Организация работы автобусов
1. Исследовательский раздел
1.1 Характеристика маршрута
Автобусные перевозки организуют на определенных маршрутах,
обуславливаемых размером и направлением пассажиропотоков.
Маршрутом называется установленный соответствующим образом,
путь следования автобусов между начальными и конечными пунктами.
Количество промежуточных остановок - 34, они оборудованы:
искусственным освещением в темное время суток, навесом (павильоном), указателем
с номерами маршрутов, дорожным знаком «место остановки автобуса и троллейбуса»,
специальными площадками для заезда маршрутных транспортных средств, ширина
которых составляет не менее 1,5 м, а длина кармана больше габаритной длины
автобуса на 5 м.
Дорожное покрытие - асфальтированное.
Ширина проезжей части - 12-18 м, имеет по 3 или 4 полосы в
каждом направлении.
Данный маршрут проходит по основным улицам города Омска,
таким как: Нефтезаводская, проспект Мира, Красный Путь, Ленина, Маяковского и
другие.
Вдоль трассы маршрута и вблизи остановочных пунктов находятся
различные учреждения и культурные центры, такие как: КДЦ Кристалл, КДЦ им.
Маяковского, Омский Областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля,
Омский Государственный историко-краеведческий музей и другие.
Конечные пункты оборудованы специальными площадками, на которых
отстаиваются автобусы после рейса.
1.2 Нормирование скоростей движения
1.2.1
Определение времени движения за рейс
, (ч) (1)
где lм - длина маршрута, км;
- техническая скорость, км/ч.
(ч)
1.2.2
Определение суммарного времени простоя на промежуточных остановках
(ч) (2)
где n - количество промежуточных остановок.;
- время простоя на промежуточной остановке, сек.
ч
1.2.3 Определение среднего времени простоя на промежуточной
остановке
, (сек) (3)
где n - количество промежуточных остановок.;
- время простоя на промежуточной остановке, сек.
=20 сек
1.2.4
Определение времени рейса
(4)
где n - количество промежуточных остановок;
- средняя продолжительность времени простоя на
промежуточной
остановке, ч
- время простоя на конечной остановке, ч.
0,82 + 0,19 + 0,08 = 1,09 ч
1.2.5
Определение технической скорости
(5)
где - длина маршрута, км
- время в движение, ч
1.3 Исследование пассажиропотока на заданном
маршруте
Исследование провел визуальным методом на нескольких
остановочных пунктах в прямом и обратном направлениях, в различные периоды
суток. В соответствии с этим составлены таблицы распределения пассажиропотока
по участкам маршрута и часам суток, которые в свою очередь характеризуют
нагрузку маршрута по направлениям следования в каждый период времени.
Таблица 1 - Распределение пассажиропотока по участкам
маршрута
Участки
маршрута
|
Расстояние, км
|
Количество
пассажиров
|
|
|
Прямое
направление
|
Обратное
направление
|
Ул. Бархатовой
|
-
|
-
|
1200
|
Дк Химик
|
3,5
|
950
|
1198
|
Пл. им.
Лицкевича
|
2,1
|
1468
|
1954
|
Старозагородная
роща
|
2,2
|
2158
|
1100
|
М-н Яблонька
|
4,5
|
1335
|
892
|
ПО Большевичка
|
2,9
|
956
|
754
|
ПО им. Баранова
|
2,7
|
-
|
Таблица 2 - Распределение пассажиропотока по часам суток
Часы суток
|
Количество
пассажиров
|
Часы суток
|
Количество
пассажиров
|
|
Прямое
направление
|
Обратное
направление
|
|
Прямое
направление
|
Обратное
направление
|
6-7
|
250
|
376
|
16-17
|
732
|
502
|
7-8
|
625
|
581
|
17-18
|
720
|
448
|
8-9
|
721
|
485
|
18-19
|
466
|
380
|
9-10
|
418
|
587
|
19-20
|
330
|
388
|
10-11
|
406
|
419
|
20-21
|
250
|
175
|
11-12
|
344
|
545
|
21-22
|
135
|
100
|
12-13
|
411
|
633
|
22-23
|
92
|
109
|
13-14
|
581
|
511
|
23-24
|
-
|
-
|
14-15
|
602
|
386
|
24-1
|
-
|
-
|
15-16
|
652
|
473
|
-
|
-
|
-
2.1 Характеристика пассажиропотока
Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое
фактически перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного
маршрута или в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в
единицу времени.
Как правило, пассажиропотоки не одинаковые по величине в
различные часы суток, дни недели, месяцы и сезоны года, а также по участкам
маршрутам и направлениям движения автобусов.
Для выявления пассажиропотоков, распределения их по
направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени,
проводятся обследования. Задача обследования: получение достоверных данных о
мощности, распределении и колебаниях пассажиропотоков на автобусных маршрутах.
Пассажиропотоки изображаются в виде графиков, картограмм,
эпюр или фиксируют в таблицах.
Методы обследования классифицируются по ряду признаков:
По длительности охватываемого периода:
- систематические (ежедневно, еженедельно и
т.д.);
- разовые (кратковременные);
По ширине охвата:
- сплошные (одновременно по всей
транспортной сети обслуживаемого района) в среднем 1 раз в 3 года;
- выборочный (по отдельным районам движения)
1 раз в квартал;
По виду:
- анкетный метод (путем заполнения
предварительно разработанных специальных опросных анкет);
- отчетно-статистический метод основывается
на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах;
- талонный метод (путем выдачи специально
заготовленных талонов разных цветов);
- табличный метод (проводится учетчиками
расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее
заготовленных таблиц);
- глазомерный метод (проводится визуально по
бальной системе от 1 до 5 баллов)
- силуэтный метод - разновидность
визуального (по 5-ти бальной системе, путем набора силуэтов по типам
автобусов);
- опросный метод - путем опроса учетчиком в
салоне пассажиров
Пассажиропотоки по часам суток и участкам маршрута (прямое и
обратное направление) представлены в табл. 3, табл. 4, табл. 5.
Таблица 3 - Объем перевозок по часам суток, в прямом,
обратном направлении и суммарно по направлениям
Часы суток
|
Перевезено
пассажиров
|
|
Прямое
направление
|
Обратное
направление
|
В обоих
направлениях
|
6-7
|
250
|
376
|
626
|
7-8
|
625
|
581
|
1206
|
8-9
|
721
|
485
|
1206
|
9-10
|
418
|
587
|
1005
|
10-11
|
406
|
419
|
825
|
11-12
|
344
|
545
|
889
|
12-13
|
411
|
633
|
1044
|
13-14
|
581
|
511
|
1092
|
14-15
|
602
|
386
|
988
|
15-16
|
652
|
473
|
1125
|
16-17
|
732
|
502
|
17-18
|
720
|
448
|
1168
|
18-19
|
466
|
380
|
846
|
19-20
|
330
|
388
|
718
|
20-21
|
250
|
175
|
425
|
21-22
|
135
|
100
|
235
|
22-23
|
92
|
109
|
201
|
23-24
|
-
|
-
|
-
|
24-1
|
-
|
-
|
-
|
Итого
|
7735
|
7098
|
14833
|
Таблица 4 - Пассажиропоток по участкам маршрута. Прямое
направление
Участки
маршрута
|
Расстояние по
перегонам, км
|
Наполнение,
пасс.
|
Пассажирооборот,
пасс.-км
|
Ул. Бархатовой
- Дк Химик
|
3,5
|
950
|
3325
|
Дк Химик - Пл.
им. Лицкевича
|
2,1
|
1468
|
3082
|
Пл. им.
Лицкевича - Старозагородная роща
|
2,2
|
2158
|
4748
|
Старозагородная
роща - М-н Яблонька
|
4,5
|
1335
|
6008
|
М-н Яблонька -
ПО Большевичка
|
2,9
|
956
|
2772
|
ПО Большевичка
- ПО им. Баранова
|
2,7
|
788
|
2128
|
Итого
|
-
|
-
|
22063
|
Таблица 5 - Пассажиропоток по участкам маршрута. Обратное
направление
|
Расстояние по
перегонам, км
|
Наполнение,
пасс.
|
Пассажирооборот,
пасс.-км
|
Ул. Бархатовой
- Дк Химик
|
3,5
|
1200
|
4200
|
Дк Химик - Пл.
им. Лицкевича
|
2,1
|
1198
|
2516
|
Пл. им.
Лицкевича - Старозагородная роща
|
2,2
|
1954
|
4299
|
Старозагородная
роща - М-н Яблонька
|
4,5
|
1100
|
4950
|
М-н Яблонька -
ПО Большевичка
|
2,9
|
892
|
2587
|
ПО Большевичка
- ПО им. Баранова
|
2,7
|
754
|
2036
|
Итого
|
-
|
-
|
20588
|
пасс.-км
2.2 Построение эпюр пассажиропотока
На основании данных, приведенных в таблицах распределения
пассажиропотока по участкам маршрута и часам суток строю эпюры пассажиропотока
в прямом и обратном направлении по выбранному масштабу.
Таблица 6 - Масштаб эпюр пассажиропотока
Распределение
пассажиропотока по:
|
Часам суток
|
Участкам
маршрута
|
Масштаб:
|
1 см = 100 пасс
|
1 см = 500 пасс
|
1 см = 1 час
|
1 см = 1 км
|
.3 Определение коэффициентов неравномерности
распределения пассажиропотоков
2.3.1 Определение коэффициента неравномерности
пассажиропотока по часам суток
(6)
где максимальный
пассажирооборот за час в обоих направлениях, пасс;
среднечасовой
пассажиропоток (), пасс.
2.3.2 Определение коэффициента неравномерности
пассажиропотока по участкам маршрута
(7)
где - суммарное по обоим направлениям наполнение автобусов на наиболее
напряженном участке маршрута, пасс;
- среднее наполнение автобусов по участкам маршрута, пасс.
2.3.3 Определение коэффициента неравномерности пассажиропотока по
направлениям
(8)
где - средний
объем перевозок пассажиров в час в направлении с большим пассажиропотоком,
пасс.;
- средний объем перевозок пассажиров в час в направлении с
меньшим пассажиропотоком, пасс.
Вывод: Коэффициент неравномерности пассажиропотока по часам суток
равен 1,41. Значение коэффициента находится в допустимых пределах от 1,0 - 2,0;
поэтому в межпиковый период не нужно увеличивать интервал движения или
выпускать на линию автобусы меньшей вместимости. Коэффициент неравномерности
пассажиропотока по участкам маршрута равен 1,67 и находится в пределах 1,5 -
2,0; поэтому не следует на маршруте вводить укороченные рейсы. Коэффициент
неравномерности пассажиропотока по направлениям равен 1,09. Значение
коэффициента находится в пределах 1,3 - 1,6; поэтому нет необходимости изменять
трассу маршрута.
2.4 Организация движения автобусов на маршруте
Анализируя материалы обследования пассажиропотока и
коэффициенты неравномерности пассажиропотока целесообразно организовать
движение автобуса по маршруту №33, с поостановочным движением.
Организация движения по выбранному режиму состоит в
следующем: автобус делает остановки на всех запланированных и установленных на
данном маршруте остановочных пунктах.
2.5 Выбор типа подвижного состава, его
характеристика и экипировка
2.5.1 Выбор типа подвижного состава и его
характеристика
Выбор типа подвижно состава существенно влияет на уровень
транспортного обслуживания населения и на эффективность его использования.
Рациональное использование автобусов обеспечивает
обслуживание населения с наименьшими транспортными затратами в том случае, если
подвижной состав по типу и вместимость максимально соответствует мощности и
характеру пассажиропотока, а также условиям перевозки пассажиров.
Использование автобусов малой вместимости при большой
мощности пассажиропотоков увеличивает необходимое количество автобусов и
повышает загрузку улиц.
Эксплуатация автобусов большой вместимости на маршрутах с
пассажиропотоком малой мощности приводит к слишком большим интервалам движения,
к излишним затратам времени пассажирами на ожидание автобусов.
- мощность пассажиропотока на наиболее напряженном
участке маршрута в час «пик».
- неравномерность пассажиропотока по часам суток и
участкам маршрута.
целесообразный интервал движения.
условия дорожного движения и пропускная способность
улиц.
провозная способность автобуса на маршруте.
себестоимость перевозок.
Таблица 7 - Рекомендуемая вместимость подвижного состава в
зависимости от часового пассажиропотока.
Часовой
пассажиропоток, чел./ч
|
Вместимость
подвижного состава, пасс.
|
200 - 1000
|
Малый
|
1000-1800
|
Средний
|
1800-2600
|
Большой
|
2600 - 3800
|
Большой
|
Более 3800
|
особо большой
|
На основании таблицы 7 и пассажиропотока на маршруте выбираю
автобус среднего класса вместимостью 55 пассажиров, ПАЗ - 320412-03.
Отечественный низкопольный автобус малого класса. Высокая
маневренность в плотном городском потоке, удобная посадка - высадка пассажиров,
экономичный, экологически чистый двигатель, дисковые тормоза на всех колесах -
все это делает автобус актуальным в условиях крупных городов с интенсивным
пассажиропотоком.
Рисунок 1 - Внутренний вид ПАЗ-320412 Рисунок 2 - Внешний вид
ПАЗ-320412
.5.2 Технические характеристики автобуса
ПАЗ-320412-03
Таблица 8 - Техническая характеристика
Длинна, мм
|
8800
|
База, мм
|
4760
|
Вместимость,
чел.
|
60
|
Мест для
сидения
|
21+1
|
Полная
конструктивная масса, кг
|
11500
|
Максимальная
скорость, км/ч
|
95
|
Формула дверей
|
1+1
|
Расположение
двигателя
|
переднее,
продольное
|
Двигатель
|
Cummins 4 ISBe
185B
|
Коробка передач
|
ZF S5-42, мех.,
5-ст
|
Объем
топливного бака, л
|
140
|
2.5.3 Экипировка подвижного состава
Под экипировкой подвижного состава понимают комплекс
материальных и информационных средств, не входящих в конструкцию транспортного
средства или в состав его обязательного оборудования, наличие которых на
подвижном составе предусмотрено действующими правилами организации перевозок.
Экипировка производится перед выездом подвижного состава на линию.
Экипировка автобусов включает в себя:
- звукоусилительную установку для информации
пассажиров в пути следования (через микрофон или автоматически посредством
подключенного диктофона);
- автобусное расписание движения у водителя;
- элементы информационного обеспечения по
ГОСТ 25869-83: указатели и схема маршрута, информационные таблички;
- правила обслуживания пассажиров и информацию о
применяемых тарифах.
Внутреннее оформление автобуса:
- Табличка с фамилией
водителя и кондуктора (на перегородке кабины водителя)
- Табличка с указанием
номеров мест сидения (для пригородных и междугородних автобусов)
- Таблица стоимости проезда
со схемой маршрута
- Правила пользования
автобусами
- Надписи «вход», «выход», «нет входа», «за
бесплатный проезд штраф … рублей», «место для детей, инвалидов»
Внешнее оформление автобуса:
Указатели маршрута устанавливают спереди, сбоку и сзади на
кузове автобуса. Передний указатель содержит информацию о номере маршрута и его
конечных пунктах.