Студенческое волонтерство как один из способов построения личной карьеры

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    334,13 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Студенческое волонтерство как один из способов построения личной карьеры

Федеральное агентство по образованию

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н. Новгород

Факультет: менеджмента, туризма и физической культуры (Гостиничная деятельность)

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Дисциплина: Организация управления волонтерской деятельности




Контрольная работа

Студенческое волонтерство как один из способов построения личной карьеры


Выполнил: Н.В. Железнова,

студент 1 курса (ЗФО),

группы БГд-14-13.

Проверил: Д.В. Салова



Нижний Новгород

г.

Содержание

Введение

. Понятие и сущность волонтерства

. Доброволец - это

. Волонтерство как стартовая площадка для карьеры

Заключение

Список используемой литературы

Введение

волонтерство студент добровольческий карьера

Актуальность. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основная цель государственной молодежной политики формулируется как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Реализация задачи по гражданскому образованию и патриотическому воспитанию молодежи связана, в первую очередь, с организацией добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи. Ее участие в волонтерском движении помогает решать важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для дальнейшего трудоустройства. Указанный аспект, в первую очередь, актуален для студенческой молодежи, так как добровольческая деятельность способствует раскрытию ее личностного потенциала в наиболее восприимчивый период возрастного развития и может выступать как базой социального ориентирования и социализации в русле служения обществу, так и возможностью попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути.

Цель и задачи. Целью исследования является изучение волонтерства, как одного из способов построения личной карьеры студента.

Задачами исследования являются:

. Рассмотрение понятия и сущности волонтерства.

. Изучение значимости и сущности понятия "доброволец".

. Проведение исследования в области волонтерства как стартовой площадки для карьеры.

Предмет и объект. Предметом исследования является волонтерская деятельность. Объектом исследования является добровольческая деятельность студентов.

1. Понятие и сущность волонтерства


Термин "добровольчество" означает деятельность на основе доброй воли. Обращаясь к общепринятому в мировой практике определению, самым главным признаком добровольчества является то, что доброволец часть своего свободного времени, а значит и сил, энергии, знаний, опыта, добровольно (без принуждения или указаний "сверху"), тратит на выполнение деятельности, которая приносит пользу другим людям или обществу в целом [2].

Термин "добровольчество" не употреблялся раньше в России в рассматриваемом контексте (для сравнения: в Японии этот термин употребляется с начала XX века). В нашей стране он появился в последнее десятилетие XX века, но по сути смысл, который вкладывается в современное понятие добровольчества сделать доброе, помочь другим людям, - был присущ россиянам во все времена российской истории.

Российское общественное сознание воспринимает волонтерство очень широко. С одной стороны, "добровольчеством" называют все подряд, подменяя понятие "общественная деятельность", которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. При подобном подходе теряется уникальная воспитывающая и развивающая функция волонтерства.

С другой стороны, в это понятие вмещают бесплатный труд, который направлен на повышение занятости молодежи, что отнюдь не делает волонтерскую деятельность современной и уж тем более привлекательной.

Между тем Федеральный закон Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" №135-ФЗ четко определяет понятие "доброволец" как "физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Современная западная социология для обозначения добровольного труда применяет термин "волонтерство" (Volenteerism), подчеркивая, что это деятельность осуществляется людьми добровольно на безвозмездной основе и направлена на достижение социально значимых целей, решение проблем общества.

Тем самым подчеркивается, что волонтерство являет собой неоплачиваемую, сознательную, добровольную деятельность на благо других и любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером [10].

Интеграция отечественного и западного подходов позволяет сегодня понимать волонтерскую деятельность следующим образом: "форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (волонтеров)" [5].

Понятие волонтерство можно рассматривать и в другом контексте - с позиции широкого и узкого смысла.

В широком смысле под понятие волонтерство в РФ попадает деятельность всех некоммерческих и общественных объединений, под которыми подразумеваются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившиеся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В узком смысле волонтерская деятельность связана с социальной работой, предоставлением социальных услуг, основана на желании человека оказать помощь. При таком подходе деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остро нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим, как, например, пожилые, беспризорники, люди с инвалидностью, беженцы в результате стихийных бедствий, социальных катаклизмов и т. д. Собственно, именно здесь и открывается сфера формирования компетенций человека - способностей применять знания, умения и личностные качества для решения задач профессиональной деятельности, социального участия и достижения личного успеха.

2. Доброволец - это


На сегодняшний день уровень развития волонтерской деятельности в России по сравнению со странами Европы остается крайне низким. По результатам социологических опросов в России многие люди готовы принять участие в волонтерской деятельности, но из-за недостатка информации о том, как это можно сделать, не участвуют. В этом основная причина слабой распространенности волонтерской деятельности.

В последние годы "катализатором" развития волонтерства в регионах стала подготовка к проведению Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи в 2014 году, которая создала уникальные возможности для реализации системного подхода в добровольческих программах молодежи. Олимпийский национальный проект формирует социальный заказ массовой подготовки своеобразной элиты волонтерства, которая сможет привлечь в добровольчество креативно мыслящие слои российского общества [3].

Отзывчивость характера, щедрость, стремление к самопожертвованию - черты, присущие русскому народному характеру. Лучшие представители России отдавали время, силы, средства заботе о людских нуждах и во благо общества.

Широкий спектр распространения добровольческих инициатив на почти любую сферу человеческой деятельности - работа с социально незащищенными слоями населения; экология; проектная деятельность в сфере миротворчества, формирования толерантности; работа в рамках неформального образования; профилактика здорового образа жизни; активизация населения в глубинке и т. д. - априори формируют как общекультурные компетенции (компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач, задач социального участия и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности), так и профессиональные компетенции (компетенции, обеспечивающие успех и карьерный рост в конкретной сфере профессиональной деятельности) [10].

Готовность к участию в жизни других людей, солидарность и партнерство с теми, кто нуждается в социальной помощи, поддержанное силой личного решения, собственной инициативы и уверенности в целях добровольчества, делают волонтеров важными участниками решения проблем дефицита кадров в сфере реализации социальной и образовательной политики, усиления кадрового потенциала страны. Волонтерство выступает и наиболее эффективным методом практического неформального обучения в области так называемого третьего сектора - сектора некоммерческих негосударственных (социальных) структур.

Доброволец - залог успешной работы НКО.

Добровольцы - это колоссальный ресурс для некоммерческой организации. Причем ресурс со следующими принципиальными отличительными характеристиками, позволяющими ему быть даже более ценным по сравнению с материальными и финансовыми ресурсами. Так как:

. Добровольцы - это уникальный ресурс организации. Люди по разным причинам отдают свое личное время, знания, идеи и опыт некоммерческим организациям и неформальным объединениям людей.

Если человек по собственному желанию пытается изменить мир, в котором он живет, то это уже по определению является уникальным, так как никто не вынуждал человека делать это, а он сам по своей свободной воле решил помогать людям, формально или неформально объединенных в некоммерческие организации. Поэтому и уникальность услуг добровольцев состоит в том, что подобных услуг вы нигде больше не получите.

. Добровольцы - незатратный ресурс организации. Так как люди сами решают бескорыстно и безвозмездно помогать, то, следовательно, организации не нужно дополнительных затрат на заработную плату дополнительных сотрудников. А для некоммерческих организаций России данный аспект является особенно актуальным, учитывая финансово-экономические условия существования некоммерческих организаций. Чаще же бывает так, что добровольцы приносят прибыль организации, выраженную материально или нематериально (например, добровольцы очень часто принимают участие в сборе частных пожертвований).

. Добровольцы - это неисчерпаемый ресурс организации. Однажды привлеченные вашей организацией добровольцы, естественно, не будут работать в ней вечно. Однако, если они будут довольны работой у вас, они, возможно, привлекут к ней своих друзей, родственников и знакомых, те, в свою очередь, могут поступить так же. Кроме того, сам факт того, что люди соглашаются работать в вашей организации на добровольных началах, должным образом освещенный в СМИ, повлияет на имидж вашей организации и привлечет к ней новых добровольцев.

Таким образом, однажды начав деятельность по привлечению добровольцев и грамотно организовав их дальнейшую работу, вы никогда больше не будете испытывать недостатка в добровольном труде.

. Добровольцы - ресурс, предоставляющий организации независимость во внешней среде. Если обратиться к основным источникам ресурсов любой некоммерческой организации, то их можно классифицировать следующим образом: международные благотворительные организации; местный бюджет; спонсорская поддержка (корпоративные пожертвования и пожертвования коммерческих структур); частные пожертвования граждан; людские ресурсы (оплачиваемые работники и добровольцы); материальные ресурсы (помещение, телефон и др.); нематериальные активы (собственные технологии, методики и др.) [6]

Сопричастность волонтеров к постоянно идущим процессам политических и социальных изменений усиливает экономическую эффективность социальной политики, повышает качество жизни молодежи, способствует развитию инициативы и ответственности, повышению уровня толерантности, содействует воспитанию зрелой гражданственности. Тем самым происходит расширение сферы самого понятия "добровольческая деятельность", где последнее - не просто оказание помощи одними гражданами другим, а изменение ценностной ориентации, переход к принципу активной жизненной позиции в обществе.

В этой связи следует учитывать, что именно молодежь находится на стадии формирования жизненных ориентаций, интересов, поиска, овладения социальными ролями. Выступая самой активной группой населения, молодежь вообще и студенческая молодежь как наиболее образованная ее часть, ответственна за сохранение и развитие страны, за преемственность истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений. При этом не стоит забывать, что, играя особую роль в обществе, не замещаемую и не реализуемую никакой другой социально-демографической группой, она "может вызывать не только позитивные перемены в обществе, но и являться фактором социальной нестабильности" [10].

Поэтому общество должно направлять активность молодежи в конструктивное русло, стимулируя те формы активности, которые ему полезны, и препятствуя тем формам, которые негативно влияют на его развитие. Тесная интеграция волонтерства и социальной активности молодежи предоставляет такую возможность, выводя процесс создания механизмов вовлечения молодых людей в многообразную добровольческую деятельность в плоскость общественных задач.

3. Волонтерство как стартовая площадка для карьеры


С 2011 года статус добровольца стал официальным. Делая добрые дела, стоит учесть полученные знания и навыков в качестве трудового стажа. Именно для этого и нужна личная книжка волонтера. В ней фиксируется трудовой стаж волонтера, его обучение и меры поощрения.

Личная книжка волонтера - это "портфолио", которое содержит информацию о опыте, умениях, акциях, проектах, мероприятих и т.д. Личная книжка волонтера является аналогом трудовой книжки, куда заносятся сведения о добровольческой деятельности волонтера (различных видах трудовой деятельности, количестве часов, поощрениях, дополнительной подготовке). Делая добрые дела, ты можешь учесть полученные знания и навыки в качестве трудового стажа. Для студентов данная книжка - это своеобразное портфолио, которое поможет в поисках работы после окончания вуза и трудоустройстве, поскольку, одним из основных критериев в современной России является общественная деятельность. В настоящее время ведётся работа над тем, чтобы наличие личной книжки волонтёра учитывалось работодателем при приёме на работу. Для студентов БИФК получение волонтерской книжки очень актуально, т.к. наши студенты постоянно участвуют в организации и проведении различных мероприятий [7].

Личная книжка волонтера - документ, служащий для учета волонтерской деятельности и содержащий сведения о трудовом стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке.

Личную книжку волонтера могут получить молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Для граждан, не соответствующих указанной возрастной категории, невозможна выдача [8].

Этот документ по содержанию напоминает Трудовую книжку, отличие состоит в том, что деятельность, отмеченная в Личной книжке волонтера, - это его "стаж", который открывает расширенные возможности участия в самых интересных и масштабных добровольческих проектах, таких как Саммит АТЭС 2012, Универсиада в Казани 2013, Олимпиада в Сочи 2014 [3].

Для того чтобы получить личную книжку волонтера необходимо:

1. Зарегистрироваться на сайте www.jaba <#"700351.files/image001.gif">

Рис. 1. Данные о заявителе

Оформленная "Личная книжка волонтера", заверенная подписью Председателя Государственного комитета по делам молодежи.

. Личная книжка волонтера оформляется в течение 10 дней. Книжка вручается заявителю лично. В отдельных случаях вручение книжек может быть приурочено к какому-либо торжественному, праздничному мероприятию.

. В личной книжке волонтера сведения о трудовом стаже, поощрениях и дополнительной подготовке заполняются соответствующими организациями, в которых работает (проходит обучение) волонтер, и заверяются подписью ответственного лица и печатью данной организации. Учет молодых граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, и выданных им "Личных книжек волонтера" ведется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъекта Российской Федерации, их выдавшими.

Рассмотрим порядок заполнения сведений о деятельности волонтера (рис. 2) [4]:

·        В поле 1 вносится порядковый номер записи.

·        В поле 3 вносится запись о конкретных выполненных работах согласно Примерному перечню видов добровольческой (волонтерской) деятельности. В случае, если волонтер до момента получения книжки имел продолжительный опыт добровольческой работы, то ответственным лицом Центра первой записью указывается опыт работы волонтера (добровольца) на основании заявления на получение Книжки.

·        При заполнении поля 3 необходимо указывать формы самоорганизации Добровольцев, виды добровольческой работы, направления добровольческой деятельности, классификацию по форме выполняемых работ.

·        В поле 4 указывается Наименование Организации (возможно сокращенное название), вносящей запись.

·        В поле 5 указывается сумма часов, отработанных в Организации.

·        В поле 6 указывается фамилия, имя и отчество, должность, подпись ответственного лица Организации удостоверяется печатью Организации.

·        Все записи в "Личной книжке волонтера" имеют силу только в случае, если они заверены Организацией (подписью, печатью ответственного лица).

·        В поле 7 Волонтер указывает буквенный номер "Личной книжки волонтера"

·        В поле 8 Волонтер указывает цифровой номер "Личной книжки волонтера"

Рис. 2. Порядок заполнения сведений о деятельности волонтёра (добровольца)

Теперь рассмотрим порядок заполнения сведений о поощрениях волонтера (рис. 3) [4]:

·        В поле 1 указывается порядковый номер записи.

·        В поле 2 указывается дата заполнения сведений о поощрении волонтера.

·        В поле 3 вносится запись, отражающая поощрение волонтера за высокое качество выполненных работ или иной отличительный характер деятельности (за что и чем награжден Доброволец).

·        В поле 4 фиксируется № решения или протокола, на основании которого Доброволец был поощрен.

·        В поле 5 указывается фамилия, имя и отчество, должность, подпись ответственного лица и удостоверяется печатью Организации.

·        В поле 6 Волонтер указывает буквенный номер "Личной книжки волонтера".

·        В поле 7 Волонтер указывает цифровой номер "Личной книжки волонтера".

Рис. 3. Порядок заполнения сведений о поощрениях

Следующим разделом в "Личной книжке волонтера" является раздел о дополнительной подготовке, который заполняется ответственным лицом организации, занимающейся дополнительной подготовкой Волонтера.

Порядок внесения записей в сведения о дополнительной подготовке (рис. 4) [4]:

Рис. 4. Порядок внесения записей в сведения о дополнительной подготовке

·        В поле 1 указывается порядковый номер записи.

·        В поле 2 указывается дата заполнения сведений о дополнительной подготовке Волонтера.

·        В поле 3 указывается название курсов и полученная квалификация.

·        В поле 4 указывается количество часов, в течение которых Волонтер проходил дополнительную подготовку.

·        В поле 5 указывается фамилия, имя и отчество, должность, подпись ответственного лица и удостоверяется печатью Организации.

·        В поле 6 Волонтер указывает буквенный номер "Личной книжки волонтера"

·        В поле 7 Волонтер указывает цифровой номер "Личной книжки волонтера"

Учет молодых граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, и выданных им Личных книжек волонтера ведется Управлением по делам молодежи.

Для обеспечения молодому гражданину возможности участвовать в добровольческой деятельности Управление по делам молодежи формирует базы данных вакансий для волонтеров и размещает анонсирующую информацию о мероприятиях, в которых могут принять участие добровольцы.

Вывод: участие в волонтерской деятельности студентам дает в первую очередь возможность получения опыта трудовой деятельности, во вторую позволяет познакомиться с организациями и интересными людьми и третье определить цель и путь для себя как в личном, так и профессиональном плане.

Заключение


После того как 2009 год был объявлен годом молодежи в Российской Федерации в государстве произошли значительные изменения, стало особенно активно развиваться плодотворное сотрудничество между добровольцами всей страны и федеральными органами власти, между студентами-волонтерами и администрацией вуза.

Доказательством полного признания волонтерства как значимого явления в жизни государства и общества стала подготовка к зимним Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи и к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в Казани, а также проведение саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, волонтерство стало частью большого государственного проекта. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Владивосток начала формироваться законодательная база для волонтерства.

Существенные изменения произошли и в системе высшего профессионального образования. Основной задачей воспитания, осуществляющегося на базе высшей школы, становится формирование личности студента, стремящейся к проявлению своих личностных качеств посредством реализации тех социально-значимых проектов, которые в наибольшей степени отражают не только уровень ответственности человека в ходе тех или иных социальных действий, но и, прежде всего, отражают его гражданскую позицию в рамках реализации этих проектов.

Волонтерство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Волонтерство - один из лучших способов проявить себя и реализовать свой потенциал. Делая добрые, социально полезные дела, ты обучаешься различным трудовым навыкам, участвуешь в различных проектах, получаешь знания и профессиональный опыт, а также реальное представление о предполагаемой профессии и можешь выбрать направление дальнейшего развития. Волонтерство - это стартовая площадка твоей карьеры. Так как участие в волонтерской деятельности студентам дает в первую очередь возможность получения опыта трудовой деятельности, во вторую позволяет познакомиться с организациями и интересными людьми и третье определить цель и путь для себя как в личном, так и профессиональном плане. Этому способствует введенная в 2011 году "личная книжка волонтера". "Личная книжка волонтера" является аналогом трудовой книжки, куда заносятся сведения о добровольческой деятельности волонтера (различных видах трудовой деятельности, количестве часов, поощрениях, дополнительной подготовке). Добровольческая (волонтерская) деятельность является формой социального служения, благотворительная деятельность в форме безвозмездного труда. В частности, для студентов данная книжка станет своеобразным портфолио, которое может помочь в поиске работы и трудоустройстве, поскольку, одним из основных критериев в современной России является общественная деятельность.

Список используемой литературы


1.       Федеральный закон Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" №135-ФЗ.

2.       Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции, Часть 2 Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. - М.: 2006. - с. 78.

.        Мюллер И., Бидерман К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании. - М.: 2012. - с. 37.

.        Первый сайт о социальной рекламе в России. Информационный центр "Благотворительность в России". http://www.1soc.ru/news/view/236

.        Ресурсный центр добровольчества 2010-2012. История добровольческого служения и благотворительности в России. www.dobro43.ru

.        РИА НОВОСТИ Волонтерское движение в России. Справка. http://ria.ru/spravka/20100521/236982093.html

.        Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (новая редакция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №997-р).

.        Тарасевич Г., Москвина Ж., Рубан А. Почему люди работают бесплатно. http://www.ladoga-park.ru/a080731175950.html

.        Титова И.В., Шатунова Е.М. Дорогою добра: методическое пособие по развитию добровольческого движения. - 2-е изд., перераб. и доп. - Вологда: 2011. - с. 40.

.        Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения, http://chelt.ru/2003/4-03/shekova-4.html

Похожие работы на - Студенческое волонтерство как один из способов построения личной карьеры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!