Современные проблемы семьи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,36 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные проблемы семьи

1. Семья, как предмет анализа

.1 Институт семьи

Институт семьи разрушается. Что такое институт семьи? Это схема поведения мамы и папы, которую бессознательно копирует ребёнок в своей взрослой жизни. Мы утрируем. Поэтому нам придётся развернуть ответ.

Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка. Такие действия приводят к тому, что ребёнок психологически привыкает к одному родителю. Естественно, что мама не способно играть роль папы. Теперь представьте, что у такой мамы сын. У него нет примера наблюдения за полной семьёй. Поэтому, ему чрезвычайно сложно придумать линию поведения в своей семье. Да, и не случайно говорят, что сын выбирает себе девушку похожую на свою мать. Это, если подумать логически, тоже вряд ли приведёт к крепкой семье. Хотя, это только типологические примеры, в жизни всё может быть сглажено ролью дедушки, который вынужден заменять роль отца и т.п. Если в СССР, общество давило на мать одиночку, то сегодня это норма [1 С. 144].

Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран - это явление естественное. Так как, наша страна многоэтничная, мы наблюдаем различные культуры. А, как известно, традиции в институте семьи в разных странах, различны. Поэтому, теряется так называемый эталон семьи. А без него, как правило, людей заносит то в одну сторону, то в другую.

Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Или, при заключении брака составляется договор. Эти действия психологически развязывают руки людям. Если раньше мы говорили о духовности, то это шаг, который приводит к снятию с себя обязательств и перед государством. Но, так или иначе, если государство регламентирует правовую форму, то религия нравственную. В гражданском браке и свадебных договорах, личности снимают с третьей стороны всё обязательства и сами начинают регламентировать свою личную жизнь. Это очень напоминает товарно-денежные отношения. Нам известны гражданские браки, браки по расчёту с договорами. Люди могут прожить и 3 года и 5 лет, иметь детей, но по факту не являться семьёй. Это как раз и есть прямое отклонение от шаблона, и ребёнок, который должен перенять основы семьи, не может многого понять. И, поэтому, рождаются всё новые и новые формы семьи [2 С. 101].

Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака. Правда сложно объяснить в таких семьях детям, где папа или мама, и почему отношения рваные? В нашей стране широко распространены семьи - коммуны, так называемые «шведские» семьи, а также - гомосексуальные семьи. Вот это самые деструктивные формы брака, которые противоречат законам генетической логики, и аморальны по своей сути. Представьте, какую семью может создать ребёнок, если его воспитывает папа и папа?

Всё более острой становится проблема социализации, воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. И вот мы подходим к ещё одной проблеме. У многих семей нет времени на родных и близких [3 С. 59].

«Социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».

Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т.д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.

Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость [4 С. 85].

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А.С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

1.2 Психологический климат семьи

Семья в современном обществе является особой малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь (сначала супружеская, затем родительская). Основанные на эмоциональной близости семейные отношения способствуют заботе о самых незащищенных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем самых слабых - детей и стариков.

Во-вторых, в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. Английскими учеными-генетиками было установлено, что однофамильцы произошли от общего предка. Из этого следует, что все люди на Земле - родственники в каком-то поколении.

В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т.е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Добрые семейные традиции - источник стабильности и гуманности общества.

Прежде всего психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, психологический комфорт). Это отношение зависит от отношений между членами семьи. Именно отношения заботы, внимания делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважение, безразличие делают климат резким и тяжелым для существования в нем. Благоприятная семейная атмосфера несовместима с «законом джунглей», где властвует физическая сила и вражда [3 С. 73].

Выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений:

попустительский;

демократический.

Попустительский стиль отношений обычно проявляется в семье как отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений. В такой семье царят отстраненность, отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого. Такая семья лишь формально считается чем-то целым, на деле же в ней все мертво и безжизненно.

Два других стиля представляют собой два полюса: на одном - бесцеремонный диктат, жестокость, жестокость, агрессивность по отношению друг к другу; на противоположном полюсе - подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств.

Также в семейных отношениях выделяют их направленность:

Во многих семьях преобладает направленность на деятельность - на деловую сторону жизни. Этот ориентир, оценка людей по их успехам в деятельности, может порождать крайне бездушных деловых людей, не думающих о чувствах близких. Детям в таких семьях иногда бывает трудно соответствовать завышенным ожиданиям родителей, для которых успехи детей - один из элементов жизненного успеха.

Слишком большое внимание взаимоотношениям с другими людьми. Чрезмерное увлечение такой направленностью приводит к излишней избирательности в общении и замыкании в тесный круг «своих». В доме такой семьи неуютно себя чувствуют не только посторонние, но и те из родственников, которые не соответствуют представлению «человек нашего круга» [1 С. 45].

Направленность - на себя и самоудовлетворение - может в крайних случаях порождать отношения эгоизма, себялюбия. Часто такие семьи переживают ссоры, конфликты, что часто приводит к распаду семьи.

Из всего этого следует, что психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой, который является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к окружающим событиям. Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность, доброжелательность, чувство защищенности, любовь и доверие [5 С. 159].

Семья, как особая малая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для такого общения характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность. Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, из-за которой страдают в основном младшие члены семьи. А в самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.

1.3 Изменение характера межличностных отношений в семье

Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь. Процесс эмансипации женщин привел к появлению трех типов семейных отношений:

Традиционных (роль лидера отводится мужчине; под одной крышей живут несколько поколений);

Нетрадиционных (сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных на то экономических и прочих оснований);

Эгалитарных (семья равных, в которой осуществляется справедливое распределение домашних обязанностей; совместное принятие решений).

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно «домашнюю» миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта [7 С. 58].

Острой проблемой являются взаимоотношения родителей и детей, представителей младшего и старшего поколений. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значима ее роль в первые годы жизни ребенка, когда закладывается ряд важнейших социально-психологических черт личности. Воспитание подрастающего поколения - это большой труд, требующий значительных как физических, так и умственных усилий. Важнейшим условием правильного воспитания ребенка является умение родителей мудро донести до детей чувство любви, убежденности в том, что ребенок кому-то безмерно дорог и чувство ответной заботы, умения и готовности детей дорожить близкими людьми.

Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% - трехдетных, 20% - четырехдетных, 7% - пятидетных и более, 14% - бездетных и однодетных. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Сокращается объем трудовой деятельности, осуществляемой семьей. Семейный труд все более облегчается вследствие использования современной бытовой техники. В то же время сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению к труду. Все более значимой в современных условиях становится эмоциональная, досуговая функция современной семьи [5 С. 211].

2. Современные проблемы семьи

.1 Современные тенденции в развитии семьи

Индустриализация, усложнение производственных процессов, урбанизация и т.п. привели к росту мобильности населения, росту личной свободы, эмансипации женщин, эмансипации детей от родителей, усложнению способов социализации и т.п. В целом произошедшие изменения И.С Кон обозначает как «рост ценности индивидуальности в культуре». На уровне психологии это отразилось в росте самосознания, увеличении автономности (и потребности в ней) современного человека. Для семейных отношений этот результат противоречив и не может быть оценен в понятиях «хорошо - плохо»; он разрешил одни проблемы и создал другие [11 С. 146].

Для работающего с семьей психолога необходимо знать, каким образом изменения, произошедшие в массовом сознании, могут влиять на психологическую проблематику семьи в целом и ее отдельных членов. С середины XX в. произошли существенные и необратимые сдвиги в институте семьи. Произошедшие с семьей изменения в основном всеми авторами описываются как кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, отказ от стереотипного беспристрастного отношения к воспитанию потомства, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение абортов и внебрачных рождений. Действительно ли эти изменения означают кризис семьи как социального института или касаются только определенных форм организации семейной жизни? Для ответа на этот вопрос рассмотрим подробнее существующие тенденции, характерные для индустриально развитых стран, куда входит и Россия. В настоящее время можно отметить изменения на всех этапах жизненного цикла семьи, начиная с ее зарождения и заканчивая завершением существования семьи как целого: на добрачном этапе, на протяжении всего периода семейной жизни, на этапе распада семьи.

2.2 Период семейной жизни

Изменения в современной семье касаются как ее структуры, так и функций. Первая тенденция, связанная с изменением структуры семьи, - это изменение числа ее членов. Место расширенной семьи, в состав которой входило несколько поколений родственников, характерной для России еще в начале и середине XX в., устойчиво заняла нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей (и экономических, и эмоциональных) между родственниками, живущими раздельно.

В настоящее время нормальным и желательным считается раздельное проживание вновь образовавшейся молодой семьи от семьи родительской. Это порождает несколько проблем. В случае невозможности для молодой семьи отдельного от родителей проживания обостряются проблемы межпоколенной совместимости. Центральными в таких семьях часто становятся не экономические вопросы или адаптация супругов друг к другу, а определение границ семьи и взаимоотношения с обеими родительскими семьями. Молодые люди не могут найти приемлемый диапазон близости в отношениях со своими родителями и родителями супруга. При совместном проживании с родительской семьей, вызванном, как правило, экономической слабостью молодой семьи, родители часто оказывают значительную материальную и отчасти моральную поддержку детям, надеясь, что последние при необходимости поступят по отношению к ним должным образом. При этом ожидания детей и родителей относительно баланса оказания и получения помощи и благодарности могут не совпадать [10 С. 135].

Изменяется число членов и внутри нуклеарной семьи. Число детей в семье уменьшается - в большинстве семей их не больше двух. Некоторые семьи вообще не хотят иметь детей и считают идеальной бездетную семью, явно выраженными становятся тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности. В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи, а также ее функций, можно назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший «классическим» в XIX в. патриархальный тип становится настоящей «музейной редкостью». Экономическая самостоятельность женщины поколебала ее исключительную зависимость от главы семьи, что способствовало кризису патриархальной моногамии. В некоторых европейских странах имеется тенденция к расширению мужской родительской роли. Например, в ряде скандинавских стран уход за 2-3-летним ребенком стал добровольно осуществляться любым из родителей. На работу предпочитает выходить тот из супругов, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие по уходу за ребенком [3 С. 231].

В современном обществе преобладает тип семьи, который можно обозначить как детоцентристский. Основная его характеристика - изменение отношения родителей к детям, которые становятся главным смыслом существования семьи. Это связано с тем, что с конца XIX - начала XX вв. общество шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на плоды своего труда. В семье такого типа все большее внимание уделяется роли частной жизни и интимности, устанавливаются более равноправные отношения между мужем и женой. Для детоцентристской семьи становится важной проблема межполовой адаптации и адаптации между поколениями. Так как партнеры выбираются на основе личных предпочтений и в семье отсутствуют жестко закрепленные роли, супруги должны согласовать личные планы и стереотипы поведения относительно друг друга. Это приводит к повышению значимости психологической совместимости супругов. Важность супружеских отношений в современной семье возрастает. Все большее значение придается интимности, удовлетворенности мужчин и женщин браком. Это связано с усложнением внутреннего мира индивида, увеличением его потребности в автономности и самоактуализации.

В связи с новым социально-экономическим и культурным статусом женщины, у нее все чаще возникают индивидуальные - направленные во внесемейную сферу - потребности и интересы. Мужчины не только смирились с этим фактом, но поощряют и способствуют развитию внесупру-жеских духовных интересов жены, появился интерес к жене как личности.

Сочетание двух тенденций - освобождение детей от родителей и женщин от мужчин - содействовало возникновению постсовременного типа семьи. Главными отношениями в ней становятся отношения между супругами. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; они высоко ценят сексуальность, не сводя ее к деторождению. Супружество - это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. Так же, как и детоцентристская семья, супружеская базируется на институте «ухаживания», и в качестве главных ценностей в ней можно выделить интимность и адаптацию. Вместе с тем, между этими типами семьи есть существенное различие. В первом типе повседневная рутинность нередко способствует либо гипертрофии родительства, либо вовлечению в лучшем случае одного из супругов в пьянство, наркоманию, разврат. Во втором типе семьи вырабатывается особый антирутинный механизм - автономия. Автономия выражается в том, что интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения каждого из супругов выходит за рамки брака. В супружеской семье остаются значимыми и отношения с детьми. Но основная ее особенность в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимоотношениях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для отношений «родители - дети». Сходные тенденции описываются и отечественными, и зарубежными психологами. За рубежом возник термин «семья - клуб». В этой модели супруги не претендуют на великую любовь, а главным образом ищут доброго согласия, баланса страдания и удовольствия, решения принимаются в результате предварительных переговоров.

Ребенка во многом воспринимают как партнера, за которым признаются определенные права, и взамен ожидают получить «воздаяние». Таким образом, речь идет об общности, функционирующей на основе своего рода контракта, и достаточно одному из супругов отречься от него, чтобы договор утратил силу. Развод и окончательное разделение всех, кто какое-то время вел совместную жизнь, принимает характер не краха или провала, а отмены договора. Поэтому в данном случае брак и свободный союз почти не различаются, а выбор между этими двумя формами связан скорее с соображениями удобства, чем с принципами.

2.3 Социально-демографические проблемы семьи

В наше время возникло большое множество различных проблем в семье. Внутри семьи возникают постоянные конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым». В чем же причина этого? Есть мнение, что все это происходит из-за неправильного воспитания подрастающего поколения.

Вот в прежние времена всё было понятно. Молодёжь повторяла путь, пройденный своими родителями. Воспитание шло по определённой системе. Родители воспитывали детей так, как воспитывали их. Сейчас всё меняется. Молодое поколение фактически воспитывает себя само. Ему предоставлена полная свобода выбора. У современной молодёжи совсем другие ценности, другие моральные установки. Раньше, увидев на улице панка или хиппи, родители показывали на него пальцем и говорили своим детям, что так делать нельзя. Сейчас к таким явлениям относятся совершенно спокойно [9 С. 66].

Хотя до сих пор сохранились такие семьи, где воспитание идёт по системе «как меня, так и я», т.е. родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их самих. И такие семьи преобладают, их гораздо больше. Наверное, это идёт от нашей «переходной» жизни. Мы ещё не вышли из прежнего состояния, но ещё и не вошли в новое. В то же время нельзя говорить только о воспитании. На наш взгляд, в данном случае нужно использовать более широкое понятие - семейная социализация. Для того чтобы перейти непосредственно к термину «семейная социализация», нужно дать определение самому термину «социализация».

Социализация - это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле - ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: с одной стороны, как подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны - как влияние, оказываемое семьей на формирование социально - компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния.

С переходом к капиталистическому развитию страны она стала ещё более актуальной. Появились новые явления как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути.

Во второй половине XX столетия система факторов, связанных с «модернизацией» индустриально развитых стран, привела к ряду негативных тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи. Социальный порядок устранил ценностные опоры семейного родительства, погасив стремления семьи к обзаведению несколькими детьми.

Процессы семейного кризиса наблюдались в России с конца 60-х гг. Они наблюдаются и до сих пор. Рассматривая воспитательную роль семьи в России, нельзя не учитывать общемировые тенденции ослабления института семьи, но анализ воспитательного воздействия российской семьи на новые поколения осложняется действием специфических факторов [6 С. 133].

Ускоренная урбанизация и индустриализация Российской Федерации привели к резкой деформации структуры семьи, к смене трехпоколенной сельской семьи семьей городской двухпоколенной. При этом ключевое значение имела поддерживаемая государством передача социализирующих функций семьи специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным учреждениям, школам, интернатам и т.д.).

Единый прежде семейный авторитет распался на ряд противоречащих друг другу «социализационных авторитетов», подвергся многоступенчатому расщеплению. В связи с этим создался постоянный источник конфликтной социализации молодежи, находящий разнообразные формы в соответствии с историческим временем и меняющимися условиями жизни.

Все ныне известные заменители семейного воспитания являются целевыми, специализирующимися на целях воспитания детей. Вокруг этих целей выстраивается функционирование организаций с определенным уставом, штатом, что неизбежно приводит к появлению неформальных структур, которые противостоят формальной (в армии - «старики» и «салаги»).

Семейная социализация лишена этого противоборства формальных и неформальных структур, так как семья не является целевой формальной организацией и внутрисемейные роли включают в себя определенные права и обязанности по домохозяйству и семейному производству.

Расщепление семейного авторитета обнаружилось первоначально в распаде расширенной семьи - на ряд нуклеарных семей и при расколе авторитета главы расширенной семьи на ряд авторитетов глав нуклеарных семей. Миграция из деревень в города, в городские коммунальные квартиры способствовала разъединению взрослых детей и их родителей. Это способствовало нарушению семейной преемственности поколений, отдалению, изоляции новых поколений от старших.

Урбанизация страны способствовала закреплению этой тенденции, новые города и поселки возникали вокруг строящихся заводов и комбинатов. Жилищная стесненность нарушила семейно-родственные связи, оставляя нуклеарную семью в окружении «чужих» людей. Это резко контрастирует с интенсивностью семейно-родственных и соседских контактов на селе, где все знают друг друга. Город, приучая людей к постоянным контактам в транспорте, магазине, создает фон отчуждения людей друг от друга, феномен отсутствия людей при их соприкосновении. Эта городская особенность психологически весьма опасна как основа и для криминального поведения. Только социально - психологические особенности семьи позволяют сформировать у личности способности переключения с кода обезличенного взаимодействия на код личностного общения без каких-либо отклонений от общепринятых норм. Раскол семейного авторитета, особенно резкий в городских семьях, усугубляет для подрастающих поколений тенденцию к девиантности поведения среди «чужих». Раскол семейного авторитета происходит также при разрушении семейного производства как арены совместной деятельности родителей и детей, как арены трудового воспитания и формирования семейных династий по профессиональной их ориентации. В семейном домопроизводстве никто не чувствует себя батраком, наемником, а семейный авторитет родителей укрепляется благодаря их профессиональному мастерству, передаваемому в процессе обучения [5 С. 99].

Отсутствие у семьи общесемейного дела лишает членов семьи чувства хозяина своей жизни, самоуважения и достоинства. Только родители, имеющие свободные профессии, занимающиеся творчеством в стенах дома, способны передать по наследству свои профессиональные знания, навыки; только немногие в условиях капиталистического наемничества способны создавать семейные династии артистов, художников, писателей, музыкантов.

Заключение

Семьи не могут позволить себе ребенка, но могут позволить дорогую машину, компьютер и многое другое. Современные семьи состоят из мужа, жены и ребенка, как правило одного. Разводы в современном обществе не редкость.

Если раньше быть матерью-одиночкой считалось чуть ли не позором, то сейчас тридцатилетние женщины предпочитают обходиться без мужей. Все чаще семья состоит из мамы и ребенка. Прошли семь лет замужества, считающиеся в народе кризисными, и семья распадается. Толи муж и жена просто надоедают друг другу и решают жить врозь, толи находится альтернатива. Нынешние женщины могут заработать не менее мужчин, или уж во всяком случае, достаточно, чтобы прожить одной с ребенком, поэтому повторный брак не приветствуется. Зачем? Бывший муж платит алименты, сама женщина зарабатывает, так зачем обременять себя обязанностями по отношению к мужчине? Когда можно просто развлечься вне дома.

Во времена домостроя такое, конечно, даже представить было нельзя.

Что в этом случае происходит с детьми? Они не видят перед собой примера любящей семьи, а не имея примера, как же возможно самому что-то сделать? Вот такая получается цепочка.

Ценности, воспеваемые Домостроем, утеряны, новые не приобретены.

Материальные ценности все чаще затмевают ценности духовные. Все реже становятся браки по любви, именно по любви, а не минутному влечению или страсти. И все чаще брак - это выгодный контракт между двоими. Она получает содержание, он красивую жену и ее внимание. В таких семьях не возникает духовная общность, совместные интересы сводятся к приобретательству. Взаимное уважение, одна из главных составляющих семьи, полностью отсутствует. Отсюда вытекают соответствующие последствия. Измены, домашнее насилие, в итоге разводы.

Часто молодые девушки предпочитают обходиться без семьи. Потребность иметь детей не возникает, вокруг так много соблазнов, да и карьерный рост останавливать не хочется, а поэтому, зачем же обременять себя лишними обязанностями перед семьей. Или что еще хуже оставаться дома и воспитывать детей.

Общество, утратившее веру, не боится греха. По этому большая его часть проживает в этом самом грехе, порой даже не понимая этого.

Последние годы вера в Бога начала постепенно возвращаться к людям. Но видимо еще очень не скоро она укрепится в головах так, что бы влиять на все общество в целом. Но если в настоящее время наше общество не обратит внимание на происходящее с семьей, то разразится катастрофа почище экологической. Разрушение семейных устоев ведет к разрушению самого общества.

Поэтому необходимо уже сейчас начинать влиять на ситуацию. В первую очередь этим должны бы заняться средства массовой информации: телевидение, журналы, женские романы. Следует менять идеалы. И последовательно возвращать на пьедестал женщину-мать, любимую и любящую, верную жену. Сейчас можно смеяться над простотой фильмов середины прошлого века. Да, они просты и излишне красивы, веселы. Но идеалы, воспеваемые ими, верны. В отличие от тех сериалов, которыми наводнен нынешний экран.

Похождения красоток в женских романах увлекательны, читая их, девушки ищут аналогию в жизни. И находят ее в разгульной жизни, без обязательств и ответственности.

Да в настоящее время детородный период расширился. Рожают детей и в 50 и даже старше, но все же правильнее все делать своевременно. Далеко не каждая женщина сможет родить здорового ребенка после 35. А поэтому и не стоит откладывать замужество и деторождение на более поздний срок, оправдывая себя тем, что сейчас надо сделать карьеру, позаботится о себе. Старость придет ко всем, скрашенная общением с детьми и внуками, она принесет радость, а не разочарование и сожаление о прожитой жизни.
В сельской местности обычно количество детей в семье больше. Проживание на земле и в собственном доме более благоприятные условия для многодетной семьи. Следует повышать имидж проживания в сельской местности особенно среди молодежи. Если б государство помогало молодым семьям в обустройстве своего дома, предлагая льготные кредиты и рассрочки именно на строительство домов в сельской местности, уверена, что многие молодые семьи предпочли выехать из Москвы в Подмосковье и близь лежащие области.

Список источников

женщина ребенок семья проблема

.Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. - М., 2001.

.Витек К.Л. Проблемы супружеского благополучия. - М., 2006.

.Дарский Л.Е. Формирование семьи / Л.Е. Дарский. - М., 2005.

.Здравомыслова О.М. Психологические и социально-культурные функции семьи. Самара, 2002.

.Зритнева Е.И. Семьеведение. М., 2002.

.Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. - М., 2005.

.Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. М., 2001.

.Савельева О.О. Семья в современном обществе // История и обществознание в школе. 2001. №7

.Тощенко Ж.И. Социология. Общий курс / Ж.И. Тощенко. - М., 2002.

.Шахматов В.П. Молодая семья: жизнеспособность, демография, право. Красноярск, 1985.

Похожие работы на - Современные проблемы семьи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!