метакомпоненты, регулирующие процесс решения проблемы и включающие ее определение, выделение этапов в процессе решения и заключение об окончательном решении;
исполнительные компоненты - процессы, связанные с актуальным решением конкретной проблемы, в том числе путем ее трансформации;
компоненты приобретенных знаний, обусловленные спецификой обучения и полем полезных на будущее сведений» [12, с. 88].
В 1985 г. Р. Бар-Он вводит понятие «коэффициент эмоциональности» и предлагает анкету (EQ-i) для его измерения.
Предпосылки введения понятия ЭИ в 1980-е гг. возникают и развиваются в смежных областях знания.
«Косвенными предпосылками «смешанных моделей» ЭИ послужили, на наш взгляд, концепция самоэффективности А. Бандуры, теория самоактуализации А. Маслоу, представления о важности эмоциональной жизни в клиенто-центрированной терапии К. Роджерса, в которых подчеркивается значимость умения людей осознавать свои способности и эффективно управлять своим поведением в соответствии со знанием о сильных и слабых сторонах своей индивидуальности» [12, с. 88].
Началом третьего периода, можно считать публикацию их работы, в которой была представлена «наиболее известная в научной психологии модель ЭИ была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером; ими же был введён в психологию и сам термин "эмоциональный интеллект". Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 году. Они определили ЭИ как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». ЭИ трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: (1) идентификация и выражение эмоций, (2) регуляция эмоций, (3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Каждый тип способностей состоит из ряда компонентов. Способность к идентификации и выражению эмоций делится на два компонента, один из которых направлен на свои, а другой - на чужие эмоции. В первый компонент включаются вербальный и невербальный субкомпоненты, а во второй - субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Регуляция эмоций состоит из двух компонентов: регуляция своих и чужих эмоций. Третий тип способностей, связанный с использованием эмоций в мышлении и деятельности, включает компоненты гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации» [5, c.29].
Для четвертого период, принял необычный поворот событий, тема ЭИ стала очень популярной. В 1990-е годы появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на ЭИ. Наиболее известный является, пожалуй, модель Д. Гоулмена.
«Д. Гоулмен (Goleman, 1995) основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера (Salovey, Mayer, 1990), но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена "Эмоциональный интеллект" его модель приобрела большую известность не только среди психологов, но и в более широких кругах» [5, c.30].
Пятый период, начался с 1998 г. по настоящее время предлагается множество вариантов усовершенствования концепции ЭИ совместно с внедрением новых методик его измерения; появляются первые рецензированные научные статьи по данной теме.
В отечественной психологии идея аффекта и интеллекта не является новой. Идея Л.С. Выгодского получила развитие в трудах А.Н. Леонтьева. «Данный автор писал о необходимости различать сознаваемое объективное значение и его значение для субъекта (личностный смысл). Смысл создает пристрастность человеческого сознания. «То, что мы называем переживаниями, суть явления, возникающие на поверхности системы сознания, в форме которых сознание выступает для субъекта в своей непосредственности»» [12, с. 90].
С.Л. Рубинштейн: «Эмоциональность, или аффективность, - это всегда лишь одна, специфическая сторона процессов, которыми в действительности являются вместе с тем познавательными процессами, отражающими - пусть специфическим образом - действительность. Эмоциональные процессы, таким образом, никак не могут противопоставляться процессам познавательным как внешние, друг друга исключающие противоположности. Сами эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы обычно образуют единство интеллектуального и эмоционального» [12, с. 90].
Определенный вклад в развитие представлений о взаимосвязи нейрофизиологических, аффективных и когнитивных процессов внес А.Р. Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии.
Также Б.В. Зейгарник, которая подчеркивала, что не существует мышления, оторванного от мотивов, стремлений, установок, чувств человека, т.е. от личности в целом.
«В отечественной психологии аналогом термина «эмоциональный интеллект» можно считать понятие «эмоционального мышления», изучением которого занимался О.К. Тихомиров. Описывая специфику эмоционального мышления, он отмечал, что эмоциональные состояния включены в процесс решения задач» [12, с. 90].
В последнее время в отечественной психологии, это явление давно замечено, и имеет иные обозначения: «смысловое переживание», «обобщение переживаний», «интеллектуализация аффекта», «эмоциональное мышление», «эмоциональное воображение» [12, с. 92].
1.2 Структура эмоционального интеллекта
В зарубежной и отечественной психологии под эмоциями понимается особый тип знания, от которого и пошло понятие эмоционального интеллекта. И конечно не раз был поставлен вопрос, из каких структурных компонентов состоит ЭИ. Было выдвинуто три важных определения ЭИ такие как:
«способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний;
способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;
совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды»[14, с. 22]
Исходя из этих определений, можно сказать, что человек, обладающий высоким уровнем интеллекта, обладает способностью, управлять собственными эмоциями, понимать эмоции других людей. И этого будет говорить, о том, что данному человеку будет легко налаживать контакты с окружающим миром (людьми), так, как ЭИ отражает внутренний мир, который непосредственно связан с поведением личности.
Обратимся к П. Сэловею, согласно его представлению об эмоциональном интеллекте в его структуру входят следующие способности:
распознавание собственных эмоций,
владение эмоциями,
понимание эмоций других людей,
самомотивация.
Охарактеризуем каждый структурный компонент и их значение в процессе межличностного взаимодействия.
«Распознавание собственных эмоций. Можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия.
Распознавание эмоций является проблематичным для личностей с выраженной алекситемией. Термин «алекситемия» («чувство без слов») был введён американским психиатром Сифнесом. Существенными чертами алекситемического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность» [14, с. 23].
Термин «алекситемия», уже упоминался в истории становления понятия эмоционального интеллекта в клинической психологии.
«Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля. Адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение. Таким образом, проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения.
Я. Рейковский (1979) приводит следующие причины трудностей в выражении эмоций:
люди не усвоили принятых в обществе форм выражения;
боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой самоконтроля или боязнью быть скомпроментированным, отвергнутым или осмеянным;
врождённые факторы, хотя решающее значение принадлежит процессу научения;
усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем окружении» [14, с. 24].
«Понимание эмоций. Понимание эмоций взаимосвязано с возможностями их выражения. Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Понимание эмоций сложнее, чем их выражение.
Можно выделить следующие причины трудностей в понимании индивидуальных различий эмоций других людей:
сосредоточенность на собственной личности приводит к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей; чувство собственного превосходства;
чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными; тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции;
какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей (Я. Рейковский, 1979).
Самомотивация. Эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. Слово «эмоция» произошло от латинского глагола «emovare», что означает «двигаться». Эмоция - это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, они позитивны, если нет - эмоции «перемещаются» к негативному полюсу» [14, с. 25].
«В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом» [2, с. 85].
.3 Предпосылки развития эмоционального интеллекта
Считается, что существует две группы предпосылок развития эмоционального интеллекта. К первой относится биологические, в которую входят следующие: уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации. Ко второй относятся социальные, в которую входят: синтония (умение сопереживать другим людям), закономерно сменяющаяся рационализацией, степень развития самосознания ребенка, уверенность в эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля, религиозность.
Таким образом, выявлено, что в основе биологических предпосылок для развития способностей ЭИ лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные предпосылки складываются в семейном окружении.
Рассмотрим проведенные исследования, где изучались биологические и социальные предпосылки развития ЭИ.
Начнем с биологических предпосылок. «В исследованиях Д.Д. Гуастелло и С.Дж. Гуастелло была выявлена значимая корреляция между уровнем ЭИ детей и их матерей, в то время как между уровнем ЭИ детей и их отцов такая корреляция отсутствовала. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что отношения «отец-сын» связаны с низким уровнем эмоционального интеллекта и поведения» [1, с.57]. «Связано это с тем, что мать проводит с ребенком больше времени, а отец меньше, но в процессе взросления семейная связь не будет иметь такого значения» [25, с.195.]Следовательно, можно сказать, что уровень ЭИ у родителей будет влиять опосредованно.
Прежде всего, нужно сказать о том, что ЭИ будет напрямую связан с асимметрией мозга, речь идет о правом полушарии. «Правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом, он способствует точному распознаванию эмоциональной окраски речи» [15, с. 90].
«Доминирование правого полушария выступает, на мой взгляд, в качестве определенного наследственного задатка эмоциональной восприимчивости, которая характеризует успешность адаптации эмоционального отклика на стимул к обстоятельствам. Слабо развитая эмоциональная восприимчивость частично наследственна и предполагает незрелые и непроработанные чувства. Для лиц, у которых она развита высоко, характерно сочетание удовлетворения личных потребностей с интересами общества»[24, с.149].
Темперамент следует отнести к врожденным задаткам эмоциональной восприимчивости. Возникает вопрос, как связан ЭИ - способность и темперамент. «В исследовании В.М. Русалова и СИ. Дудина установлено, что темперамент и способности взаимодействуют друг с другом прежде всего через характеристики активности - эргичность, пластичность и темп. Наряду с активностью базовым параметром темперамента является эмоциональность. Высокий уровень последней может рассматриваться как показатель ЭИ, поскольку предполагает когнитивный анализ эмоциональной информации на достаточно высоком уровне. При этом проявления эмоциональности преобладают у экстравертов» [16, с.30].
«С такими свойствами темперамента, как экстраверсия и нейротизм, связаны особенности переработки информации. В исследованиях личности выявлено существование индивидуальных различий при переработке стимулов с положительной и отрицательной валентностью. При этом экстраверсия способствует переработке положительных, а нейротизм - отрицательных стимулов. Можно предположить существование когнитивных факторов, способствующих переработке когнитивно окрашенных стимулов и, следовательно, влияющих на уровень ЭИ.» [17, с.20].
К социальным предпосылкам ЭИ относят синтонию. «На мой взгляд, развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребенка. Становлению синтоничности ребенка препятствует, во-первых, гиперопека и переоценка его родителями. В условиях постоянной заботы родителей, их чрезмерной любви у ребенка нет необходимости стремиться к установлению эмоционального контакта со взрослыми, вследствие чего механизмы, позволяющие сделать это, не формируются. Во-вторых, развитие синтонии блокируется, если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается такой возможности из-за безразличия или враждебности окружения. Асинтоничность, возникшая, как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнерами по общению.
Синтоничность ребенка - необходимый этап его психического развития. Однако по мере становления логического, причинно-следственного мышления синтония сменяется эмпатией, которая представляет собой не столько эмоциональное созвучие с состоянием другого человека, сколько его распознавание. В связи с развитием склонности к рефлексии происходит естественное ослабление синтонности в пользу так называемой шизоидизации - стремление отгородится от внешнего мира и аффективного влияния окружающих »[1, с.59].
«Согласно теории А. Эллиса (А-В-С), жизненная ситуация, в которой оказывается человек (активирующее событие А), не влечет за собой непосредственные эмоциональные и поведенческие реакции (С). Между ними лежит когнитивное опосредствующее звено (В) - система идей, убеждений, верований, - которое и выступает как причина эмоциональных и поведенческих реакций» [22, с. 120].
«Индивидуальные системы верований могут содержать как рациональные идеи, так и иррациональные. Понятие «иррациональная идея» означает мысль, возникшую экспромтом под влиянием аффективно заряженной части сознания. К оценке происходящего человек может применить как разумные, реалистические идеи, так и эмпирически необоснованные, не поддающиеся логическому объяснению иррациональные идеи. Рациональные утверждения (например, «Это не самое худшее, я смогу вынести это») уменьшают эмоциональный дистресс и снижают интенсивность как «неуместных» эмоций (гнева, тревоги, депрессии), так и «уместных» (раздражения, беспокойства, печали). Иррациональные убеждения и соответствующее им непродуктивное эмоциональное поведение складываются как следствие неконструктивного взаимодействия когнитивных и аффективных процессов, описанного X. Джекинсом как «дистрессовые стереотипы» поведения. Неадекватные модели поведения родителей в стрессовой ситуации фиксируются в раннем опыте. В дальнейшем при достаточно сильном напоминании о прежнем дистрессовом опыте люди помимо своей воли «превращаются в нечто, ведущее себя как живой автоматический проигрыватель». Человек начинает действовать нерационально, он говорит неуместные вещи, совершает беспомощные поступки, испытывая при этом чувства, не адекватные настоящей ситуации» [1, с. 59].
Уровень развития самосознания. Зависит от узкого ближайшего окружения ребенка, способствуют развитию самоотношения (образ Я) и самооценки. «Основы реалистичного восприятия себя и самопринятия закладываются на ранних стадиях онтогенеза, определяясь исходным принятием ребенка со стороны родителей» [18, с. 98]. Уровень развития самосознания выступает в качестве предпосылки управления собственными эмоциями.
Чем выше уровень образования родителей и семейный доход, свидетельствует о том, что буде выше показатель ЭИ у подростка. Д. Гоулман полагал, что родители, которые достигают высот, благодаря самообразованию, улучшают свой материальный статус и уровень образования. В этом им помогает ЭИ, и дети растущие в такой семье будут лучше развиваться, чем менее благополучной.
Гендерные особенности воспитания. «Известно, что паттерны эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы разными подходами к воспитанию детей. Различия в социализации девочек и мальчиков продиктованы неосознанным стремлением родителей подготовить детей к выполнению соответствующих тендерных ролей . Гендерные различия обнаруживаются, прежде всего, тем, что ЭИ у женщин проявляется в большей степени на уровне межличностных отношений, а у мужчин - на внутриличностном уровне ЭИ» [24, с. 151].
«Андрогинностъ как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления эмпа-тии и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения взрослых. Андро-гинные испытуемые в отличие от индивидов с маскулинными и феминными характеристиками проявляют большую эмоциональную гибкость: в зависимости от ситуации они могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми. По-видимому, андрогин-ные индивиды сочетают в себе продуктивные эмоциональные стратегии, присущие как женскому, так и мужскому полу. Иными словами, им свойственно сочетание выраженных способностей как к распознаванию и выражению, так и к самоконтролю эмоций. Взаимосвязь андрогиннос-ти и ЭИ обнаружена в исследовании Д.Д. Гуастелло, С.Дж. Гуастелло.
Первоначально в семье, а затем под влиянием ближайшего окружения ребенка у него формируются эмоциональные знания и навыки, которые аналогичны когнитивным. Эти навыки могут иметь в большей степени имплицитный, чем эксплицитный характер. Имплицитные навыки можно соотнести с кристаллизованным интеллектом, эксплицитные - с декларативными знаниями об эмоциях» [1, с.62].
«Локус контроля формируется в процессе социализации и становится в дальнейшем устойчивым личностным качеством. Результаты исследований показывают, что испытуемые с внутренним локус-контролем чаще осуждают себя и более сензитивны к ситуации, когда осуждают других, в то время как их коллеги с внешней локализацией контроля более склонны прощать как других, так и себя. Способность к прощению связана с осознанием собственных эмоций и управлением ими, эмпатией по отношению к обидчику. Это означает, что внешний локус контроля и способность к прощению предполагают достаточно высокий уровень развития когнитивных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации» [19, с.97].
Религиозность. «Во-первых, у религиозных людей преобладает внешний локус контроля, который, как было показано выше, способствует эмпатии и самоконтролю эмоций: во всех событиях своей жизни верующие видят проявление Божьей воли. Во-вторых, религиозное воспитание предполагает воспитание нравственных чувств, в первую очередь развитие чувства безусловной любви. В-третьих, подготовка к церковным таинствам невозможна без самоанализа деятельности и сопровождающих ее эмоций; исповедь сопровождается переживанием катарсического освобождения и является стимулом к самосовершенствованию, которое требует самоограничения и саморегуляции. Стоит согласиться с положением В.Д. Шадрикова о том, что вера не только делает чувства человека эмоционально насыщенными, но и перестраивает всю его внутреннюю жизнь, обогащает его эмоции и чувства, придавая им новое качество» [1, с.65].
ВЫВОДЫ
Понятие «эмоционального интеллекта» является результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, особенностях их взаимосвязи. Важнейшими достижениями в этом процессе явились следующие: обогащение представлений об эмоциях (представление об эмоциях как об одной из подсистем сознания; как о факторе мотивации), расширение представлений об интеллекте (идея множественности интеллектуальных проявлений, открытие социального интеллекта), а также встречное движение в исследованиях эмоций и интеллекта (идея единства и продуктивного взаимодействия аффективных и когнитивных процессов). Несмотря на актуальность исследований проблемы взаимосвязи когнитивных и аффективных процессов, в отечественной психологии она до сих пор остается не достаточно разработанной.
Эмоциональный интеллект - это совокупность способностей эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций; пониманию (осмыслению) эмоций; ассимиляции эмоций в мышлении; различению и выражению эмоций.
Анализ результатов исследований показывает, что в основе биологических предпосылок для развития способностей эмоционального интеллекта лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные предпосылки ЭИ складываются, прежде всего, в ближайшем семейном окружении. Они определяются характером отношений между супругами, их вниманием к внутренней жизни ребенка и такой стратегией воспитания, которая предполагает формирование адекватной самооценки и позитивного образа Я, развитие самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации, отсутствие жесткой установки на соответствие поведения ребенка требованиям его гендерной роли.
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ, МЕТОДИКИ И СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1 Модели эмоционального интеллекта
В работах исследователей предлагались определенные методики эмоционального интеллекта, среди которых выделяются основополагающие модели. К ним относятся: Модель эмоционального интеллекта Майера и Сэловея; Модель эмоционального интеллекта Дэниэля Гоулмана, Модель эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она. Выделим самое главное в содержании каждой модели.
Модель эмоционального интеллекта Майера и Сэловея.
«Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.
Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эта способность помогает понять, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.
Понимание эмоций. Эта способность отражает умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.
Управление эмоциями <#"justify">Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта/ И.Н. Андреева// Вопросы психологии, 2007. - № 5. - С. 57 - 65.
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена/ И.Н. Андреева// Вопросы психологии, 2006. - № 3. - С. 78 - 86.
Вихман, А.А. Обман и обнаружение обмана в связи с мотивационным профилем, социальным интеллектом и социальными установками личности/ А.А. Вихман// Молодой психолог: приложение к журналу «Вестник ПГПУ». - Пермь, 2007. - №1. - С. 51.
Карпов, А. В., Петровская А. С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма/ Карпов А. В., Петровская А. С. - М, 2001. - 120 с.
Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - М:. Институт психологии РАН, 2004. С.29 - 36 .
Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/ Под ред. Д. В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М., 2004. - с. 113 - 140.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. - С. 33 - 48.
Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум/ А.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 221 с. эмоциональный интеллект диагностика
Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике/ Робертс Р.Д.// Психология: Журнал Высшей Школы Экономики, 2008. - 55 с.
Русалов, В.Н. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ)/ В.Н. Русалов. - М., 2007. - С. 44 - 61.
Андреева, И.Н. Об истории развития "Эмоционального интеллекта"/ И.Н. Андреева// Вопросы психологии, 2008. - № 5. - С. 83 - 95.
Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психол. журн. 1999. Т. 20. №6. С. 44-52
Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. С. 25-26.
И.Н. Андреева// Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. - Смоленск, СГПУ, 2004. - Ч.1. -с.22-26.
Пашина А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы // Психол. журн. 1994. Т. 15. №3. С.89-98.
Русалов В.М., Дудин СИ. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психол. журн. 1995. № 5. С. 12-23.
Роберте Р.Д. и др. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-26.
Кравченко А. Нарцисс и его отражения // Моск. психотерапевт, журн. 2001. № 2. С. 96-113.
Гассин Э.А. Психология прощения // Вопр. психол. 1999. № 4. С. 93-102.
Дэниэл Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.266-269J. Stein, Ph.D and Howard E. Book, M.D, The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success. Stoddart Publishing Co. Limited 2000.
Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол. № 1. 1995. С. 111-129.
Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22-26.
Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19-20 декабря 2003 г., г. Минск. Минск, 2004. С. 147-149.
Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194-196.