Дата
|
Содержание
практики
|
Вопросы,
возникшие в ходе практики
|
Примечания
|
16.02.2011
|
Составление
индивидуального плана работы на время практики. Соотнесение плана работы с
требованиями к отчетной документации.
|
|
|
17.02.2011
|
Изучение
материала по особенностям работы психолога в школе
|
|
|
17.02.2011
|
Подбор
методик для исследования школьной мотивации
|
|
|
18.02.2011
|
Подбор
методик для исследования познавательной активности школьников
|
|
|
21.02.2011
|
Подбор
методик для исследования оценки успешности учеников 5 класса
|
|
|
22.02.2011
|
Подбор
методик для исследования мотивации учащихся
|
|
|
23.02.2011
|
Подбор
методик для исследования удовлетворенностью общением в семье
|
|
|
24.02.2011
|
Проведение
тестирования для исследования познавательной активности школьников
|
|
|
25.02.2011
|
Проведение
тестирования по выбранной методике «шкала успешности»
|
|
|
25.02.2011
|
Проведение
диагностики по подобранным методикам для исследования познавательной
активности и самооценки успешности
|
|
|
02.03.
2011
|
Проведение
тестирования по методике определения школьной мотивации
|
Проведение
диагностики с целью определения школьной мотивации
|
|
|
09.03.2011
|
Проведена
методика для определения удовлетворенностью взаимоотношениями в семье
|
|
|
11.03.2011
|
Анализ
проведенного тестирования по исследованию удовлетворенностью
взаимоотношениями в семье
|
|
|
14.03.2011
|
Написание
отчета
|
|
|
15.03.2011
|
Оформление
отчетной документации.
|
|
|
4. Психодиагностическое исследование
Цель исследования: изучение реальной мотивации
учения, уровня интеллектуальных особенностей младших подростков и определение
путей развития мотивов учебной деятельности.
Для решения проблемы использованы следующие
методики:
1. Методика «Отношение к предметам». Под
редакцией И.В. Дубровиной
2. Методика «Шкала успешности»
. Методика определения школьной
мотивации. А.Г. Лускановой
. Методика “Удовлетворенность
взаимоотношениями в семье” Х.Г. Галямовой
Объект исследования: учащиеся 5 класса лицея №5
Исследование проводилось в феврале - марте 2011
г.
Проблема учения, учебных достижений,
успеваемости чрезвычайно важна в младшем подростковом возрасте. Учебная
деятельность протекает успешно, если она побуждается мотивами, идущими от самой
учебной деятельности и мотивами, вызываемыми позицией школьника.
Снижение успеваемости, повышенная тревожность,
часто наблюдаемые у младших подростков, может быть порождены самыми разными
причинами.
Наиболее массовой причиной плохого усвоения
знаний в средних классах школы является отсутствие адекватной мотивации учения.
Несформированность положительно устойчивой
мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой
успеваемости детей и несформированности их познавательной сферы, т.е. снижение
интеллектуальных способностей. Трудности в учении деморализуют ученика и
пагубно отражаются на его личности. Создание ситуации успеха может
способствовать преодолению неуверенности в себе, снятию тревожности и повышению
учебной активности подростка.
При изучении и формировании мотивации ученика важно
видеть не его застывшие психологические особенности, т.е. то, что уже
достигнуто учеником, а самое главное - процесс становления мотивации, зону ее
“ближайшего развития”.
Формирование мотивов учения - это создание в
школе условий для развития мотивов, целей, интересов в учении, осознание их
учеником и дальнейшее развитие им своей мотивационной сферы. Учителю необходимо
подходить к формированию мотивации учения, снятию тревожности с оптимистической
гипотезой, т.е. определить оптимальную зону, где ученик, несмотря на внешне
небольшие успехи, добивается несколько лучших результатов.
Успешному развитию мотивов учения у конкретного
ученика будет способствовать определение у него зоны “ближайшего развития”.
Напряженная умственная деятельность,
положительная эмоциональная атмосфера учения, включение ребенка в различные
виды деятельности и общения способствуют развитию мотивации учения. Чтобы
мотивация была устойчивой, важно подчеркивать все положительные сдвиги,
передвижение в освоении учеником учебного материала, выявлять пути устранения
недостатков. Для определения школьной тревожности необходимо обратить внимание
на формирование адекватной самооценки младших подростков, на развитие реального
отношения к результатам своей деятельности, ориентации не на ошибку, а на
получение новых знаний.
Пути становления и особенности мотивации каждого
ученика индивидуальны и неповторимы. Задача учителя состоит в том, чтобы,
опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми
путями происходит становление индивидуальной мотивации и познавательных
процессов и помочь подростку в этом становлении.
5. Методики
Психодиагностическое исследование проведено в 5
классе, состоящем из шестнадцати человек.
. Методика “Отношение к предметам”
Под редакцией И.В. Дубровиной
Цель: Изучение уровня удовлетворенности
изучаемыми предметами и познавательной активности.
Инструкция:
Испытуемым предлагается список из школьных
предметов, которые в данный момент они проходят по школьной программе (десять
предметов). Рядом с каждым предметом предлагается проставить букву:
Красный - предмет нравится (к)
Черный - не нравится (ч)
Зеленый - иногда нравится, иногда не нравится
(з)
В течении двадцати секунд предлагается
проставить буквы напротив школьных предметов.
Обработка результатов:
Проводится подсчет букв К (красный) и Ч (черный)
и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами. Например, такой
результат: красный - 9, черный - 1, (9-1). Считается только количество красных.
Общая сумма предметов делится на три и получаются следующие результаты:
Высокий уровень: 8-10 баллов
Средний уровень: 4-7 баллов
Низкий уровень: от 3 и ниже
Результаты по данной методике:
Процентное соотношение показателей учащихся 5
класса по познавательной активности.
Для детей 5 класса характерен средний уровень
сформированности познавательной активности учебной деятельности.
Этим ученикам нравятся от 4 до 7 учебных
предметов.
У трех ребят низкий уровень познавательной
активности. Этим детям не нравятся многие учебные предметы.
У 19% учеников данного класса познавательная
активность (желание получать знания, выполнять предлагаемые задания)
сформирована на высоком уровне.
. Методика “Шкала успешности”
Цель: Определить уровень самооценки учащихся в
учебной деятельности
Инструкция:
Методика проводится на том же самом листе со
списком изучаемых испытуемыми школьных предметов. Преподаватель предлагает
определить насколько вы успешны при изучении разных предметов. Рядом с каждым
предметом поставьте одну из этих цифр, насколько вы сами чувствуете себя
успешными. Ниже приводится шкала ответов:
. - очень успешен
. - достаточно успешен
. - не успешен совсем
После предлагается еще варианты 2 и 4,
промежуточные варианты, если ребенок не может сказать точно.
Обработка результатов:
Подсчитывается только ответы 1 и 2 или 5. Числа
1 и 2 записываются первыми, например (9 - 1), а сумма пятерок вторыми (9-1).
Сравнивается первое число из методики “Отношение
к предметам” и из методики “Шкала успешности”. Если оба числа равны или близки
друг к другу (разница в 1-2 единицы), то самооценка успешности адекватная.
Если показатель из методики “Отношение к
предметам” меньше показателя методики “Шкала успешности” на 3 и более единиц,
то самооценка испытуемого завышенная.
Если же показатель методики “Отношение к
предметам” больше чем показатель методики “Шкала успешности”, то самооценка
испытуемого заниженная.
Может быть вариант, что оба показателя низкие,
это значит, что самооценка испытуемого устойчиво низкая.
Результат по данной методике:
Самооценка успешности учебной деятельности
Адекватная самооценка учебной деятельности
сформирована у 81% учащихся класса. Это говорит о том, что дети правильно
оценивают свои успехи, возможности и неудачи. Они адекватно относятся к
требованиям, замечаниям учителей, делают правильные выводы с целью изменения
ситуации.
Для 19 % детей характерна заниженная самооценка.
Эти дети, как правило, неуверенны в собственных силах, иногда успехи расценивают
как случайность, делают акцент на неудачи в учебной деятельности, переживают по
поводу получения неудовлетворительных оценок.
. Методика определения школьной мотивации. А.Г.
Лускановой
Инструкция:
Испытуемому предлагается 10 вопросов с
вариантами ответов, которые приведены ниже:
. Тебе нравится в школе?
а) да
б) иногда
в) нет
. Утром всегда ли ты с радостью идешь в школу,
или тебе чаще хочется остаться дома?
а) иду с радостью
б) бывает по-разному
в) чаще хочется остаться дома
. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не
обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
а) пошел бы в школу
б) не знаю
в) остался бы дома
. Тебе нравится, когда у вас отменяют
какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких
домашних заданий?
а) не хотел бы
б) не знаю
в) хотел бы
. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни
перемены?
а) нет
б) не знаю
в) хотел бы
. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям
и друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее
строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель
б) точно не знаю
в) хотел бы
. У тебя в классе много друзей?
а) да
б) мало
в) нет друзей
. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Обработка результатов:
За проставленные буквы начисляются следующие
баллы:
а - 3 балла
б - 2 балла
в - 0 баллов
Ниже приведена шкала определения мотивации на
учебу:
- 30 баллов высокий уровень школьной мотивации
- 20 баллов средний уровень школьной мотивации
и ниже баллов низкий уровень школьной мотивации
Результаты по данной методике:
Высокий уровень сформированности школьной
мотивации выявлен у 19% учеников. Дети с высоким уровнем школьной мотивации
ходят с довольствием в школу, не испытывают затруднений приходить утром в
школу. Они с желанием выполнят домашние задания и понимают их необходимость. У
учеников с высокой школьной мотивацией много друзей среди одноклассников, они
удовлетворены складывающимися отношениями с ними.
У 75% учеников средний уровень школьной
мотивации. Это свидетельствует о том, что учеников школа привлекает в
большинстве своем внеучебными мероприятиями: праздниками, переменами, общением
с одноклассниками, тренировками и соревнованиями.
Для мальчика № 14 характерно проявление низкого
уровня мотивации.
8. Методика “Удовлетворенность взаимоотношениями
в семье” Х.Г. Галямовой
Цель: Определить уровень удовлетворенности
испытуемого в его семье, семейных отношениях.
Инструкция:
Испытуемому предлагается ответить на
четырнадцать вопросов, с вариантами ответов:
а) да
б) иногда
в) нет
Ниже приведены вопросы по данной методике:
. Считаете ли вы, что в вашей семье есть
взаимопонимание между вами и родителями?
. Говорите ли вы с родителями “по душам”,
советуетесь ли по личным вопросам?
. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?
. Знают ли родители ваших друзей?
. Участвуете ли вы вместе с родителями в
хозяйственных делах?
. Проверяют ли ваши родители то, как вы учите
уроки?
. Участвуете ли вы в подготовке к семейным
праздникам?
. “Детские праздники” - предпочитаете ли вы,
чтобы родители были вместе с вами?
. Обсуждаете ли вы вместе прочитанные книги?
. Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные
телевизионные передачи и фильмы?
. Бываете ли вместе с родителями в театрах,
музеях, на выставках и концертах?
. Участвуете ли вы вместе с родителями в
прогулках и туристических походах?
. Предпочитают ли ваши родители проводить свой
отпуск вместе с вами?
Обработка результатов:
Подсчитываются баллы за буквы:
а) - 2 балла
б) - 1 балл
в) - 0 баллов
Ниже приведена шкала подсчета по данной
методике:
- 28 баллов высокий уровень удовлетворенности в
семье, испытуемый доволен своей семьей
- 19 баллов средний уровень удовлетворенности
и ниже баллов низкий уровень удовлетворенности в
семье, ребенка не устраивает его семья и семейные отношения
Результаты по данной методике:
В полной мере удовлетворены общением с
родителями в различных жизненных ситуациях 19% учеников. 62% детей со средним
уровнем удовлетворенности отмечают, что не часто обращаются к родителям по
интересующим их вопросам, редко ходят вместе с родителями в театры, музеи.
Некоторые мальчики отметили, что не хотели бы, чтобы их родители присутствовали
на праздниках, проводимых в классе, т. к. их мамы не помогают организовывать
праздники.
Заключение
Учитывая психолого-педагогическое исследование,
учащиеся младшего подросткового возраста характеризуются, с одной стороны,
некоторым снижением интереса к учению, с другой - повышением внимания к своей
личности, активным процессом самосознания.
Это определяет особую важность формирования у
детей личностно значимого учебно-познавательного интереса.
Возникновение устойчивого уровня мотивации
способствует возможности включения ребенка в такие виды учебной деятельности,
где он может достичь успеха и вместе с тем, где возникает ощущение преодоления
трудностей и препятствий. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать
положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность
ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время
контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости; создавать ситуацию
успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и
взаимоуважении.
Проблемное, развивающее обучение на достаточном
уровне трудности способствует творческой активности школьников, предоставляет
ученику возможность развивать свой потенциал.
Интерес ребенка к общению со сверстниками может
быть использован для развития мотивов совместной учебной деятельности. Через
интерес к конкретному предмету, который сам является мотивом учения, можно
развивать широкие познавательные мотивы и снимать тревожность. Изучение
преподавателями реального уровня развития мотивов учения, интеллектуальных
особенностей и эмоционального состояния ребенка, учет возрастных и
индивидуальных особенностей необходимы для разработки программы развития
познавательного интереса в учебе, учет склонностей и способностей учеников
способствует формированию положительного отношения к учению.
Учителям необходимо развивать у подростков
ответственность за себя и свои поступки, чаще показывать значимость и смысл
учебной деятельности, потому что основной причиной потери интереса к учебе
является отсутствие цели в учении.
В заключение своего отчета хочу сказать, что при
прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало.
Было очень интересно ознакамливаться с работой психолога образования.
Данная учебно-ознакомительная практика поможет
мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче
находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря школьному
психологу Мусатовой Наталье Юрьевне, которая показала правильный алгоритм
работы с детьми.
Я на практике увидела, как должен выглядеть
кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно
разделить территорию кабинета.
Я ознакомилась с очень важными и интересными
документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими
принципами.
Я думаю, что опыт, полученный мной на данной
практике, несомненно пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей
профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Психодиагностические методы
изучения личности - Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.
. Венгер А.Л., Г.А. Цукерман.
Психологическое обследование младших школьников. - М.: «Владос - пресс», 2003.-
160с
. Овчарова Р.В. Практическая
психология в школе. М.,- 1999.
. Полянцева О.И. Психология для
средних медицинских учреждений. -Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 415с.
. Флэйк - Хобсон К., Робинсон Б.Е.,
Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: АСТ-Пресс, 1998. -
314с.
Сводная таблица психодиагностических
исследований 5 класса
Имя
|
Познавательная
активность
|
Самооценка
успешности
|
Мотивация
|
Удовлетворенность
общением в семье
|
|
баллы
|
уровень
|
баллы
|
уровень
|
баллы
|
уровень
|
баллы
|
уровень
|
1.
Алиса С.
|
4-4
|
с
|
3-1
|
ад
|
19
|
с
|
18
|
с
|
2.
Эдуард П.
|
5-1
|
с
|
5-2
|
ад
|
19
|
с
|
17
|
с
|
3.
Марина Л.
|
с
|
6-2
|
ад
|
21
|
в
|
18
|
с
|
4.
Наталья С.
|
5-1
|
с
|
6-0
|
ад
|
20
|
с
|
21
|
в
|
5.
Сергей А.
|
4-5
|
с
|
3-3
|
ад
|
18
|
с
|
19
|
с
|
6.
Марина Н.
|
6-2
|
н
|
2-1
|
зан
|
21
|
в
|
24
|
в
|
7.
Алла К.
|
5-4
|
с
|
4-2
|
ад
|
15
|
с
|
16
|
с
|
8.
Наталья Р.
|
3-1
|
н
|
4-0
|
ад
|
17
|
с
|
16
|
с
|
9.
Анна Б.
|
8-1
|
в
|
9-0
|
ад
|
17
|
с
|
16
|
с
|
10.
Дмитрий С.
|
3-2
|
н
|
4-1
|
ад
|
15
|
с
|
10
|
н
|
5-1
|
с
|
1-0
|
зан
|
20
|
с
|
11
|
н
|
12.
Оля Т.
|
8-0
|
в
|
7-2
|
ад
|
17
|
с
|
20
|
в
|
13.
Саша М.
|
9-1
|
в
|
3-2
|
зан
|
23
|
в
|
13
|
н
|
14.
Ваня К.
|
6-3
|
с
|
6-0
|
ад
|
13
|
н
|
15
|
с
|
15.
Дмитрий Д.
|
7-0
|
с
|
5-4
|
ад
|
20
|
с
|
14
|
с
|
16.
Татьяна К.
|
4-2
|
с
|
6-2
|
ад
|
18
|
с
|
14
|
с
|