Личностные характеристики и самооценка у подростков с делинквентным поведением

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    77,76 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Личностные характеристики и самооценка у подростков с делинквентным поведением

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты исследования особенностей подростков-делинквентов

.1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

.2 Причины и условия формирования делинквентного поведения

.3 Личностные особенности делинквентных подростков

. Эмпирическое исследование личностных особенностей у подростков-дилинквентов

.1 Организация и методики исследования

.2 Описание результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Проблема делинквентного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Отклоняющееся поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой делинквентного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий.

Во все времена делинквентное поведение оценивалось как стремление к разрушению, насилию, жестокости, причинения вреда другим людям. В современном обществе большую тревогу и озабоченность психологов и педагогов вызывает детское деструктивное поведение.

Особо пристальный интерес <#"701845.files/image001.gif">

Рис. 1. Результаты исследования самооценки у подростков

Анализ первичных данных, при исследовании самооценки показал, что у большинства подростков -делинквентов (группа А) наблюдается очень высокий (47%) и высокий (27%) уровень самооценки, в то время как у подростков, не склонных к нарушению закона 7% имеют очень высокий и 33% высокий уровень самооценки Полученные результаты указывают на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - нечувствительности к ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

У большинства подростков е склонных к нарушению закона (60%) выявлен средний уровень самооценки, что удостоверяет адекватную самооценку, при этом лишь у 13% подростков-делинквентов уровень самооценки средний

Заниженная самооценка наблюдается у 13% подростков совершивших противоправные деяния , что свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти дети составляют «группу риска».

Таким образом, в целом исследование показало, преобладание среди младших школьников учеников с высокой самооценкой и уровнем притязания.

Результаты исследования личностных особенностей подростков в, приложении 4 и отражены на рисунках 2- 14.

Результаты по шкале лжи, позволяют нам говорить о достоверности данных всех испытуемых.

Анализ результатов по фактору А (рис 2), отражающим эмоциональности в общении показал, что 47% подростков , не нарушающих закон имеют по данному фактору высокие оценки. Для них характерны легкость в общении, доброжелательность, склонность к сотрудничеству, внимателеность к людям, мягкосердечность. В деятельности предпочитают социально значимые ситуации, которые связаны с людьми. Легко включаются в активные группы. В личных отношениях щедры, открыты, не боится критики.

47% подростков группы А и 40% подростков группы Б имеют средние значения по фактору А, что говорит об отсутствии выраженности полюсных значений доброжелательности или холодности.

У 53% подростков -делинквентов и 13% подростков не нарушавших закон, низкий оценки по данному фактору, что характеризует этих подростков как сдержанных, обособленных, критичных, холодных, склонных к ригидности, скептицизму, отчужденности. Вещи и идеи привлекают больше, чем люди. Предпочитают работать в одиночку. Избегают компромиссов. Тверды, несгибаемы, жестоки.

Рис. 2. Уровни выраженности фактора А

Анализ результатов исследования по фактору С показал, что среди подростков -делинквентов большинство имеют низкие значения по данному фактору (рис. 3). Среди подростков не нарушавших закон низкие значения у 13% детей. Они чувствительный, эмоционально менее устойчив. Легко расстраиваются. Изменчивы в поведении, в эмоциях. Избегают требований окружающей действительности. Раздражительны, эмоционально возбудимы. Активно реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Требует немедленного решения проблем, удовлетворения потребностей.

% подростков - делинквентов и 47% подростков не нарушавших закон имеют средний эмоциональной устойчивости.

% подростков не нарушавших закон имеют высокие оценки по данному фактору. Это говорит о том, что такие подростки эмоционально устойчивы, у них реалистическое отношение к жизни, развита способность к соблюдению групповых моральных норм. Может проявляться покорность перед нерешенными проблемами /без отрицательных эмоций от неудовлетворенности/. Гибкое поведение в стрессовых ситуациях, способность выбирать оптимальный вариант поведения.

Рис . 3. Уровни выраженности фактора С

Анализируя результаты по фактору D у подростков -делинквентов мы можем отметить, что у большинства из них высокие, среди подростков не нарушавших закон такие показатели у 7 %. Для них свойственно возбудимость, нетерпеливость, требовательность, сверхактивность, несдержанность, самоуверенность, эгоцентиричность.

% подростков - делинквентов и 60% подростков не нарушавших закон имеют средине значения по данному фактору.

Низкие значения характерны для 33% подростков не нарушавших закон. Они отличаются сдержанностью, инертностью, осторожностью, благодушием.

Рис. 4. Уровни выраженности фактора D

По фактору E, который определяет уровень пассивности , были получены результаты, говорящие о наличии у большинства подростков -делинквентов (54%) и 20% подростков не нарушавших закон высоких показателей , говорящих о склонности по отношению к другим выступать как руководитель. Но это не коррелирует с истинным лидерством и реальными способностями. Они могут быть временными лидерами в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. Проявляют высокое упорство в борьбе против норм, установок в группе, склонны к самоутверждению. Придерживаются своих взглядов, установок. Властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от других.

У большинства подростков не нарушавших закон (60%) 33% подростков - делинквентов средний уровень пассивности.

% подростков - делинквентов и 20% подростков не нарушавших закон учеников имеют низкие оценки по данному фактору, для них характерно уступчивость, навязчивость в поведении. Они стремятся исповедоваться, раскрываться другим.

Рис. 5. Уровни выраженности фактора E

Анализ результатов исследования по фактору F отражающему уровень осторожности-легкомыслия показал, что большинство подростков имеют средний уровень по данному фактору.

% подростков - делинквентов и 20% подростков не нарушавших закон, имеющие высокие показатели, безалаберны, импульсивны, живые, веселые, полны энтузиазма, активны, разговорчивы. Часто бывают душой общества. Легко переключаются с одной деятельности на другую. Склонны к частой перемене мест. Оперативны, свойственна высокая производительность труда. Присущи хорошие организаторские способности. деятельность может не иметь реального эффекта.

% подростков - делинквентов и 27% подростков не нарушавших закон, с низкими показателями по фактору трезвы, осторожный, молчаливы, неторопливы. Осторожность иногда выступает в комплексе с мрачностью и пессимизмом (рис.6).

Рис . 6. Уровни выраженности фактора F

Анализ результатов исследования по фактору G, отражающему степень принятия моральных норм, показал преобладание среди подростков -делинквентов, подростков с низкими показателями. Им свойственно неустойчивость в достижении цели, поверхность, избегание правил, обязанности. Они эгоисты, работают для себя и на себя.

Треть подростков - делинквентов и 47% подростков не нарушавших закон имеют средние показатели.

У 13% подростков - делинквентов и 53% подростков не нарушавших закон высокие оценки по данному фактору, они сознательны, настойчивы, на них можно положиться. Степенны в поведении, требовательны к себе. Обязательны, настойчивы, руководствуются чувством долга, ответственны, полны планов.

Рис . 7. Уровни выраженности фактора G

Анализ результатов исследования по фактору Н ( эта шкала отражает уровень застенчивости ) показал преобладание среди подростков -делинквентов авантюристов, социально смелых, небрежно относящихся к деталям

% подростков - делинквентов и 60% подростков не нарушавших закон имеют средине показатели.

% подростков не нарушавших закон имеют низкие оценки по данной шкале. Они застенчивы, сдержаны, боязливы, уклончивы, держатся в тени. Проявляются подсознательное чувство вины, собственной неполноценности. С трудом включается в общие мероприятия. Избегает яркого своего появления на людях, самовыражения (рис.9).

Рис . 8. Уровни выраженности фактора H

Анализ результатов исследования уровня застенчивости - решительности (фактор I), показал преобладание среди подростков -делинквентов (60%) подростков c высокими оценками, для них характерно высокая эмоциональная чувствительность. Обычно они не проявляют альтруизма. Выражена тенденция к избеганию ответственности в работе и личных отношениях. В жизни - нетерпеливы, непрактичны, слабы, легко поддаются влиянию других, недостаточно самостоятельны, зависимы, капризны, требовательны к вниманию других. Требуют и ждут помощи. Плохо переносят грубость и грубые работы. Замедляют деятельность группы.

% подростков - делинквентов и 47% подростков не нарушавших закон имеют средине показатели по данному фактору

% подростков не нарушавших закон имеют низкие показатели, которые говорят, что они практичны, самодовольны. Способствуют сплочению интеграции группы, реалистичны, мужественны, независимы. Проявляют скептицизм к культурным, социальным аспектам жизни, ко всему, что субъективно. В группе ориентируются на реальную деятельность, а не на субъективные взаимоотношения. В основном полагаются на себя. Не терпят бессмысленной работы.

Рис. 9. Уровни выраженности фактора I

Анализ результатов по фактору J(рис.10), определяющему, уровень неврастении, мы можем отметить также преобладание среди подростков -делинквентов школьников с высоким уровнем выраженности этих параметров, характеризуются по полученным оценкам как, индивидуалисты, внутренне сдержанны, интроспективны. В общем деле не очень эффективны, так как очень привередливы. В своих оценках очень холодны. Не забывают несправедливости. Интеллектуально развиты, думают над своими ошибками, стараясь избежать новых. Также можно охарактеризовать и 20% подростков не нарушавших закон.

Большинство подростков не нарушавших закон (60%) имеют средний уровень выраженности данного фактора

% подростков не нарушавших закон, по данному фактору характеризуются как предприимчивые, предпочитающие групповые действия. Любят внимание, энергичны. Принимающие общие нормы и оценки. Для них важна сосокупность людей. Среди подростков не нарушавших закон такие показатели имеют 20% школьников.

Рис . 10. Уровни выраженности фактора J

Результаты по фактору О(рис.11), отражающие уровень самоуверенности , говорят о преобладании среди подростков с выраженным средним уровнем самоуверенности

% подростков - делинквентов имеют низкие оценки по данному фактору, что говорит о том, что они безмятежны, доверчивы. Отсутствует чувство угрозы до такой степени, что в личных отношениях или в групповой деятельности может не заметить изменений. Самоуверены, зачастую вызывают явную неприязнь окружающих.

Рис . 11. Уровни выраженности фактора О

Результаты, полученные при анализе данных по фактору Q2 показали что у большинства подростков средние показатели, говорящие о среднем уровне комфортности в поведении и суждениях.

% подростков - делинквентов и 20% подростков не нарушавших закон имеют высокие показатели , говорящие о том, что они независимы, склонны идти своим путем, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Не считаются с общественным мнением. Предпочитают собственное мнение и решение.

Рис . 12. Уровни выраженности фактора Q2

Анализ результатов исследования по фактору Q3 (рис.13) показал, что среди подростков - делинквентов преобладают те, у которых низкий уровень выраженности данного фактора. Для этих подростков свойственно низкий волевой контроль. В своем поведении не руководствуется волевым контролем. Не обращает внимания на социальные требования. Низкая интегрированность, интеррированность. Не обращает внимания на социальные требования. Нет цельной личности. Не слишком чувствительны, но импульсивны в своем поведении и, следовательно, подвержены ошибкам. Часто чувствуют себя неприспособленными к жизни.

У 13% подростков - делинквентов и 33% подростков не нарушавших закон по данному фактору высокие оценки. Для них свойственно поведение социально точное, соответствующее образу своего Я, самоуважение, забота о собственной репутации.

Большинство подростков не нарушавших закон по фактору Q3 , такие же и у 40% подростков -делинквентов

Рис . 13. Уровни выраженности фактора Q3

Результаты по фактору Q4 (рис.14) , отражающие степень внутреннего напряжения, показали, что у большинства подростков средний уровень внутреннего напряжения, при этом у 40% подростков - делинквентов и 20% подростков не нарушавших закон высокие оценки, говорящие о том, что они сверхактивны, возбудимы, беспокойны, нетерпеливы. При групповой работе не очень приятны. Обычно недовольны порядком, руководством. В эмоциональном плане - взрывчаты.

Рис . 14. Уровни выраженности фактора Q4

Таким образом, проведенное исследование позволяют сделать вывод, что большинство подростков- делинквентов:

1.       имеют завышенный уровень самооценки, характерный для людей претендующих на личную уникальность и отражающие низкую личностную зрелость:

2.      раздражительны, эмоционально возбудимы, активно реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей;

.        самоуверенны , эгоцентричны;

.        проявляют высокое упорство в борьбе против норм, установок в группе, склонны к самоутверждению, при этом им свойственны неустойчивость в достижении цели, поверхность, избегание правил, обязанности;

.        не руководствуются волевым контролем, не обращают внимания на социальные требования, у них низкая интегрированность, интеррированность.

Из всего вышеизложенного мы можем заключить, что у большинства подростков - деленквентов низкий уровень личностной зрелости, эмоциональной и волевой регуляции, нет устойчивых интересов и мотивации деятельности. Следовательно коррекция делинквентного поведения должна быть направлена прежде всего на личностное развитие, формирование нравственных ценностей, способности к саморегуляции и рефлексии, а также на формирование социально-психологической компетентности, навыков конструктивного общения и совместной деятельности.

Заключение

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели особенности личности подростков, склонных к делинквентному поведению.

Большинство ученых сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер, не являются противоправными и со временем исчезают .

Характер делинквентного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные, противоправные формы поведения.

Отклоняющееся: агрессивное или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Делинквентное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели самооценку и личностные характеристики подростков, стоящих на учете в детской комнате милиции и сравнили их с подростками не склонными к нарушению закона.

Проведенное исследование показало, что у большинства подростков -делинквентов завышен самооценка, низкая эмоциональная и волевая регуляция, склонность к нарушению норм и правил, руководству собственными приоритетами, что в общем позволяет говорить о личностной и социальной незрелости подросток, склонных к нарушению закона.

Полученные в ходе нашего исследования результаты могут быть использованы при коррекции делинквентного поведения, его профилактики.

Список литературы

1.           Айхорн А. Трудный подросток. - М., 2001.

2.      Антонин Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М 1991.

3.           Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.

4.      Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.

.        Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. - М., 1996. - № 1

.        Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. - М., 1996. - № 1

.        Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993 Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М. И, Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 240 с.

.        Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 1984. т.5 Трудное детство.

.        Глинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПб., 1993.

.        Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. Ю.А. Никитина. М.,1996.

.        Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты/ Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. М.: Тверь; Ярославль, 2001.

12.         Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 1981.

.             Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с.

14.    Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.

15.         Каминер А. М., Майорова Е. А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 83 с.

16.    Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979

17.         Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. - М., 1992.

.             Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения : Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001,-160с.

19.    Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

20.         Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. - М., 1998.

21.    Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

22.         Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005.-445с.

.             Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999.

24.    Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994.

25.         Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

26.    Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. - Киев,1981.

.        Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект, 2005

.        http://vch.narod.ru/file.htm/ Описание психологических тестов, бланки.

Похожие работы на - Личностные характеристики и самооценка у подростков с делинквентным поведением

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!