История среднего царства Египта

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,16 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История среднего царства Египта

Введение

Собственно Средним царством принято считать эпоху единого египетского государства, воссозданного на развалинах Древнего царства в самом конце III тысячелетия до н.э. выходцами из южного верхнеегипетского Фиванского нома - последними царями XI династии, а затем упроченного фараонами следующей, XII династии, двухсотлетнее правление которых явилось временем расцвета и быстрого упадка. Но между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный, охватывающий предположительно почти четверть тысячелетия так называемый I-ый Переходный период - период раздробленности и больших социальных потрясений, время ожесточенной внутренней борьбы за новое объединение страны. Именно здесь, по-видимому, нужно искать уроки существенных отличий среднеегипетского государства от минувшей эпохи Древнего царства [9].

Распад Египта на отдельные номы угрожал гибелью Египетскому государству. Ослабление центральной власти привело к прекращению завоевательной политики и внешней торговли, столь необходимых для развития рабовладельческого хозяйства. В условиях упадка единой государственности стала постепенно разрушаться оросительная сеть, что сильно вредило сельскому хозяйству [3. c.175].

Внутренним упадком Египта воспользовались соседние племена ливийцев на западе и кочевников на востоке, которые опустошали Дельту. Подл азиат,-говорил тот же Ахтой,- плохо место, в котором он живет,- бедно оно водой, трудно из-за множества деревьев, дороги тяжелы из-за гор. Не сидит он на одном месте. Однако необходимость ликвидации тяжелой разрухи ставила перед господствующим классом Египта проблему восстановления сильного египетского государства.

Цель настоящей работы изучить эпоху Среднего царства. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

·рассмотреть государственно-политическую структуру среднеегипетского царства;

·охарактеризовать социальную структуру и социальные отношения;

·изучить хозяйственную систему;

·выяснить обстоятельства, приведшие к расцвету Египта в Эпоху Среднего царства и охарактеризовать ее, выяснить причины кризиса и развала Среднего царства, покорения страны гиксосами.

история среднее царство египет

1.Источники и историография

Историография

До начала XIX в. исследованием истории и культуры Древнего Египта практически не занимались. Европейские ученые располагали отрывочными и скудными сведениями, сохранившимися в произведениях античных авторов (в первую очередь Геродота), в книгах Ветхого Завета Библии, по которым было невозможно составить себе Цельное представление о древнеегипетской Истории и культуре. К тому же Египет, ютящийся в течение многих столетий властью местных династий мамелюков, труднодоступен для европейских учёных. Была забыта и письменность древних египтян.

Следует еще при начале описания источниковой и литературной базы сказать, что исследование проблемы курсовой работы тесным образом связано с археологическими исследованиями этнокультурных памятников древнего Египта. Которые дают чаще всего не полные, но бесценные сведения. Археологический материал многими годами накаплевался , анализировался и сопоставлялся с письменными источниками.

Большое значение в европейской историогрфии начала XX в. приобрел труд русского египтолога Б.А. Тураева Д. Ж. Брестеда «История Древнего Египта» Б.А. Тураев дал один из ее лучших очерков в европейской историографии, поскольку решающим фактором исторического развития считал особенности духовного развития, в частности религии. Новый этап в развитии египтологических исследований начался с 20-х годов XX в. В европейской науке происходит переосмысление роли и места египетской цивилизации в древней истории классического Востока. Если ранее роль Египта переоценивалась, то теперь постепенно распространяется концепция относительного равноправия отдельных крупных цивилизаций, будь то античная, египетская, вавилонская или индийская. Именно с этих позиций дана характеристика египетской цивилизации в одной из самых подробных всемирных историй межвоенного периода. В работе Д.Брестеда Б.Тураева достаточно актуально решаются проблемы в период Среднего царства. Важной заслугой Б.А. Тураева явилось создание школы отечественных египтологов, которые развернули свою деятельность в 20-30-х годах.

Учеником Б А Тураева был В.В. Струве, который стал одним из основателей школы советских египтологов, исследующих историю и культуру Древнего Египта с позиций марксистского мировоззрения. Рассматривая Древний Египет как органическую часть Древнего Востока, отечественные египтологи понимают древнеегипетское общество как рабовладельческое, но в особых, отличных от античности формах. Решающим Фактором в эволюции древнеегипетского оощества и государства является развитие производительных сил, экономика и социальная структура общества рассматриваются как фундамент, основа, определившая особенности государственной организации, культуры и идеологии. Большое внимание уделяется анализу общих черт и вместе с тем глубокому своеобразию в развитии Египта и других древневосточных обществ.

В работах учеников В.В. Струве, Б.А. Тураева, В.И. Авдиева, М.А. Коростовцева, была тщательно разработана и усовершенствована теория становления и развитие госсударственности Среднего царства. Вместе с тем продолжалось изучение древнеегипетской государственности и культуры. Блестящие исследования Ю.Я. Перепелкина о религиозно-политической реформе Эхнатона, М.А. Коростовцева о древнеегипетской религии, Н.С. Петровского в области египетского языка и их учеников касаются традиционных для египтологии научных проблем и свидетельствуют о крупных достижениях русской школы египтологии, о ее значительном вкладе в развитие мировой науки.

Также стоит отметить труды советских учёных О.Д.Берлев, Х. А.Кинк,

В своих работах («Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства»

И «Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства») Берлев уделяет огромное внимание социально-общественному строю и социальной структуре Египта в эпоху «Среднего царства».

Х. А.Кинк посвятил себя изучению значения религии в Древнем Египте, влияние религии на остальные сферы жизни в Египте.

Источники

В данной работе в основном использовались методы анализа письменныех источников: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др. Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники.

Для данного периода сохранилось не очень большое количество источников. Но все же существует небольшое количество документов, посланий, изречений, поучений и др.

Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара

Перевод выполнен С наиболее полного сохранившегося текста - папируса № 1116а, который храниться в Государственном Эрмитаже. Поучение датируется XXII в. до н.э. Переписан с подленика в период правления XVIII - XIX династий.

Надпись Хусебека

Стела Хусебека найдена в Эль Араба ( в настояще время находится в Манчестерском музее). Хусебек, родившийся при фараоне XII династии Аменемхете II (1936 - 1904 гг. до н.э.), жил при преемниках Сенусерте II (1904 - 1888 гг. до н.э.) и Сенусерте III (1888 - 1850 гг. до н.э.).

Поучение Ахтоя, Сына Дуауфа, своему сыну Пиопи

Поучение, написанное во времена Среднего царства, дошло в списках иератических папирусов эпохи Нового царства времени XIX и XX династий. Папирусы эти храняться в Британском музее.

Пророчество Неферти

Пророчество записано на лицевой стороне иератического папируса, хранящегося в Государственном Эрмитаже (№1116 В). Это сравнителоьно поздня копия (XV в. до н.э.) произведения, созданного в конце эпохи Среднего царства.

Минефон, завоевание Египта гиксосами

Фрагмент из несохранившейся истории Египта Египтеака египетского жреца Манефона, жившего в конце IV - начале III в. до н.э., сохранен в труде иудейского историка Иосифа флавия (37 г. до н.э. - 98 г. н.э.) Против Аппиона.

Борьба с гиксосами: Табличка Карнарвона.

Табличка найдена во время раскопок в Фиванском некрополе, проводимых археологом Г. Картером на средства лорда Г. Карнарвона в 1907-1912г.г.

На ней скорописью записан текст. С него копировались надписи на стелах, установленных фарооном Камосом ( начало XVI в. до н. э. ), обломки которых были обнаружены в 1936г.

2. Первый переходный период.Борьба Гераклеополя и Фив

Первый крупный кризис в истории древнеегипетской цивилизации достаточно подробно описан в политическом сочинении местного царя Ахтоя, который правил в Гераклеополе (X династия, XXII - XXI вв. до н.э.). По жанру это наставление или поучение его сыну и наследнику. Стела времени Первого распада Египта (XXIII-ХХ1 вв. до н. э.), обнаруженная в Гебелейне (по некоторым данным, в-Риза-кате), датируется скорее всего XXII в. до н. э. В настоящее время хранится в Каирском музее [7.c 30].Распад единого государства, стремление номов к экономической и политической обособленности, их соперничество и борьба друг с другом пагубно отразились на всей экономической структуре страны, на единой ирригационной системе - основе хозяйственного благополучия Египта. Внутренняя борьба усугубляет и без того тяжелое положение Египта - гибель и разорение несут с собой непрекращающиеся раздоры между враждующими номами. И не случайно памятники времени эфемерных VII-Х династий полны сведений о годах страшного голода, о пашнях, превратившихся в болота и непроходимые заросли, о пустующих полях, которые некому обрабатывать, так как обезлюдели богатые и процветающие области страны. Естественно, что в такой обстановке нельзя исключить и серьезных социальных выступлений трудящегося населения страны, испытывавшего, без сомнения, наибольшие тяготы и лишения. Смутные намеки на волнения низов египетского общества зафиксированы во многих документальных и литературных источниках той поры. Большой, сильно поврежденный папирус, находящийся сейчас в Лейдене, сохранил страстный призыв некоего Ипувера - возможно, близкого к правящим кругам северной части страны, - к восстановлению прежних порядков в Египте, к воссозданию единого египетского государства. В поэтической форме Ипувер взволнованно и ярко рисует, пожалуй, преднамеренно преувеличенную картину бедствий разъединенной страны, где господствуют всеобщая вражда и озлобление, грабежи и убийства, где царят запустение и голод, где люди едят траву и запивают ее водой, питаются тем, чем раньше кормили свиней (имели место даже случаи людоедства). Рассказчик-поэт скорбит о разрушенных городах и разоренных номах, поверженных дворцах и оскверненных гробницах, печалится о прекращении исконных торговых связей с Восточным Средиземноморьем (уже нет кедра даже для саркофагов благородных людей!) и о нарушенных внутренних отношениях: охваченный смутой Юг не шлет на Север, как обычно, зерно и изделия ремесленников, плоды и благовонные масла, и жители окрестных оазисов не спускаются больше в Египет со своими дарами. Негодует Ипувер, видя, как варвары - азиаты и ливийцы, - воспользовавшись слабостью Египта, вторгаются в незащищенную Дельту и опустошают ее. Но больше всего беспокоит его широкое восстание народа, современником которого был он сам или воспоминания о котором были еще живы. Страна перевернулась, подобно гончарному кругу, вещает Ипувер. Бедняки стали богатыми, а имущие - бедняками, тот, кто не имел хлеба, стал собственником закромов, кто не имел упряжки, стал владельцем стада, у кого не было даже лодки, стал владельцем судов, у кого не было хижины, стал владельцем дома, тот, кто ткал не для себя, одет в тонкие полотна, знатные же люди - в лохмотьях, кто не был в состоянии сделать себе гроб, стал владельцем усыпальницы, тела же прежних владельцев гробниц выброшены в пустыню.

РЕЧЕНИЯ ИПУСЕР

Лучшая земля в руках банд. Человек поэтому идет пахать со своим щитом. Воистину: кроткие говорят: «[Человек свирепый] лицом стал повсюду. Нет нигде человека вчерашнего дня». Воистину: грабитель повсюду. Раб с похищенным будет находить их. Воистину: Нил орошает, никто не пашет для него. Каждый человек говорит: «Мы не понимаем, что происходит в стране». Воистину: женщины бесплодны, не беременеют. Не творит больше Хнум * из-за состояния страны. Воистину: простолюдины сделались владельцами драгоценностей.

Тот, который не мог изготовить себе [даже сандалии], стал теперь собственником богатств. Воистину: сердца его рабов скорбны; не разделяют вельможи с людьми своими [их] радости. Воистину: сердце людей жестоко. Мор по всей стране. Кровь повсюду. Не удаляется смерть. Пелены [мертвого] вопиют еще до приближения к ним 4. Воистину: многие трупы погребены в потоке [в Ниле]. Река [превратилась] в гробницу, [а] местом для бальзамирования сделалась река. Воистину: благородные в горе, простолюдины же в радости. Каждый город говорит: «Да будем бить мы сильных [имущих] среди нас». Воистину: люди стали подобны птицам, ищущим падаль.

"[рязь по всей стране. Нет человека, одеяние которого было бы

в это время. Воистину: земля перевернулась, подобно гон-

у кругу. Разбойник [стал] владельцем; богатств: [богач]

>атился1 в грабителя. Воистину: сильные сердцем [стали

ш] птицам [из-за страха]. Неджес [скорбит]: «как ужасно

Что мне делать?» Воистину: поток в крови, [если] люди

из него, они отталкиваются [вкусом] человека и они жаждут

й] воды. Воистину: ворота, колонны п простенки сожжены и

[дашь] стены царского дворца стоят сохранившиеся Воистину

корабль юга охвачен смутой. Города разрушены. Юг превратился в пустыню…

Смотрите: огонь поднялся высоко; пламя его исходит от врагов страны. Смотрите: свершились дела, которые никогда, [казалось], не могли свершиться. Царь захвачен бедными людьми. Смотрите: погребенный соколом [царь], он лежит на [простых] носилках. То, что скрывала пирамида, то стоит теперь пустым [гробница царя]. Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона. Смотрите: приступили люди к мятежу против урея, [глаза] Ра , умиротворяющего Обе Земли. Смотрите: сокровенное страны, границы которой не знали, стало всем известно. Столица, она разрушена в один час. Смотрите: Египет [сам] начал лить воду[2.c.43,45].

Страна была полностью дезорганизована. Власть в Мемфисе была захвачена на короткое время олигархией, на которую, быть может, следует смотреть, как на попытку создать коалиционное правительство[8.c.145].

Необходимо было политическое воссоединение страны, Естественно, что в наиболее значительных областях Египта начинается борьба за восстановление государственного единства. Наиболее крупными объединительными центрами были на севере Гераклеополь, а на юге - Фивы. Хозяйственная разруха и голод вызывали недовольство народных масс, которое прорывалось в протестах и даже открытых восстаниях беднейшей части египетского населения. Попытка нового объединения исходит от правителей IX гераклеопольской династии. В списке царей Туринского паируса папируса "именно перед IX династией. Сам факт возвышения Гераклеополя, Центра XX верхнеегипетского нома, расположенного в северной части Среднего Египта, около входа в Фаюмское озеро, свидетельствует о силе местных правителей. Родоначальником IX династии был Ахтой, которого Манефон характерезует как невероятно жёсткого правителя [5.c28].

Гераклеопольский царь Ахтой пишет «[не будь] мягким в случае нападения. Наказывай ... их за слова всякие. Это начало [мятежа] Увеличиваются мятежники... Если говорят, доложи ... Делит он ... подчинённых.... молодых в отряды... многочисленны они перед тобой... Знаешь ты, что его подчиненные любят его... Владыка племени кочевников бедуинов... прикажи [доставить] его к тебе.. Вредный человек - это подстрекатель. Уничтожь его, убей... сотри имя его 3, [погуби] сторонников его. Его подчиненные любят его. Мятежник для горожан - это смута, так как он создает из подданных два отряда молодых воинов. Если ты обнаружишь горожанина и дела его известны тебе, сообщи о нем придворным, и они уничтожат его - он враг. Вредный человек для города - это подстрекатель. Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее. Не возвышай [человека] враждебного. Тот, кто беден,- он враг. Будь враждебен к бедняку. [Он дает] разъяриться толпе, помещенной в рабочие дома…

Уважай твоих вельмож, охраняй твоих людей. Укрепляй твои границы и твои округа. Хорбшо творить для будущего. Благословляй [человека], живущего с открытым лицом, так как доверчивость хуже, чем несчастье. Пусть пройдет время твоей жизни в твоей добродетели, и несчастный полюбит землю, на которой он живет. Не имеющий вещей жаден к тому, что есть у других. Проходит жизнь па земле, ие долга она. Процветает, тот, кто оставляет о себе память 6, так как нет праведности ни для миллионов людей, ни для владыки Обеих Земель. Праведный живет вечно7, избегает смерти тот, кто идет вместе с Осирисом подобно свободному...

Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается. Не .говорит бедняк правды. Несправедлив говорящий: «О, если б я имел». Пристрастен он к тому, кто владыка подаяний его.

Велик царь своими вельможами. Могуч-царь владыка, велик он богатством своих вельмож [3.c 32].

Новая линия царей значится у Манефона, как IX и X династии. Ее цари были все еще слишком слабы, чтобы оставить после себя какие-либо прочные памятники; нигде не сохранилось отчетов, современных этой фамилии, исключая период последних трех поколений, когда могущественные номархи Сиута имели возможность высекать гробницы в скалах, где они, к счастью, оставили отчеты об активной и успешной деятельности своей фамилии. Эти отчеты дают нам некоторое представление о состоянии страны в момент восстановления порядка гераклеополь-цами, а именно знать Сиута говорит о своих собственных владениях: «Каждый чиновник находился на своем посту; не было ни одного сражавшегося, ни одного пускавшего стрелу. Ребенка не убивали возле его матери и гражданина возле его жены. Не было злоумышленника... и никого, кто совершал бы насилие против его дома... Когда наступала ночь, спавший на дороге воздавал мне хвалу, ибо он был как у себя дома; страх перед моими солдатами был его защитой».

Сиутские номархи поддерживали самые тесные связи с царским домом в Гераклеополе[8.c.147].

Изначально город Фивы был глухой провинциальный город, рядом с которым находился Гермонт, резиденция фамилии номархов, Иниотефов и Ментухотепов.

В будущем Фиванском номе (IV ном Верхнего Египта) было еще три поселения: древнее Джарти, современный Тод, - на некотором расстоянии от реки, на восточном берегу; древнее Маду, современный Меда-муд, также на восточном берегу; древнее Иуни, более полно Иуни-Монту, т. е. Иуни бога Монту (Иуни было созвучно с древним названием Гелиополя - библейск. Он), современный Армант, в 13 км к югу от Луксора, на западном берегу Нила 12. На территории этих трех поселений и Фив местным богом был Монту. Изображался он антропоморфным, с головой сокола (по-видимому, какая-то разновидность общеегипетского соколиного бога Хора). В Гермонте с ним была сопряжена богиня Чененет, а также богиня Иунит, что значит «гермопольская». Иногда она называется Раттауи; имя образовано искусственно: первая его часть - «Рат» - форма женского рода имени бога солнца Ра, «тауи» значит «Обеих Земель» (т. е. Верхнего и Нижнего Египта). Этот .эпитет богини, как и египетское название Арманта, созвучное с египетским названием Гелиополя, свидетельствует о несомненном влиянии воззрений Гелиополя на Армант. Имя бога сохранилось в коптском названии города - Гермонт. XI династия, несомненно, была тесно связана с Армантом, так как трое из ее фараонов носят теофорное имя Ментухотеп (Менту-Монту) [1. c. 28].

Фивы заняли первенствующее положение на юге, и их номарх Иниотеф был «хранителем Врат Юга»; Юг держася сплочённо.

Иниотеф смог поднять восстание, набрав войска по всей стране, от порогов до Фив, по меньшей мерс, на севере. Он и его преемники в конце концов освободили южную конфедерацию от власти Герак-леополя и основали независимое1 царство с Фивами во главе. Иниотеф впоследствии почитался родоначальником фиванской линии, и монархи Среднего царства помещают его изображение в фиванском храме среди почитавшихся там статуй их царственных предков[8. c. 148.].

Номарх Иниотеф имел своим преемником (непосредственным или нет, неизвестно) другого Иниотефа, который первым из числа фиванцев присвоил себе царские почести и титулы, став, таким образом, первым царем фиванской династии Иниотефом I[8. c. 149].

Часть Фив, раскинувшаяся на западном берегу реки,- город мертвых. В долине длинной вереницей параллельно реке тянутся поминальные храмы правителей Египта. Своим великолепием и размерами некоторые из них могли соперничать с городскими храмами, расположенными на восточном берегу. Далее к западу от них в невысоких горах скрыт некрополь, состоящий из скальных гробниц [4].

Возвышение Фив с утверждением XI династии было следствием усиления центростремительных сил, проявившихся в египетском обществе после долгих лет междоусобной войны и распада централизованной монархии Древнего царства [2.c 86].

Долгая и упорная борьба за объединение развернулась между X гераклеопольской и XI фиванской династиями. Первое крупное столкновение где-то у Абидоса окончилось пораженим Фив.

В дальнейшем Абидос дважды переходил из рук в руки.

После последовательного правления пяти Ментухотепов XI династия была смещена новой сильной фиванской фамилией с Аменемхетом во главе. Новый Аменемхет смог свергнуть последнего представителя XI династии и занять престол как первый царь XII династии.

. Государственно-политическая структура

Социальные отношения

Длительная и жестокая борьба, в которой принимали участие все социальные группы и классы древнеегипетского общества, окончилась победой XI фиванской династии и объединением страны. Эта победа знаменовала собой усиление центральной власти, распространение ее на весь Египет в ущерб самостоятельности местной знати. Усиливается и экономическая мощь царя. О последнем свидетельствуют Многочисленные экспедиции в далекие каменоломни и начавшееся большое строительство в общегосударственном масштабе. Интересен в этом отношении один из знаменитейших памятников египетской архитектуры - заупокойный храм в западной части Фив, постройка которого была завершена Небхепетра Ментухотепом. Храм представляет собой соединение заупокойного храма, скальной гробницы и пирамиды. Этот памятник архитектурно хорошо сражает определенную политическую концепцию начала Среднего царства: сочетание местной власти правителей с претензией на самодержавие царей Древнего царства.

Первейшей задачей при исследовании социально-экономического строя древнего Египта должно быть, вне всякого сомнения, изучение социального положения основных производителей материальных благ - фундамента и основы древнеегипетского общества. Прежде всего необходимо выявить эту основную категорию производителей и определить ее положение в обществе, ее соотношение с другими, соседствующими социальными категориями.

По сравнению со староегипетским среднеегипетский материал по bmww njswt может показаться просто богатым, тогда как на деле и для этой эпохи он очень отрывочен и скуден. Несмотря на довольно частые изображения и перечисления челяди в это время, bmww njswt изображаются и упоминаются так редко, что в таких крупнейших собраниях древностей,. как Каирский, Британский и Берлинский музеи, нет ни одного-бесспорного примера этого термина (имеются в виду изданные каталоги этих музеев). Такое положение возможно как: в том случае, если bmww njswt не входили в челядь, а следовательно, и в хозяйство частных лиц, и лишь иногда, временами, оказывались в такое хозяйство втянутыми, так и в, том случае, если bmww njswt как раз и составляли челядь. частных лиц.

Мюнхенская стела. заставляет еще более укрепиться во мнении, что bmww njswt находятся в собственности частных лиц. На ней «bmw njswt s'nbw-nmtj» изображен сбоку вместе с четырьмя «hmwt>. Вся эта группа несет яства господину и служит лишь придатком изображенных в нижней полосе главного пояса стелы процессий челяди. Процессий две: слева - мужская, справа - женская. Совершенно ясно, что обе процессии и придаток сбоку стелы - одно целое и пояснение к одному из трех элементов имеет отношение ко всем. Над мужской процессией стоят слова n] dt.f, сами по себе бессмысленные, но становящиеся весьма содержательными, если их связывать с конкретными титулами, выписанными при каждой из изображенных фигурок: «земледельцы, пивовар, прачечник, чашник от собственности его». Нет сомнения, что эта же надпись относится и к женщинам, и к боковой стороне стелы, но, конечно, в сочетании с женскими титулами предполагается приведение этого пояснения в согласие с родом управляющего существительного: njt-dt.f. Таким образом, определенно bmw njswt оказывается «собственностью» частного лица, «собственностью», разумеется, особого рода, в древнеегипетском понимании этой категории , «но все-таки «собственностью». Гробница znt. Как ни редки bmww njswt на стелах, еще реже встречаются они в гробницах. Даже в таких щедрых на изображения челядинцев и пояснения к ним гробницах,. как бенихасанские усыпальницы Аменемхэ и Хнемхотпа II, нет и намека на hmww njswt. В гробнице znt bmw njswt только упоминается в разговоре [10.c.11,12]

Рассмотрение нестандартных обозначений рабочей силы в частном хозяйстве мы начнем словом rmt (люди), в узком значении «люди» того или иного лица, его имущество. Это слово, кажется, было особенно употребительным в пору так называемого I переходного периода, насколько об этом можно судить по не столь уж многочисленным надписям того времени. «Люди» как чье-либо богатство. В тревожную пору правления манефоновских VII-X династий и значительную часть царствования XI придворная или административная карьеры совершенно утратили в глазах египтян свою привлекательность. На первый план в думах и чаяниях людей той поры и, стало быть, и в надгробной автобиографии той эпохи, выражающей эти думы и чаяния, выступает личное экономическое благополучие. Надгробная автобиография в пору смут сплошь и рядом представляет собой имущественный инвентарь, богатства, которые автору надписи удалось приобрести за время его жизни. Разумеется, первое место в подобных инвентарях занимают «люди», источник всякого богатства. Слово «люди» употреблено hb-jb как синоним dt (ndt), но, делая упор на «множество», автор надписи, по существу, приравнивает слово «люди» к mrjjt (челядь = Ьт\у\у njswt).

Надпись jmj-r; prw (домоправитель, начальник отделения царского хозяйства) sn-nds.wj из Нитенторе.

«Люди» как средство обеспечения заупокойного культа. Лишь в трех надписях эпохи Среднего царства говорится об обеспечении службы в гробнице людьми. Древнейшая относится к царствованию Ментхотпа I, две другие - ко времени XII династии, к царствованиям Сенвосре I и II.в Среднем царстве.

Свидетельство документов.

К сожалению, существует очень мало таких документов, которые упоминали бы hmwt. Среди них наибольший интерес представляет берлинский папирус 10470. Папирус содержит документацию на предмет передачи «snbt, дочери sn-nj-mwt, bmt от собственности людей города Иэба» городу. Обстоятельства дела неясны, но ход его можно представить себе достаточно точно. Один из людей Иэба из числа владельцев hmt выступает как лицо, представляющее город, требуя у хозяев bmt ее передачи ему для города. Это требование, должным порядком оформленное, доходит до «палаты верховного сановника», которая санкционирует действие «в согласии с владыками ее». «Владыки» согласились передать brut городу, что и было нотариально оформлено в местном суде.

Разумеется, «люди Иэба» не составляют население этого города, а имеется в виду только известное число горожан, впрочем немалое, поскольку город имеет дело с несколькими доверенными лицами' владельцев bmt. Характер этой общности неясен. Далее, интересно свидетельство документа о том, что bmt передается городу вместе с ее sp;t. Это слово означает «ком», «область», «поле», а в данном случае едва ли обозначает что-либо иное, как земельный участок, которым на тех или иных правах располагает bmt. Если это так (а едва ли это может быть иначе), то важно отметить, что bmt не отделяют от земли.

Принимая во внимание свидетельство списков о том, что bmwt и bmww njswt составляют один слой, и учитывая в то же время выводы, сделанные в предыдущей главе, о том, что слово bmw в среднеегипетском языке употребляется как сокращение термина bmw njswt, мы вправе говорить о слое bmww в египетском обществе эпохи Среднего царства.

Интересно отметить два обстоятельства, связанных со списком snb.tj.sj. bmww njswt и hmwt в списке именуются только взрослые люди, во всяком случае достаточно взрослые,, чтобы их можно было пристроить к какому-либо делу. Малолетние дети bmww именуются «сыновьями» или «дочерьми» той или иной hmt. Такие указания можно было бы понять как пояснения родственных отношений среди челяди, но между взрослыми этот список никакого родства не указывает, хотя более чем вероятно, что среди сотни человек были и связанные узами родства или брака. Похоже на то, что малолетние дети bmww, еще не имеющие определенных обязанностей, не назывались bmww njswt/hmwt. В этом плане понятна брань, которая достается попрошайке-мальчишке в sn'w жены верховного сановника.

Свидетельство литературных памятников.

Заметим, что hmwt вошли в литературу, но от египетской литературы до нас дошло так мало, что мы можем воспользоваться для интересующего нас вопроса только «Поучением Птаххотпа» и «Речением Эпвера». Птаххотп, говоря о силе слова, упоминает и bmwt: «хорошее слово дороже (букв.: „более скрыто", т. е. „его труднее достать"), чем смарагд, и все же его можно найти у bmt (.стоящей) за жерновом». Птаххотп показывает нам характернейшее занятие hmwt - размалывание зерн. Но его свидетельство интересно еще и как обобщение. Он говорит о hmww как о низшем социальном слое общества, пес plus ultra невежества. И все же и здесь, на дне египетского социального мира, может проявиться талант, врожденный дар. Между прочим, приведенные слова Птаххотпа выражают идею «Повести о красноречивом жителе оазиса». Замечательный дар красноречия оказался у человека, живущего в дикой степи за пределами Египта, занятого нелегким и опасным трудом охотника, ловца птиц и собирателя лекарственных трав.

Уделяет внимание bmwt и Элвер. «Стал дитя госпожи его (т. е. супруги знатного человека) сыном bmt его»,-восклицает он, описывая потрясения своего тревожного времени. Рожденный знатной женщиной расценивается теперь как потомственный bmw. Но нам важно еще и убедиться в данном случае в том, что наименование «сын» или «дочь bmt» было терминологическим для описания положения детей из слоя hmww. Более того, для этого возраста египетская социальная терминология и не знала никакого другого обозначения. Нельзя было сказать, что ребенок стал hmw. Это, как: видно, можно было сказать только о юноше или мужчине. «Сын bint» -вот что подходило для него вполне.В описание длительной усобицы Эпвер включает и такой штрих: «hmwt всякие дерзки, а когда говорят их госпожи. тяжело это для невольников[10.c.49-50].

Свидетельство гробниц. Очень редко вспоминают hmwt и создатели изображений в гробницах. Большая площадь стен позволяла представить челядь подробно и обстоятельно. Пояснения к таким изображениям сами весьма обстоятельны. Здесь не место таким общим само собой разумеющимся обозначениям, как hmt и hmw njswt. Напротив, на маленьких стелах, на которых челядь изображается очень суммарно (зачастую всего одна-две фигуры, символизирующие бесчисленную челядь), обобщающие социальные названия употребляются более охотно [10.c.50].

Свидетельство жизнеописаний. Исключительно важные «сведения о hmwt дает недавно изданный памятник в Лувре, сохранивший своеобразное жизнеописание некоего jrnj-г; ms'w -(военачальник) jmnjj-snbw, жившего во времена XIII дин.

Хозяин памятника - настоящий вельможа, и это следует, разумеется, не из должности его - «военачальник», а из того, что он приближен к царю. Свою должность он совмещает с другой: jmj-r; m;w n] smsj njswt (начальник своры царской свиты, букв.: «начальник своры сопровождения царского»). С любимыми животными царя он себя и изображает на одной из стенок памятника: это собаки и обезьяны (павианы и. пр.). Наш перевод слова m;w, детерминированного знаком «обезьяна», словом «свора», конечно, условен, но приходится им пользоваться за неимением лучшего.

Заведующий царскими животными, с которыми царь не лиог расстаться даже во время погздок по стране, несомненно, должен был быть в большой милости у царя, и, изображая себя с ними, jmnjj-snbw показывал себя, так сказать, в апогее славы.

Прославив себя таким образом, jmnjj-snbw попытался еще больше возвысить себя подчеркиванием своего «низкого» происхождения: этот вельможа, этот царский любимец был сыном челядинки, и если он сумел вознестись так высоко, то, следовательно, он умен, он талантлив, он удачлив, наконец.

О своей матери он сообщает, что она была 'njjt jm hmt jrj.tw rn.s nj h'st z;t-hwt-hrw ddt n.s mjj, откуда следует, что ее имя было «z;t-hwt-hrw, прозываемая mjj». Что же означают предшествующие имени слова? Непосредственно перед именем читаем: «hmt, чужеземное имя которой сделано» (таким-то, т. е. именно «z;t-hwt-hrw, прозываемая mjj»). Стало быть, мать вельможи не только hmt, но к тому же еще и чужестранка.

Что же касается начальных слов фразы, то наиболее естественное их истолкование-«живущая там» - не дает смысла и поэтому должно быть оставлено, равно как и вариант «жившая там», т. е. на чужбине, следовательно «туземка», поскольку конечный результат - «туземка» - получается лишь с натяжкой. Более того, указав египетское имя матери, jmnjj-snbw должен был не забыть и о природном, чужеземном ее имени, и его следует искать в словах 'nht jm.

Однако первое слово - 'nht - не имеет отношения к имени. Это термин из семейно-родственной сферы в среднееги-петском языке. Значение его раскрывается в известном изображении женской части семьи номарха dhwtj-htpw (XV ном Верхнего Египта). Изображены жена и дочери номарха, а среди них - «'nht, любимая им, творящая угодное ему ежедневно.

Итак, 'not входит в семью, не являясь при этом ни женой, ни дочерью, ни сестрой (термин «сестра» хорошо известен и. никак не связан с 'not) главы семьи. Она не может быть и его свойственницей, женой какого-либо из его родичей, поскольку картина представляет только близких номарху женщин. Стало быть, 'not - это «наложница» или что-то подобное.

Такую наложницу мы находим и в семье номарха wb-btpw (XIV ном), современника упомянутого номарха XV нома. В его-гробнице изображены многочисленные жены, называемые то «жена», то «домовладычица», «хозяйка»,- а также его дочь и одна 'not.

Свидетельство надгробных памятников. Чаще всего bmwt упоминаются на надгробных памятниках, в особенности на стелах. Материал этот уже настолько значителен, что простой обзор его невозможен без известной системы. Мы будем. рассматривать памятники в соответствии с типами челяди,. сохраненными нам списками bbj и snb.tj.sj <#"justify">Всестороннее комплексное исследование памятников Среднего царства позволило выявить социальный слой основных производителей материальных благ, обозначаемых самими египтянами обобщающим термином хемуу нисут - "царские хемуу". Этим термином охватывалось практически все трудящееся население страны. Царские хемуу, основной обязанностью которых была работа в рамках определенной профессии, эксплуатировались как в царском и храмовых хозяйствах, так и в хозяйствах частных лиц - людей, занимавших различные должности в центральной, номовой и храмовой администрации. Связь каждого царского хемуу с определенной профессией была характерной особенностью всего данного социального слоя, поэтому в памятниках царские хемуу выступают, как правило, в своем профессиональной обличье: это земледельцы и пастухи, садоводы и огородники, рыбаки и птицеловы - все те, кто трудится в поле, на пастбищах, в разных промыслах; это и многочисленные слуги, кравчие, танцоры, певцы, музыканты, брадобреи, учителя, т.е. люди, непосредственно обслуживающие хозяина, его родственников и приближенных в его доме, дворце. На полевых работах использовались исключительно мужчины, к домашним ремеслам привлекались и мужчины и женщины. Царские хемуу работали также в специализированном пищевом производстве - шнау и в ремесленных мастерских царского, храмовых и вельможеских хозяйств.

Царские хемуу назначались на работы в юности, причем права выборы профессии они были лишены. Каждый год от имени царской администрации в номах проводились специальные смотры, основное назначение которых состояло в распределении юношей из трудового населения страны, достигших совершеннолетия (по египетским представлениям). На эти смотры привлекались все дети царских хемуу, независимо от принадлежности их родителей к тому или иному виду хозяйств. Прежде всего на смотрах происходил отбор наиболее сильных и выносливых юношей в войско; назначались дети царских хемуу и в низшее жречество. При определении в ремесленное производство, естественно, учитывались профессиональные навыки передаваемые по наследству, поэтому сын ремесленника обычно становился тоже ремесленником. Большая часть юношей становилась земледельцами или распределялась на другие основные профессии в зависимости от производственной потребности египетского хозяйства. Назначенная принудительно, профессия являлась для большинства участников смотра пожизненной, хотя имели место и случаи перераспределения, осуществлявшегося на смотрах же: старый, немощный земледелец, например, мог быть назначен на более легкую работу привратника.

Документы Среднего царства дают возможность выявить социальное положение царских хемуу. Люди из этого слоя, составлявшего основное трудящееся население страны, были лишены собственности на орудия и средства производства, трудились в хозяйствах, которые им не принадлежали, и сами наряду с орудиями и средствами производства либо находились во владении ("собственности" - джет) отдельного должностного лица, либо принадлежали храмам или государственным (царским) учреждениям. Методы эксплуатации и материального обеспечения лиц разных профессий в царском, храмовом или частном хозяйстве были одинаковыми, поэтому сами египетские труженики не ощущали особой разницы в своем положении, работая в любом из этих хозяйств. Однако для уяснения экономической и социальной структуры египетского общества чрезвычайно существенным является то, что в личном хозяйстве связь работающих в нем царских хемуу с их непосредственным хозяином была непрочной, поскольку они наряду с землей и другим имуществом придавались своему хозяину в качестве его должностного обеспечения и, по сути дела, принадлежали не данному лицу, а его должности, поэтому в личном хозяйстве хозяин не мог распоряжаться царскими хемуу по собственному усмотрению. Известно, что и дети царских хемуу привлекались на общих основаниях на смотры, распределялись по профессиям не в то хозяйство, из которого вышли, а на сторону - в хозяйства других должностных лиц или учреждений. Следовательно, должностные лица не имели права и на потомство царских хемуу, работавших в их хозяйствах.

Другой социальной категорией зависимых людей, количественно незначительной по сравнению с царскими хемуу, были известные нам с Древнего царства баку - рабы в полном смысле этого слова. Эксплуатировались они исключительно в хозяйствах отдельных лиц. Баку являлись полной собственностью своих владельцев и поэтому исключались из общегосударственной сферы учета и распределения рабочей силы, не поступали на смотры и не распределялись на профессии от имени царской администрации. Естественно, что они не имели строго фиксированных специальных профессиональных обозначений.

В хозяйствах частных лиц, где в основных отраслях производства трудились назначенные на определенные профессии царские хемуу, баку находились при дворе своих хозяев в штате их личных слуг или же использовались на различных, часто случайных работах. Владелец баку имел право распоряжаться их судьбой по собственному усмотрению, дети баку также являлись полной собственностью хозяина. Существовал рабский рынок, где баку свободно продавались и покупались. Интересно, что вельможа, имевший в своем распоряжении часто сотни царских хемуу, считал необходимым специально отметить приобретение им одного бак. Здесь, пожалуй, наиболее ярко проявляется различие царских хемуу и баку в хозяйстве частных лиц - первыми их хозяева только владели при условии службы, вторые были их полной, безраздельной собственностью.

Порабощение какой-то части соплеменников, особенно молодежи из основного трудящегося населения, превращение их в баку, по-видимому, имело широкое распространение в период ослабления центральной власти в конце Древнего царства и в особенности в тяжелые времена I Переходного периода. При достижении нового политического единства страны с укреплением центральной власти при XII династии попытки такого порабощения пресекались ею, однако полностью ликвидировать произвол вряд ли удалось[9].

4. Хозяйственная система

Восстановление единства страны и укрепление центральной власти приводит к активизации широкого строительства, возобновлению экспедиций в каменоломни и рудники, освоению новых месторождений металлов. По-прежнему получают египтяне медь и бирюзу в горах Синая, но со времени Среднего царства известны также медные копи между Нилом и Краевым морем в Нубии. Золото теперь добывают не только к востоку от Верхнего Египта, в пустыне, но и на севере Нильской Эфиопии. Возобновляются прерванные внешние связи Египта: египтяне вновь ведут интенсивную торговлю с Восточным Средиземноморьем; основные поставки ливанского кедра в Египет осуществляются через г. Библ в Финикии. Путем обмена египтяне приобретают олово. Найденная в Египте критская посуда и египетские ремесленные изделия на Крите свидетельствуют о существовании в период Среднего царства египетско-критских торговых связей. Известно, что египетские суда по-прежнему плавали в далекий Пунт.

Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках центрального правительства людские и материальные ресурсы страны, восстановили египетскую ирригационную систему, существовавшую в эпоху Древнего царства. Однако потребности возросшего населения требовали новых земельных площадей. Поэтому центральное правительство предприняло крупные ирригационные работы в обширной и болотистой, бывшей до сих пор малопригодной для земледелия фаюмской котловине. Был прорыт магистральный канал, соединивший фаюмскую впадину с Нилом, а ранее заболачиваемое озеро стало колоссальным водохранилищем, из которого через систему дополнительных каналов орошалась окрестная территория. Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным новым городом Египта с многочисленным населением. Одним из центров оазиса стал новый город Иллахун, построенный по всем правилам градостроительного искусства, с широкими, пересекающимися под прямым углом улицами. Здесь же, у входа в Фаюмский оазис, было возведено грандиозное каменное здание с тысячами комнат, коридоров, переходов, разнообразными залами, которое греки назвали лабиринтом. Судя по всему, это был заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (ок. 1843-1798 гг. до н. э). По всей вероятности, этот храм рассматривался как своего рода символ объединенного Египта и абсолютной власти фараона, а в его залах хранились изваяния многочисленных (их насчитывают до тысячи) местных и общеегипетских божеств. Однако лабиринт не сохранился, и о нем можно судить лишь по описаниям. Чтобы обезопасить вновь освоенный район Фаюма од набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с постоянным гарнизоном.

Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие области жизненно важными центрами государства, и именно сюда, в новый город Ит-тауи (соединяющий обе земли), фараоны XII династии перенесли свою резиденцию из Фив. Введение новых освоенных площадей способствовало подъему всего сельского хозяйства: появляется более удобный плуг, облегчающий труд пахаря, выводятся новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дающих ценную шерстью.

В это время египтяне освоили бронзу − металл, который по своим качествам намного превосходит более мягкую медь. Нужно сказать, что многие народы Месопотамии, Малой Азии, Восточного Средиземноморья применяли бронзу значительно раньше египтян. Это отставание было вызвано прежде всего отсутствием в долине Нила и окружающих его странах олова, необходимого компонента для получения бронзового сплава, и известной удаленностью Египта от источников добычи олова. Из других важных достижений следует отметить появление принципиально новой отрасли − производство пастового стекла (изделия из него не выдуваются мастером через трубки, а изготовляются путем разлива расплавленной массы-пасты в специальные формы).

В эпоху XII династии фараоны смогли основательно ограничить власть номовой аристократии путем материальных подачек и раздач привилегий представителям служилых людей различных рангов.

Правители областей в своих надписях с гордостью говорят, что они имели в своем распоряжении большие стада и своевременно поставляли государству необходимое количество скота. Этим ведал специальный начальник царских стад в качестве представителя царской сокровищницы. Существовало статистическое управление - Дом подсчета крупного рогатого скота, причем особый чиновник занимал должность начальника крупного рогатого скота во всей стране. Сельское хозяйство процветало во всей стране. Египет превратился в зеленый цветущий сад. О развитии земледелия ярко свидетельствуют изображения, сохранившиеся на стенах гробниц номахов в Бене-Хасане в эль-Берше, а также подлинные сельскохозяйственные орудия и модели амбаров, найденные в Кахуне и в Саккара. Однако технический уровень оставался в общем таким же низким, как и в предшествующий период. Только появление бронзы вызвало постепенную замену примитивных каменных и медных орудий бронзовыми.[3.c.176-177].

Повышению продуктивности сельского хозяйства способствовало применение более совершенного плуга и выведение новых пород крупного рогатого скота и тонкорунных овец. Восстановление торговых отношений с Передней Азией сделало регулярным приток в страну олова, необходимого компонента для производства качественной бронзы. Это способствовало развитию ремесла. Было открыто и пастовое стеклоделие.

Основная масса сельскохозяйственной продукции стала производиться в средних по размерам имениях, крупные царские и вельможные хозяйства раздробились. Наделы здесь отдаются в обработку земледельцам при условии уплаты ими натурального налога. Создается многочисленный штат так называемых "царских людей". В него входили земледельцы, пастухи, воины, ремесленники, торговцы и др. Частные рабовладельцы начинают играть важную роль в социальных отношениях. Господствующий слой общества составляла служилая аристократия, родовитая знать, чиновники государственного аппарата, высшее жречество.

В целом фараонам XII династии удалось стабилизировать внутриполитическую обстановку в стране, возобновить традиционную внешнюю политику.

Продолжается практика грандиозного зодчества. Это заупокойный храм Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри и колоссальный по своим размерам заупокойный храм-лабиринт Аменемхета III в Фаюмском оазисе[8.c.43].

Развивавшаяся экономика позволяла не только удовлетворять нужды всего населения, но и давала значительные излишки продукции: зерна, ремесленных изделий. Но Египет нуждался в металлах, особенно в олове и серебре, в строительном дереве, столь необходимых для ремесел. Все это активизировало торговые операции, охватывающие теперь значительно больший ареал, чем в эпоху Древнего царства. Египетские торговые караваны через Дельту и Суэцкий перешеек, через палестинские и сирийские города доходят до Малой Азии и Вавилонии. Например, при раскопках палестинского города Гезер обнаружены египетские статуи из песчаника и гранита, изделия из слоновой кости, развалины египетского храма[2.c.45].

Египетские товары стали проникать и в более далекие страны. Судя по данным раскопок, некоторые города Палестины и Сирии постепенно превратились в передовые пункты египетской торговли, экономического и культурного влияния. В развалинах Гезера, расположенного к северо-западу от Иерусалима, сохранились египетские статуи из песчаника и гранита, изделия из слоновой кости, привезенные в Палестину из Египта. Эти вещи были найдены в археологическом слое времени Среднего Царства. В Сирии в развалинах Библа были обнаружены египетские изделия, относящиеся, судя по надписям, к той же эпохе. Таковы роскошные сосуды с именами фараонов Аменемхета III и Аменемхета IV. Египетский сфинкс с именем дочери царя Аменемхета II был обнаружен в другом сирийском городе, в Катне. Египетские предметы времени Среднего Царства, в частности статуэтки царевны Хнумит, обломки сфинксов с именами Аменемхета III и скульптурная группа с именем начальника города, везира, судьи Сенусерт-анх были найдены в северной Сирии, в Рас-Шамра, в развалинах столицы царства Угарит. Наконец, еще севернее, около устья Оронта, в Атчана были найдены следы проникновения египетской торговли вплоть до Северной Сирии[3.c.179].

Все больше укрепляются и связи Египта с южными странами, с Нубией и с том далекой страной Пунт, которая была расположена в восточной части Африки. В текстах Среднего Царства упоминаются племена ханебу, то есть находящиеся позади. Очевидно, так называли египтяне племена, населявшие район Эгейского моря. Существовали особые управления, ведавшие сношениями с этими северными племенами. Некоторые вельможи говорят в своих надписях о победах, одержанных над этими племенами. В Египте − в Абидосе, в Кахуне и в других местах - в слоях Среднего царства были найдены черепки типично критских сосудов. В развалинах города, построенного Сенусертом II близ его пирамиды у входа в Фаюмский оазис, были найдены черепки критских сосудов типа камарес. Египетские же предметы Среднего Царства, например бусы, скарабеи XI-XII династии были обнаружены на Крите. Наконец, в развалинах Кносского дворца на Крите найдена нижняя часть статуи сидящего египтянина с египетской надписью. Все это указывает на наличие экономических и культурных связей между Египтом и странами Эгейского моря в период Среднего Царства[4.c.74].

Однако, несмотря на довольно широкое распространение торговли, хозяйство Египта сохраняло примитивный натуральный характер. Крестьяне, входившие в состав сельской общины, платили повинности натурой, в частности отдавая долю своего дохода из первинок урожая. Бедняки принуждены были брать у богатых землевладельцев ссуды зерном[3.c.181].

Города

Развитие ремесел и торговли способствовало появлению и росту городов. Несмотря на преобладание натурального хозяйства, возникают новые города, административные и хозяйственные центры. Раскопки около Фаюмского оазиса обнаружили развалины одного из таких городов, построенного близ Эль-Лахуна при Сенусерте II. Здесь царем была воздвигнута пирамида, а вокруг нее быстро возник город, созданный по определенному плану. Всюду преобладают правильные геометрические формы, прямые улицы перекрещиваются под прямым углом; весь город окружен кирпичной стеной.

Судя по надгробным надписям, найденным на абидосском кладбище, в эту эпоху в Египте было уже много ремесленников − мастеров, изготовителей сандалий, золотых дел мастеров, медников и даже просто жителей города, как себя называют представители среднего слоя населения.

Квартал богачей в этом городе был отделен от квартала бедняков прочной стеной, а особенно массивными стенами был защищен дворец, стоявший на возвышении и, возможно, принадлежавший царю. Должно быть не совсем спокойно себя чувствовали в хоромах знатные жрецы и чиновники, окруженные массами трудового люда. Уделом бедняков и рабов были под-I невольный труд и нищета, голод нередко подкрадывался к их лачугам. Во многих надписях в ярких красках описывается голод, во время которого бедняки поедали своих детей. Об этом сказано в надписи номарха Анхтифи, об этом сообщает в своем письме и жрец Хеканахт. Всякий физический труд казался в те времена проклятием судьбы. Крестьянин и ремесленник были осуждены на тяжкий и беспросветный труд. В Поучении Хети отец предупреждает сына обо всех лишениях и испытаниях, ожидающих человека в его жизни, если он не идет по единственно легкой и почетной дороге писца и чиновника. Кузнец, каменщик, ткач, прачечник, рыбак и крестьянин должны всю жизнь тяжело трудиться. Только писец благоденствует. Смотри, нет такой работы, где бы не было надсмотрщика, за исключением работы писца, ибо писец сам надсмотрщик... ты будешь посылать многих, если будешь слушать слова старших... нет писца, лишенного пропитания от достояния царского дома. Богиня рождения дает обилие писцу, его ставит во главе суда. Благодарят бога его отец и мать - он направлен на путь жизни, В этом кратком Поучении нарисована яркая картина социальной розни и тяжелого положения бедняков и рабов, а также мелких ремесленников, живших в городах.

Наиболее бедные представители среднего слоя во время социальных движений примыкали к восставшим беднякам и рабам[3.c.189].

5.Расцвет Среднего царства при XII династии

Наибольшего экономического расцвета и политического могущества достигло Среднее царство при XII династии. Основателем ее был Аменемхет I, принявший ряд мер по укреплению единства страны. Так, он восстановил прежние границы между номами, нарушенные в предшествующий период смут, и для того, чтобы успешнее следить за северными областями, наряду с официальной столицей - Фивами сделал своей резиденцией основанную им крепость Иттауи («Владеющий обеими землями») на стыке Верхнего и Нижнего Египта. [4, c. 141]

Об Аменемхете I в одной надписи говорится, что он искоренил несправедливость, сияя, как сам бог Атум. Он восстановил то, что нашел разрушенным и то, что один город отнял у другого. Он указал городу его границы вплоть до (другого) города. Он установил их пограничные камни, как небо, зная их воды по записям проверив это по древним документам, так как он очень любил справедливость. Таким образом, на основании древних записей были снова воздвигнуты пограничные камни. В своей централизаторской деятельности фараоны опирались на слои чиновников, в частности на доверенных лиц фараона, которые составляли его ближайшее окружение. [3, c. 186]

Активизируется внешняя политика фараонов Среднего царства. Сам Аменемхет I снаряжает грабительские походы в Ливию с целью угона военнопленных и скота. При Сенусерте Ш прочно осваивается территория между первыми и вторыми порогами Нила и для охраны новой границы возводятся по обе стороны этой реки могучие крепости. При этом же фараоне был совершен победоносный поход в Палестину и усилилось египетское влияние в этой стране. [4, c. 141]

В годы правления двенадцатой династии и особенно Сенусерта III на передний план заметно выдвинулось служилое чиновничество, заместившее собой наследственную вельможную знать и даже несколько оттеснившее влиятельное жречество. Большую силу при дворе стала иметь и армия. Солдаты и их начальники за свою службу получали должностные наделы и щедрые награды. Все это способствовало укреплению власти центра, созданию эффективной администрации.

[1, c. 106-107]

Фараоны XII династии, сосредоточив в руках центрального правительства людские и материальные ресурсы страны, восстановили египетскую ирригационную систему, существовавшую в эпоху Древнего царства. Однако потребности возросшего населения требовали новых земельных площадей. Поэтому центральное правительство предприняло крупные ирригационные работы в обширной и болотистой, бывшей до сих пор малопригодной для земледелия фаюмской котловине. Был прорыт магистральный канал, соединивший фаюмскую впадину с Нилом, а ранее заболачиваемое озеро стало колоссальным водохранилищем, из которого через систему дополнительных каналов орошалась окрестная территория. Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным новым городом Египта с многочисленным населением. Одним из центров оазиса стал новый город Иллахун, построенный по всем правилам градостроительного искусства, с широкими, пересекающимися под прямым углом улицами. Здесь же, у входа в Фаюмский оазис, было возведено грандиозное каменное здание с тысячами комнат, коридоров, переходов, разнообразными залами, которое греки назвали лабиринтом. Судя по всему, это был заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (ок. 1843-1798 гг. до н. э). По всей вероятности, этот храм рассматривался как своего рода символ объединенного Египта и абсолютной власти фараона, а в его залах хранились изваяния многочисленных (их насчитывают до тысячи) местных и общеегипетских божеств. Однако лабиринт не сохранился, и о нем можно судить лишь по описаниям. Чтобы обезопасить вновь освоенный район Фаюма од набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с постоянным гарнизоном.

Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие области жизненно важными центрами государства, и именно сюда, в новый город Ит-тауи (соединяющий обе земли), фараоны XII династии перенесли свою резиденцию из Фив. Введение новых освоенных площадей способствовало подъему всего сельского хозяйства: появляется более удобный плуг, облегчающий труд пахаря, выводятся новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дающих ценную шерстью.

Развивавшаяся экономика позволяла не только удовлетворять нужды всего населения, но и давала значительные излишки продукции: зерна, ремесленных изделий. Но Египет нуждался в металлах, особенно в олове и серебре, в строительном дереве, столь необходимых для ремесел. Все это активизировало торговые операции, охватывающие теперь значительно больший ареал, чем в эпоху Древнего царства. Египетские торговые караваны через Дельту и Суэцкий перешеек, через палестинские и сирийские города доходят до Малой Азии и Вавилонии. Например, при раскопках палестинского города Гезер обнаружены египетские статуи из песчаника и гранита, изделия из слоновой кости, развалины египетского храма.

В целом XII династии удалось стабилизировать положение в стране и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военно-экономическим потенциалом. Опираясь на этот потенциал, XII династия проводила успешную завоевательную политику по традиционным направлениям. Продолжалось освоение Фаюма.

Большие успехи были сделаны и в освоении Нубии, где были открыты богатые золотые прииски. Стремясь закрепить свое господство в золотоносных районах Северной Нубии, египтяне прокладывают здесь дороги, строят систему крепостных городков, куда переселяют колонистов из Египта. В районе вторых порогов на обоих берегах Нила были построены мощные крепости Семне и Кумме, которые контролировали движение на юг и на север. Нубия в период Среднего царства превратилась фактически в провинцию Египта, усиленно эксплуатируемую центральной властью. Сенусерт III объявил официальной южной границей государства линию крепостей Семне и Кумме, т. е. отнес границу от Асуана ко вторым порогам.

Жизненно важным для Египта было направление завоевательной политики в Восточное Средиземноморье, откуда египтяне получали серебро, олово, строительный лес, ценное кедровое дерево. В этом регионе власть египетских фараонов распространялась не только на Синайский полуостров, ставший египетской провинцией, но и на южную часть Палестины, а также на некоторые города Финикии, в частности Библ. В целом при XII династии Египет превратился в крупную державу на Ближнем Востоке.

Присоединение обширных территорий сопровождалось захватом больших партий рабов, скота, материальных ценностей. Кроме единовременных захватов египтяне организовали систематическую эксплуатацию завоеванных стран, естественные богатства которых направлялись на развитие египетской экономики, на обогащение различных прослоек господствующего класса.

[2, c. 42-43]

6. Кризис египетского государства при фараонах 13 династии

Развал страны и гиксоское завоевание.

Переход власти к другой династии (XIII) произошел, по-видимому, без потрясения мирного благосостояния страны. Во всяком случае, новый царствующий дом немедленно захватил в свои руки все управление, и первый царь Сахемра царствовал от Дельты до южной границы вторых порогов, где в течение первых четырех лет его правлення регулярно отмечается ежедневная высота разливов Нила.

Правильное престолонаследие продолжалось, быть может, в течение четырех царствований, После чего внезапно прервалось, и Туринский список приводит в качестве пятого царя после XII династии - Иуфии. Это имя по форме не царское, откуда следует, что в это время вновь восторжествовал узурпатор, всегда угрожающий трону на Востоке.

Последовало быстрое разложение. Провинциальные владетели восстали один на другого и начали борьбу из-за престола.

Узурпатору по имени Неферхотеп удалось свергнуть одного из многих Себекхотепов той эпохи и установить прочное управление. Он не скрывал своего происхождения и на памятниках без стеснения приводил имена своих нетитулованных родителей. На одной абидосской стеле он оставил замечательный отчет о своей ревностной заботе о местном храме Осириса и другой, определяющий часть границы некрополя. Он царствовал одиннадцать лет, после чего ему наследовал сын Сихатор, вскоре уступивший престол брату своего отца Неферкара-Себекхотепу. Последний был величайшим царем этой темной эпохи, но тем не менее он не продвигал границ Среднего царства на юг до острова Арко, выше третьих порогов, как полагали до сих пор. Страна распалясь на мелкие царства, из числа которых Фивы были, наиболее крупным на юге. [8.c.208]

В экономическом отношении страна, вероятно, быстро клонилась купадку. Отсутствие единства в управлении оросительной системой, забота о которой ранее сосредоточивалась в руках фараона, и общее шаткое положение вещей неизбежно подорвали сельскохозяйственную и промышленную производительность страны; кроме того, принудительное обложение и тирания воевавших друг с другом партий, нуждавшихся в деньгах, поглотили силы и подточили благосостояние, столь искусно поддерживавшееся в течение двух столетий до -мом Аменемхета. Несмотря на то, что мы не имеем памятников, свидетельствующих об упадке, уже само их отсутствие доказывает это, и аналогия с подобными же периодами в мусульманском Египте, особенно при мамлюках, делает несомненным несчастное положение страны в этот период.

Страна, лишенная экономической и правительственной централизации, стала легкой добычей чужеземных врагов.

Вопрос о национальности, происхождения и характера загадочной империи гиксосов, досих пор остаётся спорным; по Манефону они являются арабами и финикийцами, также существует версия о азиатском происхождении гиксосов.

Около 1650 г. до н. э. столицу государства Ит-Тауи захватили хик-хоофе, что значит "правители чужеземных стран". В позднейший период их назвали гиксосами. Не вызывает сомнения их перед-неазиатское происхождение и то, что они принесли в Египет культуру коневодства. Многие из гиксосов носили хурритские имена. Вторую половину второго переходного периода, более одного века, охватывает правление гиксосских фараонов. Они неразумно управляли страной, привели в упадок ирригационные системы и сельское хозяйство. Особо была ужесточена налоговая политика. В страну вновь вернулись голодные годы.

Но захватчики попали под сильное влияние египетской культуры, в частности они способствовали распространению в восточной части Дельты культа бога Сета, противопоставив его фиванскому Амону. Жрецы последнего стали распространять пропагандистские слухи о безбожности гиксосов. Тем не менее следует отметить, что гиксосы нарушили природную изолированность Египта от стран остального мира, способствовали его выдвижению на международную арену.

«Тутимайос. И вот, не знаю почему , бог был к нам не благосклонен, и неожиданно из восточных краёв люди неизвестного племени предприняли дерзкий поход на страну и легко, без боя, взяли её штурмом. И, победив её правителей, они безжалостно сожгли города и разрушили до основания храмы богов, а с населением обращались самым враждебным образом, одних убивая, у других уводя в рабство детей и жён. Наконец , они сделали царём одного из своих, имя которого было Салитис. И он обосновался в Мемфисе, собирая налог с Верхней и Нижней страны и оставив гарнизоны в самых подходящих местах. Процарствовав двенадцать лет, он скончался. А после него сорок четыре года царствовал другой, именуемый Бион, после него - другой , Апахнан, тридцать шесть лет и семь месяцев, а затем Апопис, шестьдесят один год, и Ианнас, пятьдесят лет и один месяц, а после всех - Ассис, сорок девять лет и два месяца.[2.c.58].

Эти вышеперечисленные цари, так называемых Пастухов, и их потомки, правили Египтом около пятисот одинацати лет. А после этого, цари Фиваиды и остального Египта подняли востание против Пастухов, и вспыхнула векаликая многолетняя война. И при царе, имя которого Мисфрагмутис, Пастухи побеждённые и выброшенные из остального Египта заперлись имеющем в окружности десять тысяч арур; имя этого места - Аварис. А сын Мисфрагмутосиса Туммос попытался взять их приступом, осадив их стены с 480 тысячами войска. Наконец ,отказавшись от осады, он заключил договор . что бы все они, оставив Египет ушли куда хотят, не потерпев урона. И они, согласно договору, со всем семейством и имуществом, будучи числом не менее 240 тысяч, прошли из Египта через пустыню в Сирию [6.c.59].

Во время новой раздробленности фиванские правители считали себя продолжателями традиций XII - XIII династий. В процессе централизации они достигли больших успехов, чем их гиксосские соперники в борьбе за политическое преобладание. Они в широких масштабах стали прибегать к практике наема в армию представителей негроидного населения.

Сохранилась в новоегипетской записи легенда о начале освободительной борьбы против гиксосов при предпоследнем царе XVII династии Секенне-Ра. Он, вероятно, погиб в одном из сражений, о чем свидетельствует его мумия со следами смертельных ран, нанесенных боевыми топорами. Сын Секенна-Ра, царь Камес, во главе большого флота и отрядов лучников достиг главной крепости гиксосов города Авариса. Но его осаду сорвало восстание нубийцев. Он был вынужден уйти на юг и подавить его. Задачу свержения гиксосского владычества решил брат Камеса, основоположникдинастии фараонов, Яхмос I. С его правления, начавшегося около 1600 г. до н. э., ведется отсчет эпохи Нового Царства.

Заключение

История среднего царства Египта имееет множество пробелов, однако на имеющихся источниках можно представить ,не точную, но примерную картину исторических событий. Среднее египетское царство достигает расцвета и приходит к упадку. История Среднего царства Египта заканчиваетя изгнанием гиксосов.

Около 110 лет находились гиксосы в Египте. Цари их, по традиции причисляемые к XV, а возможно, и XVI манефоновским династиям, не смогди, однако, полностью подчинить страну. Лишь при двух царях, Хиане к Апепи, власть гиксосов распространилась достаточно глубоко на юг Египта, в основном сохранивший свою независимость. Вероятно, и Западная Дельта не совсем подчинилась гиксосам. Инициатором освободительной борьбы египтян против гиксосов стал Фиванский ном, расположенный на расстоянии почти 800 км к югу от Дельты. Слабые вначале, но самостотельные цари фиванской XVII династии постепенно сплачивают вокруг себя большинство номов Верхнего Египта и, опираясь уже на значительные материальные и военные силы, возглавляют борьбу за изгнание гиксосских завоевателей.

Египетская легенда, частично сохранившаяся в поздней новоегипетской записи, связывает начало освободительной борьбы с именем предпоследнего царя XVII династии, Секененра, по-видимому погибшего в этой борьбе, о чем свидетельствует его мумия, найденная со следами смертельных ранений, которые были нанесены боевыми топорами. Более успешными оказались действия его сына, царя Камеса, снарядившего большой флот, отряды лучников и маджаев и с боями продвинувшегося от Гермопольского нома, находившегося на полпути между Фивами и Дельтой, к стенам самого Авариса. Однако захватить столицу гиксосов Камесу было не суждено. Этому помешали позиция вельмож (см. ниже), волнения на крайнем юге страны и возможно, выступление против Камеса независимых нубийских правителей, что заставило фиванского царя срочно прекратить осаду Авариса и перебросить свои войска на юг.

Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камеса, основатель XVIII династии Яхмес (Амасис I), вступивший на египетский престол около 1600 г. до х.э. С этого времени начинается история Нового царства.

Список использованной литературы

1.Воробьёв-Десятовский, В.С. Очерки истории древнего Востока [Текст] / В.С. Воробьёв-Десятовский, Р.Ф. Итс, Л. А. Липин, Н.С. Петровский; под ред. академика В.В.Струве. - Ленинград, 1956.

2.Коростовцев, М.А. Религия древнего Египта [Текст] / М.А. Коростовцев. - М. : Наука, 1976.

.Хрестоматия по истории Древнего Востока: учебное пособие, в 2-ух частях. Ч. 1 / под ред. Коростовцева М.А., Кацнельсона И.С., Кузищина В.И. - М.: Высшая школа, 1980. - 328 с.

4.http.// www gumilevica. Kulichiki. Net /HE1/ he 110. htm.

5.Берлев, О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства [Текст] / О.Д. Берлев. - М. : Наука, 1972. // http: // www.egyptology.ru / berlev.htm

.Берлев, О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства [Текст] / О.Д. Берлев. - М. : Наука, 1978. // http: // www.egyptology.ru / berlev.htm

.Кинк, Х. А. Древнеегипетский храм [Текст] / Х. А. Кинк. - М. : Наука, 1979. // http: // www.egyptology.ru /.htm

.Брестед, Д. История Древнего Египта [Текст] / Д. Брестед, Б. Тураев. - Мн. : Харвест, 2007. - 576 с.

Похожие работы на - История среднего царства Египта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!