Джек Лондон 'Мартин Иден'. Идейно-художественный анализ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,33 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Джек Лондон 'Мартин Иден'. Идейно-художественный анализ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет

им. Ф.М. Достоевского

Факультет культуры и искусств






Реферат

ДЖЕК ЛОНДОН «МАРТИН ИДЕН»

ИДЕЙНО - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Выполнила: студентка гр. КНБ106-О-05 Магденко Алена

Проверил: к.п.н., доцент

Быкова Н.И.








Омск, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

. Анализ романа «Мартин Иден»

.1 Тематика

.2 Проблематика

.3 Идейная основа

.4 Характеристика главных героев

.6 Эпизодические персонажи

.7 Композиция романа и его художественные особенности

.8 Читательское восприятие

. Заключение

. Библиография

1. Введение

Джек Лондон (урождённый Джон Гриффит Чейни) - американский писатель, наиболее известный как автор приключенческих рассказов и романов.

Родился 12 января 1876 в Сан-Франциско. Мать будущего писателя, Флора Веллман, была учителем музыки и увлекалась спиритизмом, утверждая, что у неё установлена спиритическая связь с индейским вождём. Она забеременела от астролога Уильяма Чейни, с которым совместно жила некоторое время в Сан-Франциско. Узнав о беременности Флоры, Уильям стал настаивать на том, чтобы она сделала аборт, но она категорически отказалась и в порыве отчаяния попыталась застрелиться, однако только слегка ранила себя.

Фамилию Джеку на восьмом месяце жизни дал его отчим - Джон Лондон. В течение одного года он потерял любимую жену и сына, кто-то из знакомых посоветовал ему посетить спиритический сеанс - может быть, родные подадут ему весточку оттуда и облегчат его страдания Неизвестно, получил ли он весточку, зато нашел себе там новую жену - Флору. По воспоминаниям, это был мягкий по характеру и красивый внешне человек. Что его заставило жениться на неуравновешенной и экзотичной Флоре, для многих осталось загадкой. Зато Джеку повезло - он обрел настоящего отца (что редко получается из отчимов) и двух сестер, дочерей Джона от первого брака, которые навсегда стали ему самыми близкими людьми, особенно - Элиза. Отчим внес в жизнь Джека семейное тепло - ласку, сочувствие и поддержку во всех делах, чего не могла, по своему нраву, дать ему мать.

Жажду успеха и скорого обогащения Флора возвела в семейную мечту. Джон Лондон перебрал множество профессий - каменщика, плотника, торговца овощами, агента зингеровской компании, полисмена, фермера... Не раз авантюрные задумки Флоры приводили семью на грань нищеты. Когда их ферма, дававшая неплохие доходы, из-за "усовершенствований" Флоры пришла в упадок, Лондоны переехали в пригород Сан-Франциско - Окленд.

С десятилетнего возраста Джек вынужден был зарабатывать на семью - торговал газетами, был помощником у торговца льдом, служил мальчиком в кегельбане. В это же время он сделался страстным читателем, открыв для себя, что на свете есть библиотеки. Закончив начальную школу, он поступил рабочим на консервный завод, где работал по 18-20 часов. "Я не знал ни одной лошади в Окленде, которая работала бы столько часов, сколько я..." - вспоминал он то время. Боясь окончательно превратиться в рабочую скотину, он совершает для своего возраста довольно смелый поступок - занимает у своей няни, негритянки Дженни, которая по-матерински его любила, триста долларов, покупает шлюп "Рэззл-Дэззл" и становится "устричным пиратом", участвуя в опасных для жизни браконьерских налетах вместе с "устричной флотилией".

Устрицы "пираты" сдавали в рестораны и имели неплохие заработки.

Пятнадцатилетний подросток вел вполне взрослую жизнь, наравне с товарищами по промыслу, полюбив буйные драки, кабаки, неразбавленное виски, дикие песни, даже завел себе подружку, которая устроила на шлюпе его первое "семейное гнездышко"... Видавшие виды "морские волки", наблюдая, как спивается пятнадцатилетний морячок, отводили ему год жизни, не больше. К счастью, благодаря отважному характеру Джека (он быстро сделался королем пиратов), его переманил на службу рыбачий патруль, который как раз боролся с браконьерами.

В 1893 году Джек Лондон <#"justify">Давайте волю своим чувствам и не важно, как оценить это общество.

«Неужто любовь так примитивна и вульгарна, что должна питаться внешним успехом и признанием толпы?» (Дж. Лондон)

Именно на этот вопрос нам отвечает автор словом «нет». Этот вопрос ставит перед нами выбор или наполнить свою жизнь чувством любви, или же прожить, боясь что на твои поступки скажет общество.

Ибо любовь - это самое сильное чувство, которое испытывает человек. Чувство, что тебя принимают просто так, таким, как ты есть, с твоими достоинствами и недостатками, капризами и заморочками...
И когда ты любишь, ты чувствуешь, что жизнь приобретает смысл, что есть тот, ради которого можно плакать и смеяться, творить и безумствовать. Ибо услышать серебристые переливы голоса любимого человека становится желаннее всех богатств мира, а увидеть его - высшей наградой на Земле.
Любовь не может сбиться с пути, если только это настоящая любовь, а не хилый уродец, спотыкающийся и падающий на каждом шагу. [2, стр. 110]

Разум не должен вмешиваться в любовные дела. [2, стр. 273]

Как и она, он почувствовал, что пропасть между ними ещё увеличилась, но тем сильнее хотелось ему перешагнуть через неё. [2, стр. 73]

Неужто любовь так примитивна и вульгарна, что должна питаться внешним успехом и признанием толпы? [2, стр. 240]

Любовь не знает логики, она выше разума. Любовь пребывает на вершинах, над долинами разума. Это существованье возвышенное, венец бытия, и редкому человеку она дается. [2, стр. 205]

В любви человеческий организм достигает высшей цели своего существования, в любви не должно сомневаться, ее надо принимать от жизни как величайшую награду. [2, стр. 217]

Не важно к какому классу принадлежит человек, главное, что кроится в его душе.

По ходу всего действия романа, общество идет в противопоставление главного героя. Эта серая масса людей презирает и смеется над главным героем, над его достижениями и не верит в его писательские возможности, унижая его и оскорбляя. Но к концу романа Мартин Иден далеко таки не матрос и не работник в пансионе, стирающий белье, а уже знаменитый писатель.

При желании человек может добиться всего и даже признания в обществе.

Если мне что-то не нравится, значит, не нравится, и все тут; так с какой стати, спрашивается, я стану делать вид, будто мне это нравится, только потому, что большинству моих соплеменников это нравится или они воображают, что нравится. Не могу я что то любить или не любить по велению моды. [2, стр. 119]

Одни и те же безмолвные ласки производят одинаковое впечатление и на бедных работниц и на девушек высшего общества. [2, стр. 206]

Он забылся, и снова жил, и, ожив, в миг озарения ясно увидел, что сам обращает себя в животное - не тем, что пьет, но тем, как работает. Пьянство - следствие, а не причина. Оно следует за этой работой так же неотвратимо, как вслед за днем наступает ночь. Нет, обращаясь в рабочую скотину, он не покорит вершины - вот что нашептало ему виски, и он согласно кивнул. Виски - оно мудрое. Оно умеет раскрывать секреты. [2,стр. 213]

Города, эти царства буржуа, убьют вас. Чего стоит логово торгашей, где я вас встретил. Гнилые души - это еще мягко сказано. В такой среде нравственное здоровье не сохранишь. Она растлевает. Все они там растленные, мужчины и женщины, в каждом только и есть, что желудок, а интеллектуальные и духовные запросы у них как у моллюска. [3, стр. 45]

Любой человек при огромном желании и стремлении может стать грамотным.

Если поставить себе задачу и стремиться к ее воплощению, то ты обязательно этого добьешься. Вот так же Мартин Иден поставил себе задачу - стать образованным, а позже, стать писателем, и он этого добился, чтобы приобщиться и найти темы для разговора с его возлюбленной Руфь. Я считаю, что Мартин Иден, находясь ниже по уровню обеспеченности, намного умнее, допустим, Руфь. Ведь для нее все эти знания были как должное, а Мартин Иден сам стремился к этому.

У каждого своя мудрость, в зависимости от склада души. Моя для меня столь же бесспорна, как ваша для вас. [2, стр. 13]

Они говорили с жаром и увлечением, мысли возбуждали их так, как других возбуждает гнев или спиртные напитки. [2, стр. 183]

Она знала, что Мартин беден, и это связывалось для нее с юностью Линкольна, мистера Батлера и многих других, кто потом добился успеха. К тому же, сознавая, что бедным быть не сладко, она, как истинная дочь среднего сословия, преспокойно полагала, будто бедность благотворна, что, подобно острой шпоре, она подгоняет по пути к успеху всех и каждого, кроме безнадежных тупиц и вконец опустившихся бродяг. [2, стр. 207

То была очень обычная узость мышления - те, кто ею страдают, убеждены что их цвет кожи, их верования и политические взгляды - самые лучшие, самые правильные, а все прочие люди во всем мире обделены судьбой. Из-за этой же узости иудей в древние времена благодарил Господа Бога, что тот не создал его женщиной, из-за нее же нынешний миссионер отправляется на край света, стремясь своей религией вытеснить старых богов; и из-за нее же Руфь жаждала перекроить этого выходца из иного мира по образу и подобию людей своего круга. [2, стр. 200]

Несмотря на неудачи нужно идти вперед и не останавливаться.

Мартин Иден, по моему мнению, является самым явным персонажем подчеркивающим данную идею. Главный герой своим стремлением доказал всем, семье, Руфь, своим друзьям по работе, обществу и главное себе, что поставив задачу и идя к ней все время, отдавая все, то ты обязательно этого добьешься, даже если эта задача кажется невыполнимой.

Он препарировал красоту - препарировал, изучал анатомию красоты, - и приближался к тому, чтобы создавать ее самому. [2, стр. 293]

Трудиться подобает всем и каждому, труд полезен человеку - это говорят проповедники; и, видит бог, я никогда не ленился работать. Но все хорошо в меру.

Почему вы не родились с готовым доходом!

Не дано ей было следовать за полетом его мысли, и когда она не понимала его рассуждений, полагала, что он ошибается. Рассуждения всех окружающих были понятны ей. Она всегда понимала, что говорят мать и отец, братья и Олни, а потому, когда не понимала Мартина, виноватым считала его. [2, стр. 148]

Слушать разговоры о деле бездельникам скучно, вот они и определили, что это узкопрофессиональные разговоры и вести их в обществе не годится. Они же определили, какие темы не узкопрофильные и о чём, стало быть, годится беседовать: это новейшие оперы, новейшие романы, карты, бильярд, коктейли, автомобили, скачки, ловля форелей или голубого тунца, охота на крупного зверя, парусный спорт и прочее в том же роде, - и заметь, всё это бездельники хорошо знают. По сути, это - узкопрофессиональные разговоры бездельников. И самое смешное, что многие умные люди или те, кто слывёт умными людьми, позволяют бездельникам навязывать им свои дурацкие правила. [2, стр. 240]

На протяжении жизни человечества люди всегда были готовы помочь друг другу.

Помогая людям, мы помогаем себе становиться теми, кем являемся по своей духовной сути. Мы учимся слушать свою душу, игнорировать навязчивые мысли, видим радость в благе для других. И главное - в помощи людям мы освобождаем свой огромный потенциал уникальных талантов и добрых побуждений, которые создают условия для нашего светлого будущего и будущего всего человечества.

Не удивительно, что святые на небесах чисты и непорочны. Тут нет заслуги. Но святые среди грязи - вот это чудо! [2, стр. 116]

Святые на небесах - всего лишь святые, с них большего не спросишь. А он человек. [2, стр. 207]

И как это тебе удаётся, Март?

Мало ими интересуюсь, вот и всё.

Ты, стало быть, делаешь вид, что тебе на них наплевать?

Мартин с минуту раздумывал над ответом.

Может, и это подействовало бы. Но мне-то в самом деле на них наплевать. А ты попробуй сделать вид, может что и выйдет. [2, стр. 273]

Он не мог выпустить из рук серебро. Он не был ни скуп, ни жаден, но деньги значили для него больше, чем столько-то долларов и центов. Они означали успех, и оттиснутые на монетах орлы олицетворяли для него крылатую победу. [2, стр. 260]

Человек должен умереть «не из-за его отсутствия веры в Бога, но из-за отсутствия у него веру в мужчин» (Джек Лондон).

Тем не менее, Лондон стремится подчеркнуть, что именно этот индивидуализм, который привел к самоубийству Идена. Он описал роман как притчу о человеке, который должен был умереть «не из-за его отсутствия веры в Бога, но из-за отсутствия у него веру в мужчин».

Человек, не стремящийся к жизни, ищет путей к смерти. [2, стр. 256]

… И как это тебе удаётся, Март?

Мало ими интересуюсь, вот и всё.

- Ты <#"justify">Мною был проанализирован роман Джека Лондона «Мартин Иден». Охарактеризованы основные герои - Мартин Иден, Руфь, Артур и другие.

Выделены следующие темы: тема любви, общества, образования, стремления, гуманности и тема самосовершенствования.

Роман было очень интересно читать, написан легко, доступно, но в то же время с очень глубоким смыслом. Автору очень хорошо удавалось заключить в какой-то мимолётной фразе, а то и в одном слове, целый мир. Читатель невольно становится участником событий, появляется стойкое впечатление, что он находится в нескольких шагах от героев, и наблюдает всё это вживую - настолько красочны и понятны образы, показанные автором.

4. Библиография

1.История зарубежной литературы / Под. ред. Н. А Соловьевой. - М.: Высшая школа, 1991.

2.Джек Лондон «Мартин Иден» / пер. Б. Лившица. - М. : Эксмо, 2009.

.Хроника мировой культуры / гл. ред. С. В. Стаховский. - М. : Белый город, 2001.

Похожие работы на - Джек Лондон 'Мартин Иден'. Идейно-художественный анализ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!