Линейные нормы расхода топлива. Экономия топлива и смазочных материалов на автотранспортном предприятии
Оглавление
Расчет линейных расходов топлива в соответствии с установленными
нормами
Разработка и обоснование планов мероприятий по экономии топливо -
экономических ресурсов
Расчет экономии топлива и масел на автотранспортном предприятии
Заключение
Список используемых источников
Расчет
линейных расходов топлива в соответствии с установленными нормами
Дано:
Легковой автомобиль ВАЗ-21282. Базовая норма 12,3
Индивидуальная норма расхода масла в литрах (смазок кг) на
100 л общего расхода топлива автомобилей: моторное масло - 0,6 л;
трансмиссионное масло - 0,1 л; специальные масла - 0,03 л; пластичные смазки -
0,1 л;
Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ -
21282, работавший в горной местности на высоте 500-1500 м и совершил пробег 550
км:
Исходные данные:
Базовая норма - 12,3 л/100 км;
Надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем
моря от 500 до 1500 м составляет D=5 %;
Нормируемый расход топлива рассчитывается по следующему
соотношению:
QH=0,01*Hs*S (1+0.01*D);
Где: QH - нормативный расход топлива, л;
Hs - базовая линейная норма расхода топлива на
пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка
или снижение) к норме, %.
QH=0,01*12,3*550* (1+0,01*5) =71,03 л.
Автобус ИКАРУС - 180, базовая норма - 41 л;
Индивидуальная норма расхода масла в литрах (смазок кг) на
100 л общего расхода топлива автомобилей: моторное масло - 4,5 л;
трансмиссионное масло - 0,5 л; специальное масло - 0,1 л; пластичные смазки -
0,3 л.
Из путевого листа установлено, что городской автобус Икарус -
180 работал в городе в зимние время с использованием штатных отопителей салона
и совершил пробег 450 км при времени работы на линии 8 часов.
Исходные данные:
Базовая норма на пробег городского автобуса составляет - 41
л/100 км;
Надбавка за работу в зимнее время составляет D=8%;
Норма расхода топлива на работу отопителя составляет Нот=3,5
л/ч;
Нормируемый расход топлива составляет:
QH=0,01*Hs*S (1+0.01*D) +Нот*Т;
Где:
QH - нормативный расход топлива, л;
Hs - базовая линейная норма расхода топлива на
пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка
или снижение) к норме, %.
Т - время работы автобуса с включенными отопителями;
Нот - норма расхода топлива на работу отопителя или
отопителей, л/час.
QH=0,01*41*450* (1+0,01*8) +3,5*8=227,26 л.
Бортовой грузовой автомобиль - ГАЗ-3302. Базовая норма 16,0 л;
Индивидуальная норма расхода масла в литрах (смазок кг) на
100 л общего расхода топлива автомобилей: моторное масло - 2,1 л;
трансмиссионное масло - 0,3 л; специальные масла - 0,1 л; пластичные смазки -
0,25 л.
Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль
ГАЗ-3302 совершил пробег 450 км, при этом выполнил транспортную работу в размере
1899 т км, в условиях эксплуатации, не требующих принятия надбавок или
снижений.
Исходные данные:
Базовая норма на пробег грузового автомобиля составляет -
16,0 л/100 км;
Надбавка за работу составляет D=0%;
Норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет
Hw=2,0 л/100 т км;
Нормируемый расход топлива составляет:
QH =0.01* (Hsaa*S+Hw*W) (1+0.01*D);
Где:
QH - нормативный расход топлива, л;
Hsaa - базовая линейная норма расхода топлива на
пробег автопоезда, л/1-км;
Hsaa=Hs+Hg:
Hw - линейная норма расхода топлива на транспортную
работу л/100 т км;
W - объем транспортной работы, т км;
S - пробег автомобиля;
смазочный материал топливо автомобиль
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка
или снижение) к норме, %.
QH= 0,01* (16*450+2*1800) =110,27 л.
Тягач - ГАЗ-52-06. Базовая норма 22,0
Индивидуальная норма расхода масла в литрах (смазок кг) на
100 л общего расхода топлива автомобилей: моторное масло - 2,2 л;
трансмиссионное масло - 0,3 л; специальные масла - 0,1 л; пластичные смазки
0,25 кг.
Из путевого листа установлено, что тягач - ГАЗ-52-06 совершил
пробег 515 км при этом выполнил транспортную работу в размере 3551 т/км, в
условиях эксплуатации в зимнее время по горным дорогам на высоте 1501 - 2000 м.
Исходные данные:
Базовая норма - 22,0 л/100 км;
Надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу в горных
условиях на высоте от 1501 - 2000 м над уровнем моря составляет D = 15%;
Норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет = 2 л/100 т км;
Нормируемый расход топлива составляет;
QH =0.01* (Hsaa*S+Hw*W) (1+0.01*D+0,01* D);
Где:
QH - нормативный расход топлива, л;
Hsaa - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда,
л/1-км;
Hsaa=Hs+Hg:
Hw - линейная норма расхода топлива на транспортную работу л/100 т
км;
W - объем транспортной работы, т км;
S - пробег автомобиля;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или
снижение) к норме, %.
QH =0.01* (22*515+2*3551) (1+0,01*6+0,01*0,15) =195,6 л.
Из путевого листа установлено, что самосвал БелаЗ-7548
совершил пробег 275 км, при этом выполнил транспортную работу в размере 1551 т
км, в условиях эксплуатации в зимние время по горным дорогам на высоте 1501-2000
м.
Исходные данные:
Базовая норма - 160 л/100 км;
Надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу в горных
условиях на высоте от 1501 - 2000 м над уровнем моря составляет D = 15%;
Норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет = 1,3 л/100 т км;
Нормируемый расход топлива составляет;
QH =0.01*Hsaa*S
(1+0.01*D+0,01* D) + *Z;
Где: QH - нормативный расход топлива, л;
Hsaa - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда,
л/1-км;
Hsaa=Hs+Hg:
Hw - линейная норма расхода топлива на транспортную работу л/100 т
км;
Z - количество поездок с грузом в смену;
S - пробег автомобиля;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или
снижение) к норме, %.
QH =0.01* (160*275+1,3*1551) * (1+0,01*6+0,01*0,15) =487,77 л.
Разработка и
обоснование планов мероприятий по экономии топливо-экономических ресурсов
Конечным результатом мероприятий по экономии топлива и
смазочных материалов, выражающих количественными характеристиками, сводится к
следующим показаниям:
увеличения объема транспортной работы на том же количестве
топлива и масел;
снижение себестоимости перевозки;
сокращение затрат труда.
Суммарный экономический эффект от внедрения мероприятий
определяется:
Ээ. э=ΔЭгод*Ц - З;
Где: Ээ. э - суммарный годовой экономический эффект от
внедрения мероприятий;
ΔЭгод - планируемый
прирост объема внедрения мероприятий;
З - сумма затрат, необходимых для внедрения мероприятия,
отнесенных к планируемому периоду;
Ц - цена одной тонны сэкономленного нефтепродукта.
Для расчета экономии топлива, полученного при эксплуатации
автомобилей, необходимо определить, среднюю грузоподъемность и среднюю норму
расхода топлива.
Расчет
экономии топлива и масел на автотранспортном предприятии
На автотранспортном предприятии имеется 150 автомобилей и
автопоездов, в том числе:
30 - БелаЗ-7548 грузоподъемностью 10 тонн;
- Тягач - ГАЗ-52-06 грузоподъемностью 10 тонн;
- Автобус Икарус - 180 грузоподъемностью 5 тонн;
- Бортовой грузовой автомобиль - ГАЗ-3302 грузоподъемностью
6,5 тонн;
- Легковой автомобиль ВАЗ-21282 грузоподъемностью 2,5 тонны.
Средняя грузоподъемность парка автомобилей составит:
Г1 - средняя грузоподъемность автомобилей и автопоездов,
тонн;
Гi - грузоподъемность автомобиля или автопоезда каждой модификации;
Ас - общее количество автомобилей или автопоездов, единиц
=9,875 тонн
На рассматриваемом автотранспортном предприятии средняя норма
расхода топлива составит:
=, л/100 км
Средняя норма расхода топлива составит:
БелаЗ-7548. Базовая норма - 160 л;
Тягач ГАЗ-52-06. Базовая норма - 22;
Бортовой грузовой автомобиль ГАЗ-3302. Базовая норма - 16;
Автобус Икарус - 180. Базовая норма - 41;
Легковой автомобиль ВАЗ-21282. Базовая норма - 12,3.
Общий грузооборот автотранспортного предприятия в базовом
году составил 11500 тыс. т. км.
Коэффициент использования пробега и грузоподъемности
соответственно составит 0,9 и 0,6.
На отчетный период запланировано увеличение грузооборота на
7%.
Первоначально определяем грузооборот, запланированный для
перевозки на автоприцепах (в нашем случае 7% от общего грузооборота).
Определяем объем увеличения грузооборота, выполняемого в
отчетном периоде по сравнению с базовым.
Для этого, запланированного к выполнению на автоприцепах в
отчетный период, вычитаем грузооборот, выполненный на прицепах в базовом
периоде:
Средняя грузоподъемность автопоезда составит:
Средняя эксплуатационная норма расхода топлива составит 24,43
л/100 км, следовательно, удельная экономия топлива составит:
Или
При увеличении объема транспортной работы, выполненной на
прицепах на 750 тыс. т. /км, годовая экономия топлива составит:
Или при средней стоимости 1т бензина 195 руб.
,25*195=4338,75 рублей в год.
Заключение
В данной контрольной работе был произведен расчет линейных
норм расхода топлива в соответствии с установленными нормами, разработка и
обоснование планов мероприятий по топливно-энергетическим ресурсам, и расчет
экономии топлива и масел на автотранспортном предприятии.
При этом различали базовые значения расхода материала,
которое определяли для каждой модели автомобилей по стандартной методики в
качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода,
учитывающее условие эксплуатации или ремонта рассматриваемых автомобилей.
По результатам расчетов были приобретены практические навыки
по использованию горюче-смазочных материалов, планированию и проведению мероприятий
по экономии топлива и масел, которые соответствуют общепринятым нормам расхода
горюче-смазочных материалов.
Список
используемых источников
1. Л.С.
Васильева "Автомобильные эксплуатационные материалы" 2003
2. Расход
топлива и ГСМ. М: "Книга сервис", 2003 г. - 48с.
. Нормы
расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте
(Р3112194-0366-97).
. Руководство
по экономии топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте.