Белорусская Народная Республика после 1919 года

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,37 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Белорусская Народная Республика после 1919 года

Содержание

Введение

. Деятельность БНР в 1919-1921 гг.

. Деятельность БНР с марта 1921 г. по апрель 1922 г.

. Деятельность БНР в 1922-1925 гг.

Заключение

Список использованных источников

Введение

Окончание Первой мировой войны, перераспределение политического веса между державами и обострение насущных для каждого государства проблем привели к росту движений, выступающих за образование независимых национальных государств. Одним из важнейших последствий поражения Германии и ее союзников стало появление на карте Европы новых национальных государств (Польши, Чехословакии и др.).

Стремление к созданию самостоятельной державы всегда было сильным среди представителей белорусского национального движения. Для успешного внутреннего строительства государства необходимо сначала решить основную внешнеполитическую задачу - добиться признания своей независимости. Именно эта проблема являлась первостепенной для деятелей Белорусской Народной Республики.

В первой уставной грамоте БНР декларировалось неотъемлемое право белорусского народа на самоопределение, а национальных меньшинств - на национально-персональную автономию. Согласно второй уставной грамоте на территории будущего белорусского государства провозглашался республиканский строй, а также декларировались предварительные границы будущего государства, охватывавшие территории с преобладанием белорусского населения. В третьей уставной грамоте границы уточнялись. В частности говорилось, что «…Беларуская Народная Рэспубліка павінна абняць усе землі, дзе жыве і мае лічбенную перавагу беларускі народ, а ласьне Магілеўшчыну, беларускіе часьці Меншчыны, Гродзеншчыны (з Гродняй, Беластокам і інш.) Віленшчыны, Віцебшчыны, Смаленшчыны, Чарнігаўшчыны і сумежныя часьці суседніх губэрныяў, заселеныя беларусамі». Объявлялось о признании недействительными всех прежних государственных связей царского правительства и, как следствие, непринятии тех условий Брестского договора, которые касались территориального раздела Беларуси. Правительство БНР выражало намерение войти в контакт со всеми заинтересованными сторонами для пересмотра решений Брестского мира.

БНР стала одним из этапов становления белорусской государственности.

Целью данного реферата является рассмотрение деятельности БНР после 1918 г.

1. Деятельность БНР в 1919-1921 гг

ноября 1918 года германская делегация подписала соглашение об условиях перемирия с государствами Антанты. Официально была закончена одна из самых кровопролитных войн в истории человечества.

Однако подписание мирного договора не принесло стабильности в регион Восточной Европы. Её положение усложнялось неопределенностью территорий, ранее оккупированных немецкими войсками, а также разворачивавшейся гражданской войной. Поражение Германии и её союзников предопределило появление на карте Европы Польши, что ставило вопрос о том, в каких границах сформированное государство должно существовать.

Советское правительство было заинтересовано в присоединении новых территорий в Восточной Европе, что могло стать хорошим подспорьем для экспансии в другие страны европейского континента, прикрываясь реализацией концепции мировой пролетарской революции. 13 ноября 1918 г. ВЦИК аннулировал Брестский мирный договор. 17 ноября 1918 г. советские войска стали продвигаться в западном направлении, рассчитывая подойти к границам европейских государств. К февралю 1919 г. Советская власть была установлена на большей части Беларуси и Украины.

Революционные события в Германии, завершение мировой войны и начало продвижения советских войск на запад застали деятелей БНР врасплох (в начале ноября 1918 г. глава правительства БНР А.Луцкевич находился за пределами Беларуси, в Киеве). Первоначально они попробовали установить контакт с новыми властями Германии. 24 ноября 1918 г. в Берлин выехала делегация БНР, которая поздравила Центральный Совет рабочих и солдат в Берлине в связи с революцией и выразила надежду на то, что свободный немецкий народ поможет белорусскому народу сохранить свою свободу и независимость. Одновременно Рада БНР обратилась с просьбой о признании к солдатскому совету 10-й армии и ее командующему генералу Э. фон Фалькенгайну. Однако попытки наладить сотрудничество с представителями новой Германии не увенчались успехом.

Аналогичным результатом закончились попытки установить контакты с советским правительством. В ноябре 1918 г. А. Луцкевич прибыл в Москву для обсуждения вопроса о возможности образования Белорусского государства и формирования белорусского правительства на коалиционной основе, с включением в его состав белорусских социал-демократов и коммунистов. А. Луцкевич утверждал, что в Москву он прибыл по приглашению В.И. Ленина и даже встречался с руководителем РСФСР. Отсутствие подробных документов по соответствующей тематике не дает полной ясности о характере и итогах переговоров. По свидетельству главы правительства БНР, конкретных договоренностей о политическом будущем Беларуси в столице РСФСР достичь не удалось, однако стороны условились, что белорусские социал-демократы останутся в Минске до прихода советских войск, после чего вопрос о создании Белорусского государства будет решен окончательно.

Однако переговоры с руководителями РСФСР успехом не увенчались. 17 ноября 1918 года, вместе с началом наступления Красной армии, в газете «Жизнь национальностей» - органе Наркомнаца РСФСР - была опубликована статья И.В. Сталина «Средостение», где отчетливо выражалось намерение ликвидировать все «буржуазные» республики, отделявшие революционную Россию от революционной Германии. В ответ, правительство БНР 29 ноября 1918 г. издало IV Уставную грамоту, в которой призвало белорусский народ сохранять порядок, установленный Радой БНР, не признавая советских органов власти, созданных при помощи Красной Армии.

В конце 1918 - начале 1919 года деятели БНР боролись против передачи этнически белорусских земель Польше. Два раза руководство БНР направляло польскому правительству ноты с протестом против присоединения Августовского канала. Действия польской стороны расценивались как аннексия белорусских земель. Однако ответа не предъявленные претензии так и не было получено.

В данной ситуации, 8 января 1919 года А. Луцкевич направил дипломатическим представителям США, Великобритании, Франции и Италии ноту, в которой обосновывал правомерность создания БНР. Государства Антанты не ответили на запрос, А. Луцкевич продублировал протест в ноте 9 февраля 1919 г., однако безрезультатно.

Обострение конфликта между Польшей и РСФСР подтолкнуло деятелей БНР к активизации дипломатической деятельности, т.к. при отсутствии военной силы ставку приходилось делать лишь на это.

Споры разгорелись по поводу укрепления связей с некоммунистической Литвой. Часть деятелей БНР, во главе с министром по белорусским делам в правительстве Литвы И. Воронко, отстаивали идею «конфедерации Великого княжества Литовского». Целесообразность такого выхода, по мнению Воронко, была в том, что правительство Литвы получало реальную поддержку со стороны Германии, которая могла оказать поддержку и Беларуси.

Довольно скептически рассматривал идею такого союза глава правительства А. Луцкевич, считавший, что литовская сторона лишь использует белорусов для закрепления своего влияния в Вильно и реальной поддержки оказывать не собираются. В этой связи, большее внимание уделялось отношениям с Украинской Народной Республикой. В марте 1919 г. правительство УНР согласилось дать белорусам кредит на сумму 4 млн карбованцев, из которых около 2 млн марок было выдано наличными, остальная часть должна была пройти через банки Берлина и Вены, но общая нестабильность геополитической ситуации препятствовала расширению контактов между обеими сторонами.

На создание БССР, а позднее и ЛитБелССР, А. Луцкевич отмечал, что республика создана «чужими нам руками - жидами и москалями - во имя советского правительства». Также А. Луцкевич отверг предложения польских представителей о совместном выступлении на Парижской мирной конференции и создании союза, направленного против большевиков, и потребовал вернуть Беларуси Бельский, Белостокский и Августовский поветы.

мая 1919 г. Рада БНР направила главе Парижской мирной конференции протест против польской оккупации Виленщины. В июне 1919г. Д. Семашко, входивший в состав литовской делегации на Парижской мирной конференции, передал главе конференции меморандум, в котором раскрывалась сущность литовско-белорусских отношений в рамках мирного взаимовыгодного сотрудничества. Однако в середине 1919 г. литовско-белорусские отношения начали ухудшаться. Литовцы безразлично относились к проблемам белорусов и решали свои проблемы за их счет. Так, В.Шаулис на переговорах с поляками в апреле 1919 г. утверждал, что белорусы согласны на раздел их территории.

Позиция Литвы вызвала раздражение среде белорусских деятелей. В конце августа 1919 г. правительство БНР на заседании в Берлине приняло решение о ликвидации белорусских учреждений при литовском правительстве.

Неудача в отношениях с Литвой вынудила белорусов активней проводить самостоятельную деятельность на международной арене. Наибольшее значение придавалось работе Парижской мирной конференции. В мае 1919 г. было получено разрешение на присутствие белорусской делегации.

В июне 1919 г. в Париж прибыл А. Луцкевич, который возглавил делегацию БНР (большинство членов делегации БНР прибыло во французскую столицу в мае 1919 г., но глава делегации в это время задержался в Берлине, где решал политические и финансовые проблемы).

Деятели БНР убеждали дипломатов держав-победителей в Первой мировой войне в необходимости признать право Беларуси на независимость и неделимость, составили меморандум, в котором подчеркнули, что говорить от имени белорусского народа могут только представители БНР, а также карту, на которой были обозначены границы белорусского государства.

Однако организаторы конференции не допустили деятелей БНР на заседания ее руководящих органов. Французские дипломаты в разговоре с А. Луцкевичем откровенно заявили: «Если бы Вы имели хоть клочок земли, где бы Вы были хозяевами, вопрос о международном признании независимости был бы решен положительно и Вам была бы дана помощь». Когда А. Луцкевич потребовал, чтобы участники конференции приняли во внимание позицию Беларуси при определении судьбы государств Балтии, ему было заявлено, что конференция не может рассматривать проблемы Беларуси вместе с проблемами соответствующих государств, поскольку этот регион входит в сферу влияния Великобритании, а Беларусь - в сферу влияния Франции.

Великобритания, Франция и США, определявшие в Париже судьбы всего мира, рассматривали белорусскую проблематику исключительно в контексте польско-российских взаимоотношений и не ставили вопрос о предоставлении Беларуси автономии. Не заинтересовались они и возможностью подключения белорусов к борьбе против Советской России. Делегация БНР находилась в неблагоприятных условиях, потому что против нее выступали единым фронтом русские, поляки и литовцы.

декабря 1919 г. Верховный совет Антанты утвердил временную линию восточной границы Польши, которую разработала специальная комиссия, сформированная в рамках мирной конференции (линия границы должна была пройти на белорусской территории по пунктам Гродно - Яловка - Немиров - Брест-Литовск; в 1920 г. она получила название «линии Керзона»). Также конференция обязала Польшу обеспечить права национальных меньшинств, в том числе белорусов, в польском законодательстве. Данное требование было отражено в договоре Польши с руководителями Союзных держав от 28 июня 1919 г. В то же время державы-победители считали, что земли, расположенные восточнее определенной линии, должны остаться в составе России.

В рамках взаимоотношений с Россией делались попытки наладить контакты с антисоветсвкими силами. Однако российские представители катгорически отказывались признавать независимость Беларуси. Белорусская позиция относительно союза с Россией отчетливо была сформулирована в артикуле газеты Беларусь за 11 ноября 1919 г., в котором говорилось о невозможности признания ни одной политической силой или деятелем России независимого белорусского государства.

В отношениях с Польшей весной и летом 1919 г. сохранялось напряжение. Деятели БНР были вынуждены приостановить открытие консульства в Варшаве. Была предпринят попытка организации польско-белорусской федерации, однако из-за витиеватых дипломатических игр польской стороны, этим планам не суждено было осуществиться. А.Луцкевичу удалось встретиться с Ю.Пилсудским. Последний высказал ему свои соображения в отношении тактики ведения войны с Россией, а также то, что не имеет ничего против созыва Рады БНР. Значительное внимание уделялось вопросам организации белорусского войска. 20 ноября 1919 г. состоялась новая встреча с главой польского правительства. Белорусскуб сторону на ней представляли А.Луцкевич и А.Цвикевич. Пилсудский заявил, что главным обязательством Польши является освобождение Беларуси от гнета России и поставил под сомнение возможность реального достижения независимости БНР в связи с нежеланием этого странами Антанты. 12 ноября 1919 г. в Минске с согласия поляков прошло торжественное заседание Рады БНР. Однако из-за пестроты политических направлений, представленных на нем, делегаты не смогли достигнуть консенсуса, а значит и выполнить пожеланий Пилсудского. Белорусские эсеры выступали против грабительской политики Польши на территории Беларуси и не желали рассматривать никаких путей становления белорусской государственности, кроме как на независимой от Польши основе.

Это и послужило основной причиной раскола в деятельности ативистов белорусского движения. Часть его представителей, во главе с А.Луцкевичем, сформировали Верховную Раду БНР под председательством Я.Середы. Их противники (около 50 человек) избрали новый Призидиум Рады БНР под председательством П.Крачевского, в дальнейшем - Народная Рада БНР. Было избрано и новое правительство во главе с В.Ластовским, провозгласившее приверженность акту 25 марта 1918 г. и протестующее против незаконного хозяйствования поляков на территории Беларуси.

Весной 1920 г. представители БНР выразили намерение подключиться к мирным переговорам между Польшей и РСФСР (в марте 1920 г. Польша и РСФСР провели переговоры на борисовском участке фронта). Однако обе конфликтующие стороны обращения деятелей БНР проигнорировали.

Однако контакты между БНР и РСФСР развития не получили. В условиях военных успехов на польском фронте руководство Советской России посчитало, что поддержка со стороны БНР будет только помехой. К тому же против ведения переговоров с представителями БНР выступали сторонники возрождения Советской Беларуси.

Что касается Польши, то ее руководство в 1920 г. вообще отвергало возможность каких-либо контактов с представителями Народной рады БНР. Более того, Ю.Пилсудский и его сторонники окончательно отказались от поддержки белорусской государственности и взяли курс на раздел территории Беларуси и инкорпорацию ее западной части в состав польского государства в качестве одной из провинций. В конце августа 1920 г. польский Совет обороны государства (чрезвычайный орган власти в Польше) высказался за проведение восточной границы польского государства по линии немецких окопов (линии русско-германского фронта периода Первой мировой войны), мотивировав свое решение тем, что данная линия является готовым военно-инженерным прикрытием польских восточных рубежей.

Узнав о начале мирных переговоров между Польшей и РСФСР, Народная рада БНР и правительство В.Ластовского стали настойчиво добиваться допуска на них специальной белорусской делегации. Соответствующие обращения в августе и сентябре 1920 г. направлялись правительствам Польши, РСФСР, держав Антанты. Представители БНР подчеркивали, что отсутствие белорусов на конференции нарушит суверенные права белорусского народа, как это было на мирных переговорах в Брест-Литовске в 1918 г.

В сентябре 1920 г. правительство БНР решило перенести свою деятельность в Ригу, рассчитывая на возможность подключения к мирным переговорам. 9 октября 1920 г. представители БНР встретились с представителями правительства Латвии. На встрече они подняли вопрос о допуске белорусской делегации на мирные переговоры. В свою очередь, латыши заметили, что считают позицию белорусской стороны справедливой, но не могут настаивать на допуске белорусов на мирные переговоры, поскольку соответствующий вопрос правомочны решать только их непосредственные участники.

Разочаровавшись в возможности оказать воздействие на ход мирных переговоров в Риге при помощи ведущих мировых держав, деятели БНР активизировали контакты с Литвой. Попытки выступить единым фронтом с литовцами предпринимались еще в предшествующие годы, однако в то время сторонники независимости Литвы считали, что они смогут достичь своих политических целей без поддержки белорусов. 12 июля 1920 г. Литва и РСФСР подписали в Москве мирный договор, условия которого предусматривали передачу в состав Литвы территории Виленщины и Гродненщины. Руководство БНР восприняло соответствующий договор негативно.

В октябре 1920 г. в белорусско-литовских отношениях произошли положительные перемены, которые были обусловлены тем, что литовцы проиграли «битву за Вильнюс» (в октябре 1920 г. Виленщина оказалась под контролем пропольски настроенных военных, составив ядро формально независимого государства - «Срединной Литвы»). 11 ноября 1920 г. правительства БНР и Литвы подписали в Ковно (Каунасе) секретный договор. На основании договора правительство Литвы официально признало правительство БНР во главе с В. Ластовским и обязалось оказать ему финансовую и дипломатическую поддержку. Также литовцы согласились предоставить белорусам право на издание газет, печатание литературы, создание школ, формирование вооруженных отрядов. В свою очередь, правительство БНР обязалось поддерживать литовское правительство в его борьбе за освобождение Виленской территории в границах, установленных договором между РСФСР и Литвой от 12 июля 1920 г., добиваться появления в государственных органах, избираемых поляками, представителей, стоящих на платформе белорусско-литовского единства.

января 1921 г. правительство БНР приняло заявление, в котором выразило поддержку намерениям правительства РСФСР создать независимую Советскую Беларусь в составе Витебской, Смоленской, Могилевской и Минской губерний, но одновременно подчеркнуло, что это не будет означать реальной независимости Беларуси.

Однако участники мирных переговоров в Риге продолжали игнорировать требования сторонников БНР. 18 марта 1921 г. в Риге был подписан мирный договор между Польшей, РСФСР и УССР. Положения договора юридически закрепляли раздел территории Беларуси.

В то же время поляки пошли на определенные уступки молодым нациям. В договоре отмечалось, что стороны признают суверенитет Беларуси и Украины. Кроме того, Польша обязалась предоставить белорусам и украинцам широкие права в части развития национальной культуры, языка и религии.

Правительство БНР отнеслось к Рижскому миру крайне негативно. В своем обращении «Всему культурному свету» оно заявило, что правительствами Польши и Советской России совершены тяжелый проступок в отношении 16-миллионного белорусского населения, а Рижский мир, который никогда не будет признан белорусским народом, - это кошмарная насмешка над демократией и её идеалами.

Таким образом, в годы польско-советской войны Беларусь не смогла обрести реальный государственный суверенитет с такими его характеристиками как правомочность ее законодательства, контроль над государственной территорией, функционирование системы государственной власти, наличие аппарата принуждения, поскольку у сторонников БНР не было действительной силы, являвшейся в тот момент решающим аргументом в спорах с сильными противниками. В силу этого белорусские политики были вынуждены лавировать между основными противоборствующими сторонами конфликта и пытались добиться признания независимости Беларуси зарубежными государствами главным образом посредством ссылок на международно-правовые нормы.

2. Деятельность БНР с марта 1921 г. по апрель 1922 г.

Рижский мирный договор от 18 марта 1921 г. создал новую ситуацию в Восточной Европе. Польская Республика не только отстояла свою независимость, но и добилась границы, которая прошла значительно восточнее «линии и Керзона». Беларусь была разделена между Польшей и РСФСР. В силу этого Рижский договор сделал очень проблематичным создание действительно независимого белорусского государства в его этнических границах, потому борьба за пересмотр его условий стала центральной задачей белорусского национального движения.

Хотя в артикуле 11 Рижского договора стороны, его подписавшие, заявляли о преданности принципу самоопределения народов Беларуси и Украины, в подлинности договор перечеркивал для белорусского народа возможность создать независимое государство, которое бы объединяло все белорусские земли. Считать тогдашнюю БССР воплощением белорусской государственности не приходится. В её состав входила очень малая часть белорусских земель.

Вся политика БССР контролировалась Москвой. Это хорошо видно на примере принятого 21 августа 1921 г. правительством БССР положения о народном комиссариате иностранных дел республики. Согласно ему, отношения с РСФСР не рассматривались как отношения между двумя независимыми государствами. Все функции, связанные с реальной деятельностью на международной арене, правительствам БССР были переданы народному комиссариату иностранных дел РСФСР.

При таких отношениях между БССР и РСФСР нельзя было рассчитывать, что белорусское советское правительство выступит против тех постановлений Рижского договора, которые были направлены против национальных интересов белорусов.

В отличие от властей БССР, правительство БНР и национальные политические силы развернули активную борьбу против постановлений Рижского договора. Расчет делался на то, что при поддержке международного сообщества удастся добиться его пересмотра. Дело в том, что Советско-польская граница, которую установил Рижский договор, прошла значительно восточнее «линии Керзона», определенной Антантой в качестве восточной границы Польши. Рижскую границу, как и включение в состав Польши Виленского края, Антанта не признала. На Западе были довольно сильные настроение против расширения территории Польши в восточном направлении.

В мае 1921 г. влиятельная газета французских деловых кругов «Монитор де Камерс» напечатала череду статей, в которых затрагивала проблемы Восточной Европы. В связи с проходившей в то время польско-литовской конференцией в Брюсселе, газета отмечала, что Антанта сделает фатальную ошибку, если передаст литовско-белорусское большинство Виленщины под управление польского меньшинства. Польша тем самым далеко выйдет за свои этнические границы. Далее газета призывает французское правительство признать де-факто независимость Украины и Беларуси, ведь они могут сыграть значительную роль в борьбе с большевизмом. И Франция должна повлиять на Польшу, чтобы та отказалась от территорий, которые ей совсем не принадлежат.

Схожие позиции высказывались и в английской печати. В особенности в преддверии Генуэзской конференции 1922 года. В мае 1921 г. премьер-министр Великобритании Д. Ллойд-Джордж, выступая в английском парламенте заявил, что Вильно оккупировано Польшей вопреки желаниям Антанты. А Совет Антанты принял решение, в котором отмечалась, что Восточная Галиция не входит в состав Польши. Последняя осуществляет ее военную оккупацию. Весной 1922 г. вопрос о Восточной Галиции обсуждался специальным комитетом Лиги Наций. По итогам обсуждения было принято решение рассматривать Восточную Галицию как независимую республику.

Именно исходя из таких настроений Запада и в расчете на них, белорусское национальное движение делало шаги, имевшие целью добиться пересмотра положений Рижского договора, касавшихся Беларуси.

марта 1921 г. правительство БНР обнародовало обращение «Всему культурному миру». В обращении отмечалась, что Польша и Россия три года воевали на территории Беларуси, и «ўрэшце, завяршаючы бясконцы рад сваіх бясправій, раздзерлі жывое цела Беларускага народа на двое. Польшча заграбіла заходнія, а Расея - усходнія беларускія землі». Урад БНР выказаў «самы гарачы пратэст перад усімі культурнымі народамі і дзяржавамі свету супраць падзелу Беларусі і заяўляў: 1. Мір, разрываючы на часткі жывы арганізм Беларусі, ніколі не будзе прызнаны Беларускім народам. 2. Супраць гвалту і паняволення Беларусі народ бароўся і будзе бароцца за сваю незалежнасць і непадлегласць».

Надо сказать, что правительство БНР и национальное движение связывали большие надежды с решением белорусского вопроса Лигой Наций. В сентябре 1921 г. начала работу сессия Лиги Наций в Женеве. На нее прибыла и делегация БНР. 11 сентября она была принята президиумом Лиги Наций. Белорусские представители вручили меморандум, в котором была изложена позиция правительства БНР применительно к Рижскому миру. Однако практических результатов обращения белорусского национального движения к Лиге Наций не дали. Важное значение для мобилизации белорусских национальных сил для борьбы с Рижским договором имела первое Белорусское национально-политическое совещание, проходившее в Праге в сентябре 1921 г. В своем выступлении на совещании Ластовский главную вину за раздел Беларуси в Риге возложил на польскую делегацию во главе с Домбским. Совещание приняло особую резолюцию о Рижском трактате. В ней белорусские партии и организации заявляли, что остаются на позициях Грамоты Совета БНР от 25 марта 1918 г., которая объявила независимость БНР в границах количественного перевеса белорусского народа.

С начала 1922 г. международная дипломатия развернула подготовку к конференции в Генуе. Польское правительство ждало начала этой конференции с определенной тревогой. Нетрудно было предугадать, что правительство БНР использует конференцию, чтобы привлечь внимание государств к положению в Беларуси. Кроме того, в Генуэзской конференции собиралась принять участие советская делегация. Не исключалось, что и она может поднять вопрос о пересмотре польской восточной границы. Таким образом, было довольно очевидно, что на конференции может произойти дискуссия вокруг положений Рижского договора, касавшихся Беларуси.

Накануне конференции польский министр заграничных дел К.Спирмук нанес визит в Лондон. Он стремился добиться согласия английского правительства на признание восточной границы Польши, но потерпел неудачу. Генуэзская конференция начала свою работу 10 апреля 1922 г., а 27 апреля в Геную прибыла делегация БНР во главе с председателем правительства В. Ластовским. 3 мая белорусская делегация обнародовала обращение к председателю конференции Л.Факто. Он был посвящен в вопрос Виленского края. В обращении правительство БНР решительно выступало против присоединения Вильно Польшей. Более благоприятным вариантом для белорусов Виленщины считалось присоединение к Литве. Белорусская делегация просила конференцию поддержать именно такое решение виленского вопроса.

Это привело к негативной реакции со стороны белорусской политической эмиграции и отставке правительства Ластовского(его возглавил Цвикевич). Также, на заседание главной комиссии Генуэзской конференции был вынесен проект создания нейтральной полосы в Восточной Европе. Он должен был включать территорию, которая лежала между «линией Керзона» и советско-польской границей, установленной в Риге. Подразумевалось передать этот нейтральный пояс под протекторат великих держав. Видимо, можно было рассчитывать, что передача Западной Беларуси из-под власти Польши под международный протекторат станет первым шагом на пути создания белорусского государства. Однако, правительство БНР не смогло добиться принятия Генуэзской конференцией его предложений. С дрогой стороны, и Польша не сумела добиться здесь международного признания своих восточных границ.

. Деятельность БНР в 1922-1925 гг.

белорусская народная республика независимость

Польские власти осознавали свое шаткое положение в отношении восточной границы. Благоприятные условия для закрепления её правового положения сложились в 1923 г., когда надежды на скорое падение большевизма развеялись и странам Запада стали заинтересованы в укреплении Польши, как необходимого барьера против коммунизма.

марта Совет послов Антанты принял дополнительный протокол к Версальскому договору, который юридически оформил международное признание польско-советской границы, установленной Рижским договором. Для белорусского национального движения этот протокол был серьезной неудачей. С его принятием задача создания Белорусского Государства в его этнических границах становилась еще более сложной.

Осенью 1923 г. руководство БНР переехало в Прагу. Просчеты в дипломатической деятельности вместе с ухудшением материального положения лидеров привели к кризису правительства БНР в 1923 г. На настроение политической эмиграции значительное воздействие оказали события в СССР и БССР: начало нэпа, белорусизации, амнистии деятелей БНР, увеличение территории БССР в 1924 г. Новое руководство БНР во главе с Александром Цвикевичем считало, что советская власть, став на путь демократизации, способна осуществить национально-культурное возрождение и объединение Беларуси.

С наступлением мирного времени как одну из задач в борьбе с белорусской эмиграцией руководство БССР видело в ликвидации символических структур БНР: Рады и правительства. И в этих целях были приняты энергичные шаги в разных направлениях, в том числе по линии установления секретных служебных контактов с белорусскими политическими деятелями за границей.

На Второй Всебелорусской конференции в октябре 1925, проходившей в Берлине, Цвикевич и его сторонники, действуя от своего имени приняли решение приостановить деятельность правительства БНР и признать столицу БССР город Минск единственным центром белорусского возрождения. Постановление подписали А. Цвикевич, Л. Заяц, И. Пракулевич.

Рассматривая Минск в качестве центра белорусского возрождения, конференции считала, что всякие попытки активной борьбы против него, являются предательством белорусского освободительного движения. На конференции присутствовали также представители БССР Жилунович и Ульянов, для принятия, как сказано в документе мандатов БНР.

Одновременно конференция признала незаконность Рижского мира. Отторжение Польшей Западной Беларуси квалифицировалось как акт оккупации. Вместе с тем было высказано пожелание о присоединении к БССР в соответствии с волей жителей Гомеля и других уездов РСФСР с преобладающим белорусским населением.

Однако решение о ликвидации правительства БНР было принято А. Цвикевичем в результате сговора с представителями ЦК КП(б)Б, которые стремились таким образом деморализовать политическую эмиграцию и расколоть руководство БНР. Глава Рады БНР П. Кричевский и его наместник В. Захарко объявили действия группы А. Цвикевича неправомерными, авантюрными и предательскими.

Главные органы, государственная печать и государственный архив остались в Праге. Представители БНР делали все возможное для сохранения преемственности власти.

Как показали последующие события, самоликвидация Рады БНР и возращение лидеров политической эмиграции в БССР оказались трагической ошибкой.

Заключение

Белорусская Народная Республика является первой исторической попыткой создания белорусской государственности в XX в. БНР возникла в тяжелых внешнеполитических условиях, когда территория Беларуси была оккупирована немецкими войсками, все соседние государства претендовали на белорусские земли и не желали создания самостоятельного белорусского государства.

За семилетний период БНР не смогла обзавестись всеми признаками полноценного государства, главные из которых - контроль над территорией, легитимность государственной власти и действенный государственный аппарат. Из-за слабости национального движения и отсутствия международной поддержки БНР не смогла окончательно реализовать свои замыслы и через два года после провозглашения её руководящие органы были вынуждены покинуть страну.

Впервые за многовековую историю в 1918-1925 гг. было заявлено о праве белорусов на национальную государственность. Но эта идея не была реализована. Так или иначе, но сама история показала, что решить этот вопрос в тех конкретных политических, экономических и социальных условиях было весьма сложно.

БНР была провозглашена как идея, но не возникла как реальность.


1.Аргучинцев Г.К. История государства и права Республики Беларусь. - Мн.: БГУ, 2002

2.Довнар-Запольский, М.В. История Белоруссии / М.В. Довнар-Запольский. - Мн.: Беларусь, 2003

3.Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси. С древнейших времен до нашего времени. - Мн.: Аверсэв, 2002

4.Круталевич, В.А. На путях национального самоопределения (БНР-БССР-РБ) / В.А. Круталевич. - Мн.: Право и экономика, 1995

5.Круталевич, В.А. История Беларуси: становление национальной державности (1917-1922 гг.) / В.А.Круталевич. - Мн.: Право и экономика, 2003

6.Тихомиров, А.В. Брестский мир и Беларусь / А.В. Тихомиров // Белорус. журн. междунар. права и междунар. отношений. - 1999. - № 2. - С.44-57

7.Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: Выш. шк., 2000

Похожие работы на - Белорусская Народная Республика после 1919 года

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!