Особенности методики освоения хохломской росписи детьми в студии
ВВЕДЕНИЕ
В силу своей многосторонней значимости и конкретно-исторического характера положительное воздействие на формирование эстетических ценностей личности младшего школьника оказывает искусство.
Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника к творческой деятельности.
Таким образом, установлено объективно существующее противоречие между потребностью младших школьников в самореализации в процессе занятий декоративным изобразительным искусством и недостаточном количестве научно-методических разработок, специальных программ, образовательных технологий, стимулирующих проявление природной потребности школьников самореализовать свои задатки и способности в кистевой росписи.
Цель работы - определить особенности методики освоения хохломской росписи детьми в студии.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
) определить значение развития навыков мелкой моторики рук для овладения хохломской росписью;
) выделить особенности освоения хохломской росписи детьми в студии «Азбука цвета».
Структура работы включает введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
1. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ
1.1 Приемы и методы формирования изобразительных навыков
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.
Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений[8, с.48].
Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия - один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.
Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую - с просветами).
Школьники приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.
Лессировки. К этому методу работы прибегают в случае, если время и задачи позволяют вести сеанс продолжительное время без перерыва или в несколько приемов. Для длительного этюда необходимы очень плотная зернистая бумага и мольберт в почти горизонтальном положении. Это даст уплотнение цвета красочного слоя, а при высыхании не лишит его чистоты и прозрачности, поможет дать тончайшие градации светотени. Работа над таким этюдом условно ведется в три этапа.
Первый - подготовительная стадия -заключается в нанесении изображения на плоскость листа. Выполнив рисунок карандашом, лист хорошо промывают мыльной водой. После высыхания места бликов можно покрыть тонким слоем резинового клея (он легко удаляется ластиком на последней стадии деталировки этюда)[10, с.56]. Вторая стадия имеет цель выявить основные цветовые отношения и их градации. Работу ведут от светлых тонов к темным, постепенно усиливая цвето-силу акварельных прописок путем лессировок (наслаивание одного цвета на другой). Сперва прописывают освещенные участки (или самые светлые) по всему этюду, сравнивая их по цвету. Затем прописывают полутени, одновременно на всех предметах, сравнивая их с цветом освещенных участков. Далее прописывают тени, что повышает цветовую насыщенность этюда. Все прописки осуществляются прозрачными цветами. При этом следует постоянно следить за чистотой воды и кистей. Прописка теней до необходимой цветовой насыщенности выявляет звучность освещенных мест, ранее только слегка тронутых краской. Это можно сделать не только сильно разбавленной краской, но и полусухой кистью, так как кисть касается только верхушек зерен бумаги и в контрасте с прозрачностью тени создает неповторимый фактурный эффект. На третьей, завершающей стадии работы над этюдом необходимо более тщательно прописать предметы, вводя переходные оттенки цвета и используя в этих целях тонкие кисти. Это очень ответственный этап работы, так как отдельные детали необходимо органически сочетать с формой предмета по цвету и светосиле, не разрушив при этом целостности цветовых отношений.
И, наконец, работа завершается (разумеется, по абсолютно просохшей поверхности) широкими обобщающими мазками-лессировками, приглушающими цветовую гамму предметов заднего плана и усиливающими цвет изображения на первом плане.
Именно этот метод позволяет работать над натюрмортами в манере старых мастеров, виртуозно передающих особенности фактуры различных материалов (медь, бархат, стекло, шелк, дерево и т.д.).
В зависимости от формы и ширины кистей и от того, что изображается, можно менять характер мазка: писать так, что мазки не будут заметны, или наоборот - мазок будет ярко выражен, если выкладывать его пятнышками округлой или прямоугольной формы.
Работая кистью по непросохшему слою краски или просто по увлажненной бумаге, можно добиться тончайших цветовых переходов. Этим приемом художники пользуются при изображении неба, воды, отблесков света на предметах, отражений в воде и т. д. при работе над этюдом пейзажа, натюрморта.
Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.
Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами [4, с.30].
Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. Рассмотрим, в какой мере решение этих задач доступно для детей младшего школьного возраста.
В восприятии предмета основным определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет[1, с.154]. Поскольку изобразительные умения у детей еще очень несовершенны, перед ними стоят и изобразительные трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром.
Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.
Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.
1.2 Особенности возникновения и развития хохломской росписи
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). ?
По данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - «ботнички», вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.
Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.
Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.
Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.
Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе[9, с.147].
Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров.
Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.
В искусстве орнамента Хохломы утверждаются характерные для народного декоративного творчества черты: большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная строгость и скупость художественных средств[8, с.155]. Наиболее ярко они проявились в травных орнаментах, преобладавших в росписи посуды. Усваивая новые приемы орнаментации, мастера сохраняли и более ранние традиции украшения посуды.
С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве хохломской росписи, В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет.
Рисунки хохломской травки, позволявшие наиболее эффектно использовать «золотую» окраску, получают в это время еще большее развитие. Мастера Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов, наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы[7, с.189]. Происходит ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то теперь основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой.
Часто приходится слышать о том, что мастера использовали красную и черную краски лишь потому, что они не выгорают в печи при закалке. Это верно только отчасти. Коричневая, зеленая и желтая краски также не меняют свой цвет при высокой температуре, однако их применение становится весьма ограниченным. Художники предпочитали сочетание красного, черного и золота, прежде всего, в силу его особых декоративных качеств. Такую цветовую гамму ценили и мастера древней Руси. Но была и другая причина. Получавшийся у мастеров золотистый цвет уступал цвету золота по яркости и не имел желаемого оттенка теплоты.
Этот недостаток мастера стремились сделать возможно менее заметным, нанося роспись красной и черной краской, создававшими с золотистым фоном звучный цветовой аккорд. Огненно-яркая киноварь придавала большую теплоту золотистому фону, а черная краска способствовала тому, что он казался светлее и ярче.
Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим значительную часть поверхности вещи. Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами.
Ограничение красочной гаммы травного орнамента, отказ от оживок белилами и плоскостная силуэтная трактовка мотивов, казалось, должны были бы способствовать утрате качеств живописности. Однако этого не происходит. Хохломская травка воспринимается нами как орнамент живописный, а не графический благодаря тому, что в основе ее композиции остаются ритмически расположенные цветовые пятна. Живописность узорам травки придает и мягкость тональных отношений, которая достигается соединением в орнаменте мотивов, написанных широким мазком, и введением мелкой травной приписки, исполняемой легким прикосновением кисти [9, с.46].
Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его исполнение свободно от руки кистью. Теперь, когда мастера перешли к работе на широких поверхностях золотистого фона, могла еще более ярко проявиться свойственная темпераменту русского орнамента листа склонность к широте письма. Смелый кистевой мазок становится одним из основных элементов травного узора. По-разному сочетая удлиненные мазки красной и черной краски, крупные и мелкие, сочные корпусные и легкие, мастера создавали мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального почерка мастера становятся критерием художественных достоинств произведения. Исполнение росписи от руки кистью вырабатывало у мастеров привычку свободно варьировать орнамент.
Лишь во второй половине XIX века, в связи с развитием в Хохломе производства мебели, техника росписи «под фон» получает более широкое распространение. Орнаменты с золотыми цветами и птицами на черном фоне, исполнявшиеся особенно часто на детских столиках и стульях, привлекают внимание красотой узора, нанесенного свободными движениями кисти. Как и в травных рисунках, в росписи «под фон» появляются свои четко выработанные приемы орнаментальной скорописи. Композиции становятся строже, лаконичнее и вместе с тем эмоционально выразительнее.
Приемы исполнения орнамента «кудрины» менее трудоемки, чем роспись «под фон». С середины XIX века ими уже широко владели многие хохломские мастера. Рисунки «кудрины» писали на чашках и на больших «артельных» блюдах.
Во второй половине XIX века в Хохломе создавалось довольно много видов изделий. Здесь делали большие плашковые блюда, достигавшие в диаметре метра, известные под названием артельных или бурлацких, чашки и тарелки различных размеров, поставцы, солонки, кандейки, совки для муки и другие изделия.
В это время промысел представлял собой грандиозное ремесленное производство расписной посуды. Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда.
В конце XIX - начале XX века наступили для Хохломы тяжелые времена. Стал быстро снижаться спрос на деревянную росписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричной продукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода.
Трудное положение в народных промыслах заставило Нижегородское земство принять экстренные меры. Особое внимание оно обратило на Хохлому. Туда были посланы художники, пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей.
Народное искусство промысла не погибло и до сих пор, часто можно увидеть огромное количество изделий расписанных под Хохлому, радующих наш взор своим золотистым орнаментом.
2. ОСВОЕНИЕ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ ДЕТЬМИ: ОСОБЕННОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ
2.1 Последовательность формирования навыков хохломской росписи
Развитие навыков хохломской росписи как части кистевой росписи - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни населения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей;удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.
Основным принципом отечественной педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса [5, с.102].
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Декоративно-прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей. Программа по декоративно-прикладному творчеству обеспечивает развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программы по этому виду искусства направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.
Использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.
Применяются такие средства дифференциации
а) разработка заданий различной трудности и объема
б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий
в) вариативность темпа освоения учебного материала
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Практика показывает, что на каждом этапе урока возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации [13, с.98].
Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе объяснения нового материала учащимся предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать как учитель, посредством инструктажа, планов, памяток, так и успешно обучающиеся по данному предмету ученики-консультанты.
Использование дифференцированных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков зависит от спецификации задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению учащихся конкретного класса. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.
Задания можно классифицировать на 3 вида:
тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий [7, с.110].
) Проводится игра «В гостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.
) Игра Подбери пару. На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.
Творческие задания.
Практика показывает, что на каждом этапе урока изобразительного искусства возможно и необходимо использовать прием и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволит педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
младших школьников.
Первым уроком по декоративному рисованию был следующий урок, на котором можно было проследить, на сколько ученикам интересно заниматься декоративно-прикладным искусством.
Тема: Декоративное рисование. Исполнение растительного узора для тарелочки. Хохломская роспись.
Цель: Развивать эстетические понятия о творчестве художников из Хохломы, способствовать формированию художественного вкуса, развивать графические умения в изображении растительного орнамента средствами кистевой росписи, закреплять знания о распределении узоров в круге, осуществлять межпредметную связь предмета ИЗО с предметом музыка. Материалы к уроку: Изделия и репродукции произведений мастеров Хохломы; методическая таблица «Этапы изготовления хохломской посуды, раскрывающие тайну хохломского «золота».
Для учащихся: Круглые заготовки, затонированные в желтый цвет; акварель; гуашь. План урока:
. Рассказ о тайне Хохломы - как рождается «золотая посуда».
. Объяснение выполнения работы.
. Самостоятельная работа учащихся над росписью декоративной тарелки.
. Чаепитие.
. Завершение росписи.
. Итоги.
Ход урока. Рассказывается легенда о том, что мужик мастерил в селе посуду деревянную и украшал ее красивыми узорами. Себе варил кашу пшенную и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела Жар-птица, прикоснулась крылом к плошке, и стала посудинка золотой. Это легенда, сказка, а как на самом деле сейчас, в настоящее время золотят посуду без золота?
Следует рассказ учителя о последовательности выполнения хохломской посуды:
. Вытачивание из деревянного бруска. Выполняют эту работу токари - мастера «золотые руки».
. Затем в посудинку втирается глина, которую называют вапой - процесс называется грунтовкой.
. Очень мелкой пылью алюминия покрывают посудинку лудильщики. Посудинка приобретает серый цвет, похожий на серебряный.
. Затем за работу принимаются женщины-красильщицы, они ловко, умело, мастерски расписывают масляными красками узоры растительного происхождения. Витиеватые, сказочно красивые. Используется 4 цвета: желтый (золоченый), красный, черный и зеленый.
. Расписанную посуду обжигают в печи при температуре 160-180°. Вот здесь и происходит чудо. «Посеребренная» посуда после обжига становится «золоченой».
Теперь необходимо, указывая на разработку «Поэтапное выполнение хохломской росписи», рассказать и показать последовательность практической работы.
Первое - компоновка в круге, размещение и изображение листочков. Затем - клубнички и рябинки. Последний этап - украшение работы травным узором.
Девушки приступают к работе - расписывают тарелочку. Их работа, как в былые времена в России, украшается музыкой. Звучит песня:
. А я по лугу.
. Песня «Неделька»
. Частушки.
Девочки вносят на разносах чай с пирогами, все угощаются чаем. На втором уроке выполняются кистевые росписи.
Учитель показывает элементы узоров, которыми нужно украсить тарелочку, объясняет, как эти узоры нужно чередовать. Все тарелочки потом выставляются для просмотра и выставления оценок.»
В заключении все вместе поем песню «Хохломская роспись».
После этого урока было выявлено, что 18% детей имеют низкий уровень познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, слабо владеют языком изобразительно искусства, очень мало знаний по истории декоративного искусства (хохломской росписи). Слабо владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, плохо справились с поставленными задачами.
В работах это находит отражение в искажении объёмов, неумении организовать контурные линии. Наблюдается смещение композиционного центра, неоправданное увеличение и уменьшение изображаемых объектов.
Учащиеся не проявляют активности ни на уроках, ни во внеклассной деятельности. Пассивность на уроках отражается на выражении лица и частой отвлекаемости от темы урока, нарушении дисциплины. Во время беседы учащиеся слушают учителя, но не пытаются высказывать свою точку зрения.
Гораздо больше детей имеют средний уровень познавательно интереса, 36% учеников хорошо владеют теоретическим материалом по теме декоративно-прикладного искусства, которое проявляется в умении понятно излагать свои мысли и удовлетворительно отвечать на поставленные вопросы учителя. Умеют отвечать на наводящие вопросы учителя.
Владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, удовлетворительно справились с поставленными задачами. Положительное эмоционально-ценностное отношение к урокам изобразительного искусства. У детей достаточно устойчивое внимание, они с любопытством рассматривают наглядные пособия, осознанно планируют свою работу, на уроках ведут себя дисциплинированно.
Высокий уровень познавательного интереса имеют 46% обучающихся, показали отличное теоретическое владение художественно изобразительным языком, правильно отвечают на поставленные вопросы, ясно и понятно излагают свои мысли. Владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, отлично справились с поставленными учителем задачами.
Учащиеся активны на уроках, они внимательно слушают учителя, отлично владеют полученной информацией. Проявляют большой интерес к теме урока, проявляют творческую активность во внеурочной деятельности.
Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр.
2.2 Практическое применение различных видов росписи хохломы
Золотая хохлома - яркое самобытное явление русского народного декоративно прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома, от которого и получил свое название.
Простейшие приёмы хохломской росписи вполне доступны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В хохломской росписи существуют несколько видов орнамента.
. Травный орнамент. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом при этом кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Элементы выполняются с постепенным усложнением, от самых простых - осочек, травников, капелек до более сложных усиков и завитков.
Осочки - самый простой элемент узора. Он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.
Травинки - это мазки с небольшим плавным утолщением.
Капельки рисуются приёмом прикладывания кисти к бумаге.
Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Завитки выполняются с лёгким нажимом в середине элемента.
Кустик - это наиболее сложный элемент травного орнамента. Кустик выполняется обычно в два цвета - черным и красным.
При выполнении травной росписи нужно соблюдать следующую последовательность. Сначала наводится ведущий стебель - криуль. Завитки на стебле ритмично закручиваются то вверх, то вниз, не соединяясь. Криули должны иметь одинаковую длину - от этого зависит стройность всего узора. По обе стороны ведущего стебля чередующимися мазками наносятся осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Ритмичное чередование элементов в орнаменте создает плавность, пышность. Красный черный и золотой цвета придают росписи торжественность, праздничность.
. На таблице показана последовательность выполнения травного орнамента с ягодами и листочками. Основной композицией орнамента является ведущая линия - криуль, на которой располагаются главные элементы узора - ягоды. Затем рисуются листочки, характерные для данной ягоды. После выполнения ягод и листочков, по обе стороны криуля располагаются элементы хохломского травного орнамента: осочки, травинки, капельки, усики, завитки.
Маленькие ягодки - брусничка, смородина, рябинка - рисуется печаткой-тыком (тычок можно сделать из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.) большие ягоды - крыжовник, клубника, и малина - рисуются кистью.
По высохшей краске ягоды и листочки «разживляются» желтым цветом.
. Изображение птиц - широко распространенный мотив в народном искусстве. В большинстве народных художественных промыслов эта тема так или иначе просматривается. Не является исключением и хохломская роспись - многие чаши, панно, подставки украшены сказочными жар-птицами, словно созданными из травинок, или ярких солнечных лучиков.
Создание своей сказочной птицы - увлекательная творческая задача для детей.
Хохломская роспись по способу нанесения узора на изделии делится в основном на верховую и фоновую. При первом более древнем, традиционном письме узор ложится на стенки предмета так, что бы фон вокруг него после закалки оставался золотым. При втором напротив, фон закрашивается красным или черным цветом, а рисунок - листья, ягодки, цветочки, - сверкают золотым.
Самым распространенным верховым письмом является знаменитая хохломская травка. Этот орнамент очень разнообразен. Меняя кисть всё время меняется красный стебелёк с черным, черный листок с красным. Травный орнамент мягко стелется по золотому фону.
При росписи «под фон» наводится тонкими линиями основные орнаментальные формы. Затем заполняется фон между узорами черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы не закрашенными - серебряными. Потом украшают их мелкими штрихами-жилочками. Когда фон просохнет, сверху добавляются мелкие листочки, цветочки и ягодки, кустики, травки и отдельные травинки. Золотые узоры очень хорошо выглядят на красном или черном фоне.
На уроках изобразительного искусства практически применятся, могут все виды орнамента. Так же в студии рисования «Азбука цвета» (г. Новосибирск) был проведен следующий урок по хохломской росписи.
СКАЗОЧНЫЙ УЗОР (Роспись объемного бочонка)
Цели урока
познакомить с историей возникновения хохломской росписи, с особенностями хохломского орнамента
развивать художественный вкус, графические умения
углубить эстетические понятия о народном декоративно-прикладном искусстве
развивать творческое воображение.
Оборудование динамическая таблица этапов выполнения узоров, краски, альбомы, индивидуальные карточки с изображением узоров.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Беседа о рождении хохломских узоров.
Именем старинного торгового села в Горьковской области стала называться роспись деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины. Просушенная вещь, многократно покрытая олифой, красится серебренным алюминиевым порошком, по которому наносится роспись масляными красками, черной или красной. Расписную вещь снова олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой», «пламенной» (рассматривание иллюстративного материала - открытки, книги, календари).. Объяснение выполнения узоров с последующей самостоятельной работой учащихся.
Дети знакомятся с элементом - травинкой. Нажимом кисти сверх вниз создаем самую широкую часть травинки, а начало и конец выполняется почти без нажима, легким прикосновением кончика кисти к бумаге.
Чтобы выполнить узор капельки необходим прием прикладывания кисти к бумаге. Легким прикосновением концом кисти проводим тонкую линию, не отрывая руки, делаем нажим на сколько позволит кисть.
Выполним узор кустик. Он состоит из травинок, усиков, капелек. Начинаем с травинок, располагая их вначале в левую сторону, а затем симметрично в правую. За ними по порядку располагаем травинки, усики, капельки. Затем ребята учатся выполнять травяной орнамент с ведущей линией, которая называется криуль. Она задает движение всем элементам.
Ведущие линии то склоняются вниз, словно от ветра, то поднимаются вверх. Чередование элементов такое же, как и в рисовании кустик. Чередование красного и черного цвета дает возможность варьировать. так же в конце урока был подведён итог, и выставка детских работ.
Так же существует ещё очень много различных видов орнамента, таких как узор в круге, образы рыб и бабочек и т.п. которые мы подробнее рассмотрим в выпускной квалификационной работе.
2.3 Эффективность навыка хохломской росписи в творческом самовыражении учащихся студии
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Декоративно-прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей. Программа по декоративно-прикладному творчеству обеспечивает развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программы по этому виду искусства направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.
Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.
Задания предлагаемые детям студии «Азбука цвета» были классифицированы следующим образом:
тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и тем что они уже знают, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий [5, с.99].
Детям были предложены следующие задания на установление сходства и различия различных видов декоративно прикладного искусства, направленные на формирование у детей представления о той или иной росписи. Например
) Проводится игра «В гостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.
) Игра «Подбери пару». На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.
Большой интерес у детей взвали творческие задания.
Ученики воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.
) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.
) При закреплении хохломской росписи предлагалось сочинить свой узор, с определенным условием. Например нарисовать 2 различных узора с ягодками , которые между собой чем-то похожи.
Дети с удовольствием занимались хохломской росписью, и результат не заставил себя долго ждать, буквально на 3-4 занятии ребята уже начали узнавать хохломскую роспись среди остальных, хорошо получались изображения различных, даже трудных, узоров.
На итоговом занятии ученикам предлагалось самостоятельно украсить красные и желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки были вырезаны и мы сделали из них аппликацию, получился очень интересный хохломской букет.
По итогам практики можно сказать, что дети очень любят заниматься различными видами декоративной росписи. Несомненно с ними необходимо продолжать заниматься этим увлекательным делом, так же знакомить и с другими видами декоративно-прикладного искусства.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Во время педагогической практики мы наблюдали за уровнем развития детей. В оценке уровней познавательного процесса в нашем исследовании можно выделить три компонента.
.Эмоционально-ценностный компонент, проявляющийся во внешнем отражении познавательно интереса и личностном отношении детей к изобразительной деятельности, и декоративно-прикладному искусству в частности.
.Гностический компонент, определяемый по уровню усвоения теоретического материала основ изобразительной программы;
3. Технический компонент, оцениваемый по практическим умениям в отражении окружающего мира и составлении творческих компонентов.
Вначале исследования было выявлено, что 18% детей имеют низкий уровень познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, слабо владеют языком изобразительно искусства, очень мало знаний по истории декоративного искусства (хохломской росписи). Слабо владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, плохо справились с задачами которые перед ними поставил учитель.
Во время беседы учащиеся слушали учителя, но не пытаются высказывать свою точку зрения. В конце эксперимента количество детей с плохими показателями значительно уменьшилось, все дети с интересом воспринимали информацию, и уже в конце педагогической практики детей с низким уровнем стало 14%.
хохломский учащийся студия роспись
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наши результаты по проблеме исследования и полученные данные оценок и диагностик, дали основание констатировать тот факт, что навыки развития мелкой моторики рук способствуют лучшему овладению хохломской росписью, а так же эмоциональной активности в изобразительной деятельности. Каждый урок декоративного рисования создаёт мощный толчок к познанию культурной среды нашего народа. Создает:
- положительную мотивацию,
- духовного воспитания, его анализ, анализ своего восприятия и оценку, обеспечивает развивающая психологически комфортная интеллектуальная и эмоциональная среда;
- активизируются рефлексивные способности, желание самовыражения в творчестве;
- активизирование лексического опыта обучаемого и обогащение его словарного запаса;
- формирование навыков адекватной самооценки.
Творческая самореализация личности младшего школьника есть продуктивная художественно-образовательная деятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление своих индивидуальных возможностей и особенностей.
В силу своей многосторонней значимости и конкретно-исторического характера положительное воздействие на формирование эстетических ценностей личности младшего школьника может оказывать искусство. Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника к творческой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов, В.П. Альбом «Народные художественные промыслы России». - М.: 2005.
. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву М.: Наука, 2011. - 230 с.
. Беркинблит, М.Б Фантазия и реальность - М.: 1986.
. Василенко, В.М. Искусство Хохломы. - М.: Искусство, 1959.
. Василенко, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11- XX веков. - М.: Искусство, 1960. - 324 с.
. Вишневская, В.Н. Хохлома. - М.: 1980.
. Емельянова, Т.И. Золотая Хохлома. Альбом. - М. Интербук-бизнес, 2009.
. Жегалова, С.К. Роспись Хохломы / С.К. Жегалова - М.: Детская литература, 1991.
. Званцев, М.П. Хохломская роспись. / М.П. Званцев - Горький: 1951.
10. Костерин, Н.П. Учебное рисование. - М.: 1984. - 101- 103 с.
11. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл. Пособие для учителя. - М.: 1983.
. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства - М.: Просвещение, 1983.
. Неменский, Б.М и др. Изобразительное искусство и художественный труд 14. Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь «Хохломская роспись». - М.: мозаика -Синтез, 2010.
. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Л.Д. Рондели - М.: Просвещение, 1984.
. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.: Просвещение, 1998. - 84 с.
. Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество. Книга для учителей. - М.: 1985. - С.3, 13, 126.