Эмпирическое исследование психологических особенностей многодетных семей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    209,17 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эмпирическое исследование психологических особенностей многодетных семей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

1.1 Многодетная семья, как малая социальная группа

.2 Личностные особенности многодетных родителей

.3 Жизненные ценности в многодетных семьях

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

2.1 Организация и методики исследования

.2 Результаты исследования

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время семья в России претерпевает определенные изменения. Во многом они обусловлены социально-политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране в последние десятилетия. Эти изменения также во многом связаны с изменениями в психологии людей. На уровне общества изменения, происходящие с семьей, проявляются в динамике таких негативных явлений выражающих определенное утрату ценности семьи: рост разводов, распространение малодетности, добровольного безбрачия, неполных семей.

На уровне семьи эти изменения отражаются в характере выполнения семейных функций и особенностях внутрисемейных отношений. На уровне личности они, в первую очередь, могут быть зафиксированы в особенностях ее отношения к семье. К наиболее заметным негативным проявлениям этих изменений, связанных с семьей, относят падение рождаемости и ограничение числа детей в семье. В этих условиях становится особенно актуальным изучение многодетной семьи, на которую возлагаются определенные надежды в пользу изменения демографической ситуации в стране и увеличения рождаемости. Несмотря на то, что многодетная семья является редким и нетипичным явлением для современного общества, определенный процент таких семей продолжает сохраняться. Также зафиксировано появление многодетности, не связанной с традиционными нормами рождаемости. В связи с этим многодетные семьи нуждаются во всестороннем психологическом изучении.

Для психологии многодетная семья представляет особый интерес в связи со своеобразием внутрисемейных отношений, а также наличием психологических особенностей ее членов. Эти особенности во многом обуславливают как появление многодетной семьи, так и ее дальнейшее существование и особенности жизнедеятельности.

Объектом психологических исследований многодетная семья становится лишь с начала 90-х гг. XX века, в связи с изучением психологических особенностей детей из этих семей. Изучение психологических характеристик родителей и особенностей внутрисемейных отношений в многодетных семьях проводилось лишь в отдельных зарубежных исследованиях. В отечественной психологии эти феномены практически не изучались.

Таким образом, очевидным является противоречие между важной социальной ролью многодетной семьи в современном обществе и отсутствием психологических исследований данного явления.

Противоречие обусловливает проблему исследования: в чем состоят психологические особенности многодетных семей?

Объект исследования: отношение к семье родителей многодетной семьи.

Предмет исследования: психологические особенности многодетных семей.

Цель исследования: изучить психологические особенности многодетных семей и эмпирически доказать наличие отличия жизненных ценностей родителей многодетных и малодетных семей.

Гипотеза исследования: жизненные ценности родителей из многодетных семей отличаются от жизненных ценностей родителей из малодетных семей.

Задачи исследования:

1)  Проанализировать имеющиеся научные данные по проблеме многодетных семей и их психологических особенностей;

2) провести эмпирическое исследование психологических особенностей у родителей из многодетных семей.

Теоретико-методологической базой исследования являются научные положения о психологических особенностях многодетных семей В.А. Беловой, Л.Я. Гозмана, В.Н. Дружининой, И.С. Деминой, Н.А. Журавлевой.

Методы исследования:

изучение научной психолого-педагогической литературы;

тестирование;

анкетирование;

математико-статистическая обработка полученных результатов.

Методики исследования:

) тест «Ценностные ориентации», разработанный Ю.Е. Алешиной [1.C.117];

) анкета «Семейные ценности» А.Н. Волковой [11.C.21];

3) тест «Иерархия жизненных ценностей» З.А. Янкова [28.C.175].

База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Альметьевского муниципального района РТ.

Выборка: родители детей, посещающих школу в количестве 50 человек. 25 из которых являются родителями из многодетных семей, 25 - из семей где число детей не превышает 2 человек.

Теоретическая значимость: изучены имеющиеся теоретические данные о психологических особенностях членов многодетных семей, особенностей многодетных семей как малой социальной группы.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при разработке программ психологической поддержки многодетных семей, в практике психологической работы с ними. Полученные данные также могут способствовать проведению консультирования семьи и при разработке программ психологической помощи многодетными семьями в течение учебного года.

Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, 5 параграфов,

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

 

.1 Многодетная семья, как малая социальная группа


В настоящее время многодетной считается семья, в составе которой есть три и более детей (в т.ч. усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до восемнадцати лет. Согласно классификации Е.Ф. Ачильдиевой выделяются следующие типы многодетных семей:

. Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок выступает как одна из жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше.

. Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующий дети могли появиться в них, главным образом, из-за отсутствия планирования семьи. Такие семь могут сформироваться в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений.

. Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.

. Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях дети появляются на свет в результате беспорядочных половых отношений, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и типичной психологической установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача - произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства [5.C.12].

Как отмечает И.С. Демина, многодетная семья выступает как особая модель, позволяющая изучать роль различных факторов (экономических, биологических, психологических) в развитии индивидуальности ребенка. В психологических исследованиях многодетных семей среди описываемых факторов особенно выделяются:

) параметры конфигурации (размер семьи, очередность рождения, интервалы между рождениями детей);

) особенности средовых условий развития (социально-экономический статус семьи, интеллект, образование родителей, культурные различия, межличностные отношения);

) индивидные особенности членов семьи (возраст, пол детей и родителей) [13.C.5].

Известный отечественный психолог Н.Н. Обозов в качестве основных характеристик многодетной семьи выделяет центрированность на семье, стремление к единству и сплоченность семьи. По мнению автора, увеличением размера семьи изменяются отношения между ее членами, ролевая структура расширяется за счет разновозрастных отношений по типу «ребенок - ребенок» [22.C.81].

Для многодетной семьи разводы уже крайне редки, и если иногда случаются, то только из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа, что, по мнению Е.В. Фотеевой вполне естественно, ведь данная семья с самого начала отличалась уверенностью супругов друг в друге, в своем семейном будущем, что и позволило ей иметь многих детей. А множество детей, в свою очередь, оказывало скрепляющее воздействие на семью. Многодетная семья богата разнообразными взаимоотношениями среди детей, между старшими и младшими, между братьями и сестрами. Это имеет большое значение для формирования личности и для подготовки подрастающего поколении к участию в социальной деятельности, в том числе к выполнению супружеских и родительских ролей [26.C.31].

И.Ф. Юдина указывает на ряд проблем, характерных для многодетной семьи:

) материально-бытовые проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей получают меньше фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает недостаток витаминов, следствием чего могут стать проблемы со здоровьем. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях.

) проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также ощущают негативное отношение сверстников - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.

) жилищная проблема для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей. Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня детей. Как правило, такие семьи не имеют возможности для автономности каждого ребенка - личного уголка, своей территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.

) психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения с братьями и сестрами, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени родителей, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. Дефицит внимания со стороны родителей приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. А это, в свою очередь, ведет к разрыву внутрисемейных межпоколенных связей, ведущему к обострению психологических проблем в семье.

) медицинские проблемы. Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков [27.C.63].

Таким образом, многодетной является семья, имеющая в своем составе трех и более детей, включая усыновленных не достигших восемнадцатилетнего возраста. Типами многодетных семей являются семьи, в которых родители сознательно решили быть многодетными, семьи в которых родители не стремились к тому, чтобы быть многодетными, семьи которые являются многодетным в результате образования двух неполных семей и семьи, многодетность которых является следствием неблагополучия. Факторами развития детей в многодетных семьях являются ее параметры, средовые условия, личные особенности ее членов. Для многодетных семей характерным является не частые разводы, разнообразие личных связей между детьми. Проблемами многодетных семей являются материально-бытовые проблемы и трудоустройства родителей, жилищные. Психологическими проблемами многодетной семьи являются дефицит внимания к детям со стороны родителей, повышение социального возраста, сложности психологического климата, которые ведут к снижению уровня жизни и здоровья.

 

1.2 Личностные особенности многодетных родителей


Отличительная личностная особенность многодетных родителей в том, что они вынуждены усиленно поддерживать родительский статус под давлением современного общества, которое чаще относится к многодетности как к непомерной нагрузке, а иногда и непозволительной ошибке. Люди, которые заводят большую семью, более сильные в некоторых аспектах, более ответственные.

Родители в многодетной семье обычно отличаются сильной психологической устойчивостью. Они более успешно выдерживают стрессы, они могут легко преодолевать жизненные трудности, потому что они уже расставили приоритеты ценностей и сделали свой выбор в пользу самого дорогого - своих детей. Есть определенное мужество в том, чтобы поступить не так, как все, а принять самостоятельное решение, таким качеством и обладают обычно родители в многодетных семьях [28.C.92].

Воспитательные особенности родителей многодетных семей по мнению С.В. Ковалева следующие:

) в многодетных семьях родители при воспитании детей в основном опираются на интуицию и стереотипы, в силу своего незнания взрослые не могут грамотно построить процесс взаимодействия с детьми разных порядковых позиций рождения;

) многочисленность детей является препятствием проявления уникальных, присущих каждому ребенку многодетной семьи возможностей в зависимости от разной возрастной позиции;

) главной причиной возникновения проблем воспитания детей в многодетной семье является «курс на единообразие», курс к которому сознательно или бессознательно следует большинство родителей. Он характеризуется стремлением рассматривать всех детей как единое целое и не замечать различий в личностных характеристиках между разновозрастными детьми в многодетной семье [14.C.170].

В большинстве своем, родителям из многодетных семей не хватает знаний, умений и навыков по выбору педагогической стратегии воспитания детей разных возрастных позиций. Не смотря на это дети в многодетных семьях вырастают более отзывчивыми и по отношению друг к другу, и по отношению к другим людям. По сравнению с малодетными семьями, в многодетных выше межличностная сплоченность. В психологии этот термин используют для определения, насколько сбалансированы и сонаправлены действия всех членов группы, в данном случае - семьи, насколько быстро и грамотно члены семьи могут принять общее решение. А из этого следует, что семьи, где несколько детей, всегда более дружны.

Вместе с тем, как отмечает Я.А. Арцимович безответственность и халатность родителей присущие родителям из многодетных семей, приводят к тому, что дети, часто брошенные на произвол судьбы, остаются без присмотра, самостоятельно гуляют на улице (родители не контролируют в какой компании находится ребёнок). Из-за халатного отношения родителей к таким ситуациям возникают проблемы в поведении детей, за которыми могут последовать травмы, непредвиденные ситуации, хулиганские выходки или употребление алкогольных напитков. Дети из многодетных семей в некоторых случаях боятся своих родителей, ищут отношения вне дома (убегают из дома, попадают в группы, где собираются неблагополучные дети и с различными отклонениями в поведении). Но взрослым необходимо помнить о том, что дети и улица - несовместимые понятия. Родители в ответе за своих детей всегда и везде. К вопросу планирования и создания семьи, воспитания не одного-двух, а больше детей, следует относиться серьезно и взвешенно [4.C.75].

Последствия для ребёнка дефицита внимания родителей. Во многих многодетных неблагополучных семьях дети с раннего возраста растут без необходимого им внимания и опеки. Детские потребности удовлетворяются частично. Часто дети остаются без присмотра и не накормленные, любое заболевание диагностируется и лечится с опозданием. Отсюда вытекают и проблемы детей со здоровьем в дальнейшей жизни. Дети в таких семьях ощущают нехватку эмоционального тепла и внимания. Воспитание происходит в форме наказания и во многих случаях используется рукоприкладство взрослых, что порождает в ребёнке злобу и ненависть. Ребёнок ощущает себя нелюбимым, слабым и плохим. Эти чувства не покидают его длительное время. Неуверенный в себе ребёнок, склонный к обидам, вырастает агрессивным и конфликтным человеком.

Нередко встречаются многодетные семьи, где один из родителей или оба злоупотребляют спиртными напитками. Дети, которые растут в такой атмосфере, часто страдают от физического и эмоционального насилия или становятся свидетелями таких ситуаций. Они легко обижаются и обижают других, не способны сочувствовать чужому горю и неприятностям [8.C.69].

К. Витек высказывает точку зрения, согласно которой дети из многодетных семей более успешны по сравнению с остальными, они добиваются в жизни большего, чем другие, потому что общительны. Это качество родителям в многодетной семье не нужно развивать специально - оно воспитывается само собой, потому что ребенку есть с кем общаться. Он с детства привыкает разговаривать с братьями и сестрами, играть в ролевые, а не компьютерные игры, а во взрослой жизни коммуникабельность чуть ли не главная составляющая успеха.

Дети сильнее объединяют супругов, они являются результатом их любви. Не удивительно, что разводов в многодетных семьях гораздо меньше. Рождение каждого следующего ребенка означает для родителей не только новые заботы, но и новый уровень взаимоотношений друг с другом. Чувства становятся крепче, ответственность друг за друга - больше. Такие супруги часто влюблены друг в друга до глубокой старости, им вместе есть что терять, они понимают, что развод прежде всего отразится на их детях, поэтому они умеют уступать и ценить друг друга [10.C.94].

Таким образом, к личным особенностям родителей многодетных семей относятся стремление к поддержанию своего родительского статуса, высокий уровень психологической устойчивости к стрессам, сплоченности членов семьи, воспитательные особенности (интуитивность и стереотипность воспитания), отсутствие уникальности воспитания по отношению к каждому ребенку, нехватка знаний воспитательного характера.

1.3 Жизненные ценности в многодетных семьях


Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи. В семейной психологии выделяются следующие основные ценности семьи:

) ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения;

) ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве; ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании;

) ценности, удовлетворяющие физиологические потребности (сексуально - интимные отношения супругов);

) ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность;

) ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг;

) ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности [15.C.83].

В семье и браке ориентация на человека как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми. Семейные ценности - это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

В круг ценностей могут входить отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, нежность. Система ценностей, сформировавшись у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений предметов действительности с точки зрения их полезности необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний, намерений. Поэтому ценностные ориентации личности (система ее ценностей) не являются чем-то произвольным, они прежде всего, базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях, стремлениях. Из системы ценностей личности вытекает и мотивации деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из системы ценностей личности, которая сама базируется на системе потребностей [16.C.38].

Исходя из определения Н.Г. Марковской выделяют три группы семейных ценностей в многодетных семьях:

) ценности, связанные с супружеством;

) ценности, связанные с родительством;

) ценности, связанные с родством [18.C.7].

Л.И. Савинов указывает, что для родителей многодетных семей чаще присущи следующие ценности супружества:

) ценность брака;

) ценность равноправия супругов (ценность доминирования одного из них);

) ценности различных половых ролей в семье;

) ценность межличностных коммуникаций между супругами;

) отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов [23.C.15].

К основным ценностям родительства в многодетных семьях относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства родителей в многодетных семьях можно отнести:

) ценность наличия родственников (например, родителей);

) ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками;

) ценность расширенной или нуклеарной семьи.

Отношения супругов, детей и родителей многодетных семей в течение последних десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобретала эмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений. Это значительно осложняет семейную жизнь, так как резко повышало уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов. Однако по-прежнему в многодетных семьях создается коллектив и здесь есть с кого брать пример, за кого отвечать. В такой семье у супругов естественным образом воспитываются чувство товарищества и дружбы, сопереживания, любовь друг к другу и искореняются чувства эгоизма и жадности [24.C.59].

В многодетных семьях, по мнению Э. Эйдемиллера с самого раннего возраста в связи с ценностными установками родителей у детей воспитываются обобщенные представления о других людях. Родители многодетных семей, подчеркивают значение психологических характеристик, мотивов, чувств, они обращают внимание детей на чувства и мотивы других людей, поощряют их размышления над собственным поведением и эмоциями. Такой подход способствует развитию познавательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и автономности. Структура семейных ценностей многодетных родителей традиционна. В основе системы семейных ценностей многодетной семьи чаще лежат цели рождения и воспитания детей, создания и сохранения стабильного брака, общие взгляды на жизнь и теплая семейная атмосфера. В семейных отношениях многодетные родители ценят любовь и заботу друг о друге, взаимное уважение и доверие, семейное единство и сплоченность. Наиболее предпочтительными характеристиками супругов являются умение любить и заботиться о семье и детях, качества хорошего родителя и совпадающие жизненные ценности и установки. В основе семейного образа жизни лежат традиционные ценности рождения и воспитания детей, а доминирующим фактором структуры семейных ценностей являются ценности заботы [30.C.82].

Таким образом, жизненные ценности в семье связаны с самоутверждением, удовлетворением потребности в отцовстве и материнстве, интимных отношениях, стабильности защищенности, общении и материальной обеспеченности. В многодетной семье среди ценностей выделяются ценность супружества, родительства, родства.

Выводы по первой главе


Изучение психологических особенностей многодетных семей позволило сделать следующие выводы. Многодетной называется семья, воспитывающая трех и более детей, к которым относятся и усыновленные в возрасте не более восемнадцати лет. Многодетные семьи отличаются друг от друга обстоятельствам многодетности: семьи, осознанно принявшие решение иметь много детей, семьи, ставшие многодетными в результате отсутствия планирования семьи, семьи, ставшие многодетными в результате объединения двух неполных семей и семьи, многодетность которых связана с их неблагополучием. Развитие детей в многодетных семьях обусловлено факторами: параметры семьи, социально-бытовые условия, личные особенности родителей и детей. К проблемами многодетных семей относятся материально-бытовые, связанные с трудоустройством родителей, жилищные. Психологические проблемы связаны с дефицитом родительского внимания к детям, социальный возраст детей, сложный психологический климат, низкий уровень жизни и здоровья.

Родители многодетных семей отличаются стремлением к поддержанию своего родительского статуса, высоким уровнем психологической устойчивости к стрессам, сплоченностью, воспитательными качествами. Специфика жизненных ценностей человека в семье связана с возможностью самоутверждения в отцовстве и материнстве, удовлетворении потребностей в интимных отношениях и стабильности, а также общении и материальной обеспеченности. Для членов многодетной семьи ценности связаны с супружеством, родительством и родственными связями.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ


2.1 Организация и методики исследования

многодетный семья социальный ценность

Цель исследования: особенности многодетных семей.

Объект исследования: отношение к семье родителей многодетной семьи.

Гипотеза исследования: жизненные ценности родителей из многодетных семей отличаются от жизненных ценностей родителей из малодетных семей.

Предмет исследования: психологические особенности многодетных семей.

Задачи исследования:

1)  выбрать методики исследования;

)    провести исследование;

3)      рассмотреть полученные результаты;

)        сделать обобщения и выводы.

Методы исследования:

1)  тестирование;

2)      анкетирование;

)        статистическая обработка показателей.

Методики исследования:

) тест «Ценностные ориентации», разработанный Ю.Е. Алешиной [1.C.117], диагностирующая ценности членов семейных парах;

) анкета «Семейные ценности» А.Н. Волковой [11.C.21], определения наиболее значимых семейных ценностей супругов;

3) тест «Иерархия жизненных ценностей» З.А. Янкова [28.C.175], позволяющая диагностировать преобладающие жизненные ценности.

Выборка: родители школьников в количестве 50 человек. 25 из которых являются многодетными родителями, 25 - из семей где число детей не превышает 2 человек.

База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Альметьевского муниципального района РТ.

Исследование было проведено в три этапа.

Первый этап включал проведение тестирования по методике «Ценностные ориентации». Цель: диагностика уровня значимости имеющихся ценностей членов семейных пар. Диагностика проводилась индивидуально и включала кратную инструкцию испытуемых, затем предлагалось оценить значимость ценностей жизни по шкале, которая показана в приложении 1.

В результате диагностики определялись следующие уровни значимости ценностей:

очень низкая - 1 балл;

низкая - 2 балла;

средняя - 3 балла;

высокая - 4 балла;

очень высокая - 5 баллов.

На втором этапе было проведено анкетирование по методике «Семейные ценности». Цель: определение ранга важности жизненных ценностей в отношениях для семейных пар. Анкетирование проводилось индивидуально и включало в себя инструктаж, а затем ранжирование ценностей, показанных в приложении 2. В результате анкетирования определялся ранг от 1 до 10 следующих жизненных ценностей:

) нежность;

) сексуальные отношения;

) общение;

) супруг (супруга) как спутник по отдыху;

) финансовая поддержка;

) привлекательность партнера;

) искренность и открытость;

) работа по дому;

) посвященность семье;

) одобрение.

На третьем этапе была использована методика «Иерархия жизненных ценностей». Цель: оценить наиболее значимые жизненные ценности. Тестирование проводилось индивидуально и начиналось с инструкции, после которой испытуемые оценивали предложенные утверждения. На основании данных суммы оценок делался вывод о наиболее важных жизненных ценностях:

-(-3) - отвергаемая ценность;

-0 - низкая значимость ценности;

-3 - умеренно значимая ценность;

-5 - значимая ценность.

В результате диагностировались следующие жизненные ценности:

) здоровье;

) материальная обеспеченность;

) творчество;

) семья;

) карьера;

) служение;

) слава;

) отдых.

Таким образом, для исследования психологических особенностей многодетных семей были выбраны методики «Ценностные ориентации», «Семейные ценности» и «Иерархия жизненных ценностей» позволяющие диагностировать наиболее значимые и преобладающие жизненные ценности.

2.2 Результаты исследования


Проведенное исследование по выбранным тестам и анкете позволило диагностировать наиболее значимые и преобладающие жизненные ценности у членов многодетных и малодетных семей.

Тестирование по методике «Ценностные ориентации» позволило получить результаты, представленные в приложении 4. Было установлено наличие следующих жизненных ценностей в многодетных семьях:

саморазвитие личности - 1 человек (4%);

уважение и помощь людям, отзывчивость - 2 человека (8%);

физическая привлекательность, внешность - 1 человек (4%);

теплые, заботливые отношения в семье, благополучие - 15 человек (60%);

высокое социальное положение - 3 человека (12%);

творчество - 1 человек (4%);

беззаботная жизнь - 2 человека (8%).

В малодетных семьях:

саморазвитие личности - 1 человек (4%);

теплые, заботливые отношения в семье, благополучие - 2 человека (8%);

высокое социальное положение - 13 человек (52%);

творчество - 1 человек (4%);

беззаботная жизнь - 8 человек (32%).

Результаты тестирования представлены на рисунке 1.

в многодетных семьях

в малодетных семьях

Рис. 1. Жизненные ценности родителей многодетных и малодетных семей

На рисунке можно видеть, что ценности родителей многодетных и малодетных семей не одинаковые.

Анкетирование по методике «Семейные ценности» показало результаты, указанные в приложении 5. Оказалось, что в многодетных семьях для родителей наиболее значимыми являются следующие ценности:

сексуальные отношения - 2 человека (8%);

общение - 1 человек (4%);

супруг (супруга) как спутник по отдыху - 3 человека (12%);

финансовая поддержка - 2 человека (8%);

искренность и открытость - 1 человек (4%);

посвященность семье - 15 человек (60%);

одобрение - 1 человек (4%).

В малодетных семьях:

сексуальные отношения - 5 человек (20%);

финансовая поддержка - 10 человек (40%);

посвященность семье - 3 человека (12%);

работа по дому - 6 человек (24%);

одобрение - 1 человек (4%).

На рисунке 2 показаны результаты тестирования.

в многодетных семьях

в малодетных семьях

Рис. 2. Наиболее значимые семейные ценности

На рисунке видно, что для родителей из многодетных и млодетных семей наиболее значимыми являются различные семейные ценности. Для большинства многодетных родителей жизненной ценностью является семья, для большинства малодетных родителей - финансовая поддержка.

Диагностика по методике «Иерархия жизненных ценностей» показала результаты, которые отражены в приложении 6. Нами было установлено, что в многодетных семьях у родителей преобладают следующие жизненные ценности:

здоровье - 7 человек (28%);

семья - 14 человек (56%);

служение - 3 человека (12%);

отдых - 1 человек (4%).

У родителей из малодетных семей преобладают жизненные ценности:

здоровье - 5 человек (20%);

материальная обеспеченность - 11 человек (44%);

семья - 3 человека (12%);

карьера - 6 человек (24%).

в многодетных семьях

в малодетных семьях

Рис. 3. Преобладающие жизненные ценности

Рисунок показывает, что у родителей многодетных семей и малодетных семей преобладают не одинаковые жизненные ценности.

Результаты проведенных тестирования и анкетирования показаны в табл. 1.

Таблица 1

Сводная таблица значимых жизненных ценностей многодетных и малодетных родителей

Методики

Многодетные родители

Малодетные родители

1. «Ценностные ориентации»

саморазвитие - 1 (4%) уважение и помощь - 2 (8%) привлекательность - 1 (4%) благополучие семьи - 15 (60%) социальное положение - 3 (12%) творчество - 1 (4%) беззаботная жизнь - 2 (8%)

саморазвитие - 1 (4%) благополучие семьи - 2 (8%) социальное полож. - 13 (52%) творчество - 1 (4%) беззаботная жизнь - 8 (32%)

2. «Семейные ценности»

сексуальные отношения - 2 (8%) общение - 1 (4%) спутник по отдыху - 3 (12%) финансовая поддержка - 2 (8%) искренность, открытость - 1 (4%) посвященность семье - 15 (60%) одобрение - 1 (4%)

сексуальные отношения - 5 (20%) финан. поддержка - 10 (40%) посвященость семье - 3 (12%) работа по дому - 6 (24%) одобрение - 1 (4%)

3. «Иерархия жизненных ценностей»

здоровье - 7 (28%) семья - 14 (56%) служение - 3 (12%) отдых - 1 (4%)

здоровье - 5 (20%) обеспеченность - 11 (44%) семья - 3 (12%) карьера - 6 (24%)


Таким образом, результаты тестирования и анкетирования показали, что у число родителей многодетных и малодетных семей, выбравших семью как наиболее значимую жизненную ценность не одинаково.

Анализ результатов диагностики показал следующее. Для многодетных родителей наиболее высоким уровнем значимости обладают такие жизненные ценности как благополучие семьи - у 15 человек (60%) и социальное положение - у 3 человек (12%). Для малодетных родителей такими ценностями являются социальное положение - у 13 человек (52%) и беззаботная жизнь - у 8 человек (32%).

В многодетных семьях для родителей наиболее значимыми являются посвященность семье - у 15 человек (60%) и супруг (супруга) как спутник по отдыху - у 3 человек (12%). В малодетных семьях значимыми являются финснсовая поддержка - у 10 человек (40%) и робота по дому - у 6 человек (24%).

Преобладающими жизненными ценностями для многодетных родителей являются семья - у 14 человек (56%) и здоровье - у 7 человек (28%). У малодетных родителей преобладают такие жизненные ценности как обеспеченность - у 11 человек (44 %) и карьера - у 6 человек (24%).

Обобщая результаты анализа преобладающих жизненных ценностей у родителей многодетных и малодетных семей можно сказать, что отношение к семье как ценности у них не одинаковое. На основании этих данных с помощью φ* критерий Фишера было проведено сравнение доли родителей, имеющих семью, как жизненную ценность в многодетных и малодетных семьях.

Сформулирована гипотеза:

H1: доля лиц, у которых диагностирована семья как жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.

Ниже представлен расчет углового преобразования (табл. 2)

Таблица 2

Расчет углового преобразования для результатов тестирования жизненных ценностей

Группы

«Есть эффект»: задача решена

«Нет эффекта»: задача не решена

Суммы


кол-во испытуемых

кол-во испытуемых


многодетные

15 (60%)

10 (40%)

50 (100%)

малодетные

2 (8%)

23 (92%)

50 (100%)


                  Зона незначимости φ* 0,05 ? φ* 0,01 Зона значимости

.64 2.31 φ*эмп. = 4,2

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости, следовательно, H1 принимается: доля лиц, у которых диагностирована семья как жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.

Сформулирована гипотеза:

H1: доля лиц, у которых диагностирована посвященность семье как наиболее значимая жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.

Ниже представлен расчет углового преобразования (табл. 3)

Таблица 3

Расчет углового преобразования для результатов тестирования наиболее значимых жизненных ценностей

Группы

«Есть эффект»: задача решена

«Нет эффекта»: задача не решена

Суммы


кол-во испытуемых

кол-во испытуемых


многодетные

15 (60%)

10 (40%)

50 (100%)

малодетные

3 (12%)

22 (88%)

50 (100%)


                    Зона незначимости φ* 0,05 ? φ* 0,01 Зона значимости

.64 2.31 φ*эмп. = 3,7

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости, следовательно, H1 принимается: доля лиц, у которых диагностирована посвященность семье как наиболее значимая жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.

Сформулирована гипотеза:

H1: доля лиц, у которых диагностирована семья как преобладающая жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.

Ниже представлен расчет углового преобразования (табл. 4)

Таблица 4

Расчет углового преобразования для результатов тестирования наиболее значимых жизненных ценностей

Группы

«Есть эффект»: задача решена

«Нет эффекта»: задача не решена

Суммы


кол-во испытуемых

кол-во испытуемых


многодетные

14 (56%)

11 (44%)

50 (100%)

малодетные

3 (12%)

22 (88%)

50 (100%)


              Зона незначимости φ* 0,05 ? φ* 0,01 Зона значимости

.64 2.31 φ*эмп. = 3,4

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости, следовательно, H1 принимается: доля лиц, у которых диагностирована семья как преобладающая жизненная ценность, среди многодетных семей больше, чем среди малодетных.

Таким образом, проведенные тестирование и анкетирование показало, что количество испытуемых, выбравших семью как наиболее значимую и преобладающую жизненную ценность среди многодетных и малодетных родителей значительно отличается. Математико-статистическая обработка данных показала преобладание доли имеющих семью жизненной ценностью среди многодетных родителей.

Выводы по второй главе


Практическое исследование психологических особенностей многодетных семей по выбранным методикам позволило диагностировать имеющиеся ценности, наиболее значимые жизненные ценности и преобладающие ценности жизни родителей многодетных и малодетных семей.

Проведение диагностики по тесту «Ценностные ориентации» среди многодетных родителей показало, что им более свойственны такие семейные ценности как теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие, а также социальное положение. Большинство малодетных родителей выбрали в качестве ценностей своей жизни социальное положение и беззаботную жизнь.

Диагностика наиболее значимых ценностей с помощью анкеты «Семейные ценности» показала, что для многодетных родителей наиболее значимыми являются такие ценности как посвященность семье и супруг (супруга) как спутник по отдыху. Для малодетных родителей наиболее значимыми оказались финснсовая поддержка и работа по дому.

Тестирование по методике «Иерархия жизненных ценностей» позволила диагностировать у многодетных родителей преобладание семьи и здоровья как жизненных ценностей. В малодетных семьях иерархию жизненных ценностей возглавили обеспеченность и карьера.

Проведение математико-статистической обработки результатов исследования позволило определить преобладание доли многодетных родителей для которых ценностью является семья над долей родителей из малодетных семей, для которых ценностью также является семья.

Таким образом, проведенные тестирование, анкетирование родителей, анализ и математико-статистическая обработка данных исследования дают основание утверждать, что подтвердилась гипотеза исследования: ценностное отношение к семье у родителей из многодетных семей отличается от ценностного отношения к семье у родителей из малодетных семей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Исследования проблемы психологических особенностей многодетных семей позволило сделать следующие выводы. Изучение психологических особенностей многодетных семей позволило сделать следующие выводы.

Многодетная семья - это семья, которая воспитывает трех и более детей, включая усыновленных не достигших восемнадцати лет. Многодетные семьи различаются по условиям многодетности, они могут быть семьями которые решили быть многодетными сознательно, семьями, многодетность которых является результатом отсутствия планирования семьи, объединявшиеся неполные семьи, многодетные неблагополучные семьи. На развитие детей в многодетных семьях влияют такие факторы как численность, условия проживания, личностные качества членов семьи. Проблемы многодетных семей могут быть связаны недостатками материально-бытовой ситуацией, невозможностью трудоустройства, отсутствием жилья. Психологическими трудностями многодетной семьи могут быть дефицит родительского внимания к детям, превышение социального возраста старших детей, сложности связанные с психологическим климатом и невысокий жизненный уровень. Родителям многодетных семей свойственны такие психологические отличия как стремление к определенному родительскому статусу, психологическая устойчивость к стрессам, высокий уровень сплоченности, невысокий уровень воспитательных качеств. Жизненные ценности многодетных родителей связаны с проявлением самоутверждения в роли отца и матери, потребностью в интимных отношениях и высокой значимости стабильности, а также общении и материальной обеспеченности.

Исследование психологических особенностей многодетных семей было организовано на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Альметьевск, среди родителей детей, посещающих школу в количестве 50 человек, 25 из которых являются родителями из многодетных семей, 25 - из семей где число детей не превышает 2 человек. Методиками исследования были выбраны тест «Ценностные ориентации», разработанный Ю.Е. Алешиной, анкета «Семейные ценности» А.Н. Волковой, тест «Иерархия жизненных ценностей» З.А. Янкова.

Проведение методики «Ценностные ориентации» показало, что в многодетных семьях саморазвитие личности является жизненной ценностью у 1 человека (4%), уважение и помощь людям, отзывчивость - у 2 человек (8%), физическая привлекательность, внешность - у 1 человека (4%), теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие - у 15 человек (60%), высокое социальное положение имеют жизненной ценостью 3 человека (12%), творчество - 1 человек (4%), беззаботная жизнь - 2 человека (8%).

В малодетных семьях были диагностированы следующие жизненные ценности: саморазвитие личности - 1 человек (4%), теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие - 2 человека (8%), высокое социальное положение - 13 человек (52%), творчество - 1 человек (4%), беззаботная жизнь - 8 человек (32%).

С помощью анкетирования были выявлены следующие значимые ценности родителей в многодетных семьях сексуальные отношения для 2 человек (8%), общение - 1 человека (4%), супруг (супруга) как спутник по отдыху - для 3 человек (12%); финансовая поддержка - для 2 человек (8%); искренность и открытость - для 1 человека (4%), посвященность семье - для 15 человек (60%), одобрение - для 1 человека (4%).

В малодетных семьях родители имеют следующие значимые ценности: сексуальные отношения - 5 человек (20%); финансовая поддержка - 10 человек (40%); посвященность семье - 3 человека (12%); работа по дому - 6 человек (24%); одобрение - 1 человек (4%).

Диагностика преобладающих жизненных ценностей показала, что в многодетных семьях у родителей преобладающими являются ценности: здоровье - 7 человек (28%), семья - 14 человек (56%), служение - 3 человека (12%), отдых - 1 человек (4%). В малодетных семьях были диагностированы следующие преобладающие жизненные ценности: здоровье - 5 человек (20%), материальная обеспеченность - 11 человек (44%), семья - 3 человека (12%), карьера - 6 человек (24%).

Математико-статистическая обработка полученных результатов тестирования и анкетирования показала преобладание доли многодетных родителей, для которых ценностью является семья, над долей родителей из малодетных семей, также имеющих семью жизненной ценностью.

На основании результатов диагностики жизненных ценностей, анализа и математико-статистической обработки данных исследования был сделан вывод о том, что подтвердилась гипотеза исследования: ценностное отношение к семье у родителей из многодетных семей отличается от ценностного отношения к семье у родителей из малодетных семей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.              Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. М.: Речь, 2010. - 172 с.

2.       Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М.: Наука, 2009. - 120 с.

.        Андреева, Т. Н. Когнитивные и личностные характеристики членов многодетной семьи [Текст] / Т.Н. Андреева. - М.: Проспект, 2010. 304 с.

.        Арцимович, Я.А. Современная семья [Текст] / Я.А. Арцимович. - М.: Владос, 2008 - 178 с.

.        Ачильдиева, Е.Ф. Многодетная семья в современной России [Текст] / Е.Ф. Ачильдиева // Вопросы психологии. - 2009, №2. - С. 12-14.

.        Баздырев, К.К. Единственный ребенок [Текст] / К.К. Баздырев. - М.: Наука, 2013. - 119 с.

.        Бойко, В. В. Многодетная семья [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Мысль, 2008. - 237 с.

.        Бойко, В.В. Структура и особенности многодетной семьи [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Класс, 2011. - 118 с.

.        Васильева, Э.К. Семья и ее функции [Текст] / Э.К. Васильева. - М.: Статистика, 2008. - 180 с.

.        Витек, К. Проблемы супружеского благополучия [Текст] / К. Витек. - М.: Прогресс, 2008. - 138 с.

.        Волкова, А.Н. Диагностика супружеских отношений [Текст] / А.Н. Волкова // Вопросы психологии. - 2009, №5. - С. 20-21.

.        Гозман, Л.Я. Психологические проблемы многодетной семьи [Текст] / Л.Я. Гозман // Вопросы психологии. - 2011, №2. С. 32-33.

.        Дёмина, И.С. Личностные факторы и жизнедеятельность в многодетной семье [Текст] / И.С. Демина // Психология. - 2009, № 10. - С. 5-6.

.        Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М.: Класс, 2008. - 208 с.

.        Красовский, А.С. Ценностные ориентации в многодетной семье [Текст] / А.С. Красовский. - М.: Астрель, 2010. - 228 с.

.        Кричевский, P.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л. Кричевский. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 205 с.

.        Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии [Текст] / А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 2007. - 445 с.

.        Марковская, Н.Г. Семья в системе ценностей личности [Текст] / Н.Г. Марковская // Вопросы психологии, 2008, № 8. - С. 7-9.

.        Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Институт практической психологии, 2010. - 356 с.

.        Навайтис, Г. Семья в психологической консультации [Текст] / Г. Навайтис. - Воронеж: Модек, 2009. - 224 с.

.        Никитин, Б.П. Мы и наши дети [Текст] /. - М.: АРКТИ, 2011. - 223 с.

.        Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

.        Савинов, JI. И. Образ жизни семьи и ценностные установки супругов [Текст] / Л.И. Савинов // Вопросы психологии. - 2008, № 3. - С. 15-16.

.        Сермягина, О.С. Многодетная семья в современном мире [Текст] / О.С. Сермягина. - М.: Проспект, 2008. - 225 с.

.        Торохтий, В. С. Психологическое здоровье семьи [Текст] / В.С. Торохтий. - СПб.: Каро, 2009. - 275 с.

.        Фотеева, Е. В. Межличностные отношения супругов и число детей в семье [Текст] / Е.В. Фотеева // Семья и школа. - 2010, № 2. - С. 31-32.

.        Юдина, И.Ф., Юдина, Л. И. Социально-психологические основы семейной жизни [Текст] / И.Ф. Юнда. - М: Речь, 2010. - 145 с.

.        Янкова, З. А. Мужчина и женщина в семье [Текст] / З.А. Янкова. - М.: Астрель, 2012. - 180 с.

.        Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Эйдемиллер. - СПб: Питер, 2011. - 169 с.

.        Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер. - СПб: Речь, 2013. - 274 с.


Методика «Ценностные ориентации»

Инструкция

Оцените, пожалуйста, значимость ценностей Вашей жизни по следующей 5-балльной шкале:

         1                 2               3               4      5________        

Очень низкая Низкая   Средняя Высокая Очень высокая

Сначала Вы оцениваете значимость ценности, зачеркивая одну из пяти цифр, соответствующую степени ее значимости, в Шкале «Значимость». Пожалуйста, оцените все характеристики, не делая пропусков.

Бланк методики

Ценности

Шкала «Значимость» от 1 до 5 баллов

Хорошее материальное положение

1

2

3

4

5

Саморазвитие личности

1

2

3

4

5

Известность, популярность

1

2

3

4

5

Уважение и помощь людям, отзывчивость

1

2

3

4

5

Физическая привлекательность, внешность

1

2

3

4

5

Теплые, заботливые отношения в семье, ее благополучие

1

2

3

4

5

Высокое социальное положение

1

2

3

4

5

Творчество

1

2

3

4

5

Беззаботная, спокойная жизнь

1

2

3

4

5

Любовь к природе и бережное отношение к ней

1

2

3

4

5


Приложение 2

Анкета «Семейные ценности»

Инструкция к тесту. Перед каждым названием проставьте цифру от одного до десяти, что соответствует важности этой ценности для Вас. Цифру 1 поставьте перед самой важной для вас ценностью, 2 - перед следующей по значимости и т.д., пока не расставите все цифры.

Бланк анкеты:

Семейные ценности:

Ранг от 1 до 10

нежность


сексуальные отношения


общение


супруг (супруга) как спутник по отдыху


финансовая поддержка


привлекательность партнера


искренность и открытость


работа по дому


посвященность семье


одобрение



Обработка и интерпретация результатов:

Чем выше ранг, тем больше значимость данной семейной ценности для испытуемого.

Приложение 3

Методика «Иерархия жизненных ценностей»

Инструкция. Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью - в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте «+1», если не соответствуют «-1», если сомневаетесь - поставьте «0».

Утверждения методики:

. Я планирую выбрать профессию, которая не создаст мне проблем со здоровьем.

. Я слежу за своим здоровьем (регулярно прохожу медосмотр, соблюдаю режим, диету, занимаюсь спортом).

. Я очень боюсь заболеть или потерять физическую форму.

. Я люблю читать статьи о новых методах лечениях и оздоровительных системах.

. Мне нравится высказывание «Здоровье это не всё, но без него всё - ничто».

. Я планирую выбрать высокооплачиваемую профессию.

. Я ищу и нахожу возможные способы зарабатывания денег, чтобы не зависеть от родителей.

. За большие деньги я возьмусь за любую работу.

. Я внимательно слежу за курсом валют и биржевыми новостями.

. Мне нравится высказывание «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое».

. Я планирую выбрать профессию, которая даст мне возможность заниматься творчеством.

. Свободное время я пишу стихи и рассказы, сочиняю музыку, рисую, снимаю видео, играю в спектаклях, выступаю на концертах и т.д.

. Друзья и знакомые высоко оценивают мое творчество.

. Я часто бываю на выставках, спектаклях и концертах.

. Мне нравится высказывание «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют».

. Я хочу выбрать профессию, которая позволит мне много времени уделять своей семье.

. Я всегда выполняю просьбы родных о помощи по хозяйству.

. Я могу отложить любые дела ради моих родных и близких.

. Для меня очень важна поддержка моих родителей.

. Мне нравится высказывание «Самое главное для меня - жизнь и здоровье тех, кого я люблю».

. Я планирую выбрать профессию, которая обеспечит мой карьерный рост.

. Я занимаюсь общественной работой, потому что это поможет мне в достижении моих целей.

. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые помогут мне в карьерном росте.

. Я готов (а) бороться со своими конкурентами за «место под солнцем».

. Мне нравится высказывание «Карьеру не сделаешь, карабкаясь по обшарпанным ступеням - нужно оказаться в лифте в подходящей компании».

. Я планирую выбрать работу, смысл которой - помощь людям.

. Я не могу пройти мимо человека, который просит о помощи.

. Я испытываю жалость к бомжам и нищим.

. Я принимаю участие в благотворительных акциях (донорство, сбор средств на лечение, помощь сиротам и т.д.).

. Мне нравится высказывание «Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните служить другим людям и помогать им».

. Я планирую выбрать профессию, которая принесет мне известность.

. Я хочу походить на моих кумиров (в спорте, политике, шоу-бизнесе, искусстве, науке и т.д.).

. Мне нравится быть в центре внимания .

. Я с интересом читаю статьи и смотрю передачи о жизни знаменитостей.

. Мне нравится высказывание «Стремление к славе похвально и полезно для общества, так как побуждает людей совершать благородные деяния».

. Я планирую выбрать профессию, которая не помешает мне иметь много свободного времени для отдыха и развлечений.

. Я могу целями днями гулять, общаться с друзьями в инете и реале, смотреть телевизор.

. Если бы у меня было много денег, я бы вообще не работал (а).

. Мне нравятся развлекательные передачи.

. Мне нравится высказывание «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать»

Приложение 4

Результаты тестирования по методике «Ценностные ориентации»

Многодетные родители

Малодетные родители

1.

саморазвитие

социальное положение

2.

благополучие семьи

беззаботная жизнь

3.

благополучие семьи

социальное положение

4.

уважение и помощь

социальное положение

5.

благополучие семьи

творчество

6.

благополучие семьи

саморазвитие

7.

благополучие семьи

социальное положение

8.

благополучие семьи

социальное положение

9.

уважение и помощь

беззаботная жизнь

10.

благополучие семьи

благополучие семьи

11.

благополучие семьи

беззаботная жизнь

12.

привлекательность

беззаботная жизнь

13.

благополучие семьи

социальное положение

14.

благополучие семьи

социальное положение

15.

благополучие семьи

беззаботная жизнь

16.

благополучие семьи

беззаботная жизнь

17.

социальное положение

благополучие семьи

18.

благополучие семьи

социальное положение

19.

беззаботная жизнь

социальное положение

20.

благополучие семьи

социальное положение

21.

творчество

беззаботная жизнь

22.

беззаботная жизнь

беззаботная жизнь

23.

социальное положение

социальное положение

24.

социальное положение

социальное положение

25.

благополучие семьи

социальное положение


Приложение 5

Результаты анкетирования по методике «Семейные ценности»

Многодетные родители

Малодетные родители

1.

финансовая поддержка

финансовая поддержка

2.

посвященность семье

посвященность семье

3.

посвященность семье

финансовая поддержка

4.

сексуальны отношения

работа по дому

5.

общение

работа по дому

6.

супруг спутник по отдыху

одобрение

7.

посвященность семье

работа по дому

8.

сексуальны отношения

посвященность семье

9.

посвященность семье

сексуальны отношения

10.

искренность, открытость

финансовая поддержка

11.

посвященность семье

сексуальны отношения

12.

финансовая поддержка

финансовая поддержка

13.

посвященность семье

посвященность семье

14.

одобрение

работа по дому

15.

посвященность семье

финансовая поддержка

16.

супруг как спутник по отдыху

работа по дому

17.

посвященность семье

финансовая поддержка

18.

посвященность семье

сексуальны отношения

19.

посвященность семье

работа по дому

20.

посвященность семье

финансовая поддержка

21.

посвященность семье

сексуальны отношения

22.

посвященность семье

финансовая поддержка

23.

посвященность семье

финансовая поддержка

24.

супруг как спутник по отдыху

финансовая поддержка

25.

посвященность семье

сексуальны отношения


Приложение 6

Результаты тестирования по методике «Иерархия жизненных ценностей»

Многодетные родители

Малодетные родители

1.

здоровье

здоровье

2.

семья

здоровье

3.

семья

обеспеченность

4.

семья

карьера

5.

семья

здоровье

6.

семья

обеспеченность

7.

здоровье

карьера

8.

семья

обеспеченность

9.

семья

карьера

10.

здоровье

обеспеченность

11.

здоровье

обеспеченность

12.

семья

семья

13.

семья

карьера

14.

семья

карьера

15.

здоровье

обеспеченность

16.

служение

семья

17.

семья

здоровье

18.

семья

обеспеченность

здоровье

здоровье

20.

семья

карьера

21.

служение

обеспеченность

22.

отдых

семья

23.

семья

обеспеченность

24.

служение

обеспеченность

25.

здоровье

обеспеченность


Похожие работы на - Эмпирическое исследование психологических особенностей многодетных семей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!