Принципы изучения аномальных детей

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы изучения аномальных детей

Введение

аномальный ребенок психологический диагностика

В самом общем смысле понятие «аномальный ребенок» обозначает у ребенка наличие определенной патологии, которая мешает ему успешно адаптироваться в обществе и взаимодействовать с окружающими.

М.А. Власова и М.С. Певзнер выделяют следующие группы с отклонениями в развитии:

Дети с сенсорной неполноценностью (нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата).

Дети с задержкой психического развития.

Дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями.

Дети с психопатоподобными формами поведения.

Умственно отсталые дети (олигофрены).

Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, истерия, эпилепсия и др.).

В литературе по специальной психологии мы встречаем описание различных причин, которые вызывают отклонения в развитии.

Целью данной работы является исследование принципов изучения аномальных детей.

.Принципы психологического изучения аномальных детей

Выбор специальных образовательных условий зависит от специфики нарушения развития ребенка и особенностей его проявления. Для наглядности представим тип нарушенного развития и соответствующее образовательное учреждение в виде таблицы.

Дети с нарушениями в развитииТип специального учрежденияДети с отклонениями в интеллекте1. Дети с задержкой психического развитияОбычный класс, класс для детей с ЗПР при массовой школе, школа для детей с ЗПР.2. Умственно-отсталые детиВспомогательные школыДети с локальными сенсорными нарушениями1. Дети с нарушением слухаА) слабослышащие детиШколы для слабослышащих детей.Б) глухие детиШколы для глухих детей.2. Дети с нарушением зрения.А) слабовидящие детиКлассы в общеобразовательной школе, школы для слабовидящих детей.Б) слепые детиШколы для слепых детей.3. Дети с локальной речевой патологией.Некоторые родильные дома, детские поликлиники, специальные школы.4. Слепоглухие детиСпециальные школы5. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (центрального происхождения)Специальные школы6. Дети с полиомиелитом.Специальные школы7. Дети с ДЦП.Специальные школыДети с текущими психическими заболеваниями.1. Дети с заболеванием шизофренического круга.Если интеллект нормальный, ребенок может обучаться в обычной школе, сниженный интеллект - вспомогательная школа.2. Дети с эпилепсиейЕсли интеллект нормальный, ребенок может обучаться в обычной школе, сниженный интеллект - вспомогательная школа.Дети с патохарактерологическими расстройствами личности.1. Дети с детской психопатией, невропатией.Массовые общеобразовательные школы.3. Дети с острыми реактивными состояниямиЛучше в клинике

Главной задачей психодиагностики нарушений развития является изучение особенностей дефекта ребенка, его структуры и проявления в поведении и деятельности.

Понимание психологических особенностей каждого ребенка, имеющего дефект в развитии, позволяет определить глубокое изучение теоретических основ нарушения, а также проведение комплексной диагностики рассматриваемого явления.

Сущность комплексного подхода к диагностике нарушений развития и отбора детей в специальные детские учреждения заключается в детальном изучении индивидуально-психологических особенностей детей, уровне интеллектуального развития и особенностях когнитивных процессов ребенка - памяти, внимания, мышления, воображения и речи [4].

Основными задачами психологической диагностики является следующее:

изучение личностных особенностей детей;

изучение особенностей когнитивных процессов.

Каждому типу нарушенного развития свойственна определенная психологическая структура, включающая следующие компоненты:

степень выраженности дефекта и его проявления;

особенности функционирования когнитивных процессов у ребенка.

Нарушения развития у детей могут вызывать разные факторы.

Неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития называется пренатальным, в период родовой деятельности натальным, а после рождения - постнатальным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называется перинатальным повреждением.

В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.

Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.

Психодиагностическое исследование необходимо проводить в непринужденной и комфортной обстановке. Ребенок должен чувствовать себя спокойно, его ничего не должно сковывать и стеснять. Инструкции психолог должен предоставлять четко и последовательно, а при необходимости их повторять. Для определения психолого-педагогического диагноза необходимо проведение комплексной диагностики, которая направлена на изучение уровня интеллектуального развития и когнитивных процессов. Полученные результаты используются при выставлении психолого-педагогического диагноза ребенку.

Также можно обозначить проблемы психодиагностики нарушений развития:

создание условий для проведения психологической диагностики;

использование объективных методов и методик изучения особенностей развития ребенка.

специфика взаимодействия ребенка и психолога в ходе проведения психологической диагностики [2].

К общим положениям психологической диагностики отклонений в развитии детей относятся следующие:

учет возрастных особенностей детей;

применение методов и методик, соответствующих возрастным и интеллектуальным особенностям детей.

Заключение

Специальная психология изучает психологические особенности детей с отклонениями в психофизиологическом развитии, психологические основы диагностики и коррекции этих отклонений и психологические основы обучения и воспитания детей.

Направлениями специальной психологии являются следующие отрасли: психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей.

Специальная психология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропсихология. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.

Дети с сенсорной неполноценностью (нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата).

Дети с задержкой психического развития.

Дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями.

Дети с психопатоподобными формами поведения.

Умственно отсталые дети (олигофрены).

Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, истерия, эпилепсия и др.).

Список литературы

1.Специальная психология / В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова и др.; под ред. В.И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009. - 560 с. - 20 экз.

.Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2009. - 480 с. - 5 экз.

.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 2010.

.Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. М., 2005.

.Усанова О.Н. Специальная психология : учеб.пособие. СПб.: Издательский дом «Питер», 2008.

Похожие работы на - Принципы изучения аномальных детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!