Разработка модуля обработки заказов клиентов интернет-магазина компании ООО 'Котрейд'
НОУ ВПО РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Корпоративные
информационные системы
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Разработка модуля
обработки заказов клиентов интернет-магазина компании ООО «Котрейд»
Студента __ курса
ИСиКТ факультета
Специальность Прикладная информатика (в экономике)
Специализация Корпоративные информационные системы
Научный руководитель доцент, к.т.н. Раскатова Марина Викторовна
Москва 201_ г.
Содержание
Введение
. Теоретическая
часть
.1 ООО «Котрейд»
- описание
.2 Структура
компании
.3 Информационное
пространство компании
.4 Отдел продаж
.5 Проблемная
область
.6 Цель
дипломного проекта
.7 Ожидаемый
экономический эффект
. Аналитическая
часть
.1 Анализ
информационной составляющей для реализации проекта
.2 Выбор среды
разработки
2.3
Сравнение систем
.
Проектная часть
.1 Формирование
требований к разрабатываемому модулю
.2 Модуль
обработки заказов клиентов интернет-магазина
.3 Разработка
модуля 50
.4 Взаимодействие
модуля обработки заказов с 1С:Предприятие
.5 Проектирование
пользовательских интерфейсов
. Экономическая
часть
.1 Расчет затрат
на разработку модуля обработки заказов
.2 Расчет затрат
на эксплуатацию
.3 Расчет затрат
по базовому варианту
.4 Расчет затрат
по проектному варианту
.5 Показатели от
внедрения проекта
.6 Расчет
экономического эффекта
Заключение
Библиография
Приложение 1.
Интерфейсы модуля обработки заказов клиентов интернет-магазина компании ООО
«Котрейд»
Приложение 2.
Схема рулонной шторы
Введение
Появление, развитие и массовое распространение глобальной сети
Интернет принесло качественно новые возможности для бизнеса. Глобальная
информатизация связывает все больше субъектов рынка. Онлайн бизнес, интернет
продажи позволяют охватить большую территорию по сравнению с обычным офлайн
магазином, донести информацию о компании, ее товаров и услугах до огромной
аудитории, не ограничивающейся городом или районом, снизить затраты на хранение
товара, оплату труда продавцов, консультантов, обслуживанию операций с
наличными деньгами. Снижение затрат позволяет предпринимателем снижать
стоимость товаров и услуг, быть более конкурентоспособными, что в свою очередь
выгодно для покупателей.
Типы связей в сетевой экономике включают в себя обмен
информацией, рекламу, продажи, осуществление электронных платежей. Преимущество
электронных денег перед обычными безналичными и наличными расчетами -
чрезвычайно низкая стоимость и очень короткое время обработки транзакций, все
операции с ними происходят в режиме онлайн.
По последним данным аудитория Интернет стремительно растет.
Это связано с ростом доверия потребителей к товарам, продаваемым в
интернет-магазинах, их более низкой цене, повсеместным распространением средств
электронных платежей (системы банк-клиент, банковские карты, терминалы оплаты),
и главное, осознанием участниками рынка ценности времени, как невосполнимого
ресурса.
По последним исследованиям продажи через интернет в крупных
городах, достигают до 25%, при этом специалисты подчеркивают тенденцию к росту
продаж именно через Интернет. Сайт интернет-магазина - является современным
торговым каналом.
Тем не менее, не каждая компания, осваивающая новый рынок
Интернет продаж получает конкурентное преимущество. Это связано с тем, что все
еще велики затраты на персонал, хотя и ниже по сравнению с офлайн бизнесом.
В онлайн продажах персонал все так же, как и в офлайн
продажах занят обслуживанием клиентов. В случаях со сложным товаром (товаром,
состоящим из нескольких различных компонент, конфигурируемым товаром,
электроникой и пр.) требуются продавцы-консультанты, менеджеры по продажам,
которые помогают клиенту осуществить выбор, подобрать необходимые компоненты
товара. Помимо этого, в обработке заказов клиентов можно выделить следующие
основные и сопутствующие задачи: заключение договоров, решение сложных, иногда
и конфликтных вопросов, контроль наличия актуальных товаров на складе и
составление заявок в отдел закупок или сами закупки, составление отчетов по
продажам, ведение аналитики продаж.
В свете этого особенно актуальным представляется
целесообразность использования информационных технологий в процессе обработки
заказов и обслуживания клиентов, покупающих товары через интернет-магазин.
Целью дипломного проекта является повышение прибыльности
бизнеса, путем решения проблем отдела продаж в процессе обработки заказов
клиентов с помощью более эффективного и более полного использования
информационных технологий, что предполагает разработку модуля
автоматизированной обработки заказов клиентов.
1. Теоретическая
часть
1.1 ООО
«Котрейд» - описание
Общество с ограниченной ответственностью «Котрейд».
, г. Москва, Ленинский пр-т, д.4, стр.1А.
www.coulisse.ru
<#"701617.files/image001.gif">
Рисунок 1.1. Структура рынка солнцезащитных решений
Московского региона.
Помимо рынка Москвы, конкуренты Котрейд осваивают другие
регионы России. Компания ООО «Котрейд» успешно работает на Московском рынке,
но, тем не менее, давление конкурентов заставляет искать новые рынки сбыта и
способы повышения эффективности.
В настоящее время компания ООО «Котрейд» ведет свой бизнес по
трем направлениям:
§ оптовая продажа материалов и комплектующих,
клиенты - компании декораторы, архитекторы, проектировщики, дизайнеры,
покупающие компоненты и материалы для изготовления решений для оформления окон;
§ розничная продажа эксклюзивных солнцезащитных
решений на заказ, клиенты - высокий и высокий-средний (middle-up) класс
потребителей;
§ розничная продажа стандартных готовых изделий,
клиенты - средний класс.
В общем объеме продаж на долю оптовых продаж материалов и
комплектующих и на долю продаж эксклюзивных изделий на заказ приходится в
среднем по 35%. На долю готовых изделий - около 30% (рис. 1.2).
Рисунок 1.2. Структура продаж ООО «Котрейд».
Несмотря на такую структуру продаж доля потребителей среднего
класса очень высока по сравнению с высоким классом. Благодаря этому существует
возможность увеличить продажи за счет именно этого сегмента потребителей.
Стратегические цели компании на три года:
§ расширить сферу влияния на ЦФО и Санкт-Петербург;
§ занять 30% рынка за счет увеличения продаж в
низком ценовом сегменте;
§ снизить накладные расходы с помощью большей
интеграции информационных технологий в процесс продаж.
1.2 Структура
компании
Численность персонала компании ООО «Котрейд» на сегодняшний
день составляет 45 человек. Организационная структура компании, отделы и
структура подчинения представлены на рисунке 1.3.
На схеме организационной структуры компании выделен Отдел
продаж, выбранный в качестве объекта исследования.
Рисунок 1.3. Организационная структура компании ООО
«Котрейд».
Функции отделов.
Руководство компании (Генеральный директор, Финансовый
директор, Исполнительный директор, Директор по маркетингу) - управление
компанией, стратегическое планирование, поиск новых направлений бизнеса, оценка
эффективности и контроль деятельности компании, разработка и утверждение
бизнес-правил, методологий, инструкций.
Бухгалтерия - формирование учетной и налоговой политики,
плана счетов, форм первичных учетных документов в соответствии с действующим законодательством
и потребностями компании; ведение бухгалтерского, финансового, налогового и
управленческого учета; разработка бюджета; осуществление платежей; проведение
инвентаризаций ТМЦ; взаимодействие с контрагентами по финансовым вопросам;
подготовка договоров; кадровое делопроизводство и пр.
Отдел закупок - взаимодействие с поставщиками; контроль
наличия на складе комплектующих и материалов и их своевременный заказ; контроль
поставок; заключение договоров; контроль оплаты; перевод документации на русский
язык.
Производство - производство комплектующих и готовых изделий;
подготовка и отгрузка заказов; разработка внутренних производственных
инструкций по стандартам MRP II; разработка спецификаций (Bill of Material);
составление отчетов.
Склад - хранение комплектующих, материалов и готовых изделий;
складской учет.
Отдел информационных технологий - обеспечение
работоспособности сетевой инфраструктуры компании, оборудования, программного
обеспечения, веб-сайтов; разработка стратегии развития бизнеса в сфере сетевой
экономики; подготовка проекта бюджета отдела информационных технологий.
Отдел рекламы и маркетинга - проведение маркетинговых
исследований; изучение спроса, тенденций рынка; информирование постоянных и
потенциальных клиентов о товарах и услугах компании, реклама; взаимодействие с
отделом дизайна.
Отдел дизайна - разработка новых концепций и решений;
подготовка эскизов декора окон для конечных потребителей; разработка рекламной
продукции и каталогов товара; дизайн web-сайтов компании и пр.
Салон-выставка - выставочный зал; офис обслуживания клиентов.
Отдел продаж - взаимодействие с постоянными и потенциальными
покупателями; консультирование клиентов по специфике товаров и услуг;
заключение договоров; выставление счетов; контроль оплаты, выполнения и
отгрузки заказов; решение спорных ситуаций и пр.
В качестве объекта исследования выбран именно Отдел продаж.
Причины выбора Отдела продаж в качестве объекта исследования и особенности его
функционирования будут рассмотрены позже.
1.3
Информационное
пространство компании
Инфраструктура. Информационное
пространство организации представляет собой ЛВС (локальная вычислительная сеть)
офиса, производства, склада и салона-выставки, объединенных в единое
пространство через Интернет с помощью технологий VPN (виртуальная частная сеть)
(рис. 1.4).
Локальная сеть построена по многоуровневой архитектуре клиент
сервер. Представляет собой домен Windows Active Directory под управлением трех
серверов Windows Server 2008. Два из которых находятся в офисе, и один на
производстве. Утилизация серверов составляет менее половины их мощностей. Также
в офисе и на производстве находятся недорогие серверы, выполняющие роль
сетевого экрана (Firewall). На производстве имеется сетевое хранилище NAS для
резервирования данных. Подробнее о конфигурации серверов и выполняемых ими
функций можно узнать из таблицы 1.1.
Рисунок 1.4. Схема информационного пространства ООО «Котрейд»
Таблица №1.1
|
Сервер 1
|
Сервер 2
|
Сервер 3
|
Сервер 4, 5
|
Модель
|
HP ProLiant
ML150
|
HP ProLiant
ML150
|
HP ProLiant
ML110
|
Asus
|
Процессор
|
Intel® Xeon®
E5520 2.26ГГц
|
Intel® Xeon®
E5520 2.26ГГц
|
Intel® Xeon®
X3450 2.26ГГц
|
Intel
Core 2 Duo 2.26ГГц
|
ОЗУ
|
8 Гб
|
8 Гб
|
4Гб
|
2Гб
|
Жесткий диск
|
RAID5
2 Тб
|
RAID5
2 Тб
|
RAID5
2 Тб
|
RAID1
2х250Гб
|
Операционная
система
|
Windows
Server 2008
|
Windows
Server 2008
|
Windows
Server 2008
|
OpenBSD
4.4
|
Основная роль
|
Контроллер домена (DC) Active Directory
|
Резервный
контроллер домена (DC) Active Directory
|
Read-only
контроллер домена Active Directory
|
Сетевой экран VPN сервер
|
Другие роли
|
DNS DHCP Почтовый сервер MS Exchange 2010 MS SQL 2008 Сервер 1С:Предприятие Файл-сервер
|
DNS DHCP Файл-сервер Сервер резервного копирования
|
DNS DHCP Сервер терминалов Файл-сервер Сервер резервного копирования
|
Прокси-сервер
|
Офис и производство и салон-выставка подключены к Интернету
каналом с пропускной способностью 10Мбит/сек. В салоне находится одна рабочая
станция. Во время больших объемов работ в салоне предусмотрено место для
дизайнера с ноутбуком.
На рабочих станциях пользователей используются операционные
системы Windows XP и Windows 7.
Бухгалтерский, налоговый и управленческий учет ведется с
помощью семейства программ 1С:Предприятие версии 8.2, редакция «комплексная
автоматизация». Пользователи используют в работе программы пакета MS Office, Adobe Reader. В качестве почтового
клиента используется MS Outlook. Доступ к файлам и данным разграничен между
пользователями в соответствии с их полномочиями.
Для дизайна продукции используется специализированное
программное обеспечение: Adobe Photoshop, Corel Draw, Dream Draper.
Внешняя
структура.
В сетевой сфере компания представлена следующими интернет
ресурсами.
www.coulisse.ru <#"701617.files/image005.gif">
Рисунок 1.5. Структура отдела продаж компании ООО «Котрейд»
Основные функции руководителя отдела продаж:
§ руководство отделом продаж;
§ организация и контроль работы менеджеров по
продажам;
§ составление плана продаж;
§ решение вопросов по предоставлению персональных
скидок;
§ разработка критериев оплаты менеджеров;
§ обучение подчиненных;
§ решение спорных вопросов с клиентами;
§ формирование заявок в отдел закупок.
Основные функции менеджера отдела продаж:
§ продажа товаров компании;
§ ведение переговоров с клиентами;
§ прием и обработка заказов клиентов;
§ подбор материалов и комплектующих по заказам
клиентов;
§ составление спецификаций на заказ;
§ заключение договоров;
§ контроль оплаты покупателями товаров;
§ контроль обработки заказов;
§ решение спорных вопросов с клиентами;
§ ведение отчетности по продажам;
§ ведение клиентской базы;
§ поиск потенциальных клиентов;
§ формирование заявок в отдел закупок.
Основные функции помощника менеджера отдела продаж:
§ техническая поддержка (консультации) клиентов;
§ поиск новых клиентов;
§ установление контактов с клиентами по поручению менеджера;
§ ведение отчетности;
§ участие в проведение выставок и презентаций;
§ выполнение служебных поручений менеджера и
руководителя отдела.
Отдел продаж находится в основном офисе компании. В своей
работе сотрудники отдела используют следующее оборудование:
§ персональный компьютер;
§ принтер;
§ телефон;
§ факс;
§ копир.
И программное обеспечение:
§ 1С:Предприятие - для просмотра наличия товаров на
складе, формирования счетов, заявок на склад и в производство, контроля оплаты
и пр.;
§ MS Excel - для расчета комплектующих и
материалов;
§ MS Outlook - для ведения общей базы клиентов на
сервер MS Exchange 2010 и общения с ними по e-mail;
§ браузер - для работы с электронным каталогом
товаров, и, также, для поиска новых клиентов.
Сотрудники отдела продаже не используют какое-либо
специальное программное обеспечение для обработки заказов и обслуживания
клиентов.
В качестве объекта исследования выбран отдел продаж, так как
он является ключевым в процессе формирования прибыли, и, следовательно, от
эффективности работы отдела зависит все благосостояние компании в целом. Также,
при дальнейшем изучении работы отдела выявился ряд проблем, связанных с
недостаточным и неэффективным использованием информационных технологий.
Обработка
заказов. При детальном изучении во
время преддипломной практики мной была выявлена проблемная область в отделе
продаж - процесс обработки заказов клиентов, использующих электронный каталог
на сайте компании.
Электронный каталог используют в основном две группы
покупателей - оптовые и клиенты, желающие купить стандартные готовые изделия,
что составляет около 65% продаж. Клиенты, покупающие эксклюзивные изделия на
заказ, как правило, работают с персональным менеджером и персональным
дизайнером.
Рисунок 1.6. Схема бизнес-процесса «обработка заказа клиентов
интернет-магазина».
И схему декомпозиции процесса обработки заказа (Рис 1.7).
Рисунок 1.7. Схема бизнес-процесса «обработка заказа клиентов
интернет магазина» - декомпозиция.
Описание
бизнес-процесса «обработка заказа»
[2. Глава 3.]
. клиент, выбрав товар по каталогу на сайте, звонит
или направляет по e-mail предварительную заявку в офис;
. менеджер подбирает необходимые материалы и
комплектующие согласно спецификации (BOM). Спецификации и алгоритм подбора
представляют собой файлы инструкций в формате pdf и калькулятор расчета,
реализованный с помощью функций Excel;
. менеджер выясняет наличие достаточного количества
необходимых материалов и комплектующих на складе, используя для этого
1С:Предприятие и утверждает заказ или ведет переговоры с клиентом по поводу
возможных модификаций заказа;
. менеджер формирует счет на оплату покупателю и
заявку на склад (до оплаты заявка имеет статус «неподтвержденная заявка»);
. менеджер отправляет покупателю счет по e-mail;
. в случае отсутствия на складе необходимого
количества материалов и комплектующих процесс проходит 2-4 итерации и может
закончится отказом клиента.
В процессе обработки заказа формируются следующие документы:
. предварительная заявка в свободной форме;
. спецификация заказа (формируется в MS Excel);
. счет на оплату (формируется в 1С:Предприятие);
. неподтвержденная заявка на склад (формируется в
1С:Предприятие).
Рассмотрим более подробно пункты 2 и 3 процесса обработки
заказа.
Получив информацию от клиента (материал для изготовления
изделия, его название и артикул, а также размеры и дополнительные
характеристики изделия) менеджер вводит ее в специально разработанный файл
электронных таблиц MS Excel, с помощью которого осуществляется подбор
комплектующих, их размеры и количество.
Рисунок 1.8. Образец документа «Спецификация заказа»
Функции, реализованные в файле Excel не выполняют полностью
задачу подбора. Менеджеру приходится использовать различные дополнительные
инструкции по комплектации и сборке. После согласования с клиентов на основе
этого файла формируется «Спецификация заказа», (Рис 1.8).
После расчета заказа при помощи Excel менеджер вводит артикулы
материалов и комплектующих в 1С:Предприятие, проверяет наличие необходимого
количества в справочнике «Склад» и формирует документ «Неподтвержденная
заявка», (Рис1 1.9). Практически одна и та же операция выполняется два раза.
Рисунок 1.9. Образец документа «Неподтвержденная заявка» на
стадии формирования.
Данный бизнес-процесс является ключевым для отдела продаж и
оказывает большое влияние на качество и скорость обработки заявок, степень
удовлетворенности более половины обслуживаемых клиентов, а следовательно, и на
прибыль компании в настоящем и в долгосрочном периодах. Так как процесс
осуществлялся вручную менеджерами по продажам, это приводит к ряду проблем.
1.5 Проблемная
область
Рассматриваемое направление бизнеса ориентировано на быстрые
продажи (по сравнению с эксклюзивными изделиями), и соответственно это
предполагает более низкие накладные расходы. На самом деле реальная ситуация
выглядит не так.
В ассортименте компании представлено более 4000 видов
материалов и комплектующих, использующихся для различных видов штор и жалюзи в
различных комбинациях. Все они имеет сложные наименования на английском языке и
длинные буквенно-цифровые артикулы (по спецификации поставщиков). Каждое
изделие (рулонная штора, романская, Плиссе, вертикальные и горизонтальные
жалюзи и пр.) может состоять из 10-20 комплектующих, помимо основного
материала, (П. 2, рис. П2.1).
Во время подбора материалов и комплектующих, формирования
заказа велик процент ошибок в результате «человеческого фактора» (неверное
понимание пожеланий клиента, неверный подсчет необходимых материалов, ошибки в
подборе материалов и пр.).
Затрачивается большое количество трудовых ресурсов. Менеджеры
отдела продаж тратят свое время на уточнение заказа с клиентом, проверку
наличия необходимых комплектующих и материалов, повторное уточнение и проверку
наличия, и так до двух-трех итераций.
Неэффективно используются вычислительные мощности - в то
время как персонал тратит свое время на обработку заявок, ресурсы современных
рабочих станций и серверов компании загружены меньше чем на треть.
Как следствие этого возникает негативный экономический
эффект.
Высокий процент рекламаций и отказов клиентов вследствие этих
ошибок вызывает прямое снижение продаж. Происходит «отток» клиентов, ухудшается
репутация компании, как результат - косвенное снижение продаж.
Большая статья расходов на брак вследствие рекламаций.
Дополнительные затраты на излишние единицы персонала.
У менеджеров отдела продаж нет время на поиск и привлечение
новых клиентов.
1.6 Цель
дипломного проекта
автоматизированный
обработка заказ клиент
Тема диплома: «Разработка модуля обработки заказов клиентов
интернет-магазина компании ООО «Котрейд».
Целью дипломного проекта является повышение прибыльности
бизнеса, путем решения проблем отдела продаж в процессе обработки заказов
клиентов с помощью более эффективного и более полного использования
информационных технологий, что предполагает разработку модуля
автоматизированной обработки заказов клиентов.
Для решения этой задачи компания имеет свои сильные и слабые
стороны. Рассмотрим их с помощью SWOT-анализа, (рис. 1.10).
Идеи по решению проблем представлены на рисунках 1.11 и 1.12.
Раскрыты ветки SWOT-анализа, идеи выделены синим курсивным шрифтом..
Разрабатываемый модуль предназначен для выполнения следующих
функций:
§ автоматический подбор материалов и комплектующих
согласно спецификациям (Bill of Material);
§ расчет стоимости заказа;
§ проверка наличия необходимых материалов и
комплектующих на складе;
§ согласование с покупателем;
§ выставление счета;
§ формирование заявки в производство
(неподтвержденная заявка).
1.7 Ожидаемый
экономический эффект
Ожидается, что предполагаемый экономический эффект от
внедрения «Модуля обработки заказов клиентов интернет магазина компании ООО
«Котрейд»» привнесет следующие изменения:
§ снижение убытков в результате снижения отказов
клиентов, рекламаций и брака благодаря уменьшению негативного влияния
«человеческого фактора» (ошибок при формировании и обработке заказов);
§ сокращение трудозатрат (ускорение обработки заказов,
ускорение процесса продаж) и затрат на персонал;
§ более эффективное использование ресурсов
(персонала и вычислительных мощностей);
§ высвобождение части сотрудников для увеличения и
расширения продаж;
§ увеличение продаж в результате привлечения новой
аудитории (информирование потенциальных клиентов о новом удобном способе
покупки);
§ создание благоприятной среды для клиентов для
осуществления покупок (электронная база товаров с подробным техническим
описанием, учитывающая информацию о наличии товара на складе);
§ укрепление позиций компании на рынке в результате
улучшения репутации и повышения доверия клиентов.
Рисунок 1.10. SWOT-анализ задачи разработки модуля обработки
заказов клиентов интернет-магазина компании ООО «Котрейд»
Рисунок 1.11. SWOT-анализ. Слабые стороны компании. Идеи по решению
возможных проблем.
Рисунок 1.12. SWOT-анализ. Возможные угрозы (риски) проекта. Идеи
по решению возможных проблем.
2. Аналитическая
часть
2.1 Анализ
информационной составляющей для реализации проекта
В предыдущей главе были обозначены базовые функции модуля
обработки заказов клиентов интернет-магазина. Приведу их здесь еще раз:
§ автоматический подбор материалов и комплектующих
согласно спецификациям (Bill of Material);
§ расчет стоимости заказа;
§ проверка наличия необходимых материалов и
комплектующих на складе;
§ согласование с покупателем;
§ выставление счета;
§ формирование заявки в производство
(неподтвержденная заявка).
Итак, для работы модуля ему нужна актуальная информация о
продуктах, их наличии на складе, ценах.
Как правило, такая информация в компании хранится и
используется при помощи корпоративных информационных системах.
В современной России в сегменте корпоративных информационных
систем и программного обеспечения для ведения учета используются системы класса
ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов организации) и CRM
(Customer Relationship Management - системы управления взаимоотношениями с
клиентами и партнёрами). Малый и средний бизнес преимущественно использует
программные решения фирмы 1С как наиболее отвечающие требованиям этого сегмента
бизнеса, регулярно обновляющиеся в соответствии с российским законодательством [2.
Глава 7.].
Компании ООО «Котрейд» со дня своего основания использует
1С:Предприятие, до сегодняшнего дня версии 7.7, и, в настоящее время,
осуществляется переход на версию 1С8.2 редакции «Комплексная автоматизация».
1С:Предприятие.
1С:Предприятие - программный продукт компании 1С,
предназначенный для быстрой разработки прикладных решений. Технологическая
платформа «1С:Предприятие» не является программным продуктом для использования
конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных
решений (конфигураций), использующих единую технологическую платформу.
Платформа и прикладные решения, разработанные на её основе, образуют систему
программ «1С:Предприятие», которая предназначена для автоматизации различных
видов деятельности, включая решение задач автоматизации учёта и управления на
предприятии (КИС).
Гибкость платформы позволяет применять 1С:Предприятие 8 в
самых разнообразных областях:
§ автоматизация производственных и торговых
предприятий, бюджетных и финансовых организаций, предприятий сферы обслуживания
и т.д.
§ поддержка оперативного управления предприятием;
§ автоматизация организационной и хозяйственной
деятельности;
§ ведение бухгалтерского учета с несколькими
планами счетов и произвольными измерениями учета, регламентированная
отчетность;
§ широкие возможности для управленческого учета и
построения аналитической отчетности, поддержка многовалютного учета;
§ решение задач планирования, бюджетирования и
финансового анализа;
§ расчет зарплаты и управление персоналом;
§ другие области применения.
Технологическая платформа «1С:Предприятие» представляет собой
программную оболочку над базой данных (используются базы на основе DBF-файлов в
7.7, собственный формат 1CD с версии 8.0 или СУБД Microsoft SQL Server на любой
из этих версий). Кроме того, с версии 8.1 хранение данных возможно в СУБД
PostgreSQL и IBM DB2, а с версии 8.2 добавилась и Oracle. Имеет свой внутренний
язык программирования, обеспечивающий, помимо доступа к данным, возможность
взаимодействия с другими программами посредством OLE и DDE, в версиях 7.7, 8.0
и 8.1 - с помощью COM-соединения. Возможна выгрузка данных в структурированные
файлы XML, XLS, CSV.
Клиентская часть платформы функционирует только в среде ОС
Microsoft Windows (существует также возможность запуска системы программ
«1С:Предприятие» на Unix-подобных операционных системах с помощью WINE).
Серверная часть при использовании PostgreSQL или DB2 может функционировать на
операционной системе Linux.
В отличии от версии 7.7 в версиях 8.х «компоненты» включены в
базовую поставку - платформа теперь не делится на «компоненты» «бухгалтерский
учёт», «расчёт», «оперативный учёт», «управление распределёнными базами
данных». Это большое преимущество для пользователя, так как, приобретя любую
конфигурацию, пользователь получает возможность работать со всеми возможностями
платформы.
Для создания веб-порталов используется «веб-расширение, на
платформе ASP.NET и языке C#, и, соответственно, работающее в ОС Windows NT
(W2000, XP, Win2003) + сервер IIS(версий 5, 5.1, 6) [11].
ООО «Котрейд» использует 1С:Предприятие для ведения
бухгалтерского, управленческого, налогового и складского учета. В предыдущей
главе было рассмотрено использование 1С отделом продаж.
Среда
разработки.
Для разработки модуля интернет-магазина нужна среда разработки,
платформа, на профессиональном сленге - движок сайта.
В качестве средств для разработки и управления сложными
веб-сайтами используются так называемые «системы управления содержимым»
(Content Management System, CMS), как правило, реализованные по технологиям
PHP, ASP и использующие в качестве СУБД (система управления базами данных)
MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Server.
Наиболее распространены CMS на основе PHP + MySQL, поддерживающие также
другие языки веб-программирования - Perl, JavaScript. На основе CMS грамотные специалисты
могут реализовать практически любой функционал, но главная отличительная
особенность CMS - возможность создания, редактирования содержимого страниц,
генерация и просмотр отчетов, добавление, удаление и изменение товаров, и
многие другие действия с содержимым сайта обычным пользователем, не знакомым с
программированием.
В распоряжение пользователя предоставляется удобный,
интуитивно понятный интерфейс для работы, включающий в себя визуальный редактор
(WYSIWYG - аббревиатура от англ. What You See Is What You Get, «что видишь, то и
получишь») по внешнему виду похожий на тестовые процессоры типа MS Word.
Также системы управления контентом отличают модульная
архитектура, масштабируемость, переносимость, не высокая стоимость обслуживания.
Существует большое количество CMS отличающиеся
функционалом и назначением. Платные (1С-Битрикс, Shop-script, Amiro.CMS) и бесплатные (Joomla!, Drupal, WordPress).
Способы
обмена данными. Итак,
для работы модуля обработки заказов необходим обмен информацией с
1С:Предприятие.
Многие корпоративные информационные системы имеют функционал
для интеграции и обмена информацией с веб-сайтом. Такой функционал бывает как
базовым, так и подключаемым модулем. Существуют три основных способа обмена
данными:
§ файловый обмен;
§ единая база данных;
§ распределенная база данных.
При файловом обмене данные выгружаются из баз в виде
структурированного файла в формате XML, XLS, CSV и сохраняются в файловом
хранилище, (Рис2.1).
Рисунок 2.1. Схема файлового обмена между базами данных.
Файловое хранилище может быть виртуальной папкой на одном из
серверов - сервере КИС или веб-сервере, или отдельным аппаратным файловым
хранилищем в зависимости от масштабов операций. Выгрузка данных происходит по
расписанию, например, каждую минуту, пять или более.
Последовательность файловых операций такова:
§ из базы данных 1С с помощью специальной программы
выгружаются (экспортируются) данные о номенклатуре, ценах, количестве на складе
и пр.;
§ на файловом хранилище создается определенным
образом структурированный файл в формате XML, CSV, XLS, в который записываются
выгруженные данные;
§ с определенным промежутком времени, программа
обработчик проверяет наличие новой версии файла в файловом хранилище;
§ при наличии новых данных программа обработчик
импортирует данные из файла в базу данных системы управления содержимым сайта
(CMS).
Точно также, в обратном порядке данные передаются с сайта в
корпоративную информационную систему.
Структурированный файл представляет собой файл с определенной
структурой, принятой разработчиками решения.
XLS - файл электронных таблиц Excel, данные разбиты по
столбцам, чередующиеся определенным образом.
CSV (comma separated value) - значения, разделенные
запятыми - промышленный стандарт для обмена информацией между электронными
таблицами и базами данных.(eXtensible Markup Language - расширяемый язык
разметки) - текстовый формат, предназначенный для хранения структурированных
данных, для обмена информацией между программами, а также для создания на его
основе более специализированных языков.
Особым образом следует отметить основанный на XML стандарт
обмена коммерческой информацией CommerceML, разработанного компаниями
Microsoft, фирмой «1С» и ведущими отечественными Интернет-компаниями «Port.ru»,
«Price.Ru» и «Extra.RU», а также московским представительством компании Intel.
Разработанный стандарт позволяет существенно снизить затраты
на организацию информационного взаимодействия за счет унификации обмена
коммерческой информацией между различными организациями: как выступающими на
рынке Интернет коммерции, так и работающими в сфере традиционной офлайн
торговли [10. Описание стандарта.].
Преимущества файлового способа обмена информацией:
§ прост в реализации;
§ импорт и экспорт в структурированные файлы
поддерживают практически все КИС, CMS и СУБД;
§ относительно безопасен.
Недостатки:
§ файлы выгружаются и загружаются по расписанию, из
чего следует, что существуют моменты времени, в которые состояния БД не
согласованы;
§ при использовании более «плотного» расписания
возрастает нагрузка на БД и серверы.
Рисунок 2.2. Схема обмена данными с единой БД. Вариант 1.
§ КИС представляет собой веб-приложение и находится
на сервере в интернете вместе с веб-сервером, (рис. 2.3).
Рисунок 2.3. Схема обмена данными с единой БД. Вариант 2.
Распределённые базы данных (РБД) - совокупность логически
взаимосвязанных баз данных, распределённых в компьютерной сети.
РБД состоит из узлов, объединенных локальной или глобальной
сетью, в которой: каждый узел - это полноценная СУБД сама по себе; узлы
взаимодействуют между собой прозрачно для пользователя; он может получать
доступ к любым данным так, как будто они находятся на его собственном узле,
(рис. 2.4).
Рисунок 2.4. Схема обмена данными с распределенной БД..
Главные преимущества обмена информацией с единой и
распределенной базой данных - это онлайн обновление информации и отсутствие
несогласованных состояний благодаря принципу «транзакции» (ACID).- (Atomicity -
Атомарность, Consistency - Согласованность, Isolation - Изолированность,
Durability - Долговечность) требования к СУБД обеспечивающие наиболее надёжную
и предсказуемую её работу.
Из недостатков можно отметить сложную и дорогую реализацию;
отсутствие готовых программных решений и то, что реализация возможна лишь на
ограниченном количестве платформ, как правило, коммерческих и проприетарных.
Руководством компании было принято решение при выборе среды
реализации сделать акцент на системы, поддерживающие файловый обмен данными.
2.2 Выбор
среды разработки
В качестве среды разработки специалистами отдела
информационных технологий компании Котрейд принято решение выбрать систему
управления контентом (CMS - content management system), и на основе ее
модульной архитектуры реализовать необходимый функционал.
В качестве КИС в компании ООО «Котрейд» используется
1С:Предприятие, поэтому системы без поддержки интеграции с 1С рассматривать не
будем.
На основе исследования работы отдела продаж, бизнес-процессов
и бизнес-правил компании, а также товарной номенклатуры мной были отобраны
следующие критерии для выбора CMS:
§ поддержка принципа транзакции (ACID);
§ поддержка конфигурируемого товара;
§ поддержка электронных платежей;
§ возможность разработки собственных модулей;
§ формирование документов;
§ экспорт данных в интернет каталоги;
§ расчет доставки;
§ модуль SEO (продвижение сайта на первые страницы
поисковых систем по целевым запросам);
§ стоимость;
§ совокупная стоимость владения.
Привожу сравнительный обзор четырех систем управления
контентом, от российских разработчиков.
1С-Битрикс.
<#"701617.files/image017.gif"> (2.1)
где K - коэффициент; O - оценка.
Наибольший балл набрал WebAsyst Shop-Script (в порядке
возрастания):
§ OSG Интернет-магазин для 1С - 47;
§ PHPSHOP Enterprise PRO 1C - 52;
§ 1С-Битрикс - 60;
§ WebAsyst Shop-Script - 67.
Учитывая очень широкий диапазон дополнительного функционала, более
150 различных функций (с ними можно ознакомиться на странице:
<#"701617.files/image018.gif">
Рисунок 3.1. Упрощенная схема модуля обработки заказов.
Описание
алгоритма работы модуля.
1. покупатель выбирает и вводит на сайте товар,
характеристики, количество
. ПО сайта перенаправляет данные, введенные
покупателем в алгоритм подбора и подсчета количества необходимых материалов и
комплектующих (справочник Bill of Material)
. на выходе работы алгоритма - перечень материалов и
комплектующих, размеры и количество
. модуль делает запрос (перечень) к справочнику
«Склад»
. модуль получает ответ от справочника о наличии
необходимого количества материалов на складе
Рисунок 3.2. Алгоритм работы модуля обработки заказов
клиентов.
6. модуль делает расчет стоимости заказа, основываясь на
данных, полученных из БД склада
. модуль формирует спецификацию заказа
. модуль выставляет счет покупателю
. модуль формирует заявку в производство
(неподтвержденная заявка)
. если модуль получает ответ от справочника «Склад» об
отсутствии необходимого количества материалов на складе
. модуль предлагает покупателю изменить заказ
. если покупатель согласен
. модуль осуществляет подбор альтернативных материалов
. процесс повторяется
. если покупатель не согласен
. отказ.
В алгоритме не представлено участие менеджера отдела продаж.
Каждый заказ клиента курируется и прикрепляется к определенному менеджеру на
начальном этапе обработки заявки. Модуль обработки заказов работает в
автоматическом режиме. Менеджер подключается для контроля на конечном этапе
после оплаты счета. Клиент может обратиться за помощью к менеджеру на любом
этапе заказа.
Модуль обработки заказов (далее "модуль ОЗ")
получает информацию и передает ее функции подбора материалов и комплектующих
(далее МиК - материалы (5) и комплектующие (6)). Функция подбора обращается к
справочнику BOM (7) - Bill of Material. В справочнике хранится информация о
соответствии МиК определенным категориям изделий.
Функция подбора производит расчет необходимого количества МиК
и отправляет запрос в справочник "Склад" (8) и получает ответ. В
зависимости от наличия на складе модуль ОЗ либо выдает покупателю информацию об
отсутствии необходимых МиК либо подтверждает заказ и формирует счет (9) и
спецификацию заказа (10) и отправляет заявку в производство (11) (в
1С:Предприятие).
Покупатель акцептует спецификацию заказа и оплачивает счет.
В случае отсутствия необходимых МиК модуль ОЗ предлагает
покупателю выбрать похожее изделие - аналог (12) (по цвету и текстуре
материала).
В случае выбора покупателем другого изделия процесс
повторяется.
Во время работы покупателя с сайтом, модуль ОЗ выводит на
экран информационные сообщения для покупателя.
После выставления счета, дальнейшая обработка ведется в
1С:Предприятие (получение оплаты, подтверждение заявки).
Справочник «Склад» регулярно обновляет свое состояние,
получая информацию из 1С.
Модуль обработки заказов получает информацию из
1С:Предприятие об оплате и готовности заказа, и меняет статус заказа на сайте в
интерфейсе покупателя.
Выделение сущностей, (таблица № 3.1).
Таблица № 3.1.
1
|
Покупатель
|
С
|
2
|
Категория
изделий
|
С
|
3
|
Заказ
|
С
|
4
|
Менеджер
|
С
|
5
|
Материал
|
С
|
6
|
Комплектующие
|
С
|
7
|
Справочник
"BoM"
|
С
|
8
|
Справочник
"Склад
|
С
|
9
|
Счет
|
С
|
10
|
Спецификация
заказа
|
С
|
11
|
Заявка в
производство
|
С
|
12
|
Аналог
|
С
|
Сущность 11 «Заявка в производство» представляет собой другую
форму сущности 10 - «Спецификация заказа».
Сущность «Аналог» представляется справочником соответствия
материалов цветовым группам и составу материала.
Материал является основной заказа.
Описание сущностей, (таблица № 3.2).
Описание связей, (таблица № 3.3).
Диаграмма «Сущность-связь» представлена на рисунке 3.3, [5.
6.].
Таблица № 3.2.
сущность
|
атрибут
|
ключ
|
домен
|
примечание
|
|
|
|
тип
|
размер
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Покупатель
|
custID
|
ПК
|
счетчик
|
8
|
идентификатор
покупателя
|
|
login
|
ПК
|
текст
|
15
|
логин
пользователя на сайте
|
|
first_name
|
|
текст
|
255
|
имя
|
|
last_name
|
|
текст
|
255
|
фамилия
|
|
email
|
Пт
|
текст
|
255
|
адрес
электронной почты
|
|
phone
|
Пт
|
текст
|
255
|
телефон
|
|
address
|
|
текст
|
65535
|
адрес
|
|
memo
|
|
текст
|
65535
|
комментарий
|
Категория
изделий
|
catID
|
ПК
|
счетчик
|
8
|
идентификатор
категории изделия
|
|
name
|
Пт
|
текст
|
255
|
наименование
|
|
descr
|
|
текст
|
65535
|
описание
|
Заказ
|
orderID
|
ПК
|
счетчик
|
8
|
идентификатор
заказа
|
|
date
|
|
дата
|
|
дата заказа
|
|
custID
|
Пт
|
числовой
|
8
|
идентификатор
покупателя
|
|
managID
|
ПК
|
счетчик
|
8
|
идентификатор
менеджера
|
|
status
|
|
текст
|
255
|
статус заказа
|
Менеджер
|
managID
|
ПК
|
счетчик
|
8
|
идентификатор
менеджера
|
|
login
|
ПК
|
текст
|
15
|
логин менеджера
на сайте
|
|
first_name
|
|
текст
|
255
|
имя
|
|
last_name
|
|
текст
|
255
|
фамилия
|
|
email
|
Пт
|
текст
|
255
|
адрес
электронной почты
|
|
phone
|
Пт
|
текст
|
255
|
телефон
|
Материал
|
matID
|
ПК
|
счетчик
|
8
|
идентификатор
материала
|
|
catID
|
Пт
|
числовой
|
8
|
идентификатор
категории
|
|
art
|
ПК
|
текст
|
30
|
артикул
|
|
name
|
Пт
|
текст
|
255
|
наименование
|
|
composition
|
|
текст
|
255
|
состав
|
|
factor
|
|
числовой
|
3
|
коэффициент
открытости, %
|
|
length
|
|
числовой
|
5
|
длина рулона
(упаковки), м
|
|
width
|
|
числовой
|
5
|
ширина, м
|
|
density
|
|
числовой
|
5
|
плотность материала,
гр/м2
|
|
thickness
|
|
числовой
|
5
|
толщина
материала, мм
|
|
photo
|
|
вложение
|
|
фотография
материала
|
|
sphoto
|
|
вложение
|
|
уменьшенная
фотография
|
Комплектующие
|
partsID
|
ПК
|
счетчик
|
8
|
идентификатор
комплектующей
|
|
catID
|
Пт
|
числовой
|
8
|
идентификатор
категории
|
|
art
|
ПК
|
текст
|
30
|
артикул
|
|
name
|
Пт
|
текст
|
255
|
наименование
|
|
quantity
|
|
числовой
|
5
|
количество в
упаковке
|
|
unit
|
|
текст
|
12
|
единица
измерения (шт, комплекты, пары)
|
|
photo
|
|
вложение
|
|
фотография
комплектующей
|
Справочник BOM
|
catID
|
|
числовой
|
8
|
идентификатор
категории изделия
|
|
matID
|
|
числовой
|
8
|
идентификатор
материала
|
|
partsID
|
|
числовой
|
8
|
идентификатор
комплектующей
|
|
parts_quantity
|
|
числовой
|
2
|
количество
комплектующих
|
Справочник
Склад
|
matID
|
Пт
|
числовой
|
8
|
идентификатор
материала
|
|
mat_price
|
|
денежный
|
8
|
цена материала
|
|
mat_balance
|
|
числовой
|
8
|
остаток
материала на складе
|
|
partsID
|
Пт
|
числовой
|
8
|
идентификатор
комплектующей
|
|
parts_price
|
|
денежный
|
8
|
цена
комплектующей
|
|
parts_balance
|
|
числовой
|
8
|
остаток
комплектующих на складе
|
Счет
|
billID
|
ПК
|
счетчик
|
8
|
идентификатор
счета
|
|
date
|
|
дата
|
|
дата счета
|
|
orderID
|
Пт
|
числовой
|
8
|
идентификатор
заказа
|
|
sum
|
|
денежный
|
8
|
Спецификация
заказа
|
orderID
|
Пт
|
числовой
|
8
|
идентификатор
заказа
|
|
matID
|
Пт
|
числовой
|
8
|
идентификатор
материала
|
|
mat_width
|
|
числовой
|
8
|
ширина
материала
|
|
Mat_height
|
|
числовой
|
8
|
высота
материала
|
|
partsID
|
Пт
|
числовой
|
8
|
идентификатор
комплектующей
|
|
parts_quantity
|
|
числовой
|
8
|
количество
комплектующих
|
|
sum
|
|
денежный
|
8
|
сумма заказа
|
Аналог
|
catID
|
Пт
|
числовой
|
8
|
идентификатор
категории
|
|
matID
|
Пт
|
числовой
|
8
|
идентификатор
материала
|
|
texture_group
|
|
текст
|
255
|
группа по
текстуре материала
|
|
color_group
|
|
текст
|
255
|
цветовая группа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица № 3.3.
Сущность 1
|
Связь
|
Сущность 2
|
Показатель
кардинальности
|
Покупатель
|
выбирает
|
Категория
изделий
|
М:М
|
|
выбирает
|
Материал
|
М:М
|
|
формирует
|
Заказ
|
1:М
|
|
акцептует
|
Спецификация
заказа
|
1:М
|
|
получает
|
Счет
|
1:М
|
|
выбирает
|
Аналог
|
М:М
|
Менеджер
|
курирует
|
заказ
|
1:М
|
Материал
|
принадлежит
|
Категория
изделий
|
М:1
|
Комплектующие
|
принадлежит
|
Категория
изделий
|
М:1
|
Справочник BOM
|
содержит
|
Категория
изделий
|
1:М
|
|
содержит
|
Материал
|
1:М
|
|
содержит
|
Комплектующие
|
1:М
|
Склад
|
содержит
|
Материал
|
1:М
|
|
содержит
|
Комплектующие
|
1:М
|
Счет
|
формируется по
|
Заказ
|
1:1
|
Спецификация
заказа
|
формируется по
|
Заказ
|
1:1
|
|
содержит
|
Материал
|
1:М
|
|
содержит
|
Комплектующие
|
1:М
|
Аналог
|
содержит
|
Материал
|
М:М
|
|
принадлежит
|
Категория
изделий
|
М:1
|
Логическое проектирование.
Рисунок 3.3. ER-диаграмма
Анализ ER диаграммы
. Многозначные атрибуты
§ сущность «Аналог» - атрибут «Категория изделий»
. Производные атрибуты
§ сущность «Счет» - атрибут «Сумма»
§ сущность «Спецификация заказа» - атрибут «Сумма»
§ сущность «Счет» - атрибут «Сумма»
. Связь 1:1
§ «Счет» формируется по «Заказ» - большая часть
атрибутов повторяется, следует объединить в одну сущность
§ «Спецификация заказа» формируется по «Заказ» -
большое количество собственных атрибутов, слияние не требуется
. Рекурсивная связь - нет
. Избыточная связь
§ Покупатель выбирает Категория изделий
§ Покупатель выбирает Материал
§ Покупатель получает Счет
§ Покупатель акцептует Спецификация заказа
§ Покупатель выбирает Аналог
§ Материал принадлежит Категория изделий
§ Комплектующие принадлежит Категория изделий
§ Аналог принадлежит Категория изделий
. Связь М:М
§ Аналог содержит Материал.
В результате анализа были сделаны следующие выводы:
§ сущность «Аналог» избыточна; необходимо создать
сущность «Группа по цвету» и добавить атрибут «ID группа по цвету» в
сущность «Материал»
§ чтобы устранить избыточность данных в таблице
«Спецификация заказа» атрибут «matID» необходимо добавить ассоциативную таблицу
«Спецификация _комплектующие»
§ целесообразно разбить сущность «Склад» на две
сущности «Склад_Матер» и «Склад_Компл»
§ удалить атрибут «Сумма» из таблиц «Заказ» и
«Спецификация заказа»; вычислять сумму заказа с помощью запроса.
ER-диаграмма после преобразования представлена на
рисунке 3.4.
Рисунок 3.4. ER-диаграмма после преобразования.
Физическое
проектирование.
Схема данных в среде СУБД MySQL представлена на рисунке 3.5.
Рисунок 3.5. Схема данных в СУБД MySQL
3.4 Взаимодействие
модуля обработки заказов с 1С:Предприятие
Модуль обработки заказов клиентов обменивается с
информационной системой ООО «Котрейд» 1С:Предприятие следующими данными.
Из 1С:Предприятие в модуль обработки заказов:
§ номенклатура;
§ цены;
§ остатки товара на складе;
§ статус заказа.
Из модуля обработки заказов в 1С:Предприятие:
§ клиенты - контрагенты в 1С
§ заказы (контрагент, дата, сумма)
§ спецификация заказа - неподтвержденная заявка на
склад.
Обмен данными реализован способом «Файловый обмен» (был
рассмотрен во второй главе).
Данные выгружаются в виде структурированных файлов в формате
CSV. Выгрузка осуществляется по расписанию (каждые 30 минут) и по требованию
(событие на серверах и принудительный обмен, запускаемый менеджером из
интерфейса модуля). Событие на серверах представляет собой изменение состояния
таблиц базы данных:
§ клиент;
§ заказы;
§ спецификация;
§ склад материалы;
§ склад комплектующие
Схема обмена данных представлена на рисунке 3.6.
Рисунок 3.6. Схема обмена данными между модулем обработки
заказов и 1С:Предприятие.
3.5 Проектирование
пользовательских интерфейсов
Список
пользовательских требований.
Тип пользователя - Менеджер:
§ осуществляет поиск в базе клиентов (по имени,
фамилии, e-mail, логину);
§ просматривает информацию о клиентах (контакты,
адреса, историю заказов);
§ редактирует информацию о клиентах;
§ осуществляет поиск заказов (по номеру, дате,
статусу);
§ просматривает информацию по заказам (клиент,
сумма, статус, история заказа);
§ редактирует заказ в случае необходимости;
§ назначает персональную скидку;
§ передает заказ другому менеджеру в случае
необходимости;
§ подбирает материалы и комплектующие.
Тип пользователя - Клиент:
§ выбирает материал для изделия;
§ выбирает дополнительные характеристики изделия;
§ вводит контактную информацию;
§ редактирует контактную информацию;
§ просматривает статус заказа;
§ просматривает историю заказов.
Описание
транзакций.
1. найти клиента по имени, фамилии, e-mail, логину;
. изменить информацию о клиенте;
. показать заказы клиента;
. найти заказ по номеру и/или дате;
. показать информацию о заказе;
. показать спецификацию заказа;
. изменить заказ;
. изменить сумму заказа;
. изменить менеджера заказа;
. найти комплектующие, соответствующие изделию;
. сформировать заказ;
. посчитать сумму заказа;
. сформировать счет.
Интерфейсы
модуля.
В этом разделе описываются интерфейсы клиента и менеджера.
Даны скриншоты основных интерфейсов. Остальные скриншоты интерфейсов вынесены в
приложение №1 к дипломному проекту.
Интерфейс клиента.
Состояние «Клиент не авторизирован в системе».
. Внешний вид сайта. Главная страница. (П. 1, рис.
П1.1).
. Шаг 1. Выбор материала. (П. 1, рис. П1.2).
. Шаг 2. Выбор размера и дополнительных характеристик.
(П. 1, рис. П1.3).
выбор дополнительных характеристик товара.
. Ввод данных о клиенте. Регистрация пользователя
(Клиента). (П. 1, рис. П1.4).
Покупка в магазине возможна как без регистрации, так и с
регистрацией постоянного клиента. Регистрация дает дополнительные преимущества
при следующих заказах. Если клиент отказался регистрировать постоянный аккаунт,
менеджеру отдела продаж также доступна вся информация об этом клиенте и его
заказе.
. Подтверждение заказа. На экран выведена
«Спецификация заказа». Произведен расчет стоимости заказа. (П. 1, рис. П1.5).
. Личный кабинет клиента - начальная страница.
Состояние «Клиент авторизовался в системе». (П. 1, рис. П1.6).
- Выводится информация о клиенте (Имя Фамилия, e-mail, основной адрес)
- Выводится количество всех заказов клиента. Кликом по
ссылке осуществляется переход к просмотру заказов.
- Ссылка для перехода на страницу
просмотра/редактирования контактной информации.
- Ссылка для перехода на страницу
просмотра/редактирования адресов доставки.
. Личный кабинет клиента - История заказов. (П. 1,
рис. П1.7).
- Номер заказа в системе.
- Дата заказа.
- Статус заказа.
- Сумма заказа.
. Личный кабинет клиента - Просмотр заказа, (рис.
3.7). (П.1, рис. П1.8).
- Блок информации о заказе.
- Блок информации об оплате.
- Блок информации о доставке.
- Элемент управления кнопка «Печать» - Печать счета.
- Выведена «Спецификация заказа»
- История работы с заказом (дата, время, комментарий,
статус заказа)
. Счет - печатная форма. (П. 1, рис. П1.9).
Интерфейс менеджера.
. Работа с Заказами, (рис. 3.8). (П. 1, рис. П1.10).
- Имя Фамилия (идентификатор) текущего менеджера в
системе.
- Элемент управления кнопка «Создать новый заказ» -
формирование заказа в ручном режиме.
- Элемент управления «Текстовое поле» - поиск заказа
по номеру.
- Элементы управления «Check box» - фильтр отображения
заказов по статусу.
- Блок отображения списка Заказов - строка Заказа.
- Элемент управления кнопка «Экспортировать» -
принудительный экспорт заказов в Excel.
- Элемент управления кнопка «Экспортировать» -
принудительный экспорт заказов в 1С:Предприятие.
- Элемент управления кнопка «Подбор МиК» - переход в
режим подбора Материалов и Комплектующих.
Рисунок 3.7. Личный кабинет клиента - Просмотр заказа.
Рисунок 3.8. Интерфейс менеджера. Работа с заказами.
. Работа с Заказом клиента. (рис. 3.9). (П. 1, рис.
П1.11).
- Блок изменения статуса заказа.
- Ссылка перехода в режим редактирования заказа. В
режиме редактирования может назначаться персональная скидка.
- Блок - Информация о клиенте.
- Блок - Адрес получателя заказа.
- Блок вывода на печать документов.
- Блок - Адрес плательщика.
- Спецификация заказа.
- История заказа.
Рисунок 3.9. Интерфейс менеджера. Работа с заказом клиента.
. Работа с клиентами. (П. 1, рис. П1.12).
- Блок поиска клиента (по логину, e-mail, имени, фамилии)
- Список клиентов.
. Подбор Материалов и Комплектующих, (рис. 3.10). (П.
1, рис. П1.13).
- Блок выбора типа изделия, материла, размеров.
- Результат подбора - «Спецификация»
- Элемент управления кнопка «Сформировать заказ» -
формирование заказа на основе результатов подбора.
Рисунок 3.10. Подбор Материалов и Комплектующих.
В третьей главе было дано формализованное описание предметной
области разработаны концептуальная, логическая (с использованием CASE средства
ERWin) и физическая модель данных в СУБД MySQL.
Были
выявлены пользовательские требования и, в соответствии с ними, разработаны
пользовательские интерфейсы и описаны транзакции к базе данных.
4. Экономическая часть
4.1 Расчет
затрат на разработку модуля обработки заказов
Для разработки модуля компании необходимо понести ряд
капитальных затрат КП, руб., объем которых рассчитывается по формуле 4.1.
КП = СТС + СРАЗ + СЛ, руб., (4.1)
где СТС - затраты на доукомплектацию техническими средствами
в связи с разработкой, руб.; СРАЗ - затраты на создание разработку программного
средства, руб; СЛ - стоимость лицензии.
Руководством компании было принято решение заказать
разработку ИС у сторонних разработчиков. Изменение конфигурации компьютеров
пользователей системы - менеджеров отдела продаж - не требуется. В связи с этим
докукомплектцию техническими средствами не производится.
Стоимость лицензии равна 7 950 рублей
Стоимость разработки модуля обработки заказов клиентов
интернет-магазина компании ООО «Котрейд» складывается из следующих показателей:
§ затраты на исследование предметной области
§ затраты на проектирование
ИС;
§ затраты на реализацию;
§ затраты на тестирование.
Рассмотрим подробнее эти затраты.
Стоимость лицензии среды разработки WebAsyst Shop-Script -
разовый единовременный платеж.
Затраты на исследование, проектирование и реализацию -
количество человеко-часов умноженное на стоимость часа работы соответствующих
специалистов. Как уже упоминалось, руководством компании было принято решение
использовать для разработки фрилансеров: проектировщика ИС, веб-программиста и
программиста 1С. Данные работы оформлялись как покупка услуг ИП
(Индивидуального Предпринимателя) без уплаты НДС. Поэтому заказчик ООО
«Котрейд» не несет дополнительных расходов.
Стоимость часа работы сотрудника компании из числа
управленческого персонала на этапе исследования составляет усредненную ставку
руководителя отдела. Этап «Проектирование» включает в себя работы по
согласованию проекта с заказчиком.
Затраты на тестирование - дополнительная занятость отдела
продаж.
Описание команды участников:
§ исследование - руководитель отдела продаж, руководитель
отдела информационных технологий, исполнительный директор, проектировщик ИС (со
стороны подрядчика);
§ проектирование - проектировщик ИС (подрядчик),
исполнительный директор;
§ разработка и реализация - веб-программист,
программист 1С (подрядчик);
§ тестирование - менеджер отдела продаж (два
сотрудника).
Продолжительность работ определена экспертным и опытным
путем, (таблица 4.1).
Таблица № 4.1
Этап
|
Общее время,
час
|
Исполнители
|
Время по
исполнителям, чел/час
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследование
предметной области
|
16
|
Исполнительный
директор
|
16
|
|
|
Руководитель
отдела продаж
|
16
|
|
|
Руководитель
отдела ИТ
|
16
|
|
|
Проектировщик
(подрядчик)
|
16
|
Проектирование
|
32
|
Проектировщик
(подрядчик)
|
24
|
|
|
Исполнительный
директор
|
8
|
Разработка
Реализация
|
48
|
веб-программист
(подрядчик)
|
40
|
|
|
программист 1С
(подрядчик)
|
8
|
Тестирование
|
20
|
менеджер отдела
продаж
|
20
|
|
|
менеджер отдела
продаж
|
20
|
Итого (проект):
|
116
|
|
|
Затраты на разработку программного средства СРАЗ
рассчитываются по формуле 4.2.
СРАЗ = ЗО + СВЗ + УРАЗ, руб., (4.2)
где ЗО - основная заработная плата работников, руб.; СВЗ -
страховые взносы (с 01.01.2010 ЕСН заменен на страховые взносы во внебюджетные
фонды, общая сумма тарифов страховых взносов составляет 26%); УРАЗ - услуги
сторонних разработчиков.
Расчет затрат на разработку программного средства приведен в
таблице 4.2.
Таблица № 4.2.
Сотрудник
|
Оклад, руб. в
мес.
|
Стоимость часа,
руб.
|
Кол-во часов
|
СВЗ
|
Сумма
|
исполнительный
директор
|
80 000,00р.
|
454,55р.
|
24
|
13 745,45р.
|
руководитель
отдела продаж
|
40 000,00р.
|
227,27р.
|
16
|
945,45р.
|
4 581,82р.
|
руководитель
отдела ИТ
|
60 000,00р.
|
340,91р.
|
16
|
1 418,18р.
|
6 872,73р.
|
менеджер 1
|
15 000,00р.
|
85,23р.
|
20
|
443,18р.
|
2 147,73р.
|
менеджер 2
|
15 000,00р.
|
85,23р.
|
20
|
443,18р.
|
2 147,73р.
|
Проектировщик
(подрядчик)
|
|
1 100,00р.
|
40
|
|
44 000,00р.
|
веб-программист
(подрядчик)
|
|
1 100,00р.
|
40
|
|
44 000,00р.
|
программист 1С
(подрядчик)
|
|
1 100,00р.
|
8
|
|
8 800,00р.
|
Итого:
|
126 295,45р.
|
Итак, стоимость капитальных затрат на разработку модуля
составляет:
КП = 126 295,45 + 7 950 = 134 245 рублей.
4.2 Расчет
затрат на эксплуатацию
В первой главе, в разделе 1.4 «Внешняя структура» было указано,
что существующие веб-сайты компании находятся на платном хостинге MasterHost с
тарифным планом «Доцент’11», стоимостью 299 рублей в месяц. Тарифный план
позволяет создать на площадке 10 сайтов и 10 баз данных MySQL. В настоящее
время на площадке находятся два сайта компании, один из которых
(www.coulisse.ru <#"701617.files/image028.gif">
Рисунок 4.1. Изменение средних расчетных показателей трудовых
затрат
Изменение средних расчетных показателей стоимостных затрат от
внедрения модуля (в часах) представлено на диаграмме, (рис. 4.2).
Рисунок 4.2. Изменение средних расчетных показателей
стоимостных затрат.
4.6
Расчет
экономического эффекта
Прямой
эффект.
Годовой экономический эффект (Э) от внедрения информационного
проекта определяется как разность между годовой экономией и нормативной
прибылью, (формула 4.10):
Э = ΔС - КП * ЕН (4.10)
где КП - капитальные затраты; ЕН - нормативный коэффициент
эффективности капитальных вложений.
Произведение КП * ЕН следует рассматривать как нормативную
прибыль, ожидаемую от внедрения модуля.
Значение коэффициента ЕН принимается равным 0,15 для всех
отраслей народного хозяйства. Он представляет собой минимальную норму
эффективности капитальных вложений, ниже которых капитальные вложения не являются
целесообразными.
Срок окупаемости ТОК представляет собой отношение капитальных
затрат на разработку к годовой экономии, (формула 4.11):
ТОК = КП/ΔС. (4.11)
Проект имеет смысл, если расчетный коэффициент эффективности
капитальных затрат больше нормативного коэффициента, (формула 4.12):
ЕР > ЕН. (4.12)
Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных
затрат (ЕР) представляет собой отношение годовой экономии к капитальным
затратам на разработку, величину обратную сроку окупаемости, (формула 4.13).
ЕР = ΔС/КП = 1/ ТОК. (4.13)
Расчеты (в пределах +/-15%) приведены в таблице 4.6.
Таблица № 4.6
Э, руб. в год
|
ТОК, год
|
ЕР
|
от
|
до
|
от
|
до
|
от
|
до
|
142 270
|
199 130
|
0,58
|
0,78
|
1,28
|
1,74
|
Чтобы привести срок окупаемости к месяцам, умножаем ТОК на 1
месяцев.
Итак, срок окупаемости составит от 7 до 9 месяцев.
Косвенный
эффект
В разделе, описывающем проблемную область, говорилось о том,
что при обработке заказов возникают ошибки на этапе подбора МиК. Средняя сумма
убытков, связанных с этими ошибками составляла 150 000 рублей в год.
Предполагается, что Модуль обработки заказов полностью исключит эти ошибки.
Годовую экономию размером 150 000 рублей мы принимаем как косвенный
экономический эффект.
Рассчитаем экономический эффект с учетом косвенного эффекта.
Принимаем ΔС равным (в пределах +/-15%) от 289 020
руб. до 391 040 руб., (таблица 4.7).
Таблица № 4.7
Э, руб. в год
|
ТОК, год
|
ЕР
|
от
|
до
|
от
|
до
|
от
|
до
|
268 880
|
370 900
|
0,34
|
0,46
|
2,15
|
2,91
|
Срок окупаемости составит от 4 до 6 месяцев.
Посчитаем прибыль компании в трехгодовом периоде методом
чистой приведенной стоимости. Для самых консервативных оценок возьмем
минимальное значение экономии ΔС равным 161 520 рублей
(без учета косвенной экономии), (формула 4.13).
NPV = NCFi / (1+Re) i, (4.13)
где NPV - чистая приведенная стоимость (net present value), NCFi - чистый денежный поток
на i-том периоде, i - номер периода. Расчет
приведен в таблице 8 (DCF - Discounted Cash Flow - дисконтированный
денежный поток), (таблица 4.8).
Таблица № 4.8
№ периода
|
Расход
|
Доход
|
Денежный поток
|
DCF
|
0
|
134 245,45р.
|
0,00р.
|
-134 245,45р.
|
-134 245,45р.
|
1
|
4 556,00р.
|
161 520,00р.
|
156 964,00р.
|
136 490,43р.
|
2
|
4 556,00р.
|
161 520,00р.
|
156 964,00р.
|
118 687,33р.
|
3
|
4 556,00р.
|
161 520,00р.
|
156 964,00р.
|
103 206,38р.
|
Итого:
|
|
|
336 646,55р.
|
224 138,69р.
|
Построим график дисконтированного денежного потока, (рис.
4.3).
Рисунок 4.3. График дисконтированного денежного потока.
По графику видно, что даже при самой консервативной оценке
эффективности, проект окупает себя через полгода.
Социальный
эффект. Благодаря использованию
модуля упрощается и ускоряется процедура заказа. Клиент избавлен от
необходимости звонков в отдел продаж, долгого общения с менеджерами, ожидания
подбора материалов и комплектующих по его заказу. При использовании модуля
обработки заказов клиент в режиме онлайн может видеть информацию о наличии
необходимых товаров, а в случае их отсутствия сразу же узнать о возможных
альтернативных вариантах. Клиенты оптовики также получат преимущества во времени
и удобстве работы с отделом продаж.
Помимо этого клиенты получат в свое распоряжение личный
кабинет, где смогут наблюдать состояние своего заказа.
Вследствие этого возможен так называемый, социальный эффект -
повышение репутации компании ООО «Котрейд», а благодаря этому и косвенный
эффект - рост продаж и повышение прибыли.
В четвертой главе был проведен расчет затрат на реализацию и
эксплуатацию модуля обработки заказов и расчет экономической эффективности.
Согласно расчетам - модуль окупается в короткие сроки. Была доказана
целесообразность проекта.
Заключение
В процессе работы над дипломным проектом исследовалась
деятельность отдела продаж компании ООО «Котрейд». В отделе продаж была
выявлена проблемная область - бизнес-процесс обработки заказов клиентов
интернет магазина. Среди проблем, основными являлись неэффективное
использование трудовых ресурсов и ошибки, возникающие в процессе обработки
заказов.
Целью дипломного проекта являлось решение перечисленных
проблем с помощью более эффективного и полного использования информационных
технологий в отделе продаж.
Средством достижения цели была выбрана разработка модуля
обработки заказов клиентов интернет-магазина. Это было подробно описано в
первой главе.
Во второй главе был проведен сравнительный анализ средств и
способов разработки модуля обработки заказов. Рассмотрены различные способы
обмена данными между программами учета (1С) и системами управления содержимым
сайта интернет-магазина (CMS) Из четырех рассмотренных CMS с помощью сравнительного
анализа и ранжирования его результатов была выбрана среда разработки модуля
обработки заказов.
В третьей главе было дано формализованное описание предметной
области разработаны концептуальная, логическая (с использованием CASE средства
ERWin) и физическая модель данных в СУБД MySQL.
Были выявлены пользовательские требования и, в соответствии с
ними, разработаны пользовательские интерфейсы и описаны транзакции к базе
данных.
В ходе разработки модуля обработки заказов, было проведено
тестирование с помощью моделирования. Срок обработки заказов сокращается в 4
раза, исключаются убытки в результате ошибок, рекламаций и брака.
В четвертой главе был проведен расчет затрат на разработку и
эксплуатацию модуля обработки заказов и расчет экономической эффективности.
Согласно расчетам - модуль окупается в короткие сроки. Была доказана
целесообразность проекта.
Цель, поставленная в первой главе - решение экономических
проблем бизнеса с помощью более эффективного и более полного использования
информационных технологий в процессе обработки заказов клиентов достигнута,
задача выполнена.
Библиография
. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф.,
Проектирование экономических информационных систем: учебник. - М.: Финансы и
статистика, 2002 - 510 с.
2. Блинов А.О., Реинжиниринг бизнес-процессов
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 - 342 с.
. Веллинг Л., Томсон Л., MySQL: Учебное
пособие - М.: Вильямс, 2005 - 294 с.
. Коннолли Т., Базы данных - М.: Вильямс,
2003 - 1440 с.
. Суркова Н.Е., Остроух А.В., Методы
проектирования информационных систем: учебное пособие - М.: РосНОУ, 2004 - 144
с.
. Суркова Н.Е., Проектирование
информационных систем: методические указания к курсовому проекту - М.: РосНОУ,
2010 - 60 с.
. Анциз Б.И., Рекомендации по подготовке и
защите выпускных квалификационных работ. - М.: ООО Репро-Полиграф, 2005. - 32с.
. Галкин Г., Методы определения
экономического эффекта от ИТ-проекта// Intelligent enterprise. -
2005. - №№22 и 24.
9. Официальный
сайт компании ООО «Котрейд» - www.coulisse.ru <#"701617.files/image031.gif">
Рисунок П1.1. Внешний вид сайта. Главная страница.
Шаг 1. Выбор материала, (рис. П1.2).
Рисунок П1.2. Шаг 1. Выбор материала
Шаг 2. Выбор размера и дополнительных характеристик.
материал выбран, выбор дополнительных характеристик товара,
(рис. П1.3).
Рисунок П1.3. Шаг 2. Выбор размера и дополнительных
характеристик.
Ввод данных о клиенте. Регистрация пользователя (Клиента).
Покупка в магазине возможна как без регистрации, так и с
регистрацией постоянного клиента. Регистрация дает дополнительные преимущества
при следующих заказах. Если клиент отказался регистрировать постоянный аккаунт,
менеджеру отдела продаж также доступна вся информация об этом клиенте и его
заказе, (рис. П1.4).
Рисунок П14. Ввод данных о клиенте. Регистрация пользователя
(Клиента)
Подтверждение заказа. На экран выведена «Спецификация
заказа».
Произведен расчет стоимости заказа , (рис. П1.5).
Рисунок П1.5. Подтверждение заказа. «Спецификация заказа».
Личный кабинет клиента - начальная страница. Состояние
«Клиент авторизовался в системе» , (рис. П1.6).
Выводится информация о клиенте (Имя Фамилия, e-mail, основной адрес)
Выводится количество всех заказов клиента. Кликом по ссылке
осуществляется переход к просмотру заказов.
Ссылка для перехода на страницу просмотра/редактирования
контактной информации.
Ссылка для перехода на страницу просмотра/редактирования
адресов доставки.
Рисунок П1.6. Личный кабинет клиента.
Личный кабинет клиента - История заказов, (рис. П1.7).
Номер заказа в системе.
Дата заказа.
Статус заказа.
Сумма заказа.
Рисунок П1.7. Личный кабинет клиента - История заказов.
Личный кабинет клиента - Просмотра заказа, (рис. П1.8).
Блок информации о заказе.
Блок информации об оплате.
Блок информации о доставке.
Элемент управления кнопка «Печать» - Печать счета.
Выведена «Спецификация заказа»
История работы с заказом (дата, время, комментарий, статус
заказа)
Рисунок П1.8. Личный кабинет клиента - Просмотр заказа
Счет - печатная форма, (рис. П1.9).
Интерфейс менеджера.
Работа с Заказами, (рис. П1.10).
Имя Фамилия (идентификатор) текущего менеджера в системе.
Элемент управления кнопка «Создать новый заказ» -
формирование заказа в ручном режиме.
Элемент управления «Текстовое поле» - поиск заказа по номеру.
Элементы управления «Check box» - фильтр отображения заказов
по статусу.
Блок отображения списка Заказов - строка Заказа.
Элемент управления кнопка «Экспортировать» - принудительный
экспорт заказов в Excel.
Элемент управления кнопка «Экспортировать» - принудительный
экспорт заказов в 1С:Предприятие.
Элемент управления кнопка «Подбор МиК» - переход в режим
подбора Материалов и Комплектующих.
Рисунок П1.9. Счет - печатная форма
Рисунок П1.10. Интерфейс менеджера. Работа с заказами.
Работа с Заказом клиента, (рис. П1.11).
Блок изменения статуса заказа.
Ссылка перехода в режим редактирования заказа. В режиме
редактирования может назначаться персональная скидка.
Блок - Информация о клиенте.
Блок - Адрес получателя заказа.
Блок вывода на печать документов.
Блок - Адрес плательщика.
Спецификация заказа.
История заказа.
Рисунок П1.11. Интерфейс менеджера. Работа с заказом клиента.
Работа с клиентами, (рис. П1.12).
Блок поиска клиента (по логину, e-mail, имени, фамилии)
Список клиентов.
Рисунок П1.12. Интерфейс менеджера. Работа с клиентами.
Подбор Материалов и Комплектующих, (рис. П1.13).
Блок выбора типа изделия, материла, размеров.
Результат подбора - «Спецификация»
Элемент управления кнопка «Сформировать заказ» - формирование
заказа на основе результатов подбора.
Рисунок П1.13. Подбор Материалов и Комплектующих
Приложение
2. Схема рулонной шторы, (рис. П2.1)
Рис. П2.1. Схема рулонной шторы.
1 - кронштейн
- механизм
- втулка
- крепление
- пружина
- труба
- нижняя планка
- боковая крышка
- петля
- кронштейн для троса
11 - фиксатор троса
12 - кронштейн для троса нижний
- трос
- фиксирующая лента
- цепь
- материал шторы