Японский минимализм в дизайне
Содержание:
Введение
Глава
1. Минимализм
.1
История развития стиля
.2
Основные черты минимализма
.3
Минимализм в архитектуре
Глава
2. Японский минимализм в дизайне
.1
Общая характеристика восточных стилей в дизайне
.2
Понятие красоты в философии японцев
.3
Традиционный японский дом
.4
Японский минимализм в интерьере
.5
Ландшафтный дизайн Японии
Заключение
Глоссарий
Список
литературы
Приложения
японский минимализм дизайн
архитектура
Введение
В современном мире постоянно растёт интерес к
восточной культуре, сейчас очень модно всё, что имеет отношение к Востоку.
Особенно жителей современных мегаполисов привлекает Япония - самобытная и
таинственная страна, в которой многовековые традиции соседствуют с последним
словом прогресса. Мода на всё «японское» пришла к нам вместе с кимоно, суши,
икебаной и чайными церемониями. По-настоящему открытая мировой цивилизацией
сравнительно недавно, Япония все еще остается в чем-то загадочной, несмотря на
то, что со времен Марко Поло о ней много и охотно говорят и пишут. Этой страной
восхищаются, ее изучают, ее уникальному опыту промышленного развития пытаются
подражать многие страны, но считается, что европейцам, никогда не стоявшим на
страже каждого сантиметра и не испытывавшим неудобств от излишества вещей,
понять ее достаточно сложно.
Сегодня во многих странах всё более популярными
становятся домашние интерьеры, оформленные в строгом японском стиле. Многим
приходится по душе его элегантность, функциональность, простота, а также
необычные, оригинальные решения привычных задач. Кроме того, японский интерьер
защищает человека от невзгод и бешеного ритма внешнего мира: закроешь дверь - и
все неприятности и суета останутся снаружи. Основа японского интерьера -
пустота и простор, подчеркивающие внутреннее изящество того немногого, что есть
в доме, ведь принципиальной особенностью японского стиля, сложившейся за многие
века, является минимализм.
Минимализм в дизайне сегодня распространился
среди самых разных слоев общества не только во всем мире, но и в России,
особенно в крупных мегаполисах. Зародилось это направление в среде творческих
людей, интеллектуалов, ограниченных в средствах и имеющих определенную
жизненную философию. А сейчас его исповедуют не только непризнанные и стесненные
в средствах гении, но и те, кто может позволить себе самое роскошное убранство
жилья.
Целью моего исследования является изучение
японских истоков минимализма и его многовековых традиций, от корней зарождения
этого стиля до современных его интерпретаций.
Задачи исследования: знакомство с историей
возникновения стиля минимализма и его развитием; духовная и материальная
культуры Японии, многовековые традиции и понятия красоты в философии японцев.
Объектом исследования является Минимализм как
направление в искусстве дизайна. Предметом исследования является Японский стиль
минимализма, со всеми его составляющими: от стен, потолка, пола, мебели, ткани,
декора, света до ремесленных изделий, посуды и украшений в дизайне интерьера.
Основная идея моего исследования: выяснить, почему японский стиль становится
все более популярным в дизайне интерьера.
При исследовании этой темы я воспользовалась
следующими методами: сравнительно-исторический метод, метод наблюдений,
моделирование, анализ.
Глава 1. Минимализм.
Минимализм (минимальное искусство) -
направление, сложившееся в западном искусстве 1960-х годов; поставило своей
целью создание лишь «простейших структур», являющихся первоосновой творчества.
Минимализм сегодня - это современная интерпретация древневосточного стиля.
Минимализм характеризуется отсутствием декора,
поиском идеальных пропорций и новых цветовых решений. Его девиз: отказ от
нужного в пользу
самого необходимого.
Для минимализма характерны предельная
лаконичность форм, ясность композиции, монохромность, графичность,
подчеркивание естественности фактур, работа большими плоскостями. Облик жилища
определяют большие светлые объемы, не загроможденные предметами обстановки и
декора. При изготовлении мебели в стиле минимализма принято использовать самые
современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые
профили.
Минимализм - это чистота линий, совершенство и
комфорт.
.1 История развития стиля
Первые зачатки минимализма в Европе
обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году величайший немецкий поэт, философ
и художник Иоганн Вольфганг Гете воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре
своеобразную скульптуру. Она представляла собой «сферу - эмблему мобильности,
поддерживаемую кубом - эмблемой стабильности». Сфера олицетворяла традиционное в
те времена изображение Фортуны в виде «девочки на шаре» - непостоянной,
стремительной, которую невозможно удержать. А куб олицетворял устойчивость,
прочность, правильность. Замысел композиции: добродетель, которую
символизировал куб, должна принять удачу-шар и удержать ее, благодаря своей
идеально ровной поверхности. Гёте назвал эту скульптуру «Алтарём удачи».
Минимализм является продолжением идей
функционализма и конструктивизма. Начало ХХ века характеризуется появлением
новых технологий и бурным ростом промышленности. Резко меняется темп жизни
-медлительный и вальяжный ХIХ век уступает место напористому и стремительному
новому веку. Поскольку в социальной жизни общества теперь активно участвуют все
слои населения, а не только аристократическая верхушка, стиль жизни в
значительной мере избавляется от условностей и упрощается.
После Первой мировой войны Европа окончательно
отбрасывает идеи модерна с его декоративностью и украшательством, так как этот
стиль ассоциируется с тем образом жизни и с той частью общества, которые и
привели мир к войне. Упрощается архитектура жилых домов, интерьеры лишаются
пышного декора. Стиль минимализм с его простыми формами, практичностью и
предельной функциональностью каждой детали интерьера представляется стилем
будущего.
Начало концептуальной разработке теории и
практики минимализма как взгляда на искусство было положено такими художниками
как Казимир Малевич и Марсель Дюшан в двадцатые годы XX века.
Главный принцип минимализма - поиск идеальной
красоты в элементарных геометрических формах, параллельных линиях, совершенной
чистоте прямого угла; классической простотой идеальных пропорций и
освобожденного от случайных элементов пространства в сочетании с изысканными
текстурами дорогих материалов. Создателем этого направления был архитектор
Людвиг Мис ван дер Роэ, который провозгласил такой девиз своего творчества
" Меньше - значит больше" (Лучше меньше да лучше), тем самым описав
основной принцип Минимализма. Его идеи подхватил и развил конструктор
Бакминстер Фуллер, чьим кредо стало "делать больше с меньшими
затратами".
"Длинный путь, который должен пройти
материал до того, как он приобретет целесообразную форму, преследует
единственную цель - навести порядок в ужасающем беспорядке наших дней. Мы
стремимся к тому, чтобы каждая созданная нами вещь отвечала присущему ей
назначению. Стремимся осуществить это с таким совершенством, чтобы все наши
излучали свет внутреннего горения", - говорил Мис ван дер Роэ.
Минимализм многое взял от стилей, существовавших
до него, и усовершенствовал их, доведя до идеального состояния.
Большое влияние на возникновение и формирование
Минимализма оказала художественная группа «Стиль» (нидерл. De Stijl) - общество
художников, которое было образовано в Лейдене в 1917 г. Согласно программе
группы «Стиль», художественное произведение должно иметь
рационально-утилитаристский акцент - разработано ясно, трезво и энергично, в
«инженерной чистоте и конкретности». При применении этих принципов в дизайне и
архитектуре выявилось общефункциональное правило: постройка выражалась как
пластический образ, как бы вздымающийся над землёй. Эстетический пуризм группы
«Стиль» оказал огромное влияние на архитектуру ХХ столетия. Особенно проявилось
это направление в работах Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Эриха
Мендельзона, Бруно Таута.
Выпускники Бахауса противопоставили витиеватому
модерну, увлеченному формами и забывшему о сути, лозунг: "форма должна
подчиняться сути". Так был брошен вызов прежней эстетике и было положено
начало развитию промышленного и архитектурного минимализма.
«Принципы и методы обучения Баухаус были
подхвачены в других странах, а его идеи оказали глубокое воздействие на
развитие прикладного и изобразительного искусства (от книжной графики и рекламы
до мебели и предметов утвари)» [25].
Бум минимализма во многих странах начался в
середине 1960-х годов прошлого века. Минималистский дизайн 60-х годов стал
реакцией на пресыщение эклектикой и помпезной роскошью элитарных интерьеров,
которые преобладали в 50-е годы. На смену плюшевым занавескам, абажурам,
фикусам, обилию безделушек пришли гладкие плоскости стен спокойных тонов,
стекло и пластик. Если в послевоенный период общество испытывало потребность в
домашнем уюте и обилии вещей в качестве компенсации за лишения и голод военного
времени, то позже стремление к простоте форм и цвета, отказ от излишнего декора
стали проявлением оригинальности. К характерным чертам минималистского
искусства можно отнести использование прямоугольных и кубических форм,
нейтральных поверхностей, равенство частей, повторение элементов.
Первой компанией, которая стала распространять
минималистские тенденции в серийном промышленном дизайне, была
заподногерманская фирма «Braun» - производитель электро- и аудио-визуального
оборудования. Владелец и глава фирмы Артур Браун целенаправленно набирал на
работу дизайнеров, которые были выпускниками Высшей школы оформительского
искусства (Hochschule fur Gestaltung) в Ульме. Талантливые ученики этой школы -
наследницы философии Баухауза - сделали продукцию компании «Braun» символом
пуристского дизайна. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке
прошла выставка изделий «Braun», которая окончательно утвердила торжество
минималисткой эстетики в серийном проектировании.
.2 Основные черты минимализма
Архитектуре и дизайну Минимализма присущи такие
черты как: высокая функциональность, простота и лаконичность форм и структур.
Основная идея минимализма - простота формы и содержания - нивелирует
персональное самовыражение художника. Художник-минималист стремится дать
зрителю возможность острее прочувствовать композиционное решение произведения,
лишив композицию контекста и отвлекающих внимание деталей.
Создание интерьера в стиле минимализм
подразумевает:
. Пространственная свобода за счет малого
количества мебели и
аксессуаров.
2. Обязательное зонирование пространства и
мягкое многоуровневоеосвещение.
. Все конструкции функциональные, четкие,
геометрически выверенные и лаконичные.
. Светлая цветовая палитра, основанная на игре
полутонов (много белого цвета, подчеркнутого черным или серым), которую
дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла.
. Простые природные отделочные материалы,
зачастую с грубой необработанной фактурой: кирпич, бетон, дерево или
штукатурка.
. Простые формы и линии, четкая геометрия фигур
(круг, прямоугольник, прямая; может быть мягкий изгиб линии, никаких
спиралей). Практически нет декора на окнах и стенах.
Минимализм поистине универсален. Пронзительная
чистота линий и ясность пространства, гармоничный и уравновешенный интерьер -
альтернатива безумному ритму современной жизни, когда так естественно возникает
желание расширить границы собственного мира. Мы проходим сквозь сезоны
настроений - и пространство, в котором живем изменяется и адаптируется, отражая
наши желания. Мобильность и способность трансформироваться - главные
отличительные черты минимализма. Все просто, четко, и в то же время - это
возможность выразить свое отношение к жизни в настоящий момент, постоянный
поиск новых решений.
Здесь нет места лишним деталям. Одна яркая вещь,
вроде бы небрежно размещенная в интерьере и ненужная, а на самом деле максимально
необходимая и уютная, способна рассказать больше, чем музейная экспозиция
картин на стенах или множество дорогих и вычурных безделушек. Освобождая себе
жизненное пространство и избавляясь от лишних вещей, мы одновременно
раскрепощаем свой внутренний мир. Естественная простота, созданная с помощью
минимальных средств и созвучная внутренней гармонии, стремлению к душевному
покою, - вот сущность минималистского интерьера. Эта простота сродни
творческому методу гениального художника Тициана, который использовал всего три
краски, создавая ими свою цветовую гамму.
Минимализм - это, прежде всего, мировоззрение и
жизненная позиция людей, которые противопоставили обществу потребления свой
решительный отказ от привычных, но зачастую ненужных вещей. Нездоровая страсть
иметь все «как у всех» отвергается минимализмом и искореняется им,
дисциплинирует людей и помогает избавиться от того, что им не нужно. Такой
осознанный аскетизм противопоставляется излишествам; простые, лаконичные и
грубоватые материалы и отделка - дорогим, ярким и оригинальным. Поэтому не
удивительно, что минимализм и в наше время по-прежнему остается антимодой,
воззрением тех, кто не стремится быть как все и следовать за обществом
преуспевающих приобретателей всего и вся, а занимается творчеством.
Создание интерьера в стиле минимализм
подразумевает большую площадь, ведь чем больше пространство, тем проще
расставить акценты. При этом могут использоваться как дорогие, так и дешевые
отделочные материалы; но сам интерьер всегда будет выглядеть дорогим по своему
содержанию - внутренней, скрытой наполненности, где органично сочетаются
рассудочная упорядоченность, утонченная чувственность и богемная легкость.
.3 Минимализм в архитектуре
С середины девятнадцатого века и до начала ХХ в
архитектуре доминирующим стилем был историзм. Здания строились в стиле прошлых
эпох, таких, как готика, барокко и классицизм, а также любые их комбинации.
Возведенным в то время строениям были присущи богато украшенные фасады и
лепнина, выдающиеся вперед окна и балконы. Интерьеры были дорогими и
монументальными.
Одним из основателей этого направления был
американо-немецкий архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ, который и провозгласил
главный лозунг этого течения в архитектуре. Его знаменитое «меньше - значит
больше» стало принципом архитектурного минимализма. Оставлять только самое
необходимое, но лучшее; довольствоваться малым, но уделять пристальное внимание
качеству материалов.
Людвиг Мис Ван Дер Роэ получил известность в
середине второго десятилетия двадцатого века прежде всего в связи с тем, что
стал использовать в своих проектах композитные материалы. Его проект жилого
дома на выставке в Вайсенхофе был первым в Европе, при возведении которого в
качестве строительного материала использовалась сталь. Здание было похоже на
наши современные дома, функциональное и логически завершенное. К сожалению, в
те годы этот дом был высмеян в прессе.
В последующие годы Мис Ван Дер Роэ пошел дальше
в сторону развития минимализма. Переломным периодом в признании стиля
минимализма в архитектуре была международная выставка в Барселоне в 1929 году и
немецкий павильон, спроектированный и построенный архитектором. Здание имело
свободную планировку, а внутри было пустым и представляло собой
взаимопроникающие пространства, которые лишь частично ограничивались стенами.
Для строительства были использованы дорогие материалы - мрамор, черный оникс и
травертин, а крышу подпирали хромированные столбы. Одной из доминирующих
областей здания был пруд, где стояла статуя обнаженной женщины. Другая часть
здания была покрыта черным ковром, в третьей - стояли несколько кресел на
металлическом каркасе, которым автор присвоил название «Барселона».
Павильон в Барселоне был разработан
как специальный выставочный объект. Но что бы произошло, если бы архитекторы
стали использовать подобный дизайн для обычного жилого дома? Ответом Миса была
Tungendhat (Тугендгат) - вилла в городе Брно (Чехия), работу над которой
архитектор завершил в 1930 году. Это был трехэтажный дом с каркасом из стали,
неплохо вписанный в окружающий ландшафт. Он был построен для Фрица Тугендгата и
его жены. Мис ван дер Роэ использовал железный каркас, позволивший обойтись без
поддерживающих стен. Этот прием позволил создать внутри здания ощущение объёма
и света. Архитектор сам выполнил дизайн всей мебели в здании (два типа кресел,
спроектированных им, - кресло «Тугендгат
<#"699957.files/image001.gif">
Вилла Tungendhat Жилой дом на выставке в
Вайсенхофе
Современные здания в стиле минимализма
Приложение 2
Традиционный японский дом
Приложение 3
Примеры дизайна помещений в восточном стиле
Китайский стиль
Арабский стиль
Индийский стиль
Японский минимализм в дизайне помещений
Приложение 5
Садово-парковое искусство Японии
Остров черепахи и остров журавля
Примеры песчаных узоров