Всестороннее изучение внешней политики США в первой половине XIX века

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,92 Мб
  • Опубликовано:
    2014-01-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Всестороннее изучение внешней политики США в первой половине XIX века

Введение

Актуальность. На сегодняшний день, по-прежнему актуальна тема внешней политики США в первой половине XIX века. Соединенные Штаты в силу сложившихся исторических и географических особенностей имеют одну из самых протяженных границ в мире. На севере американо-канадская граница составляет 5400 миль, на юге американо-мексиканская граница составляет 1933 мили.

Проблема формирования пограничных рубежей между тремя соответствующими странами имеет долгую и драматическую историю и не кажется завершенной в настоящее время, хотя территориальные проблемы между ними урегулированы целой серией договоров и соглашений. Несмотря на то, что Соединенные Штаты стали суверенным государством еще в конце ХVIII века, их внешняя политика как некий логически выверенный, систематический, целенаправленный и теоретически обоснованный курс стала оформляться лишь в 20-е гг. ХIХ века. Знаковым явлением в данном процессе стала известная “доктрина Монро”.Второго декабря 1823 г. американский президент Джеймс Монро изложил в послании к Конгрессу основные положения внешнеполитической доктрины, получившей впоследствии его имя. С этого времени и до начала ХХ века вся внешняя политика Соединенных Штатов осуществлялась в русле доктрины Монро.

Справедливости ради следует помнить, что президент Монро только озвучил данную доктрину; все ее основные положения и принципы сформулировал госсекретарь США Джон Куинси Адамс, будущий американский президент, сменивший Монро на президентском посту.

Одно из самых молодых государств в мире, США в первой половине XIX века переживали процесс бурного развития рыночных отношений. На северо-востоке страны быстро росла фабричная промышленность, энергично развивалось фермерское хозяйство. На западе Соединенных Штатов насчитывалось огромное количество мелких фермеров и самостоятельных ремесленников, постоянно росло использование наемной рабочей силы. Увеличился поток массовой иммиграции в США из Европы. На взаимовыгодных условиях в промышленное развитие страны вкладывался иностранный капитал. У США практически отсутствовали серьезные конкуренты во всем западном полушарии.

Отношения России и США в начале XIX в. играли особую роль в решении международных вопросов. В период европейских войн Россия и США стали естественными союзниками, которые противостояли натиску Великобритании и Франции, стремившихся подчинить себе мир и приобрести новые территории. Россия противостояла наполеоновской агрессии, тогда как США заявляли о своей полной независимости от англичан. В создавшихся условиях континентальной блокады Петербург и Вашингтон, чтобы выстоять в сложной борьбе, укрепили не только политические, но также экономические и культурные связи, что имело немаловажное значение: Россия и США создали свою систему противостояния внешнему натиску, значительно сблизившую два государства. В начале XIX в. они обменялись официальными дипломатическими представителями. Это ознаменовало новую эру в отношениях России и США. Изучение данной темы представляет большой научный интерес, оно позволяет выявить истоки взаимоотношений двух стран, глубже и всестороннее понять систему международных отношений конца XVIII начала XIX столетия.

Государственные деятели США стремились с выгодой для себя использовать войны между европейскими державами, которые начались в конце XVIII века и продолжались вплоть до 1815 года. Начиная с 90-х годов XVIII века, Соединенные Штаты вели чрезвычайно прибыльную торговлю с враждовавшими между собой европейскими коалициями. Это способствовало росту торгового флота США, тоннаж которого с 1792 по 1807 гг. вырос почти в два раза. В отдельные годы фрахт США обеспечивал почти всю внешнюю торговлю Голландии, Франции и Испании, не говоря уже об удовлетворении потребностей собственного экспорта.

В США происходило быстрое распространение рыночных отношений «вширь», на новые земли, вошедшие в состав страны в результате освоения Запада и захватов территорий других государств. Это привело к созданию благоприятных условий для расширения иммиграции из Европы, Азии, Латинской Америки. Иммиграция ускоряла и без того весьма быстрый рост населения страны. С 1800 по 1820 гг. население США увеличилось с 5,3 до 9,6 млн. человек, а к 1850 г. достигло 23,3 млн. человек, включая 3,2 млн. негров. Число иммигрантов, прибывших в США с 1820 по 1850 гг., составляло около 2,45 млн. человек. С 1800 по 1860 гг. за каждые 10 лет население страны увеличивалось на 32-36%.

В 1845 году был присоединен Техас (Texas), а в 1846 году Орегон (Oregon) вошел в состав США . В 1846-1848 годах, после победы над Мексикой была завоевана Калифорния (California) и Новая Мексика (New Mexico). Благодаря иммигрантам из Ирландии и Германии началось расширение на запад. Следствием этого стало выселение индейского населения, остатки которого переместились в районы дикой природы.

Историография проблемы.

После первой мировой войны историография внешней политики окончательно оформляется в самостоятельную отрасль американской исторической науки. Появилась целая серия серьезных монографических исследований, основанных на изучении широкого круга документов. Вместе с тем, большинство американских историков следовало устоявшимся господствующим общественно-политическим тенденциям, трактовке внешней политике США, близкой к официальной. А. Б. Дарлинг, близкий к прогрессистской историографии, в своей работе утверждал, что американская экспансия была трудной и жестокой, но она распространяла сферу свободы и демократии и поэтому заслуживает положительной оценки.

В 20-е и 30-е годы большинство американских историков-международников занималось историей внешней политики США в Латинской Америке и на Дальнем Востоке, т.е. в районах, где с давнего времени осуществлялась экспансия американского капитализма.

Важнейшей темой в историографии латиноамериканской политики США были происхождение и эволюция доктрины Монро. В своем большинстве американские исследователи ограничивались разработкой ее дипломатической истории, развивая идеи о том, что в области внешней политики США руководствовались стремлением защищать страны Латинской Америки от угрозы интервенции со стороны Священного Союза, т.е. оборонительными целями. Ведущим североамериканским специалистом по истории доктрины Монро считается Декстер Перкинс (1889-1984). Его труды "Доктрина Монро (1823-1826)", "Руки прочь! История доктрины Монро" отличают обилие фактического материала, в том числе из архивов Лондона, Парижа, Берлина и Мадрида, тщательный анализ конкретной истории доктрины. Но, занимаясь исключительно внешнеполитической историей, он абстрагировался от ее социально-экономических корней, особенностей развития американского капитализма в начале XIX в. Отрицание экспансионистских тенденций, присущих доктрине Монро, проходит красной нитью в трудах Перкинса.

Оправдание политики США в Латинской Америке отчетливо проявилось в трудах другого крупного историка Сэмуэля Ф. Бимиса (1891-1973). Вмешательство США в дела Латинской Америки он объяснял стремлением "упрочить политическую и экономическую стабильность этих стран для того, чтобы не было оправдания или предлога для европейской интервенции в эту стратегически важную часть Нового Света". Его перу также принадлежат многотомная серия "Американские государственные секретари и их дипломатия".

Семидесятые годы XX в. отмечены появлением одного из наиболее глубоких исследований по вопросу международных отношений США книги С. Ф. Бимиса о дипломатической истории Соединенных Штатов . Ее особенность состоит в том, что она дает самые подробные сведения, касающиеся затронутого аспекта внешней политики США в целом и дипломатических отношений с Россией в частности. Автор приходит к выводу, что налаживание официальных связей Вашингтона и Санкт-Петербурга было чрезвычайно важным для США, потому что Россия являлась практически единственной страной, которая поддержала молодую республику в то время, когда европейские страны проводили политику экономической изоляции бывшей британской колонии.

В 1974 г. был издан сборник документов под редакцией Е. Анше. Во вступлении и комментариях редактор изложил историю зарождения российско-американских связей, представляя самое распространенное мнение американцев о России и ее народе. Он также описал стереотипы восприятия американцами русских, анализируя общее и различное в исторических судьбах обеих держав. Данная работа отличается скрупулезностью в собирании фактов, подчеркивающих особенности двух народов, в трактовке самих этих особенностей сообразно представлениям (отсюда и название работы «Американский имидж») американцев и русских друг о друге. Приводимые в сборнике документы, в том числе и составленные Д. К. Адамсом, вызывают большой интерес и дают яркую картину состояния российского общества, которое было загадкой для молодой Америки. В комментарии, например, к одному из посланий Д. К. Адамса подчеркнуто, что особый акцент американский дипломат делал на нестабильности российской политической системы как причине прошлых и возможных будущих переворотов в социальном строе России. На наш взгляд, данное небольшое исследование и приведенные в сборнике многочисленные документы важны при изучении ментальностей обеих наций.

Таким образом, зарубежная историография оправдывает экспансионистский характер внешней политики США в начале XIX века, объясняя это стремлением «упрочить политическую и экономическую стабильность этих стран, дабы не было предлога для европейской интервенции в эту важную часть Нового света».

Отечественная историография. Работы, освещающие начальный этап отношений США и России, появились в нашей стране только в XX в. В 1910 г. в журнале «Русская мысль» была опубликована статья В. М. Козловского «Император Александр I и Т. Джефферсон». Автор подробно остановился на истории переписки российского императора и американского президента в период 1804-1808 гг., но не дал ей научной оценки.

Проблемы становления отношений России и США освещались в работах А. И. Старцева и А. В. Ефимова.Эти работы имели скорее обзорный характер, их задача заключалась главным образом в определении тенденций единения двух держав, имеющих богатый опыт взаимодействия. Данная книга стала одной из первых работ, где рассматривались связи России и США в различных сферах политики и культуры. Несмотря на отмеченную выше обзорность исследования, выводы А. И. Старцева имели большое значение для историографии, поскольку им впервые была проанализирована взаимосвязь двух наций, их разносторонние и тесные контакты в длительной исторической перспективе. Однако автор в своих исследованиях не коснулся первой официальной миссии Д. К. Адамса в российской столице, хотя упомянул о миссии Ф. Дейны в конце XVIII в.

Выводы А. В. Ефимова были в значительной степени новыми, поскольку он использовал неизвестные факты и обосновал положение о том, что корни российско-американского сотрудничества уходят в далекое прошлое. Знание и понимание этого прошлого всегда обогащали российско-американские отношения на разных исторических этапах.

Среди многочисленных исследований этого автора следует выделить работу «Становление русско-американских отношений, 1765-1815 гг.» и статью «Международные отношения в начале XIX и англо-американская война 1812 года», опубликованную в сборнике под его же редакцией. В своей монографии автор представил анализ двусторонних связей начиная с периода назревания войны за независимость 1775-1783 гг. и вплоть до окончания англо-американской войны 1812-1814 гг. Н. Н. Болховитинов исследовал общий характер отношений России и США в этот важный для становления молодой североамериканской страны период. Многообразие и широкий диапазон приведенных фактов позволили автору изучить важнейшие аспекты контактов двух стран в указанный период. Необходимо отметить, что некоторые факты историк ввел в научный оборот впервые. Они позволяют узнать историю сотрудничества двух стран и определяют качественно новый уровень выводов о характере и глубоких корнях взаимоотношений России и США. Н. Н. Болховитинов воссоздал картину становления русско-американских связей, а также дал «документированное опровержение тенденциозной версии о существовании в отношениях между Россией и Америкой “извечной” и “естественной” враждебности». Им же была исследована экономическая сфера русско-американских отношений, изучены научные, культурные и общественно-политические связи двух стран.

В сборнике «История внешней политики и дипломатии США. 1775-1877 годы» Н. Н. Болховитинов опубликовал ряд статей, одна из которых, в соавторстве с В. В. Яровым «Международные отношения в начале XIX века и англо-американская война 1812 г.», непосредственно касается темы нашего исследования.

Исследователи отмечают, что экономические успехи заложили фундамент национальной консолидации, благодаря которой США отразили попытки европейских держав ущемить свой государственный суверенитет. Немалую роль здесь сыграла и Россия, поддержав американцев в трудное для молодой республики время.

Н. Н. Болховитинов затронул в статьях также проблемы экспансионистской внешней политики США в вопросе о присоединении Западной и Восточной Флориды, а также в ходе войны Испанской Америки за независимость. Им детально исследована история создания и провозглашения доктрины Монро.

В своих историографических обзорах Н. Н. Болховитинов подробно рассмотрел основные труды советских и американских историков по теме русско-американских отношений. Им были тщательно проанализированы основные направления в историографии этого вопроса, намечены задачи дальнейших исследований.

Таким образом, несмотря на существование ряда исследований внешняя политика США начала XIX в. долгое время оставалась в российской историографии недостаточно изученной. Хорошо разработаны аспекты экономических, политических и культурных взаимосвязей конца XVIII в. Однако раннего этапа становления официальных дипломатических связей, который представляется чрезвычайно важным, практически никто, кроме Н. Н. Болховитинова, не касался. Появившиеся в 1990-е гг. статьи С. А. Исаева, С. Шелапухо и Г. А. Дубовицкого также не создали полной картины происходившего в этот период.

Так, в своей работе С. А. Исаев рассмотрел американские политические традиции и роль Д. К. Адамса в обществе как нарушителя этих традиций. Автор сделал вывод, что этот государственный деятель прошел все ступени во внешнеполитическом ведомстве, осуждал гонения индейцев, протестовал против мексиканской войны в 1846 г. Это позволило С. А. Исаеву обосновать тезис, что Д. К. Адамс был типичным консервативным пуританином, чья принципиальность не исключала компромиссов. Д. К. Адамс, по мнению автора, вошел в историю, но не стал более популярным, чем его предки и потомки. С. Шелапухо поднял тему военно-морских связей России и США в XVIII- XIX вв.Он исследовал вопрос о строительстве российских судов и направлении их к берегам США, а также коснулся проекта военно-политического и торгового соглашения России и США. С. Шелапухо констатировал, что первый официальный контакт был обусловлен посредничеством России в освобождении из триполитанского плена американского судна. Таким образом, установлению дипломатических отношений между двумя странами во многом способствовало сотрудничество на море. Г. А. Дубовицкий в своей статье описал биографию Д. К. Адамса, подробно остановившись на его воспитании, образовании и деятельности в качестве госсекретаря, президента и члена палаты представителей. Однако периоду дипломатической службы, когда Д.К. Адамс формировал свои идеи, он практически не уделил внимания.

Однако несомненной ценностью данной работы является глубокий анализ этических и моральных позиций Д. К. Адамса, которому, как считает автор, присуще было «космополитическое мышление». Хочется выделить работы современных ученых, занимающихся этой проблемой: Иванян Э.А. , Сучугова Н.Ю. освещают становление Российско- американских отношений, а также направления внешней политики США в начале XIX века.

Таким образом, отечественная историография считает внешнюю политику США экспансионистской, особенно присоединение Западной и Восточной Флориды, а также ход войны Испанской Америки за независимость. Экономические успехи объединили американскую нацию, благодаря этому США отразили попытки держав ущемить свой суверенитет, свою роль сыграла и Россия, поддержав в трудное для молодой республики время.

На нынешнем этапе мировой истории США и Россия в немалой степени определяют ход событий в международной политике: именно от их сотрудничества и уровня обоюдного доверия зависят отношения между многими державами в XXI в. Поэтому обращение к аспектам взаимодействия двух государств в истории и их анализ остаются чрезвычайно актуальными.

Подводя итоги изучению отечественной и американской историографии, отметим, что о всесторонней изученности российско-американских дипломатических отношений начала XIX в. говорить пока еще рано. Остались почти не исследованными некоторые аспекты взаимоотношений двух стран (например, позиции государств в отношении войны, ведущейся другой стороной, попытки заключения договора о сотрудничестве в области торговли), особенности их подходов к вопросам мировой политики, деятельности российских и американских дипломатов, их роль в налаживании межгосударственных контактов. В этом плане особенно важно детальное изучение миссии Д. К. Адамса, осуществлявшейся в переломные для России и США годы. Остается надеяться, что постоянное расширение научных контактов между нашими странами, взаимный интерес друг к другу, не зависимый от колебаний внешнеполитических курсов, приведут к заполнению и этой историографической лакуны.

Цель дипломного исследования. Целью данной работы является всестороннее изучение внешней политики США в первой половине XIX века.

Из вышеуказанной цели можно выделить следующие задачи исследования:

рассмотреть внешнюю политику США в период консолидации американской нации 1789-1815 гг.;

проанализировать провозглашение Доктрины Монро в 1823 г;

охарактеризовать отношения России и США на данном этапе и их влияние на взаимоотношения с другими странами;

выделить этапы территориальной экспансии США в середине XIX века.

Хронологические рамки исследования. Нижней хронологической границей данного дипломного исследования выступает конец XVIII века, время, когда была принята Конституция молодого государства, объединившая в себе 13 Американских штатов. Исходный рубеж обусловлен тем, что в этот период началось зарождение Американской государственности и складывание института правления. Верхней хронологической границей является середина XIX века, время оформления территории США, существующее до современных дней, ознаменованное присоединением завоеванных у Мексики земель (Новая Мексика).

Территориальные рамки исследования охватывают территорию США, которая расположенная в западном полушарии <#"702106.files/image001.gif">


Англо- американская война 1812-1814 г.

Приложение № 3

Война США с Мексикой 1846-1848 г.

Приложение №4

Американские президенты


Джордж Вашингтон <#"702106.files/image006.gif">Джон Адамс <#"702106.files/image007.gif">Томас Джефферсон <#"702106.files/image008.gif">Джеймс Мэдисон <#"702106.files/image009.gif">Джеймс Монро <#"702106.files/image010.gif">Джон Куинси Адамс <#"702106.files/image011.gif">Эндрю Джексон <#"702106.files/image012.gif">Мартин Ван Бюрен <#"702106.files/image013.gif">Уильям Гаррисон <#"702106.files/image014.gif">Джон Тайлер <#"702106.files/image015.gif">Джеймс Нокс Полк <#"702106.files/image016.gif">Закари Тейлор <#"702106.files/image017.gif">Миллард Филлмор <#"702106.files/image018.gif">

Приложение №8

Доктрина Монро

Сограждане - члены сената и палаты представителей!

По предложению Российского императорского правительства, переданного через имеющего постоянную резиденцию в Вашингтоне посланника императора, посланнику Соединенных Штатов в Санкт-Петербурге даны все полномочия и инструкции касательно вступления в дружественные переговоры о взаимных правах и интересах двух держав на северо-западном побережье нашего континента... Этим дружеским шагом Правительство Соединенных Штатов желало продемонстрировать огромное значение, которое оно неизменно придавало дружбе императора, и свое стремление развивать наилучшее взаимопонимание с его правительством. В ходе переговоров, вызванных этим желанием, и в договоренностях, которые могут быть достигнуты, было сочтено целесообразным воспользоваться случаем для утверждения в качестве принципа, касающегося прав и интересов Соединенных Штатов, того положения, что американские континенты, добившиеся свободы и независимости и оберегающие их, отныне не должны рассматриваться как объект будущей колонизации со стороны любых европейских держав.

В самом начале последней стадии переговоров было сделано заявление о том, что в Испании и Португалии предпринимаются серьезные усилия для улучшения условий жизни народа в этих странах и что эти усилия отличаются чрезвычайной осторожностью. Вряд ли стоит упоминать, что достигнутый на сей день результат сильно отличается от ожидавшегося.

Мы всегда с беспокойством и интересом наблюдали за событиями в этой части земного шара, с которой у нас не только существуют тесные взаимоотношения, но с которой связано наше происхождение. Граждане Соединенных Штатов питают самые дружеские чувства к своим собратьям по ту сторону Атлантического океана, к их свободе и счастью. Мы никогда не принимали участия в войнах европейских держав, касающихся иХ самих, и это соответствует нашей политике. Мы негодуем по поводу нанесенных нам обид или готовимся к обороне лишь в случае нарушения наших прав либо возникновения угрозы им.

По необходимости мы в гораздо большей степени оказываемся вовлеченными в события, происходящие в нашем полушарии, и выступаем по поводам, которые должны быть очевидны всем хорошо осведомленным и непредубежденным наблюдателям. Политическая система союзных держав существенно отличается в этом смысле от политической системы Америки... Поэтому в интересах сохранения искренних и дружеских отношений, существующих между Соединенными Штатами и этими державами, мы обязаны объявить, что должны будем рассматривать попытку с их стороны распространить свою систему на любую часть этого полушария как представляющую опасность нашему миру и безопасности. Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела уже существующих колоний или зависимых территорий какой-либо европейской державы. Но что касается правительств стран, провозгласивших и сохраняющих свою независимость, и тех, чью независимость, после тщательного изучения и на основе принципов справедливости, мы признали, мы не можем рассматривать любое вмешательство европейской державы с целью угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению к Соединенным Штатам.

Похожие работы на - Всестороннее изучение внешней политики США в первой половине XIX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!