Познание как вид человеческой деятельности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,71 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Познание как вид человеческой деятельности

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уфимский государственный университет экономики и сервиса».










Контрольная работа по философии

Познание как вид человеческой деятельности





Выполнила студентка 2 курса группы БИЗ-2

Карапетова Полина

Проверил Деркач В.В.


Уфа 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

.Понятие познания и его виды

.Средства и методы познания

.Роль практики и истины в познавательном процессе

.Проблема границ субъекта и объекта познания

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и математики, физики, психологии, социологии, философской антропологии начался прогресс в человеческом познании, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.

Вопросы познания рассматриваются одним из разделов философии - гносеологией (греч. gnosis - знание, logos - слово, учение). И хотя понятие теория познания сравнительно недавнее приобретение философии (введено шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г.), собственно проблема познания возникла еще в античный период. В течение столетий различными школами и направлениями философской мысли высказывались зачастую противоположные точки зрения на сущность, содержание, структуру познавательного процесса.

Так, например сторонники эмпирической теории познания (Бэкон, Локк, Гоббс) считают чувственный опыт единственным источником знания. Познавательные возможности человека зависят от их познавательных способностей. То есть опыт для них является: результатом деятельности органов чувств, либо результатом деятельности разума (комбинирование материала, поставляемого органами чувств).

«Ф. Бэкон различал три основных пути познания:

1. «путь наука» - выделение истин из чистого сознания;

2.«путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения;

3.«путь пчелы» - соединение первых двух путей, сочетание способностей чувственного и рационального».

Ко второму источнику опыта относятся этапы рационального познания. Рационалистическая концепция познания гласит о том, что «данные органов чувств можно считать подлинными лишь как факты сознания, но, опираясь на них, строить истинное знание о внешнем мире опасно».

Ее сторонниками являются Декарт, Лейбниц, Спиноза. Рационализм подразделяется на онтологический (разумность бытия, наличие в нем данного начала) и гносеологический (разум является главной формой познания).

«Свой рационалистический метод Декарт противопоставлял индуктивной методологии Бэкона. Продуктивным же методом декартовской философии и гносеологии являются: формирование идей развития и стремление эту идею применить в качестве принципа познания природы, введение в математику диалектики, указание на гибкость правил своего метода познания и на их связь с нравственными нормами и ряд других».

Известно, что И. Кант, являясь известным агностиком (от греческого agnostos-непознаваемый), также высказал свою точку зрения на теорию познания. Он утверждал, что «всякое познание начинается с опыта. Внешние предметы лишь воздействуют на наши органы чувств, пробуждая к жизни познавательные способности человека. Рассудок связывает, сравнивает, синтезирует или анализирует полученные представления, перерабатывает чувственное впечатление в познание».

Познание неизбежно сталкивается с вопросом: познаваем ли мир?

Позиции мыслителей в данном случае таковы: когнитивный оптимизм (Г.Гегель, В.Ленин) - выражающий абсолютную уверенность в познании мира; скептицизм (Пиррон, Секст-Эмпирик, Д.Юм) выражающий сомнения о возможности полных знаний о мире. Это - агностицизм - отрицающий возможность познания мира. По И. Канту вещь в себе (сущность) - непознаваема. Это - релятивизм - абсолютизирующий относительность научных знаний.

Каждая теория несет в себе определенный смысл, который и сделал понятие познания таким распространенным и изучаемым до сих пор. Все люди от природы стремятся к знанию. «Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории».

. ПОНЯТИЕ ПОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

Познанием, так или иначе, сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы деятельности людей. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии спортом и бизнесом.

«Познание - это обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование».

Процесс познания составляют следующие элементы - объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и рационального (логического) познания.

Объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся исследованию. Им может быть - явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека (образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение), а так же вторичные продукты интеллектуальной деятельности человека (закономерности развития религии, некоторые категории наук и т.д.)

Субъект познания - это социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание (человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов); научное сообщество; отдельные народы; человечество.

Понятие предмет познания - это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания (так живой мир изучается и зоологией и биологией).

Существуют определенные длительным изучением формы познания: чувственное (познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта) и рациональное (логическое познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида).

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она - предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека.

Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.).

«Ощущение - это результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека (внешнее: зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; внутреннее: сигналы о внутреннем физиологическом состоянии организма). Благодаря ощущению человек способен чувствовать холод, тепло, боль, давление».

Существует мнение, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается только его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важное место занимает обучение и воспитание.

Восприятие - это отражение человеком предметов в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к созданию целостных чувственных образов. У индивида оно формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере своего развития и приобщения к культуре он выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные им самим. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов, где важнейшей заслугой можно назвать компьютеризацию и растущую информатизацию.

Однако мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие.

Восприятие - синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит от самих объектов, от прошлого опыта, от психологического состояния здоровья человека. Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

Наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти рождает представление.

Представление - образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения (фантазии, мечты). Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов.

Эту ограниченность снимает рациональное познание.

К рациональной (логической) ступени познания относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира.

Рациональное (логическое) мышление - способность к абстрактному, обобщенному мышлению в форме понятий, суждений, умозаключений, как к основным формам мыслительной деятельности человека. «Эта способность очень тесно связана с языком, так как любая мысль, чтобы быть понятой, должна быть выражена в языке».

Понятие - это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов. Возникновение «понятия» - это переход от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.

Суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами, т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.

Умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.

При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.

Многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязи и взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека как деятельность по выработке нового - есть духовное творчество. Центральный момент творчества - озарение, интуиция.

Интуиция - постижение истины, внезапное озарение, владение интеллектуальным знанием или созерцанием. Она дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуют доказательства.

Таким образом, интуитивной способности человека свойственны:

неожиданность решения;

неосознанность путей и средств решения;

«непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов».

Эти признаки отделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в различных ситуациях она может иметь разную степень отдаленности от реальности, быть необычной и не приемлемой в данном случае и т.д. Ее можно подразделить на несколько видов по специфике деятельности субъекта. То есть здесь главную роль играет особенность формы практической деятельности (техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная интуиция).

Существуют также познавательные способности, которые играют не маловажную роль в жизнедеятельности человека. Они позволяют ему как можно глубже различными методами познавать окружающую реальность.

Память - свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом. «Основными ее видами являются чувственно-образная и вербально-рациональная, а также моторный, эмоциональный и аффективный виды памяти».

Воображение - способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, сновидения и другое). Оно связано с абстрактным мышлением, отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованных предположений невозможны без воображения и еще оно очень тесно связанного с интуицией.

Интеллект определяется как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную разумную деятельность, направленная на постижение сущности предметов познания, основных первичных принципов.

Воля - способность выбирать цель и способы ее достижения. «Постоянная постановка проблем и стремление к их решению - двигательный механизм человеческого познания».

Талант - данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развивать, а можно и постепенно утрачивать.

Так, многообразие видов познавательных способностей соответствует характеру познавательной деятельности, которой может заниматься человек: познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках. Обыденное познание представляет собой знания, полученные из повседневной жизни, практики. Обыденное познание «стихийно», основанное в основном на чувственном познании. Формы проявления обыденного познания - это пословицы, поговорки, сказки, традиции и т.д.

Главное в науке - это устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий.

В последние годы возможности науки возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации.

. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

Процесс познания может осуществляться с помощью эмпирического (теории и факты) и теоретического или рационального (гипотезы и законы) метода.

Эмпирический уровень - исследуемый объект отражается со стороны внешних связей, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Опытное исследование непосредственно направлено на объект. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация и классификация - основные приемы и средства - сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, которые влияют на протекание изучаемых процессов. При этом опыт не бывает слепым, он планируется и конструируется теорией.

Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения выступают не только предметы внешнего мира. Такому виду познания характерно еще такое свойство, как самонаблюдение, когда восприятию подвергаются переживания, чувства, психические и эмоциональные состояния самого субъекта. Наблюдение, как правило, не ограничивается механическим и автоматическим отмечанием фактов. Основную роль в этом процессе выполняет сознание человека, то есть наблюдатель, не просто фиксирует факты, а целенаправленно ищет их, опираясь в своем поиске на гипотезы и предположения, привлекая уже имеющийся опыт. Полученные результаты наблюдения используются либо для подтверждения гипотезы (теории), либо для ее опровержения. Наблюдения должны подводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта, то есть они должны давать объективную информацию. Наблюдения можно разделить на непосредственные (прямые) и косвенные, где вторые используются тогда, когда предметом исследований является эффект его взаимодействия с другими объектами и явлениями. Особенность таких наблюдений в том, что заключение об исследуемых явлениях делается на основе восприятия результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми. Прямой же вид используется при исследовании непосредственно самого объекта, или какого-либо процесса, связанного с ним.

Эксперимент - это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент необходим для проверки гипотез, установления причинных связей между феноменами. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания, а сам эксперимент осуществляется путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий его протекания. Результаты испытаний должны фиксируются и контролируются. Если повторять эксперимент, то это даст возможность сравнения получаемых каждый раз результатов. Этот метод является одним из самых лучших, так как с помощью него в последние два столетия достигнуты огромные успехи во многих областях различных наук. Также, «в результате совершенствования методики экспериментального исследования, использования в нем сложнейших приборов и оборудования, достигнут чрезвычайно широкий диапазон применения этого метода. В зависимости от целей, предмета исследования, характера используемой техники выработана классификация различных видов эксперимента».

По целям их можно поделить на две группы:. - эксперименты, с помощью которых осуществляется проверка различных теорий и гипотез;. - эксперименты, с помощью которых можно собирать информацию для уточнения тех или иных предположений.

По исследуемому объекту и характеру научной дисциплины они могут быть:

физические;

химические;

биологические;

космические;

психологические;

социальные.

Если нужно будет изучить какие-либо специальные явления или свойства предмета, то их круг может быть расширен.

Сегодня природа эксперимента очень изменилась, так как повысилась его техническая оснащенность. Поэтому появился новый метод эмпирического познания - моделирование. Модели (образцы, макеты, копии объекта-оригинала) заменяют собой объекты исследования тогда, когда изучаются, например, проблемы здоровья человека или исследуются свойства объекта, занимающего обширные пространства, находящегося достаточно удаленно от исследовательского центра и т. п.

По характеру методов и результатам исследования их подразделяют так:

. «Качественные эксперименты, направленные на выявление последствий воздействия различных факторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик.

. Количественные эксперименты, когда на первый план выдвигается задача точного измерения исследуемых параметров процесса или объекта». [1,С. 127]

Оба вида способствуют более полному раскрытию свойств и признаков предмета, приводя в итоге к его целостному познанию. Сегодня эксперимент никак не представляется без его предварительного планирования, причем важное место при этом занимает прогнозы ожидаемых результатов.

Теоретический опыт - опирается на силу абстрактного мышления, проникает в сущность явлений путем рациональной обработки данных опыта. Признаки теоретического познания: создание теоретической модели, общей картины и ее углубленный анализ. При этом широко используются такие познавательные приемы как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, внутринаучная рефлексия.

Оба уровня познания, то есть, эмпирическое и теоретическое, взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. И недопустима абсолютизация одного из уровней в ущерб другому.

Рассматривая теоретическое познание, определим его структурные компоненты, определяющие динамику научного знания. К ним относятся научный факт, проблема, гипотеза, теория.

Научный факт - факт, описанный в научных терминах и поддающийся проверке.

Проблема - форма знания, рожденная из потребности объяснить факт. Это своего рода знание о незнании - вопрос, требующий ответа. Правильно разрешить проблему - значит поставить вопросы и определить средства их решения.

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин и становится научной истиной.

Теория - высшая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна).

Теория должна удовлетворять двум требованиям: непротиворечивости и экспериментальной проверяемости. В ней выделяются следующие структурные элементы:

1. Исходные основания - понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы;

2. Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств предметов (идеальный газ);

3. Логика теории;

4. Совокупность законов данной теории;

Ключевой элемент теории - закон.

К числу основных функций теории относятся функции: синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.

В повышении качества научного исследования важен правильно выбранный метод.

Метод (греч. путь к чему-либо) это совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Иначе говоря, способ, инструмент, с помощью которого добывается знание. Метод разрабатывается на основе определенной теории. И в познании выступает как система регуляторов.

Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразие методов.

Среди научных методов теоретического исследования выделяют:

1. Формализацию - отображение содержательного знания в формализованном языке, где формализованный язык - это система специализированных языковых средств или их символов с точными правилами сочетаемости.

2. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основами которого являются аксиомы. Из аксиомы все положения теории выводятся логическим путем.

3. Гипотетико-дедуктивный метод - метод, сущность которого в создании системы гипотез, из которых дедуктивно выводятся утверждения об опытных фактах.

В научном исследовании широко используются и общелогические методы:

1. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на части, и синтез - их объединение в единое целое;

2. Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств с выделением интересующих исследователя свойств;

3. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, не существующих в действительности;

4. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему;

5. Дедукция - обратный индукции процесс, то есть движение мысли от общего к частному;

5. Аналогия - установление сходства в сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами;

6. Системный подход - совокупность общенаучных методов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Все названные и другие методы должны применяться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном единстве и динамическом взаимодействии.

«В настоящее время расширение предмета теории познания идет одновременно с обновлением и обогащением ее методологического арсенала: гносеологический анализ и аргументация начинают включать определенным образом переосмысленные результаты и методы специальных наук о познании».

эмпирический познание истина

3. РОЛЬ ПРАКТИКИ И ИСТИНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность, преобразует и в ходе этих изменений познает ее.

Практика - это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами

«Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества ».[5,с. 61]

Познание имеет ряд функций по отношению к практике:

1) информативно-отражательная функция, т.е. познание, которое перерабатывает исходные данные, полученные от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством практической деятельности;

2) проектно-конструктивная функция, т.е. познание, вырабатывающее идеальные планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее;

3) регулятивная функция, т.е. познание, регулирующее практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями.

Практика имеет общественный характер, она объединяет в целое миллионы человеческих возможностей, устремлений, воли, направляя их к реализации общественных целей. Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом.

Важнейшие формы практики:

материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;

социальные действия - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т. п.);

научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем.

Основные функции практики в процессе познания:

1. Базисная функция, т.е. практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, определять время и т. д. Астрономия была востребована запросами торговли и мореплавания. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики;

. Детерминирующая функция, т.е. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, в конечном счете, обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами - приборами, оборудованием и т. п., без которых оно не может быть успешным;

. «Критериальная» функция, т.е. практика представляет собой решающий критерий истины, она позволяет отделять истинные знания от заблуждений.

Таким образом, непосредственная цель познания в любой его форме - истина. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания - заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на которой мы и остановимся.

Заблуждение - это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является «теоретическая астрология», хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной астрономии, но в целом это область истинного знания, подтвержденная наблюдениями. Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т. д. Среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.

Заблуждения следует отличать ото лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т. д. Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода «проб и ошибок» (К. Поппер).

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.).

Каковы основные свойства истины?

Первое и исходное из них - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца). Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т. п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но оно было открыто И. Ньютоном в качестве истины, закона науки.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная и относительная истины - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, «истина» о существовании эфира, понятия о теплороде и т. п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм - изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность - еще одно важное свойство истины. Это значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и т. п.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игнорирование определенности в ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание, со своими характерными признаками (свойствами).

По вопросу «о критерии истины» в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались: общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху - прагматизм (от греч. прагма - дело, действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от лат. конвенцио - договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т. д. Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и не определён, абсолютен и относителен. Абсолютен, в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

«В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии».

. ПРОБЛЕМА ГРАНИЦ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ

Изучая теорию познания, ученые пришли к выводу о том, что его структура, как и структура многих других явлений, подчиняется принципу системности, то есть состоит из простых частей и элементов. Ими, как правило, являются субъект и объект.

«Субъект познания - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания». Им может быть один человек (индивид) или различные социальные группы (общество в целом). В первом случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена, если человек активно участвует в познавательном процессе. Он может развивать и каждый раз увеличивать количество и качество своих познаний в той или иной областях».

Но, в конечном счете, высшим производителем знания и мудрости является все человечество, так как оно на протяжении многих веков накапливает различные сведения о явлениях природы, о животных, о нравах и обычаях различных народов. Так, собрав в одно целое познания отдельных народов, можно сделать вывод, что каждый народ, производя свои какие-то нормы, идеи и ценности, фиксируемые в культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности.

«В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых, также в этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения».

Объект познания - это то, на что направлена практическая и познавательная деятельность этого индивида. Объектом познания могут быть как материальный мир (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) тоже могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются или в ходе практической деятельности, или в ходе познания.

Так, можно сделать вывод, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга, так как предмет - это только одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки, также понятие предмета по объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Можно сказать, что и сам человек является объектом изучения многих наук - антропологии, биологии, медицины, психологии, социологии, философии и других. Однако каждая из них видит человека под своим «углом зрения».

Кант утверждал, что познание всегда будет являться ограниченным (агностицизм: существуют границы познания, но не отрицаются познавательные возможности человека, его потенциал). Познание - это постоянная проблема человека.

Границами познания выступают понятия, идеи, теории. «За пределами данных вещей существует чуждый или враждебный мир (человеку), а отраженный в понятиях и теориях мир. Отсюда объектом познания является не просто окружающий человека мир, а воздействующие на человека внешние обстоятельства, воздействующие наиболее актуально и активно. Отсюда познаются именно эти объекты, то есть познание всегда актуально»

Границы субъекта и объекта познания определяются практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире. За последние сто лет значительно расширились границы объекта познания, а вместе с этим и круг познавательных интересов, на много вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности.

Так, можно сказать, что развитие познания определяется потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежит разрушение и возникновение все вновь и вновь, противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждому человеку свойственно стремление к познанию, к истине, к знанию. Поэтому процесс познания не прервется, пока существуют науки, природно-географические, экономические, материально-технические, социокультурные и теоретические моменты, существует мир, который человек может познать, использую огромное количество своих способностей, данных ему природой, и материально-технические средства, созданные им самим.

Познавательные способности - это индивидуальные качества человека (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение), которые обычно называют источниками познания.

В современном мире теория познания представляет собой результат, который обобщает всю историю развития познания мира. Ведь любое знание является связующей нитью между природой, человеком и практической деятельностью.

Совершенствование средств познания - неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. Ведь человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. «Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Философия, учебное пособие// под ред. Лавриненко В.В.- М.: 2004;

. Философия, учебное пособие для студентов ВУЗОВ // под ред. Кохановского В.П.- Ростов н/Д.: 1998;

. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, учебник. М.- 2003;

.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник.- М.: 2004;

. Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов н/Д.: 1995;

. Смирнов И., Титов В. Философия, учебник.- М.: 2004;

. Спиркин А.Г. Философия, учебник.- М.: 2006;

. Балашов Л.Е. Философия, учебник.- М.: 2005;

. Алексеев П.В., Панин А.В.. Теория познания и диалектика.- М.: 1991.

10. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. - М.: 2002.

Похожие работы на - Познание как вид человеческой деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!