Гендерные особенности подросткового кризиса

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    262,36 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гендерные особенности подросткового кризиса














Выпускная квалификационная работа

Гендерные особенности подросткового кризиса

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ изучения психологических особенностей подросткового кризиса

1.1 Научные основы изучения особенностей подросткового возраста в психолого-педагогической литературе

1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста

1.3 Понятие «гендера» в психологии. Особенности гендерных различий в подростковом возрасте

Глава 2. Исследование гендерных особенностей подросткового кризиса

2.1 Исследование уровня самооценки подростков

2.2 Исследование подростковой агрессивности

.3 Исследование тревожности подростков

.4 Анализ результатов исследований

.5 Рекомендации по коррекции кризисных особенностей у подростков

Заключение

Литература

Введение

Для развития человека важен каждый возраст. На протяжении всей жизни мы переживаем ряд периодов, называемых кризисными. На период детства их приходится больше всего.

Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Психологическим аспектам становления подростка посвящено множество работ, но, тем не менее, проблематика этого возраста остаётся неисчерпаемым источником для психологических исследований.

"Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности" [24, 27].

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Состояние кризиса связано с утратой психологической безопасности и привычного комфорта, а это одна из базовых потребностей каждого человека. Также происходит осознание утраты всего, чем мы обладали до текущего момента, разрушается иллюзия того, что в будущем будет всё возможно.

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Еще Л. С. Выготский указывал на то, что подростковый возраст не может быть описан одной какой-либо формулой. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь школьнику наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период [12, 161].

Внимание жизненно необходимо подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт - подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность.

Знание актуальных потребностей подростков и противоречий, возникающих при их реализации, помогает педагогам и родителям тактично и грамотно организовать воспитание, целенаправленно формировать у подростка новые потребности и цели, наполненные положительным социальным смыслом, развивать его нравственные и волевые качества. Подтверждением этого является мысль, которую сформулировала знаток подростковой психологии Л.И. Божович: «Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития» [6, 126].

"Самая основная из всех особенностей переходного возраста, - писал Л. С. Выготский, - состоит в несовпадении трех точек созревания: половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования» [12, 432].

Любое поведение, как осознанное, так и неосознанное, строится на основе тех программ, которые функционируют в нейронных цепях мозга конкретного человека. Любое внешнее движение, мысль, поступок - есть следствие работы этой программы. Следовательно, чтобы стать здоровым, спокойным, эффективным в делах, для начала нужно познакомиться с программами поведения, имеющимися в наличии у подростка, то есть исследовать их уникальные реакции.

Формы поведения складываются преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. В работе рассмотрены половозрастные различия, проявляющиеся в агрессивности, тревожности и самооценке. Этим и объясняется актуальность темы для выбора исследования и его проведения.

Цель: изучить гендерные особенности подросткового кризиса.

Объект исследования: подростковый возраст.

Предмет исследования: гендерные особенности подросткового кризиса, проявляющиеся в уровне самооценки, агрессивности, тревожности.

Гипотезы:

существуют гендерные различия в проявлении таких особенностей подросткового кризиса как тревожность, агрессивность и самооценка.

уровень агрессивности у мальчиков-подростков выше, чем у девочек.

Задачи исследования:

Проанализировать теоретические, научные подходы особенностей подросткового кризиса.

Исследовать уровни самооценки, тревожности и агрессивности у подростков. Выявить гендерные различия в их проявлении.

Разработать рекомендации по коррекции кризисных особенностей у подростков.

Методологическая основа исследования: при работе над исследованием мы опирались на теоретические разработки и практические исследования отечественных (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н.Леонтьев) и зарубежных исследователей (Ш.Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Г. Гецер, Э.Штерн, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) по проблемам возрастного развития. Гендерные особенности рассматривались в контексте исследований В.А. Геодакяна, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман, В.Е. Кагана, В.Н. Клейна, Д.В. Колесова, И.С. Кона, В.А. Москвина, Н.Г. Пушкаревой.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме подросткового возраста;

Эмпирические методы: методика изучения самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.), методика исследования тревожности подростков (Е.И.Рогов); тестирование с помощью опросника Басса-Дарки с целью выявления особенностей агрессивного поведения участников исследования; количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Теоретическая значимость исследования: в работе обобщены зарубежные и отечественные теории развития подросткового кризиса. Рассмотрены механизмы становления и развития различных личностных проявлений в период подросткового кризиса у подростков.

Практическая значимость: исследования определяется возможностью использовать основные результаты работы в учебном процессе. Практически-прикладной аспект может реализовываться практическими психологами, работающими в школьных учреждениях, социально-психологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися психолого-педагогическими проблемами подросткового кризиса.

База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе средней школы №3 г. Ханты-Мансийска. В исследовании приняли участие 60 респондентов 8-х классов (14-15лет) - 30 мальчиков и 30 девочек подросткового возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, где обоснована актуальность и представлен научный аппарат исследования; двух глав: теоретический анализ исследуемой проблемы и исследование половозрастных особенностей подросткового возраста, и его анализ; заключения, списка литературы и приложений.

 Глава 1. Теоретический анализ изучения психологических особенностей подросткового кризиса

1.1 Научные основы изучения особенностей подросткового возраста в психолого-педагогической литературе

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С. Выготский <#"701572.files/image001.gif">

Рис.1. Сравнение уровня самооценки среди подростков

В результате обработки методики по определению самооценки личности получены следующие результаты, которые приведены в таблице 2. Наибольшее количество испытуемых (43,3%) имеют низкую самооценку из них (36,6%) - девочки и (43,4%) - мальчики. У (43,3%) испытуемых низкая самооценка, из них (59%) - девочки и (36,6%) - мальчики. У оставшихся (16,6%) респондентов отмечается высокая самооценка, из них (13,4%) - девочки и (20%) - мальчики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в нашей выборке доминирует низкая и адекватная самооценка, и их показатели распределены не равномерно: у мальчиков перевес в высокой самооценке, а у девочек низкая самооценка наиболее выражена.

Рассмотрение гендерных особенностей при исследовании самооценки показали, что заниженная самооценка характерна для представителей обоих полов в нашей выборке, но при этом у девочек отмечена более выраженная тенденция к недооцениванию себя.

Заниженная самооценка подростка - неадекватное недооценивание себя, это одна из самых распространенных проблем подросткового возраста. Девушки склонны больше к комплексам внешности и чувствуют себя менее уверенно. Многие считают, что это естественный период взросления, но это не так. Следует уделить особое внимание этой проблеме у подростка, так как коррекция в более позднем возрасте может быть не возможной.

2.2 Исследование подростковой агрессивности

Цель исследования - выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте.

Объект исследования - подростковая агрессивность.

Предмет исследования - показатели проявления различных форм агрессивности в подростковом возрасте.

Задачи исследования

. Оценить уровень агрессивности учащегося в данном возрасте.

. Выявить различия проявления агрессии у мальчиков и девочек подростков.

Методы исследования: опросник уровня агрессивности Басса-Дарки (приложение 2).

Формы агрессивности:

Косвенная агрессия (КА) - агрессии, которая окольными путем направлена на другое лицо - злобные сплетни, шутки, также агрессия, которая ни на кого не направлена - взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битью кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуют ненаправленность и неупорядоченность.

Склонность к раздражению (Р) - готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм (Н) - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида (О) - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность (П) - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия (ВА) - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Физическая агрессия (ФА) (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Чувство вины (ЧВ) - выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызение совести.


 

Рис. 2. Сравнительные значения агрессивности в группе девочек и группе мальчиков по опроснику Басса-Дарки

Таблица 3

Средние значения по шкалам агрессивности для девочек и мальчиков


ФА

КА

Р

Н

О

П

ВА

ЧВ

Девочки

3,8

5,2

4,5

2,5

4,0

5,3

6,5

6,0

Мальчики

5,0

4,4

4,5

2,8

3,6

5,2

6,4

5,6

Средняя

4,45

4,8

4,5

2,6

3,9

5,2

6,4

5,8


Вербальная агрессия - различия не значимы, косвенная агрессия более выражена у девочек (5,2 балла). По показателю ФА (физическая агрессия) определилась тенденция преобладания у мальчиков (5 баллов).

В результате диагностирования по Методике Басса-Дарки, мы также получили результаты еще по двум показателям (таб.4): индекс враждебности, которые включает в себя шкалы 5 - обида и 6 - подозрительность. Это реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Отличий у мальчиков и девочек по данному показателю не выявлено.

Индекс агрессивности, которая включает в себя шкалы 1 - физическая агрессия, 3 - раздражение, 7 - вербальная агрессия. Это выражение негативных чувств при малейшем возбуждении вербально или физически. Данный показатель в границах нормы, как у мальчиков, так и у девочек, но количественно преобладает у мальчиков (16,9 против 11,4) - рис.3.

Таблица 4

Гендерные различия по индексам агрессивности и враждебности


Индекс агрессивности (ФА+ВА+Р)

Индекс враждебности (О + П)

Мальчики

16,9

9,2

Девочки

11,4

9,4

Норма

21+4

6,5-7+3


Рис. 3. Гендерные различия агрессивности и враждебности

Обобщая полученные данные можно сделать вывод, что в данном возрастном периоде агрессивность и враждебность в различных ее проявлениях присуща всем подросткам, но численные показатели находятся в пределах нормы. Агрессивность выражена сильнее враждебности. Были так же обнаружены гендерные различия в проявлении агрессивности: количество набранных баллов преобладает у мальчиков-подростков (среднее кол-во баллов 16,9).

Рис. 4. Преобладающие уровни агрессии у мальчиков

Рис. 5. Преобладающие уровни агрессии у девочек

Как мы видим из рисунка 4 и 5 по видам преобладающих уровней агрессии, полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек по таким показателям как: физическая агрессия, негативизм. В группе девочек более высокий показатель косвенной агрессии, вербальной агрессии, чувства вины и обиды.

Наше исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что агрессивность в подростковом возрасте у мальчиков выше. Но как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.

2.3 Исследование тревожности подростков

Цель: изучить уровень и характер тревожности у подростков.

Методика: Е.И. Рогова (см. приложение 4). Тест позволяет судить об уровне тревожности в трех важных для подростка сферах: школьной, самооценочной и сфере отношений с другими людьми. Он составлен таким образом, что в нем требуется оценить не своё состояние, а свое отношение к 30 предложенным ситуациям, что подросткам объективно легче. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - как общий уровень тревожности.

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием». Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы ни допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности [19].

По результатам проведенного исследования уровней тревожности (см. приложение 5) нами получены следующие данные (см. таблица 5):

Таблица 5

Распределение уровня тревожности мальчиков и девочек по методике Е.И. Рогова

Уровни/Виды тревожности

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Общая

Девочки/ мальчики

д

м

д

м

д

м

д

м

Нормальный

16 (53,2%)

14 (46,6%)

16 (53,2%)

19 (63,2%)

17 (56,6%)

14 (46,6%)

14 (46,6%)

15 (50%)

Несколько повышенная

4 (13,4%)

6  (20%)

1 (3,4%)

3  (10%)

5 (16,6%)

10 (33,4%)

3  (10%)

5 (16,6%)

Высокая

5 (16,6%)

4 (13,4%)

3  (10%)

4 (13,4%)

1 (3,4%)

2 (6,6%)

4 (13,4%)

3  (10%)

Очень высокая

1 (3,4%)

1 (3,4%)

0

0

1 (3,4%)

1 (3,4%)

0

1 (3,4%)

Чрезмерное спокойствие

4 (13,4%)

5 (16,6%)

10 (33,4%)

4 (13,4%)

6 (20%)

3  (10%)

9  (30%)

6  (20%)

Примечение: н - норма; нп - немного повышенная; в - высокая; ов - очень высокая; чс - чрезмерное спокойствие;

Таблица 6

Соотношение уровней тревожности

Уровень тревожности

Школьная

Самооценочная

Межличностная

н

нп

в

ов

чс

н

нп

в

ов

чс

н

нп

в

ов

чс

Всего 60чел

30

10

9

2

9

35

4

7

0

14

31

15

3

1

10

Всего 100%

50

16,6

15

3,4

15

58,4

6,6

11,6

0

23,4

51,7

25

5

1,7

16,6


Рис. 6. Школьная тревожность

При анализе школьной тревожности (см. рис. 6) - было выявлено, что у 50% (это составляет 30 человек) нормальный уровень тревожности, преобладают девочки - у 53,2%. 23% учащихся (10 человек) имеет повышенный уровень школьной тревожности (большинство мальчики - у 20%). Также 15% (9 человек), в основном девочки (16,6%) имеют высокий уровень тревожности по данному показателю.

Рис. 7. Самооценочная тревожность.

При сравнении самооценочной тревожности (см. рис. 7) - 58,3% учащихся (35 человек) был выявлен нормальный уровень тревожности по данному показателю. Эти ученики не испытывают эмоционального дискомфорта в таких ситуациях, где необходимо самораскрыться. У 6,6% учащихся (4 человека) обладают повышенным уровнем тревожности. У этих людей ситуации, связанные с предъявлением себя, вызывают волнение. 11,6% респондентов (7 человек) имеют высокий уровень самооценочной тревожности (преимущественно мальчики 13,4%), то есть ситуации, связанных с представлением о себе эти учащиеся испытывают тревогу и страх. Низкий уровень тревожности у девочек (33,4%) - 10 человек, что в 2,5 раза выше, чем у мальчиков.

Рис. 8. Межличностная тревожность

По показателю межличностной тревожности (см. рис. 8): нормальный уровень тревожности был выявлен у большей части испытуемых - у 51,6% (31 человек) - эти учащиеся не испытывают волнения при контакте с другими людьми (преобладают девочки 17 человек). Несколько повышен у 25% - эта группа людей испытывает волнение в ситуациях коммуникации (мальчиков больше в 2 раза). И 5 % (3 человека) имеют высокий уровень тревожности по данному параметру. Эти ученики испытывают страх и тревогу в ситуациях общения. Низкий уровень тревожности преобладает у девочек 20% (6 человек).

Таблица 7

Распределение общей тревожности по Е.И. Рогову

Уровень тревожности

Общая

Кол-во

н

нп

в

ов

чс

Всего 60чел

29

8

7

15

Всего 100%

48,4

13,4

11,6

1,6

25


Рис. 9. Сравнение общей тревожности между мальчиками и девочками (%)

По результатам исследования уровня тревожности, представленные в таблице 7, можем сделать вывод, что во всей выборке доминирует адекватный уровень тревожности у 48% испытуемых. За счет преобладание низкого уровня тревожности у 30% девочек. В тоже время данное исследование свидетельствует об обратной зависимости у мальчиков - у них отличается высокий уровень тревожности - 30%.

Нормальный (адекватный) и низкий уровни тревоги просто необходим для плодотворной работы, гармоничной полноценной жизни. Этот уровень конструктивной тревоги не изматывает учащегося, а создает тонус его деятельности.

Таким образом, полученные данные, говорят о том, что у нормально развивающихся подростков уровень тревожности распределен равномерно: в норме у 48% учащихся, без гендерных различий. Это объясняется тем, что определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности подростков. Мальчики отличаются в большей частоте высоким уровнем тревожности - 30%, у девочек - 23%.

Но крайние уровни тревожности имеют гендерные особенности: высокий уровень преобладает у мальчиков (30% против 23%); низкий уровень тревожности преобладает в группе девочек (30% против 20%).

2.4 Анализ результатов исследований

По результатам проведенных нами исследований (изучение самооценки по Казанцевой Г.Н., тревожности по Е.И.Рогову, агрессивности по Басса-Дарки) мы можем подтвердить нашу гипотезу о наличии гендерных связей в уровне агрессивности, тревожности и самооценки у подростков. Графически результат представлен на рис. 10:

Рис. 10. Гендерные различия в соотношении уровней тревожности, агрессивности и самооценки.

Таким образом, мы видим, что более высокий уровень тревожности оказался для выборки мальчиков 30% (у девочек 23,4%).

Индекс агрессивности в пределах нормы, как у мальчиков, так и у девочек. Но внутри группы агрессивность превалирует у мальчиков (чей индекс составляет 16,9, а у девочек 11,4).

По результатам определения уровня самооценки: в группе с низким показателем самооценки большинство девочек (50%), а в группе с высокой самооценкой преимущественно мальчики (20%). Рассмотрение гендерных особенностей при изучении самооценки показали, что низкая самооценка характерна для представителей обоих полов в нашей выборке, но при этом у девочек более выраженная тенденция к недооцениванию себя.

У девочек доминирует заниженная самооценка и повышенная тревожность, что проявляется в неуверенности в себе, своих знаниях, в успешности деятельности и общении, застенчивости, робости. Можно предположить, что заниженная самооценка является следствием слабой адаптации и особенностями педагогического воздействия и определенной психологической атмосферой в классе. Связь этих факторов также может быть взаимной: низкая самооценка может приводить к неуверенности в социальных контактах, к тревожности, тем самым снижая статус подростка в группе. С другой стороны, сам по себе статус отверженного способствует формированию сниженной самооценки, т.к. внешние оценки выступают основой, на которой закладывается фундамент самооценки.

У мальчиков наблюдается преобладание таких личностных особенностей как повышенная тревожность, компенсаторная (защитная) агрессия, завышенная самооценка и как следствие возможен демонстративный стиль поведения.

Мы считаем (опираясь на литературные данные и результаты собственного исследования), что состояние повышенной тревожности, агрессивности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни [37]. Повышенная тревожность/агрессивность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе [23].

Высокий уровень тревожности и неадекватная самооценка, связанные с особенностями подросткового возраста, дают основание для разработки коррекционных мероприятий. Указанные меры, несомненно, будут способствовать гармонизации отношений подростка с окружающей средой, что позволит снизить риск школьной дезадаптации и девиантного поведения.

 

.5 Рекомендации по коррекции кризисных особенностей у подростков

Итак, мы завершили исследование подросткового кризиса. Мы убедились, насколько сложны и многочисленны проблемы среднего подросткового класса, однако это не значит, что они неизбежны и нерешаемы. Осведомленность о них и понимание их истинных причин в немалой степени помогут взрослым успешно преодолевать их вместе с учащимися. Работая с классом-подростком, необходимо ценить его стремление к самостоятельности и искреннюю заинтересованность и соучастие, его преданность общему «Мы» и самобытность каждого «Я», его хрупкую ранимость и способность отстаивать свое достоинство, его непредсказуемость - поистине это самый яркий и интересный возраст!

В последнее десятилетие, как за рубежом, так и у нас в стране, значительно повысился интерес к проблемам тревоги, эмоциональной и психической напряженности и стресса. Состояние тревоги является первой эмоциональной ситуативной реакцией на самые различные стрессоры, и поэтому являются неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участников любой значимой деятельности, особенно в естественных условиях.

На основе полученных результатов мы можем предложить следующие рекомендации по работе с тревожными и имеющими низкую самооценку детьми, для нормального функционирования в конкретной группе сверстников:

Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, можно порекомендовать педагогам и родителям создать условия для достижения ребенком реальных положительных результатов действие (игра, помощь на дому и хобби). Необходимо избегать резко критических замечаний касающихся личностных особенностей ребенка. Желательно установить положительное эмоционально насыщенное отношение с ребенком, оказывая ему моральную поддержку в сложных для него ситуаций.

Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, с целью создания для благоприятного эмоционального климата в группе подростков.

Особое внимание следует уделить детям, отвергаемым группой. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. При этом педагог не должен проявлять по отношению к таким детям личных негативных эмоций.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка - "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

При непродуктивной деятельности в период свободного времени - "ничегонеделанье" - неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль.

При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков, к различным видам социально признаваемой деятельности - трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, - важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

Заключение

Таким образом, изучение подросткового периода - очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между психологами. Но, несмотря на это мы можем выделить основные моменты, определяющие подростковый период развития, отметить его главные характеристики.

В ходе проведённого теоретического и эмпирического исследования гендерных особенностей подросткового кризиса были решены поставленные в данной работе задачи и подтверждены первоначальные гипотезы, что позволяет сделать следующие выводы:

Анализ психологической литературы показал, что среди наиболее актуальных проблем, возникающих в период подросткового возраста, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется изучению проблемы определения тревожности (З.Фрейд, Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин, А.М.Прихожан, В.М.Астапов, Р.Лазарус), формирования детской агрессивности (Е.Ю.Брель, А.И.Захаров), места эмоций в структуре личности (К.Э.Изард и др.).

На основании полученных нами результатов и их анализа, можно сделать вывод о том, что выдвинутые нами в ходе исследования экспериментальные гипотезы, подтвердились:

Что существуют гендерные связи в проявлении тревожности и уровня самооценки у подростков: более высокий уровень тревожности оказался для выборки мальчиков 30% (у девочек 23,4%).

Индекс агрессивности в пределах нормы, как у мальчиков, так и у девочек. Но внутри группы агрессивность превалирует у мальчиков (чей индекс составляет 16,9, а у девочек 11,4).

По результатам определения уровня самооценки: в группе с низким показателем самооценки большинство девочек (50%), а в группе с высокой самооценкой преимущественно мальчики (20%). Рассмотрение гендерных особенностей при изучении самооценки показали, что низкая самооценка характерна для представителей обоих полов в нашей выборке, но при этом у девочек более выраженная тенденция к недооцениванию себя.

Таким образом, у девочек доминирует заниженная самооценка и повышенная тревожность, что проявляется в неуверенности в себе, своих знаниях, в успешности деятельности и общении, застенчивости, робости. Можно предположить, что заниженная самооценка является следствием слабой адаптации и особенностями педагогического воздействия и определенной психологической атмосферой в классе. Связь этих факторов также может быть взаимной: низкая самооценка может приводить к неуверенности в социальных контактах, к тревожности, тем самым снижая статус подростка в группе. С другой стороны, сам по себе статус отверженного способствует формированию сниженной самооценки, т.к. внешние оценки выступают основой, на которой закладывается фундамент самооценки.

У мальчиков наблюдается преобладание таких личностных особенностей как повышенная тревожность, компенсаторная (защитная) агрессия, завышенная самооценка и как следствие возможен демонстративный стиль поведения.

На основе проведенного исследования были сделаны выводы, на основании которых нами сформулированы рекомендации для работы психологов и педагогов с подростками с различным уровнем развития факторов тревожности, агрессивности. Эти рекомендации могут повысить эффективность взаимодействия педагогов и учащихся, в групповом взаимодействии, что обеспечит повышение успеваемости школьников и созданию благоприятного климата в коллективе.

Полученные результаты нашего исследования могут оказать помощь родителям и педагогам в организации воспитательной работы среди мальчиков и девочек подросткового возраста, имеющей своей целью коррекции их самооценки, тревожного и агрессивного поведения. Разработанные рекомендации могут использоваться практическими психологами, работающими в школьных учреждениях, социально-психологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися психолого-педагогическими проблемами подросткового кризиса.

Литература

Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности [Текст] / Трубников В.И. Вопросы психологии. - М.: 2000, № 6. - 16-19 с.

Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений [Текст]. - М.: Просвещение, 1999. - 202 с.

Бандура А. Подростковая агрессия [Текст] / Уолтерс Р. - М.: 1999. - 512 с.

Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль [Текст]. - М.: 2001. - 512 с.

Берн Ш. Гендерная психология [Текст]. М.: Олма-Пресс, 2004. - 138 с.

Божович Л.И. «Личность и её формирования в детском возрасте» [Текст], С.-Пб., 2001 г. - 126 с.

Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь [Текст]. - СПб, «Сударыня», 1998. - 232 с.

Бурлачук Л. Ф. Словарь - справочник по психологической диагностике [Текст] / Морозов С. М. - К.: 2002. - 163 с.

Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия [Текст]. - СПб.: 2002. - 336 с.

Венгер Л. А. Психология. [Текст] / Мухина В. С. - М., 1987.
Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Арагуновой. - М., 1967. - 288 с.

Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка [Текст] / Л.С. Выготский //Психология личности: Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С.161-165.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т. Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - 432с.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский; под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - Т.3. - 368 с.

Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: «МАСС МЕДИА», 1995. - 240с.

Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков [Текст]: Практ. пособие. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2008. - с.8.

Девятых, С.Ю. Феномен родительства: социально-психологический аспект [Текст]: монография / С.Ю. Девятых; под общ. ред. В.А. Сонина. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2005. - 104 с.

Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по разному [Текст] //Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практ. психологии, 1996 - с.102.

Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии [Текст] // Социально-педагогическая работа. - М.: 2000, № 4. - 68 с.

Ениколопов С. Н. Опросник Басса-Дарки [Текст] // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М.: 1999. - 56 с.

Иванченко В. Н. Агрессивное поведение у детей [Текст] // Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н., Вопр. психол. - М.: 2000, № 2. - 20-26 с.

Кле М. Психология подростка [Текст]. - М., 1991. - 146 с.

Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения [Текст]. - СПб.: 1999. - 358 с.

Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст]: историко-этнографическая перспектива / И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. -27с.

Кон И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. [Текст]- М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 239-247

Крысько В.Г. Социальная психология [Текст]. - М.: 2001. - 208 с.

Лалаянц И. Энергия агрессивности [Текст] // Семья и школа. - М.: 2000, № 6, С.20 -21.

Леви, В.Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок [Текст] / В.Л. Леви. - М.: Торобоан, 2003. - 416 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст]. - К.: 2000. - 112 с.

Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - с.53.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]. - М.: 2001. - 384 с.

Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методические рекомендации [Текст] / Иванов Н. Я. - СПб., 1992. - 68 с.

Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло") [Текст]. - М.: 2003. - 269с.

Мазурова. Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка [Текст] / Н.В. Мазурова // Дефектология. - 2005. - №1. - С.42-46.

Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения [Текст]. - М.: МЕДпресс, М.: 2001. - 68 с.

Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1985. - 272с.

Немов, Р.С. Психология [Текст]: в 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 3-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001.- 576с.

Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2 Психология образования- 2-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. - 496с.

Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Привола. - 1995. - 368с.

Пошивалов В. П. Новые направления в изучении агрессивного поведения [Текст] // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 2004, Т. 37. - Вып. 4. - 14-18 с.

Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. [Текст] // Психологическая наука и образования, 1998г., №2 - с.12.

Психологические тесты [Текст] / Под ред. Антипченко В. С. - К.: 2002., 612 с.

Психологические тесты [Текст]: В 2 т./Под ред. А. А. Карелина. - М.: Владос.-Т. 1.-2003.-312 с.:ил.

Психологический словарь [Текст] // Под ред. А. Н. Зинченко. - М.: 2002. - 325 с.

Психология человеческой агрессивности [Текст] / Под ред. К.В. Сельченок. - Мн., 2002. - 656 с.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] // Мастера психологии. - СПб., 2000. - 242 с.

Растова, Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе [Текст]: дис. … канд. фил. наук / Л.М. Ростова. - Барнаул, 1973. - 130с.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] // Психологический журнал. - М.: 1999, № 5, 3-18 с.

Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков [Текст] // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3.

Ремшмидт Х. Подростково-юношеский возраст [Текст]: проблемы становления личности. М., 1994. - с.38-54.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]. - М., 1996. - 23 с.

Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2-х т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т.1. А-М. - 608с.

Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] // Вопросы психологии. - 1992. - №5/6. - с. 35-40.

Рычкова, Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика [Текст] / Н.А. Рычкова. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «Гном-Пресс», 1998. - 100с.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции [Текст]. - М.: 2000. - 254 с.

Степанов В. Г. Психология трудных школьников [Текст] (Учебное пособие для учителей и родителей). Выходные данные: М, Академия, 1996. - 54 с.

Степанов В. Г. Психология трудных школьников [Текст]. Учебное пособие для учителей и родителей. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 320 с.

Степанов В.Г. Психология трудных школьников [Текст]. 7-е издание, перераб. и доп. М.: Тринста, 2004. - 560 с.

Фрейд Зигмунд "Психоаналитические этюды" [Текст] /Составление Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского; Послесл. В.Т. Кондрашенко; - Мн.: ООО "Попурри", 1997. - 46-58с.

Фурманов И.А. - Детская агрессивность [Текст] : психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. - Минск : Ильин В.П., 1996. - 187с. : - Библиография:с.151-156. - М., 2002. - 192 с.

Холличер В. «Человек и агрессия» [Текст], М., 2002 г. - 44 с.

Чередниченко В. И. Трудные дети и трудные взрослые [Текст] . - М.: 2000. - 112 с.

Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - 250с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] . Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека зарубежной психологии). - 342 с.

Похожие работы на - Гендерные особенности подросткового кризиса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!