Структура, средства, силы чрезвычайной ситуации. Основные задачи гражданской обороны на территории Российской Федерации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Военная кафедра
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    261,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура, средства, силы чрезвычайной ситуации. Основные задачи гражданской обороны на территории Российской Федерации

Введение

В настоящее время проблема общей безопасности у всех на слуху. Мы говорим о национальной безопасности, о комплексной безопасности, о безопасности государства, граждан, юридических лиц, окружающей среды, в которой мы живем и т.д. Все это позволяет сделать вывод, что безопасность это что-то очень важное для всех нас. Само понятие безопасность, прежде всего, связывается с таким словом, как опасность. Опасности подстерегают нас везде, нередко они связаны не с одним человеком, а с целой группой людей. Опасности, обладающие массовым характером и оказывающие серьезные последствия на людей, принято называть чрезвычайными ситуациями (ЧС). Меры по предотвращению и защите населения в ЧС -Гражданская оборона.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий <#"701347.files/image001.gif">

Рис. 1

Функциональные подсистемы РС ЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РС ЧС определяются положениями о них, утверждаемых руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Говоря об уровнях РС ЧС, необходимо отметить, что федеральный уровень охватывает всю территорию Российской Федерации; региональный уровень образован за счет районирования территории России по семи регионам. В состав РС ЧС входят: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации. К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях, т.е. охватывает территорию субъекта РФ. Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации. Каждый уровень РС ЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Силы и средства ГО и РС ЧС

Важнейшей составной частью РС ЧС являются ее силы и средства, выполняющие следующие основные задачи:

. Осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

. Ликвидация чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно- спасательных и других неотложных работ при ЧС;

. Проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций в безопасные районы;

. Проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;

. Восстановление и поддержание общественного порядка в зонах чрезвычайных ситуаций;

. Поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, его обучение и повышение профессиональной квалификации;

. Разработка предложений по совершенствованию действий в чрезвычайных ситуациях.

Силы и средства РС ЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:

. Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

. Формирования Госсанэпиднадзора России;

. Ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

. Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;

. Геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделения Минатома России;

. Учреждения Агентства по мониторингу ЧС;

. Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РС ЧС относят:

. Войска гражданской обороны;

. Поисково-спасательную службу МЧС России;

. Военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

. Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

. Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

. Военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;

. Формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;

. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

. Аварийно-технические центры Минатома России;

. Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

. Восстановительные и пожарные поезда МПС России;

. Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота. Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.

Из перечисленных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности - силы постоянной готовности. Их перечень на федеральном уровне утверждается правительством Российской Федерации, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

Силы постоянной готовности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вне зоны их деятельности могут привлекаться для экстренного реагирования МЧС России и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) в порядке, определяемом постановлениями правительства Российской Федерации, могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС, используются эшелонировано.

В первом эшелоне принимают участие:

ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо - и горноспасатели);

противопожарные подразделения;

подразделения медицинской скорой помощи;

подразделения постоянной готовности войск гражданской обороны;

дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

Основными задачами сил и средств этого эшелона являются:

локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим.

Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с задачей по ликвидации чрезвычайной ситуации, привлекаются силы и средства второго эшелона:

подразделения войск гражданской обороны;

подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности;

специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.).

Срок их прибытия в район бедствия - не более трех часов. Основными задачами сил и средств второго эшелона являются: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если силы и средства второго эшелона также не способны справиться с ликвидацией возникшей чрезвычайной ситуации, то в третьем эшелоне принимают участие:

соединения и воинские части войск гражданской обороны;

подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;

соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия в район бедствия - от трех часов до нескольких суток.

Основными задачами сил и средств третьего эшелона являются: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций, обеспечение питанием и т.п.).

Как правило, ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами того объекта, звена, территориальной и функциональной подсистем РС ЧС, на территории или объектах которых они возникли.

Если масштабы возникшей чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям, ее силы и средства не могут самостоятельно справиться с локализацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Основные задачи ГО

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны. Она осуществляется по территориально-производственному принципу. В соответствии с принципами государственной политики в области совершенствования и дальнейшего развития гражданская оборона есть особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспечением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени в условиях войны. Основные задачи Гражданской обороны.

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие их;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие их;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их;

восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Режимы функционирования РС ЧС и ГО

При нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров РС ЧС функционирует в режиме повседневной деятельности.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера решением руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные вопросы концепции ГО и РС ЧС, их достоинства и недостатки

Эффективность работы по предупреждению и ликвидации ЧС в полной мере зависит от деятельности должностных лиц и органов управления РС ЧС, организации повседневного управления. В связи с этим в условиях сложной социально-политической и экономической обстановке в стране требуется не допустить снижения готовности органов управления РС ЧС и ГО, обеспечить их тесное взаимодействие при решении возложенных на них задач. Рациональная структура организационной системы РС ЧС в целом и системы управления, в частности, является необходимым условием для эффективного управления ею.

Единая государственная политика в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий направлена на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды. Она включает организационные меры, предпринимаемые административно-управленческими, хозяйственными и общественными структурами для разработки долгосрочных целевых программ, планов мероприятий и их осуществления.

Ее основные положения зафиксированы в Концепции государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Эта концепция представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм и определяет конкретные задачи органов управления по предупреждению и ликвидации ЧС на всей территории России, меры по организации и подготовке сил и средств для защиты населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС.

Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. было введено в действие новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которым его основными задачами являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

подготовка населения к действиям при ЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

ликвидация ЧС;

предупреждение и тушение пожаров;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты от ЧС.

Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно молодая, уже назрела необходимость ее совершенствования. Так сложилось, что МЧС России руководит двумя смежными системами - РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.

Поэтому в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, на единых принципах построенную систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время.

Так же назрела необходимость более активного влияния государства на управление рисками. Для этого разрабатываются принципиально новые положения, соответствующие международным стандартам, где главная роль принадлежит предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения. Образно говоря, аварию надо не ждать, а предупреждать.

Недостатки в структуре и организации управления приводят к снижению эффективности не только самой системе управления, но и всей организационной системе в целом.

Опыт последнего времени показывает, что там, где управление организовано грамотно и базируется на современных средствах, ликвидация чрезвычайных ситуаций носит плановый, организованный характер. А это, в конечном счете, ведет к увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, позволяет значительно экономии государственные средства.

Организационная структура ГО и РС ЧС учебного заведения

стихийный бедствие гражданский оборона

Организационная структура ГО и РС ЧС определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее. ГО организуется по территориально-производственному принципу. Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

Основными задачами ГО учебного заведения являются:

планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС;

создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения;

обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в нем может быть создана объектовая комиссия по ЧС. Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы - начальник ГО. Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС.

Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. Примерная схема организационной структуры ГО учебного заведения представляет собой следующий вариант.

В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

Заключение

Из описанного в данном реферате можно проследить, что РС ЧС представляет собой очень важный объект в системе экономико-правовой безопасности в целом, главной целью создания которого является обеспечение безопасности граждан своей страны. РС ЧС - это сложный, многоуровневый объект, где необходима четкая организация деятельности и грамотное управление всей системой в целом, для достижения максимальной эффективности работы. Каждый рассматриваемый элемент является неотъемлемой и очень важной частью системы в целом, отсутствие или выход из работы которого, может привести к нарушению функционирования всей РС ЧС.

Защита населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с единой государственной политикой предупреждения и ликвидации ЧС. В связи с этим в РФ создана РС ЧС и ее составная часть ГО, функционирующие по территориально-производственному принципу, поэтому организацию и осуществление всех мероприятий проводят как органы государственной власти, управления всех уровней и органы местного самоуправления, так и министерства, ведомства, предприятия, учреждения и организации, занимающиеся производственной и хозяйственной деятельностью. Вместе с тем при создании РС ЧС был заложен и другой принцип - полное соответствие требованиям как мирного, так и военного времени, т. е. обеспечение постоянной готовности сил и средств, органов управления всех уровней, раннее выявление и своевременная ликвидация последствий ЧС в самой сложной обстановке.

Список литературы

1. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. 8-е издание, стер. - М.; Издательский центр «Академия», 2009.

2.      Хван Т.А., ХВан П.А., Основы безопасности жизнедеятельности для СПО.

.        Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в ЧС. Учебник для ВУЗов.

.        Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 класс.

.        Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс.

.        Гражданская оборона Под редакцией Шубина Е.П. Москва «Просвещение»1991 г.

.        Основы безопасности жизнедеятельности. Под редакцией Ю.Л. Воробьева.

.        Журналы по основам безопасности жизнедеятельности 2004-2011гг.

Похожие работы на - Структура, средства, силы чрезвычайной ситуации. Основные задачи гражданской обороны на территории Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!