубяги. - М.: Фонд «Общество», 2007. - С. 125 - 130.

Кулькова Е.Я., Ковалёва Ю.Н. Конфликтогенны - фактор супружеских конфликтов в молодой семье. / Психолого - социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2011 года. - СПб.: Изд-во СПбГИПСР, 2011. - С. 96

Кучукова Н.Ю. Социальная работа с неблагополучными и проблемными семьями. // Социальная работа как служение. История, современные практики, перспективные направления: хрестоматия / сост.: И.В. Астэр, Н.Ю. Кучукова, Г.Г. Судакова. - СПб.: Изд-во СПбГИПСР, 2011. - С.148.

Лавренова Г.В., Лавренов Ю.В. Мать и дитя. Энциклопедия развития ребенка. (Мамина школа) - СПб.: «Нева», 2004 - 196с.

Лезова Л.В. На первом месте - семья и дети. / Л.В. Лезова. // Социальное обеспечение. - 2002. - №12. - С. 20-26

Лосева В.К., Луньков А.И. Работа любви, или стадии развития брачно-семейных отношений // Семейная психология и семейная терапия. - М., 1998. - № 4. - С. 34-36.

Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопросы психологии, 2000 - №5. - С.18-27.

Минюрова С.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства. / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева //Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 63 - 76.

Молодым родителям. / Сборник под ред. М.Я. Студеникина. Изд. 3-е. - М.: Медицина, 1996. - 242с.

Морозова И.С., Суханова К.Н. Модели родительского отношения и гендерные различия в его структуре. // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях. - Ч.1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2003. - С. 41-46.

Науменко А.С., Адмиральская И.С. Поддержка отцовства: программа - минимум Конференция «Семья и дети в современной России», 26-27 октября 2006.

Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М., Московский психолого-социальный институт, 2009. - 423с.

Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. / Пер. с болг. - М., 1999. 175с.

Популярная психология для родителей. / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Я. Карповой. - М., 1998. - 253с.

Пэрну Л. Я жду ребёнка. / Пер. с фр. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1999. - 268с.

Райгородский Д.Я. Психология семьи. - Самара: «Бахрах-М», 2002. - С. 384 - 400.

Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка. / Под науч. ред. В.С. Коваленко. - СПб.: Вертикаль, 2006. - 186с.

Сараева А.А. Семья, в которой рождается личность. // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях. - Ч.1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2003.

Скрыбченко М.А. Психологические аспекты роли отца в социализации ребенка.- М.: Академия, 2007.

Соколова Г.И. Возрождение народных традиций в воспитательной практике семейной педагогики. // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2011 года. - СПб.: Изд-во СПбГИПСР, 2011. - 684с.

Сосновская Н. Нужно ли общаться с малышом до его рождения. // 9 месяцев. - №4. - 2006. - С.35.

Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Просвещение, 1996. - 160с.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. / Под ред. А.С. Спиваковской - М.: Академия, 2000 - 368с.

Спок Б. Ребёнок и уход за ним / Пер. с англ. А. Кабалкина. - М.: Эксмо, 2002. -318с.

Тюрина Э.И. Современные направления социальной работы с семьёй. Монография. // Под ред. С.С. Лебедевой и С.М. Безух Социальная направленность культурно-оздоровительной деятельности. СПб: история и современность. СПб., 2011. - С. 86-93.

Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. Технологии социальной работы с семьёй и детьми. // М.: «Академия» совместно с издательством «Московские учебники» - 2011. - 288с.

Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240с.

Филиппова Г.Г. Ребенок для родителей и родители для ребенка. // Семья и школа. 2001. №7 - С. 78.

Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учеб. пособ. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2007. - 212с.

Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Р-н/Д., 2004.

Черников А.В. Современный ребенок. // Энциклопедия взаимопонимания. / Под ред. А.Я. Варги М.: ОГИ; Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2006.

Черняк, Е.М. Семьеведение: учебное пособие / Е.М. Черняк. - М.: Дашков и К, 2009. - 320с.

Чичерина Н.А. Некоторые вопросы построения современной системы психологической поддержки будущих родителей. // Сборник «Пренатальная психология». М., 2003.

Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие / Л.Б.Шнейдер. - 5-е изд. - М.: Академический проект; Киров: Константа, 2011. - 736с.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2009. - 656с.

Энциклопедия молодой женщины. / Пер. с чешск. - М.: Прогресс, 1992. - 359с.

Эпштейн М.Н. Отцовство: метафизический дневник. - СПб.: Алетейя, 2003. - 248с.

Похожие работы на - Психолого-социальная помощь молодой семье в период ожидания и рождения ребёнка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!