Периодизация спортивных тренировок

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,65 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Периодизация спортивных тренировок

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт физической культуры

Кафедра теоретических основ физического воспитания






Периодизация спортивных тренировок

Курсовая работа

Исполнитель:

Черёмухина Анастасия Андреевна,

студентка 402 группы заочного отделения

А.А. Черёмухина

Курсовая работа допущена к защите

Зав. кафедры теоретических основ физического воспитания

И.Н. Пушкарева

Научный руководитель:

Пушкарева Инна Николаевна

кандидат биологических наук,

Зав. кафедры теоретических основ физического воспитания

И.Н. Пушкарева

Екатеринбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие «Периодизация спортивной тренировки»

1.1 Понятие «спортивная тренировка»

Глава 2. Цикличность в системе спортивной тренировки

.1 Периоды построения годичного цикла

.2 Этапы построения периодов годичного цикла

.3 Микроцикл, мезоцикл, макроцикл и их характеристика

Глава 3. Средства и методы спортивной тренировки на различных этапах

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Периодизация спортивной тренировки» состоит в том, что спортсменам и тренерам, для достижения высоких спортивных результатов нужно знать структуру спортивной тренировки, которая в свою очередь характеризуется, в частности определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), которые являются фазами, или стадиями тренировочного процесса, выражающими его закономерные изменения во времени [7]. Коммерческие интересы федераций, оргкомитетов соревнований, телевидения, спонсоров, да и самих спортсменов, заинтересованных в вознаграждениях, привели к тому, что количество ответственных соревнований в различных видах спорта резко возросло, а в отдельных видах спорта они охватывают большую часть года-до 8-10 месяцев. Соревнования с крупными денежными призами требуют интенсивной специальной подготовки, которая вступает в противоречие с принципами рациональной и планомерной подготовки к главным соревнованиям года - Олимпийским играм, чемпионатам мира и Европы. Это требует дальнейшего развития теории и методики подготовки спортсменов - пересмотра отдельных теоретических положений, разработки перспективных технологических решений, опирающихся на достоверные научные знания [10]. Цель: Выявить особенности спортивной тренировки в периодах, этапах и циклах. Задачи:

.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.

.Дать характеристику понятиям «спортивная тренировка», «периодизация спортивной тренировки».

.Раскрыть структуру тренировочного процесса на протяжении макроцикла.

Глава 1. Понятие «периодизация спортивной тренировки»

Периодизация тренировки - это чередование в течение года периодов тренировки (подготовительного, соревновательного, переходного), связанное с закономерностями развития спортивной формы[11]. Круглогодичность тренировки во всех видах спорта - одно из определяющих условий эффективности подготовки спортсменов. Круглогодичность означает, что одиннадцать месяцев в году спортсмен ведет регулярную тренировку, а в двенадцатый снижает нагрузку - отдыхает. Для достижения наилучших спортивных результатов оказалось необходимым приспосабливать организм атлета, его способности и возможности к определенным условиям внешней среды. Главным условием являются сроки соревнований - спортивный календарь, он оказывает определенное влияние на конкретные сроки периодов тренировки. Фиксируя даты официальных соревнований, он тем самым указывает сроки, с учетом которых должна планироваться подготовка. Система календарных соревнований влияет, кроме того, на структуру соревновательного периода и отчасти лимитирует длительность других периодов тренировки.

Установление оптимальной периодизации еще не завершено во многих видах спорта. Главные трудности в том, что биологические возможности спортсмена, естественные темпы повышения тренированности и развития спортивной формы надо оптимально использовать в сроки, определяемые календарем состязаний [6,8].

В каждом из этапов круглогодичной тренировки осуществляется физиологическая, психологическая и техническая подготовка к последующему этапу. В этом случае на каждом этапе в организме спортсмена происходят такие изменения и усовершенствования, которые создают основу для нового повышения функциональных возможностей, новых положительных сдвигов в подготовленности на следующем этапе. Такая этапность в итоге позволяет достичь очень высокого уровня тренированности.

Существуют этапы, в которых одни компоненты подготовленности улучшаются, другие поддерживаются на высоком уровне, а третьи могут ухудшаться. Есть этап, в котором все компоненты тренированности снижаются, хотя и не в равной мере. Этот этап предназначен для отдыха спортсмена, для полного восстановления всех его функциональных возможностей после состязания и перед новым этапом усиленной тренировки.

Все эти этапы, сочетаемые в определенном порядке, составляют большой цикл тренировки, состоящих из трех периодов - подготовительного, соревновательного и переходного (восстановительного). Периоды и этапы имеют разную продолжительность в различных видах спорта и не одинаковое распределение в году. Это объясняется, прежде всего, сроками состязаний, а в ряде случаев и климатическими условиями, сезонностью занятий.

Чтобы получить полное представление о периодизации спортивной тренировки, достаточно рассмотреть один большой цикл - макроцикл[8].

.1 Понятие «спортивная тренировка»

Понятие «спортивная тренировка» во многом совпадает с понятием «подготовка спортсмена», однако не полностью. Второе понятие значительно шире как по содержанию, так и по объему. Подготовка спортсмена представляет собой процесс целесообразного использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. В качестве комплексной системы подготовка спортсмена включает в себя: а) спортивную тренировку; б) спортивные состязания; в) использование внетренировочных и внесоревновательных факторов, которые дополняют тренировку и состязания и оптимизируют их эффект[7].

Характеризуя систему спортивной подготовки в целом, можно сказать, что это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс воспитания, обучения, развития, повышения функциональных возможностей спортсменов - процесс, составными частями которого являются также гигиенический режим, научный, врачебный и педагогический контроль, материальные условия, организация и др., неразрывно связанные между собой на основании определенных принципов, правил и положений[8].

Спортивная тренировка представляет собой более узкое понятие, чем спортивная подготовка, но является ее неотъемлемой частью. Спортивная тренировка - это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, по сути, педагогически организованный процесс управления развития спортсмена (его спортивным совершенствованием). В содержании спортивной тренировки входят, хотя и не полностью все основные стороны подготовки спортсмена: физическая, техническая, тактическая и специальная психическая. Эффект систематической тренировки воплощается в приобретении и повышении уровня тренированности спортсмена. Она и составляет основу его подготовленности к спортивным достижениям. Подготовленностью спортсмена принято называть целесообразные следствия подготовки спортсмена, которые воплощаются в росте его достиженческих возможностей, оптимизируют их и содействуют их реализации. Тренированность спортсмена разделяют на общую и специальную. Специальная тренированность характеризуется степенью приспособленности организма к специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта, а общая тренированность- степенью приспособленности к комплексу различных видов деятельности[5,7]. Некоторые специалисты выделяют еще вспомогательную тренированность, создающую основу для специальной тренированности и занимающую промежуточное положение между ней и общей тренированностью. В зависимости от правильности, систематичности, длительности и интенсивности процесса тренировки, а также соблюдения гигиенического режима и других условий тренированность может быть меньшей и большей.

Состояние тренированности, позволяющее спортсмену успешно участвовать в соревнованиях, принято называть - спортивной формой. Она определяется не только уровнем указанных компонентов, но и гармоничной слитностью их. Спортивная форма должна быть приобретена к началу соревновательного периода тренировки. Поскольку почти все компоненты спортивной формы в процессе тренировки укрепляются, улучшаются, совершенствуются, естественно, в целом улучшается и состояние спортсмена, повышаются его возможности в достижении высоких результатов. Естественное стремление достигнуть высшего уровня спортивной формы ко времени участия в наиболее ответственных соревнованиях. Этот уровень так и называют - высшая спортивная форма[8].

Глава 2. Цикличность в системе спортивной тренировки

.1 Периоды построения годичного цикла

В рамках большого тренировочного цикла в определенной мере периодически изменяется как содержание, так и построение тренировки. Большой цикл состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периода. Эти периоды представляют собой, по существу, не что иное, как последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы [7].

Подготовительный период. Тренировка в этом периоде имеет исключительно важное значение, поскольку создает общий и специальный фундамент (морфологический, физиологический, психологический, технический) для подготовки в соревновательном периоде. Недостаточная предварительная тренировка не может быть восполнена или заменена самой напряженной специальной подготовкой. Конечная функция тренировки в этом периоде состоит в том, чтобы обеспечить приобретение спортивной формы, которая гарантировала бы достижение результатов, соответствующих возможностям спортсмена в данном макроцикле [7,8].

В подготовительном периоде решаются следующие задачи: 1. Приобретение и улучшение общей физической подготовленности. 2. Дальнейшее воспитание физических качеств применительно к избранному виду спорта. 3. Улучшение моральных и волевых качеств. 4. Овладение техникой и совершенствование в ней. 5.Ознакомление с элементами тактики. 6. Повышение уровня знаний в области теории и методики спорта, гигиены и самоконтроля. Эти задачи даны лишь в самом общем виде, чтобы показать основную направленность периода. При составлении индивидуального плана тренировки необходимо определить задачи более конкретно, соответственно особенностям вида спорта, уровню развития компонентов подготовленности спортсмена, условиям тренировки. Особенно важно сделать упор на решение задач по созданию прочного фундамента для будущей тренировки в соревновательном периоде[7,8,12].

Продолжительность подготовительного периода в одногодичном цикле различна в разных видах спорта. Наибольшая она у легкоатлетов (5-6 месяцев), средняя у борцов, тяжелоатлетов (3-4 месяца) и наименьшая у футболистов (1,5-2 месяца). При двух циклах в году продолжительность каждого из подготовительных периодов уменьшается вдвое, но первый обычно длиннее, что объясняется свободным от состязаний началом года и меньшей подготовленностью спортсменов, чем перед вторым полугодичным циклом. При трех и более циклах в году обычно самым продолжительным является первый подготовительный период (3-4 месяца), остальные могут быть короче (до 3-4 недель) [8].

Тренировочная нагрузка на протяжении подготовительного периода постепенно возрастает, достигая наибольшей величины незадолго до его окончания. Но составные части нагрузки изменяются неодинаково: объем возрастает довольно круто и становится наибольшим к середине подготовительного периода, а в ряде видов спорта и значительно раньше (чем ниже интенсивность, тем раньше достигает больших величин объем). Интенсивность возрастает более постепенно, но у стайеров, например, ввиду малой скорости в их основной тренировочной работе интенсивность может быть круто поднята до требуемого уровня в 1-2 недели.

Координационная сложность движений нарастает с такой постепенностью, чтобы в середине подготовительного периода или несколько позже можно было начать стабилизацию техники, а далее она держится на одном уровне. В подготовительном периоде не должно быть каких-либо ответственных состязаний, требующих специальной подготовки к ним. Но время от времени спортсмену надо участвовать в рядовых состязаниях, чтобы поддерживать психологическую подготовленность, накапливать опыт, контролировать и оценивать свои возможности. Полезны соревнования в упражнениях по общей и специальной физической подготовке[8].

Соревновательный период. На протяжении соревновательного периода ближайшие задачи в тренировке сводятся к тому, чтобы создать наиболее благоприятные условия для реализации приобретенной спортивной формы в высокие спортивные результаты. Если период продолжителен (включает не одно, а несколько основных состязаний), возникает, кроме того, задача обеспечить сохранение спортивной формы[6]. Концентрация задач тренировки в индивидуальном плане спортсмена должна предусматривать не только уровень его подготовленности, особенности избранного вида спорта, внешние условия, но и главные направления в повышении мастерства данного атлета. Например, для стайера это - воспитание специальной выносливости; для прыгуна с шестом - совершенствование и закрепление техники на высоте, близкой к предельной[8].

Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуются следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям. Она направлена на достижение максимальной специальной тренированности, сохранение ее на уровне и поддержание достигнутой общей тренированности[7].

Продолжительность соревновательного периода в одногодичном цикле неодинакова в разных видах спорта: 8-9 месяцев - у футболистов, 7 - у борцов, 5-6 - у легкоатлетов. При двух циклах в году она соответственно уменьшается. Число тренировочных дней в соревновательном периоде - 5-7 в неделю. С особым вниманием следует отнестись к числу занятий с высокой специальной нагрузкой, направленной на дальнейшее повышение тренированности. Предельные или близкие к ним нагрузки должны даваться не более 2 раз в неделю, включая и участие в соревновании. Общая нагрузка в тренировочных занятиях и в состязаниях продолжает нарастать на протяжении соревновательного периода и становится наибольшей за 2-3 недели до важнейшего старта в году При этом объем специальной тренировки постепенно снижается, пока не останавливается на определенном уровне. В каждой предсоревновательной неделе этот объем снижается еще более. Интенсивность продолжает постепенно возрастать, достигая высшего уровня незадолго до участия в важнейших соревнованиях. После них интенсивность снижается на нескольких занятиях, но не дольше недели, затем специальная тренировка проводится на ранее достигнутом уровне мощности[1,6,8].

Для достижения высоких спортивных результатов наилучшие возможности представляет собой календарь соревнований с последовательно нарастающей ответственностью в них (этого же требует принцип постепенности). Спортивный опыт показывает, что эффективность календаря для спортивного роста будет выше, если между такими состязаниями включать соревнования, в которых спортсмен преследует только тренировочные цели. Какое бы число больших циклов ни было в годичной тренировке, ее эффект в настоящее время примерно равнозначен. Фактически во всех видах спорта начинают с подготовительного периода и переходят к соревновательному. Также перед состязанием проводят непосредственную подготовку и облегчают нагрузку, а после него делают отдых. Эта волна характерна и обязательна для всех спортсменов[8].

Но у одних спортсменов состязания проводятся каждую неделю на протяжении многих месяцев (например в футболе), следовательно, волна изменений нагрузки уменьшается в недельном цикле (эти недельные волны проходят на фоне постепенно повышающейся тренированности), а у других 5-6 раз в году. При этом в силу вступают особенности проведения соревнований и нагрузки в них[8].

Заключительный (переходный) период. Этот период в системе круглогодичной тренировки во многих отношениях резко отличается от предыдущих. Основной смысл выделения его состоит в том, чтобы не допустить перерастания хронического эффекта тренировочных и соревновательных нагрузок в перетренированность, предупредить исчерпание адаптационных возможностей организма, восстановить их с помощью активного отдыха. В то же время это не перерыв в тренировке; здесь должны быть созданы условия для сохранения определенного уровня тренированности и тем самым гарантирована преемственность между завершающимся и очередным большим циклом тренировки. Естественно, что в условиях активного отдыха невозможно поддержать максимальный уровень тренированности, особенно специальной, но можно сохранить ее настолько, чтобы начать новый макроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий[5,6].

Переходный период включает обычно не более 2-3 мезоциклов, построенных по типу восстановительно - поддерживающих и восстановительно - подготовительных. Как и другие периоды тренировки, переходный период не имеет резких границ. По мере восстановления функциональных и адаптационных возможностей организма спортсмена этот период переходит в подготовительный период очередного макроцикла тренировки. Критерием при этом должно быть, не только субъективное стремление приступить к решению новых, более трудных задач, но и улучшение адаптивных реакций организма на возрастающие тренировочные нагрузки, что устанавливается посредством комплексного врачебно - педагогического контроля.

Суммарная тренировочная нагрузка в заключительном периоде уменьшается более чем наполовину по сравнению с соревновательным. Число тренировочных дней в неделю лучше оставлять привычным (5-7), значительно облегчив нагрузку[8].

После соревновательного периода не всегда следует переходный период. Такая последовательность в структуре тренировочного макроцикла закономерна тогда, когда подготовительный и соревновательный периоды были достаточно протяженными и сопряженными с достаточно значительными тренировочными и соревновательными нагрузками, которые давали хронически нарастающий кумулятивный эффект, вызывая тем самым серьезные перестройки в организме спортсмена и психическую напряженность. Вместо переходного периода иногда вводят относительно кратковременную разгрузочную фазу восстановительного мезоцикла или даже микроцикла. Так бывает чаще всего тогда, когда спортсмен по каким-либо причинам не получил достаточно высоких нагрузок. В таких ситуациях есть смысл строить тренировочный процесс по типу сдвоенного макроцикла, где вслед за соревновательным периодом идет второй подготовительный, затем второй соревновательный и лишь затем переходный период. Подобное построение тренировки бывает оправданным и при использовании полугодичных циклов, а также в некоторых других случаях[7].

2.2 Этапы построения периодов годичного цикла

спортивный тренировка цикличность мезоцикл

Периоды спортивной тренировки, в свою очередь, подразделяются на этапы. Подготовительный период состоит из двух крупных этапов: общеподготовительный и специально-подготовительный. Первый из них, как правило, более продолжителен, особенно у начинающих спортсменов.

Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе - создание, расширение и совершенствование предпосылок, на базе которых формируется спортивная форма. Главные из таких предпосылок состоят в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннем развитии физических способностей (силовых, скоростных, выносливости), а также в пополнении фонда двигательных навыков и умений. Поэтому ведущей частью содержания тренировки является общая тренировка (отсюда и название этапа - «общеподготовительный»). Не следует понимать, будто удельный вес общей подготовки превышает удельный вес специальной подготовки. Их конкретные пропорции существенно зависят от уровня предварительной подготовленности спортсмена, его специализации, спортивного стажа и других обстоятельств. Бывают оправданны такие соотношения (по времени, затрачиваемые на общую и специальную подготовку), как 3:1 ( главным образом у начинающих спортсменов), 3:2, 2:2. Справедливым остается лишь то, что общая подготовка всегда занимает на первом этапе более значительное место, чем на последующих[6].

Типичными формами мезоциклов на первом этапе являются втягивающие и базовые. Последние часто имеют более значительную протяженность, чем на последующих этапах. Число мезоциклов данного типа зависят от уровня предварительной подготовленности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и других обстоятельств[6,7].

Специально-подготовительный этап. Тренировка на этом этапе перестраивается так, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы. Ее фундаментальные предпосылки, заложенные на первом этапе, теперь должны быть оптимизированы и сведены воедино, как гармонические компоненты готовности спортсмена к целевым (в текущем макроцикле) достижениям. Исходя из этого, все содержание тренировки сосредотачивают преимущественно на развитии специальной тренированности, специфической работоспособности, углубленном освоении и совершенствовании избранных технических и тактических навыков в том виде, в каком будут применяться в предстоящих основных состязаниях. Одновременно проводится специальная психическая подготовка к этим состязаниям. Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать по параметрам. Увеличивается, прежде всего, абсолютная интенсивность специально-подготовительных и соревновательных упражнений, что выражается в увеличении скорости, темпа, мощности и других скоростно-силовых показателей движений. По мере роста интенсивности суммарный объем тренировочных нагрузок вначале стабилизируется, а затем начинает сокращаться. Это объясняется, во-первых, необходимостью создать условия для существенного повышения интенсивности - ведущего фактора развития специальной тренированности на втором этапе и, во-вторых, потребностью облегчить протекание долговременных перестроек, вызванных в организме по механизму запаздывающей трансформации большим объемом подготовительной работы, выполненной на первом этапе.

В связи с повышением общей напряженности тренировки средние волны динамики нагрузок нередко укорачиваются (например, от 6 до 3-4 недель). Соответственно изменяется структура мезоциклов тренировки, в них чаще вводятся ударные и разгрузочные микроциклы. Если сразу же за подготовительным периодом следует одно из наиболее ответственных соревнований, то заключительная часть периода используется для построения предсоревновательного мезоцикла[4,7].

Соревновательный период делится на два этапа: первый - ранний соревновательный и второй - этап основных соревнований. Первый этап необходим спортсменам для того, чтобы все приобретенное в подготовительном периоде (положительные сдвиги в двигательных качествах, функциональных возможностях, психологической сфере) использовать, упрочить и применить в условиях соревнований. На первом этапе спортсмены должны упорно тренироваться и участвовать в соревнованиях. Обычно уже после первых соревнований можно сделать выводы о подготовленности спортсмена, что позволяет вносить поправки в процесс тренировки и лучше готовится к дальнейшим соревнованиям.

Участие в соревнованиях на первом этапе связано лишь с небольшими изменениями в режиме тренировки перед ними (облегчение нагрузки, активный отдых). В целом тренировку на этом этапе, особенно для спортсменов старших разрядов, следует рассматривать как подготовку к наиболее ответственным соревнованиям второго этапа.

На втором этапе соревновательного периода тренировка строится так, чтобы подвести спортсмена в состояние наилучшей подготовленности, позволяющей добиться высоких спортивных результатов в определенных соревнованиях. Тренировка, направленная на поддержание общей физической подготовленности и специального фундамента (в том числе и посредством специальных упражнений), остается такой же, как и на первом этапе. Иногда необходимо увеличить объем ОФП и СФП, если становится меньше объем специальной тренировки (в связи с ростом ее интенсивности). Во всех случаях важное значение на этом этапе придается активному отдыху[8].

При стремлении достичь наибольшего спортивного результата в главнейшем состязании года или нескольких лет - олимпийских играх, первенстве России, чемпионатах мира и Европы - лучше тренироваться по большому годичному циклу. Это обеспечивает наибольшие возможности для постепенного повышения подготовленности и достижения высшей спортивной формы к требуемому времени. Для этой цели необходимо участвовать в ряде соревнований до главного старта. В соревновательном периоде большого годичного цикла такой направленности возникает несущая необходимость в новых этапах: разгрузочном, непосредственной подготовки, подводящем к старту, послесоревновательном. Правда, они в той или иной мере имеют место при любом числе циклов в году, но в этом случае они более отчетливы и более продолжительны.

Цель разгрузочного этапа - полностью восстановить возможности центральной нервной системы и психической сферы спортсмена. В связи с этим значительно уменьшается или даже совсем прекращается (это зависит от вида спорта) специальная тренировка. Но, обеспечивая отдых нервам, необходимо дать работу органам и системам, поддерживать слаженность в их функциях. С этой целью используются средства ОФП и активного отдыха. Желательно проводить занятия в лесу, на реке, на море, чаще изменяя упражнения и внешние условия. Фоном для разгрузочного этапа должны быть положительные эмоции спортсменов. Продолжительность этого этапа 2 - 3 недели. Уменьшать число занятий в микроцикле нецелесообразно. Лучше облегчить нагрузку и чаще применять активный отдых.

На этапе непосредственной подготовки тренировочные требования снова повышаются, но темпы прироста и уровень их несколько больше, чем на этапе основных соревнований. Используются средства специальной тренировки и в очень малой мере - общей физической подготовки.

В это время в одних видах спорта полезно участвовать в 2 - 3 состязаниях, в других можно не участвовать совсем. Эти состязания подводящие, поэтому лучше ставить в них только тренировочную цель, не пытаясь показать рекордные результаты. В противном случае после предельного нервного напряжения может не хватить времени для восстановления. Продолжительность этапа непосредственной подготовки примерно 1,5 - 2,5 месяца. Число тренировочных дней в неделе 5 - 7.

Последние перед соревнованием 7 - 10 дней можно назвать подводящим этапом. В эти дни тренировочная нагрузка снижается, что обеспечивает спортсмену возможность полного восстановления и наилучшую готовность к старту.

Далее - состязание и послесоревновательный этап, 1 - 2 недели облегченной тренировки и активного отдыха. В эти дни применяются средства ОФП. Такова схематическая картина соревновательного периода в большом годичном цикле, направленной на участие в главнейшем соревновании[8].

Круглогодичная тренировка - плавно протекающий процесс. При переходе от одного этапа к другому не должно быть резких скачков. Сроки

периодов и этапов, их продолжительность и задачи тренировки никогда не должны являться догмой. В случае необходимости они могут быть изменены и приведены в соответствие с местными условиями и индивидуальными особенностями спортсмена.

2.3 Микроцикл, мезоцикл, макроцикл и их характеристика

Тренировочный процесс как целое строится на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов данного процесса (его частей, сторон, звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. Структура тренировочного процесса в целом формируется по объективным закономерностям его построения, таких как единство общей и специальной подготовки, специфическая непрерывность тренировочного процесса, его соревновательно-соотнесенная цикличность. При этом на конкретные детали построения тренировочного процесса влияет вся совокупность основных условий спортивной деятельности: общий режим жизни спортсмена, бюджет времени, выделяемого на занятия спортом, установленная система спортивных соревнований. В соответствии с градациями циклов тренировочного процесса надо различать три масштаба его структуры: 1. Микроструктуру - структуру микроциклов и составляющих их отдельных занятий. 2. Мезоструктуру - структуру мезоциклов. 3. Макроструктуру - структуру больших тренировочных циклов, типа полугодичных, годичных, многолетних[6,8].

Тренировочный микроцикл. Исходным целостным звеном, из множества которых состоит тренировочный процесс, является структура отдельного тренировочного занятия. Тренировочные уроки, ровно, как и неурочный формы занятий, в спорте, имеют ряд общих черт, типичных для структуры любого рационально организованного занятия физическими упражнениями[7].

В каждом отдельном тренировочном занятии есть три части: подготовительная («разминка»), основная и заключительная. Как элемент тренировочных микроциклов, каждое занятие связано с предыдущими и последующими занятиями. Их содержание и структура зависят от общего количества занятий, суммарной величины нагрузок и отдыха в микроцикле.

Микроциклы представляют собой первые относительно законченные, повторяющиеся фрагменты этапов тренировки. Часто, но далеко не всегда длительность микроциклов равна неделе (недельные микроциклы)[6,10].

Отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз: стимуляционной (кумуляционной), которая связана с той или иной степенью утомления, и восстановительной (занятия восстановительного характера или полный отдых). Минимальная продолжительность микроцикла - два дня (соотношение первой и второй фаз 1:1). Микроциклы такой продолжительности практикуются сравнительно редко, так как рамки их слишком узки для реализации широкого комплекса задач спортивного совершенствования, по мере развития тренированности они ограничивают возможность увеличения эффективности тренировочных воздействий. Обычно указанные фазы повторяются в структуре микроцикла, причем основная восстановительная фаза совпадает с его окончанием. Недельный цикл может включать, например, две кумуляционные фазы (каждая из двух или трех тренировочных занятий), разделенные занятием восстановительного характера и завершаемые днем активного отдыха[6].

Среди факторов и обстоятельств, влияющих на структуру и продолжительность микроциклов, особенно значимыми являются: 1. Содержание, число занятий различной направленности и величина применяемых в них нагрузок; эти переменные зависят от особенностей спортивной специализации и уровня подготовленности спортсмена. Чем выше уровень, тем больше основных занятий может включать микроцикл, тем значительнее в нем выражены кумуляционные фазы. 2. Динамика

процессов утомления-восстановления и общего функционального состояния организма, обусловленная чередованием тренировочных нагрузок и отдыха, индивидуальными особенностями реагирования на нагрузки и биоритмическими факторами. От индивидуальных особенностей адаптационных реакций организма существенно зависят параметры и другие черты кумуляционных и восстановительных фаз в микроциклах. 3. Общий режим жизни спортсмена, включая режим его основной учебной или трудовой деятельности. Тренировочные микроциклы часто строятся применительно к рамкам календарной недели, особенно в массовой спортивной практике. Недельный цикл не всегда в полной мере отвечает требованиям оптимальной структуры тренировочного процесса, зато облегчает согласование его с основными моментами общего режима жизни и деятельности. Но в определенных ситуациях предпочтительнее оказываются иные варианты построения микроциклов. 4. Место микроциклов в общей системе построения тренировочного процесса. Структура микроциклов зависит от их места в более крупных структурах - мезоциклах и макроциклах. Структура микроциклов закономерно видоизменяется в тех или иных деталях по ходу развертывания тренировочного процесса, в зависимости от смены его этапов и периодов[7,12].

Структура микроциклов неизбежно, закономерно меняется в зависимости от логики изменения содержания тренировочного процесса и внешних обстоятельств, влияющих на его построение.

В процессе тренировки чередуются микроциклы нескольких типов. Основные из них - это собственно-тренировочные микроциклы и соревновательные, а дополнительные - подводящие и восстановительные. Собственно-тренировочные микроциклы по признаку преимущественной направленности содержания включенных в них основных занятий подразделяются на общеподготовительные и специально-подготовительные.

Общеподготовительные микроциклы являются основным типом в начале подготовительного периода большого тренировочного цикла и на некоторых других его этапах, связанных с увеличением удельного веса общей физической подготовки. Специально-подготовительные микроциклы отличаются повышенным удельным весом специализированной работы, направленной на развитие специфической тренированности. Такие микроциклы являются главным типом микроциклов в непосредственной предсоревновательной подготовке спортсмена[4,7].

Микроциклы обоих типов имеют варианты. По степени тренировочного воздействия выделяют ординарные и ударные. Ординарные микроциклы отличаются равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, значительным их объемом, но непредельным уровнем интенсивности в большинстве отдельных занятий. Для ударных же микроциклов наряду со значительным объемом нагрузок характерна высокая их интенсивность, в силу чего создается особенно мощный тренирующий импульс. Подводящие микроциклы строятся по правилам непосредственного подведения спортсмена к соревнованию. Соревновательные являются формой организации не столько тренировочной, сколько соревновательной деятельности. Восстановительные микроциклы вводятся обычно после серии напряженных собственно-тренировочных микроциклов (особенно ударных), вызывающих значительную кумуляцию эффекта нагрузок, а также после серии ответственных соревнований. Типы микроциклов достаточно разнообразны. Еще более разнообразны возможные варианты их сочетания в мезоциклах тренировки[7].

Микроциклы разного типа служат строительными блоками, из которых складываются мезоциклы. Один мезоцикл включает в себя как минимум два микроцикла. В существующей практике чаще всего мезоциклы состоят из 3 - 6 и имеют общую продолжительность близкую к месячной. Внешним признаком средних циклов является повторное воспроизведение некоторой совокупности микроциклов (в одной и той же последовательности) либо смена данной совокупности иной совокупностью микроциклов. К примеру, если микроциклы следуют в таком порядке: ординарный - ординарный - ударный - восстановительный, а затем эта же совокупность повторяется, то значит, это два мезоцикла одного и того же типа. Если же наблюдается смена совокупностей микроциклов в таком порядке: ординарный - ударный - восстановительный, то здесь тоже два мезоцикла, но разного типа[2,7].

Структура мезоциклов обусловлена частично теми же факторами, о которых речь шла при характеристике микроциклов, однако ее основы нельзя объяснить лишь закономерностями, действующими в пределах микроструктуры. На уровне мезоциклов действуют свои, специфические закономерности - закономерности развития тренированности в серии микроциклов целесообразного управления этим процессом. Мезоциклы необходимы, в конечном счете, потому что они позволяют оптимально управлять кумулятивным тренировочным эффектом серии микроциклов, обеспечить при этом прогрессивную тенденцию развития тренированности и предупреждать нарушения в приспособительных (адаптационных) процессах, возможные в случае хронического нерационального наслаивания эффекта нагрузок в ряде микроциклов.

Структура мезоциклов закономерно видоизменяется в процессе тренировки, прежде всего в зависимости от изменения содержания подготовки спортсмена по этапам и периодам большого тренировочного цикла. На структуру и продолжительность отдельных мезоциклов существенно влияют также система соревнований, величины интервалов между ними, закономерности кумуляции эффектов тренировочных и соревновательных нагрузок, процессы восстановления и другие существенные факторы тренировочной деятельности. Все это обуславливает ряд вариаций структуры мезоциклов, представленный мезоциклами нескольких типов[7]. Среди вариантов мезоциклов одни являются основными на протяжении целых периодов тренировочного процесса, другие лишь для отдельных его этапов и подэтапов. К первым относятся базовые и соревновательные мезоциклы, ко вторым - втягивающие, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, восстановительно-подготовительные и некоторые другие.

Втягивающий мезоцикл - с него начинается годичный или иной большой цикл тренировки. Втягивающий мезоцикл включает в себя чаще всего 2-3 ординарных микроцикла, завершаемых восстановительным микроциклом. Общий уровень интенсивности нагрузок здесь сравнительно невысок, объем их может достигать значительных величин, особенно в специализации в стайерских видах спорта. Состав тренировочных средств имеет преимущественно общеподготовительный характер.

Базовый мезоцикл. Это главный тип мезоциклов подготовительного периода тренировки. Именно в них реализуются основные задачи подготовки, осуществляется основная тренировочная работа по формированию новых и преобразованию освоенных ранее спортивных навыков, вводятся наиболее значительные тренировочные нагрузки, приводящие к увеличению функциональных возможностей организма. Мезоциклы такого типа используются на различных этапах тренировки в нескольких вариантах. По своему преимущественному содержанию они могут быть общеподготовительными и специально-подготовительными, а по особенностям воздействия на динамику тренированности - развивающими и стабилизирующими. Во всех вариантах базовых микроциклов основными элементами их являются собственно-тренировочные микроциклы, но в разных комбинациях. Общее число базовых мезоциклов зависит от времени, которым располагает спортсмен для фундаментальной подготовки к ответственным соревнованиям, и индивидуальных особенностей развития тренированности.

Контрольно-подготовительный мезоцикл.

Этот тип средних циклов тренировки представляет собой как бы переходную форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Собственно-тренировочная работа сочетается здесь с участием в состязаниях, которые имеют в основном контрольно-тренировочное значение, подчиняется задачам подготовки к основным состязаниям. Контрольно-подготовительным мезоцикл может состоять, например, из двух тренировочных микроциклов и двух микроциклов соревновательного типа (без специального подведения к стартам).

Предсоревновательный мезоцикл. В качестве особой формы построения тренировки этот мезоцикл типичен для этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию года (или одному из основных соревнований). Особенности предсоревновательного мезоцикла определяется тем, что в нем необходимо возможно полно смоделировать режим предстоящего состязания, обеспечить адаптацию к его конкретным условиям и в то же время создать условия для наибольшей реализации в предстоящих решающих стартах общего эффекта всей предшествующей подготовки. Основными структурными элементами предсоревновательного мезоцикла являются собственно-тренировочные и модельно-соревновательные микроциклы. Если в годичном цикле не одно, а два и более одинаково ответственных соревнования, то перед каждым из них может вводиться предсоревновательный мезоцикл с изменениями, вытекающими из особенностей условий состязания. Когда же состязание не отличается повышенной ответственностью и специфическими условиями проведения, непосредственная подготовка к нему ограничивается подводящим микроциклом.

Соревновательный мезоцикл. Это преобладающий тип мезоциклов в период основных состязаний, когда их несколько и они следуют друг за другом с интервалами, соразмерными продолжительности средних циклов. В простейших случаях соревновательный мезоцикл включает один подводящий и один соревновательный микроцикл либо подводящий, соревновательный и восстановительный микроциклы. В зависимости от системы состязаний он видоизменяется, причем в состав его нередко входят и микроциклы, включающие подводящие состязания. Кроме того на структуру соревновательных мезоциклов, а также на частоту их воспроизведения и порядок чередования с мезоциклами иного типа решающее влияние оказывают закономерности сохранения спортивной формы.

Восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий мезоциклы. Первый по ряду своих признаков подобен базовому мезоциклу, но включает дополнительное число восстановительных микроциклов (например, два восстановительных и два ординарных тренировочных). Второй характеризуется еще более мягким тренировочным режимом и более широким использованием эффекта переключений путем смены форм, содержание и условий тренировочных занятий. Восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие мезоциклы составляют завершающий период большого цикла тренировки (переходный период)[6,7].

Мезоциклы всех указанных типов являются своего рода строительными блоками, составляющими этапы и периоды больших тренировочных циклов (макорциклов). Число мезоциклов того или иного типа и порядок их сочетания в структуре макроциклов зависят в первую очередь от закономерностей периодизации круглогодичного процесса тренировки и конкретных условий его построения[6].

Глава 3. Средства и методы спортивной тренировки на различных этапах

Построение тренировки на основе различных циклов дает возможность систематизировать задачи, средства и методы тренировочного процесса и наилучшим образом обеспечить выполнение других его принципов: непрерывности; единства общей и специальной подготовки; единства постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам; волнообразности динамики нагрузок[2].

Специальная подготовка на общеподготовительном этапе подготовительного периода создает специфические предпосылки спортивной формы, обеспечивая развитие отдельных компонентов тренированности, освоение или перестройку навыков и умений, входящих в состав техники и тактики избранного вида спорта. Основными средствами служат избирательно направленные специально-подготовительные упражнения. Целостные виды соревновательных упражнений используются на первом этапе в более ограниченном объеме и главным образом в форме моделирования предстоящих соревновательных действий или сокращенной соревновательной деятельности (например, у бегуна - прикидка на дистанции более короткие, чем основная соревновательная, у многоборца - отдельные виды программы многоборья). Слишком частое воспроизведение соревновательных действий в том самом виде, в каком они были освоены в предыдущем микроцикле тренировки, здесь нецелесообразно, поскольку это лишь закрепляло старые навыки и тем самым ограничивало бы возможности продвижения на новый уровень спортивного мастерства[7].

В специально-подготовительном этапе спортивная форма непосредственно создается в процессе и в результате выполнения упражнений, которые вначале частично моделируют, а затем полностью воспроизводят во всех деталях предстоящего соревновательного действия. Поэтому, как невелико значение общей подготовки, на втором этапе подготовительного периода ее удельный вес уменьшается, а удельный вес

специальной подготовки соответственно возрастает (ориентировочно он составляет 60 - 70% и более от всего времени, отводимого на тренировку). Изменяется также состав средств специальной подготовки - постепенно увеличивается доля соревновательных упражнений в их целостных модельно- тренировочных и собственно-соревновательных формах[6]. На этом этапе наибольшую роль играют методы обучения технике при более высокой интенсивности движений, чем на общеподготовительном этапе, воспитание волевых качеств применительно к требованиям избранного вида спорта. В спортивных играх на этом этапе ведется отработка тактических элементов, частных игровых вариантов. Некоторые средства ОФП (прежде всего упражнения для развития общей выносливости, силы и гибкости) продолжают использоваться на втором этапе подготовительного периода, на уже в ограниченной мере[8].

На раннем соревновательном этапе используется более узкий круг упражнений по сравнению с подготовительным периодом. Превалирующее место занимают многократное выполнение основного упражнения избранного вида спорта в целом и в вариантах, а также специальные упражнения. Сохраняются, но в малой мере средства, поддерживающие общую физическую подготовленность и специальный фундамент.

На втором этапе соревновательного периода тренировка строится так, чтобы подвести спортсмена в состояние наилучшей подготовленности, позволяющая добиться высоких результатов в определенных состязаниях. Круг тренировочных средств специальной подготовки в это время может быть несколько уменьшен, но еще больше приближены к тому, что потребуется в состязаниях. Требования в этих упражнениях превышают соревновательные, равные им и несколько ниже их. Специальные упражнения направлены в основном на поддержание уровня отдельных компонентов подготовленности.

Тренировка, направленная на поддержание общей физической подготовленности и специального фундамента (в том числе и посредством специальных упражнений), остается примерно такой же, как и на первом этапе. Иногда необходимо увеличить объем ОФП и СФП, если становится меньше объем специальной тренировки, в связи с ростом ее интенсивности[8].

На основании исследований и опыта ведущих специалистов в легкой атлетике можно рекомендовать следующее примерное процентное соотношение общей (ОФП) и специальной (СФП) физических подготовок, а также технической подготовки (ТП) к общему времени тренировочных занятий, по периодам тренировки легкоатлетов разной квалификации и специализации по первому варианту (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение ОФП, СФП и ТП в периодах круглогодичной тренировки легкоатлетов (по А.Ф. Бойко)

Группы легкоатлетовПериоды тренировкиПодготовительный (%)Соревновательный (%)Переходный (%)ОФПСФПТПОФПСФПТПОФПСФПТПЛегкоатлеты 10-14лет Легкоатлеты 15-16 лет Легкоатлеты 3 разряда Легкоатлеты 2 разряда Легкоатлеты 1 разряда, кандидаты в мастера спорта Мастера спорта: а) бегуны на длинные дистанции и марафонцы б) бегуны на средние дистанции и ходоки в) спринтеры, прыгуны в длину и прыгуны тройным прыжком г) барьеристы, прыгуны в высоту и прыгуны с шестом д) метатели е) многоборцы70 60 50 40 35 15 20 20 20 15 1015 15 25 35 40 80 75 50 45 45 4015 25 25 25 25 5 5 30 35 40 5050 45 40 30 25 5 10 15 15 10 1025 25 30 40 40 90 80 45 35 50 3025 30 30 30 35 5 10 40 50 40 60- - 70 60 50 45 50 65 60 50 50- - 20 30 40 50 45 30 30 30 30- - 10 10 10 5 5 5 10 20 20Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха. Активный отдых понимается как контрастная смена характера и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение хронических восстановительных процессов, касающихся и адаптационных возможностей- физическая реабилитация в широком смысле. В тренировочных занятиях переходного периода может использоваться также комплекс некоторых специально-подготовительных упражнений с целью поддержания специальной тренированности и устранения частных недостатков в технике движения. Но это оправданно лишь при условии, что не возникает помех для получения полноценного эффекта активного отдыха[7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из цели и задач данной курсовой работы, были выявлены особенности спортивной тренировки в различные периоды макроцикла, проанализирована научно-методическая литература по данной теме, дана характеристика понятиям спортивная тренировка, спортивная подготовка, и их отличия. Раскрыта структура тренировочного процесса в микроциклах, мезоциклах, а также в периодах и этапах больших циклах тренировки.

Из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

.Спортивная тренировка - это сложный, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена, его спортивным совершенствованием, построенный в виде системы упражнений, целью которого является подготовка к спортивным состязаниям.

.Периодизация спортивной тренировки - чередование в течение года периодов тренировки, что является одним из определяющих условий эффективности подготовки спортсменов.

.Главные трудности в установлении оптимальной периодизации состоят в том, что биологические возможности спортсмена, естественные темпы повышения тренированности и развитие спортивной формы надо оптимально использовать в сроки, определяемые календарем соревнований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Абсалямов, Т. М. Принцип построения годичного цикла [ Текст ] / Т. М. Абсалямов // Научно-спортивный вестник. - 1979. - №2. - С. 13 - 15.

.Бондарчук, А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса [ Текст ] / А. П. Бондарчук. - М. : Олимпия пресс, 2007. - 272 с.

.Жилкин, А. И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [ Текст ] / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.

.Келлер, В. С. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов [ Текст ] / В. С. Келлер, В. Н. Платонов. - Львов : Наука, 1993. - 270 с.

.Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [ Текст ] / Л. П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.

.Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [ Текст ] / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.

.Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [ Текст ] / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

.Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки [ Текст ] / Н. Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 478 с.

.Платонов, В. Н. О «Концепции периодизации спортивной тренировки» и развитии общей теории подготовки спортсменов [ Текст ] / В. Н. Платонов // Физическая культура. - 2005. - 14 с.

.Современная система спортивной подготовки [ Текст ] : учеб. пособие для студентов вузов / Ф. П. Суслов; под ред. В. Л. Сыча и Б. Н. Шустина. - М. : СААМ, 1995. - 446 с.

.Соревновательный метод в подготовке спортсменов [ Текст ] / Н. Г. Озолин. - М. : ГЦОЛИФК, 1977. - 147 с.

.Суслов Ф. П. Структура годичного цикла тренировки в скоростно-силовых видах спорта [ Текст ] / Ф. П. Суслов, В. С. Рубин, Т. Т. Селиванова, Б. Н. Шустин // Научно-спортивный вестник. - 1986. - №5. - с. 7 - 10.

.Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов [ Текст ] / Ф. П. Суслов. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.

.Тер-Ованесян А. А. Педагогика спорта [ Текст ] / А. А. Тер-Ованесян, И. А. Тер-Ованесян. - К. : Здоровье, 1986. -208 с.

.Легкая атлетика в школе / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, Г. А. Колод-ницкий. - М., 1993.

.Матвеев Л. П. Общая теория спорта. - М., 1997.

.Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев, 1999.

.Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев, 1984.

Похожие работы на - Периодизация спортивных тренировок

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!