Проблема человека и смысл его существования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,42 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема человека и смысл его существования

ПРИАМУРСКИЙ ИНСТИТУТ АГРОЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА












Наименование дисциплины: Философия

Контрольная работа (Дистанционная)

по теме: «Проблема человека и смысл его существования»

Студент группы БУ - 24 с ___________ Е.Г. Верещагина

Проверил___________ А.А. Кусакин







Хабаровск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Специфика философского подхода к пониманию и изучению человека

.1 Объективистские (биологизаторские, социологизаторские и религиозные) и субъективистские (идеалистические, экзистенциальные) концепции человека

Глава 2. Проблема природы человека

.1 Биологическое, социальное и психологическое в человеке

.2 Отличие человека от животных

.3 Проблема антропогенеза в науке, религии и философии

Глава 3. Проблема личности и ее формирование в философии

.1 Индивид, индивидуальность, личность

.2 Социализация и индивидуализация как способы формирования личности

.3 Характеристики личности

Глава 4. Проблема смысла жизни в философии: гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, этика долга, прагматизм, утилитаризм, экзистенциализм

Список использованной литературы

Введение

Проблема человека, его сущности и места в бытии с необходимостью является одной из важнейших проблем философии. Будучи формой мировоззрения, философия не может не характеризовать положение человека в универсуме. Поэтому проблема человека, так или иначе, заложена во всех содержательных формулировках основного вопроса философии. И.Кант в принципе поставил вопрос «Что такое человек?», Ф.Энгельс, говоря об отношении мышления к бытию, понимал мышление, как ключевую способность человека, М.Хайдеггер, вопрошая о смысле бытия, вопрошал о смысле бытия именно для человека.

Вплоть до софистов и Сократа человек мыслился в единстве с космосом, и вопрос о человеке как таковой не ставился. Лишь социально-политические потрясения V-IV веков до н.э. заставили мыслителей античности обратить на него особое внимание. Роль личности в тогдашнем греческом обществе постоянно менялась, что требовало либо обосновать такое положение дел (и это сделали софисты), либо устремиться к поиску устойчивых оснований человеческого бытия (Сократ и Платон). С тех пор проблема человека является одной из ключевых в любой значительной философской концепции.

Глава 1. Специфика философского подхода к пониманию и изучению человека

Изучение человека является стержнем философии, всех ее составных частей: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др.
Чтобы начать познавать окружающий мир (гносеология), строить его онтологическую картину (онтология), оценивать его (аксиология), человек, прежде всего, должен осознать свой собственный статус от окружающей действительности, познать себя.
Вопрос «что есть человек?» ставится не только в философии. Конкретные науки, непосредственно связанные с изучением человека (биология, психология, анатомия, медицина и т.д.), также занимаются решением этого вопроса. Каждая из них согласно своей задаче изучает отдельные стороны человека. Философия же подходит к исследованию его как целостного феномена.

Специфика философского знания заключается в том, что оно не только раскрывает вопрос о целостности человека, но прежде всего, ориентирует на тот способ исследования, который направлена на познание его сущности. Философия интересуется не столько отличием человека от других бытийных сущностей (например, от животного мира), сколько тем, что он есть сам по себе. Настройка сущности философского знания заставляет представить человека в его предельных основаниях и причинах (по Аристотелю), в идее (по Платону), в его «сущностных силах» (по Марксу) и т.п.

Философское знание всегда связано не с конкретными событиями, не с эмпирией бытия, а с его обобщением, с идеей, с бытием сущего. Следовательно, человек в философии предстает не как конкретный субъект (в познании как объект), а как абстрактная идея человека в его общих и существенных качествах.

Философия представляет человека только в его всесторонних взаимоотношениях с миром природы и общества. Связи осуществляются по различным направлениям: труд, материальное производство, политика, искусство и т.д. через деятельность он входит в мир, наделяет его своей субъективностью, одушевляет и одухотворяет. В диалоге с миром окружение также влияет на человека, формируя и обусловливая его содержание и сущность. Философское понимание (в отличие от научного) устраняет резкую грань между миром и человеком, создавая картину мира в человеке и человека в мире, мир мыслится как открытый. Иначе говоря, с изменением мира меняется и человек, и наоборот. Человек - незавершенное творение, всегда находящееся в развитии, но ограниченное во времени и пространстве. Извечное и постоянное стремление человека к завершенному совершенству через отражение и изменение мира делает его творческим существом. В этом его сущность. Понятие «человек» означает несколько аспектов:

. человек - это специфически человеческий способ бытия, отличный от животного способа жизнедеятельности;

. человек - это реальный индивид, существующий в определенной культуре и цивилизации;

. человек - это некий идеальный образец, эталон человеческого существования и развития. Прикладывание этого эталона к реальным фактам жизни людей позволяет оценивать их как человеческие или не человеческие;

. человек - это абстрактный субъект, персонификация абстрактной схемы человеческой деятельности.

Человек - это и биологическое, и духовное, и социальное существо. Абсолютизировать какую-то из этих сторон в определении человека не имеет смысла, поскольку он является целостной системой, качественное своеобразие которой определяется взаимодействием всех этих составляющих. Как родовое понятие человек - это биосоциальное существо1, сущность которого заключается в его отношении к миру, что подчеркивает его надбиологический характер. Отношение к миру всегда протекает через взаимообусловленность основных сторон человека. В цепочке мотиваций деятельности в качестве исходного импульса выступает потребность, а труд - как способ создания средств удовлетворения потребностей и как предпосылка возникновения новых потребностей. Потребности можно подразделить на три основные группы: витальные (биологические), социальные и духовные. Причем витальные потребности у человека в отличие от животных приобретают социальную окраску, «очеловечиваются».

Проблема человека стала центральной для ряда философских и религиозных течений. За философским течением, основателем которого стал Макс Шелер, закрепился термин "философская антропология". "Философская антропология - это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической картины мира". Антропология - наука о человеке, антропогенез - один из её разделов

Антропогенез2, происхождение человека, процесс его эволюционного развития <#"justify">1.1 Объективистские (биологизаторские, социологизаторские и религиозные) и субъективистские (идеалистические, экзистенциальные) концепции человека

Все историко-философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские.

Объективистские - такие, где человек, окружающий его мир и смысл всякого бытия познаются из самого объекта, т. е. мира. Человек понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм Космоса, Мирового разума, «мира идей» и сущностей, божественного провидения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимости (досократики, Платон, христианская теология, Г. Гегель и др.).

Субъективистские - такие, где бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я». Человек понимается как существо, полностью или преимущественно автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого, индивидуального и всякого другого бытия в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека: разумной деятельности; духовно-нравственных, подсознательно-иррациональных силах; волевых импульсах и стремлениях (И. Фихте, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм и т. п.).

Причины биологического характера определяют индивидуально-неповторимые особенности людей: набор генов, получаемых от родителей, уникален. Он несет информацию, предопределяющую развертывание свойственных лишь данному человеку признаков: особенностей темперамента, характера, черт лица и вообще всего телесного облика. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, обществу, истории человечества, культуре.

Ограниченное рассмотрение человека в пределах биологизаторских (в частности, социобиологии, генетики, и т. п.) либо социологизаторских (структурализм) концепций нередко приводит к упрощенным толкованиям соотношения биологического и социального в человеке.

Социобиология (биологизаторский подход) пытается объяснить социальные действия человека, исходя из его эволюционно-биологических и генетических характеристик.

В частности, Эд. Уилсон ключ к пониманию человека видит в молекулярной генетике, настаивает на генетическом детерминизме. Он называет этот подход новым натурализмом и пытается с его помощью решать такие сложные политические и социальные вопросы, как свобода воли и ответственности личности, равноправие женщин, преодоление экологического кризиса и предотвращение термоядерной войны. Гипертрофирование генетических факторов и селекционных возможностей, свойственное социалбиологизму и социалдарвинизму, имеет своей предпосылкой умаление социального начала в человеке.

Социологизаторские концепции абсолютизируют значение социальных отношений и соответствующих социологических методов изучения человека. Так, структуралисты (видный представитель М. Фуко) «вычитают» человека из социальных структур. Для них нет проблемы творчества, мировоззрения, этики, свободы и ответственности личности. Остаются только обезличенные каркасы структур, которые не зависят от их создателей. Общество изображается как совокупность равнозначных сфер, каждая из которых имеет свою особую структуру как вариант единой интеллектуальной системы.

Ролевая теория личности - влиятельное течение в современной философии. Школа структурно-функционального анализа и социального действия (Т. Парсонс) трактует личность как «актера», исполняющего несколько социальных ролей.

Обе концепции, биологизаторство и социологизаторство, страдают односторонностью. Первая абсолютизирует биологическое начало, вторая превращает человека в абстрактную социологическую схему.

Каким же образом в человеке объединяются его биологические и социальные начала? Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с не полностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, т. е. генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым - их действиям, звукам и т. п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер.

Религиозный подход опирается на веру и предание, обычно он не требует каких-либо дополнительных подтверждений своей правоты.

Креационизм (лат. creatio - сотворение, создание) - религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом - Богом или несколькими богами - в результате сверхъестественного творческого акта. Религиозное мировоззрение является древнейшим из засвидетельствованных в письменной традиции. Племена с примитивной культурой обычно выбирали себе в предки разных животных: индейцы - делавары считали своим родоначальником орла, индейцы - осаги - улитку, айны и папуасы из бухты Морсби - собаку, древние датчане и шведы - медведя. У некоторых народов, например, малайцев и тибетцев, бытовали представления о возникновении человека от обезьяны <#"justify">Основные концепции общества, характера его существования и развития в мировоззренческом плане опираются на то или иное решение основного вопроса философии применительно к социальной действительности. В этом плане обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую.

Во взглядах на общественную жизнь, историю общества длительное время господствовала, да и в настоящее время продолжает, идеалистическая концепция. Идеалистическая концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Таким началом считался либо Бог, Мировой Разум и т. п., либо сознание людей. Так, объективный идеалист Гегель считал, что вся история - лишь внешнее проявление абсолютной идеи; высшей формой проявления абсолютной идеи в обществе является прусская монархия. В другом случае мы встречаемся с тезисом о том, что «мнения правят миром». Деятели движения французского Просвещения, исходя из того, что главная основа и причина изменений общества - в идеях, борьбе мнений, утверждали, что для изменения общества в прогрессивном направлении нужно просветить людей, ввести в их сознание идеи добра, истины, справедливости и т. д. Позитивисты XIXв. говорили о том, что миром управляют идеи.

Идеалистическое понимание общества имеет определенные основания. Бесспорным фактом является то, что все действия, поступки людей происходят при участии сознания. В начале существования человечества сознание было «вплетено» в практическую жизнь людей. Затем важным историческим фактом стало отделение умственного труда от физического. Выделение умственного труда в относительно самостоятельную область деятельности дает возможность для порождения своеобразной иллюзии, будто сознание, идеи не зависят от материальной жизни общества, развиваются совершенно самостоятельно. С отделением умственного труда от физического господствующие слои общества монополизировали умственный труд, физическим трудом занимаются народные массы. А господствующие классы руководят производством и обменом, берут в свои руки управление государством, определяют политику, право, идеологию и т.д.

В философии XX века активно развивается новое направление - экзистенциализм - учение, предоставляющее человеку целостную картину реальности, полностью зависящую от его внутреннего мира. Предпосылками появления этого течения стали персоналистическая концепция личности Н. Бердяева, экзистенциальные мотивы С. Кьеркегора, Ф. Ницше и А. Шопенгауэра.

Задача экзистенциализма - помочь личности выйти из духовного кризиса, признаками которого являются страх, вина, экзистенциальная тревога, скука и т.д. Выход мыслители видят в экзистенции, которую постигает человек, находясь в пограничных ситуациях.

Доказано, что, по мнению этих философов, сущность человека не может предшествовать его существованию, через которое человек постигает смысл своего бытия.

В процессе постижения самого себя как экзистенции человек обретает свободу; он должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, и он должен быть тем, что он есть, а не просто быть.

Сторонники экзистенционального подхода придерживаются мнения, что должное бытие выступает не как целостность и завершенность, но как бесконечный процесс, движение, постижение смысла. Целостность, как цель бытия недостижима, так как человек конечен.

В итоге делается вывод о том, что экзистенциальная концепция человека разводит понятия должного и целостного. Должным для человека является не достижение целостности, а лишь стремление к ней. Смысл человеческого бытия в движении, в самосовершенствовании, в незавершенности.

Таким образом, в философии конца XIX начала XX веков складывается новое понимание человека. Человек не является элементом, проявлением внешнего для него бытия, сущность не субстанциональна, она формируется в процессе жизни индивида. Целостность бытия - продукт деятельности человека, а не предпосылка его бытия. Вследствие этого должное выступает как способ, путь, стремление к целостности, как преодоление наличного сущего.

Проведённый историко-философский анализ концепций человека позволяет выделить два принципиальных подхода к пониманию сущности целостности бытия человека: субстанциональный и экзистенциальный. При субстанциональном подходе сущность человека выводится из абсолютного, трансцендентного бытия. Данный подход понимает целостность человеческого бытия как нечто данное, предопределенное человеку.

Экзистенциальный подход требует рассматривать сущность человека как его индивидуальность, нестандартность. Сущность несводима к внешним для человека элементам мира. При данном подходе невозможно обосновать целостность бытия человека как внеположенный абсолют, как завершенность.

Различные концепции человека по-разному рассматривают соотношение должного и целостного бытия. Субстанциональные концепции понимают целостное как должное бытие человека. Экзистенциальные, напротив, утверждают должное как стремление преодолеть неполноту человека его собственным существованием.

Глава 2. Проблема природы человека

.1 Биологическое, социальное и психологическое в человеке

Для любого человека его собственное существование является наиболее очевидным фактом. Несравненно более сложными являются вопросы о природе, сущности, происхождении человека, о его предназначении, смысле жизни и т.п. Мыслители разных эпох давали разные ответы на эти вопросы. Нет единой точки зрения на эти вопросы и до сих пор. Однако большинство сходятся на том, что человек - уникальное, загадочное существо, чрезвычайно сложное в своих многообразных проявлениях.

В настоящее время накоплено множество знаний о самых разных сторонах человеческого бытия в мире. Предпринимаемые попытки постичь человека в его целостной многомерности пока далеки от своего завершения. Можно, пожалуй, лишь обозначить контуры этой сложной многомерности человека.

Во взглядах на человека существует множество подходов. Можно выделить натуралистический, социологизаторский, экзистенциальный, религиозный подходы. В рамках каждого из этих подходов представлены разные концепции. С натуралистических позиций человек рассматривается как часть природы, продукт ее эволюционного развития. Социологизаторские концепции рассматривают человека как некую функцию, слепок социальных отношений, структур и т.п. К этим концепциям можно отнести структурализм и в значительной степени марксизм. Экзистенциальные концепции рассматривают человека как конкретное существо с неповторимыми индивидуально - психологическими качествами в драматических коллизиях его существования. Религиозные концепции рассматривают человека в его соотнесенности с Абсолютом. В частности, христианство рассматривает человека как венец творения, как образ и подобие Бога.

Отметим некоторые грани проблемы человека. Одной из таких граней является проблема биологического и социального в человеке. По своей биологической конституции человек действительно часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим, особому биологическому виду Номо sapiens. Однако природу человека нельзя свести к биологической составляющей. По природе своей человек существо биосоциальное. Причем, согласно, например, марксизму главное в человеке как биосоциальном существе, т.е. его сущность - социальна. Иными словами, в рамках этой концепции человек не столько продукт биологической, сколько социальной эволюции. И проблема антропогенеза (происхождения человека) в марксизме неразрывно связана с социогенезом - происхождением общества (антропосоциогенез). Социальная сущность человека связывается здесь с его предметно практической деятельностью, которая явилась главным фактором выделения человека из животного мира. В этом плане формирование человека и формирование его сознания - единый взаимообусловленный процесс. Причем сознание человека, его разум, дух "встроены" в его социальность, рассматриваются в функциональном плане. Поэтому человек как существо духовное в марксизме не является чем-то самостоятельным, не отделяется от человека как существа социального.

В экзистенциальных и религиозных концепциях упор сделан на понимание человека как существа душевного и духовного. Христианство, признавая наличие тела у человека, считает, что бессмертная человеческая душа - главное в человеческом существе. Дихотомия тело - душа в христианстве эквивалентна трихотомии тело - душа- дух. В дихотомическом аспекте дух- высшая разумная часть души. При трихотомическом подходе душа- это эмоционально - чувственная сторона человеческого существа, а дух - высшая самосознающая, разумная инстанция в человеке.

Уникальное единство тела, души и духа, согласно христианской антропологии, составляет природу человека. Христианство исходит из различия личности и природы человека. Это тонкое и глубокое различие природы и личности в Боге и человеке - основа христианского богословия и христианской антропологии. Личность человека не сводится к его природе, не есть совокупность каких-то качеств, как нередко трактуют личность современные социальные концепции личности. Личность- это субъект, обладающий, владеющий своими природно-индивидуальными качествами, свойствами. Природа человека отвечает на вопрос "что?", личность - на вопрос "кто?". Отличие в человеке личности от природы - это отличие себя от своего.

Человек как свободная, разумная, наделенная творческими способностями личность есть образ личного Бога. Будучи образом Бога (абсолютной Личности, свободной, самосознающей, всемогущей) человек призван стать подобным Богу. Образ Бога человеку дан, подобие - задано. Таково высочайшее предназначение и призвание человека в христианстве.


Наиболее массовый, развитый, умный, «привлекательный», агрессивный, захватнический и т.д. вид среди всех представителей животного царства это человек. Люди просто еще один вид животных, таким образом, существует очень много признаков, которые мы разделяем с животными для обсуждения сходства и различий. Тем не менее, человек существенно отличается от других видов животных.

Существуют миллионы видов животных, морфологически и физиологически они очень сильно отличаются от людей. У животных большое разнообразие между собой с точки зрения их внешнего вида. Есть животные, с и без конечностей, крыльев, глаз и т.д. Их размеры могут варьироваться от маленьких одноклеточных животных до гигантских голубых китов или слонов. Животные завоевали все экосистемы на нашей планете и показывают прекрасную адаптацию к любой соответствующей среде обитания, анатомически, физиологически, а иногда и умственно. Животные смогли выжить во всех эпохах с момента их появления на Земле. Земля постоянно меняется по геологической шкале времени: наводнения, засуха, холод, жара, атмосферные явления, солнечный свет, и другие факторы окружающей среды возникали и доминировали в разное время. Некоторые животные эволюционировали и адаптировались для выживания, а другие погибли и вымерли. У животных чистые и простые эмоции, и они не могут ненавидеть или любить друг друга. Животные пережили много различных массовых вымираний в разные эпохи и дожили до наших дней, несмотря на их менее развитый мозг, низкий уровень развития (сравнительно), а также бесчисленные различия в морфологии, анатомии и физиологии.

Люди (гомо сапиенс), считаются наиболее развитым видом животных. Люди - физиологически и морфологически сильно отличаются от других животных. Несмотря на свою уникальность среди животных, люди различны между собой, у них разные желания, привычки, идеи, навыки и т.д. Люди отличаются по своей способности понимать, объяснить и использовать окружающую среду в науке, философии и религии. Люди являются социальными животными с сильными связями между собой. Современные люди в основном трех типов: европеоиды, негроиды и монголоиды. Обычно здоровый взрослый человек весит от 50 до 80 килограммов, а высота может варьироваться в пределах 1,5 и 1,8 метра, продолжительность жизни в среднем составляет около 67 лет. Хотя, люди эволюционировали достаточно долго, по мнению многих ученых, они не сталкивались ни с одним из основных климатических или географических изменений на Земле. Таким образом, еще слишком рано считать, что люди выживут в массовом вымирание

Отличие человека от животного

Различия между человеком и животными очевидны с морфологической и физиологической точки зрения. Одно из самых контрастных различий это подход к цели. Целью может быть либо питание, либо размножение. В большинстве случаев среди животных, физическая сила играет большую роль, в то время как у людей это умственная и душевная силы. Нет одного существенного различия между человеком и животными. Тем не менее, очевидные различия: использование сложных языков, технологий и многое другое.

Сравнение основной информации

. Животные принадлежат ко множеству видов, тогда как люди принадлежат к Homo Sapiens.

. Большинство животных ходят на четырех ногах, в то время как люди являются двуногими.

. Животные, как правило, либо травоядные либо плотоядные и придерживаются диеты своего вида в то время как люди всеядны.

. Животные не могут общаться как люди.

. Животные находятся под угрозой исчезновения в связи с антропогенным воздействием на окружающую среду.

. В то время как животные просто выживают в своей среде, люди разработали технологии и науку, чтобы изменять свою среду.

.3 Проблема антропогенеза в науке, религии и философии

Проблема антропогенеза (от греч. антропос - человек и генезис - происхождение) является одной из привлекательных тем философии. Можно выделить несколько концепций антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др.

Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. сreatio - творение, создание) модель происхождения мира и человека. Согласно этой модели, человек является результатом божественного творения, его «образ и подобие» и наиболее совершенное и уникальное создание Бога на земле. Человек, как свидетельствует «Библия», единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей, носитель божественных заповедей, одной из первейших среди которых является необходимость трудиться. Человек, как носитель разума, воли, стыда, творчества, нравственности не может быть, с точки зрения креационистов (в том числе и современных, дающих религиозную интерпретацию ряда научных открытий - Большого Взрыва, так называемого антропного принципа и т.д.) не может быть обусловлен природными факторами, они с необходимостью связаны с творением Божественного начала.

В становлении эволюционной концепции антропогенеза заметное значение оказала работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). Эти работы до сих пор вызывают интерес у приверженцев эволюционной концепции антропогенеза. Считается, что примерно 5-8 млн. лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Они обладали рядом признаков («гоминоидная триада»): прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга, которые в последующем получили развитие, обеспечив биологические основы антропогенеза. Сущностной характеристикой человека и определяющим фактором антропогенеза становится труд, закрепляя и развивая прямохождение, руку и мозг (мышление). В качестве причины Энгельс указывает на глобальное изменение и похолодание, в результате чего гоминоиды вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить условия выживания. Труд стал, кроме биологической основы антропогенеза, и источником человеческой социальности и культуры, способствуя последовательному изменению кровнородственной семьи, переходу от первобытного стада к обществу, появлению первых оснований нравственности, права и закона, формированию культурных традиций и передачи их от поколения к поколению. Кроме эволюционной концепции антропогенеза имеются и альтернативные подходы.

Альтернативные подходы антропогенеза, связывают происхождение человека с возникновением человеческой культуры (культурогенез), поскольку именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, а возникновение отдельных форм культуротворчества - морали, искусства, философии и др. никак не вписывается в модель практической целесообразности. Такими версиями происхождения и развития культуры являются: игровая модель («Человек играющий», 1938, Й. Хейзинга), в рамках которой игра рассматривается (основа происхождения религии, искусства, права, философии и т.п.) как форма свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от бесконечных «надо», гнета повседневности, практической целесообразности и выгоды; психосоматическая модель (З. Фрейд), согласно которой возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого составляют тотем и табу. Возникновение их стало результатом «Эдиповой» драмы, разыгравшейся в первобытной орде и связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. В то же время табуируются и сексуальные отношения, послужившие видимой причиной сыновнего бунта. В результате религия и мораль, укорененные в разрушительности стыда и страха, начинают определять последующее развитие человека и культуры. Развитие культуры здесь рассматривается как искажение естественных истоков человеческого бытия; семиотическая концепция антропо- и культурогенеза рассматривает культуру как специфическую знаково-символическую реальность, основой и универсальным посредником между человеком и миром в которой является язык. Человек становится субъектом той или иной культуры лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, начиная от систем родства и кончая властными структурами, т.е. язык становится подлинным создателем культуры, а не только средством общения.

В системе мировоззрения человека важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Аксиология - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются предметные и субъектные ценности.

Предметные ценности - всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т.д

Субъектные ценности - способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека.

Глава 3. Проблема личности и ее формирование в философии

На протяжении многих столетий духовного развития человечества проблема человека, а вместе с нею проблема человеческой индивидуальности была одной из самых важных. Философские знания - это, прежде всего, знания о человеке.

Понятно, что философское учение о человеке выступает относительно самостоятельной частью философии. Философия становится философией в определенном смысле слова тогда, когда человек обращает внимание на «самого себя», на формы своей личной жизнедеятельности, свой личный духовный мир, его наполненность жизнью, страданиями и невзгодами, радостью и счастьем.

Философия, верная своему предназначению, рассматривает человека в мире и мир в человеке. Она говорит о его реальном, фактическом положении в этом реальном, практическом мире, о его жизненном предназначении. При этом стремится понять не только, что он есть, но и кем он должен быть, ибо проблема сущности и бытия человека является одной из главных вечных философских проблем.

.1 Индивид, индивидуальность, личность

Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность»3, «индивид»4, «индивидуальность»5, «человек».

Исходя из различных определений, данных философией, психологией, и другими науками, человека можно определить как биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, мышлением, являющееся частью природы и общества, а также способное создавать материальные и духовные ценности.

Человеческие способности и свойства, такие как речь, сознание, мышление, являются результатом культурного развития, а не врожденными качествами, передающимися по наследству. Человек - это высшее существо, отличающееся от животных способностью к труду, результатом которого являются создаваемые блага, используемые в целях удовлетворения потребностей.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» - как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. То есть отсюда следует сделать вывод, что индивидами мы рождаемся. Индивид - это отдельно взятый представитель человеческого рода. Индивид экземплярен, т.е. имеет определенные свойства, которые выделяют его из множества "других".

Мы рождаемся как индивидом, так и человеком, и, безусловно, изначально являемся частью природы и общества. Природа когда-то была дикой, а общества не было вообще, но в процессе эволюции было создано общество, которое оказало существенно влияние на природу. В результате наш мир можно назвать цивилизацией.

Точно так же, подвергаясь стороннему воздействию, эволюционирует индивид и в конечно счете становится личностью.

«Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке неприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития». Личность - это социализированный индивид, усвоивший социальные нормы, ответственный, самостоятельный в своем поведении.

Индивид, становясь личностью, занимает определенное место в так называемых социальных группах. Следует отметить, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преобразует, изменяет их. Таким образом, личность начинает выступать носителем комплекса внутренних условий и посредством них изменяет воздействия общества. Эти внутренние условия можно определить как совокупность врожденных, переданных по наследству качеств, так и приобретенных, сформированных под влиянием социальных отношений. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность это самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, так как каждая личность включает в себя представление о себе и самооценку.

Что значит быть личностью? Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, с которой можно сказать так: «На том стою и не могу иначе». Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь.

«Особая и не похожая на других личность с индивидуальным набором духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность».

Индивидуальность - это личность данного человека в конкретном ее варианте, как неповторимое сочетание его психологических особенностей» Индивидуальность - уникальное своеобразие, неповторимое сочетание психофизиологических и социальных свойств и характеристик индивида..

Рассмотренные кратко аспекты человека, конечно, не исчерпывают его сложной многомерности. Человек - единственное существо на Земле задающее себе вопрос о смысле жизни и осознающее свою смертность. Этот круг вопросов, пожалуй, наиболее сейчас актуален и заслуживает особого внимания.

.2 Социализация и индивидуализация как способы формирования личности

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией6. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация происходит как стихийно (за счет инстинкта подражания, а также за счет восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

Социологи обращают внимание на процесс становления личности, на то, как проходит его социализация. Превращение ребенка во взрослого происходит благодаря воздействию на него двух социальных институтов: семьи и системы общественного воспитания (в данном случае социальным институтом могут выступать не только какие-то учреждения, а даже улица, оказывающая определенное влияние на воспитание человека).

В процессе своего становления (социализации) человек сначала усваивает средства общения между людьми (учится говорить), потом у него вырабатываются навыки различной деятельности (от умения держать ложку до освоения профессий). Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности систему ценностей. Но даже после того как человек стал взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформировавшуюся личность продолжают оказывать воздействие, по меньшей мере, две системы отношений, во-первых, на производстве, а, во-вторых, в семье.

Стадии социализации. Социологи выделяют несколько стадий:

. Первичная стадия социализации или стадия адаптации: длится от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает окружающим).

. Стадия индивидуализации: у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения.

. Стадия интеграции: она проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отвергает человека, то возможен один из следующих вариантов поведения человека:

а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий людьми и обществом;

б) изменение себя (стать как все);

в) внешнее соглашательство, адаптация.

. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности. Человек усваивает социальный опыт, и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его следующим поколениям.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей. Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).

В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Он просто продолжает жизнь эмбриона, как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, руки или ноги.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого.

В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей, и в том числе образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное индивидуализация7 в развитии личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ (так называемый синдром «Маугли»). Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

С точки зрения обыденного сознания быть свободным - значит беспрепятственно делать то, что я желаю, и так, как я хочу. Этот очевидный для здравого смысла вывод практически поддерживается и философией. Б. Спиноза называет свободной такую вещь, которая существует по необходимости собственной природы и определяется к действию сама собой. Именно поэтому свобода8 для него есть познанная необходимость. Примерно такую же мысль мы встречаем и у И. Канта, а позднее и у других философов, которые рассматривали свободу как подчинение закону, как действие со знанием дела, а значит и как утверждение личностью самой себя. В этом смысле свобода неизбежно включает в себя два непременных условия. Во-первых, это возможность выбора цели действия, или свобода воли, а во-вторых, это возможность достичь поставленной цели, или свобода самого действия. Оба эти условия, или обе стороны свободы одинаково необходимы для того, чтобы быть свободной личностью.

Личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью9 человека за все свои дела и поступки. Ответственность - сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и/или принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей ее практической деятельности. Ответственность, как и свобода, целостна, она либо есть, либо ее нет. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экологической и т.д. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность.

.3 Характеристики личности

В современном обществознании выделяют такие основные характеристики личности: наличие воли, разума, свободы и чувств, которые в общей сложности ведут к персонализации. Давайте рассмотрим, что значит каждый атрибут личности.

Под волей подразумевается способность человека совершать определенные действия по своему желанию, и возможность нести за них ответственность.

Идейное отношение человека к действиям совершенным благодаря проявлению воли называется свободой.

Способность анализа последствий совершенных действий имеет название разум.

Чувства представляют собой эмоциональный процесс, который сопровождает то или иное сознательное действие человека.

Темпераменты

Очень часто темперамент рассматривается как высший показатель нервных состояний каждого индивида. Различают четыре вида темперамента:

флегматик - невозмутимые люди, имеющие устойчивое настроение. Такие личности скупы на проявления эмоций, всегда уравновешены.

холерик - порывистые люди, которым не чуждо проявления агрессии. У таких личностей нет равновесия в психических процессах.

сангвиник - подвижные люди, щедрые на эмоции, обладающие яркой мимикой. В отличие от холериков, такие личности умеют контролировать свои эмоции, часто превращая агрессию в смех.

меланхолик - ранимые люди, с тонкой структурой психики. Характерной чертой является эмоциональная ранимость, способность впадать в депрессию.

Характер человека

Характер является устойчивой структурой психических свойств личности, которые проявляются как в динамичном, так и статичном поведении. Говоря о характере личности, мы подразумеваем совокупность ее ярких качеств и свойств, которые влияют на ее действия и повеление.

Черты характера способствуют выбора вектора образа жизни и поведения человека. В широком смысле под понятием «характер» подразумевают типичное поведение индивида в разных житейских ситуациях.

Способности

Способности представляют собой ярко выраженные индивидуальные свойства каждой личности, которые важны для осуществления определенного вида деятельности.

Способности не следует путать с талантом. В отличие от таланта, способности указывают на то, имеет ли склонность человек приобрести навыки, умения и знания. В то время как талант говорит об уже присущих ему навыках.

Глава 4. Проблема смысла жизни в философии: гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, этика долга, прагматизм, утилитаризм, экзистенциализм

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Разнообразие трактовок смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия в основных концепциях смысла жизни: гедонизме, эвдемонизме, утилитаризме, прагматизме, аскетизме, этике долга.

Гедонизм10 (от. греч. наслаждение) - смысл жизни в том, чтобы получить максимум наслаждений. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435-355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии - освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ. Утилитарист Иеремия Бентам называл такой подход «гедонической расчётливостью».

Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV.

Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению - или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Т.е. гедонизм схож с алчностью и эгоизмом. В отличие от Сидгвика, являющегося сторонником универсального гедонизма, Бентам писал: «Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола».

Эвдемонизм11 (от. греч. счастье) - смысл жизни в том, чтобы быть счастливым. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. По словам Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого». Среди средневековых мыслителей, эвдемонизм был свойственен учению Фомы Аквинского и сводился к утверждению, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни.

Представители гедонистического направления в эвдемонизме, к которым относят Эпикура, Гассенди, Ламетри, Вольтера, Гольбаха, отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии.

Одним из критиков эвдемонизма в этике был Иммануил Кант, полагавший, что мотивом по-настоящему морального поступка может быть только долг, но не стремление к счастью.

В восточной философии к эвдемонистическому учению можно отнести буддизм с его постулатом об избавлении от всех страданий с целью достижения нирваны. По словам Далай-Ламы XIV «Основная цель человеческой жизни - счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы - атеисты или верующие, буддисты или христиане, - все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни - это движение к счастью…».

Представителиэвдемонизма: Аристотель, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтень, Сенека, стоики, Спиноза, Фома Аквинский, Эпикур, и др.

Утилитаризм12 (от. лат. польза) - смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе. Последователи экономического утилитаризма говорят не о счастье, а о получении индивидами того, что они предпочитают (или предпочли бы, будь у них свобода выбора), и, таким образом, имеют возможность выстроить точную и изощренную теорию, основанную на данных о фактическом и гипотетическом выборе, и представить результат в денежном выражении. Это направление утилитаризма вполне может найти практическое применение в таких областях политической и административной деятельности, как анализ затрат и результатов. Широкий утилитаризм в том виде, в каком он был разработан специалистами в области этики по духу ближе философии Юма и Дж.С. Милля, его приверженцы избегают точных расчетов, обращаясь к более общим суждениям, и отказываются от последовательной одномерности бентамовской концепции удовольствия, заменяя ее концепцией, предоставляющей более широкие возможности для качественных оценок. Слабость этого подхода в том, что он чреват утратой различия между этической и политической философией утилитаризма и концепциями иного свойства.

Экономический утилитаризм часто критикуют за узость предмета исследований и мнимую точность. Широкий утилитаризм критикуют с двух различных позиций. С одной стороны, к нему относятся как к слишком широкому, неглубокому, не имеющему точных границ учению, а с другой - как к учению аморальному, т.к. утилитаристский подход к этике противоречит нашему интуитивному понятию о хорошем и плохом, а часто и нашим представлениям о справедливости и объективности. Трудно, например, отрицать, что утилитаризм предполагает одобрительное отношение к наказанию невинных людей, если это наказание приводит к лучшим последствиям, чем отказ от него. Наиболее важным оправданием утилитаризма является то, что ему, как общественной философии, в век плюралистической этики просто нет альтернативы. Политикам, пытающимся контролировать государственные расходы или сохранять некое подобие мирового порядка, невозможно избежать убийства невинных людей. Утилитаризм же, хоть и вынужден мириться с этим, предъявляет важное нравственное требование политикам: они должны всегда иметь в виду «нижнюю черту», конечный результат своих решений, понимать, кто выигрывает от них и кто проигрывает, а также искать возможность обеспечения максимального благосостояния какими-либо иными способами. Таким образом, утилитаризм как «домашняя философия правительства» (Роберт Гудин) сохраняет за собой ведущую, даже уникальную роль.

Прагматизм13 (от. греч. действие, практика) - смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем.

Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны.

Внимание к прагматизму существенно выросло во второй половине XX века с появлением новой философской школы, которая сосредоточилась на критике логического позитивизма, опираясь на собственную версию прагматизма. Это были представители аналитической философии Уиллард Куайн, Уилфрид Селларс и др. Их концепция была затем развита Ричардом Рорти, позже перешедшим на позиции континентальной философии и критикуемым за релятивизм. Современный философский прагматизм после этого разделился на аналитическое и релятивистское направления. Кроме них существует также неоклассическое направление, в частности, представленное работами Сьюзан Хаак. Прагматизм в исторической науке - термин, употребляемый с довольно различными значениями. Впервые прилагательное «прагматический» применил к истории Полибий, назвавший прагматической историей такое изображение прошлого, которое касается государственных событий, причём последние рассматриваются в связи с их причинами, сопровождающими их обстоятельствами и их следствиями, а само изображение событий имеет целью преподать известное поучение.

Прагматик - последователь, сторонник прагматизма, как философской системы. В бытовом смысле прагматик - это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. «То, во что для нас лучше верить - истинно», - утверждал основатель прагматизма В. Джемс.

Основные принципы прагматизма

В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях».

Первичность практики

Прагматик исходит из основной предпосылки о способности человека теоретизировать, что является неотъемлемой частью его интеллектуальной практики.

Против материализации теорий и концепций

В своей работе «Поиск определенности» Дьюи критиковал философов, принимающих категории (ментальные или физические) как данность, на том основании, что они не понимают номинальную сущность любых концепций, изобретаемых человеком для решения тех или иных задач. Это приводит к метафизической или концептуальной путанице. Среди примеров можно перечислить абсолютное бытие гегельянцев или идею о том, что логика, как абстракция, производная от конкретного мышления, не имеет с последним ничего общего. Д. Л. Гильдебранд суммировал эту проблему следующим образом: «Ощутимое невнимание к специфическим функциям познания ведет к тому, что и реалисты, и идеалисты формулируют знание, которое проецирует продукт абстракции на опыт».

Натурализм и антикартезианство

Философы-прагматики всегда стремились реформировать философию, привнеся в нее научный метод. Они критикуют как материалистов, так и идеалистов за попытки представить человеческое знание как нечто большее, чем может дать наука. Такие попытки подразделяются, в основном, на феноменологию, восходящую к философии Канта, и теории соответствия знания и истины (то есть что знание соответствует объективной реальности). Первых прагматики осуждают за априоризм, а вторых - за то, что соответствие принимается за факт, не подвергаемый анализу. Прагматики вместо этого стремятся объяснить, преимущественно психологически и биологически, как соотносятся между собой субъект и объект познания, и как это соотношение сказывается на реальности. Нравственность ограничивает свободу человека. Она не дает ему разгуляться в порыве страстей и анархического беспредела. Она направляет все помыслы человека в русло добра и создает условия, при которых человечество могло бы продуктивно существовать и развиваться.

Императивная сторона нравственности показывает нам, каковы наши обязанности по отношению к другим людям.

Идею о том, что долг является сердцем морали развивал еще Кант, который сформулировал категорический императив, которому обязаны подчиняться все люди если они себя полагают нравственными людьми. По Канту, наше волеизъявление не должно нарушать каких либо иных интересов других лиц. Человек для Канта всегда есть цель и к нему нельзя относиться как к средству.

Этика долга14 - учение, усматривающее смысл жизни в альтруизме, самопожертвовании ради служения идеалу; формирует моральное обоснование жизнедеятельности, творческого существования (Н.К. Рерих). Этику долга отличает содержательное наставление, как нужно поступать, в отличие от информационного насыщения сведениями о жизни. Требует развитого мировоззрения, определения моральных ценностей в практике борьбы на зыбкой почве добра и зла, долга и долженствования в жизни человека.

Стремление к счастью не может быть основой нравственности, потому счастье понимается разными людьми по-разному. К реальному нравственному поступку вообще не должен примешиваться какой-либо интерес и потому как считал Кант счастье и нравственность являются разными вещами. Своими словами это можно сказать, как и сам говорил об этом Кант, что добрые дела надо делать с отвращением к ним, в том смысле что за ними отсутствует какая либо не только материальная, но даже психологическая заинтересованность.

Положения кантовской этики вызывают, по сей день, споры, связанные повышенной ответственностью и чувством долга. Речь не идет о категорических императивах. Здесь вопрос о повышенной внутренней установке по чисто повседневному выполнению своих обязательств. Долг становится несколько неподъемным для человека. Из его жизни выветриваются остатки радости, и он постоянно ощущает на своих плечах груз многочисленных обязанностей, от которых никуда нельзя скрыться.

Обычно с именем аскета связывают понятие о монахе-отшельнике, который живет строгой нравственной жизнью, а аскетизм15 понимается как упражнение в умерщвлении плоти. Таково обычное вульгарно-стилизованное представление об аскетизме.

Термин «аскетизм» восходит к греческому слову ascesis, что означает, собственно, тренировку атлетов; стоики применили его к нравственному самосовершенствованию. Аскетическая практика (аскеза) характерна для многих религий и культурных традиций, включая анимизм, ислам, буддизм и др. Часто в ее основе лежит дуалистическое мировоззрение, согласно которому существует непреодолимая пропасть между духом и материей, причем последняя обычно рассматривается как зло и источник зла. Самоистязания, посты, воздержание от определенных видов пищи, отказ от роскоши и от всего, что доставляет радость и удовольствие, соблюдение молчания и пр. являются наиболее распространенными формами аскезы.

Христианские аскеты, прибегая к подобного рода умерщвлению плоти, руководствуются стремлением к нравственному и духовному совершенству. Их цель - обуздание человеческой греховности и превращение тела в инструмент, пригодный для жизни в подражании Христу, так что строгость жизни и покаяние рассматриваются ими лишь как средства для достижения этой цели. Чрезмерное умерщвление плоти иногда считалось (и продолжает считаться) особой заслугой или средством искупления греха, однако подобные взгляды представляют собой отклонение от подлинного христианского аскетизма. Смысл жизни, если вести ее "по разуму", в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Аскетизм - одна из них. Он предписывает то или иное подавление чувственных влечений и желаний человека. В самой сильной своей версии аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, полное самоотречение, высшее состояние духа, отрешенного от всех земных забот и страстей.

В ослабленном своем варианте аскетизм требует отрицания лишь некоторых телесных (вожделение, сладострастие, чувственность) и мирских (богатство, слава) желаний , готовность страдать, жить в одиночестве и т.п. Монах, отшельник - вот истинные носители этого образа жизни.

Еще более ослабленная или сниженная версия аскетизма представлена частичным подавлением чувственных желаний, страстей и эмоций, достигаемым с помощью разумного контроля над их протеканием. На этом пути, как принято считать, тоже открываются большие возможности для духовного роста, нравственного самосовершенствования человека.

Одно из первых обоснований аскетизма как смысла жизни находим мы в древнегреческой философской школе киников. Киники сводили добродетельную, свободную и счастливую жизнь к отказу от большей части потребностей и желаний, к их предельной - животной минимизации. Они всячески высмеивали богатство и чувственные наслаждения, превознося бедность, естественность, простоту. Роскошь, излишества только развращают ум, отчуждают человека от естественности, естественного. Антисфен, основатель этой школы, говорил, что он скорее сойдет с ума, чем позволит себе испытать удовольствие от чего бы то ни было. А его ученик, Диоген из Синопа жил в бочке, ел что попало, презирал все традиции, нормы и условности общественной жизни, богатство, славу. При собачьем ("киник" происходит от греческого слова "kunos", что значит собачий, собакоподобный) образе жизни у него было одно утешение или наслаждение - презрение ко всякому наслаждению. По легенде, Диоген днем с зажженным фонарем искал настоящего, честного и правдивого человека. Большое внимание уделяли киники тренировке тела и дисциплине ума, без чего, понятно, аскетизм существовать не может.

По учению святых отцов Церкви, аскетизм сам по себе далеко не обнимает и не выражает собой христианского совершенства. По мысли преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, посты, бдения, нищета, отшельничество, упражнение в Священном Писании, расточение всего имущества не составляют совершенства, но являются только средствами к совершенству, посредством которых достигается цель. Отсюда аскетизм можно определить словами протоиерея Александра Соловьева: "Аскетизм - не цель сама по себе, а средство к самоотречению духа и соединению со Христом. Он имеет целью путем подавления плоти дать простор духу, путем заглушения воплей животности дать человеку услышать голос совести, путем погашения страстей возгреть в нем добродетели, путем укрощения в нем инстинктов зверя проявить и прояснить образ Божий, путем перенесения произвольных скорбей научить переносить и непроизвольные - одним словом, аскетизм имеет целью помочь подвижнику совлечься ветхого человека с его страстями и похотями, чтобы облечься в нового.

Профессор Сергей Зарин в своем капитальном этико-богословском исследовании аскетизма пишет: "Под аскетизмом в прямом и собственном смысле следует разуметь вообще планомерное употребление, сознательное применение целесообразных средств для приобретения христианской добродетели, для достижения религиозно-нравственного совершенства. Аскетизм имеет прямой и ближайшей целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию воздействия Божественной благодати, сделать их органом, послушным и удобным орудием для достижения и осуществления в человеческой личности вечной жизни".

Экзистенциализм16 - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е - 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины:

нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);

опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

бессилие человека перед природой техногенным обществом.

Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы - экзистенциалисты:

уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

проблема бессмысленности жизни;

проблема внутреннего выбора;

проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего - места в жизни.

Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855).

Философом были выделены понятия:

. неподлинное существование - полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

. подлинное существование - выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

эстетическую;

этическую;

религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию.

На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несет свой крест» (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

Лучшими представителями экзистенциализма ХХ в., собственно создавшими его, были: Карл Яспер (1883 - 1969); Жан-Поль Сартр (1905 - 1980); Альбер Камю (1913 - 1960); Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

Философия К. Ясперса.

Карл Яспер (1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в ХХ в. (в книге «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 году - после окончания первой мировой войны). Согласно Ясперу человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью - «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперу, это пограничные ситуации - между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью - высшим бытием.

Философия Ж.П. Сартра.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 - 1980) - проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие».

«Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основание активности - свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»). Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

Философия А. Камю.

Альберт Камю (1913 - 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа - жизнь человека в сущности бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) - смерть, Ничто. Смертны все - и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

соприкосновение со смертью - при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

соприкосновение с окружающим миром, природой - человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»).

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Философия М. Хайдеггера.

Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) занимался разработкой самих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.

Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из:

«бытия с другими»;

«бытия самого себя».

«Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все».

«Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других.

Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отставать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире - главная проблема и забота человека.

Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее.

В настоящее время наблюдается тенденции смещения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.

Список использованной литературы

человек личность философия социализация

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. Париж, 1931

. Братченко Г. Г. Проблема смысла жизни. М., 2000

. Головнин Д. Ю. Учение о человеке и его судьбе. М., 2001

. Изакова А. Т. Проблемы самоактуализации личности. - Караганда, 2000

. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., Политиздат, 1975

. Осипов А. И. Православное понимание смысла жизни. -Киев: Изд-во МДА2001,

. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - ЛГУ, 1990

. Философский энциклопедический словарь. М.,1983

. Франк-Каменецкий М. Д. Самая главная молекула. - М., "Наука", 1988

. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.1990

. Фрумкин К.Г. Антропофобия: К философии личности. - М., 1993

. Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

. Ялович И. Д. Человек в поисках самого себя. -М, 1990

. Собр. соч. Маркса и Энгельса. -М., 1987

. Диалектика природы. -М., 1955

. Мир философии. В двух книгах. - М., Политиздат, 199

.Франк С. Л. Смысл жизни. - М.: Наука, 1992

Мареева Е. В. С. Франк как зеркало русской религиозной философии // Вопросы философии. 2005.

18.Сайт <#"justify">Примечание

. Биосоциальное существо1 т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры. (Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)

. Антропогенез2 (или антропосоциогенез) - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология. (С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.)

3. Личность3 - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека <#"justify">10. Гедонизм10 (греч. hendone - наслаждение) - античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии понятие гедонизм было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное, а также и духовное. Понятие гедонизма зачастую используется в негативном смысле для описания чисто материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.

Гедонизм - это особый взгляд на мир, который ставит на первое место в жизни наслаждение и получение удовольствия. Корни таких приятных идей взрастил еще древнегреческий философ Аристипп Киренский, который говорил о том, что добром является все, что доставляет наслаждение. Это утверждение многим пришлось по душе. Так и появились гедонисты.

. Эвдемонизм11 (греч. блаженство, счастье) - методологический принцип этики, близкий гедонизму. Наиболее полно проявился еще в этических теориях античного мира (Демокрит, Сократ, Аристотель). Гл. критерием нравственности и основой морального поведения человека Э. считает стремление к счастью: личному - индивидуалистический, общественному - социальный Э. Сторонниками Э. были и фр. материалисты 18 в. (Гельвеции, Дидро), объявившие счастье человека конечной целью всякого об-ва и всякой полезной человеческой деятельности. Эодемонистская этика неизмеримо выше христианской своей активностью и гуманностью, поскольку зовет к счастью на земле, а не в загробном мире. Однако Э. придает понятию счастья некий общечеловеческий, надысторический смысл, в то время как в об-ве с антагонистическими классами нет и не может быть единого представления о назначении человека. Последнее всегда социально обусловлено. Поэтому эвдемонистическое обоснование нравственности не является научным. (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.)

. Утилитаризм12 (от лат. utilitas - польза, выгода) - течение экономической мысли, в основе которого лежит оценка вещей, предметов, процессов, явлений с точки зрения их полезности, возможности их использования для достижения целей и удовлетворения потребностей. Зародилось в Великобритании в XIX в. под влиянием философа И.Бентама. В последующем развито экономистами австрийской школы в виде теории полезности. (Энциклопедический словарь экономики и права)

13. Прагматизм13 (греч. pragma - дело, действие) - философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности. Представителями П. являлись Пирс (автор термина), Джемс, Дьюи (версия П. - инструментализм) и др. (<#"justify">16. Экзистенциализм16 (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия существования - психолого-философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Философия экзистенциализма, изучает отраженную в психике веру человека в свободу. Большинство направлений психотерапии, основываются на философии экзистенциализма, принимая последствия действий индивида и признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Психологи - экзистенциалисты изучают субъективный мир человека, со всем присущем конкретному индивиду особенностями. Данная философия позволяет получать основания изучать людей в качестве уникальных субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной.

Похожие работы на - Проблема человека и смысл его существования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!