Проверочный расчет на прочность резинометаллических шарниров
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)
Кафедра "Автомобили"
Реферат
По дисциплине: " Автомобильные
шины и резинотехнологические изделия "
На тему: "Проверочный расчет на
прочность резинометаллических шарниров"
Выполнил: студент гр. - Б.431
Хобраков А.М.
Проверил: Барадиев В.С.
Улан - Удэ 2013
Содержание
Введение
1. Состав Сайлентблоков
2. Исходные данные
3. Материалы
4. Конструкция и характеристика резинометаллического шарнира
5. Определение статической нагрузки на одно колесо подвески
6. Влияние резинометаллических шарниров на жесткость рычажной
подвески
7. Проверочный расчет сайлент-блоков на прочность
Заключение
Список используемых источников
Введение
Сайлентблок <#"702322.files/image001.gif">
Рисунок 1. Резинометаллический шарнир
Автомобиль не может обойтись без сайлентблоков, это:
· Сайлентблоки рычагов передней подвески
· упругие узлы крепления амортизаторов
· элементы крепления реактивных тяг
· элементы крепления стабилизатора
поперечной устойчивости
· опоры балок крепления двигателя и коробки
передач
· сайлентблоки <#"702322.files/image002.gif">1= 0,4 м. - длина нижнего
рычага; 2= 0,24 м. - длина верхнего
рычага; С = 44600 Н/м - жесткость подвески; m1 = 855 кг. - масса автомобиля
приходящаяся на переднюю ось.
3. Материалы
Втулки сайлентблоков изготавливаются из стали марки 7-НО-68-1
ГОСТ 252-53. Контактирующие с резиной поверхности металла должны обладать
высокой чистотой поверхности. Марка резины 7-6-163 ГОСТ 25105-82. Для улучшения
сцепления между резиной и металлом и создания в резине предварительного натяжения
шарнир вулканизируют в пресс-форме.
Стойку отливают из чугуна марки СЧ12.
4.
Конструкция и характеристика резинометаллического шарнира
Развитием конструкции резинометаллических втулок являются
резинометаллические шарниры. Цилиндрические шарниры представляют собой
подшипниковый узел (рисунок 1), наружная и внутренняя посадочные поверхности,
которого образованы металлическими втулками; между втулками плотно запрессован
резиновый цилиндр. Между резиной и металлом создается давление около 30 кг/смІ,
что при коэффициенте сцепления 0,7 обеспечивает передачу напряжений сдвига до
20 кг/смІ. Внутреннюю обойму можно повернуть по отношению к наружной на угол до
40° без нарушения сцепления. Шарниры этого типа обладают большой радиальной и
осевой жесткостью и допускают лишь незначительные углы перекоса.
Рисунок 2 - Резинометаллический
цилиндрический шарнир.
Опыт изготовления таких шарниров показал, что контактирующие
с резиной поверхности металла должны обладать высокой чистотой поверхности;
шероховатые и рифленые поверхности оказываются менее пригодными. Иногда для
улучшения сцепления между резиной и металлом и создания в резине
предварительного напряжения шарнир вулканизируют в пресс-форме.
5.
Определение статической нагрузки на одно колесо подвески
Определим нагрузку на переднюю ось:
= m1∙g [Н] (1), G1= 855∙9,81 = 8387,55 [Н]
Нагрузка, приходящаяся на одно колесо,
будет определяться по формуле:
G = G1/2 [Н] (2), G = 8387,55/2 = 4193,77 [Н] (3)
6. Влияние
резинометаллических шарниров на жесткость рычажной подвески
В общем случае подвеска может иметь резинометаллические
шарниры во всех
Рисунок 3 - Схема подвески с резинометаллическими шарнирами
Жесткость резинометаллических шарниров, отнесенная к колесу
автомобиля, может быть определена из следующих соображений. Если обозначить
через Тк ту часть полной вертикальной силы на колесе, которая расходуется на
деформацию резиновых шарниров, то при перемещении колеса в вертикальном
положении на величину dsк, баланс работы может быть выражен уравнением:
к∙dsк = Ма∙dφа + Мb∙dφb + Мd∙dφd + Мe∙dφe (4)
Дифференцируя уравнение (4), получим
уравнение жест к ости подвески:
=·+·+·+·+· (5)
где , Мb, Мd, Мe - скручивающие моменты, действующие
соответственно на шарниры А, В, D, Е; φа, φb, φd, φe - углы закручивания резиновых шарниров,
расположенных соответственно в точках А, В, D и Е. Жесткость резинового шарнира
(при закручивании) может быть определена из уравнения:
·G·b· [Н∙м] (6)
где G - модуль упругости резины второго рода;= 35·10і - Н/мІ при твердости резины
(по Шору) 30 - 60;- длина резиновой втулки;н и Dвн - соответственно наружный и
внутренний диаметры резиновой втулки.
Определим жесткость шарниров A и D:
·G·b· [Н∙м] (7)
Так как размеры резинометаллических шарниров одинаковы можно
сделать вывод: Н·м· [Н·м] (8) Величину для любого шарнира
подвески целесообразнее всего определять из выражения:
·= [Н·м] (9)
где Pхш - сила, создающая момент, скручивающий шарнир;
- плечо приложения силы Рхш (Рис.2). Расчетные
формулы для определения величины для вариантов.
Отношение сил определяется построением соответствующих
силовых треугольников. Для определения силы Ра откладываем в определенном
масштабе вертикально расположенную силу Тк. Через ее верхний и нижний концы
проводим линии, соответственно параллельные силе Ра и реакции Qн, действующей
вдоль нижнего рычага.
Рисунок 4 - Силовой треугольник для определения силы Pa
Из силового треугольника видно:
=0,61
Так как = G = 4193,77 Н., то сила скручивающая
шарнир А будет вычисляться по формуле:
= G/0,61 [Н] (10), = 4193,77/0,61= 6875 [Н]
Для определения силы Рd строим аналогичный силовой треугольник.
Через верхний и нижний концы силы Тк проводим соответственно линии,
параллельные оси верхнего рычага и силе Рd, которая, проходя через шарнир Е на
плече ld создает момент, скручивающий резинометаллический шарнир D.
Рисунок 5 - Силовой треугольник для определения силы Рd.
Из силового треугольника видно:
Сила, скручивающая шарнир D будет вычисляться по формуле:
Рd= G/0,39 [H] (11)
Рd= 4193,77/0,39= 10753,3 [Н].
Геометрическими вычислениями находим, что плечо la=0, 203 м., а
плечо ld= 0,257 м.
Подставляя полученные значения в формулу (6) найдем деформацию
шарниров А и D:
= []
= []
Величина момента Мш, скручивающего резино-металлический шарнир,
для любого положения колеса может быть подсчитана по формуле:
=- (12)
где - угловая деформация резинового шарнира,
измеряемая от его нейтрального положения.
Величина для шарниров А и D может быть определена по изменению
угла между осями вертикальной стойки и соответствующего рычага. Нейтральное
положение зависит от того, в каком положении подвески были зажаты или
установлены втулки резино-металлического шарнира. Поэтому в дальнейших расчетах
следует учитывать, что упругий момент шарнира может иметь и положительное и
отрицательное значения, в зависимости от того, в какой области относительно
нейтрального положения происходит деформация шарнира. Если при перемещении
колеса вверх относительно кузова автомобиля момент, скручивающий шарнир,
возрастает, то он будет иметь положительное значение; если убывает, - то
отрицательное. Знаки моментов следует учитывать при подстановке в формулу (4).
Определим угловую деформацию шарниров А и D в статическом режиме:
=/=1,76
=/=/=2763,59/795=3,48
Определим величины:
:
Жесткость подвески после установки резино-металлических шарниров
будет находиться из следующего выражения:
С== [] (13)
Из данного анализа можно сделать вывод, что жесткость подвески
увеличилась в 1,2 раза.
7. Проверочный
расчет сайлент-блоков на прочность
(14)
где Т-момент, скручивающий сайлентблок;
Заключение
При сильном износе сайлентблоков может появиться увод
автомобиля на скорости. Т.е. автомобиль будет как бы швырять из стороны в
сторону. Еще один неприятный признак износа резинометаллических шарниров - это
неравномерный износ покрышек. Вообще-то, неравномерный износ шин говорит о
неправильном сходе-развале, что в свою очередь может намекать на неисправность
подвески автомобиля. Также следует помнить, что после замены
сайлентблоков на новые следует восстановить углы схождения и развала колес. К
слову, данную операцию следует делать при любом вмешательстве и ремонте
подвески автомобиля. Сайлентблоки получили самое широкое применение в
автомобильной промышленности. Они встречаются как в передней подвеске
автомобиля, для крепления рычагов, стабилизатора поперечной устойчивости,
реактивных тяг, так и для крепления штанги в задней подвески. Также
резинометаллические шарниры применяют для крепления амортизаторов, коробки передач,
двигателя. За всеми этими резинометаллическими шарнирами нужен постоянный и
своевременный контроль.
Список
используемых источников
1.
Успенский И.Н. Мельников А.А. Проектирование подвески автомобиля М., 1976
.
Гаспарянц Г. А Конструкция, основные теории и расчеты автомобиля М., 1978
.
Ротенберг Р. Подвеска автомобилей, М., 1980
.
Список информационных источников
.
http://www.bibliofond.ru/view. aspx? id=477967
.
ru. wikipedia.org/wiki/%D7%CC%DD3