Китай в международном движении капитала

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,35 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Китай в международном движении капитала

1. Положение КНР в мировой экономике

.1 Особенности процесса глобализации в КНР

XXI век начался с осмысления текущих международных процессов, важнейшим из которых стала глобализация. Экономическое развитие любой страны в современном мире немыслимо без активной деятельности на мировом рынке, и администрация КНР не только хорошо это понимает, но и всеми силами старается направить этот процесс в свою пользу. Можно отметить три основные черты, присущие глобализации КНР.

Первая - отказ от шоковых терапий. Китайская глобализация осуществляется постепенно. Вначале образовали 4 территориальные экономические зоны на юге Китая, недалеко от Гонконга. Затем началась отраслевая постепенность, то есть открыли некоторые отрасли для иностранного капитала. Лишь через 5 лет после вступления в ВТО Китай открыл всю территорию и все отрасли для иностранного капитала. Последние преобразования произошли в финансовой сфере в 2007 г. Формы реализации программы глобализации также отличались постепенностью. Вначале создавались смешанные с иностранным капиталом предприятия. Затем формировались предприятия только с иностранными инвестициями. В настоящее время разрешены слияния и поглощения производственного и финансового капитала. Вторая особенность состоит в том, что Китай не раскрывается до тех пор, пока не проведены внутренние реформы. Иначе говоря, четко соблюдается органическая взаимосвязь внешней открытости и внутренних реформ, провозглашенная еще в 1978 г.

Наконец, китайское правительство стремится оптимизировать плюсы и минимизировать минусы политики реформ и открытости. За счет этой третьей особенности Китай, включаясь в глобализацию, тщательно охраняет свою суверенность.

1.2 Положение в мировом хозяйстве и международной интеграции

Китай играет все большую роль на международной арене, что выражается в участии страны в различных международных организациях и региональном сотрудничестве.

Прежде всего, Китай является первоначальным членом ООН и постоянным членом Совета безопасности ООН (как «старая» ядерная и космическая сверхдержава). Кроме экономических, Китай принимает активное участие и в решении военно-политических и экологических вопросов. Согласно статистике, с 1990 г. Национально-освободительная армия Китая (НОАК) уже направила более 14 тыс. миротворцев для участия в 18 миротворческих миссиях ООН. В настоящее время 2 тыс. китайских военнослужащих выполняют миротворческие задачи за рубежом.

Начиная с ноябрьского саммита 2008 г., Китай был представлен в Большой индустриальной двадцатке (G20), где обсуждается усиление мировой экономической системы.

КНР является членом АТЭС, которое является мощным двигателем интеграции на азиатско-тихоокеанском пространстве и генератором свежих идей, содействующих региональному развитию. За два десятилетия АТЭС превратилось в самостоятельный и крайне важный фактор глобальной экономики и политики.

КНР также член МВФ, ей принадлежит 3,81% голосов в Совете управляющих МВФ и 4% от общего количества Специальных прав заимствования, что по состоянию на 15 декабря 2011 г. эквивалентно 14 млрд долл. Последний кредит, выданный Китаю МВФ, был полностью погашен в 1992 г., с тех пор у МВФ страна средств не занимала.

Что касается Мирового банка, то КНР входит в состав всех пяти организаций этой группы - Международного банка реконструкции и развития, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации, Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. КНР владеет 3,7% активов Банка - эквивалентно 4,5 млрд долл. США - и 2,7% голосов в Совете управляющих. Китай - объект активного инвестирования со стороны Банка. Только за 2011 г. было утверждено 16 инвестиционных проектов со средней стоимостью 250 млн долл. США в такие сферы, как энергетика, защита окружающей среды, охрана культурного наследия, сохранение водных ресурсов, развитие малых городов и деревни, транспорт. Всего же на территории страны за все время пребывания в Мировом банке завершено 311 инвестиционных проектов, свернуто 12, 108 проходят как активные, и еще 26 - в разработке.

Китай также входит в состав Форума сотрудничества Китай-Африка (FOCOC), последний раз собиравшегося в 2009 г. в Шарм-эль-Шейхе, Египет. По итогам собрания Совета министров, было принято решение укрепить афро-китайское сотрудничество принятием следующих мер. Во-первых, слежение за изменением климата и внедрение альтернативных источников энергии. Во-вторых, вложение в НИОКР, получение образования в КНР сотнями африканских студентов и возвращение их на родину с целью использования полученных знаний на благо страны. В-третьих, льготное кредитование на сумму более 10 млрд долл. США беднейших стран Африки и списание их долгов.

КНР является самым влиятельным членом Шанхайской организации сотрудничества. Хотя ШОС изначально создавалась как организация по поддержанию безопасности и борьбы с терроризмом, все большее значение в общении стран-участниц приобретают экономические вопросы. Однако некоторые специалисты считают, что партнеры КНР по ШОС опасаются ее экономических «завоеваний», поэтому стремятся перенести сотрудничество на более нейтральные сферы. В сентябре 2003 г. главы правительств стран - членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе - увеличение потока товаров в регионе. Сотрудничество должно охватывать области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и др. Хотя среди стран ШОС и существуют конкурентные интересы, все же общих интересов больше, и для Китая в ней есть огромный потенциал к развитию, который необходимо правильно раскрыть.

В рамках стратегической задачи по созданию вокруг Китая зоны свободной торговли ведется практическая работа по реализации соглашений о создании зоны свободной торговли Китай-АСЕАН, Китай-страны Сообщества развития Юга Африки, Китай-страны Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, Китай-Новая Зеландия, Китай-Чили, Китай-Австралия, Китай-Пакистан. В ноябре 2006 г. подписано «Соглашение о создании Зоны свободной торговли» с Пакистаном. В соответствии с Соглашением, формирование зоны торговли будет осуществлено в три этапа: на 1 этапе с 1 января 2007 года в течение трех лет на 36% всей товарной номенклатуры таможенная пошлина будет сведена до нуля. Это включает - с китайской стороны продукцию животноводства, водных промыслов, овощи, руды полезных ископаемых, текстильную продукцию, а с пакистанской - мясную продукцию (говядина, баранина), химическую продукцию, энергетическое оборудование. На втором этапе в течение 5 лет ставки таможенных пошлин будут сведены до нуля еще на 49% товарной номенклатуры. В отношении 15% позиций товарной номенклатуры стороны не достигли договоренности по снижению таможенных пошлин.

Таким образом, участие КНР в большинстве международных организаций дает возможность говорить о том, что развитие страны в значительной мере увязано с международными интеграционными процессами в экономике и политике. Следует ожидать еще более активного участия Китая в деятельности международных организаций и укрепления сотрудничества с различными странами мира.

2. Место КНР в мировой торговле

Международная торговля - важнейшая форма международных экономических отношений вообще и для Китая в частности. Интеграция страны в международную торговлю стала возможной благодаря реализации политики «Реформ и открытости» Дэн Сяопином с 1978 года. Ниже мы рассмотрим, как именно участвует КНР в этой форме международных экономических отношений, какую роль в ней играет.

2.1 Китай в ВТО

Одним из основных показателей участия страны в международной торговле - это ее членство в ВТО. Китайская народная республика была принята в ВТО 11 декабря 2001.

После вступления Китая в ВТО внешнеторговый оборот КНР только за первый год вырос до 1 трлн. долл. США, за второй - достиг 2 трлн. долл. США, за третий год он увеличился до 3 трлн. долл. США. Уверенный рост этого показателя продолжается по сей день (см. следующий раздел).

Укрепление внешней торговли ускорило развитие различных отраслей КНР. Уже к 2006 г. доля отраслей машиностроения в общем объеме экспорта увеличилась до 56%, при этом на продукцию отраслей высоких технологий приходится 28%. Доля обработанной продукции в настоящее время составляет 94%.

В развитии внешней экономики КНР можно выделить две основные особенности. Во-первых, быстрыми темпами увеличиваются объемы экспорта; во-вторых, что ещё более важно, изменяется его структура. Постоянно растет доля продукции с высокой добавленной стоимостью - особенно отраслей техноемкого производства.

Кроме того, за пять лет (с 2001 по 2006 гг.) Китай снизил импортные пошлины: на промышленные товары - с 14,8% до 9,3%; на продукцию сельского хозяйства - с 23,2% до 15,3%. Средний размер пошлин в КНР составляет сегодня 9,9% - это самый низкий показатель среди всех развивающихся стран.

Наиболее значительной реформе подвергся финансовый сектор экономики Китая. Так, иностранные инвесторы получили право открывать на территории КНР страховые компании со 100% иностранным капиталом. К концу 2005 года иностранными инвесторами было открыто 40 иностранных страховых компаний, имевших почти 400 филиалов в других городах, а доля иностранного капитала на внутреннем рынке страховых услуг составила 6,92%. В настоящее время иностранные страховые компании могут приобретать акции китайских страховых компаний, что дает им право участвовать в текущих операциях рынка страховых услуг.

Одним из условий вступления Китая в ВТО было открытие его банковского сектора. В силу вступили новые положения, позволившие гражданам КНР осуществлять в иностранных банках и банках с совместным китайским и иностранным капиталом операции в национальной валюте. Были смягчены, в частности, требования к размеру уставного капитала иностранных банков и банков совместного китайского и иностранного капитала: теперь он может составлять около 160 млн долл. Минимальный размер оборотных фондов филиалов иностранных банков, расположенных на территории КНР, должен составлять около 30 млн долл. При этом если филиал иностранного банка два года из трех лет своей деятельности на территории КНР получает прибыль, то он может получить разрешение на ведение операций в национальной валюте для иностранных граждан.

В настоящее время на территории КНР уже открыто почти 200 филиалов более чем 70 иностранных банков. После вступления в силу новых положений их количество должно заметно возрасти.

Серьезные изменения произошли и в промышленности - в частности, в китайском автомобилестроении. Эта отрасль была открыта для доступа иностранного капитала. Так что большинство продаваемых в Китае автомобилей сходит сегодня с конвейеров совместных предприятий, действующих на территории КНР. В период с 2002 по 2005 гг. выпуск автомобилей в КНР увеличился в среднем почти на 25%. По оценкам специалистов, к 2020 году общий объем производства автомобилей в КНР достигнет 15 млн. в год, что превратит страну в крупнейшего мирового производителя автомобилей.

Членство в ВТО сыграло решающую роль в снижении импортных пошлин на автомобили и отмене импортных квот на запасные части для них. Если ранее уровень импортных пошлин составлял 100%, то в настоящее время он равен 25%.

Руководствуясь международными нормами и правилами ВТО, Китай проделал большую работу по стандартизации нормативно-правовых актов. Наиболее значимые поправки внесены в Законы КНР «О торговых марках» и «Об авторском праве», что свидетельствует об усилении политики, направленной на защиту интеллектуальной собственности. За девять лет членства КНР в ВТО китайская полиция раскрыла более 9000 преступлений, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, с общим экономическим эффектом более 600 млн долл.

Углубление национальных реформ и опосредованная вступлением в ВТО дальнейшая либерализация внутреннего рынка будут способствовать созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в КНР и привлечению большего числа иностранных инвесторов.

Китай взял на себя обязательство поэтапно отменить систему квотирования на промышленную продукцию, а также отменить или существенно сократить тарифы на широкий спектр товаров. В среднем в 1999 году они составляли 24,6%, а в 2005 году сократились до 9,4%.

В соответствии с обязательствами перед ВТО существенно трансформирован китайский рынок капитала.

Гарантии зарубежных инвесторов в КНР обеспечиваются межправительственными соглашениями по взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений - в частности, с Великобританией, Германией, Францией, Японией, Австралией, Кореей.

Деятельность в рамках ВТО дала первые позитивные результаты. Можно сказать, что присоединение Китая к ВТО укрепило его позиции на мировом рынке. Китай активно использует инструментарий ВТО для обеспечения своих внешнеэкономических интересов. При этом следует подчеркнуть, что успех Китая во многом обусловлен его уникальной спецификой.

.2 Структура и объем внешней торговли

Китай активно развивает внешнеторговые связи. Общий объем экспорта в 2009 г. - 1,201 трлн долл. США, импорта - 1,005 трлн долл. США, что составляет 24% и 20% от ВВП Китая, 10,6% и 9,3% от мировых объемов экспорта и импорта соответственно. Таким образом, страна является мировым лидером по объему экспорта, а по объему импорта занимает 2-е место после США. Среднегодовые темпы прироста экспорта - 31%, импорта - 39%.

Крупнейшими торговыми партнерами КНР являются США, Япония, Канада и страны ЕС. В 2010 г. объемы товарного экспорта из Китая составляют: в США - 383 млрд долл. США, в Японию - 153 млрд долл. США, в ЕС - 372 млрд долл. США Объемы товарного импорта в Китай составляют: из США - 91 млрд долл. США, из Японии - 171 млрд долл. США, из ЕС - 148 млрд долл. США.

Китай - второй по величине импортер железной и угольной руды, доля импорта этих продуктов составил 50% от общего импорта полезных ископаемых. В 2010 г. КНР экспортировала железа и стали на 40 млрд долл. США - это 3-е место в мире после ЕС и Японии и 9,4% от мирового экспорта этих товаров - и импортировала 25 млрд долл. США, что соответствует 5,6% мирового импорта железа и стали. Экспорт химической промышленности в 2010 г. составил 88 млрд долл. США, это 5,1% мирового экспорта; импорт - 149 млрд долл. США, 8,6% мирового импорта. КНР занимает 1-е место по экспорту телекоммуникационного оборудования - 180 млрд долл. США. На 63 млрд долл. США в 2010 г. было вывезено интегральных микросхем и электронных компонентов, по этому показателю КНР сравнялась с ЕС, уступая лишь Сингапуру. Но по импорту этих товаров Китай занимает 1-е место - 181 млрд долл. США.

Что касается автомобильного производства, то продукция в этой отрасли идет по большей части на внутренний рынок, доля экспорта автомобилей в мировом составила в 2010 г. лишь 2,6%, объем равен 28 млрд долл. США. Импорт автомобилей составляет 53 млрд долл. США.

Китай - один из признанных лидеров по экспорту текстильной продукции - ему принадлежат 77 млрд долл. США и 30% мирового экспорта. Из них 30 млрд долл. США идут в страны Азии, 13 млрд долл. США - в Северную Америку и столько же - в Европу.

Доля экспорта промышленных товаров - 94%, причем он представляет собой экспорт высокого качества - доля высокотехнологичных товаров составляет в 2008 г. 29%. Объемы экспорта промышленных товаров в крупнейшие торговые партнеры КНР составляют: в США - 370 млрд долл. США, в страны ЕС - 360 млрд долл. США, в Японию - 137 млрд долл. США. Объемы импорта промышленной продукции из этих стран: из США - 57 млрд долл. США, из стран ЕС - 130 млрд долл. США, из Японии - 163 млрд долл. США.

Основными потребителями сельскохозяйственной продукции из Китая являются США, Япония и страны ЕС. Объем сельскохозяйственного экспорта в эти страны составил в 2010 г.: 6,5 млрд долл. США - в США, 7,8 млрд долл. США - в ЕС, 9 млрд долл. США - в Японию. Всего на экспорт идет 52 млрд долл. США сельскохозяйственных товаров, его доля составляет 3,8% и 3,0% от мирового показателя в 2010 г. и 2000 г. соответственно. Объем сельскохозяйственного импорта в Китай в 2010 г. равен 108 млрд долл. США - 7,6% от мирового, в 2000 г. - 3,3%. Всего в 2010 г. КНР экспортирует на 44 млрд долл. США продовольствия, это 3,9% мирового экспорта продовольствия, в 2000 г. экспорт этих продуктов не превышал 13,6 млрд долл. США. Ввоз продовольствия в КНР - 60 млрд долл. США в 2010 г. и лишь 9 млрд долл. США в 2000 г.

Объем импорта нефти в КНР в 2000 г. - 21 млрд долл. США, в - 2010 г. в 188 млрд долл. США, из них 68 млрд долл. США - из стран Ближнего Востока. Объем экспорта нефти - 26 млрд долл. США в 2010 г. и 7,8 млрд долл. США в 2000 г. Китай старается по возможности сохранить свои нефтяные запасы, импортируя нефть из других стран, а с Ираном подписаны бартерные соглашения, в которых Иран рассчитывается нефтью.

Китай пока отстает от развитых стран мира по ввозу и вывозу коммерческих услуг. Экспорт услуг КНР в 2009 г. составил 170 млрд долл. США, импорт - 192 млрд долл. США, что соответственно 4,6% и 5,5% от мирового объема экспорта и импорта услуг. Стоит отметить, что в этой сфере среднегодовые темпы роста объема экспорта - 32% - на 10% выше, чем импорта - 22%.

Экспорт транспортных услуг составил в 2010 г. 34,2 млрд долл. США, импорт - 63,3 млрд долл. США. Экспорт туристических услуг - 45,8 млрд долл. США, импорт - 54,9 млрд долл. США.

Объем экспорта других коммерческих услуг равен 90,2 млрд долл. США, импорта - 74 млрд долл. США.

В общем и целом, КНР является важнейшим участником мировой торговли во всех сферах производства. Более того, страна постепенно переходит в торговле от трудоемкой и ресурсоемкой продукции к наукоемкой. При этом нельзя сказать, что Китай находится в сильной зависимости от экспорта или импорта, огромный внутренний рынок способен обеспечить всем секторам китайского хозяйства достаточный спрос.

2.3 Государственное регулирование внешней торговли в КНР

Одним из главных направлений трансформации сферы регулирования внешней торговли КНР после присоединения страны к ВТО является либерализации внешнеторгового режима. По состоянию на начало 2007 года Китай уже выполнил большую часть своих обязательств по снижению пошлин - средний уровень таможенных пошлин в 2006 году составил 9,9%. Средняя ставка импортной пошлины по сельскохозяйственным товарам - 15,2%, промышленной продукции - 9,0%. Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в КНР, применяемого во внешнеторговых операциях составляет 17%.

Рассмотрим тарифное регулирование внешней торговли КНР. Для товаров из стран-членов ВТО, стран, заключивших с Китаем двусторонние соглашения о таможенных преференциях, и для таможенных территорий КНР установлен режим наибольшего благоприятствования.

Для товаров из государств, которые вместе с Китаем участвуют в региональных соглашениях, предусматривающих льготный таможенный режим. Подобные соглашения были заключены с АСЕАН, странами Азиатско-Тихоокеанского соглашения (Р. Корея, Шри-Ланка, Бангладеш, Индия; Лаос), Пакистаном, Гонконгом и Макао.

Для 6 стран АСЕАН применяется ставка РНБ, а для Вьетнама, Лаоса и Камбоджи - нулевая ставка по 137 товарным позициям. Для остальных товаров - нулевая ставка для всех членов АСЕАН. К ряду товаров из Макао и Гонконга применяется нулевая ставка.

По 143 товарным позициям, таким как растительное масло, химическое сырье, автомобили и запчасти к ним, произведено снижение ставок.

По 55 товарным позициям, в частности, по мясу курицы, пиву, сырой нефти, фото- и кинопленке, видеотехнике, а также по 6 товарным позициям между КНР и Пакистаном и КНР и 6 странами АСЕАН применяются комбинированные пошлины.

Особые преференциальные ставки установлены для товаров из стран, заключивших с Китаем специальные соглашения о таможенных льготах (Камбоджа, Мьянма, Лаос и Бангладеш), а именно нулевой уровень таможенных пошлин на импортируемые товары, за исключением некоторых видов рыбопродуктов, текстильных волокон, электрических машин и оборудования; для Судана и 26 африканских стран, признанных Китаем наименее экономически развитыми странами с 01.01.2005 г.введены нулевые ставки.

В случае одновременной применимости к товару нескольких ставок (особой преференциальной ставки, ставки в рамках регионального соглашения и ставки РНБ или временной преференциальной ставки) приоритет имеет наиболее низкая из них. При одновременной применимости временной преференциальной ставки и ставки РНБ приоритет имеет временная ставка.

В отношении товаров, импорт которых ограничен по количеству, в КНР действует система государственного квотирования. Тарифное квотирование с 1 января 2007 года действует в отношении 7 видов сельскохозяйственных товаров (пшеница, кукуруза, рис, сахар, шерсть, шерстяные волокна, хлопок) и 3 видов химических удобрений.

В целях поощрения экспорта в отношении подавляющего большинства товаров отсутствуют экспортные пошлины. Кроме того в КНР действует порядок возврата НДС экспортерам. Ставка, в зависимости от наименования экспортируемого товара, колеблется от 8 до 17%. Для большинства товаров народного потребления она определена в 13%. Практика взимания экспортных пошлин применяется в КНР в отношении экспорта некоторых товаров, вывоз которых запрещен или ограничен. С 1 января 2007 года экспортный тариф КНР содержит 88 товарных позиций. Ставки экспортных пошлин составляют 20%-50%. Экспортными пошлинами в Китае облагаются руды, сплавы и изделия из некоторых цветных металлов, отдельные химические вещества, продукты животного происхождения. По некоторым позициям установлены временные экспортные пошлины в размере от 0% до 10%.

Что касается нетарифного регулирования, то, в соответствии с действующим законодательством, в КНР в отношении ряда товаров продолжает применяться система импортного и экспортного лицензирования. Органами, занимающимися выдачей участникам внешнеэкономической деятельности, лицензий на закупки по импорту и продажи по экспорту ряда товаров, является Управление по делам квотирования и лицензирования Министерства коммерции КНР и подразделения Минкоммерции провинций, автономных районов, городов центрального подчинения. Лицензирующие органы в пределах полномочий занимаются выдачей лицензий на импорт и экспорт определенных товаров. На сайте Управления по делам квотирования и лицензирования Министерства коммерции КНР публикуются списки товаров, закупки которых по импорту и продажи по экспорту лицензируются. Совместными приказами Министерства коммерции КНР и Главного таможенного управления Китая ежегодно утверждаются списки товаров, экспорт и импорт которых возможен только при получении соответствующей лицензии.

Ключевым фактором формирования системы государственного регулирования внешней торговли стало вступление в ВТО. Именно стандарты этой организации и определили настоящий облик этой системы, предполагающей различные уровни торгового сотрудничества для разных стран и регионов.

2.4 Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество

Товарооборот России с КНР в 2011 г. (по данным китайской таможенной статистики) составил 79 млрд долл. (+42,7%), в т.ч. экспорт России в КНР - 40 млрд долл. (+55,6%), импорт из КНР - 38 млрд долл. (+31,4%).

Положительное торговое сальдо за 2011 г. составило 1,4 млрд долл. в то время как в январе-декабре 2010 г. в торговле России и Китая наблюдался дефицит торгового баланса в размере 3,7 млрд долл.

Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая сохранила за собой 10 позицию, на которую она переместилась с 11 места в мае 2011 г.

По объемам внешней торговли с Китаем Россию опередили: США, Япония, Гонконг Р. Корея, Германия, Тайвань, Австралия, Малайзия, Бразилия. Далее за Россией следуют: Индия, Голландия и Сингапур.

Структура экспорта России в Китай по существенным товарным группам:

,76% - минеральное топливо, нефть, нефтепродукты;

,65% - древесина и изделия из нее;

,6% - цветные металлы;

,31% - руды, шлаки, зола.

Структура импорта России из Китая по существенным товарным группам:

,91% - машины и оборудование;

,28% - химические товары (пластмассы и изделия из них, органические химические соединения, химические нити, продукты неорганической химии);

,34% - обувь;

,41% - одежда текстильная;

,2% - одежда из трикотажа;

,3% - изделия из черных металлов;

% - пушнина, меховое сырье, мех, изделия;

,12% - мебель, матрацы, осветительные приборы.

Таблица 1. Динамика изменения структуры экспорта РФ в КНР по основным статьям в %

Статья экспорта/ год200120032005200720092011Мин. сырье, нефть, нефтепродукты10,221,541,347,544,1156,76Машины и оборудование28,712,92,11,32,040,7Древесина и изделия из нее7,510,811,315,1711,18,65Химические товары8,98,26,86,826,56,4

Таблица 2. Динамика изменения структуры импорта в РФ из КНР по основным статьям в %

Статья экспорта/ год200120032005200720092011Машины и оборудование7,217,620,130,633,4440,91Изделия из черных металлов---2,71,163,30Химические товары4,94,95,86,28,29,28

Как видно из таблиц 1 и 2, за последние 10 лет в структуре российско-китайской торговле произошли значительные изменения. Если в 2001 г. удельный вес нефтепродуктов в экспорте РФ в КНР составлял лишь 10%, а продукция машиностроительной отрасли 28%, то сейчас ситуация принципиально иная - более 50% российского экспорта составляет минеральное сырье, а машины и оборудование - менее процента. В китайском экспорте в РФ основной статьей стала именно продукция машиностроения, доля которой за 10 лет увеличилась с 7% до 40%. Увеличивается доля других отраслей обрабатывающей промышленности.

3. КНР в международном движении капитала

.1 Роль свободных экономических зон в экономике КНР

Китайская народная республика - один из ярчайших примеров успешного создания свободных экономических зон (СЭЗ). В настоящий момент в КНР действуют следующие виды СЭЗ:

особые экономические зоны,

открытые города и территории,

зоны экономического и технологического освоения,

зоны экономического развития,

зоны свободной торговли

зоны приграничного экономического сотрудничества.

В 1980 году были образованы сразу четыре однотипные СЭЗ, цель которых была протестировать инновационную политику, которую планировалось внедрить в дальнейшем в других регионах Китая. Зоны были расположены в Шеньчжене, Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и в Сямэне (провинция Фуцзянь).

Когда экономика Китая стала открытой для международной торговли и инвестиций, деятельность СЭЗ сразу принесла результаты. В 1981 году на долю четырех СЭЗ пришлось 60% притока ПИИ в Китай, причем 51% ПИИ пришлись на долю зоны, расположенной в Шенжене, на остальные зоны - приблизительно по 3% совокупного притока ПИИ в страну. Спустя 3 года на долю СЭЗ все еще приходилось 26% от совокупного ПИИ, полученного государством. К концу 1985 года 20% совокупных прямых иностранных инвестиций (около 1,2 млрд. долларов) приходилось на четыре СЭЗ. Китайские вложения в СЭЗ были значительно выше, чем инвестиции иностранцев. И, прежде всего, они осуществлялись в инфраструктуру и предприятия.

Когда стал очевиден положительный опыт работы первых СЭЗ, аналогичные благоприятные режимы деятельности были обеспечены предпринимателям в 14 прибрежных городах Китая, потом - и в других регионах страны.

СЭЗ имели положительное влияние на развитие китайской экономики, позитивными факторами стали:

. стимулирование общего притока капитала,

. масштабное создание новых предприятий и рабочих мест,

. рост производительности труда на предприятиях с иностранным капиталом по сравнению с государственными,

. рост и диверсификация экспорта.

Однако, несмотря на положительное влияние СЭЗ, остаются некоторые проблемы. Во-первых, несбалансированность в развитии восточной и западной частей страны, в последней СЭЗ не создавалось. Во-вторых, настоящий уровень развития инфраструктуры страны не позволяет полностью раскрыть потенциал СЭЗ, и это частично связано с первой проблемой. В-третьих, во многих СЭЗ Китая технологический уровень не соответствует заявленному.

Тем не менее, именно СЭЗ КНР обязана своими темпами социально-экономического развития. Они позволили привлечь необходимый капитал, технологии, зарубежный хозяйственный опыт, и помогли вывести страну на качественно новый уровень развития. СЭЗ стали одним из ключевых факторов интеграции КНР в международные экономические отношения.

.2 Объем и основные направления иностранных инвестиций в Китае

Будучи крупным участником мировой торговли, КНР также является как крупным реципиентом, так и донором для прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Рассмотрим динамику иностранных капиталовложений Китая. В 2005 г. объем ПИИ в КНР составил 72,4 млрд долл. США (7,3% от мирового импорта ПИИ). Затем наблюдалось увеличение этого показателя, однако кризис 2008-2009 гг. дает о себе знать - объем ПИИ упал в 2009 г. с 108,3 млрд долл. США до 95 млрд долл. США, а в 2011 г. поднялся до 124 млрд долл. США (8,4%).

Вывозится из КНР меньший объем капитала. В 2005 г. вывоз ПИИ составил 12,6 млрд долл. США (1,4% от мирового экспорта ПИИ) и начал быстро расти, несмотря на кризис - до 68 млрд долл. США в 2010 г. (5,1%). В 2011 г. этот показатель составил 65 млрд долл. США.

В 2011 г. китайские компании купили иностранных компаний на сумму 34,3 млрд долл. США (8,5% мировых слияний и поглощений), а иностранные компании купили китайских на сумму 6,3 млрд долл. США (1,7%), в 2005 г. эти показатели составили соответственно 3,7 и 7,2 млрд долл. США

В 2011 г. состоялось 151 сделок слияниям и поглощениям китайских компаний. В свою очередь, китайские компании провели 143 слияний и поглощений, и это в 3 раза больше, чем в 2006 г. 10-е по сумме вложений место среди крупнейших сделок мировых поглощений занимает покупка китайской компанией «China Petrochemical Corporation (Sinopec group)» 40% акций бразильской нефтегазовой компании «Repsol YPF Brasil SA» на сумму 6,1 млрд долл. США. Это крупнейшая сделка КНР в 2010 г. Следующая по значению сделка КНР - это покупка китайской нефтегазовой компанией «Apache corp.» 50% акций американской «BP PLC-Permian Basin Assets» на сумму 3,1 млрд долл. США. Ни один случай покупки акций китайских компаний в 2010 г. не превысил по вложениям 3 млрд долл. США.

В 2011 г. в первичную застройку (т.н. «greenfield projects») на территории КНР было вложено 100 млрд долл. США (3,6% от мировых вложений в первичную застройку) на развитие 1409 проектов, из КНР за рубеж на эти цели было вывезено 40 млрд долл. США (10,4%) - на развитие 407 проектов. В 2005 г. на эти цели было вложено соответственно 94 и 10 млрд долл. США (соответственно 131 и 1314 проектов в 2005 г.).

КНР заключает много международных инвестиционных соглашений. Так, между КНР и другими странами на 2011 г. было заключено 144 таких соглашений, из них 128 - двухсторонних.

Велико влияние на мировую экономику и, в частности, на мировой рынок электроники, китайских ТНК. Среди них можно отметить такие компании, как «Foxconn», «Quanta», «Compal», «Wistron», «Inventec». Эти 5 компаний вместе с сингапурской «Flextronics» занимают первые 6 мест по ежегодному доходу, всего они приносят 132,5 млрд долл. США дохода ежегодно. Этим компаниям принадлежат сотни заводов и исследовательских лабораторий по всему миру, а основными покупателями выступают гиганты производства компьютеров, телефонов и офисной техники - Microsoft, Apple, HP, LG, Sony, Nintendo и десятки других. Их совокупный штат сотрудников по всему миру составляет более 800 тыс. человек.

Таким образом, видно, что, с одной стороны, Китай наращивает инвестиции в других странах, покупает большие пакеты акций крупных иностранных компаний и расширяет свое присутствие на мировом рынке через работу ТНК, а с другой сам привлекает большое количество инвестиций со всего мира, в том числе и в форме проектов по первичной застройке. Что касается внешней торговли, цифры, которые показывает КНР, говорят сами за себя. Кроме того, качество экспорта, а именно доля в нем высокотехнологичной продукции, говорит а высокой добавленной стоимости, прибыльности китайского хозяйства и защищенности экономики от кризисов.

Всего на территории КНР учреждено более 500 тыс. предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). Отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется подавляющим преобладанием вложений в обрабатывающую промышленность, при этом особенно быстро растет доля высокотехнологичных предприятий, а также предприятий по глубокой переработке сырья.

Очевидные успехи КНР в области привлечения иностранных инвестиций связаны с поддержанием в стране высокого уровня социально-экономической и политической стабильности, наличием емкого внутреннего рынка и дешевой рабочей силы, проведением активной национальной инвестиционной политики, постоянным совершенствованием и либерализацией юридической базы, создающей благоприятный режим для иностранных компаний. Все это обусловливает высокую и устойчивую доходность вложений зарубежных инвесторов, 90% которых планируют дальнейшее расширение своей деятельности в Китае.

3.3 Российско-китайское инвестиционное сотрудничество

Планомерно и на разных уровнях развивается инвестиционное сотрудничество между КНР и нашей страной.

В 2004 г. создана межправительственная Постоянная рабочая группа по инвестиционному сотрудничеству, активно используется механизм регулярных Российско-Китайских инвестиционных форумов, организаторами которых являются Министерство экономического развития России и Государственный комитет КНР по развитию и реформе.

В 2004-2009 гг. проведены 5 двухсторонних инвестиционных форумов, на которых подписаны соглашения о намерениях по сотрудничеству в отношении 37 «пилотных» проектов на общую сумму 4,5 млрд. долл., в том числе по 35 проектам в России в сфере освоения месторождений полезных ископаемых, заготовки и переработки древесины, строительства объектов недвижимости, освоения сельскохозяйственных угодий, переработки с/х продукции.

По данным администраций субъектов РФ, суммарный объем китайских накопленных инвестиций в российские проекты I-V форумов к началу 2010 г. составил около 820 млн. долл. В ноябре 2006 г. правительствами РФ и КНР подписано Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

В июне 2009 г. главами двух стран утвержден План российско-китайского инвестиционного сотрудничества.

По данным Министерства коммерции КНР, объем привлеченных в российскую экономику китайских прямых инвестиций в 2009 г. увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2008 г. Прямые инвестиции китайских компаний составили 410 млн. долл. против 240 млн. долл. в 2008 г. Общий объем накопленных инвестиций увеличился на 25,4% и достиг 2 млрд. 24 млн. долл.

Главными приоритетами инвестиционной деятельности КНР в РФ являются разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика, торговля, легкая и текстильная промышленность, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг.

Российские контрактные инвестиции в Китае в 2009 г. увеличились на 5,88% до 180 млн. долл. Сумма практически использованных инвестиций снизилась на 47,03% и составила 31,77 млн. долл. Количество новых зарегистрированных проектов с российскими прямыми инвестициями - 94 (в 2008 г. 95 проектов). Основная часть проектов сосредоточена в сферах производства, строительства и транспортных перевозок.

К началу 2010 г. суммарный объем российских контрактных инвестиций в КНР составил 2,19 млрд. долл. (+9,5%), накопленные прямые инвестиции - 751,77 млн. долл. (+4,41%), общее количество проектов с российскими прямыми инвестициями - 2269 (+4,32%).

Таким образом, одним из главных направлений российско-китайского сотрудничества является инвестиционное сотрудничество, особенно в сферах, указанных выше. Это подтверждают соответствующие двухсторонние соглашения и объем взаимных инвестиций. Данные позволяют надеяться на дальнейшее развитие российско-китайских отношений в области инвестиций и достижение положительных результатов от этой деятельности.

4. КНР и международный научно-технический обмен

За последние 10 лет Китай активно участвует не только в таких формах международных экономических отношений, как международная торговля и международное движение капитала, но и в международном научно-техническом обмене.

Основное средство передачи технологии в Китае - продажа патентов. Всего в стране в 2000 г. было зарегистрировано 1673 патента, 251 был продан за рубеж, из них 147 - в США, 57 - в страны ЕС, 14 - в Японию. В 2009 г. было запатентовано уже 11 026 изобретений, из которых 1694 было передано за рубеж: в США - 566, в страны ЕС - 751, в Японию - 86. Количество проданных за рубеж патентов за 9 лет увеличился в 6,75 раз, общее же их количество увеличилось в 6,6 раз. Таким образом, соотношение зарегистрированных и проданных патентов практически не изменилось. Процент китайских патентов, право на которые принадлежат лицам из других стран, составляет 15% и значительно не изменился с 2000 г.

Однако КНР не только продает отечественные изобретения, но и активно покупает иностранные. Так, в 2000 г. китайскими компаниями было куплено 106 иностранных патентов, 46 - у США, 30 - у стран ЕС, 7 - у Японии. В 2009 г. этот показатель составил 450 патентов, из которых 244 было выкуплено у США, 99 - у стран ЕС, а 16 - у Японии. Исходя из того, что более 50% купленных патентов приходится на США, а около 40% - на ЕС, то можно сказать, что Америка и Европа - основные партнеры КНР по обмену научно-техническими знаниями.

Кроме того, особое значение имеет то, что значительная часть китайских изобретений - примерно 10% из года в год - была сделана в сотрудничестве с иностранными учеными. В 2000 г. из 1673 изобретений 173 были разработаны совместно с США (90 патентов - более 50%), странами ЕС (57 патентов), Японией (13 патентов) и другими. В 2009 г. из 11 026 патентов 1009 было зарегистрировано на изобретения, созданные при участии других стран. Из них 522 - при участии США (более 50%), 384 - стран ЕС, 61 - Японии. И эти показатели также свидетельствуют о долговременном и глубоком сотрудничестве КНР и США в сфере технологий.

Что касается самих технологий, то КНР развивается в соответствии с мировыми тенденциями научных разработок. Рассмотрим структуру патентуемых технологий. В 2000 г. из 1673 патентов 938 были из сферы биотехнологий, 252 - информационных технологий, 5 - нанотехнологий, 15 - защиты окружающей среды, 8 - из сферы возобновляемых и неископаемых энергоресурсов, 3 - биотоплива, 10 - снижения выхлопных газов и экономии энергии. В 2009 г. из 11026 зарегистрированных изобретений в этих сферах было сделано: биотехнологии - 313, информационные технологии - 4636, нанотехнологии - 8, защита окружающей среды - 108, возобновляемые энергоресурсы - 171, биотопливо - 5, 96 - снижение выхлопных газов и экономии энергии на транспорте и в зданиях.

Таким образом, КНР активно участвует и в еще одной форме международных отношений - международном научно-техническом обмене. Это выражается в большом объеме патентов, покупаемых и продаваемых за рубежом. Динамика же показывает, что следует ожидать дальнейшего вовлечения страны в МЭО в области обмена технологий.

Заключение

В ходе выполнения данной работы была достигнута поставленная цель, решены сопутствующие задачи. Был проведен анализ интеграции КНР в мировое хозяйство, дана оценка интеграционных процессов, участия страны в основных формах МЭО и перспектив его углубления. Были также рассмотрены торговые и инвестиционные экономические отношения КНР и России. Из содержания данной работы можно сделать вывод, что КНР активно участвует во всех формах МЭО, а динамика за последние 10 лет показывает, что в ближайшее время Китай ожидает стабильный рост объемов торговли, инвестиций и научно-технического обмена, в том числе в некоторой степени и с Россией.

Китай конца 1970-х гг. и Китай, каким мы видим его сегодня - это две совершенно разные страны. Еще 30 лет назад, когда Коммунистической партией Китая создавался план «Политики реформ и открытости», страна стояла на краю гибели - еще живы люди, при жизни которых колониальное положение, гражданские войны, едва не закончившаяся порабощением китайского народа война с Японией, культурная революция, голод и эпидемии практически уничтожили страну. Но спустя 30 лет КНР стала одной из крупнейших и самой быстрорастущей экономикой мира. КПК не повела страну ни по одному из традиционных путей, взяв только лучшее от капитализма и социализма, и добилась отличных результатов. На наш взгляд, главными достижениями в развитии КНР стали: победа в кратчайшие сроки над голодом и опровержение тезиса о том, что переход от командной экономики к рыночной неизбежно сопровождается социальными противоречиями.

Основными факторами, обеспечивающими гармоничный рост китайской экономики, мы видим уникальную социально-экономическую модель, рост нормы накопления, концентрация природных ресурсов, разумное их освоение и использование, заметные научно-технические достижения в фундаментальных и прикладных исследованиях, возрастающие роль и объем внешней торговли и участия в международном движении капитала, вложения в развитие человеческого потенциала и другие факторы.

За прошедший период начали проявляться и некоторые проблемы развития страны: неравенство доходов, различия между уровнями развития регионов, а также города и деревни, экологические проблемы. Однако есть основания полагать, что проблемы эти будут частично или полностью решены в ближайшие 10-20 лет.

К экономическим успехам страны можно отнести и успешную антикризисную политику. В условиях глобального экономического кризиса экономическая стратегия Китая ориентировалась в основном на рост внутреннего потребления и повышение конкурентоспособности отечественных предприятий. Реализация такой стратегии позволила сгладить многие негативные последствия кризиса и опередить многих лидеров докризисной эпохи.

Что можно рекомендовать китайскому правительству для получения долгосрочного преимущества на мировом рынке - это вкладывать как можно больше средств в приоритетные направления, обозначенные правительством КНР и экспертами международных организаций - строительство инфраструктуры и системы передачи информации, развитие человеческого потенциала, образования, здравоохранения, социальной защиты, а также сбалансированного развития: географического - освоение запада страны; отраслевого - ускорение развития деревни; социального - устранение неравенства доходов.

Список литературы

глобализация интеграция страна торговля

1.Д.А. Медведев «АТЭС: на пути к стабильному, безопасному и процветающему сообществу», 14.11.2009

2.Комиссина И.Н., Куртов А.А. Шанхайская организация сотрудничества. Становление новой реальности М.: Ист Брук, 2005. - С. 64

3.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 554 с.

4.Дин Сянхао. Прямые иностранные инвестиции в КНР и тенденции их развития. // Вопросы международной торговли. 2004. №7, с. 47.

5.Савин В.А. Свободные экономические зоны в Китае // Международный бизнес России, 2005, №5, стр. 45

6.Я.М. Бергер. Китайская модель глобализации // Век глобализации №1, 2009

7.Global education digest 2011. - UNESCO institute for statistics, Montreal, Canada.

.Human Development Report 2010: The real wealth of nations, Pathways to human development. - UNDP, NY, U.S.A., 2010.

.OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2011

.UNCTAD World Investment Report 2011

.World Development Report 2011: Conflict, Security and development. - The World Bank, Washigton D.C., U.S.A., 2011.

.WTO International trade statistics 2011. - The WTO, Geneva, Switzerland, 2011.

13.Всемирный банк - Официальный сайт #"justify">.Государственное регулирование во внешней торговле КНР - официалный сайт Торгового представительства РФ в КНР #"justify">.Китай и ВТО: итоги пяти лет - консалтинговая группа «Окно в Китай» #"justify">16.Международный валютный фонд - официальный сайт #"justify">.Обзор двухсторонней торговли за 2011 г. - официальный сайт Торгового представительства РФ в КНР. #"justify">.Русско-азиатский центр делового сотрудничества - официальный сайт #"justify">.Текст обращения премьер-министра КНР Вэнь Цзябао на 4 форуме FOCOC #"justify">20.Торговое представительство РФ в КНР - официальный сайт #"justify">21.Электронный аналитический журнал «Промышленные ведомости» #"justify">22.Юзифович С.О. География внешней торговли Китая, 2003-2011 гг. /IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2012» http://www.rae.ru/forum2012/

Похожие работы на - Китай в международном движении капитала

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!