Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, увлеченных компьютером

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    88,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, увлеченных компьютером

Содержание

Введение

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ ПОДРОСТКОВ

.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста

.2 Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка

.3. Проблема увлечения подростков компьютерными играми и Интернетом. Понятие компьютерной зависимости

. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, УВЛЕЧЕННЫХ КОМПЬЮТЕРОМ

.1 Методики исследования

.2 Организация исследования, полученные результаты и их интерпретация

.3 Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ века головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии.

Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» (от английского «game» - игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но, так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, особенно подростков, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки.

Различные аспекты этой проблемной области разрабатываются психологами сравнительно давно. В частности О.К.Тихомировым и его учениками О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабаниным, Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунским и многими другими велись и ведутся исследования структурных и функциональных изменений в психической деятельности человека при взаимодействии с компьютером [47]. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся фундаментальные разработки этой проблемы, осуществленные в школе О.К. Тихомирова и вскрывающие общие закономерности мотивации пользователя, несмотря на разработку проблем виртуальной реальности, мотивация различных групп пользователей, относящихся к разным возрастным или профессиональным категориям, еще мало изучена.

Особенный интерес может представлять изучение мотивации взаимодействия с компьютером у подростков и юношей - в период, когда образование важнейших составляющих личности и самосознания человека во многих аспектах только начинается и далеко от своего завершения, но вместе с тем, уже можно говорить об автономизации личности ребенка от взрослых и об открытии им возможностей дальнейшего самостоятельного развития. Этот период является своеобразным переломным моментом в развитии человека, и увлечение компьютером может способствовать как дальнейшему прогрессу в становлении личности, так и формированию пассивной зависимости от компьютера, тормозящей ее развитие.

Исследования мотивационно-потребностной сферы компьютерно-зависимых подростков только начинаются, и их результаты позволяют ставить новые проблемы. Одной из них становится проблема того, каким образом деятельность с компьютером, в которую включены подростки, отражается в их самосознании со стороны своих мотивов и потребностей.

Цель исследования: изучить особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, увлеченных компьютером.

Объект исследования - особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, увлеченных компьютером.

Предмет исследования - мотивационно-потребностная сфера подростков. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у подростков увлеченных компьютерами отмечается тенденция к малой осмысленности жизни; локус контроля чаще находится в экстернальной области; преобладает внешняя мотивация и привлечение внимания произведенным эффектом.

Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

) изучить психолого-педагогическую литературу по выбранной тематике;

) провести эмпирическое исследование с целью выявления особенностей мотивационно-потребностной сферы подростков, увлеченных компьютерами;

) разработать рекомендации по коррекции депривации мотивационного пространства личности увлеченных компьютером подростков.

Методологическая база исследования: психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), теория развития психики (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина и др.), концепция педагогики индивидуальности (В.Г. Ананьев, О.С. Гребенюк, Ю.М. Орлов и др.), теории компьютерной зависимости (О.К.Тихомиров, А.Е. Войскунский, М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг).

Методы исследования:

) теоретические - анализ и синтез литературы;

) эмпирические - метод экспертных оценок, тестирование, анкетирование;

) методы статистической обработки.

Методики исследования.

. Анкета изучения компьютерной зависимости учащихся.

. Опросник «Направленность личности» В.Смекалова и М. Кучера.

. Тест - опросник направленности учебной мотивации.

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости подростков, в разработке научно - обоснованной программы психологического воздействия на компьютерную зависимость подростков, направленной на снижение компьютерной активности, формирование социально-адаптивных свойств личности, гармонизацию межличностных отношений, повышение родительского надзора за использованием компьютера. В работе предложены методы диагностики компьютерной зависимости и личностной предрасположенности к ее формированию, описаны категории подростков с различной степенью и формой компьютерной активности. Специально разработанный комплекс практических занятий может быть внедрен в деятельность школьной психологической службы.

Структура дипломной работы: работа изложена на 77 страницах печатного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Список литературы включает 60 источников.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определены методологические и теоретические предпосылки исследования, цель, объект и предмет исследования; сформулирована гипотеза и задачи исследования и отражена практическая значимость.

В первой главе «Теоретический анализ психологических подходов к мотивационно-потребностной сфере подростков» рассматриваются психофизиологические особенности подростков, раскрываются особенности их мотивационно-потребностной сферы.

Во второй главе «Эмпирическое исследование мотивационно-потребностной сферы подростков, увлеченных компьютером» представлены результаты исследования мотивационно-потребностной сферы подростков, увлеченных компьютером.

База исследования - МАОУ ООШ № 15 г. Калининграда.

Выборка респондентов - учащиеся 8-9-ых классов МАОУ ООШ № 15 города Калининграда в количестве 30 человек.

1. Теоретический анализ психологических подходов к мотивационно-потребностной сфере

.1 Психологические особенности подросткового возраста

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет [1, с. 20].

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность <#"702038.files/image001.jpg">

Рисунок 2.1. «Результаты, полученные при диагностике изучения направленности личности»

1. Из рисунка 2.1. видно, что 80% испытуемых обладают личностной направленностью. У таких подростков преобладает мотив собственного благополучия, стремление к личностному первенству, престижу. Такие учащиеся чаще всего бывают заняты самими собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагируют на потребности людей вокруг себя. В учебе видят, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания. 20% испытуемых обладают коллективистической направленностью. У таких подростков преобладает потребность в общении. Такие учащиеся стремятся поддерживать хорошие взаимоотношения с одноклассниками и друзьями, проявляют интерес к совместной деятельности.

В ходе проведения эмпирического исследования по методике «Изучение направленности учебной мотивации» были получены следующие результаты, которые отражены в диаграмме:

Рисунок 2.2. «Результаты, полученные при диагностике изучения направленности учебной мотивации»

. Из рисунка 2.2. видно, что для 80% испытуемых овладение содержанием учебных предметов не является целью учения, а выступает средством достижения других целей: подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. (преобладает внутренняя мотивация к учению). Такие учащийся, как правило, отчуждены от процесса познания, проявляют пассивность, переживают бессмысленность происходящего либо их активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является личностно значимым.

Для 20% испытуемых внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности таких учащихся в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения. Учащиеся непосредственно вовлечены в процесс познания, и это доставляет им эмоциональное удовлетворение.

На основе вышеуказанных фактов можно сделать следующие выводы:

. Большинство испытуемых экспериментальной группы обладают коллективистической направленностью, а большинство испытуемых контрольной группы обладают деловой направленностью.

. Большинство испытуемых экспериментальной группы обладают внешней мотивацией к обучению, когда большинство испытуемых контрольной группы имеют внутреннюю мотивацию на учение.

Для оценки статистической значимости различий мотивационно-потребностной сферы в контрольных и экспериментальных группах применялся критерий  [45, с. 98].

Зная, что:

(1)

где: 1 - значение наблюдаемого статистического критерия,

 - общее число подростков, не увлеченных компьютером,

 - общее число подростков, увлеченных компьютером,

 -число испытуемых в экспериментальной группе соответствующего уровня,

-число испытуемых в контрольной группе соответствующего уровня, подставим в общую формулу (1) значения параметров мотивационно-потребностной сферы из таблицы 1.

Статистическая значимость различий показателя «направленность личности»

Принимая во внимание, что для уровня значимости (или достоверности 95%, что общепринято в педагогических исследованиях) и число степеней свободы u = С - 1 = 3 - 1 = 2 критическое значение критерия = 5,99 (С - число уровней [45, с. 120]) получаем, что в рассматриваемом случае . Это значит, что распределение учащихся по уровням направленности личности в контрольных и экспериментальных группах существенно отличается.

Статистическая значимость различий показателя «направленность учебной мотивации»

Принимая во внимание, что для уровня значимости (или достоверности 95%, что общепринято в педагогических исследованиях) и число степеней свободы u = С - 1 = 2 - 1 = 1 критическое значение критерия = 3,84 (С - число уровней [45, с. 120] ) получаем, что в рассматриваемом случае . Это значит, что распределение учащихся по уровням направленности учебной мотивации в контрольных и экспериментальных группах существенно отличается. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что взаимодействие подростков с компьютером отражается на системе мотивов. У подростков без компьютерной зависимости более высокая осмысленность жизни; преобладает деловая направленность, мотивация достижения успеха; ориентированность на будущее; преобладает внутренняя мотивация к обучению; ими в большей степени осознаются мотивы самореализации; они умеют активно общаться друг с другом. Таким образом, для таких подростков характерна большая степень дифференцированности осознаваемых мотивов в области взаимодействия с компьютером.

У подростков увлеченных компьютером отмечается тенденция к малой осмысленности жизни; преобладает мотивация избегания неудачи и внешняя мотивация к обучению; мотив повышения собственной оценки в глазах окружающих реализуется через привлечение внимания произведенным эффектом; они обладают коллективистической направленностью, но не способны адекватно формировать свой круг общения. Следовательно, подростки увлеченные компьютерами имеют малую представленность как в сфере общения, так и в сфере взаимодействия с компьютером.

.3 Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости подростков

Лечение компьютерной зависимости - сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины. Главную роль в лечении компьютерной зависимости играет социальная реадаптация пациента, которая возможна только при участии квалифицированных специалистов психологов и психотерапевтов [55, с. 44-45].

Психотерапия является основным методом лечения различных видов зависимостей. Целью психотерапии является устранение психологического конфликта (таковой имеется в большинстве случаев), приведшего к возникновению компьютерной зависимости и социальная реинтеграция больного. Сеансы психотерапии проводятся врачами специалистами в специально оборудованных для этих целей кабинетах или на дому. Для того чтобы сеансы психотерапии были эффективными необходимо согласие больного на их проведение и желание больного сотрудничать с врачом. «Навязанные» сеансы психотерапии, проводимые против воли больного, не имеют никакого положительно эффекта, а только усугубляют проблему [32, с. 156-158].

В процессе психотерапии врач психотерапевт помогает больному осознать патологическую суть его привязанности к компьютеру, Интернету или электронным играм, при этом важно избежать возникновения у больного чувства вины. Напротив, целью врача является пробуждение здорового критического отношения больного к его патологическому пристрастию.

Социальная реадаптация больного предусматривает выяснения причин нарушения связей больного с обществом и принятие мер по их устранению.

В случаях неэффективности психотерапии или отсутствия возможности ее проведения, в целях лечения компьютерной зависимости может быть использован гипноз [38, с. 165-168].

Рекомендации родителям по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей могут быть следующими:

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию [44, с. 159-160].

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком [55, с. 50].

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.) [31, с. 222].

Бороться с зависимостью, несомненно, нужно. А способ борьбы я вижу только один - это предоставление альтернативы. Например, спорт, творчество, сфера дополнительного образования, кружки, секции. Все это способно заменить кровавые и морально разлагающие компьютерные игры. Перечисленные сферы способны заинтересовать, увлечь, и их влияние не является пагубным, а наоборот, оно позитивное, развивающее [41, с. 160-161].

Так же решением является популяризация созидательного творчества в области все тех же информационных технологий (кружки, курсы программирования, компьютерной графики, да мало ли сфер применения информационных технологий). Использование информационных технологий с целью обучения развития, может быть не менее, а может даже и более привлекательным, чем компьютерные игры. И что важно, эта деятельность направлена на созидание.

Рекомендации по профилактике Интернет - зависимости.

Обратите внимание на психологические особенности вашего ребенка. Социально дезадаптированные дети имеют повышенную вероятность к приобретению Интернет - зависимости. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться анонимным, не бояться осуждения (если что-то сделал неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широкий выбор возможностей для общения, чем реальный мир [57]. В Интернете ребенку гораздо легче выстроить свой виртуальный мир, пребывание в котором ему будет комфортным. Поэтому, если у ребенка что-то не получается в реальном мире, он будет стремиться к пребыванию там, где ему комфортно. С другой стороны, Интернет может помочь застенчивому ребенку стать более общительным, найти ту среду общения, которая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку. Если ваш ребенок в жизни замкнут, застенчив или склонен к унынию, вам необходимо внимательно следить за его отношением к Интернету, с тем чтобы предотвратить его превращение из средства раскрытия личности ребенка в плохо контролируемую страсть.

Следите за симптомами проявления Интернет - зависимости [15]. Она проявляется в том, что дети до такой степени предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя в виртуальной реальности большую часть своего времени. Интернет - зависимый ребенок чаще всего тих и замкнут, он ждет не дождется, когда можно будет подключиться к Интернету, ему тяжело выйти из него, он впадает в депрессию или становится раздражительным, если на несколько дней его отлучили от Интернета. Интернет - независимый ребенок легко может переключиться на другой канал общения, выйти из Интернета, когда в этом возникает необходимость, он всегда четко различает, где он сейчас общается - в Сети или нет. Спросите себя; оказывает ли времяпровождение в Сети влияние на школьные успехи вашего ребенка, его здоровье и отношения с семьей и друзьями? Выясните, сколько времени ваш ребенок проводит в Интернете [57].

Обратитесь за помощью к специалистам. Если у вашего ребенка проявляются серьезные признаки Интернет-зависимости, проконсультируйтесь с педагогом или психологом. Навязчивое использование Интернета может быть симптомом других проблем, таких, как депрессия, раздражение или низкая самооценка. И когда эти проблемы будут решены, зависимость от Интернета может пройти сама собой [38].

Не запрещайте Интернет. Для большинства детей он является важной частью их общественной жизни. Вместо этого установите «Внутрисемейные правила использования компьютера» [57]. В них можно включить следующие ограничения; количество времени, которое ежедневно проводит в Интернете ребенок; запрет на сеть до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых».

Поддерживайте равновесие. Пусть ребенок почаще играет с другими детьми на свежем воздухе. Мотивируйте его на такое общение. Помогайте ребенку участвовать в общении вне Интернета. Если ваш ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, почему бы не рассмотреть возможность специального тренинга? Поощряйте участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например, судомодельный или литературный кружок. Контролируйте своих детей. Существуют программы, которые ограничивают использование Интернета и осуществляют контроль за тем, какие сайты посещаются, например MSN® Premium [57]. Однако сообразительный ребенок, если постарается, может и отключить эту службу. Поэтому ваша конечная цель - развитие у детей самоконтроля, дисциплины и ответственности.

Предложите альтернативы. Если вам кажется, что ваши дети интересуются только онлайновыми развлечениями, попробуйте предложить им автономный аналог одной из их любимых игр. Например, если ваш ребенок получает удовольствие от ролевых игр на тему фэнтези, предложите ему почитать книги той же тематики.

Рекомендации по повышению безопасности участия ваших детей в онлайновых играх по сети.

Компьютерные игры уже давно сравнялись по популярности с телевидением, музыкой и фильмами, а где-то даже превзошли их. Вы можете помочь своим детям играть в занимательные и даже поучительные игры и само собой соответствующие возрасту вашего ребенка. Нужно только придерживаться некоторых советов.

Будьте в курсе, в какие игры и с кем играют ваши дети. Поместите компьютер или игровую консоль туда, где экран хорошо просматривается; искренне интересуйтесь, во что дети играют.

Установите правила. Это следует сделать до выхода детей в Интернет; кроме того, убедитесь, что ребенок их понимает. Контролируйте чат и сообщения во время игр. Попросите детей сообщать вам, если другой игрок употребляет нецензурные слова; в этом случае можно выделить обидчика в списке и отключить или заблокировать его сообщения. Другой вариант - сообщить о некорректно ведущем себя игроке администраторам игры по электронной почте, в чате или другим способом. Для дополнительной информации о возможных мерах воздействия на таких игроков можно обратиться на официальный сайт игры. Обучите детей навыкам безопасности. Убедитесь в конфиденциальности. Требуйте от детей никогда не выдавать в игровом чате личную информацию (например, имя, пол или домашний адрес), фотографии и не соглашаться на встречи. Убедитесь, что дети знают о необходимости обратиться к вам за помощью в случае чего. Выбирайте соответствующие имена. Заставьте ребенка использовать подходящие имена героев, соответствующие игровым правилам. Эти имена не должны раскрывать никакую личную информацию или провоцировать домогательство.

Играйте вместе. Безопаснее всего для детей играть через Интернет вместе с вами. Возможно, им этого хочется меньше всего на свете (особенно тем, кто постарше), но это очень хороший способ научиться общению в Сети.

Будьте внимательны к вашим детям! Доверяйте им!

Ну и, конечно, на компьютерах свет клином не сошелся: чем больше у ребенка разнообразных увлечений, тем дальше он от возможности стать «игроголиком».

Если же зависимость от компьютерных игр сохраняется надолго, то здесь нужно смотреть, если ли трудности в общении со сверстниками, какова семейная динамика отношений. Здесь уже поздно говорить о коррекции психической деятельности. В таких случаях работают индивидуально с юношей/подростком, решая проблемы зависимости от компьютера, проблемы в общении с людьми, как подросток ощущает себя, свои границы, границы в общении с другими, а также решаются проблемы детско-родительских взаимодействий, проводится семейная терапия. То есть работа психолога в таких случаях направлена на социальную адаптацию подростка, на улучшение семейных взаимодействий. Ведь в подростковом - юношеском возрасте, увлечение компьютерными играми часто является бегством в воображаемый идеальный мир, бегством от реальности, которая воспринимается как дискомфортная и враждебная. Что в свою очередь связано с неблагополучной обстановкой в семье, конфликтами, трудностями в общении со сверстниками, и как следствием, низкой успеваемостью в школе - институте, невозможностью найти работу. Но если во время обратить на эти проблемы внимание, то они вполне решаемы. Взаимодействие подростков с компьютером отражается на системе мотивов таким образом: у подростков без компьютерной зависимости более высокая осмысленность жизни; преобладает деловая направленность, мотивация достижения успеха; ориентированность на будущее; преобладает внутренняя мотивация к обучению; ими в большей степени осознаются мотивы самореализации; они умеют активно общаться друг с другом, для таких подростков характерна большая степень дифференцированности осознаваемых мотивов в области взаимодействия с компьютером;

У подростков, увлеченных компьютером, отмечается тенденция к малой осмысленности жизни; преобладает мотивация избегания неудачи и внешняя мотивация к обучению; мотив повышения собственной оценки в глазах окружающих реализуется через привлечение внимания произведенным эффектом; они обладают коллективистической направленностью, но не способны адекватно формировать свой круг общения.

Заключение <http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2>

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. В этой работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты этого вопроса. В ходе теоретического и экспериментального исследования установлены психологические особенности мотивационно-потребностной сферы увлеченных компьютером подростков.

Суть и логика, излагаемой точки зрения автора, состоит предельно сжато в следующем.

Компьютер был создан, чтобы помочь человеку в выполнении сложной однообразной работы, автоматизировать и, следовательно, облегчить деятельность человека. С бурным развитием компьютерной техники, с расширением ее функциональных возможностей компьютерные технологии внедрились во все сферы жизнедеятельности человека, и уже сложно представить свою жизнь без присутствия и удобств информационных технологий. Но если взрослые люди видят в компьютере своего помощника, воспринимают его как средство производства, то дети видят в компьютере исключительно источник развлечения. Причем, достижение современных технологий позволяют сделать эти развлекательные услуги наиболее привлекательными. В связи с этим возникла новая проблема, не существовавшая до появления компьютеров (точней существовала, но в другой плоскости). Проблема не в существовании компьютерных развлечений: прежде всего компьютерные игры и Интернет, а в том, что, в отличие от взрослых людей, подростки начинают испытывать зависимость от интерактивных развлечений. Компьютерная зависимость <http://www.tiensmed.ru/programmer4.html> является серьезной проблемой социально-экономического характера, затрагивающая все большее и большее количество людей, особенно в подростковом возрасте. По разным оценкам, различными видами компьютерной зависимости страдают до 7% всех пользователей персональных компьютеров и сети Интернет во всем мире в возрасте от 10 до 25 лет.

В связи с этим, необходимо рассмотреть психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков увлеченных компьютерами. Поэтому возникает потребность в решении актуальных вопросов: каковы особенности мотивационно-потребностной сферы подростков?, каковы виды и особенности компьютерной зависимости? Как влияет компьютерная зависимость на мотивационно-потребностную сферу современных подростков?

Остановимся на выводах, полученных при решении задач исследования.

При решении первой и второй задач исследования, используя метод теоретического анализа предмета и проблемы исследования, в ходе анализа и синтеза существующих в отечественной и зарубежной науке определений подросткового возраста было установлено, что подростковый возраст - период перестройки всего организма. Рассмотренные закономерности особенностей развития в подростковый период показывают, что происходят принципиальные изменения в развитии всех систем организма от детского типа к взрослому. В этот период в мотивационной сфере человека происходят кардинальные изменения. Эти изменения носят как количественный, так и качественный характер. Выстраивается иерархическая структура мотивов. С развитием процессов самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, они становятся более устойчивыми, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Возникновение опосредованных потребностей делает возможным для подростка сознательное управление своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив.

Также мы рассмотрели понятие компьютерной зависимости, построили психологическую классификацию компьютерных игр, дали психологическое определение ролевой игры и рассмотрели специфику влияния ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости. Мы показали, что все игры не одинаковы не только по задействованным в ее процессе психическим функциям, но и по силе и глубине своего влияния на личность человека, а также по психологическим механизмам формирования зависимости. В этом отношении первое место занимают ролевые игры, которые и представляют наибольший интерес в научных исследованиях. Уход от реальности и потребность в принятии роли - может быть не все, но основные потребности, на которых основан механизм образования психологической зависимости от компьютера, особенно в подростковом возрасте.

При решении третьей задачи использовались методы психологического исследования: анализ мотивационно-потребностной сферы подростков, метод экспертных оценок, методы психологических измерений (тестирование, анкетирование, наблюдение, диагностическая беседа). Эмпирическое исследование подтвердило правильность гипотезы исследования.

Обобщая полученные результаты, можно сказать, что взаимодействие подростков с компьютером отражается на системе мотивов таким образом: у подростков без компьютерной зависимости более высокая осмысленность жизни; преобладает деловая направленность, мотивация достижения успеха; ориентированность на будущее; преобладает внутренняя мотивация к обучению; ими в большей степени осознаются мотивы самореализации; они умеют активно общаться друг с другом. Таким образом, для таких подростков характерна большая степень дифференцированности осознаваемых мотивов в области взаимодействия с компьютером.

У подростков увлеченных компьютером отмечается тенденция к малой осмысленности жизни; преобладает мотивация избегания неудачи и внешняя мотивация к обучению; мотив повышения собственной оценки в глазах окружающих реализуется через привлечение внимания произведенным эффектом; они обладают коллективистической направленностью, но не способны адекватно формировать свой круг общения. Таким образом, подростки, увлеченные компьютерами имеют малую представленность как в сфере общения, так и в сфере взаимодействия с компьютером.

При решении четвертой задачи исследования были разработаны рекомендации по профилактике компьютерной зависимости, учет которых позволит родителям найти общий язык со своими детьми в области информационных технологий.

В результате проведенного исследования была доказана гипотеза исследования, в соответствии с которой, существует взаимосвязь между мотивационно-потребностной сферой, с одной стороны, и компьютерной зависимостью подростков, с другой стороны.

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» - кто 20 минут, кто час, а кто и. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ - работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером. Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы компьютерной зависимости среди подростков. Поиски в этом направлении могут иметь и отличные от нашего варианты содержательного и процессуального блоков в соответствии с авторскими подходами к разработке проблемы. Следует отметить, что данная работа имеет целью скорее наметить направление, в котором нужно идти на пути к решению проблемы, а не разрешить все вопросы, которые здесь обсуждались.

Список использованной литературы

1. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. - 2013. - № 10-128с.

. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. - 2010.

. Аракелов Г.Г. О психологии подростка. - М., 2011. - с. 18-24

. Бодалев В.В. В мире подростка. - М., 2012. - 386 с.

. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М., 2008. - 464 с.

. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2012. - с. 59-63

. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. - 2012. -№ 6.- с 15-22

. Возрастная и педагогическая психология// Под ред. А. В. Петровского. - М., 2010. - с. 164-168

9. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет - среде - 2013 // <http://www.psichologu.ru>.

. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции /2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. - М.: Экопсицентр РОСС, 2010. - с. 56-78

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 6. - М., 2012. - 620 с.

12. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - Воронеж, 2013. - с. 96-115

. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. - К. - 2012.

. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград: КГУ, 1997. - 568 с.

. Гриффит В. Виртуальный мир рождает реальные болезни // Финансовые известия, 2011. - Вып. 54. № 183. - с. 15-17

. Ениколопов С.Н., Умняшкина Д.А. Психологические проблемы патологического влечения к азартным играм // Вопросы психологии, 2008. - №3. - с.82-99.

17. Иванов. М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека <E:\Documents and Settings\Стас\Мои документы\Иванов. М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека>// <http://www.flogiston.ru>

. Иванов. М.С. Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности <http://flogiston.ru/articles/netpsy/m_ivanov2> // <http://www.flogiston.ru>

. Иванов. М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр // <http://www.flogiston.ru>

. Карпов А.В. Убей компьютер // Московский комсомолец, 2009. - № 21.-с. 7.

. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. - М. 2011. - с. 165-169

22. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: "бермудский треугольник" за углом//Мир семьи. - 2012. - № 13-17с.

23. Кулагина И.Ю. Личность школьника. - М.,2012. - с. 74-76

. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Изд-во УРАО., 2011. - 224 с.

. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2009. - 304 с.

. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. .: Смысл, 2012.- 98 с.

. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 2010. - с. 41-45

. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 2009. - с. 41-45

. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. - Т.3. - с.245.

. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. - Т.20. - с.493.

. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб., 2008. - 446 с.

. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: Медпресс, 2010. - 427 с.

. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. - М.: Воронеж, 2010. - 286 с.

. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. - М.: PerSe: ПЕРСЭ, 2012. - с. 156-198

35. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12- 26-29с.

. Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2013. - № 9

37. Петрова Н.П. Тренинг победителей. Самоменеджмент эпохи Интернет. - СПб.: Речь, 2008. - с. 168-201

. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М, 2011. - 184 с.

. Попов В. А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования, 2009. - № 6. - с. 96-99.

40. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//. - 2012.-№ 4 - 35-39с.

41. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. Л. Даулинга. - М.: «Класс», 2008. - 240 с.

. Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2008. - 480 с.

. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. - М.: АСТ, СПб.: Прайм-еврознак, 2009. - с. 74-89

. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: изд-во Владос-пресс, 2011. - с. 324-330

45. Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. - 2013. - № 5- 17-23с.

46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М. 2011. - 456 с.

. Свит Коринн. Соскочить с крючка. Как избавиться от вредных привычек и пристрастий. - СПб. и др.: Питер, 2010. - с. 156-160

48. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2011. - 134 с.

. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. - 2008. - № 7 - 16-19с.

50. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. - 2011.-№ 8- 34-35с.

. Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. - 2009. - № 21- 5-10 с.

52. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2011. - 976 с.

53. Стукова О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. - 2011. - № 23 - 3-9 с.

54. Тихомиров О.К. Исследования по зависимости от игр и Интернета // <http://www.netaddiction.ru>

55. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М. 2009. - 238 с.

.Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 2008. - №3. - с. 27-39.

. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. - 2012. - № 4- 14-18 с.

. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. - СПб. Медицинская пресса, 2011. - 168 с.

. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 2010. - т. 20, №1. - с. 86-102.

. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2009. - с. 288

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Анкета по изучению компьютерной зависимости учащихся

Есть ли у тебя дома компьютер? Да Нет

Кто на нем работает дома? Родители Братья (сестры) Я сам

Позволяют ли тебе работать на компьютере? Да Нет

Посещаешь ли ты компьютерный клуб? Да Нет

Сколько времени ты проводишь за компьютером? До 30 минут От 30 минут до 1 часа От 1 часа до 2-х часов Более 2-х часов

Тебя контролируют родители или ты проводишь за компьютером неограниченное время? Да Не всегда Нет

Что ты умеешь делать на компьютере? Работать с различными программами Смотреть фильмы Работать в Интернете Играть Другое______________________________________

Как ты относишься к компьютерным играм? Хорошо Плохо Мне все равно

Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером? Да Нет

Чем бы ты предпочел заняться в свободное время? Отдохнуть Посмотреть телевизор Почитать книги Погулять Поиграть в компьютер Другое__________________________________


Приложение Б

Текст опросника «Направленность личности» В.Смекалова и М. Кучера

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:. Оценка работы.. Сознание того, что работа выполнена хорошо.. Сознание, что находишься среди, друзей.

. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:. Тренером, который разрабатывает тактику игры.. Известным игроком.. Выбранным капитаном команды.

. Лучшими преподавателями являются те, которые:. Имеют индивидуальный подход.. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А. Не скрывают, что некоторые /поди им не симпатичны.

B. Вызывают у всех дух соревнования.. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

. Я рад, когда мои друзья:. Помогают другим, когда для этого представляется случай.. Всегда верны и надежны.. Интеллигенты и у них широкие интересы.

. Лучшими друзьями считают тех:. С которыми складываются взаимные отношения.. Которые могут больше, чем я.. На которых можно надеяться.

. Я хотел бы быть известным, как те, кто:. Добился жизненного успеха.. Может сильно любить.. Отличается дружелюбием и доброжелательством.

. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А Научным работником.. Начальником отдела.. Опытным летчиком.

. Когда я был ребенком, я любил:. Игры с друзьями.. Успехи в делах.. Когда меня хвалили.

. Больше всего мне не нравится, когда я:. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.. Когда меня критикует взрослый (учитель).

. Основная роль школы должна заключаться в:. Подготовке учеников к работе по специальности.. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.

С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

. Мне не нравятся коллективы, в которых:. Недемократическая система.. Человек теряет индивидуальность в общей массе.. Невозможно проявление собственной инициативы.

. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:. Для общения с друзьями.. Для любимых дел и самообразования.. Для беспечного отдыха.

. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:. Работаю с симпатичными людьми.. У меня работа, которая меня удовлетворяет.. Мои усилия достаточно вознаграждены.

. Я люблю, когда:. Приятно провожу время с друзьями.. Другие ценят меня.. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:. Отметили дело, которое я выполнил.. Похвалили меня за мою работу.. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:. Имел ко мне индивидуальный подход.. Стимулировал меня на более интересный труд.. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

. Нет ничего хуже, чем:. Оскорбление личного достоинства.. Неуспех при выполнении важной задачи.. Потеря друзей.

. Больше всего я ценю:. Личный успех.. Общую работу.

C. Практические результаты.

20. Очень малолюден:. Действительно радуются выполненной работе.. С удовольствием работают в коллективе.. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

. Я не переношу:. Ссоры и споры.. Отметание всего нового.. Людей, ставящих себя выше других.

. Я хотел бы:. Чтобы окружающие считали меня своим другом.. Помогать другим в общем деле.. Вызывать восхищение других.

. Я люблю начальство, когда оно:. Требовательно.. Пользуется авторитетом.. Доступно.

. На работе я хотел бы:. Чтобы решения принимались коллективно.. Самостоятельно работать над решением проблемы.. Чтобы начальник признал мои достоинства.

. Я хотел бы прочитать книгу:. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.. О жизни известного человека.. Типа «Сделай сам».

. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:. Дирижером.. Солистом.. Композитором.

. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:. Смотря детективные фильмы.. В развлечениях с друзьями.

C. Занимаясь своим увлечением.

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:. Выдумал интересный конкурс.. Выиграл бы в конкурсе.. Организовал бы конкурс и руководил им.

. Для меня нижнее всего знать:. Что я хочу сделать.. Как достичь цели.. Как привлечь других к достижению моей цели.

. Человек должен вести себя так, чтобы:. Другие были довольны им.. Выполнить прежде всего свою задачу.

C. Не нужно было укорять его за работу.

Приложение В

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ «Направленности личности» В.Смекалова и М. Кучера

Направленность на себя

Направленность на взаимодействие

Направленность на задачу

1. А

11. В

21.С

1. С

11. С

21. А

1. В

11. А

21. В

2. В

12. В

22. С

2. С

12. А

22. А

2. А

12. С

22. В

3. А

13. С

23. В

3. С

13. А

23. С

3. В

13. В

23. А

4. А

14. С

24. С

4. В

14. А

24. А

4. С

14. В

24. В

5. В

15. А

25. В

5. А

15. С

25. А

5. С

15. В

25. С

6. С

16. В

26. В

6. А

16. С

26. А

6. В

16. А

26. С

7. А

17. А

27. А

7. С

17. С

27. В

7. В

17. В

27. С

8. С

18. А

28. В

8. В

18. С

28. С

8. А

18. В

28. А

9. С

19. А

29. А

9. А

19. В

29. С

9. В

19. С

29. В

10. С

20. С

30. С

10. В

20. В

30. А

10. А

20. А

30. В


Приложение Г

Тест - опросник направленности учебной мотивации (ОНУМ)

Инструкция: «Прочитайте каждое утверждение и выразите степень своего согласия или несогласия с ним, проставив напротив номера утверждения соответствующие значки.

Используйте указанные в скобках обозначения: верно - (+ +); пожалуй, верно - (+); пожалуй, неверно - ( - ); неверно - (- -).

.        Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

.        Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

.        В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

.        Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

.        Трудности, возникшие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

.        При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендуемой литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

.        Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

.        Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

.        На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда совсем не хочется учиться.

.        Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

.        Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

.        Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

.        По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

.        Считаю, что все задания по данному предмету являются ценными и, по возможности, нужно знать по данному предмету как можно больше.

.        Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

.        Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

.        Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

.        Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

.        Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

.        Если бы это было возможно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Приложение Д

Да

1

2

5

6

8

11

12

14

17

19

Нет

3

4

7

9

10

13

15

16

18

20


За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше внутренняя мотивация изучения предмета.

Шкала уровней учебной мотивации:

-10 - внешняя мотивация,

- 20 - внутренняя мотивация.

Приложение Е

Сводная таблица результатов по методике «Изучение направленности личности»

Список учащихся 8-9 классов

Направленность на себя

Направленность на взаимодействие

Направленность на задачу

1. Андрей М.

высокий


низкий

2. Александра С.

высокий


низкий

3. Арсен А.

высокий


низкий

4. Алина З.


средний


5. Архан Г.

высокий


низкий

6. Борис К.

высокий


низкий

7. Валерия С.


средний


8. Владимир Е.

высокий


низкий

9. Валерия М.

высокий


низкий

10. Дарья Ц.

высокий



11. Даниил П.

высокий


низкий

12. Данила Н.


средний


13. Евгений Г.

высокий


низкий

14. Евгений Л.

высокий


низкий

15. Илья К

высокий


низкий

16. Игорь С.

высокий


низкий

17. Карина М.

высокий


низкий

18. Кристина К.

высокий


низкий

19. Ксения И.

высокий


низкий

20. Лиана Б.

высокий


низкий

21. Маргарита Л.

высокий


низкий

22. Олег М.

высокий


низкий

23. Ольга А.

высокий


низкий

24. Оксана М.


средний


25. Софья Л.

высокий


низкий

26. Сергей Б.

высокий


низкий

27. Сергей К.


средний


28. Татьяна М.

высокий


низкий

29. Татьяна Л.

высокий


низкий

30. Юлия Л.


средний



Сводная таблица результатов исследования направленности учебной мотивации подростков

Список учащихся 8-9 классов

Учебная мотивация

1. Андрей М.

внешняя

2. Александра С.

внешняя

3. Арсен А.

внутренняя

4. Алина З.

внешняя

5. Архан Г.

внешняя

6. Борис К.

внешняя

7. Валерия С.

внешняя

8. Владимир Е.

внутренняя

9. Валерия М.

внешняя

10. Дарья Ц.

внешняя

11. Даниил П.

внешняя

12. Данила Н.

внешняя

13. Евгений Г.

внешняя

14. Евгений Л.

внутренняя

15. Илья К

внешняя

16. Игорь С.

внешняя

17. Карина М.

внешняя

18. Кристина К.

внутренняя

19. Ксения И.

внешняя

20. Лиана Б.

внешняя

21. Маргарита Л.

внешняя

22. Олег М.

внешняя

23. Ольга А.

внутренняя

24. Оксана М.

внешняя

25. Софья Л.

внешняя

26. Сергей Б.

внешняя

27. Сергей К.

внешняя

28. Татьяна М.

внешняя

29. Татьяна Л.

внутренняя

30. Юлия Л.

внешняя


Похожие работы на - Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, увлеченных компьютером

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!