Философия социальной синергии и образа инновационного мышления

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,63 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия социальной синергии и образа инновационного мышления















Философия социальной синергии и образа инновационного мышления

1. Творчество, инновации и социальная синергия как факторы формирования реальности

Формирование новой мировоззренческой парадигмы современности, отражающей реалии информационного общества сопровождается нарастающими изменениями пространства культуры, роли и места человека в во всех видах реальности. Реалии техногенной цивилизации демонстрируют рост инноваций, в первую очередь в информационно-технологической сфере, совокупность которых кардинально меняет способы и формы жизнедеятельности, социальные структуры и сам процесс творчества и научного дискурса.

Трансформация социального и индивидуального бытия в условиях информационного общества сопровождается изменением методологических стратегий исследования всех сторон жизни социума, влечет за собой пересмотр содержания и функций категориального аппарата философии. Широкомасштабное внедрение инноваций в таких сферах общественной жизни как информационные технологии, сельское хозяйство и продовольственные программы, технологии производства и строительства, видоизменяют как среду обитания человечества, так и его самого. Социальная реальность приобретает новые черты, формируются новые каналы воздействия инновационного процесса как на научное знание, так и на повседневную жизнь.

В исследовании социокультурных процессов в современном философском знании все большую роль начинают играть принципы и паттерны синергетики, с позиций которой культура предстает как сложная неравновесная открытая система, одним из факторов развития которой становятся процессы информатизации и телекоммуникаций. Все большее признание получают концепции информационного общества как современного этапа развития техногенной цивилизации. Информационные технологии и коммуникационные стратегии становятся объектом изучения со стороны различных научных дисциплин, но их способность к манипулированию социумом и воздействие на характер культуры и деятельности требуют комплексного анализа, совместных усилий представителей гуманитарного и естественнонаучного знания. Расширение пространственных границ и характера социальных изменений в условиях информационного общества видоизменяет практически все сферы социокультурной жизни, массовое и индивидуальное сознание, и, как следствие, трансформирует содержание и дискурс философских категорий и концепций.

Теория «информационного общества» предстает как логико-теоретический концепт, модель дискурса нового социального качества развития техногенной цивилизации. Значимыми факторами становления информационного общества являются: глобализация, продолжающаяся информационно-компьютерная революция, ускорение динамики социокультурных изменений, активное взаимодействие культур и народов, обмен информацией, рост межкультурных коммуникаций, возрастание числа инноваций. При этом сами инновации, «новое» становится фетишем современности особенно в сфере потребления.

Средства массовой информации активно пропагандируют новшества в качестве основной ценности общества потребления, не задавая вопроса о том, что является источником творческой и креативной деятельности, что порождает инновации и какова их роль в дальнейшем генезисе человечества. Если на этапе индустриального общества инновации порождались потребностями производства (при этом вопреки устоявшемуся мнению не всегда, а зачастую и вовсе не будучи связанными с развитием и изменением научного знания), то на нынешнем этапе развития техногенной цивилизации инновации рождают последующие креативные решения и новые усовершенствования во всех сферах жизни общества и человека. Налицо изменение модели как структуры, так и динамики социального развития. Исторически сложившаяся «пирамидальная» социально-экономическая модель все чаще сменяется в исследованиях ученых моделью сети или «грибницы». Поскольку информационное общество является предметом различного рода исследований - конкретно-социологических, социально-политических, экономических, технических, философских, постольку данная модель все чаще приобретает характер методологии гуманитарного знания. Аналогом данной модели становится развитие компьютерных сетей, в первую очередь, интернета и социальных сетей.

При этом в процессе распространения и использования информации, в первую очередь с помощью электронных средств, кардинальным образом изменяются не только все сферы социальной жизнедеятельности, но и возникает ряд принципиально новых проблем. В решении и анализе этих вопросов значимую методологическую роль играют принципы и паттерны синергетики. Само информационное общество может быть проинтерпретировано как самоорганизующаяся неравновесная система, хаосогенный и спонтанный аттракторы которой представлены в первую очередь креативными элементами как социокультурной реальности, так и в таком «человекоразмерном комплексе» (термин В.С. Стёпина), как виртуальная реальность. Как особый вид реальности виртуальность обладает определенными свойствами и параметрами существования, диктует особые формы поведения, общения, деятельности и, в конечном счете оказывает обратное воздействие на человека.

Информационное пространство как новый вид реальности обладает не только открытостью, неустойчивостью, тенденцией к самосовершенствованию и развитию, самоорганизацией, но и органически включает в себя познающего субъекта в качестве подсистемы. Человек, с присущими ему социальными ценностями, целями, мировоззренческими установками предстает не только как создатель и потребитель виртуальной среды, но и как имманентный элемент этой глобальной системы. Подобно тому, как анализ объективной реальности предполагает единство теоретического и эмпирического исследования, так и анализ виртуальной реальности требует не только использования инструментария постнеклассической науки, но и тщательного изучения двусторонней связи «человекоразмерных» систем, обратного воздействия компьютерной реальности на процессы социокультурной действительности и на внутренний духовный мир человека. Если традиционно философское знание предметом исследования избирало либо реальность объективную, либо реальность субъективную и процесс их взаимодействия, то сегодня предметом философского анализа становится «третий» вид реальности - виртуальность. Философия же находится в поиске методологии и мировоззренческого обоснования современных процессов единства трех видов реальности и находит решение во взаимодействии синергетики и постмодернизма.

В этой связи особый интерес как с праксиологической, так и теоретической точек зрения, представляют проблемы определения и изучения особенностей восприятия и использования таких проблем как «пространство» и «время», «реальность», «свобода», нравственные и эстетические идеалы и ценности.

В условиях глобализации коммуникационные стратегии создают новые возможности для воздействия на социум, формирования предполагаемых реакций и состояний массового сознания, изменения предпочтений и вариантов выбора со стороны социального субъекта. Одной их новых, порожденных виртуальной средой проблем становится вопрос о свободе и автономности личности, о критериях и детерминантах нравственного выбора. Интернет-сообщество сегодня является действенным рычагом формирования норм морали (как и следует из концепции «интеллектуальной деревни» О. Тоффлера), состояния общественного мнения, изменения самооценки. Тем самым мнение корреспондентов сети или участников форумов могут выступать в качестве стимулов деятельности, нового компонента системы ценностей, моральным регулятором, выражением общественного одобрения или порицания. Система ценностей современной молодежи включает в себя теперь не только мнение интернет-сообщества, но и инновационность, оригинальность и креативность. При этом сама виртуальная среда предоставляет возможности самореализации личности практически в любой сфере, так как наличие выбора и востребованности любого товара и всех видов услуг в информационном пространстве («длинный хвост» в терминологии К. Андерсона) предоставляет возможность воплотить в жизнь все свои умения, навыки, таланты и получить не только одобрение, но и материальное поощрение. Так возникают новые условия для инновационной деятельности в любой сфере - от программирования до вышивания. Любой «узел» сети выступает тем самым в качестве «узловой точки» отношений меры (по терминологии Гегеля), порождает условия творчества и нестандартных решений.

С позиций синергетического подхода, таким образом, культура информационного общества как хаосогенная, открытая, неравновесная система с нелинейными законами развития сама предстает средой и источником инноваций.

. Синергетическое мышление и его философский образ

Переориентация Беларуси на инновационный путь развития как одна из важнейших стратегических задач на ближайшие десятилетия предполагает формирование инновационного общественного сознания и мышления. В становлении постиндустриальной-информационной цивилизации сегодня самое важное - трансформация не техники, а людей, перевооружение нашего сознания, переход к новой культуре мышления в жизни общества. В обществе, ориентированном на инновации, и мышление должно быть в сущности инновационным. Мир заполняется инновациями, для восприятия и понимания которых необходимо широкомасштабное, системное мышление интегрального, нелинейного и диалогического типа, которое формируется философско-синергетической парадигмой.

Синергетика возникла при переходе к изучению неустойчивых, нелинейных процессов самоорганизации в ответ на кризис исчерпавшего себя стереотипного, линейного мышления, согласно которому развитие линейно, устойчиво, поступательно, безальтернативно, однозначно предсказуемо, а случайности второстепенны, хаос - только деструктивен; и мир связан жесткими причинно-следственными, линейными связями.

Нелинейность является фундаментальной характеристикой природного и социального мира как открытой самоорганизующейся системы и предполагает непрерывность выбора альтернатив ее развития. Нелинейная система обязательно многомерна, многовариантна и не поддается классическим-линейным методам описания, что порождает потребность в выработке нелинейных методов. Методология решения эвристических проблем в нелинейных средах получила название нелинейного мышления.

Синергетика утверждает принципы современного нелинейного мышления: главную роль в мире играет неустойчивость и неравновесность, случайность; поведение нелинейных процессов вариативно и однозначно непредсказуемо; порядок может возникать из хаоса спонтанно; нелинейное мышление отрицает однозначный детерминизм.

Возникнув из неравновесной термодинамики путем синтеза общефизических, кибернетических, биологических и философских представлений о саморазвитии мира, синергетика ориентирует на раскрытие механизмов самоорганизации сложных нелинейных систем любой природы. Вместе с синергетикой пришло понимание того, что чередование хаоса и порядка, случайности и необходимости, дифференциации и интеграции является универсальным принципом развития и самоорганизации природного и социального мира. По мнению академика Н.Моисеева «все наблюдаемое нами, все, в чем сегодня участвуем, - это лишь фрагменты единого синергетического процесса...» [1].

Синергетика как междисциплинарная теория самоорганизации имеет глубокие мировоззренческие, философские следствия. Она открывает другую сторону мира: его нестабильность, нелинейность и открытость (различные варианты будущего). Становление синергетики отражает общий процесс фундаментальной трансформации современной науки и научной рациональности в направлении постнеклассического - нелинейного и интегрального стиля мышления и образа мира.

Синергетика конкретизировала философско-диалектическое понимание процессов саморазвития природы и общества как единства порядка и хаоса и подчеркнула необходимость определенной неупорядоченности структур сложных систем для их успешного функционирования и поступательного развития. К сложной, неупорядоченной среде могут приспособиться только гибкие системы, обладающие определенной, умеренной неупорядоченностью, некоторой хаотичностью в своей структуре.

Поэтому овладение идеями и понятиями синергетики способствует преодолению узкодисциплинарного профиля образования, того самого «профессионального кретинизма», о котором писал К. Маркс, и позволяет сформировать новый трансдисциплинарный, инновационный тип сознания и мышления. Она может стать основой для принятия обоснованных решений и предсказаний в условиях неопределенности, рисковых, кризисных ситуациях, при трансформациях общественных структур.

Синергетика представляет собой новое движение в современной науке, знаменующее становление нового взгляда человека на мир и на самого себя в этом мире. Синергетика - это «новый диалог человека с природой» (И. Пригожин), новый синтез человеческого знания и мудрости. Это новый подход к познанию эволюционных кризисов, нестабильности и хаоса, к овладению методами нелинейного управления сложными самоорганизующимися системами, находящимися в состоянии неустойчивости. Хотя она изначально с новых позиций описывала эволюционные процессы природы, вместе с тем идеи и принципы синергетики фактически направлены на изменение миропонимания в целом, на изменение стиля мышления современного человека, на его восприятие сложностей и неожиданностей окружающего мира. Развивая системный подход, синергетика представляет более высокий уровень рефлексии проблемы «сложного» и нацелена на преодоление упрощенного видения мира с позиций линейного мышления. Английский философ Ф. Бекон писал: «когда истина обнаружена, она налагает ограничения на мысли людей». Сегодня на мир уже нельзя смотреть «досинергетическим взглядом».

К достоинствам синергетики относятся ее гибкость, универсальность, практичность, применимость практически в любой сфере. В содержании синергетического подхода тесно взаимодействуют и обогащают друг друга идеи диалектики, тектологии, кибернетики, синергетики, современной многозначной логики, системного подхода, и это приводит к достижению качественно новых результатов. Эти современные научные парадигмы не просто сосуществуют, а взаимодополняют друг друга - такова оптимальная интегральная методологическая схема современного инновационного мышления, по сути своей являющаяся философско- синергетической.

В условиях современных существенно неравновесных социальных процессов философско-синергетический образ мышления, получивший название нелинейного, приобретает все возрастающее значение не только в научном исследовании, но и в практике социального управления, способствуя формированию инновационных подходов, адекватных сложности и нелинейности современных социальных процессов.

синергия философия социальный мышление

3. Философия науки как общесистемный синтез и система самоорганизации

В современной науке и философии в последние десятилетия идет процесс формирования нового, синергетического мировоззрения. В синергетике, как сегодня можно, очевидно, констатировать, откристаллизовалась основная линия поиска общенаучных и философских универсалий, базисных элементов эпистемологической культуры универсализма как такового, связанная с формированием фундаментальных представлений о закономерностях и механизмах самоорганизации в природе, обществе и мышлении. Она, эта линия, раскрывается со стороны внутренних условий, оснований и отношений изучаемых областей реальности - тех процессов и тех открытых структур, что способных эволюционировать к состоянию оптимальной организованности, гармонического совершенства. Самую синергетику при этом трактуют полиаспектно, видя в ней: теорию устойчивости неравновесных состояний различных объектов действительности как «проточных систем» (Л. Берталанфи); теорию диссипативных структур (И. Пригожин); теорию коллективных явлений, кооперативных процессов, иерархии динамик, конкуренции мод (Г. Хакен); общую теорию смыслообразующей деятельности масштабно и профильно структурированного субъекта (В. Налимов); «сверхнауку» о становлении нового, интегративного мировоззрения в хронально-когнитивном поле самоосуществления субъекта (Е. Князева); теорию создания новых качеств (В. Бранский, Э. Сороко); теорию устойчивых состояний как гармонических фаз самоорганизующихся, эволюционирующих систем, энтропийной верификации нормы и патологии последних (Э. Сороко); теорию самодостаточных целостностей - интайро- систем (Ю. Крылов); теорию внутрисистемного разнообразия (Ю. Чайковский); теорию самоорганизующейся критичности внутрисистемных функциональных «режимов с обострением» (С. Курдюмов, Г. Малинецкий); теорию образования, и распада структур в неравновесных нелинейных динамических системах (Ю. Данилов, Б. Кадомцев) и пр.

Статус синергетики, по свидетельству П.А. Флоренского, утвердился еще в древности. Этимологически термин «синергейя» в переводе с греческого означает со-работничество, содействие, со-следование. Ныне синергетика вобрала в себя основные идеи общенаучных учений и теорий - диалектики, тектологии, праксеологии, кибернетики, информатики, общей теории систем, эволюционики, диатропики, гармонистики, миксеологии и выдвинула новый аспект, занявшись им, - изучение структурного устройства систем и отвечающих им функциональных режимов, системных качеств, закономерностей самоорганизации, гармонизации, адекватности соответствия состава и свойств.

Синергетика изучает структуры, в которых особым образом соотносятся порядок, хаос и организация, составляющие триединство. В кибернетике на первом месте - управление, прямая и обратная связи. Внутренний же характер системы, ее строение, как «черного ящика», - вторичны. В синергетике, напротив, фактор структурности, устойчивость (неравновесная) либо неустойчивость системы, критические точки на пути развития, открытость, тип и форма организации выдвигаются на первый план, а управление «замещается» самоуправлением и самоорганизацией, так что с точки зрения классического знания, в том числе с позиций кибернетики, здесь налицо очевидная «неуправляемая ситуация».

Явления коммуникации, взаимодействия - это связующее звено между диалектикой, кибернетикой и синергетикой и потому все сопряженные с ними атрибуты подлежат исследованию как создающие преемственность процесса познания. В первую очередь, это относится к атрибутам пространства, в котором происходит взаимодействие участников того или иного процесса, вовлеченных в него субъединиц - к инвариантам, метрике, узловым точкам, «зонам меры», ведущим центрам, областям притяжения и выталкивания (аттракторам и странным аттракторам), иерархиям самоподобия (фракталам) и «иерархиям самоорганизующихся динамик» (Г. Хакен), весовым соотношениям рядов событий и характеристикам «ансамблевости» элементов, критериям гармоничности их соотношений и оптимальной пропорциональности, уровню достигаемого системой разнообразия и выражающих его интегральных показателей и т.п.

Происходящее ныне в теории познания обращение к концептуальным построениям синергетики и взгляд на мир сквозь призму соответствующих идей позволяет дать новое видение старых проблем, не заслоненное спецификой частнонаучных представлений, но фигурирующее дополнительно по отношению к ним. Базисом новой концептуальности здесь фигурируют два сущностных ядра. Во-первых, онтологически фактуализированная динамика целого - процесс его становления в эмпирически беспредпосылочных, т.е. в его собственных, так сказать автохтонных формах, в качественном и количественном смыслах обладающих семантически универсальным, безотносительным к специфике его субстрата каркасом. А следовательно, - уровни и фазы, которые проходит целое на пути обретения своей эволюционной зрелости; «зоны меры» и «зоны безмерия» в его внутренней организации, выстраиваемой на этом пути; компромисс между полнотой и целостностью как важнейшими атрибутами его бытия в статусе локального универсума. Во-вторых, адекватные тому средства репрезентации этих процессов и испытываемых целым трансформаций, самоорганизационного стремления его структур к структурам - аттракторам, к обретению наилучших во всех смыслах вариантов его самоустройства - функционально оптимальных и структурно гармоничных форм. Таковы, главным образом, обобщенные, интегральные показатели, меры, критерии, характеристики целого, способные выражать его состояния, служить основанием квалификации и инструментом диагностики этих состояний в терминах нормы и патологи (и глубокой, и острой).

Соотношение и динамика хаоса и порядка в социальных и «ментальных» системах могут быть поняты лишь при условии дополнения собственно социальных, «человекомерных» характеристик синергетическими. В настоящее время идет сращение синергетического и собственно социального видения сущности вещей и возникающий в итоге «гибрид» расширяет горизонты разрешимости гуманитарного знания. Синергетика привносит в процесс познания концепты, ставшие фундаментальными универсалиями и (в качестве таковых) востребуемые всюду, где идет речь об исследовании динамики и анализе качественных состояний реальных объектов. Среди этих универсалий - движение от хаоса к порядку; протекание процессов через бифуркации; наличие режимов с обострением; обмен со средой и нелинейность взаимодействия; гармония и дисгармония, фиксируемые на уровне параметров порядка; неравновесность состояния целостной системы и естественное тяготение последней к оптимальному структурному разнообразию, что находит четкое выражение посредством однозначно трактуемых количественных и качественных критериев. Тем самым названное семантическое ядро в постгёделевском мире - в пространстве методологических ценностей современной науки, философии, культуры превращается в фундамент целенаправленного поиска, определяет контуры формирования научного мировоззрения. Определяющим современное мировоззрение и доминирующим в нем становится ныне взгляд на мир не через отслеживание отдельной логической цепи событий, а через спектр гипотез о происходящем. Это становится самодовлеющим и в стремлении к пониманию множества как самосогласующегося ансамбля, и в создании тех или иных сложных формирований - производственного или общественного объединения, сообщества государств, геополитического союза, корпорации, кооперации, - и в объемно-весовом соотношении размещаемых на страницах газет и журналов текстов, и в распределения портфелей в парламентах, и в планировании «долей владения» для держателей акций по определенным видам собственности или природных ресурсов, и в установлении степеней участия различных социальных институтов в том или ином масштабном и стратегически важном действии, и в овладении законами организационного дизайна безотносительно к специфике гармонизуемого материала и т.п. Во всех случаях здесь красной нитью проходит знание основных синергетических идей в форме принципов, законов, инвариантов, критериев, всего ее универсалистского инструментальноорудийного оснащения. Тем самым на первый план выдвигаются те эпистемологические ценности и то русло развития познания и практики, где прежние, «классические» установки, стереотипы, ориентации (например, ориентация на полноту и всеохватность отображения объекта) уступают место новым (например, ориентации на создание сложного объекта как эффективно проявляющей себя целостности, на обеспечение его надежного и устойчивого функционирования). Понятно, что Общая Теория Гармонии Систем, само Учение о Гармонии сложных формирований материального и духовного мира, будучи неким отрогом Общей Теории Систем, востребованы здесь в качестве первейшей ценности, достояния и прерогативы Нового Интеллекта, как адекватные его характеру и содержанию. Они оплодотворяют его новым видением существа проблем, ускоренно приближая его к обобщенному видению мира, а значит - к ничем не восполнимой сокровищнице решений самоценной для многих, как традиционных, так и новых, рожденных временем, отраслей знания.

Литература

1. Моисеев, Н. Алгоритмы развития. - М., 2007.

2.Пригожин, И. Философия нестабильности // Вопросы философии. - 2011. - № 6.

3.Князева, Е.Н. Принципы синергетики / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - СПб, 2012.

Похожие работы на - Философия социальной синергии и образа инновационного мышления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!