Разработка информационной системы для гостиничного комплекса
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Нижнекамский
Муниципальный Институт
Кафедра
Информатики и математики
Направление
080700 Бизнес-информатика
Курсовая
работа
По
дисциплине «Проектирование информационных систем»
На
тему: Разработка информационной системы для гостиничного комплекса
Оглавление
Введение
. Анализ деятельности гостиницы
.1 Содержательное описание
предметной области
.2 Структурный анализ
бизнес-процесса на основе IDEF0-модели
.3 Инфологическая модель данных
. Проектирование информационной
системы
.1 Структурная схема
.2 Даталогическая модель данных
.3 Реализация информационной системы
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
С развитием информационных технологий
компьютеры, с их расширенными функциональными возможностями, активно
применяются в различных сферах человеческой деятельности, связанных с
обработкой информации, представлением данных.
В современном обществе, которое функционирует в
жестких рыночных условиях, своевременная обработка информации способствует
совершенствованию организации производства, оперативному и долгосрочному
планированию, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, что
позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремиться
минимизировать затраты времени, материальных, трудовых ресурсов в ходе своей
деятельности и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить
с использованием автоматизированных информационных систем.
Использование баз данных и информационных систем
становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека
и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую
актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного
применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления
базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.
Целью данного курсового проекта является
разработка информационной системы «Гостиница», которая предоставляет номера
постояльцам с целью получения прибыли.
Гостиница оказывает следующие услуги:
· предоставление номеров;
· их обслуживание;
· администрирование телефонных
переговоров.
Средства автоматизации предназначены для
эффективной работы с информацией.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение конкретных задач:
· исследовать предметную область
гостиничного комплекса;
· построить инфологическую модель;
· построить даталогическую модели
данных;
· спроектировать базу данных
гостиницы.
1.
Анализ деятельности гостиницы
.1
Содержательное описание предметной области
Гостиница является составной частью индустрии
гостеприимства, которая в свою очередь относится к более крупной индустрии -
туризма.
Гостиница может быть определена как коммерческое
предприятие, основной задачей которого является предоставление туристам услуг
по размещению и питанию, а также предоставление в аренду конференц-залов.
Структура
гостиницы.
Руководящие работники:
· директор отеля;
· администратор гостиницы.
Служба приема и
размещения:
Основными функциями отдела приема и размещения
являются регистрация приезжающих гостей, распределение номеров, поселение и
выписка клиентов и оказание им многочисленных дополнительных услуг.
Процесс обслуживания гостей можно разбить на
несколько этапов:
) бронирование - предварительный заказ мест в
гостинице;
) прием, регистрация и размещение гостей;
) предоставление услуг проживания;
) предоставление дополнительных услуг;
) окончательный расчет и оформление выезда.
Служба
обслуживания:
С точки зрения гостей служба обслуживания
является важнейшей в гостинице, так как персонал именно этой службы работает с
клиентами в постоянном контакте и выполняет все функции, связанные с их
непосредственным обслуживанием.
Возглавляет службу обслуживания менеджер,
которому подчинены швейцары, коридорные, подносчики багажа, лифтеры, консьержи,
рассыльные, водители (обслуживают арендованные машины и паркуют автомобили
гостей).
Как правило, первыми встречают гостей швейцары,
которые стоят у входа в гостиницу. Они должны поприветствовать гостей, помочь
им выйти из машины. Швейцары должны владеть информацией об услугах, имеющихся в
гостинице, о гостиничных мероприятиях (конференциях, банкетах), о месте
расположения гостиницы и ее окрестностях.
Хозяйственная служба:
Руководитель этого подразделения несет
ответственность за чистоту всего отеля и его номеров. Обычно он имеет несколько
помощников, старших горничных (старшая горничная отвечает за уборку номеров на
одном-двух этажах).
Хозяйственная служба ежедневно сверяет свои
данные о номерах с данными службы приема. Сообщения службы приема о выписке гостя
из номера фиксируются в соответствующей графе журнала хозяйственной службы. В
другой графе журнала записывается фамилия горничной, которой поручена уборка
номера. По окончании уборки в журнале делается соответствующая отметка. О
готовности номера сообщается в службу приема.
Инженерная служба:
Современная гостиница насыщена сложным
инженерным оборудованием (скоростные лифты, системы кондиционирования,
отопления, водоснабжения и канализации, электрическое (большой мощности) и
газовое оборудование кухни, кабельное телевидение, компьютеры и т.д.).Для того
чтобы не содержать полный штат инженерно-технических работников для
обслуживания и ремонта всего оборудования гостиница заключает договоры со
специализированными фирмами, которые осуществляют его обслуживание и ремонт.
Инженерная служба имеет относительно небольшой штат сотрудников, желательно
универсалов, способных устранить несложные неисправности сантехнического и
электрооборудования и осуществлять грамотную эксплуатацию всего оборудования.
Служба безопасности:
Личная безопасность гостей и гарантированная
сохранность их собственности - важный аспект в работе любой гостиницы. Служащие
обязаны принимать все необходимые меры предосторожности, чтобы защитить гостей
от грабежа, мошенничества, насилия и пр. Они несут ответственность за ущерб,
нанесенный гостям за время их проживания в гостинице.
К техническим средствам безопасности, прежде
всего, относятся телевизионные камеры, с помощью которых просматриваются все
общественные и многие служебные помещения. Записи должны храниться не менее 24
часов. Введение электронных замков существенно повысило безопасность номерного
фонда. Также для предотвращения краж во многих гостиницах по просьбе клиентов в
номерах устанавливаются индивидуальные сейфы. Пользование этими сейфами
осуществляется за дополнительную плату в период всего проживания. Кроме
индивидуальных сейфов многие гостиницы организуют и централизованное хранение
имущества клиентов в камере хранения и сейфовой кладовой.
Служба безопасности гостиницы занимается следующими
проблемами:
разработкой процедур реагирования на
чрезвычайные происшествия;
повседневной безопасностью гостевых комнат;
контролем ключей;
предотвращением краж, контролем за замками;
контролем доступа в здание гостиницы;
системой охранной сигнализации;
контролем территории;
системой наблюдения с помощью телемониторов;
сейфами и несгораемыми шкафами;
сбором и хранением информации.
Отдел закупок:
Функция отдела - закупки нужных товаров
требуемого качества по разумной цене в нужное время. При этом должен
выдерживаться оптимальный размер запасов в гостинице, поскольку хранение стоит
денег, к тому же многие закупленные товары при длительном хранении могут
испортиться.
Служба питания:
Служба общественного питания обеспечивает
обслуживание гостей в ресторанах, кафе или барах гостиницы, решает вопросы по
организации и обслуживанию банкетов, презентаций и др. праздничных мероприятий.
При организации питания туристов используется
различные методы обслуживания: «а ля карт», «а парт», «табльдот», шведский
стол.
При использовании метода «а ля карт» гости из
карты меню блюд и напитков выбирают то, что им больше всего нравится. Заказ
передается на кухню и сразу же начинается приготовление.
Учет:
Учетом в гостинице занимается финансовая служба,
которая ведет следующие операции:
. Расчеты по счетам клиентов. Ежедневно (обычно
ночью) подводятся балансы по всем клиентским счетам.
. Подсчет ежедневных доходов по каждому
доходообразующему подразделению отеля (касса в каждом подразделении ведет свой
учет).
. Составление ежедневного отчета генеральному
директору, в котором представлены доходы по подразделениям, загрузка номерного
фонда и некоторые другие показатели в сравнении с прошлым периодом.
. Расчеты по закупкам. Счета-фактуры,
завизированные в соответствующем подразделении отеля, поступают в бухгалтерию.
Оплата поставщикам обычно производится в конце месяца.
. Начисления и выплата заработной платы.
. Ведение финансового и управленческого учета.
Отдел персонала:
Важнейшей базовой предпосылкой обеспечения
слаженной работы всего сервисного процесса является формирование и развитие
коллектива, способного наилучшим образом выполнять свою работу и создавать в
отеле атмосферу гостеприимства.
Отдел маркетинга и продаж:
Главная задача этого отдела - повышение загрузки
гостиницы. Число сотрудников, как правило, составляет до 10 человек, 1-2 из
которых занимаются маркетинговыми исследованиями, а остальные - менеджеры по
продажам, которые занимаются поиском «оптовых» покупателей гостиничных услуг
(турфирмы, крупные компании, к которым приезжает много клиентов и т.п.).
Отдел IT:
Компьютерные системы централизованного
управления гостиничным комплексом позволяют координировать работу даже крупного
отеля без особых затрат времени и сил. Система позволяет решить следующие
задачи:
· оптимизация бизнес-процессов,
снижение бумажного документооборота;
· повышение контроля над деятельностью
служб и персонала;
· повышение качества обслуживания
гостей;
· оптимизация операционных затрат;
· статистические и аналитические
функции.
Все системы автоматизации гостиничных хозяйств
представляют собой интегрированные пакеты программ, автоматизирующих
деятельность основных служб гостиницы: управление номерным фондом,
административной, коммерческой, инженерной, службы общественного питания.
1.2
Структурный анализ бизнес-процесса на основе IDEF0-модели
Функциональная модель предназначена для описания
существующих бизнес - процессов на предприятии и идеального положения вещей -
того, к чему нужно стремиться. Методология IDEF0 предписывает построение
иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы.
Функциональный блок преобразует Входы в Выходы
(т.е. входную информацию в выходную). Управление определяет, когда и как это
преобразование может, или должно произойти.
Построение модели ИС начинается с описания
функционирования системы в целом в виде контекстной диаграммы.
Блок А0-функционирование гостиницы. Вход -
данные клиента. Выход - чек, отчет. Управление
- закон о правах потребителя, список программ, правила организации. Механизм -
клиент, менеджер, программное обеспечение, клиентская база, технические
средства, персонал. (Рис. 1 - функционирование гостиницы).
Рис.
1 - функционирование гостиницы.
В блок А0 входят блоки А1, А2, А3.
Блок А1-
регистрация клиента в гостинице. Вход - данные
клиента. Выход - номер. Управление - закон о
правах потребителя, правила организации. Механизм - клиент, менеджер,
клиентская база. (Рис. 2- обслуживание номеров).
Блок А2-оказание услуг. Вход -номер.
Выход - перечень услуг. Управление - закон о правах
потребителя, список программ, правила организации. Механизм - персонал.
Блок А3-оформление отчета. Вход -
перечень услуг. Выход - чек,
отчет. Управление - закон о правах потребителя, список программ, правила
организации. Механизм - менеджер, программное обеспечение, технические
средства.
Рис. 2 - обслуживание номеров.
Блок А1 в свою очередь подразделяется на блоки
А11, А12, А13.
Блок А11-резервирование номера. Входом будет
данные клиента. Управление - закон о правах потребителя. Механизм-клиент.
Выход- список пустых номеров.
Блок А12- оформление поселения. Вход-список
пустых номеров. Управление- правила организации. Механизм- менеджер. Выход
-согласование.
Блок А13- прием предоплаты. Вход- согласование.
Управление- правила организации. Механизм- менеджер. Выход- номер.
Рис.
3 - предоставление номеров.
Блок А2 подразделяется на блоки А21, А22.
Блок А21- оказание стандартных услуг. Вход-
номер. Управление - закон о правах потребителя, правила организации. Механизм-
персонал. Выход- список стандартных услуг.
Блок А22- оказание дополнительных услуг. Вход-.
список стандартных услуг Управление- закон о правах потребителя, правила
организации. Механизм-персонал. Выход- перечень оказанных услуг.
Блок А23-заполнение мед. карты. Вход -
предписания к лечению. Управление - нормы лечения. Механизм- мед.секретарь.
Выход- направление в лечебно- диагностический центр.
Рис. 4 -обслуживание номеров.
В блок А3 входят блоки А31, А32.
Блок А31- обработка данных. Вход- перечень
услуг. Управление- список программ и правила организации. Механизм- менеджер,
технические средства. Выход- данные.
Блок А32- обобщение данных. Вход- данные.
Управление- список программ и правила организации. Механизм- менеджер,
технические средства, программное обеспечение. Выход - чек, отчет.
Рис.
5 -выписка счета.
1.3
Инфологическая модель данных
Инфологическое проектирование - построение
формализованной модели предметной области. Такая модель строится с
использованием стандартных языковых средств, обычно графических.
В проекте «Гостиница» в соответствии с
предметной областью были созданы следующие сущности:
«Клиенты» - хранится информация о клиентах;
«Персонал» - хранится информация о персонале;
«Номера» - хранится информация о номерах;
«Категории» - хранится информация о категориях
номеров в гостинице.
Каждому объекту соответствуют свои атрибуты: -
Клиенты: код клиента(PK),
Ф.И.О., дата рождения, адрес, серия номер паспорта, дата въезда, номер,
количество дней.
Оплата: код оплаты (PK),
дата оплаты, сумма, код клиента;
Персонал: код сотрудника (PK),
Ф.И.О., должность, адрес, телефон;
Номера: номера (PK),
обсл. Персонал, бронь, код сотрудника, код клиента.
Рис. 6 - Инфологическая модель.
2.
Проектирование информационной системы
.1
Структурная схема
Рис. 7 - Системный интерфейс.
В системный интерфейс 4 подсистемы:
· работа с таблицами;
· работа с запросами;
· справочная система;
· подсистема отчётов.
· Подсистема отчетов.
Подсистема работы с таблицами делится на подсистемы
отображения и ввода и редактирования данных. Подсистема отображения включает в
себя формы, панель, компоненты для отображения таблиц и управления ими.
Подсистема ввода и редактирования таблиц
включает в себя заполнение таблиц, при необходимости редактировать.
Подсистема работа с запросами включает 23
запроса. Она имеет возможность выбирать пользователю критерии запроса.
Справочная подсистема имеет справку о программе.
Подсистема отчетов: с помощью компонента Excel.Application,
выводит отчет в MS
Excel.
2.2
Даталогическая модель данных
Access -реляционная СУБД, в которой
предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а
также управления ими при работе с большим объемом информации.
Для создания базы данных был использован
конструктор таблиц, который позволяет определить требуемую структуру таблицы.
Для отображения полной информации по состоянию
гостиницы, направлениям её деятельности и отчётности по выполненным работам
были созданы 4 таблицы:
. «Персонал»
Таблица имеет следующие поля: код сотрудника
(ключевое поле)- тип данных: счётчик; фамилия, имя, отчество - тип данных:
текстовый, размер - 50, обязательное, совпадения не допускаются; дата рождения
-тип данных: дата\время, обязательное; образование -тип данных: мастер подстановок
- набор фиксированных данных (высшее, среднее); должность -мастер
подстановок(список имеющихся должностей); адрес - тип данных: текстовый,
размер-50, обязательное; телефон - тип данных: числовой, поле необязательное;
заработная плата - тип данных: денежный, формат поля - евро, обязательное.
Рис.
8 -Таблица «Персонал».
2. «Номера»
Эта таблица имеет такие поля: код номера - тип
данных счётчик (ключевое поле); категория - тип данных: мастер постановок (
одноместный, двухместный, полулюкс, люкс)
Рис.
9 -Таблица «Номера».
. «Клиент»
Поля: код клиента - тип данных: счётчик
(ключевое поле); фамилия, имя, отчество -тип данных: текстовый, размер поля-
20, обязательное, совпадения не допускаются; дата рождения - тип данных:
дата\время, обязательное; серия номер паспорта - текстовый, размер поля - 100,
обязательное.
Рис.
10 -Таблица «Клиент».
4. «Оплата»
Поля: код клиента - мастер подстановок (из
таблицы «клиенты») ( ключевое поле); форма оплаты - мастер подстановок
(наличная, безналичная); предоплата - тип данных: числовой, формат поля - евро,
обязательное.
Рис.
11 -Таблица «Оплата».
Рис
12. - Таблица «Персонал».
Нормальная форма - свойство отношения в
реляционной модели данных, характеризующее его с точки зрения избыточности,
которая потенциально может привести к логически ошибочным результатам выборки
или изменения данных. Нормальная форма определяется как совокупность
требований, которым должно удовлетворять отношение.
Первая нормальная форма:
запрещает повторяющиеся столбцы (содержащие
одинаковую по смыслу информацию)
запрещает множественные столбцы (содержащие
значения типа списка и т.п.)
требует определить первичный ключ для таблицы,
то есть тот столбец или комбинацию столбцов, которые однозначно определяют
каждую строку
Вторая нормальная форма требует, чтобы
неключевые столбцы таблиц зависели от первичного ключа в целом, но не от его
части. Если таблица находится в первой нормальной форме и первичный ключ у нее
состоит из одного столбца, то она автоматически находится и во второй
нормальной форме.
Третья нормальная форма: чтобы таблица
находилась в третьей нормальной форме, необходимо, чтобы неключевые столбцы в
ней не зависели от других неключевых столбцов, а зависели только от первичного
ключа.
Таким образом, база данных удовлетворяет всем
требованиям нормализации таблиц и третья нормальная форма - окончательный
результат нормализации Базы данных.
2.3
Реализация информационной системы
- это среда быстрой разработки, в которой в
качестве языка программирования используется язык Delphi. Язык Delphi - строго
типизированный объектно-ориентированный язык, в основе которого лежит Object
Pascal.
При разработки информационной системы
использовалась программа Delphi. Создается системный интерфейс. Для этого
создается форма, на которой размещается Panel-
элемент графического интерфейса пользователя, предназначенный для размещения на
нём компонентов DBGrid и DBNavigator,
а также Panel которое,
приводит программное связывание с нажатием действие либо событие. Компонент
DBGrid отображает набор данных в формате электронной таблицы. Компонент DBNavigator
предоставляет пользователю возможность просматривать набор данных. Навигатор
содержит кнопки для перехода на первую, последнюю, предыдущую и следующую
записи, вставки, удаления и редактирования записи, отмены и сохранения
изменений, а также обновления данных. Компонент Query имеет большинство свойств
и методов, совпадающих с Table. Дополнительное преимущество Query - возможность
формировать запросы на языке SQL. Компонент Query (набор данных) помещается на
форму вместе с компонентом DataSource (источник данных) и компонентами
отображения данных, например, DBGrid. Свойство DataBaseName компонента Query
служит для задания базы данных, с которой осуществляется связь путем выбора из
выпадающего списка псевдонимов или указанием полного пути к файлу.
Рис
13. -Главная таблица.
В программе содержится 20 запросов:
· запросы по таблице «Клиент»;
· запросы по таблице «Номера»;
· запросы по таблице «Оплата»;
· запросы по таблице «Персонал»;
Компонент TQuery реализует все основные функции
стандартного компонента запроса. Прямым предком компонента является класс
TDBDataSet.
Для подключения к базе данных используется
свойство DatabaseName, в котором задается путь к базе данных.
Текст запроса определяется свойством SQL, для
задания которого применяется простой редактор, открывающийся при щелчке на
кнопке свойства в Инспекторе объектов.
Запрос, введенный в SQL , имеет вид Select *
from клиент
Соединение с базой данных осуществляется методом
Open или установкой в true свойства Active. При этом если связь с базой данных
осуществляется через
Запрос на SQL
имеет вид:
QueryMary.SQL.Add('Select * from Клиент
Where ').
Рис
14. -Расширенный поиск.
Основным объектом, к которому можно обращаться
из внешних программ, является Excel.Application. Коллекция Workbooks
обеспечивает создание и доступ к любой книге, которая открыта в приложении.
Объект Workbook, в свою очередь, содержит коллекцию Sheets, посредством которой
можно создавать, удалять и получить доступ к листам документа. Используя его,
можно получить доступ к объектам документа, например, к ячейкам, рисункам,
автофигурам и к свойствам самого Excel. Для создания объекта Excel.Application
используется переменная varVariant
библиотека ComObj. Доступ к объекту
Excel.Application в функции CreateExcel получается, от использования процедуры
CreateOleObject ('Excel.Application') стандартной библиотеки ComObj. DBGrid
задает заголовки таблицы, а также заполнение таблицы.
Рис
15. - Шаблон страницы эксель.
Особенностью программы является то, что здесь
представлен удобный интерфейс пользователя, возможность вносить данные в базу
данных, а также их. редактирование Возможность вывода отчета упрощает работу
пользователя.
Рис.
19.Справка.
гостиница инфологический даталогический программный
Справочная подсистема. При помощи кнопки Справка
можно узнать информацию о программе.
Заключение
Разработанный в ходе выполнения курсовой работы
проект информационной системы «Гостиница», является актуальным на сегодняшний
день и имеет большую практическую значимость.
В результате выполнения данного курсового
проекта были решены задачи:
· Исследовать предметную область
гостиничного комплекса;
· Осуществить постановку задачи;
· Построить функциональную модель
предоставления номеров в гостинице;
· Спроектировать базу данных
гостиницы.
Была разработана структура базы данных. В
программу были включены функции поиска, выполнения различных запросов. При этом
были учтены все требования, выдвинутые в начале выполнения данного проекта.
Цель курсовой работы была достигнута, данная
информационная система может быть внедрена в гостиничный комплекс.
Список
литературы
1.Архангельский А.Н.,
Программирование в Delphi. - М.: Библио-Пресс, 2003. - 256 с.
2.
С.Ю. Золотов. Проектирование информационных систем: Учебное пособие. - Томск:
ТМЦДО, 2005 - 88.
.
С.Ю. Золотов. Проектирование информационных систем: Учебное методическое
пособие. - Томск: ТМЦДО, 2006 - 34.
.
В.Б. Сибилев. Проектирование баз данных: учебное пособие. - Томск: ТМЦДО, 2007
.
Бугорский В.Н., Соколов Р.В., Сетевая экономика и проектирование информационных
систем. - СПб.: Питер, 2007.-320с.