Циклоидный тип. Как известно, этот тип был описан в 1921 г. Kretschmer и сперва стал широко использоваться в психиатрических исследованиях. П.Б. Ганнушкин (1933) включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатов: «конституционально-депрессивных», «конституционально - возбужденных» (гипертимных), циклотимиков и эмотивно-лабильных. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии.
В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.
Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели.
У циклоидных подростков имеются свои «места наименьшего сопротивления». Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость К коренной ломке жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные реакции на первом курсе высших учебных заведений (Строгонов, 1973). Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющееся необходимостью усвоить в короткий период зачетно-экзаменационной сессии гораздо больший, чем в школе, материал, - все это ломает привитый предшествующими десятилетиями учебный стереотип. Способность в период подъема на лету усваивать материал школьной программы здесь оказывается недостаточной. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе и это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и к умственной работе вообще.
Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче - несколько «хороших» дней сменяют несколько «плохих». «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но, в отличие от описываемого далее лабильного типа, нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.
1.3 Причины возникновения акцентуации у подростков
На основе систематики формирования психопатий П.Б. Ганнушкина, можно систематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на появление психопатий.
Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют [32]:
. Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания.
. Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера.
. Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.
. «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей».
К социально-психологическим факторам следует отнести:
. Нарушения воспитания подростка в семье. Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации личности (Соотношение между акцентуациями характера и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитания будет раскрыто в главе 4 «Диагностическая и коррекционная работа»).
. Школьную дезадаптацию. В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б. Эльконина).
В психологии предпринимались попытки выделения специфических школьных трудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д. Скотта, «…характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме дезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, по проявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым и сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям в физическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды».
. Подростковый кризис. В 12 -14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент - «подростковый кризис». Это пик «переходного периода от детства к взрослости». Согласно Э. Эриксону, происходит «кризис идентичности - распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот период процессу познания самого себя придается всеподавляющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточник все трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными, так и внутриличностными.
. Психическую травму. Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т.п.).
Таким образом, трудно объяснимые поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера. Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков. И все же они способствуют определенным нарушениям в сфере общения.
2. Экспериментальное исследование телесности у акцентуированных подростков
2.1 Природа телесности и её определение у акцентуированных подростков
За всю историю изучения и осмысления феномена тела представителями разных научных дисциплин накоплено достаточно материала для возникновения уверенности в том, что телесность - предмет глубоко и детально изученный, прочитанный, истолкованный. Однако, в полной мере это может касаться только естественнонаучной парадигмы. Области, в которых тело человека является предметом детального изучения, сложно перечислить: анатомия, физиология, антропология, биомеханика, сексология, гигиена и др.
Тело как материальный субстрат, значимый для изучения и понимания психических процессов, развития человеческого сознания все более широко изучается психосоматикой, психофизиологией, тысячелетия насчитывает практическая «работа» с телом в области медицины, оздоровительных технологий и т.д. Словом, для «наук о природе» человеческое тело, по вполне понятным причинам, - предмет давнего и пристального внимания.
Теоретико-методологические основы психологии телесности позволяют по-новому подойти к анализу не только психосоматических расстройств, но и патологии, связанной с нарушением восприятия телесного облика (дисморфофобия, дисморфомания, анорексия). С другой стороны, опираясь на анализ структуры данных симптомов можно пытаться выделить нормальные феномены психосоматического развития через механизм симптомообразования данной патологии; анализ закономерностей отражения телесной сферы в норме важен для изучения механизмов нарушения онтогенеза телесности и последующего возникновения психосоматических и психопатологических заболеваний.
В систему психологической науки оказался вписанным психологический феномен внешности (телесный облик) в структуре образа «Я», который рассматривается как телесный феномен. Патология, касающаяся оценки своей внешности преимущественно характерна для подросткового возраста.
Физический кризис - бурный рост и перестройка организма - обостряет повышенный интерес к своей внешности. Подростки начинают болезненно относится к представлению о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица и т.д. Из-за гипертрофированной значимости внешности подростком остро переживаются все изъяны, действительные и мнимые, поэтому наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости (Драгунова Т.В., 1972). Переживания в связи с представлениями о собственном теле объясняются и тем, что существует прямая связь между физической привлекательностью и социальным статусом в сообществах подростков [17].
Интерес к рассматриваемой проблеме усилился и в связи с таким до конца еще не изученным феноменом, как акселерация физического развития. Так, значительно чаще возникают идеи физического недостатка у подростков-акселератов женского пола с ускоренным половым созреванием (Лебединская К.С., Ротинян Н.С., Немировская С.В., 1970), напротив, у подростков мужского пола, благоприятным фоном для возникновения дисморфофобии или дисморфомании часто является ретардация с задержанным или недостаточным сексуальным развитием (Личко А.Е., 1979).
Анализ телесности, с достаточно полным обзором и классификацией различных исследовательских подходов к изучению телесности человека представлен в трудах современных отечественных исследователей.
В последние десятилетия интенсивно развивается новая отрасль клинической психологии - психология телесности, основы которой были сформулированы благодаря мультидисциплинарному подходу, что позволило выйти за рамки медицинского подхода и включить проблему психосоматических связей в общепсихологический контекст. Новая парадигма в области психосоматики позволяет по-новому решать проблемы коррекции психосоматического развития личности, профилактики соответствующих расстройств.
Один из методологических принципов анализа в психологии телесности формулирует следующее: кроме двух традиционных аспектов развития ребенка - физического и психического - выделяется еще один аспект психосоматическое развитие, которое рассматривается как процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов. Эмпирически принцип «психосоматического развития» может быть реализован в двух сопряженных конкретно-научных действиях: выделении феноменов отражающих психосоматическое развитие, и в выявлении закономерностей самого процесса развития. Важной исследовательской задачей становится вычленение психосоматических феноменов нормы. «Классификация и описание симптомов в том или ином виде уже созданы, а феноменология нормального онтогенеза всё ещё ждёт своего описания».
Подростковый возраст является важным в описании психосоматического развития, так как это возраст кризиса психологического, физического и можно предполагать психосоматического. Так, в исследовании Ариной Г.А., Черкасенко Н.А. (2005) показано, что факторы эмоциональной природы являются важным звеном в системе регуляции телесного опыта и физического самочувствия у подростков.
Наиболее важным отличительным признаком подросткового возраста являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания. Важным компонентом самосознания человека являются его представления о собственном теле, образ его физического «Я»; отражение телесной сферы входит в структуру самосознания. С формирования чувства собственного тела начинается развитие всего самосознания (Берне Р., 1986, Колоскова М.В., 1993.). Ребенок начинает воспринимать себя отделенным от внешнего мира именно на основе телесных ощущений, в отрочестве представления о своем теле оказывают существенное влияние на становление самосознания (Николаева В.В.).
«Образ физического «Я» развивается как психические отражение психосоматической функциональной системы организма. С одной стороны, ребёнок воспринимает тело как видимую часть самого себя, которая имеет общие черты с телами других людей и отличия. Так, всеобщим свойством тела выступает набор его элементов, а единичным и особенным становится их качественная характеристика». «С другой стороны, ребёнок осваивает своё тело как средство предметно-манипулятивной деятельности и как эталон пространственного различия. Психосоматическая функциональная система организма при этом приобретает характер знаково-символической системы».
Николаева В.В., Арина А.Г. отмечают, что «восприятие собственного тела и система представлений о нём зависят от возраста, уровня вербального интеллекта, пола ребёнка и опыта болезни. Восприятие своего тела детьми опирается, главным образом на аффективный компонент, а с возрастом повышается значение когнитивной составляющей телесного и болевого опыта, происходит расширение категориальной структуры телесного опыта и постепенное субъективное разделение эмоциональных и соматических феноменов на вербальном уровне представлений. Постепенно формируется категория целостного тела, что способствует преодолению субъективной изолированности, фрагментарности телесных феноменов».
В исследованиях Мотовилина О.Г. (2001) показано, что представления о собственном теле отличаются у детей, в зависимости от социальной ситуации развития (дети, воспитывающиеся в условиях семьи и интерната). Необходимо отметить, что в подростковом возрасте «образ телесного «Я» характеризуется хрупкостью, нестабильностью; он легко изменяется под воздействием мотивационных конфликтов и аффективных состояний, «проницаем» для внешней оценки и переживаний успеха-неудачи» [19].
Исследования Бесковой Д.А., Тхостова А.Ш. (2007) показывают важность исследования образа тела, образа «Я», границы образа тела не как плоскостных структур, линии, разделяющей объект и субъект, а с позиций выделения внешней и внутренней границ тела. Данные исследования позволяют говорить о возможности изучения внутренней и внешней границы образа тела, образа «Я» подростков. Внешняя граница - поверхность тела, внутренняя граница - субъективное ощущение человеком того, «где он заканчивается», или можно предполагать, субъективные переживания подростка относительно того, как он выглядит.
Для исследования, наблюдения и понимания акцентуации характера используются различные методы и методики.
Существуют различные методы, используемые для изучения акцентуированного поведения: некоторые из них применяются исключительно в экспериментах, другие же могут быть использованы как в экспериментальных, так и в неэкспериментальных исследованиях.
Наблюдение акцентуации. Эти подходы предусматривают «прямую» запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения. Главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вид повреждение.
Полевые наблюдения. Слово «полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях.
Недостаток в том, что исследователь может потратить уйму времени, наблюдая неакцентуированное поведение, прежде чем дождется хоть каких-то проявлений акцентуированного поведения. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность проявления акцентуированного поведения.
Натуралистические наблюдения. Когда наблюдатель просто следит за естественным поведением, не вмешиваясь в него, то это называется методом натуралистических наблюдений. Такая техника применяется главным образом в исследованиях поведение детей и животных.
Лабораторные наблюдения. Наиболее общий способ наблюдения акцентуации состоит в наблюдении за поведением контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств [21].
Тест - опросник Шмишека
Опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности.
Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, «ядро» личности.
В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно, личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать как патологические, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Инструкция. «Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон Вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь».
Вопросы теста-опросника Шмишека представлены в Приложении А.
При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.
Таблица 2.1 - Ключ к интерпретации результатов опросника Шмишека
Шкала опросникаКоэффициентОтветы «да»Ответы «нет»Искренность ответов19, 47, 59, 68, 8818, 27,37, 63, 66Застревание (З)22, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 8613, 51Демонстративность (Де)27, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 8156Педантичность (П)24, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 59, 7840Возбудимость (В)38, 22, 33, 46, 57, 72, 82,-Гипертимность (Г)31, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85-Дистимность (Ди)310, 23, 48, 83,34, 58, 73Циклотимность (Ц)36, 20, 31, 44, 55, 70, 80,-Экзальтированность (Эк)611, 35, 60, 84-Эмотивность (Эм)33, 14, 52, 64, 77, 8728, 39Тревожность (Т)317, 30, 42, 54, 795, 67
Максимальная сумма баллов после умножения - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».
Методика М. Куна «20 утверждений»
Для исследования проблемы телесности в подростковом возрасте, т.е. представления подростка о самом себе или «образа Я» использовался тест М. Куна и Т. Мак-Партленда «20 утверждений Кто Я».
Дополнением к вопросу была просьба отвечать как можно более разнообразно, используя разные признаки. Интерпретация ответов производится в соответствии с концепцией и целями исследования, поэтому в литературе наблюдается множество различных вариантов классификации ответов.
Так, следуя за М. Куном, Л. Зучер проанализировал ответы испытуемых на этот вопрос и предложил рассортировать их на четыре категории: физическое «Я»; социальное «Я»; рефлексивное «Я»; океаническое «Я» [12, с. 70].
Н.Л. Ивановой все ответы на вопрос были объединены в 7 групп:
физическое «Я» (ФИ) - характеристики внешности, пола, возраста и т.п.;
социальное «Я» (СИ) - характеристики принадлежности к социальной группе, например, я - студентка, я - дочь и т.п.;
рефлексивное «Я» (РИ) - ответы, в которых выражается отношение к себе, своей социальной позиции (я - слишком беспокоюсь, я - счастливый и т.п.);
деятельное «Я» (ДИ) - характеристики отношения к какому-то делу или умения, например, я люблю ловить рыбу, я умею готовить и т.п.;
гражданское «Я» (ГИ) - принадлежность к своей стране;
глобальное «Я» (ГлИ) - ответы, выражающие чувство принадлежности к широкой социальной группе (я - житель Европы, мира и т.п.);
религиозное «Я» (РелИ) - ответы, выражающие принадлежность к религии.
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
Для экспериментального изучения акцентуации характера и проблемы телесности в подростковом возрасте было проведено экспериментальное исследование.
Исходя из теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: содержания социальной телесности как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте.
Цель исследования: проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.
Практическая часть нашего исследования проводилась в средней школе №7 г. Ялта, в исследовании приняли участие: 48 старших подростков в возрасте 13-14 лет - 23 учащихся 8 «А» и 25 учащихся 8 «Б» классов.
Методы исследования: наблюдение, анализ, психологический эксперимент, статистическая обработка данных, тест-опросник Шмишека, модифицированный вариант методики М. Куна «20 утверждений».
При определении акцентуации характера подростков по тесту-опроснику Шмишека получили следующие результаты (табл. 2.2, 2.3).
Таблица 2.2 - Результаты ответов «да» на тест-опросник Шмишека
№ п/пОтвет№ п/пОтвет№ п/пОтвет№ п/пОтвет13723264527672422124354622681738252473769224172674887095262717497711461528125011726714292651167314893085277419928313453367571014322954197661124331655177729129342156147811133135957979241411361358880915183711591781181622382360328291727391261118341816403962188434191641276324851820742764118692194366539871622444966278821
Таблица 2.3 - Результаты ответов «нет» на тест-опросник Шмишека
№ п/пОтвет№ п/пОтвет№ п/пОтвет№ п/пОтвет11123224521672422724134626683134025464711692643126414840703952227314941713463328365037724273429225132733483930405241743992031145312754110343217542976421124333255317719123934275634783713173539573979241437363558408039153037375932813016363845601682391721393661378344183240962308414193241116324853020414241643786392139434265987322244443966218827
Определим количество баллов при совпадении ответов на вопросы в соответствии с ключом.
Ответы «да»:
Искренность: (28+37+17+17+21) х 1 = 185
Застревание: (21+22+7+23+27+18+24+6+9) х 2 = 314
Демонстративность: (14+9+35+29+27+7+14+19+18) х 2 = 344
Педантичность: (17+18+16+26+6+36+39+17+11) х 2 = 372
Возбудимость: (39+44+28+26+9+6+9) х 3 = 483
Гипертимность: (11+39+46+13+11+11+41+30) х 3 = 606
Дистимность: (14+26+8+4) х 3 = 156
Циклотимность: (15+7+34+9+17+9+9) х 3 = 300
Экзальтированность: (24+9+32+34) х 6 = 594
Эмотивность: (8+11+7+11+29+16) х 3 = 246
Тревожность: (27+8+7+19+24) х 3 = 255
Ответы «нет»:
Искренность: (32+31+37+24+21) х 1 = 145
Застревание: (17+32) х 2 = 98
Демонстративность: 34 х 2 = 68
Педантичность: 9 х 2 = 18
Дистимность: (27+40+34) х 3 = 303
Эмотивность: (36+36) х 3 = 216
Тревожность: (22+24) х 3 = 138
В результате анализа полученных данных было выявлено, что у большинства обследованных подростков присутствует акцентуация характера.
Исследование показало, что 90% обследованных подростков имеют акцентуацию характера. Только у 10% обследованных подростков акцентуации характера не выявлено.
Экзальтрованный тип зафиксирован у 20% подростков; демонстративный - у 10% подростков; дистимический - у 5%; возбудимый - у 20%; циклотимный - у 10% подростков; тревожный тип - у 5% обследованных; эмотивный - у 5%; педантичный - у 5%; застревающий - у 5%; гипертимический - у 25% обследованных подростков.
Далее для исследования проблемы телесности в подростковом возрасте, т.е. представления подростка о самом себе или «образа Я» проведем тест М. Куна и Т. Мак-Партленда «20 утверждений Кто Я».
Итак, в целом можно выделить три превалирующие группы идентичности, которые выражены в обеих классах: социальная, деятельностная и рефлексивная. Физическая, глобальная, гражданская и религиозная идентичность выражены слабо.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза - телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте - в ходе проведенного экспериментального исследования нашла свое подтверждение.
Заключение
Таким образом, в процессе работы выяснили, что акцентуация характера - это крайние варианты нормы, как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена.
Проведя исследование, мы можем отметить, что поставленные цели и задачи нами реализованы и наша гипотеза подтвердилась частично.
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - 6-е изд. - М.; Екатеринбург: Академический Проект: Деловая кн., 2000. - 624 с.
2.Айламазьян А.М. Связь моторики человека с его личностными характеристиками / А.М. Айламазьян, Т.С. Князева // Вопросы психологии. - 2008. - №2, март-апрель. - С. 62-73.
.Андреев А.С. Гармонизировать систему: человек-природа-общество: Телесно ориентированный подход в решении социальных проблем / А.С. Андреев // Гуманітарні науки. - 2010. - №1 (19). - С. 29-36.
.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия для вузов / Сост.: В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - 5 - е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 624 с.
.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия для вузов / Сост.: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - 3 - е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
.Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для педвузов / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
.Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика. - В книге Избранные труды. М., 1964., 67 с.
.Карл Леонгард. Акцентуированные личности. - Берлин: 1976. - 328 с.
.Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций: Учеб. пособие для вузов / О.А. Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 240 с.
.К. Леонгард -» Акцентуированная личность», 1968., 100 с.
.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. Учеб.пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 464 с.
.Леви Т.С. Пространственно-телесная модель развития личности / Т.С. Леви // Психологический журнал. - 2008. - Т.29. - №1, январь-февраль. - С. 23-33.
.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., МГУ, 1982., 22 с
.Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). - Л.: Медицина, 1979., 118 с.
.Личко А.Е., Александров А. А» 1973
.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - Санкт-Петербург: Речь, 2009. - 256 с.
.Марселли Д. Практическая психология для подростков: 100 самых сложных ситуаций, которые тебе нужно пережить / Даниэль Марселли, Гильметта де Ла Бори: [Пер. с фр. А.А. Артемова]. - Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 288 с.
.Найдьнова Г. Проблема тілесності у психології: теоретичні підходи й напрями дослідження / Г. Найдьнова // Вісник Київського Національного університету імені Тараса Шевченка. Социологія і психологія. - 2006. - №24-25. - С. 32 - 36.
.Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики
.Новиков Ю.В. Практическая психология. Ступени осознания / Ю.В. Новиков. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 430 с.
.Петрова О.О. Возрастная психология: Конспект лекций / О.О. Петрова, Т.В. Умнова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 224 с.
.Практическая психология: учебник для студентов вузов / под ред. М.К. Тутушкиной. - М.; СПб.: Изд-во Ассоциации строит. вузов: Дидактика Плюс, 1997. - 336 с.
.Психология зрелости: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2003. - 768 с.
.Психология развития / Состав. и общ. ред.: авт. кол-в сотр. кафедры психологии развития и дифференц. психологии СПбГУ; Гл.ред. Е. Строганова. - СПб., М., Х., Минск: Питер, 2001. - 512 с.
.Психология: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт, 2005. - 660 с.
.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. / Е.И. Рогов, Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 384 с.
акцентуация подростковый телесный психологический