Император Август (самооценка и суд истории)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,86 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Император Август (самооценка и суд истории)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Н.Г. Чернышевского

Кафедра истории древнего мира






Курсовая работа

по дисциплин: Всемирная история: история Древнего Рима

на тему:

« Император Август (самооценка и суд истории)»


Выполнила:

студентка 1 курса 111 группы

ИИиМО

Сидорова Дарья Андреевна

Научный руководитель:

Кузнецова Елена Викторовна




Саратов - 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Путь к власти

Глава 2. Принципат Августа

Глава 3. Внешняя политика: стремление к миру или мировому господству

Список использованной литературы

Введение

Происхождение и сущность власти Августа, а также сведения о его личности находят свое отражение у многих историков и исследователей, и вызывают противоречивые мнения со времен древних историков. Чем же объясняется интерес данной темы? Интересен, с моей точки зрения, процесс, который привел к становлению нового государственного строя, характерные особенности нового строя, ряд полномочий и сущность власти императора, различные политические силы, участвующие в гонке за власть и многое другое. На возвращение к этой теме влияли события современности, например, в Европе Великая французская революция, которая привела к становлению Германской империи и диктатуры Наполеона, или в Советской России Великая октябрьская социалистическая революция. Интерес был вызван сравнением древности и современности, попытки проследить закономерные черты, ведь в установлении имперской власти видели социальную революцию, аналогичную революциям Нового времени, как пишет И.Ш. Шифман.

Интересен, по мнению С.Ю. Утченко, и политический аспект образа Октавина тем, что на протяжении всего времени нахождения его у власти были воплощены все известные в те времена формы правления - диктатура и тирания, аристократия, демократия, олигархия, республика и монархия.

Деятельность Августа стала гранью одной эпохи римского общества и началом совершенно новой, периода Империи или периода принципата- так называют эпоху, растянувшуюся более чем на 2 столетия.

Итак, противоречивая личность Августа находила отражение в литературе его современников. Основное направление римской литературы явно носит апологетический характер. Например, такие историки, как Николай Дамасский, Веллей Патеркул, Тит Ливий и Дион Кассий, который является основным источником при изучении периода правления Августа. Существовало и критическое направление в истории того времени, например, Тацит в «Анналах» дает двоякую оценку, как личности, так и режиму принципата, так и не указав свою точку зрения. Это произведение основано на различных мнениях римлян после смерти Августа. Вначале расположены положительные характеристики, затем -отрицательные. К положительным относит - почетные должности Августа, его любовь к отцу, расширение государства и обеспечение безопасности, восстановление и украшение Рима, даже созданный им режим приводится здесь, а также то, что насилие применялось лишь для того, чтобы сохранить мир и покой для большинства (Tac. Ann., 9). К отрицательному относится противоположное суждение о любви к отцу, что это лишь прикрытие для борьбы за власть. Осуждаются его действия с проскрипциями, обвинения в коварстве и обманах, о злоупотреблении казнями.

Также и у Светония нет определенного направления, вначале он рисует его как человека жестокого (пока он был триумвиром), а по достижению к власти он оказывается милостивым и щедрым(Ibid., 33.,41.,51). Он делает основной упор на личностные качества и внешнее описание Августа. Например, «с виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность, хотя и не старался прихорашиваться… Лицо его было спокойным и ясным… Глаза у него были светлые и блестящие». Сам он любил, когда смотрящие ему в глаза, внезапно опускали взор вниз, будто увидели солнце или какой-то свет. Любил, когда в его глазах чудилась некая «божественная сила». Сообщает нам о любви Августа литературы, как римской, так и греческой, что сам слагал стихи и много писал. И тому подобное, биография заканчивается смертью Августа, что наносит блестящий штрих к заключению.

Сам Август написал одно весьма спорное произведение - «Деяния Божественного Августа». В этом источнике Август многое рассказывает о внешней политике, о социальной структуре общества, о преобразованиях и о многом другом.

Однако, нельзя полностью опираться на информацию в нем, ведь Август слыл такими чертами характера как себялюбие, горделивость; и о многом просто умалчивал, поэтому следует учитывать и другие источники, таких писателей-историков как Плутарх, Аппиан.

Август в IV главе «Деяний» сообщает, что при их написании он исполнял трибунскую власть уже 37 лет, что дает нам точно определить дату создания источника- 14г. до н. э, за несколько месяцев до смерти.

Вообще «Деяния», по мнению В.Г. Боруховича имеет различные определения, это и «отчет о деятельности», и «политическое завещание» или «отчет о затратах», как называл его Моммзен. Август, так же как и Цезарь много писал, например, «Возражения Бруту о Катоне», «Поощрение к философии», «О моей жизни». В эпоху Августа литература в жанре мемуаров приобретает популярность, поэтому в своей автобиографии (И.Ш. Шифман относит Деяния к краткой автобиографии), «Деяниях», он не стремиться показать факты наиболее правдиво, т.к. мемуары этого не требуют. Я.Ю. Межерицкий пишет по этому поводу, что объяснение таких [ложных] интерпретации фактов связано с желанием Августа повлиять на человека, в том числе на человеческую память. И это подтверждает мнение о ведении пропагандистской политики Августа.

Главной целью данного произведения является попытка воздействовать на читателя, убедить его в том, что он на самом деле восстановил древний республиканский строй, установил мир, порядок и законность, не преследуя никаких личных целей, как пишет В.Г. Борухович. Внешняя форма деяний напоминает отчет, подведение итогов политической деятельности. Внутреннее же содержание является и политическим завещанием, и программным документом принципата.

Французские просветители, в умах которых было то, что Август является примером узурпатора и душителя, применяли к нему не самые радужные эпитеты. Например, Вольтер писал о «чудовище», о «человеке без стыда, без веры и чести». Таких же позиций придерживался Монтескье. Гардтхаузен в своей трехтомной работе сравнивает Августа с Наполеоном III.

Г. Ферреро, положительно оценивает Августа, однако и он не лишил его отрицательных эпитетов: «Этот умный эгоист, не имевший ни тщеславия, ни честолюбия, этот ипохондрик, боявшийся внезапных волнений, этот тридцатишестилетний человек, преждевременно состарившийся, этот осторожный счетчик, холодный и боязливый, не делает себе иллюзий».

В дореволюционной историографии впервые были опубликованы статьи французского исследователя В.И. Герье, в которых он освещал деятельность историков, писал об организации империи, и затронул вопрос личности Августа.

В советский период ряд историков указывали на лицемерность поступков Октавиан от начала строительства храмов вплоть до попытки восстановления республики, как пишет Н.А. Машкин - это было лишь прикрытие, на самом деле он являлся «единовластным правителем» государства. Также он подчинил себе военную и трибунскую власть, «авторитетом» же прикрывал узурпацию и военную диктатуру.

Ф. Энгельс писал, что войско являлось материальной опорой правительства, а моральной опорой явилось «всеобщее убеждение» неизбежности ситуации.

Современные исследователи уделяют внимание внешнеполитическим делам времен Августа. Такие ученые как В.Н. Парфенов, В.И. Кащеев.

В.Н. Парфенов в одной из своих статей указывает на желание Августа стать во главе всего мира, сравнивая его с Александром Македонским, стремление Октавиана к мировому господству является одним из интереснейших вопросов при изучении данной темы.

Ю.Г. Чернышов в своей работе указывает, что идеологическая составляющая пропаганды Августа носит явно нацеленный характер.

Задачами, поставленными перед нами являются выяснить, что и кто помогал Августу, что же на самом деле предполагал Август: господство над всей Европой или же во внешней политике он принял лишь оборонительную сторону, и что из этого у него получилось в итоге, выявление фактов, которые Август не записал в «Деяниях», узнать о каких подробностях своей карьеры Октавиан умалчивает и почему, какие события освящает нам в искаженном виде. Рассмотреть политику, проводимую Октавианом, понять ситуацию, сложившуюся в период правления Августа и установить какой режим был установлен.

Изучение данных вопросов в целом даст нам яркую характеристику происхождения власти Августа и его политическое положение к концу гражданских войн. Выявить его реальные стремления во внутренней политике. И поможет выяснить, что же преследовал Август, начиная обширную внешнюю политику, какими ресурсами он оперировал, что помогало ему и что мешало.

1. Путь к власти

Август родился в семье Октавиев, «в консульство Марка Туллия Цицерона и Гая Антония, в девятый день до октябрьских календ». Отец Октавиана, Гай Октавий <#"justify">1) Деяния Божественного Августа./ Пер. В.Г. Боруховича // Хрестоматия по истории древнего мира. Эллинизм. Рим. М., 1998.

) Плутарх. Цицерон; Антоний./ Пер. С.П. Маркиша //Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. М., 1994. Т. 2.

) Дион Кассий, Римская история / Пер. Н. Н. Трухиной // Хрестоматия по истории древнего Рима. М., 1987.

) Немировский А. И., Дашкова М. Ф. "Римская история" Веллея Патеркула. Воронеж, 1985.

) Аппиан. Гражданские войны III-V./ Пер. под редакцией С.А. Жебелева и О. О. Крюгера //Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.

Исследования:

1)В.Н. Парфенов. Император Цезарь Август: Армия. Война. Политика. С.-П., 2001.

)К. Маркс, Ф. Энгельс, Бруно Бауэр и раннее христианство, Соч., Т. XV.

)Н.А. Машкин. История Древнего Рима. М., 1956 г.

)История Древнего Рима. Под редакцией В.И Кузищина. М., 2002 г.

)Хрестоматия по истории древнего мира. Эллинизм. Рим. М., 1998 г.

)Ю.Г. Чернышов. К проблеме «самооценки» принципата Августа.//Проблемы истории государства и идеологии античности и раннего средневековья. Барнаул., 1988 г.

)В.Н. Парфенов. Германские войны Августа: Активная оборона или рывок к мировому господству.//ВИИП. Выпуск 3 . Ч. 1. 1998

) Машкин. Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М., -Л., 1949.

) Ферреро Г. Величие и падение Рима.T.V. Август и великая империя. М., 1923.

) Утченко С. Л. Древний Рим. События, люди, идеи. М., 1969.

Похожие работы на - Император Август (самооценка и суд истории)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!