Особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,64 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте

Введение

аддиктивность поведение подросток зависимость

Современный мир богат открытиями и достижениями. Технический прогресс набирает все большие обороты. Однако постоянными спутниками нашей жизни стали всевозможные стрессы, депрессии, пагубные привычки и зависимое поведение. Отклоняющееся от нормы поведение всегда вызывало интерес у специалистов широкого круга: психологов, врачей, педагогов, социологов, работников правоохранительных органов.

Из отклоняющегося поведения можно выделить подгруппу так называемого зависимого или аддиктивного поведения личности. В настоящее время проблеме зависимого поведения уделяется пристальное внимание.

Аддиктивное поведение сегодня является проблемой подавляющего большинства населения развитых стран. Изучением аддиктивного поведения занимались такие авторы как Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Л.И. Божович, И.А. Рудакова и другие авторы.

В основе поведения аддиктивной личности лежит стремление к уходу от реальности, страх перед рутиной и повседневностью, наполненной обязанностями жизнью, склонность к поиску новых эмоциональных переживаний и неспособность быть ответственным за что-либо.

В связи с возрастающей компьютеризацией современного общества стала актуальна проблема компьютерной зависимости. В рамках отечественной психологии интерес к этой проблеме возник сравнительно недавно.

Изучением данной проблемы занимались Кимберли Янг, И. Голдберг, Ю.Д. Бабаева и др. Исследования этих авторов указывают на то, что на формирование компьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям относят характер, который определяет устойчивое поведение человека.

Компьютерная зависимость поражает как взрослых людей с устоявшейся психикой, так и подростков, находящихся на начальных стадиях своего формирования. Большое количество подростков и молодых людей предпочитает провождение своего досуга за компьютером, играя в компьютерные игры и общаясь на интернет-сайтах, активному отдыху или живому общению, что пагубно влияет на их психическое и физическое здоровье.

В настоящее время компьютерной зависимости подвергаются наиболее часто дети и подростки. Проблемы ухода в виртуальный мир могут быть разнообразными: конфликтные взаимоотношения с друзьями и одноклассниками, непонимание и недостаток внимания со стороны родителей, эмоционально-психологическое напряжение.

В связи с высокими темпами компьютеризации, постоянной связанностью с компьютером у подростков может возникнуть компьютерная зависимость, которая может привести к нарушению психики подростков.

Объект исследования - компьютерная зависимость.

Предмет исследования - особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте.

Цель курсовой работы: выявить особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников.

Задачи курсовой работы:

-раскрыть содержание понятия «аддиктивное поведение»;

-рассмотреть основные виды и факторы аддиктивного поведения в подростковом возрасте;

-выявить существующие виды компьютерной зависимости и её причины;

-определить влияние компьютерной зависимости на психические процессы и личность подростка.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников.

1. Понятие аддиктивности в психологической науке

.1Аддиктивное поведение

Аддикция - (addiction) - состояние зависимости, развивающееся в результате привыкания [1, с. 592].

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций [2, с. 5].

Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов.

Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Современному человеку приходится принимать все возрастающее количество решений в единицу времени. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г. Селье, говоря об адаптации, пишет: «Большая способность к приспособлению, или адаптации, - вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу».

«Приспособляемость - это, вероятно, главная отличительная черта жизни».

«Есть два способа выживания: борьба и адаптация» [3, с. 336].

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне.

Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций.

Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ «борьбы» с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. «Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации» [4].

Деструктивная сущность аддиктивного поведения. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, «но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности» [4]. Формы аддикции могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее и сильнее. Это опасно не только для самого аддикта, но и для тех, кто его окружает. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт «оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям» [5, с. 18].

Межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи. Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию. Страшно то, что манипулятивный стиль переносится в сферу межличностных контактов. Таким образом, во взаимодействии аддиктивной личности с миром происходит специфическая переориентация: «одушевляются» предметные отношения с аддиктивными агентами и «опредмечиваются» межличностные отношения.

Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции общения.

Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют прежде всего в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они «желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности», ищут «точку опоры в других людях» [6, с. 95]. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции (то есть взаимодействия одной личности с другими - С.Б.) как идентификация, эмпатия, рефлексия.

Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие.

Аддикт ограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность: коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и эстетический. Таким образом, стремление уйти от проблем и иллюзия комфорта обрекают аддикта на личностный застой, несостоятельность или полный крах.

Окружающие его люди начинают испытывать все возрастающее недовольство по поводу такого поведения, учащаются и усиливаются конфликты. Пытаясь избежать затруднительных конфликтных ситуаций, аддикт напротив все больше расширяет зону конфликта и увеличивает долю нерешенных проблем, в значительной мере осложняя жизнь себе и близким.

Этапы формирования аддикции. «Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне» [5, с. 19]. «Исходная точка - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычного волнения при знакомстве с какой либо коллекцией и др.) и фиксация в сознании этой связи» [2, с. 19]. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние. Группой риска становятся люди с низкими адаптивными возможностями, неустойчивые перед разного рода стрессорами, проявляющие постоянное недовольство собой, жизнью и окружением, в котором в трудную минуту не находится поддержка.

Следующий этап аддиктивного поведения «характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Она зависит от многих факторов: особенностей личности до возникновения аддикции, предшествующих аддикции установок, особенностей воспитания, культурного уровня, окружающей социальной среды, значимых событий в жизни, изменений привычного стереотипа» [2, с. 21] и др. Прослеживается корреляция ритма аддикции с жизненными затруднениями, и чем ниже порог переносимости фрустраций, тем быстрее ритм. С учащением случаев прибегания к аддиктивной реализации межличностные отношения постепенно отступают на второй план. Провоцировать аддикцию начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.

На третьем этапе аддиктивный ритм становится «стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «интегральной частью личности» [2, с. 22]. Это делает аддиктов «невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Формально-логические умозаключения аддикта подчинены эмоциональному состоянию и являются по сути дела оформлением в логической форме «мышления по желанию», направленного в данном случае на вытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможности критического отношения к себе. Мотивация искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивной, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение» [2, с. 25].

Четвертый этап - полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддикт ничего не оставляет от своего внутреннего мира. «Остается только внешняя оболочка. Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены уже не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне. Теряется даже способность к манипуляции другими людьми. На этой стадии доверие к аддиктам уже потеряно, их начинают воспринимать как «конченных», ни на что хорошее не способных людей» [2, с. 26].

Пятый этап носит уже характер катастрофы. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы.

Характерные черты аддиктивной личности. Поведение аддиктов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общих особенностей:

Сниженная переносимость трудностей обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем;

Скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение «в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными» [2, с. 55];

Стремление говорить неправду. Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров;

Уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент;

Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить;

Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки;

Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.

Таким образом, уход аддикта от реальности путем изменения своего психического состояния не решает проблем, а лишь создает иллюзию. Аддикт все больше расширяет зону конфликта и увеличивает долю не решенных проблем, в значительной мере осложняя жизнь себе и близким. Процесс формирования аддикции состоит из пяти этопов, каждый из которых пагубно влияет на аддикта и окружающих его людей.

1.2 Виды аддиктивного поведения

аддиктивность поведение подросток зависимость

В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости. Фармакологические (химические) подразумевают под собой такие зависимости, как наркотизм (наркомания), алкоголизм, табакокурение, токсикомания. Субстанциональные включают в себя компьютерные, игорные зависимости, эмоциональные созависимости (секс- и любовные зависимости), трудо- или работоголизм и многие другие. Пищевые зависимости говорят сами за себя.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

. Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.д.)

. Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.)

. Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева выделяют следующие виды аддикций:

Алкогольная аддикция.

Одна из форм фармакологических или химических зависимостей, в основе ее лежит употребление спиртосодержащих напитков. Алкоголь является пищевым продуктом или входит в них, не являясь запрещенным как, например, наркотики. Алкоголь не изменяет, а кристаллизует текущее состояние, если вам грустно, то употребление алкоголя не поднимет ваше настроение, а наоборот, его еще больше ухудшит [7, с. 10].

Наркотическая аддикция.

Наркотическая аддикция - болезненные состояния, характеризующиеся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в непреодолимом повторном потреблении психоактивных веществ. Наркотическими признаются вещества или лекарства, которые обладают способностью специфического действия на центральную нервную систему (стимулировать, вызывать эйфорию, изменять восприятие окружающего и пр.) [7, с. 10].

Токсикомания.

Токсикомания развивается в связи с употреблением лекарственных средств и веществ, не отнесенных к наркотическим, но также изменяющих состояние психической деятельности человека и его поведение. Диапазон веществ с токсикоманическим действием очень широк - от медикаментов (аналгетики, транквилизаторы, снотворные, стимуляторы и др.) до технических растворителей и средств бытовой химии [7, с. 11].

Лекарственная аддикция.

Табакокурение.

Курение табака - один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и являющийся поэтому бытовой наркоманией. Сигарета доставляет курильщику удовольствие. Особенно остро ощущается потребность в курении после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм.

Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства [7, с. 12].

Игровые аддикции.

Игровую аддикцию по-другому называют гэмблингом (от англ. gambling - играние). К этому виду аддикций относятся такие зависимости как зависимость от казино, карт, игровых автоматов, других азартных игр [7, с. 14].

Трудоголизм.

Трудоголизм, в отличие от многих видов других зависимостей, является социально-одобряемой аддикцией. Но на самом деле трудоголик - это личность с определенными психологическими проблемами. Источником психологического дискомфорта, психологической травмы чаще всего бывает реально пережитый или мнимый страх: боязнь неудачи, страх перед одиночеством или, напротив, боязнь общения

Очень часто трудоголизм - страх перед постоянным напряжением в личной жизни, результат не сложившихся (или утраченных) отношений с детьми, разочарование в близком человеке. Работа становится своего рода психологической защитой, щитом, отражающим отрицательные эмоции. Трудоголизм - социально приемлемая форма бегства от проблем [7, с. 13].

Компьютерная аддикция.

О компьютерной зависимости заговорили совсем недавно. Включает в себя зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет зависимость [7, с. 14].

Пищевые зависимости.

К этому виду аддикций относятся такие психические расстройства как булимия (переедание) и анорексия (добровольный отказ от пищи).

Пищевая зависимость - это не только переедание и голодание, но и зависимость от вкуса: от вкуса кофе, шоколада, сливок и т.д. [7, с. 15].

Таким образом, виды аддиктивного поведения многогранны. Каждый вид имеет свои средства аддикциий, который подразделяются на типы (психоактивны вещества, хобби и т.д.). Некоторые виды аддикций ещё мало изучены (компьютерная) и требуют дальнейшего исследования.

1.3 Психологические особенности подросткового возраста

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 11 - 12 до 14 - 17 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних и старших классах школы.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности. Из психологического словаря: «Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной [8].

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса».

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Проявления «подросткового комплекса»:

· чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

· крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;

· внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

целеустремленность, настойчивость и импульсивность;

Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;

Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать [9].

По мнению Л.И. Божович, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения.

Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.

Таким образом, подростковый возраст захватывает достаточно долгий период развития, в котором формируются многие нравственные ценности. Чтобы подросток чувствовал себя комфортно на этом этапе своего развития, следует установить: благоприятный климат в семье, основанный на взаимопонимании, а также доверительные отношения с взрослыми и сверстниками.

1.4 Факторы аддиктивного поведения подростков

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию.

Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям [10].

Подростковый возраст - это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате - уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода - эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, наконец, совершение правонарушения.

Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, экономического, психологического и психосоматического характера, приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности - потребности в полноценном развитии и самореализации.

Выделяются следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе аддиктивного поведения [11]:

дисфункциональность семьи;

личностные особенности (возрастные, характерологические, психические и т.д.);

школьная дезадаптация;

воздействие асоциальной неформальной среды;

причины социально - экономического и демографического характера.

Рассмотрим основные факторы, которые, по мнению И.А. Рудаковой, провоцируют аддиктивное поведение у подростков.

Семья - основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами.

Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений - важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания. Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок начинает употреблять наркотические вещества и спиртные напитки чаще, чем в других семьях [12, с. 29].

Конфликтные семьи. Отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять наркотиками или протестовать. При пассивном протесте, вследствие несправедливого отношения к ребенку со стороны родителей, он замыкается в себе. В случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться.

Десоциализированные семьи. Как правило, характеризуются низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом и антисоциальным образом жизни. Семьи активно формируют у подростка, находящегося в постоянном конфликте с окружающим их социумом, агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру. У него формируется потребность скрывать наркотические пристрастия и алкоголизм своей семьи. Он внутренне переживает свою неполноценность. Чувствуя себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным, он социально изолирует себя. Подросток видит несоответствие между тем, что говорят, и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и пониженная самооценка. Дети в алкогольных семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или насилия, испытывают долгое время чувство стыда, ненависть, подавленность.

У подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки имеют реальные возможности для самоутверждения прежде всего через приобщение к наркотическим и алкогольным традициям компании.

Наркотики как средство самоутверждения.

Одна из причин наркомании подростков - усиленные притязания на взрослость. Потребление ПАВ в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению наркотиков и алкоголя как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия [12, с. 30].

Наркотики и алкоголь как реклама.

Привлекательность для подростков наркотических веществ и спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления наркотиков в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи США считают, что примеры пьющих телегероев, а, в основном, они играют положительные роли, - наиболее действенная форма вовлечения подростков в пьянство. «Польза» наркотических веществ и алкогольных напитков косвенно поддерживается некоторыми зарубежными и отечественными произведениями литературы и кино, где поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья - дело обыденное и непредосудительное [12, с. 31].

Наркотики как времяпрепровождение.

В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т.д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять наркотические вещества и спиртные напитки.

Наркотики как иллюзорная реальность.

Некоторые подростки употребляют наркотики и спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением наркотических веществ [12, с. 35].

Наркотики под влиянием культуры.

Взаимоотношения подростка и окружающего его культурного поля накладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психических реакций, влечений и пр.

Некоторые молодежные субкультуры включают наркотики и алкоголь как неотъемлемый, обязательный элемент. Например, стиль «рэйв» (сумасшествие) предполагает прием наркотика «экстази», а стиль «хиппи» предполагает употребление конопли и т.д. [12, с. 38].

Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Аддикция представляет собой путь наименьшего сопротивления. «Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации». Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями.

2. Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения у подростков

.1 Понятие и виды компьютерной зависимости

Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Новый термин - «кибернетическая лудомания» официально введен в мировую медицинскую практику. Он относится к людям, которые попали в тяжелую зависимость от компьютерных игр, что сказывается на их образе жизни и зачастую даже на физическом и моральном здоровье.

Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям.

Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Наиболее часто встречается в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т.п. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), данная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом» компьютерных программ и т.п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий [13, с. 45].

Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности:

) Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

) Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

) Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная [14, с. 16].

Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов:

) Кибераддикция - зависимость от компьютерных игр подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

Ролевые компьютерные игры, для которых характерен максимальный уход от реальности.

Неролевые компьютерные игры, для которых характерно стремление к достижению цели - пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков.

Неважно, какой тип игры человек выбирает - все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется.

Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Характер отношений с компьютером принимает все более интимные, эмоциональные черты, создавая иллюзию комфорта и стабильности. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.

) Сетеголизм - зависимость от Интернета. Проявляются бесконечным пребыванием человека в сети Интернет. Характеризуется долгим пребыванием в виртуальном мире (иногда по 12-14 часов в сутки), заведением виртуальных знакомств, скачиванием музыки, общением в чатах [15, с. 3].

) Хакерство - вид деятельности, характеризующийся увлечением поиском информации и применением таких знаний. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия. Посвященных данному феномену психологических исследований практически нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного развития подростка [16, с. 30].

Некоторые признаки «сетеголика»:

) Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета.

) Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться.

) Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети.

) Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале.

) Из-за слишком сильного увлечения Интернетом появляется риск утраты важных личных контактов - семьи, друзей, коллег по работе.

) Использование Сети в качестве способа сбежать от личных проблем или же поднять настроение, как средства против чувства вины, безнадежности и депрессии.

) Низкая работоспособность [17, с. 3].

Профессор К. Янг из Питсбургского университета, занимающийся исследованиями в этой области, выделяет пять основных категорий:

) Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для «взрослых» или от киберпорнографии.

) Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.

) Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.

) Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных [18, с. 24].

Также Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома интернет-зависимости:

) навязчивое желание проверить e-mail;

) постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;

) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [18, с. 29].

И. Голдберг приводит следующую систему критериев. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им [19, с. 2].

Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

) хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

) невозможность остановиться;

) увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

) пренебрежение семьей и друзьями;

) ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

) ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

) проблемы с работой или учебой;

Физические симптомы:

) синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

) сухость в глазах;

) головные боли по типу мигрени;

) боли в спине;

) нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

) пренебрежение личной гигиеной;

) расстройства сна, изменение режима сна

Таким образом, признаком компьютерной зависимости является сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. У аддикта сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Компьютерная зависимость поражает не только психические стороны человека, но и его физическое здоровье.

2.2 Влияние компьютерной зависимости на психические процессы и личность подростков

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации [20]. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени. В большинстве случаев компьютерная, Интернет - или игровая зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

У человека, по своей воле прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью. Нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как карьера, работа, семья перестают волновать. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую сферы деятельности.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.

Подросток, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания учебе и исполнению различных социальных функции.

Под влиянием компьютерной зависимости у подростка может сформироваться аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, подросток меньше уделяет времени своим реальным увлечениям и постоянно стремится вернуться в виртуальный мир.

В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству. Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Компьютерный мир привлекателен для подростка: наличием собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; отсутствием ответственности; анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе информации в интернете; возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств; реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира; возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток; возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий [21].

Из вышесказанного можно сказать, что в подростковом возрасте формируются ценностные ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. У ребенка возникает эмоциональная холодность, замкнутость, не способность к сопереживанию, психологический инфантилизм - не умение брать на себя ответственность, контролировать свои поступки. Адекватная личность формируется только в живом общении с другими людьми. Подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь.

2.3 Причины и механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков

Необходимо рассмотреть причины ухода подростка в виртуальную реальность. Одной из причин является жажда приключений, которые подросток может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т.е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.Следующей причиной могут стать постоянные конфликты между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение.

Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников [22, с. 73].

Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности [23, с. 32].

Чтобы снять эмоционально-психологическое напряжение, дети уходят в виртуальный мир. Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир компенсирует недостаток внимания и отношения с родителями [22, с. 73].

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир.

Полностью трансформируется режим дня и ночи - близкие и родители отмечают беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера ребенка формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Однако, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного [23, c. 34].

Ритм современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий ребенка ожидает в квартире лишь его преданный товарищ - компьютер. А когда родители совершенно не интересуются компьютером и тем, что именно делает ребенок за ним, то процесс полностью выходит из-под контроля.

Люди подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг [24, c. 57].

Необходимо рассмотреть эти признаки, которые встречаются у подростков страдающих компьютерной зависимостью:

·когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

·если все же подростка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

·подросток не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

·подросток расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

·подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

·сбивается полностью график питания и сна, подросток начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

·чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

·прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

·когда подросток начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

·происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

·подросток испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

·он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть [24, c. 58].

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением [25, с. 16].

Н.И. Алтухов и К.Ю. Галкин выделяют следующие признаки и симптомы компьютеромании:

·изменение актуального психического состояния в сторону эйфории при контакте с компьютером или «предвкушении» контакта;

·исчезновение контроля времени, проводимого за компьютером;

·стремление к увеличению времени взаимодействия с компьютером;

·раздражение, угнетенность, ошушение «пустоты» при невозможности контакта с компьютером;

·использование компьютера или игровой приставки для изменения актуального психического состояния со знака «-» на знак «+»;

·возникновение проблем во взаимоотношениях в микросоциальных группах;

·вегето-висцеральные признаки (сухость глаз, запоры, исчезновение аппетита) [26, c. 55].

Родителям стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:

·начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

·начал проводить ночи у компьютера;

·начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

·как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

·забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

·находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

·угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере [24, c. 59].

Далее рассмотрим механизмы компьютерной зависимости. Данные механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности. Эти мотивы проявляются уже после первого знакомства подростка с той или иной компьютерной игрой. Можно сказать, что независимо от того, зачем подросток стал играть в ту или иную игру, у него сразу происходит формирование игровой зависимости. В дальнейшем на основе индивидуальных особенностей и мотива игры начинает формироваться зависимость.

Существует два механизма формирования компьютерной зависимости.

Первый механизм - это уход от реальности. Основой этого механизма является потребность подростка в отстранении от повседневных хлопот и проблем, будь то проблемы в школе, со сверстниками, в семье или с учителями. Термин «уход от реальности» обозначает не просто уход из общества или социума, а именно уход от реальности. Уйти от социума можно, используя совершенно другие и самые разнообразные способы, включая неролевые компьютерные игры. Однако, чтобы уйти от настоящей реальности, необходимо заменить ее на другую - виртуальную [22, с. 74].

Психологические аспекты механизма формирования зависимости основаны на естественном стремлении подростка или ребенка избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.

Психика детей еще неустойчива к неблагоприятным воздействиям, любые переживания и неприятности воспринимаются как безвыходные или катастрофические. Ролевая компьютерная игра позволяет найти простой и доступный способ создания другого мира, жизненных ситуаций, доселе не испытанных и невозможных в реальности.

При помощи ролевой игры подросток сам создает себе идеальный мир, где нет проблем, забот, учебы, и других повседневных обязанностей. Может показаться, что такая игра может стать способом эмоциональной разрядки и снятия стресса. Но ребенок очень быстро привыкает к этой идеальной реальности, в дальнейшем выход из которой становится трудно найти, потому что в реальной жизни проблемы никуда не испаряются, и ребенок начинает все чаще и чаще уходить в другую реальность, он как бы начинает злоупотреблять ею. И поэтому возникает опасность полного отрешения от настоящего мира, может произойти замена реальности на виртуальный мир. Возрастает риск формирования очень сильной компьютерной зависимости [22, с. 74].

Следующий механизм формирования компьютерной зависимости - это принятие роли. Для подростка характерно стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет ему удовлетворять потребности, которые по каким-то причинам не могут удовлетвориться в реальной жизни [22, с. 75].

Люди привыкли играть в ролевые игры с самого детства. Эти игры являются частью познавательной деятельности человека. Когда ребенок играет в ролевую игру, то он сознательно принимает на себя роль взрослого человека (мамы, папы, бабушки или дедушки), тем самым он удовлетворяет бессознательную потребность в познании мира, который его окружает. По мере взросления ребенок заменяет ролевые игры на интеллектуальные, но все же потребность принять на себя роль другого человека сохраняется. При помощи виртуальной реальности эту потребность можно удовлетворить в компьютерной игре [22, с. 75].

Ролевая игра - это весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе ролевой игры удовлетворяется не осознаваемая человеком познавательная потребность, в результате чего ребенок получает удовольствие. Сам процесс формирования зависимости полностью построен на желании и острой необходимости в принятии роли [27, с. 12].

После того как ребенок несколько раз играет в ролевую игру, он замечает, что может принимать на себя роль своего компьютерного персонажа. Он понимает, что здесь он вполне может удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Он осознает, что его компьютерного персонажа уважают, он сильный, умный, предприимчивый, нахальный, с его мнением считаются, он может убить сотню врагов сразу, и для ребенка очень приятно входить в роль этого героя, чувствовать собственную силу и мощь, тогда как в действительности попасть в подобные ситуации и остаться живым у него вряд ли получится [27, с. 13].

Дальше происходит следующее: чем больше ребенок начинает играть, тем ярче становятся различия между реальной жизнью и виртуальной. Таким образом, игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, ребенок начинает реализовывать свои потребности в игровом мире, а не в реальном. Конечно, последствия такой компенсации очень тяжелы. Это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности самого ребенка, в формировании самосознания и самооценки, а также высших психических функций [23, с. 34].

Таким образом, возникновение потребности в принятии роли другого человека, связанной с ролевыми компьютерными играми, появляется на фоне таких психологических факторов, как:

* желание и острая необходимость в уходе от реальности;

* потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры.

Данные факторы могут выступать как совместно, так и доминируя один над другим. Оба эти механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний.

Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно [28, с. 109].

Можно выделить стадии формирования данной зависимости.

1. Стадия легкой увлеченности.

После того как подросток впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Подросток начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность. Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но подросток, к сожалению, этого не осознает [26, c. 44].

Однако эта стадия имеет свою специфику: игра носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека [26, с. 44].

2. Стадия увлеченности.

Для перехода на эту стадию необходимо появление у подростка новой потребности - потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если подросток не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего [26, с. 44].

3. Стадия зависимости.

Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере подростка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир [28, с. 109].

Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости подросток поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер.

Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику подростка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию [26, с. 44].

4. Стадия привязанности.

Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления [28, с. 109].

Здесь подросток держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень [26, с. 45].

Таким образом, уход подростка в виртуальную реальность связан со многими факторами: недостаток внимания со стороны родителей, стиль воспитания, конфликтные взаимоотношения с семьей и друзьями. Чтобы снять эмоционально-психологическое напряжение дети уходят в виртуальную реальность. Вполне возможно, что если подросток полностью удовлетворен своей жизнью и умеет рационально решать свои проблемы, то, может быть, у него не возникнет желания уходить в другой мир - мир виртуальный. Однако таких детей очень немного, поэтому большинство из них можно считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр и Интернета.

В настоящее время компьютерной зависимости больше всех подвержены дети и подростки. Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками. В формировании компьютерной зависимости участвуют два механизма: уход от реальности и принятие роли.

Можно выделить следующие особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте:

·подросток проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон;

·из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе;

·подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей;

·интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером.

·подросток становится более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.


Данное исследование посвящено особенностям проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте.

Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.

В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости. К субстанциональной зависимости относят компьютерную зависимость, которую начали изучать относительно недавно.

Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности, обыденности, обязанностей и проблем. Компьютерные технологии и компьютерные игры становятся все более доступными и разнообразными, что способствует увеличению людей страдающих компьютерной зависимостью и зависимостью от Интернета.

В настоящее время компьютерной зависимости больше всех подвержены дети и подростки. Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками. Также причиной может послужить заниженная самооценка подростка. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера ребенка формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Однако, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного.

В формировании компьютерной зависимости участвуют два механизма: уход от реальности и принятие роли. Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.

Чрезмерное пребывание за компьютером способно нарушать некоторые психические свойства подростков, а именно коммуникабельность, открытость, желание общения, чувство сострадания. Это приводит к замкнутости, обособленности подростка; утрате интереса к социальной жизни, нарушению межличностных отношений.

Можно выделить следующие особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте: подросток проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон; из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе; подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей; интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером; подросток становится более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

Таким образом, проблема формирования компьютерной зависимости у подростков является действующей, важной и социально значимой.

Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей и подростков) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ - работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что его воспитание должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Список использованных источников

Сельченок, К.В. Психология зависимости: Хрестоматия/ Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004.-592 с.

Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков / М.Л. Кочина, Л.В. Подригало, В.М. Синайко, А.В. Яворский и др. // Укр. ШСН. психоневрологи. - 2001. - Т. 9, вып. - №1.

Асмолов, А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 272 с.

Козловская, Г.В., Кремнева, Л.Ф. Психогигиена детей и подростков/ Г.В. Козловская, Л.Ф. Кремнева. - М: Медицина, 1985. - С. 66-91.

Якушина, Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия/ Е.В. Якушина. - Педагогика, 2001. - №4. - С. 45-62.

Усков, А.Ф. Неистребимая аддикция к жизни: предисловие к сборнику // Психология и лечение зависимого поведения/ Под ред. Даулинга. Пер. с англ. Р.Р. Мурзатина, под ред. А.Ф. Ускова. - М.: «Класс», 2000. - 240 с.

Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития/ Обзор психиатрии и мед. психологии/ Ц.П. Короленко. - 1991 - №3.

Абрамова, Г.С. Практическая психология/ Г.С Абрамова.-М.: Академический Проект, 2001. - 480 с.

Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста/ В.А. Гурьева. - Томск.: НИИ ФСИН, 1996. - 287 с.

Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты)/ С.Л. Братченко. М.: Смысл, 1999. - 137 с.

Ананьев, Б.Г. Теория ощущений/ Б.Г. Ананьев. - Л, 1961.-

Рудакова, И.А. Девиантное поведение/ И.А. Рудакова. - М., 2005. - 156 с.

Венгер, А.Л Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития/ А.Л. Венгер. - М.:АСТ, 2010. - 34 с.

Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете/ Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. - М.: Можайск-Терра, 2000. - 431 с.

Информационный портал, режим доступа: #"justify">. Марков, Дж., Хефнер, К. Хакеры/ Дж. Марков, К. Хефнер. - Киев:, Рада, 2006. - С. 34.

Информационный портал, режим доступа: #"justify">Янг, К. Диагноз - Интернет-зависимость/ К. Янг. - СПБ: Мир Интернет, 2008. - С. 24-29.

Информационный портал для психологов, режим доступа: www.netaddiction.com/parents. htm

Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований/ С.А. Шапкин. - Психологический журнал, 1999, том 20, №1

Гордеева, А.В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект/ А.В. Гордеева. - К. - 2004. - С. 11-16.

Мулик, Е.О., Коломиец, А.А., Мулик, Ю.В. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости/ Е.О. Мулик, А.А. Коломиец, Ю.В. Мулик // Материалы научного симпозиума. - Л., 2003. - С. 73-74.

Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета/ А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская // Труды по социологии образования/ А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская. - 2000. - Т. 5, вып. №7. - С. 34-40.

Прохоров, А.О., Сережкина, А.Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения/А.О. Прохоров, А.Е. Сережкина // Вопросы психологии/ А.О. Прохоров, А.Е. Сережкина. - 1995, №3. - С 53-61.

Гурьева, Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты/ Л.П. Гурьева // Вопр. Психологии/ Л.П. Гурьева. - 1993. - №3. - С. 5-16.

Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/ Л.Н. Юрьева, Т Ю. Больбот. - Дн.: Пороги, 2006. - 196 с.

. Иванов, М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/ М. Иванов // Психол. Журнал/ М. Иванов. - 2003. - Т. 24, №2. - С. 10-14.

. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков/ М.Л. Кочина, Л.В. Подригало, В.М. Синайко, А.В. Яворский и др. // Укр. ШСН. психоневрологи. - 2001. - Т. 9, вып. №1.-С. 109-112.

Похожие работы на - Особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!