Пример применения схемы в СИС:
Некие лица хотят получить информационный доступ к управлению государственным утилитарным предприятием. Через подконтрольные им СМИ они внедряют сообщение, что данное предприятие неэффективно, поэтому необходимо изменить форму собственности и сменить руководство. Руководство ГУП через подконтрольные им СМИ опровергает данную информацию - применяет очевидную, весьма примитивную, предсказуемую, уязвимую стратегию.
В рамках описанной выше схемы (если использовать для противодействия нападению) необходимо прежде всего собрать информацию о «захватчиках», их связях, составить социально-психологический портрет, понять мотивацию. Изучить основные тезисы, которые они пытаются донести до аудитории, социально-психологические особенности самой аудитории, какой эффект оказывают сообщения. Исследовать структуру используемых коммуникационных каналов, характер взаимодействия заказчиков и исполнителей.
Далее (как вариант, далеко не единственный) воздействие оказывается на наиболее уязвимую подсистему системы.
Например, атакуется сопутствующий бизнес заказчиков или актуализируются порочащие связи. Задача - сделать атаку на ГУП более неактуальной в связи с проблемами на других фронтах.
Или в сознание аудитории внедряется сообщение, что при оценке деятельности ГУП частные ошибки в работе не главное. Главное, например, системообразующая функция. Задача - изменить аудиторию так, чтобы сделать «вражеское» воздействие невозможным.
Можно изучить сообщения противника - выявить все неточности, прямую ложь, манипуляционную составляющую, стратегию воздействия. Донести эту информацию до аудитории. Задача - свести эффект от «вражеских» сообщений к минимуму, дискредитировать.
Если большинство сообщений поступает к аудитории по ограниченному числу коммуникационных каналов, можно, используя шумы на каналах передачи, их «обрубить», при наличии соответствующих ресурсов.
Таким образом, используя предложенную схему, навскидку получаем четыре стратегии противодействия. Если учесть все возможные комбинации всех возможных подсистем, стратегий можно разработать гораздо больше.
Также следует отметить, что линейная модель передачи информации в СИС используется довольно часто. Классическим примером ее применения можно привести электронную почту, когда отправитель в одностороннем порядке передает информацию по сетевому каналу. При этом имеется риск, что сообщение либо задержится на какое-либо время, либо и вовсе будет не доставлено, из-за помех при передаче. Сюда же можно отнести и распространение рекламы в сети.
Транзакционная модель межличностных коммуникаций и ее применение в СИС
Данная модель отличается от линейной тем, что она намного лучше описывает процессы, возникающие во время обмена информацией участниками процесса. Она характеризуется постоянной сменой ролей, исполняемых участниками коммуникации. Они попеременно выступают то в роли источника информации, то в роли принимающего ее, при этом содержание каждого следующего посыла сведений всякий раз учитывает результаты обратной связи (и зависит от них), полученные в ходе коммуникации от разных ее участников, выступавших в предыдущие моменты взаимодействия в качестве реципиентов. Именно эта модель наиболее полно отражает ситуацию и тип коммуникации, которые имеют место во время деловых встреч, проходящих в рамках малых групп и не только.
Любой пример из коммуникационной деятельности специалиста по связям с общественностью построен на основе реализации транзакционной модели, так как все участники подобной публичной коммуникации в равной степени заинтересованы как в получении информации, так и в ее обсуждении и принятии решения, если это оказывается необходимым в данной ситуации.
Очень важно не забывать, что публичный коммуникационный процесс происходит в конкретном коммуникационном пространстве, свойственном во всех его проявлениях только данному коммуникационному процессу, на который влияет не только окружение, но и обстоятельства, его вызвавшие, а также всевозможные концептуальные фильтры, присущие внутреннему состоянию человеческого организма и, несомненно, влияющие на коммуникацию.
Также следует помнить, что смысл, содержание и значение закодированного послания полностью не равны этому же посланию после его декодирования. Это вовсе не означает, что в данном случае коммуникация не состоялась, она просто не была абсолютно совершенной. Причиной этого могут быть уже упоминавшиеся концептуальные фильтры, у участников коммуникации не совпадающие, и тогда имеет место сбой.
Но это не единственная причина непонимания сторон во время общения. Дело заключается в том, что любое коммуникационное послание проходит от источника информации к лицу, ее принимающему, на двух уровнях: объема и содержания послания и уровне отношения. Первый раскрывает, что именно было произнесено, а второй показывает, как это было сказано. Таким образом, можно говорить о том, что уровень содержания обычно кодируется вербально, а уровень отношения - невербально (мимикой, жестом, особым взглядом).
Как правило, в процессе реальной публичной коммуникации взаимодействуют обе отмеченные ранее модели коммуникации, а также интерактивная модель. В качестве примера такого взаимодействия в СИС можно остановиться на анализе проведения онлайн пресс-конференции. Она начинается с монологических выступлений представителей компании, ее организовавшей (линейная модель), затем журналисты или другие участники начинают задавать вопросы и получают на них ответы (интерактивная модель), но уже начиная со второго вопроса, интерактивная модель может перейти в транзакционную, так как он может или продолжить тему первого, или быть основанным на прозвучавшем на него ответе. Дело заключается в том, что и изначальная информация, и вопросы, и ответы на них стали достоянием всех присутствующих на пресс-конференции, а следовательно, и обратная связь строится не только на основании модели «мой вопрос - мне ответ».
Обмен сообщениями в чатах также является примером работы транзакционной модели в СИС. Во-первых, передача информации осуществляется в режиме реального времени. Во-вторых, участники одновременно оказываются и источником, и приемником информации. А в-третьих, содержание каждого следующего сообщения напрямую зависит от результатов обратной связи, полученных в ходе коммуникации.
Интерактивная модель межличностных коммуникаций и ее применение в СИС
Существует также интерактивная, или круговая модель, межличностной коммуникации. Она представляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь. Это - реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответном сообщении, направляемом отправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразный характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами.
Круговая модель, подобно линейной, изображает коммуникацию как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, причем ключевой фигурой в них является отправитель сообщения, так как от него зависит реакция получателя информации. Именно поэтому они считаются устаревшими по сравнению с трансакционной моделью. Но для описания процессов межкультурной коммуникации и понимания ее специфики больше подходит именно круговая модель, которой мы и будем пользоваться в дальнейшем.
Рассмотрим эту модель подробнее. Она состоит из следующих элементов: отправитель (источник) - кодирование - сообщение - канал - декодирование - получатель - обратная связь. В этом процессе создаются различные помехи, «шумы», препятствующие эффективной коммуникации. Эффективность коммуникации характеризуется тем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с ее первоначальным значением. Поэтому коммуникация - это не только передача, но и понимание информации.
Отправитель (источник) - создатель сообщений, им может быть как человек, так и организация (хотя в любой организации сообщения составляют люди).
Кодирование - превращение сообщения в символическую форму.
Сообщение - информация, идея, ради которой осуществляется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным.
Канал - путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение. Он может быть межличностным и массовым.
Декодирование - расшифровка сообщения, которая в результате раз- личных помех может быть более или менее адекватной.
Получатель - объект, которому передается сообщение. Им так же может быть как отдельный человек, так и организация.
Обратная связь - принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.
Согласно этой модели процесс межличностной коммуникация начинается с того, что отправитель, которым является человек, обладающий только ему свойственным жизненным опытом, устойчивой картиной мира, моделью его восприятия, в какой-то конкретной ситуации составляет сообщение, преследуя определенные цели. Его сообщение может быть как вербальным, так и невербальным. Отправитель должен стремиться к тому, чтобы его послание было как можно более понятным, четким и убедительным. Подготовленное сообщение кодируется, то есть превращается в символическую форму. После этого оно по выбранному каналу передается получателю. Могут быть использованы речь, письмо, а также доступные сегодня средства связи, среди которых все большую роль играют электронные средства передачи информации. Получатель - это также человек со своими личностными характеристиками, безусловно, отличными от качеств отправителя. Поэтому, когда получатель принимает сообщение и декодирует его, расшифровка послания происходит не полностью, а с частичными искажениями. Затем получатель реагирует на сообщение на когнитивном, эмоциональном или поведенческом уровне и обеспечивает обратную связь. Она тоже является сообщением, которое проходит те же этапы, пока не придет к отправителю.
Сетевая модель межличностных коммуникаций и ее применение в СИС
Развитие Интернет-технологий обеспечивает возможность принципиального снижения издержек распространения информации и межличностной коммуникации. Создаются предпосылки для повышения эффективности бизнес-организаций, социальных и политических институтов.
Однако реализация этого потенциала может быть максимально эффективно исполнена лишь тогда, когда будут выработаны наиболее комплиментарные новым средствам коммуникации организационные структуры, позволяющие обеспечивать оптимальное распределение информационных потоков. Одной из подобных структур могут оказаться так называемые общественные сети - Public Networks.
Особенностью сети является горизонтальная структура, т. е. коммуникация осуществляется не по вертикали, а по горизонтали - не начальника с подчиненным, а равноправных людей при их прямых контактах друг с другом. При этом важны следующие технические требования к организации:
каждый участник сети должен иметь доступ к любой информации об организации, а также к знаниям любого другого участника;
явным для всех является блок перспективного видения, который задает контекст (рамку) для работы всей организации;
используется стратегия интеграции и организации данных и сведений, обеспечивающая возможность для специалистов разных профилей включаться в работу сетевых организаций;
специальные автоматизированные системы должны обеспечивать для всех участников сети «видение» организации - кто в какой команде сейчас задействован, над чем она работает и т. д.
Для более гибкого выполнения производственных программ предприятия разбиваются на самостоятельные в хозяйственном, а, иногда, и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). Выделенные из предприятий сегменты часто соединяются со ставшими самостоятельными сегментами фирм субпоставщиков, конкурентов или партнеров (стратегические альянсы).
Вся цепочка создания благ превращается в совокупность услуг. Договорные отношения переносятся на обладателей долей капитала, владельцев оборудования и отдельных сотрудников. Подобное «развязывание» ресурсов выражается, прежде всего, в заключении лизинговых договоров (разделение прав владения и пользования) и замене традиционных отношений в сфере занятости рабочей силы.
Последние преобразуются в трудовые отношения с высокой долей компенсаций, зависящей от успеха выполняемых работ, и могут устанавливаться на основе срочных трудовых договоров, частичной занятости, договоров о взаимном предоставлении персонала предприятиями, договоров со специалистами свободных профессий и субпредпринимателями. Кроме того, благодаря возможности работы на дому с использованием телетехники и телекооперации (виртуальные предприятия) отпадает необходимость пространственного сосредоточения персонала.
Эффективность рассматриваемых организаций гарантируется низким уровнем занятости и рациональной структурой издержек. Сети исключают дублирование компетентной рабочей силы и мощностей на разных участках. Тем самым удается избегать высоких совокупных затрат на производство конечной продукции или на внутриорганизационный обмен услугами [3].
Характерный чертой сетевых организаций является отмеченный С. И. Париновым эффект снижения трансакционных издержек, связанный с достигаемым эффектом перехода в рамках сетевых организаций к тесным, доверительным коммуникациям - «прямым персонифицированным отношениям» в терминах Дугласа Норта.
Конструирование сетевой организации
Создание сетевой организации, как в области бизнеса, так и в третьем секторе экономики, требует формирования информационного потока между его участниками. При этом необходимо обеспечить:
быстрый доступ новых участников к накопленным информационным материалам;
быстрый доступ участников проекта к новым информационным материалам;
возможность быстрого установления прямых многосторонних связей между участниками, реализующими узкую программу в рамках общего проекта.
Необходимо разработать механизм интеграции данных и сведений, обеспечивающий возможность специалистам разных профилей включаться в работу.
Нужно организовать команды, способные работать над многими задачами параллельно и последовательно, с полным видением проекта.
Организационно решить эти задачи можно за счет использования сетевой формы управления проектом, обеспечивающей максимальный доступ каждого сотрудника к необходимой информации.
Технически решение обеспечивается за счет комбинации Web-сервера, на котором публикуются все рабочие материалы с подробной рубрикацией; и системы электронных списков рассылки (на базе электронной почты и Интернет-форумов) по отдельным темам проекта и подпроектам. Важное достоинств такого механизма - его открытость, возможность подключения любого нового заинтересованного участника.
Каждый пользователь Интернета, став новым участником проекта, имеет возможность, зайдя на сервер, получить все материалы, а, подписавшись на электронный список рассылки, участвовать в их обсуждении с нулевыми издержками для организаторов проекта.
Технология организации новой рабочей группы (для разработки новой темы в рамках проекта) заключается в публикации информационного сообщения среди всех участников сети с установочными материалами и открытии нового списка рассылки.
При соответствующей информационной поддержке (некоммерческой рекламе) к проекту на безвозмездной основе могут быть привлечены десятки (потенциально - сотни) заинтересованных специалистов из регионов (исследователей, предпринимателей, чиновников местных администраций). При этом заинтересованность сторонних участников в деятельности проекта может дополнительно мотивироваться возможностями установления прямых неформальных контактов с другими участниками проекта, соображениями профессионального роста и так далее.
Если сеть хорошо организована, то теоретически каждый может войти в нее в любом месте и получить при этом доступ ко всем остальным точкам. Эти точки - люди и связанные с ними информационные, творческие, аналитические, административные и прочие ресурсы. Так возникают группы единомышленников, разрабатывающих новые программы. Стать частью сети легко - нужно знать хотя бы одну точку входа в сеть и располагать ресурсом, который может заинтересовать других. Если сеть эффективна, а предлагаемые ресурсы представляют ценность, участники сети сами устанавливают контакты.
Эффективность работы подобной организации повышается за счет личных встреч участников на конференциях, семинарах и так далее, однако они не являются непременным условием. Росту эффективности сети также будет способствовать создание базы данных, содержащей информацию о профессиональных навыках и интересах ее участников. Это позволит быстро находить людей, готовых к решению той или иной задачи.
Созданная организация (сеть) с прямыми горизонтальными связями между участниками характеризуется появлением положительных внешних эффектов. Возникает единое информационное поле, позволяющее значительно снизить издержки организации новых проектов любому из участников сети. Между ними начинает распространяться информация о располагаемых ими ресурсах: бизнес-идеях, свободных фондах, деловых контактах, вакансиях [5].
В мире, в том числе и в России, уже накоплен опыт формирования подобных сетевых организаций, например, «Moscow Organization De-ve-lop-ment Network» - организация специалистов в области организационного развития, существующая более 4 лет.
Как показывает практика, для технического обеспечения информационного взаимодействия участников сети достаточно двух человек: специалиста в области программирования и Web-дизайна, и координатора - специалиста в области содержательной стороны деятельности сети, содействующего информационному взаимодействию ее участников. Материальные издержки обеспечения информационного взаимодействия между участниками сети, имеющими доступ к Интернету, за вычетом стоимости общераспространенного программного обеспечения, близки к нулю.
Принципиальный момент здесь - использование Интернет-технологий снижает коммуникационные издержки, связанные с участием экспертов в разработке законодательных инициатив. Тем самым ослабляется действие «эффекта безбилетника» - нежелания конкретной личности нести издержки для производства общественных благ, которым, в частности, является законодательство.
Первый этап развития сетевых организаций - создание тематического сервера в Интернете и дискуссионного форума, посвященного его проблематике; обобщение имеющихся информационных ресурсов по проблеме и представление их на сервере; привлечение профессионалов - посетителей сайта к содержательному обсуждению его материалов и текстов законопроектов. Этот шаг, как было показано выше, уже проделан на целом ряде сайтов.
Затем наступает следующий и важнейший этап - организация прямых коммуникаций между пользователями сервера через механизм добровольной регистрации, подразумевающий заполнение анкеты с указанием профессиональных интересов и профессионального статуса, описанием реализуемых проектов и предложениями по сотрудничеству.
Одновременно создаются благоприятные предпосылки для активизации сопутствующей организационной деятельности: инициирования научных исследований и аналитических разработок, проведения согласованной PR-компании, организации научно-практических конференций и семинаров.
При этом статус сетевой организации - без образования юридического лица и политических амбиций, позволяет значительно снизить сопутствующие ее деятельности накладные издержки. Сетевые организации начинают активно создаваться как в рамках бизнес-проектов, так и в научных и профессиональных сообществах и общественных движениях.
МОДЕЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ЛАСУЭЛЛА
Если оценивать реальное значение научных идей американского политолога, социолога в области исследования массовой коммуникации Гарольда Дуайта Лассуэлла, то корректнее делать это в осмыслении его вклада не только в историю американской коммуникологии и коммуникативистики 20-60-х гг. прошлого столетия, а как классика мировой науки. Она состоит из пяти составляющих:
) источника информации (кто говорит);
) содержания информации (что говорит);
) способа обмена информацией (язык, коды, каналы);
) потребителя информации, реципиента (кому она передается);
) конечного результата коммуникации (конечный эффект от полученной информации).
Это одна из наиболее известных в мире моделей коммуникации была сформулирована в 1948 г. американским социологом Г. Д. Лассуэллом. Основной функцией средств массовой коммуникации Лассуэлл считал поддержание равновесия в обществе, т. е. «равноценное просвещение эксперта, лидера и гражданина», которое в идеале помогает прийти к пониманию и соглашению по проблемам, касающимся мира в целом.
Поскольку в истории человечества «понимание и соглашение» достигались далеко не всегда, внимание исследователя было обращено к процессу движения идей внутри общественного сознания, а эффектом, к которому следовало стремиться, было заявлено донесение информации без искажений. Г. Д. Лассуэлл, в отличие от своих предшественников, выдвинул тезис о том, что процесс коммуникации состоит из нескольких звеньев, или циклов, одной общей структуры, на каждом из которых возможно искажение информации. Предложенная им модель коммуникации известна как линейная и выглядит так: «КТО - сообщает ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?» Обратим внимание на то, что, поскольку в данной модели конечной целью был заявлен эффект, а его достижение связывалось с донесением информации (помогающей прийти к пониманию и согласию) без искажений, допущение влияния и воздействия в благих, с точки зрения коммуникатора, целях не снималось с повестки дня.
Декларация успешной, просвещающей коммуникации, в сочетании с предложенными механизмами противодействия искажениям информации, была шагом вперед в теории коммуникации; тем не менее, как показала жизнь, предложенная модель не повлияла на практику использования информационного пространства для воздействия и манипуляций сознанием людей. Не принесла она и ожидаемого социального согласия.
Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р. Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. «Формула Лассуэлла» отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации - она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения.
Примером работы этой модели в СИС можно привести функционирование различных блогов. Человек формирует сообщение с определенным содержанием и оставляет его на своей странице для ознакомления. При этом отправитель для передачи информации использует интернет-канал. Получателем в этом случае является другой пользователь данного ресурса, подписанный на новости со страницы, на которой было размещено сообщение. Получив информацию, репициент каким-либо образом реагирует на нее, таким образом, реализуется эффект, на который рассчитывал отправитель. Это основные этапы процесса реализации модели Лассуэлла в СИС. Как видно из примера обратная связь в этом случае не предусмотрена, а ключевую роль играет информационное воздействие на получателя.
Также эта модель находит применение в случае распространения рекламы в социальных сетях. Рекламодатель преследует цель создания наиболее привлекательного образа своей продукции, товара или услуги. Используя модель среднестатистического покупателя, отправитель формирует сообщение такого формата, которое заинтересует наибольшее количество человек, далее посредством сетевого канала оно распространяется. Следует отметить, что эта схема используется во всех видах СИС.
Желание воздействовать на аудиторию, причем чаще в благих, с точки зрения коммуникатора, целях, не редкость и в современном информационном пространстве. Как показывают проведенные социально-диагностические исследования, такая форма коммуникации вызывает раздражение тех групп аудитории, которые не приемлют подобного способа общения, а также тех, кто придерживается мнения, противоположного тому, которое декларируется. Результатом оказывается и неумение больших групп людей адекватно понимать коммуникатора, а значит, и друг друга, иными словами, - неумение приходить к подлинному взаимопониманию и конструктивному взаимодействию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие средств передачи информации отнюдь не является нейтральным явлением по отношению к социальной структуре общества. Подтверждением тому станет активизация изменений в политических и экономических структурах, для анализа и прогнозирования которых может быть с успехом применены подходы институционально-эволюционной школы в экономике и школы общественного выбора.
Одновременно резко возрастает актуальность прикладных исследований в области теории управления сетевыми организациями, изучения социально-психологических аспектов взаимодействия их участников, специфики мотивации, групповой динамики, формирования корпоративной культуры.
Каждая из описанных моделей затрагивает лишь некоторые аспекты взаимоотношений коммуникатора и аудитории, и полное представление о социально-психологическом содержании социальной информационной сети (СИС) можно получить только рассматривая их все вместе. Влияние любого из перечисленных в моделях факторов обязательно сказывается на ходе и последствиях коммуникационного процесса. Наиболее значительный эффект СИС проявляется не во внезапных драматических потрясениях, возникающих вследствие каких-то особенных теле- и радиосообщений, "умно" организованных газетных статей, а в долговременной гомогенизации образов мыслей и поведения большой популяции людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарики, 1998. - 528 с.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 512 с.: ил.
Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник: в 2 т. - Т II. - М.: Дело, 2002. - 720 с.
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 328 с. - (Серия «Высшее образования»)
Албастова Л.М., Игнатов В.Г. Теория управления. Ростов-на-Дону: Изд-во МаРТ, 2006.
Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие /
В.Б. Кашкин - Воронеж: изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.
Николаева Ж. В. Основы теории коммуникации: учебно-методическое пособие / Ж. В. Николаева - Улан-Удэ: изд-во ВСГТУ, 2004. - 274 с.
Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Груше-вицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; под редакцией А.П. Садохина - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 298с.