Цилиндропоршневая пара
Цилиндропоршневая пара является одним из наиболее нагруженных узлов
силовой установки. В среднем поршень в цилиндре за 1 с совершает около 20-25
двойных ходов, причем половина из них являются нагруженными (ход сжатия и
рабочий ход). Так, в карбюраторных ДВС в начале рабочего хода давление в
цилиндре над поршнем карбюраторного ДВС составляет около 5 МПА (50 бар), а в
высокофорсированных дизелях - до 14 МПа (140 бар). Во время хода сжатия эти
давления равны соответственно 0,8-1,5 и до 5 МПа (8-15 и 50 бар). Следует также
учесть, что температура газа в камере сжатия ДВС достигает во время рабочего
хода 2000 ОС и более.
С точки зрения ресурса работы в отношении данного узла следует
рассматривать следующие процессы:
1. Трение боковой поверхности поршня о
стенку цилиндра и их обоюдный износ.
2. Взаимодействие поршневых колец с
канавками в теле поршня и со стенкой цилиндра.
Для анализа первого процесса следует указать, что он целиком определяется
давлением газов, которые прижимают поршень к поверхности гильзы цилиндра, и
геометрическим соотношением кривошипно-шатунного механизма (рис. 1).
Давление Р газов над поршнем - величина переменная, давление картерных
газов FК близко к постоянному при нормально
работающем сапуне и примерно равно атмосферному (чуть выше на величину
гидравлического сопротивления сапуна). В том случае, если выход сапуна соединен
с впускным коллектором, можно принять FК равным атмосферному, так как излишнее давление картера «отсасывается»
во впускной трубопровод.
В связи с тем, что в процессе впуска Р становится ниже атмосферного
давления, поршневая сила является не только переменной по величине, но и по
направлению. Поэтому изменяется не только величина, но и направление силы FБОК.
Тем не менее в процессе впуска она невелика, так как весьма мал перепад
давления на поршне, и в отношении трения и износа сопряжения цилиндр-поршень
следует рассматривать в основном перемещение поршня на ходе сжатия и в течение
рабочего хода. При этом трение поршня о стенки гильзы цилиндра происходит то на
одной, то на другой стороне внутренней поверхности гильзы, причем та сторона,
по которой трение осуществляется во время рабочего хода, изнашивается сильнее в
связи с большими силами давления в контакте (сила FБОК), что схематично изображено на рис. 2.
цилиндропоршневой
двигатель сгорание
Таким образом, в процессе работы цилиндропоршневой пары происходит
неравномерный износ цилиндра. Очевидно, что аналогичная, но обратная, картина
наблюдается при износе поршня. Следует отметить, что в процессе износа
поверхности гильзы цилиндра участвует также кольцевое уплотнение, и поэтому
максимальный износ цилиндра наблюдается в зоне действия наиболее нагруженного
первого уплотнительного кольца.
В свою очередь также происходит износ и поршневых уплотнительных и
маслосъемных колец, которые размещены в канавках головки поршня, а также износ
и деформация самих канавок.
Для обеспечения уплотнительного эффекта высота кольца несколько меньше
высоты выточки в теле поршня (на сотые доли миллиметра). Это необходимо для
прохода уплотняемых газов к внутренней части кольца с целью его прижатия к
поверхности гильзы цилиндра (рис. 3).
Давление над кольцевым уплотнением Pj и под кольцевым уплотнением Pj+1 для нового неизношенного уплотнения определяется из
уравнения
, (1)
где
Рi - давление над поршнем в i-й момент
времени, j - номер кольца, считая от верхнего донышка поршня, kj =
1,0 при Z 4; 1,35 при Z = 3; 2 при Z = 2 (Z -
общее число уплотнительных поршневых колец).
В
начальной стадии работы пары происходит приработка поверхностей поршня, колец и
цилиндра. В это время наблюдается пластическая информация контактирующих
шероховатых поверхностей, и фактическая площадь контакта может быть определена
по формулам:
где сS и S - коэффициент упрочнения и предел текучести материала
кольца, b - коэффициент, учитывающий
напряженное состояние в зоне контакта и особенности взаимодействия поверхностей
(при скольжении b = 0,5 и для
неподвижного контакта b =
1), НВ - твердость по Бринеллю, Wj -
усилие, действующее на кольцо в направлении контакта с зеркалом цилиндра, с
учетом сопротивления газостатического слоя, возникающего при течении
уплотняемых газов через микрозазор δ между рабочей поверхностью кольца и
зеркалом цилиндра, выражается зависимостями:
(3)
(4)
где АН - номинальная площадь контакта (наружная цилиндрическая
поверхность кольца простого прямоугольного сечения), АНВ - площадь внутренней
поверхности кольца простого прямоугольного сечения (в первом приближении можно
принять АН = АНВ), Pj(ср) - усилие,
действующее со стороны наружной поверхности кольца, Pyj - усилие экспандера.
После приработки колец по зеркалу цилиндра, в результате многократного
нагружения контакта возникают условия для преимущественно упругого контакта. В
этом случае при расчете фактического давления между двумя трущимися
шероховатыми поверхностями можно допустить, что они имеют одинаковый
микрорельеф, поскольку на рабочей поверхности цилиндра, изготовленного из менее
твердого по сравнению с кольцом материала, будет воспроизводиться микрорельеф,
близкий по своим характеристикам к микрорельефу поверхности кольца. Тогда для
определения фактического давления Pryj при упругом контакте двух поверхностей,
имеющих одинаковые параметры шероховатости:
(5)
где
- функция, описывающая зависимость контурного
давления от хода поршня, Ra и rШ - среднеарифметическое отклонение профиля
микронеровностей поверхности зеркала цилиндра и радиус закругления, П1,2 и Е1,2
- коэффициенты Пуассона и модули упругости материалов поршневого кольца и
гильзы цилиндра.
Учитывая, что после приработки колец и зеркала цилиндра макроискажения в
зоне контакта становятся пренебрежимо малыми, можем записать равенство
(6)
Поскольку величину АФ при упругом контакте определяют как произведение
числа пятен контакта на их площадь, будет справедливо следующее выражение:
(7)
Теперь можно записать уравнение для определения усилия, действующего в
направлении упругого контакта:
(8)
Принимая
во внимание вышеизложенное, определение величины Wj можно
производить путем решения следующего нелинейного алгебраического уравнения:
(9)
При реализации на ЭВМ это уравнение удобно решать методом половинного
деления.
Анализ этого уравнения показывает следующее:
1. Сила прижатия наружной поверхности
кольца к цилиндру возрастает с увеличением сил его упругости и силы,
передаваемой экспандером (при его наличии). В связи с этим, с одной стороны, с
точки зрения износа, эти силы необходимо уменьшать, а с другой стороны -
слишком малые усилия могут привести к снижению уплотняющей способности кольца и
прорыву уплотняемых газов, который может привести к загоранию материала кольца.
2. Силы трения между кольцом и зеркалом
цилиндра существенно зависят от усилия со стороны зазора между кольцом и
зеркалом цилиндра Pj(ср) . Чем
больше это усилие, тем с меньшей силой кольцо прижимается к цилиндру, тем
меньше износ и хуже уплотняющая способность кольца.
3. На параметры трения в кольцевом
уплотнении значительное влияние оказывают характеристики материалов и
поверхностей трения уплотнения.
Износ поршней происходит по кольцевым канавкам, юбке и отверстиям под
палец в бобышках. Монометаллические поршни из алюминиевых сплавов чаще всего
выходят из строя по износу двух верхних канавок. Кроме того, боковые поверхности
поршней повреждаются при плохой смазке и использовании некачественных масел или
при плохой работе системы очистки масла. Эти повреждения проявляются как задиры
и усталостно-коррозионные трещины. При грубом нарушении режима работы ДВС
головка алюминиевого поршня может вообще прогореть.
При работе двигателя кольца совершают в канавках радиальные перемещения и
перемещения вдоль оси поршня, причем, чем больше износ цилиндропоршневой пары,
тем эти перемещения значительнее.
Радиальные перемещения кольца относительно тела поршня связаны в основном
с колебаниями поршня в поперечном направлении (перекладка поршня) при изменении
угла наклона шатуна (рис. 4). Кольцо под действием сил упругости и давления
газов в большей или меньшей степени прижато к поверхности гильзы цилиндра, то
есть относительно оси цилиндра практически неподвижно, в то время как поршень в
соответствии с фазой его работы перемещается от одной стенки цилиндра к другой,
то есть перемещается относительно оси цилиндра.
При этом остающееся неподвижным в радиальном направлении кольцо совершает
перемещение в канавке, будучи прижатой к ее нижней поверхности, в результате
чего наблюдается износ менее твердой поверхности по типу фреттинг-процесса.
Очевидно, что чем больше зазор между поршнем и цилиндром, тем с большей
амплитудой перемещается кольцо и тем более заметны негативные результаты
процесса износа.
Кроме радиального кольца совершают осевое перемещение в канавках в
пределах разности между толщиной колец и шириной канавки. В неизношенном
уплотнении это перемещение составляет сотые доли миллиметра.
Однако оно имеет ударный характер, происходит при температуре порядка
200-250 ОС и в сочетании с радиальными перемещениями приводит к смятию
материала алюминиевого поршня, искажению формы канавки, увеличению ее размера и
ухудшению работы кольцевого уплотнения.
Контрольные
вопросы к разделу
1. Почему
цилиндропоршневая пара является одним из наиболее нагруженных узлов ДВС?
2. Какие
поверхности цилиндропоршневого узла имеют наибольший износ и почему?
. Почему
зеркало цилиндра изнашивается неравномерно?
. Почему
высота выточки в поршне изготавливается чуть больше высоты кольца с
образованием некоторого зазора и что произойдет, если высота кольца окажется
равной высоте выточки, в которую оно монтируется?
. Какой
тип деформации рабочей поверхности кольца происходит при первичной приработке и
какой - после приработки?
. Как
определяется площадь фактического контакта между прижатыми шероховатыми
поверхностями и чем она отличается от номинальной площади контакта?
. К
чему приводит увеличение усилие прижатия кольца к зеркалу цилиндра?
. По
каким поверхностям происходит износ поршня?
. С
чем в основном связан износ кольцевых канавок и какой характер он имеет в новом
и изношенном уплотнении?