Решение вопросов занятости молодежи в Германии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,14 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Решение вопросов занятости молодежи в Германии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ



Решение вопросов занятости молодежи в Германии


Выполнила

Волкова А.В.







Новосибирск 2013.

Нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров). Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза.

В Германии область молодежной политики в сфере занятости является составной частью социальной работы с населением, она выделилась и развивается, специализируясь на оказании социальных услуг детям и молодежи. Говоря о социальных услугах, разумеется, учтены и услуги правового характера, потому что отстоять социальные права можно лишь, руководствуясь имеющимся законодательством. Итак, первая особенность, определяющая специфику кадровой молодежной политики, - выполнение законодательства по оказанию социальных услуг и помощи детям и, молодежи. германия занятость дуальный обучение

Вторая важнейшая особенность организации кадрового обеспечения молодежной политики Германии заключается в передаче функций ведомств общественным организациям. Учреждения общественных организаций составляют основную массу учреждений, где и работают специалисты отрасли. В Германии существует 6 крупных общественных организаций, которые содержат учреждения по социальной работе с молодежью. Например, организация AWOV - "Союз благоденствия рабочих" представлена во всех городах Германии, имеет различные виды учреждений: от детских садов до молодежных центров.

Наиболее сильно развиты учреждения AWOV в Дюссельдорфе, где в учреждениях AWOV работает около 1000 сотрудников. Роль Федерального центра снижена, работа ведется через региональные союзы общественных организаций. Все учреждения принадлежат региональным союзам общественных организаций.

Формируя штатный состав учреждения, руководитель общественной организации и руководитель учреждения исходят из целесообразности. Единых нормативных документов, регламентирующих состав специалистов в учреждении для молодежи, нет. Как уже отмечалось основные группы специалистов - социальные педагоги, социальные работники, воспитатели и руководители. В штатном расписании учреждения обязательно представлен обслуживающий персонал. Возможность формирования штатов специалистов учреждений определяет гибкость кадровой системы. Главным условием, обеспечивающим профессиональный уровень оказания услуг, является квалификация специалистов, подтвержденная дипломом и документами о повышении квалификации.

Опыт Германии показывает, что принадлежность учреждения к общественной организации позволяет не только уйти от барьеров по подбору специалистов, возведенных в российской системе ведомственного формирования кадров учреждений, но и позволяет освободиться от огромного числа регламентирующих документов, инструктивных писем, которые, как правило, только затрудняют работу.

Организация деятельности общественных организаций в Германии имеет свою историю. Один из принципов, положенных в основу деятельности учреждений по социальной работе с молодежью, заключается в том, что, по мнению законодателей, лучше решить человеческие проблемы сможет не административная структура, а организация, находящаяся как можно ближе к человеку с его проблемами. При определении предпочтений в вопросе: кому выделить средства из бюджета - общественной организации или муниципальной структуре - безусловный приоритет за общественной организацией. Только тогда, когда для решения проблемы не находится соответствующей общественной организации со своими учреждениями - заказ уходит в муниципальные службы.

В-третьих, существует еще один очень важный организационный механизм, который коренным образом влияет на результат работы специалистов. Механизм этот заключается в использовании принципа конкурсного отбора общественной организации для реализации муниципального заказа. [1]

Хотя по сравнению с 2005 годом безработица среди молодежи сократилась вдвое, у Германии все еще хватает проблем. К примеру, не все молодые люди, заканчивающие школу, в состоянии получить хорошую специальность. Наилучший способ - это сочетание школьного образования и овладения производственной специальностью на предприятии. Сейчас Германия может предложить контракт на получение специальности всем желающим молодым людям. Раньше такой возможности у них не было, так как производственное обучение проводилось в специальных учебных заведениях, а не на предприятиях. Хотя не все страны могут внедрить у себя такую двойную учебно-производственную систему, все-таки остаются другие пути овладения специальностью. Не всех молодых людей нужно ориентировать на получение высшего образования. В Германии быть специализированным рабочим или мастером кустарных промыслов престижно. Реклама этих профессий дала прекрасные плоды. [2]

Немецкое образование имеет глубокие исторические корни и прочные традиции. Уже в Средние века немецкие ремесленники отличались особым мастерством и дольше всех в Европе практиковали передачу ремесла от мастера к ученику. Кстати, ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.

Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров».

Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время - на предприятии.

В училище молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные (родной и иностранный языки, математику, религию). А мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одной книжке.

Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.

В Германии студенты обеспечивают сами себя, родители перестают их обеспечивать после окончания школы, поэтому они готовы выполнять любую работу и получать за это деньги. Русские хотят получить все и сразу, поэтому молодежь сразу видит себя менеджером с большой зарплатой. В Германии же созданы отличные условия для работы, в том числе по рабочим специальностям плюс имеются отличные условия для обучения (по той же дуальной системе).

Дуальная система (по немецкой модели) могла бы быть хорошим источником рабочей силы для предприятий, что способствовало бы развитию промышленности и экономики. Однако есть и одно «но». Эта система не может быть внедрена на российских производственных площадках в ближайшее время, так как это требует полного пересмотра системы обучения в России.

На мой взгляд, к этому нужно стремиться. Это действительно полезное и нужное дело - проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом, решается несколько проблем. Во-первых, стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы. Во-вторых, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.

Для молодых людей Германии дуальное обучение - это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность. [3]

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Если раньше учениками становились четырнадцатилетние подростки, то теперь в большинстве случаев это уже достаточно зрелые молодые люди, имеющие хорошую базу знаний. Каждый шестой ученик даже имеет аттестат о полном среднем образовании, позволяющий поступать в вуз, но все-таки он предпочитают сначала получить профессию на предприятии. Ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В отличие от России, в Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.[4]

Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ. Ученики посещают учебные заведения в рамках системы дуального образования. Главная же функция государства - координация и обеспечение законодательной базы.

На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном обучении» (далее - закон) и «Ремесленное уложение», которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Закон этот также определяет, какие предприятия могут участвовать в программе (из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.). Согласно Закону, положения о подготовке специалистов принимаются сторонами тарифных переговоров, то есть организациями работодателей и работников наемного труда, и затем вводятся в действие на федеральном уровне компетентным министром (как правило, министром экономики). Министерство труда в свою очередь разрабатывает «Положение об обучении», регламентирующее экзаменационные требования.

Общая идеология сотрудничества определяется Федеральным институтом профессионального образования, на основании которого Министерства образования и науки ФРГ взаимодействуют с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. На уровне федеральных земель действует Постоянная конференция их министров образования. Каждое из земельных министерств осуществляет контроль за деятельностью всех профшкол на своей территории, разрабатывает типовые положения, отвечает за обеспечение их преподавательскими кадрами и за содержание учебных программ. Кроме того, к его компетенции относится правовой контроль и сотрудничество с региональными палатами по вопросам профессионального обучения. В задачи этих палат входит контроль наличия на предприятиях необходимых условий для обучения учеников, а также создание экзаменационных комиссий.[5]

Таким образом, в стране обеспечивается единое образовательное пространство при возможности регионов решать свои специфические задачи в сфере профессионально-технической подготовки кадров.

Тот, кто проходит обучение по дуальной системе, должен быть очень целеустремленным. В отличие от университета в Европейской высшей школе студенческих каникул нет. Если студента нет на лекциях или семинарских занятиях, это значит, что он стажируется на предприятии. В программе высшей школы в Брюле предусмотрен даже один зарубежный семестр. Студенты приобретают социальный опыт, знакомятся с другими культурами, изучают несколько иностранных языков. Именно поэтому вуз в Брюле имеет статус Европейской высшей школы.

Студенческие группы здесь по численности намного меньше, а преподавательская опека интенсивнее, чем в университетах. За это приходится платить. Плата за обучение в частной Европейской высшей школе выше, чем в других подобного рода учебных заведениях Германии. Однако расходы на обучение многих студентов берут на себя предприятия.

Выпускники вуза - это уже готовые специалисты для предприятий. Чаще всего они продолжают свою профессиональную деятельность на фирмах, которые их опекали. Многим молодым людям важна гарантия дальнейшего трудоустройства, которую и дает дуальная система образования.

Желающие получить академическую степень бакалавра не совсем свободны в выборе темы дипломной работы. Она оговаривается с будущим работодателем. Ведь обучение студента в вузе финансируется фирмой.

Большим преимуществом является то, что на семинарских занятиях обсуждаются конкретные практические ситуации, возникающие на предприятиях, в которых стажируются студенты.[6]

Углубляться в теорию в вузе, а с практикой знакомиться на предприятии - дуальное обучение становится всё более популярным среди выпускников школ. Для экономики это также позитивный показатель - за последние десять лет количество студентов, готовых обучаться прямо на работе, возросло вдвое, уровень безработицы в Германии снижается, в то время как в других странах Европы он доходит до критической точки!

Всё благодаря так называемой дуальной системе образования, суть которой состоит в том, что выпускники получают диплом о высшем образовании, подкрепленный долговременной производственной практикой. Теоретическое образование в университете - это много и одновременно недостаточно. В конце концов, не каждый абитуриент хочет учиться, не все могут себя материально содержать во время студенчества. Поэтому многие компании, особенно из числа влиятельных мировых гигантов или из среднего звена, предлагают базу для дуального образования (duales Studium): оплачиваемая практика на предприятии и теория в вузе. Среди «дуальных» выпускников немало успешных людей: Бернхард Шрайер, генеральный директор компании Heidelberger Druckmaschinen AG; Ханс-Юрген Бюденбендер, член правления Sparkassen-Versicherung Sachsen; Андреас Бернхардт, бывший генеральный директор Alcatel SEL. Все трое являются отличным примером того, что новая система работает!

Дуальную систему наглядно можно описать так: согласно специальному расписанию, студенты посещают занятия в вузе и параллельно по утвержденным дням работают на фирме или предприятии, участвуют в производственных проектах, получают заработную плату (от 600 до 1000 евро) и имеют право на отпуск, как и остальные сотрудники. Поэтому руководству фирмы проще добавить практиканта после получения диплома в штат сотрудников, нежели искать и заново обучать нового кандидата.

На некоторых крупных фирмах, например Volkswagen, при приеме на дуальную систему со студентом заключается договор, согласно которому компания обязана принять его на работу, если его выпускной балл будет достаточно высоким. Такую позицию подтверждает также исследование Федерального института профессиональной подготовки (Bundesinstituts für Berufsbildung - BIBB). Многие хвалят также профессиональные навыки (46,5 Prozent) и умение работать в команде (45,9%). И в завершение, три четверти опрошенных компаний (74 %) признают дуальную систему образования наиболее качественной и эффективной по сравнению с классической формой обучения. [7]

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

·дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой;

·в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

·дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

·заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

·учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

·дуальная система обучения может широко использоваться в профессиональном обучении России. [8]

Важнейшим организационно-экономическим условием развития дуальной формы подготовки специалистов является привлечение средств отраслей материального производства в профессиональную школу. Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений с финансовым участием предприятий-партнеров становится одним из определяющих факторов повышения качества дуальной целевой подготовки специалистов, особенно в условиях быстрой смены производственных технологий и оборудования. Для обеспечения этой деятельности предприятие обязуется выделять технику, материалы и оборудование; предоставлять базы практики; создавать условия для трудоустройства выпускников и т.д. В свою очередь, учебные заведения обязуются готовить специалистов соответствующего профиля в количестве, необходимом предприятию. В целом механизм отношений колледжей с предприятиями содержит как традиционные (договоры о социальном партнерстве), так и новые элементы - совместные учебно-производственные структуры (лаборатории, учебные полигоны, производственные участки и др.). [9]

Таким образом, построение системы дуальной целевой подготовки будущих специалистов, ориентированной на реальные потребности регионального рынка труда, конкретных предприятий, социальные и карьерные ожидания молодежи, позволяет на качественно новой основе обеспечить взаимодействие учреждений профессионального образования и предприятий и тем самым обеспечить современное качество подготовки специалистов.

Список используемой литературы

1.Сравнительный разбор реализации государственной молодежной политики в сфере занятости в РФ и Германии. Режим доступа: http://www.molpol43.ru/sravnitelnyi_razbor_realizacii_gosudarstvennoi_molodezhnoi.html (дата обращения 29.10.2013г.)

.Меркель по поводу занятости: «Молодежь должна быть мобильной» Режим доступа: http://www.inosmi.ru/world/20130704/210648995.html?id= (дата обращения 29.10.2013 г.)

.Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система. Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/personnel_management/training/dyalnoe_obychen.html (дата обращения 29.10.2013 г.)

.«Дуальная форма профессионального образования как продукт социального партнерства». Режим доступа: http://pt0008.kokshetau.akmoedu.kz/modules.php?m=news&p=view&id=F8700A4A855D5299 (дата обращения 29.10.2013 г.)

.Актуальность внедрения дуальной системы образования для творческих профессий в Казахстане. Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7688-2013-05-08-08-57-44 (дата обращения 29.10.2013 г.)

.Дуальное образование в Германии: студенты обеспечены работой еще до окончания вуза. http://www.dw.de/ Режим доступа: (дата обращения 29.10.2013 г.)

.Система образования в Германии. Режим доступа: http://euni.ru/ucheba/poleznaya-informazia/o-germanii/sistema-obrazovaniya (дата обращения 29.10.2013 г.)

.Дуальная система образования. Режим доступа: http://hradvisor71.blogspot.ru/2013/07/blog-post_9614.html (дата обращения 29.10.2013 г.)


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!