Анализ интернет-ресурсов государственного и муниципального управления на примере сайта ОГБУ Центр социальной поддержки населения Советского района города Томска

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    570,54 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ интернет-ресурсов государственного и муниципального управления на примере сайта ОГБУ Центр социальной поддержки населения Советского района города Томска








Дипломная работа

Анализ интернет-ресурсов государственного и муниципального управления на примере сайта ОГБУ Центр социальной поддержки населения Советского района города Томска

Введение

Сегодня официальные сайты органов власти стали играть роль важного источника информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Полноценная реализация концепции «Электронного государства» позволяет не только повысить эффективность самой власти, но и поможет решить проблему доступа граждан к государственным информационным ресурсам, сделать власть прозрачной по отношению к обществу, повысить социальную ответственность чиновников, что неминуемо должно позитивно сказаться на качестве жизни граждан.

По содержанию официальных сайтов органов власти можно судить об уровне открытости или закрытости тех или иных ведомств или государства в целом, о возможностях доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, о прозрачности управленческих решений и административных процедур, а также о предрасположенности того или иного ведомства к коррупции.

Внедрение информационных технологий в деятельность государственных органов стало одним из приоритетных направлений информационной политики развития общества многих государств. Очевидно, что информационные технологии способны стать связующим звеном при взаимодействии государства и общества, обеспечить открытость органов власти и предоставить возможность общественного контроля над деятельностью государства. Другими словами, реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск и получение информации является одним из важнейших условий развития демократии и правового государства.

В настоящее время Интернет является самым эффективным средством для реализации взаимодействия государственных органов с населением, наиболее оптимальным, быстрым и самым экономичным способом распространения информации о деятельности органов власти и доведения их официальной точки зрения по тем или иным вопросам до сведения общественности. Создание единого информационного пространства в ходе реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» явилось важным шагом в обеспечении гражданам и организациям, независимо от мест проживания и расположения, равной доступности государственных информационных ресурсов.

До недавнего времени информирование населения о деятельности органов власти носило ограниченный и нерегулярный характер. Граждане могли узнавать о деятельности властей, в том числе о принимаемых нормативных правовых актах, только из СМИ. Но ознакомиться с интересующей информацией из первоисточника, как правило, было доступно не каждому. В наш век набирающих темпы развития информационных технологий и повсеместной компьютеризации стала очевидна необходимость «выхода» органов власти в Интернет, открытия ими официальных Интернет-сайтов - своих представительств в глобальной информационной сети, доступных каждому 24 часа в сутки, семь дней в неделю.

Наличие у органов власти полноценных официальных сайтов дисциплинирует властные структуры и стимулирует их социальную ориентацию. Тот, кто знает официальную точку зрения государства, сможет ее анализировать, сравнивать с другой информацией, подвергать сомнению и критике. Органы власти, которые обязаны рассказывать о своей деятельности в режиме онлайн, вынуждены становиться более ответственными по отношению к исполнению возложенных на них обязанностей и более подотчетными для граждан.

Вследствие этого обеспечение доступа к информационным ресурсам органов власти посредством сети Интернет позволяет повысить уровень социальной защищенности граждан, а также придать бизнесу большую степень стабильности и эффективности и снизить уровень коррупции во властных структурах.

Официальные сайты органов власти в ближайшем будущем должны занять место основного источника полной и достоверной официальной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. К такому выводу позволяют прийти следующие обстоятельства:

во-первых, государственные информационные ресурсы являются самыми востребованными в обществе;

во-вторых, именно государство является владельцем самого большого объема социально значимой информации;

в-третьих, Интернет является самым эффективным современным средством распространения информации среди неограниченного круга лиц;

наконец, наличие у государственных органов своих официальных сайтов возлагает на них не только юридическую, но и социальную ответственность за размещенную на этих сайтах информацию и, как следствие, создает условия для подотчетности власти перед обществом.

Иные средства распространения информации, в том числе СМИ, теоретически являются независимыми от органов власти и могут лишь представлять собственную интерпретацию официальной точки зрения, не всегда совпадающую с позицией первоисточника. В потоке информации, исходящем из различных СМИ, неискушенному гражданину порой очень сложно установить официальную точку зрения своего государства по конкретным событиям, которые волнуют общественность. Наличие государственных общедоступных (электронных) информационных ресурсов позволяет решить эту проблему.

Возникают вопросы: насколько в настоящее время реализован принцип открытости и общедоступности информации о деятельности органов власти, какой объем информации предоставляется органами власти на своих официальных сайтах в сети Интернет? Насколько эффективны сайты государственных органов власти? Ответить на эти вопросы позволяют существующие методики оценивания сайтов. Одна из задач данной работы - провести сравнительный анализ этих методик и на их основе создать наиболее исчерпывающую и актуальную методику анализа. В практической же части данной работы, предметом которой, если обобщить все вышесказанное, являются информационные технологии в Государственном и муниципальном управлении, мы будем исследовать объект - интернет-ресурс ОГБУ Центра социальной поддержки населения Советского р-на г. Томска, применив к нему разработанную методику и проведя сравнительный анализ нашего объекта с аналогичными ресурсами, чтобы выявить возможные пути оптимизации работы сайта организации.

1. Технические и юридические аспекты использования интернет-технологий в государственном и муниципальном управлении

 

.1 Общие понятия интернет-технологий

 

Определение web-сайта. История развития

Сайт (от англ. website: web - «паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») - совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

Все сайты в совокупности составляют Всемирную паутину, где коммуникация (паутина) объединяет сегменты информации мирового сообщества в единое целое - базу данных и коммуникации планетарного масштаба. Для прямого доступа клиентов к сайтам на серверах был специально разработан протокол HTTP.

История. Первый в мире сайт info.cern.ch появился в 1990 году. Его создатель, Тим Бернерс-Ли, опубликовал на нём описание новой технологии World Wide Web, основанной на протоколе передачи данных HTTP, системе адресации URI и языке гипертекстовой разметки HTML. Также на сайте были описаны принципы установки и работы серверов и браузеров. Сайт стал и первым в мире интернет-каталогом, так как позже Тим Бернерс-Ли разместил на нём список ссылок на другие сайты.

Все инструменты, необходимые для работы первого сайта, Бернерс-Ли подготовил ещё раньше - в конце 1990 года появились первый гипертекстовый браузер WorldWideWeb с функционалом веб-редактора, первый сервер на базе NeXTcube и первые веб-страницы.

«Отец» веба считал, что гипертекст может служить основой для сетей обмена данными, и ему удалось претворить свою идею в жизнь. Ещё в 1980 году Тим Бернерс-Ли создал гипертекстовое программное обеспечение Enquire, использующее для хранения данных случайные ассоциации. Затем, работая в Европейском центре ядерных исследований в Женеве (CERN), он предложил коллегам публиковать гипертекстовые документы, связанные между собой гиперссылками. Бернерс-Ли продемонстрировал возможность гипертекстового доступа к внутренним поисковику и документам, а также новостным ресурсам Интернета. В результате, в мае 1991 года в CERN был утверждён стандарт WWW.

Тим Бернерс-Ли является «отцом» основополагающих технологий веба - HTTP, URI/URL и HTML, хотя их теоретические основы были заложены ещё раньше. В 1940-х годах Ванневар Буш выдвинул идеи расширения памяти человека с помощью технических устройств, а также индексации накопленной человечеством информации для её быстрого поиска. Теодор Нельсон и Даг Энгельбарт предложили технологию гипертекста - «ветвящегося» текста, предоставляющего читателю разные варианты чтения. Xanadu, так и не законченная гипертекстовая система Нельсона, была предназначена для хранения и поиска текста, в который введены взаимосвязи и «окна». Нельсон мечтал связать перекрёстными ссылками все тексты, созданные человечеством.

В настоящее время Тим Бернерс-Ли возглавляет основанный им Консорциум Всемирной паутины (World Wide Web Consortium), который занимается разработкой и внедрением стандартов Интернета.

Устройство. Страницы сайтов - это набор текстовых файлов, размеченных на языке HTML. Эти файлы, будучи загруженными посетителем на его компьютер, понимаются и обрабатываются браузером и выводятся на средство отображения пользователя (монитор, экран КПК, принтер или синтезатор речи). Язык HTML позволяет форматировать текст, различать в нём функциональные элементы, создавать гипертекстовые ссылки (гиперссылки) и вставлять в отображаемую страницу изображения, звукозаписи и другие мультимедийные элементы. Отображение страницы можно изменить добавлением в неё таблицы стилей на языке CSS, что позволяет централизовать в определенном файле все элементы форматирования (размер и цвет заглавных букв 2-го уровня, размер и вид блока вставки и другое) или сценариев на языке JavaScript, с помощью которого имеется возможность просматривать страницы с событиями или действиями.

Страницы сайтов могут быть простым статичным набором файлов или создаваться специальной компьютерной программой на сервере. Она может быть либо сделана на заказ для отдельного сайта, либо быть готовым продуктом, рассчитанным на некоторый класс сайтов. Некоторые из них могут обеспечить владельцу сайта возможность гибкой настройки структурирования и вывода информации на веб-сайте. Такие управляющие программы называются системами управления содержимым (CMS).

Обзор. Определённый класс сайтов иначе называют интернет-представительством человека или организации. Как комментарий к ссылке может быть страничка-визитка на полнофункциональном сайте (портале). Когда говорят «своя страничка в Интернет», то подразумевают целый сайт или личную страницу в составе чужого сайта (портал). Кроме сайтов (порталов), в сети Интернет также доступны WAP-сайты для мобильных телефонов.

Изначально сайты представляли собой совокупность статичных документов, например - сайт-визитка. По мере развития коммуникаций, количество внутренних и внешних ссылок увеличивалось. Сайт стал выполнять не только роль справки, аннотации, но и функционального офиса, новостного или медийного центра. В настоящее время большинству из них свойственна динамичность и интерактивность. Для таких случаев специалисты используют термин веб-приложение - готовый программный комплекс для решения задач сайта. Веб-приложение входит в состав сайта, но веб-приложение без данных сайтом является только технически. Оболочку (форму, шаблон) нужно наполнить и активизировать. Продвижение сайтов стало ёмкой индустрией в сети.

В большинстве случаев в Интернете одному сайту соответствует одно доменное имя. Именно по доменным именам сайты идентифицируются в глобальной сети. Возможны иные варианты: один сайт на нескольких доменах или несколько сайтов под одним доменом. Обычно несколько доменов используют крупные сайты (веб-порталы) чтобы логически отделить разные виды предоставляемых услуг (mail.google.com, news.google.com, maps.google.com). Нередки и случаи выделения отдельных доменов для разных стран или языков. Например, google.ru и google.fr логически являются сайтом Google на разных языках, но технически это разные сайты. Объединение нескольких сайтов под одним доменом характерно для бесплатных хостингов. Иногда для идентификации сайтов в адресе после указания хоста стоит тильда и имя сайта: example.com/~my-site-name/ (ср. с /home), а чаще всего используется домен третьего уровня: my-site-name.example.com.

Аппаратные серверы для хранения сайтов называются веб-серверами. Сама услуга хранения называется хостингом. Раньше каждый сайт хранился на своём собственном сервере, но с ростом Интернета, технологическим улучшением серверов на одном компьютере стало возможно размещение множества сайтов (виртуальный хостинг). Сейчас серверы для хранения только одного сайта называются выделенными (англ. dedicated).

Один и тот же сайт может быть доступен по разным адресам и храниться на разных серверах. Копия оригинального сайта в таком случае называется зеркалом. Существует также понятие оффлайновая версия сайта - это копия сайта, которая может быть просмотрена на любом компьютере без подключения к компьютерной сети и использования серверного программного обеспечения (ПО). При разработке сайта его тестируют и отлаживают именно в оффлайновой версии, для того, чтобы не демонстрировать несуразицу и ошибки, просчёты большого проекта. Именно для тестирования в корпоративной сети, или в начале в Интернете с ограниченным доступом под паролем приглашаются опытные «тестеры». Это позволяет ускорить производство больших проектов и отладить их для массового посетителя (пользователя).

Особую роль выполняют по разработке и обслуживанию сайта (портала) администраторы (по-другому - админы, согласно интернет-сленгу). Если изготовление формы (оболочки) выполняет группа или очень квалифицированный специалист (программист, веб-дизайнер, системный администратор (согласно интернет-сленгу - сисадмин), координатор, он же администратор проекта), то обслуживание и информационное наполнение подчинено стратегическим задачам и требует часто участия команды участников проекта под управлением админа проекта (сайта, портала). Сейчас наработано много программ и «писалок» в технологии PHP, но это повысило и требования к квалификации участников проекта, в связи с многопрофильностью решаемых задач.

Просто страничка (сайт-визитка) может готовиться секретарём-референтом. Проекты больших сайтов и порталов могут сделать только осведомлённые и заинтересованные специалисты. Активная коммуникация на сайте (портале) часто выполняет функцию директора направления и офиса со службой сопровождения (переписка, коммутатор прямого общения, оперативная справка, и др.). Много сайтов (порталов) обновляют чаще, чем раз на день, а интернет-магазины, - по факту движения товара (новые поступления, отсутствия товара в наличии). Новостные сайты реально выставляют информацию с точностью до минуты, так как журналисты имеют приоритеты на цитирование первоисточников согласно авторскому праву, приоритету ссылок, рейтингу, и др.

Классификация web-сайтов

По доступности сервисов

·        Открытые - все сервисы полностью доступны для любых посетителей и пользователей.

·        Полуоткрытые - для доступа необходимо зарегистрироваться (обычно бесплатно).

·        Закрытые - полностью закрытые служебные сайты организаций (в том числе корпоративные сайты), личные сайты частных лиц. Такие сайты доступны для узкого круга пользователей. Доступ новым пользователям обычно даётся через так называемые инвайты (приглашения).

По физическому расположению

·        Общедоступные сайты сети Интернет.

·        Локальные сайты - доступны только в пределах локальной сети. Это могут быть как корпоративные сайты организаций, так и сайты частных лиц в локальной сети провайдера.

По схеме представления информации, её объёму и категории решаемых задач можно выделить следующие типы веб-ресурсов

·        Интернет-портал - многокомпонентная разветвлённая структура, скомпонованная из функционально самодостаточных сайтов самостоятельных организаций или подразделений корпоративной структуры.

·        Информационные ресурсы:

·        Тематический сайт - сайт, предоставляющий специфическую узкотематическую информацию по какой-либо теме.

·        Тематический портал - это очень большой веб-ресурс, который предоставляет исчерпывающую информацию по определённой тематике. Порталы похожи на тематические сайты, но дополнительно содержат средства взаимодействия с пользователями и позволяют пользователям общаться в рамках портала (форумы, чаты) - это среда существования пользователя.

·        Интернет-представительства владельцев бизнеса (торговля и услуги, не всегда связанные напрямую с Интернетом):

·        Сайт-визитка - содержит самые общие данные о владельце сайта (организация или индивидуальный предприниматель). Вид деятельности, история, прайс-лист, контактные данные, реквизиты, схема проезда. Специалисты размещают своё резюме. То есть подробная визитная карточка.

·        Представительский сайт - так иногда называют сайт-визитку с расширенной функциональностью: подробное описание услуг, портфолио, отзывы, форма обратной связи и т.д.

·        Корпоративный сайт - содержит полную информацию о компании-владельце, услугах / продукции, событиях в жизни компании. Отличается от сайта-визитки и представительского сайта полнотой представленной информации, зачастую содержит различные функциональные инструменты для работы с контентом (поиск и фильтры, календари событий, фотогалереи, корпоративные блоги, форумы). Может быть интегрирован с внутренними информационными системами компании-владельца (КИС, CRM, бухгалтерскими системами). Может содержать закрытые разделы для тех или иных групп пользователей - сотрудников, дилеров, контрагентов и пр.

·        Каталог продукции - в каталоге присутствует подробное описание товаров / услуг, сертификаты, технические и потребительские данные, отзывы экспертов и т.д. На таких сайтах размещается информация о товарах / услугах, которую невозможно поместить в прайс-лист.

·        Интернет-магазин - сайт с каталогом продукции, с помощью которого клиент может заказать нужные ему товары. Используются различные системы расчётов: от пересылки товаров наложенным платежом или автоматической пересылки счета по факсу до расчётов с помощью пластиковых карт.

·        Промо-сайт - сайт о конкретной торговой марке или продукте, на таких сайтах размещается исчерпывающая информация о бренде, различных рекламных акциях (конкурсы, викторины, игры и т.п.).

·        Сайт-квест - Интернет-ресурс, на котором организовано соревнование по разгадыванию последовательности взаимосвязанных логических загадок.

·        Веб-сервис - сайт, созданный для выполнения каких-либо задач или предоставления услуг в рамках сети WWW:

·        Доска объявлений представляет собой ресурс, на котором есть возможность размещения публичного объявления о продаже или покупке товаров и услуг, также возможно оставить какую-либо информацию краткого содержания.

·        Каталог сайтов - это ресурс, на котором размещаются сайты и блоги, например, Open Directory Project. Каталоги бывают платные и бесплатные. Также каталоги могут способствовать продвижению ресурса, который размещается в каталоге сайтов.

·        Поисковые сервисы - например, Yahoo!, Google.

·        Почтовый сервис.

·        Веб-форумы.

·        Блоговый сервис.

·        Файлообменный пиринговый сервис - например, Bittorrent.

·        Облачное хранилище данных - например, Skydrive.

·        Сервис редактирования данных - например, Google Docs.

·        Фотохостинг - например, Picnik, ImageShack, Panoramio, Photobucket.

·        Видеохостинг - например, YouTube, Dailymotion.

·        Социальные медиа.

·        Комбинированные веб-сервисы (Социальные сети) - например, Facebook.

·        Комбинированные веб-сервисы (Специализированные социальные сети) - например, MySpace, Flickr.

По технологическим особенностям создания и отображения сайты различаются:

По технологии отображения

·        Динамические - состоящие из динамичных html (htm, dhtml) страниц-шаблонов, информации, скриптов и прочего в виде отдельных файлов. Содержимое генерируется по запросу специальными скриптами (программами) на основе других данных из любого источника

·        Сайты, созданные с применением т. н. Flash-технологий, когда весь сайт располагается на одной веб-странице, предназначенной исключительно для загрузки Flash-файла, а вся навигация и контент реализованы в самом Flash-ролике.

По типам макетов

·        Фиксированной ширины (англ. rigid fixed) - размеры элементов страницы имеют фиксированное значение, независящее от разрешения, размера, соотношения сторон экрана монитора и размеров окна обозревателя, задаётся в абсолютных значениях.

·        Резиновый макет (англ. adaptable fluid) - размеры несущих элементов, значения ширины, задаются относительным значением -% (проценты), страницы отображаются во весь экран монитора по ширине.

·        Динамично эластичный (англ. dynamically expandable elastic) - размеры большинства элементов задаются относительными значениями - EM и%. Все относительные пропорции размеров элементов всегда остаются неизменными, независимо от разрешения, размера, соотношения сторон экрана монитора, размеров окна и масштаба окна обозревателя. И всегда постоянны относительно окна обозревателя.

Критерии и аспекты создания web-сайтов

Изготовление сайтов как работающих целостных информационных ресурсов и систем - составной процесс, вовлекающий труд различных специалистов. Этот вид деятельности называется веб-разработка. Владельцы будущего сайта (частные лица или организации) разрабатывают сайты своими силами, либо обращаются к специализированным разработчикам (фрилансерам, студиям, бюро, конторам и т.п.). Отношения между заказчиком и исполнителем регулируется с помощью договоров, технических заданий, специальных систем (различных сайтов, выступающих посредником между заказчиком и фрилансерами), либо устной договорённостью. Заказанная работа может представлять собой как полный комплекс создания сайта, вплоть до придумывания названия и регистрации домена, так и расширение сайта, техническую оптимизацию и редизайн. Всё больше разработка и сопровождение сайта (портала) становится мощным сегментом активов предприятий (организаций). Поэтому разработчиков предпочитают штатных или поручают проект вести одному из директоров аппарата управления (коммерческий директор, директор департамента по связям или непосредственно руководителю проекта с группой штатных специалистов и / или совместителей). Особую роль выполняют «тестеры» конечного продукта. Это ответственная роль в продвижении и оценке проекта, так как стадия разработки для динамического большого проекта никогда не прекращается. Если вы видите сайт невредимым 2-3 года без изменений, то он, возможно, никому не нужен, то ли пользуется спросом на базисную информацию. Но сопровождение проекта становится не менее ответственным делом.

Разработка дизайна. Веб-дизайнеры разрабатывают макеты шаблонов страниц. Дизайнер определяет, каким образом конечный потребитель будет получать доступ к информации и услугам сайта-то есть, занимается непосредственно разработкой пользовательского интерфейса. В большинстве случаев страницы включают в себя графические элементы. Их подготовкой занимаются художники иллюстраторы, фотографы, технические дизайнеры, шрифтовики, и т.д. Готовые шаблоны показываются заказчику. В этот момент страницы ещё не могут содержать конечного наполнения (это в обязанности дизайнера не входит). Чтобы макеты выглядели более наглядно, в них помещается произвольное содержимое. На сленге дизайнеров такое содержимое называется рыбой. Если заказчик удовлетворён внешним видом шаблонов, то наступает следующая фаза разработки - вёрстка страниц сайта.

Вёрстка. Верстальщик получает макеты шаблонов в виде простых изображений (например, в формате JPEG или PNG), либо разбитых по слоям (например, в PSD или AI). Его задача - получить из этих графических макетов гипертекстовые веб-страницы с подготовленными для интернета изображениями.

Одним из сложных моментов в работе верстальщика является обеспечение совместимости с множеством браузеров - программами для просмотра веб-страниц (так называемая кроссбраузерность). Браузеры могут одни и те же элементы разметки или правила CSS интерпретировать по-своему, в результате чего некоторые пользователи могут увидеть содержимое не так, как задумывал дизайнер и ожидает увидеть заказчик. Когда верстальщик убедится, что большинство браузеров одинаково отображают готовые шаблоны, наступает следующая фаза разработки - веб-программирование.

Программирование. К программистам поступают готовые шаблоны страниц и указания дизайнеров по работе и организации элементов сайта. Программист создаёт программную основу сайта, делая её с нуля, используя фреймворк или CMS. Выбор языка программирования в данном случае - вопрос непринципиальный.

После того, как сайт готов к эксплуатации, наступает следующая фаза - наполнение сайта информацией.

Проблемы безопасности web-сайта

Существует множество сайтов, которые являются значимыми ресурсами. На этих ресурсах могут располагаться персональные данные пользователей (например, личная переписка, адреса, телефоны) или финансовая информация (например, банковские сайты). Взлом таких ресурсов может повлечь как прямые денежные убытки (например, злоумышленник может перечислить деньги с чужого счёта на свой собственный), так и косвенные, связанные с распространением конфиденциальной информации или просто злоумышленник может испортить содержимое сайта. Требуемый уровень безопасности во многом зависит от располагающейся на сайте информации.

Наиболее распространённые последствия атаки на сайт:

·        несанкционированное изменение злоумышленниками (см.: дефейсинг, хакеры)

·        подделка сайта (дизайн и содержимое сайта может быть скопировано и у пользователя такого сайта могут украсть пароли)

Наиболее популярными мотивами для взлома популярных ресурсов, таких как почтовые или социальные сети, являются:

·        выгода: злоумышленник рассылает с взломанного аккаунта спам

·        воровство с целью возврата владельцу за деньги

1.2 Анализ проекта «Электронная Россия»

В России серьезным шагом в процессе внедрения информационных технологий в деятельность государственных органов стало принятие Постановления Правительства РФ №65 от 28 января 2002 года «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Основной целью ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» являлось повышение эффективности государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, а также обеспечение прав граждан на свободный доступ к информации о деятельности государственных органов.

Одной из задач, которая была поставлена перед ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», было обеспечение информационной открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Это выразилось в создании в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» концепции «Электронного государства», предполагающей кардинальное изменение принципа взаимоотношений государства с населением для обеспечения более эффективного взаимодействия. Это взаимодействие, прежде всего, основано на повышении открытости государственных информационных ресурсов, на расширении объема информации, которую государственные органы обязаны размещать в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе и прежде всего - в сети Интернет.

Проект «Электронная Россия» задумывался как федеральная целевая программа, реализация которой проходила с 2002 по 2010 г. Идея этой программы возникла еще в 2000 году, когда правительством разрабатывались стратегические планы развития страны на ближайшие годы.

Программа была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. №207-р, подписанным Михаилом Касьяновым, на тот момент занимавший пост председателя Правительства РФ и, уже к началу следующего года она уже была одобрена правительством. Координатором программы выступало Министерство РФ по связи и информатизации. Основным посылом было сокращение разрыва России и развитых стран в области информационных технологий. В задачи программы входило создание мощной телекоммуникационной структуры и построение экономической среды, ориентированной на потребление и экспорт телекоммуникационных услуг, а так же подготовка почвы для внедрения технологий электронного правительства. По данным независимых источников, на развитие программы планировалось потратить порядка 77 млрд. рублей, но израсходован был только 21 млрд.

Ожидаемыми результатами программы «Электронная Россия» являлись:

·        повышение эффективности государственного управления и развитие экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий;

·        создание условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки;

·        активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам;

·        повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг;

·        развитие независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Одним из крупнейших проектов, реализованных в рамках программы, является сайт по оказанию государственных услуг #"699205.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Главная страница сайта

3.2 Оценивание сайта ОГБУ Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска


В данном разделе мы применим разработанную нами методику к анализируемому сайту. Так как для большинства критериев необходима экспертная оценка, была создана экспертная группа в следующем составе:

1.            Лопухин Ярослав Николаевич, старший преподаватель кафедры информационных технологий в управлении и экономике, научный руководитель дипломного проекта

2.       Матюнин Сергей Александрович, студент, инженер по качеству компании «Tomsksoft», автор дипломного проекта

.        Комиссарова Светлана Васильевна, администратор баз данных центра социальной поддержки населения Советского района г. Томска

.        Малиновский Александр Николаевич, начальник отдела качества компании «Tomsksoft»

.        Лапина Татьяна Анатольевна, инженер по качеству компании «Tomsksoft»

Критерий №1. Доступность

a.       Позиция сайта в поисковой системе yandex по запросу «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска»:

-я позиция, 2.5 балла..  Позиция сайта в поисковой системе google по запросу «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска»:

-я позиция, 2.5 балла..  Наличие ссылки на ресурс в электронном справочнике 2gis г. Томска:

Ссылка присутствует - 2.5 балла.   Количество сторонних сайтов, ссылающихся на оцениваемый сайт: 390.

Это достаточно большое количество для максимальной оценки в 2.5 балла.

Таким образом, по критерию «доступность» наш сайт получает максимальное количество баллов.

Критерий №2. Количество информации.

Каждый член экспертной группы поставил независимую оценку по 10-балльной шкале.

Таблица 2 - Экспертные оценки по критерию №2

Эксперт

Оценка

Эксперт №1

9

Эксперт №2

10

Эксперт №3

10

Эксперт №4

9

Эксперт №5

10

Средний балл

9,6


Итоговый средний балл по данному критерию 9,6, что является достаточно высоким результатом.

Критерий №3. Актуальность информации.

С оцениванием данного критерия у экспертной группы возникли некоторые затруднения, связанные с тем, что у большинства материалов на сайте не указаны дата и время создания\изменения. Это является нарушением приказа «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти», в котором содержится следующий пункт:

·        предоставлять пользователям информацией возможность определить дату и время размещения информации, а также дату и время последнего изменения информации на официальном сайте;

Рекомендация о соответствующих изменениях на сайте была передана в организацию, на текущий же момент данный критерий был оценен единолично экспертом №3, который, являясь одним из администраторов сайта, имеет доступ к административной панели, в которой есть возможность проверки даты и времени публикации материалов.

Таблица 3 - Оценки экспертов по критерию №3

ЭкспертОценка


Эксперт №1

-

-

Эксперт №3

10

Эксперт №4

-

Эксперт №5

-

Средний балл

10


Критерий №4. Навигационная доступность.

Таблица 4 - Экспертные оценки по критерию №4

ЭкспертОценка


Эксперт №1

9

Эксперт №2

8

Эксперт №3

8

Эксперт №4

7

Эксперт №5

9

Средний балл

8,2


В данном разделе оценивания почти все эксперты обратили внимание на тот факт, что кнопка возврата к верху страницы, сделанная для удобства, не работает на большинстве страниц. При нажатии на нее, пользователь попадает на несуществующую страницу (ошибка 404). Помимо этого, были отмечены другие незначительные недостатки навигации: например, раздел «О нас» является не только каталогом для вложенный статей, но и самостоятельной страницей, на которой, однако, ничего нет:://cspnsov.social.tomsk.gov.ru/index.php/about.html

Критерий №5. Возможность и качество поиска по сайту

Возможность текстового поиска на сайте отсутствует, по данному критерию - 0 баллов.

Критерий №6. Внешний вид.

Таблица 5. Экспертные оценки по критерию №6

Эксперт

Оценка 1

Оценка 2

Эксперт №1

3

4

Эксперт №2

3

4

Эксперт №3

2

4

Эксперт №4

3

5

Эксперт №5

4

4

Средний балл

3,4

4,2


Как видно из оценок, эти параметры у сайта не на самом высоком уровне. По внешнему виду экспертами были отмечены следующие недостатки:

)        На некоторых страницах модуль календаря наезжает на текст.

Рисунок 2 - Недочеты дизайна

2)      Логотип сайта недостаточного размера и не является ссылкой на главную страницу

)        Основное меню сайта не помещается в одну строку

)        Не проработан подвал (низ) сайта

)        Общая непроработанность дизайна

Что касается кроссплатформенности, несмотря на отсутствие специализированной мобильной версии, сайт удовлетворительно работает на всех видах устройств и платформах. Единственная отмеченная проблема - некоторые неудобства вызывает работа с меню на сенсорных устройствах.

Критерий №7. Безопасность.

Таблица 6 - Экспертные оценки по критерию №7

Эксперт

Оценка

Эксперт №1

9

Эксперт №2

8

Эксперт №3

8

Эксперт №4

Эксперт №5

10

Средний балл

8,8


Что касается безопасности - сайт использует для работы content management system (CMS) Joomla версии 1.5.26. Это последняя на сегодняшний день версия данной ветки, в которой нет известных уязвимостей. Отсутствие регистрационных и других текстовых форм также повышает безопасность сайта. Административная панель закрыта для доступа извне. Однако есть и проблемы.

Во-первых, данная CMS является очень распространенной. По мнению специалистов Яндекса, больше всего уязвимы для злоумышленников тиражируемые CMS, так как найденные уязвимости в одной конкретной версии этой CMS представляют собой угрозу взлома всех CMS этой версии. При этом, чем более распространенной является система и чем чаще она применяется на популярных сайтах, тем больше усилий и денег злоумышленники инвестируют в поиск ее уязвимостей, в отличие от CMS собственной разработки. Кроме того, большинство современных CMS состоят из множества модулей, и многие уязвимости связаны с плагинами, которые обычно написаны и протестированы на безопасность хуже, чем основной код системы.

Во-вторых, версия CMS легко определяется по внешнему виду и HTML-коду страниц сайта. С точки зрения безопасности рекомендуется скрывать тип и версию установленной CMS и ее плагинов, не указывать их в коде страницы.

В-третьих, в коде сайта была обнаружена скрытая ссылка:

<div>

Само по себе наличие ссылки не несет вреда, однако само ее наличие говорит о том, что шаблон для сайта, был, скорее всего, получен из недоверенного источника, и может содержать другой потенциально опасный код.

Критерий №8. Надежность сайта.

Таблица 7 - Экспертные оценки по критерию №8

ЭкспертОценка


Эксперт №1

10

Эксперт №2

10

Эксперт №3

10

Эксперт №4

10

Эксперт №5

10

Средний балл

10


По данному критерию сайт полностью удовлетворяет как простым правилам, которые действительны для любого сайта, так и нормативным требованиям. Web-server apache размещен на выделенном сервере под управлением ОС Debian - одном из самых надежных дистрибутивов на основе linux. Резервное копирование производится по расписанию, копии хранятся надлежащим образом, в том числе и на внешних носителях.

Критерий №9. Соответствие HTML и CSS стандартам

По результатам проверки сайта на валидность HTML и CSS разметки были получены следующие оценки:.     Валидность HTML:

ошибки:

Рисунок 3 - Результаты проверки HTML

.        Валидность CSS:

Нет ошибок.

Рисунок 4 - Результаты проверки CSS

html-ошибки на странице - это достаточно мало. В сумме по данному критерию сайт получает 9 из 10 баллов.

Критерий №10. Соответствие другим требованиям документа «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти».

Таблица 8 - Соответствие сайта критериям нормативного акта

Требование документа

Соответствие

Причина полного или частичного несоответствия

Балл

Информация на сайте должна быть круглосуточно доступна пользователям информацией для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической (без участия человека) обработки информационными системами, без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений;

Полное


0,40

Информация на сайте должна быть доступна пользователям информацией без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информацией требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информацией платы;

Полное


0,40

Информация на сайте не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель. Доступ к информации, размещенной на официальном сайте, не может быть обусловлен требованием регистрации пользователей информации или предоставления ими персональных данных, а также требованием заключения ими лицензионных или иных соглашений.

Полное


0,40

Информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»).

Полное


0,40

Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра

Не соответствует

Формат документов для сохранения отсутствует

0,00

Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны обеспечивать немедленный и свободный доступ пользователей к информации, размещенной на официальном сайте. Пользование информацией, размещенной на официальном сайте, не может быть обусловлено требованием использования пользователями информацией определенных веб-обозревателей или установки на технические средства пользователей информацией программного обеспечения, специально созданного для доступа к информации, размещенной на официальном сайте;

Полное


0,40

Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны предоставлять пользователям информацией возможность беспрепятственного поиска и получения всей текстовой информации, размещенной на официальном сайте, включая поиск документа среди всех документов, опубликованных на сайте, по его реквизитам, содержанию документа, а также по фрагментам текста, содержащегося в размещенном на официальном сайте документе;

Полное


0,40

Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны предоставлять пользователям информацией возможность поиска и получения информации, размещенной на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами;

Полное


0,40

Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны предоставлять пользователям информацией возможность определить дату и время размещения информации, а также дату и время последнего изменения информации на официальном сайте;

Частичное соответствие

Дата и время создания\редактирования материала отображаются не везде

Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны обеспечивать работоспособность действующего официального сайта под нагрузкой, определяемой числом обращений к сайту пользователями информации, двукратно превышающей максимальное суточное число обращений к сайту пользователей информацией, зарегистрированных за последние 6 месяцев эксплуатации официального сайта; вновь созданного либо функционирующего менее 6 месяцев официального сайта - под нагрузкой не менее 10 000 обращений к сайту в месяц;

Полное


0,40

Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны обеспечивать учет посещаемости всех страниц официального сайта путем размещения на всех страницах официального сайта программного кода («счетчика посещений»), предоставляемого общедоступными системами сбора статистики в сети Интернет и обеспечивающего фиксацию факта посещения страницы пользователем информации;

Не соответствует

Счетчик посещаемости отсутствует

0,00

Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны обеспечивать бесплатное раскрытие в сети Интернет сводных данных о посещаемости официального сайта (количество посещений и уникальных посетителей официального сайта, его отдельных страниц по часам, дням и месяцам), хранение и доступность для пользователей информацией указанных сводных данных за последние три года;

Не соответствует

Статистика посещаемости не предоставляется

0,00

Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны обеспечивать пользователю информацией возможность навигации, поиска и использования текстовой информации, размещенной на официальном сайте, при выключенной функции отображения графических элементов страниц в веб-обозревателе;

Частичное соответствие

Отсутствует поиск на сайте

0,30

Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны предоставлять пользователям информацией возможность пользоваться сайтом, в том числе посредством клавиатуры, без необходимости удерживать отдельные клавиши определенное время или необходимости придерживаться определенной последовательности ввода, производить одновременные нажатия нескольких клавиш;

Полное


0,40

Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны предоставлять пользователям информацией возможность масштабировать (увеличивать и уменьшать) шрифт и элементы интерфейса официального сайта средствами веб-обозревателя.

Полное


0,40

Вся размещенная на официальном сайте информация должна быть доступна пользователям информацией путем последовательного перехода по гиперссылкам, начиная с главной страницы официального сайта. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более пяти;

Полное


0,40

Пользователю информацией должна предоставляться наглядная информация о структуре официального сайта и о местонахождении отображаемой страницы в этой структуре;

Полное


0,40

На каждой странице официального сайта должны быть размещены: главное меню, явно обозначенная ссылка на главную страницу, ссылка на карту официального сайта, наименование федерального органа исполнительной власти (территориального органа федерального органа исполнительной власти);

Полное


0,40

Заголовки и подписи на страницах должны описывать содержание (назначение) данной страницы, наименование текущего раздела и отображаемого документа; наименование страницы, описывающее ее содержание (назначение), должно отображаться в заголовке окна веб-обозревателя;

Полное


0,40

Текстовый адрес в сети Интернет (универсальный указатель ресурса, URL) каждой страницы должен отображать ее положение в логической структуре сайта и соответствовать ее содержанию (назначению), а также в текстовом адресе должны быть использованы стандартные правила транслитерации.

Полное


0,40

Применение средств электронной цифровой подписи или иных аналогов собственноручной подписи при размещении, изменении или удалении информации на официальном сайте;

Не соответствует

Доступ к редактированию материалов сайта осуществляется по паролю. Помимо этого, доступ к административной панели доступен только из внутренней сети организации.

0,00

Ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств ведения официального сайта, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации на официальном сайте, фиксировать точное время, содержание изменений и информацию об уполномоченном сотруднике федерального органа исполнительной власти (территориального органа) или операторе официального сайта, осуществившем изменения на официальном сайте;

Полное


0,40

Ежедневное копирование всей размещенной на официальном сайте информации и электронных журналов учета операций на резервный материальный носитель, обеспечивающее возможность их восстановления;

Полное


0,40

Хранение резервных материальных носителей с ежедневными копиями всей размещенной на официальном сайте информации и электронных журналов учета операций - не менее одного года, с еженедельными копиями всей размещенной на официальном сайте информации - не менее двух лет, с ежемесячными копиями всей размещенной на официальном сайте информации - не менее трех лет.

Полное


0,40

Информация размещается на официальном сайте на русском языке. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти (территориального органа федерального органа исполнительной власти) отдельная информация на официальном сайте, помимо русского языка, может быть размещена на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

Полное


0,40

Итоговый балл по критерию



8,00


Суммарный балл по результатам всего анализа равен 8,706. Это достаточно высокий балл. Учитывая тот момент, что в нашей методике предпочтение отдавалось критериям, связанным с информацией и ее использованием, а не техническим, по которым идут основные вычеты, можно с уверенностью сказать, что сайт ОГБУ Центра социальной поддержки населения Советского района г. Томска практически полностью соответствует главным критериям сайта государственного и муниципального управления.

3.3 Сравнительный анализ с сайтами центров социальной поддержки других районов г. Томска


Центры социальной поддержки есть в каждом районе г. Томска. В данном разделе нашей работы мы проведем сравнительный анализ их сайтов между собой. К сожалению, дать такую же подробную оценку трем оставшимся сайтам, как сайту центра по Советскому району, мы не можем, по причине отсутствия необходимой технической информации. Поэтому сравнение будет проводиться по тем критериям, которые можно оценить, будучи внешним пользователем сайтов.

Таблица 10 - Сравнительный анализ сайтов районных центров социальной поддержки

Сайт\Критерий

Доступность (23%)

Количество информации (28%)

Актуальность информации (18%)

Навигационная доступность (12%)

Возможность и качество поиска по сайту (8%)

Внешний вид (11%)

Итоговый балл (с учетом весовых коэффициентов)

ОГБУ Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска http://cspnsov.social.tomsk.gov.ru

10

9,6

10

8,2

7,6

8,64

ОГБУ Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска http://cspnlen.social.tomsk.gov.ru

10

9,5

10

10

8

7,5

9,438462

ОГБУ Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска http://szns.social.tomsk.gov.ru

10

9,4

10

8,5

0

8

8,664615

ОГБУ Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Томска http://sznu.social.tomsk.gov.ru

10

10

10

9

8

7

9,4


Как видно из анализа, сайты приблизительно одинаковые, различия в основном в мелочах. Из того, что хотелось бы выделить отдельно - наличие поиска на сайтах Ленинского и Кировского районов. Так же, была отмечена полнота информации на сайте Кировского района. Все сайты имеют высокую доступность, актуальность информации также на высоте - новости и материалы на сайтах обновлялись не ранее недели назад. Что касается навигационной доступности - Центр социальной поддержки Ленинского района несколько опережает своих «коллег» за счет лучше структурированного меню и наличия дополнительного навигационного модуля (последние новости).

На двух из четырех сайтов отсутствует модуль поиска. Это несколько странно, учитывая тот момент, что все они выполнены на одной CMS. Тем не менее, за счет этого сайты Ленинского и Кировского района получают несколько больше баллов.

Внешний вид сайтов принципиально не отличается, у всех есть небольшие недочеты, но у сайта Октябрьского района они наименее значимы, а общая проработанность дизайна несколько выше.

3.4 Выводы и рекомендации по оптимизации работы сайта ОГБУ Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска

Подведем итог проделанной работы по анализу сайта. В результате анализа были выявлены следующие проблемы сайта:

.        У большинства материалов на сайте не указаны дата и время создания\изменения.

.        Кнопка возврата к верху страницы, сделанная для удобства, не работает на большинстве страниц. При нажатии на нее, пользователь попадает на несуществующую страницу (ошибка 404).

.        Возможность текстового поиска на сайте отсутствует

.        На некоторых страницах модуль календаря наезжает на текст.

.        Логотип сайта недостаточного размера и не является ссылкой на главную страницу

.        В программном коде сайта была обнаружена скрытая ссылка на посторонний ресурс

.        Отсутствует формат документов для сохранения

.        Отсутствует счетчик и статистика посещаемости сайта

Данные проблемы не являются критичными для работы сайта, однако некоторые из них должны быть устранены в соответствии с нормативными документами.

Вышеприведенный список был передан в администрацию центра и будет учтен при дальнейшей работе с сайтом.

Заключение

Актуальность нашей работы состоит в том, что она напрямую связана с повышением правовой грамотности населения. Если все органы власти будут иметь качественные, соответствующие нормативным требованиям web-сайты, населению будет значительно проще взаимодействовать с властью. Процесс взаимодействия станет более оперативным, снизится степень бюрократии, коррупции, повысится эффективность.

Результатом данной работы стала разработанная методика оценки сайтов государственного и муниципального управления. Применив данную методику на практике, на примере сайта ОГБУ Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска, мы смогли дать ему объективную оценку по всем значимым критериям, сравнить его с аналогичными сайтами и дать следующие рекомендации по улучшению его работы:

.        Отсутствует формат документов для сохранения

.        Отсутствует счетчик и статистика посещаемости сайта и публичная статистика посещаемости

.        У большинства материалов на сайте не указаны дата и время создания\изменения.

.        Кнопка возврата к верху страницы, сделанная для удобства, не работает на большинстве страниц. При нажатии на нее, пользователь попадает на несуществующую страницу (ошибка 404).

.        Возможность текстового поиска на сайте отсутствует

.        На некоторых страницах модуль календаря наезжает на текст.

.        Логотип сайта недостаточного размера и не является ссылкой на главную страницу

.        В программном коде сайта была обнаружена скрытая ссылка на посторонний ресурс

Особую важность для государственного и муниципального управления имеют первые три пункта данного списка. Проблемы, указанные в них напрямую связаны с требованиями приказа из приложения Б.

Практическое применение работы очень широко. К сожалению, сайты многих государственных и муниципальных органов недоработаны, не соответствуют нормативным документам, или просто морально устарели. Разработанная в рамках дипломной работы методика позволяет быстро и качественно оценить любой информационный сайт и сделать выводы о необходимости внесения изменений.

Представленная методика может быть использована для мониторинга официальных сайтов органов власти с целью выявить соответствие их содержания установленным, в том числе действующим законодательством, требованиям с учетом полноты, актуальности, навигационной и форматной доступности, социальной значимости размещенной информации и сервисов, а также специфики компетенции самих органов власти.

Основные сильные стороны данной методики - это ее ориентирование на положения действующего законодательства, акцент на высоком качестве исследования, которое выражается в полноте охвата данных официальных сайтов, а также универсальность, понимаемая как способность охватить официальные сайты всех органов власти одного уровня.

Проведение мониторинга официальных сайтов органов власти носит не только научный, но и гражданский характер, а потому служит более важной задаче.

Важность реализации действующего законодательства в области обеспечения доступа к официальной информации заключается также в том, что оно направлено на установление подотчетности и ответственности власти перед народом, борьбу с такими негативными социальными явлениями, как коррупция и правовой нигилизм.

Обеспечение прозрачности власти существенно сокращает, а порой исключает возможность нарушений прав человека со стороны чиновников, предоставляя определенный набор способов общественного контроля над их действиями и решениями.

Обеспечение свободного и бесплатного доступа к правовой информации позволит устранить правовую неграмотность граждан и поможет обеспечить возможность более широкого общественного участия в управлении государством.

Список использованной литературы

интернет сайт муниципальный управление

1.   Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2013. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

2.       Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: [Электронный ресурс] федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2013. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

3.   О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: [Электронный ресурс] постановление Правительства РФ от 10.09.2009 г. №721 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2013. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

4.       О разработке проекта федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 годы: [Электронный ресурс] распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 г., №207-р // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2013. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

.        О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти: [Электронный ресурс] приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 16 ноября 2009 г. №470 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2013. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

.        Акатова Н.А. Система государственного управления. Кн.5. Информационные технологии: учебное пособие / Н.А. Акатова. - М.: ГУУ, 2000. - 204 с.

.        Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы / Г.В. Атаманчук. - М.: Экономика, 2006. - 302 с.

.        Атоян А. Информационная культура в условиях информатизации общества / А. Атоян. - М.: ИЦ Владос, 2008, 390 с.

.        Бабаев В.К. Теория государства и права / В.К. Бабаев - М.: Юристъ, 2004. - 658 с.

.        Безопасность CMS [Электронный ресурс] // Безопасный поиск Яндекса. - Электрон.дан. - М., 2013. - URL: http://safesearch.ya.ru/120 (дата обращения 18.03.2013)

.        Ганзикова Г.А. Конкурс сайтов: плюсы и минусы / Г.А. Ганзикова - М.: Библиотека, 2009. -132 с.

.        Гендина Н.И. Сайты библиотек и музеев в едином информационном пространстве: анализ отечественного и зарубежного опыта структурирования контента / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, О.И. Алдохина // 15-я Юбилейная междунар. конф. «Крым 2008» - «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 7-15 июня, 2008. - М., 2008. - С. 207-212.

.        Гендина Н.И. Официальный Web-сайт: проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, О.И. Алдохина // 16-я Междунар. конф. «Крым 2009» - «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 6-14 июня, 2009. - М., 2009. - С. 1-7.

.        Глазунова Н.И. Система государственного управления / Н.И. Глазунова - М.: ЮНИТИ, 2004. - 551 с.

.        Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении / А.Г. Ивасенко - М.: КноРус, 2005. - 266 с.

.        Канн С.К. Особенности индексирования ресурсов сайта роботами поисковых машин / С.К. Канн // Библиосфера. - 2009. - №3. - С. 56-58.

.        Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнорринг - М.: ИНФРА-М, 2008. - 328 с.

.        Колкова Н.И. Оптимизация проектирования контента сайтов учреждений культуры и искусства: результаты исследований НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств / Н.И. Колкова, О.И. Алдохина, И.Л. Скипор // 11-я Междунар. конф. «Крым 2004» - «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 5-13 июня, 2004. - М., 2004. - С. 1099-1103.

.        Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении / И.К. Корнеев - М.: ИНФРА-М, 2010. - 248 с.

.        Кулева О.В. Обзор основных направлений исследований сайтов / О.В. Кулева // Библиосфера. - 2009. - №3. - С. 59-64.

.        Кулева О.В. Разработка системы оценки качества сайтов / О.В. Кулева // Библиосфера. - 2009. - №3. - С. 59-64.

.        Лаврик О.Л. Использование новейших технологий для реализации информационной функции / О.Л. Лаврик, И.Г. Юдина // Библиосфера. - 2010. - №1. - С. 35-41.

.        Официальный портал Института развития свободы информации [Электронный ресурс] // Законодательство. - Электрон.дан. - М., 2013. - URL: http://www.svobodainfo.org/ru/taxonomy/term/13 (дата обращения 19.04.2013)

.        Пикулькин А.В. Система государственного управления / А.В. Пикулькин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 399 с.

.        Радугин А.А. Муниципальный менеджмент. Социология организаций и управления / А.А. Радугин - М.: ИНФРА-М, 2005. - 754 с.

.        Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами \ Б.А. Райзберг - М.: ИНФРА-М, 2008. - 384 с.

.        Руководство по поисковой оптимизации для начинающих от Google 2.0 [Электронный ресурс] // Google Webmaster Help Forum. - Электрон.дан. - М., 2013. - URL: https://sites.google.com/site/webmasterhelpforum/ru/stati/rukovodstvo-po-poiskovoj-optimizacii-dla-nacinausih-ot-google (дата обращения 19.04.2013)

.        Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике / М.И. Семенов - М.: Финансы и статистика, 2004. - 416 с.

.        Соколин Б.М. Антикризисная экономика России: начало тысячелетия / Б.М. Соколин - СПб.: Лики России, 2001. - 446 с.

.        Торлин И.Г. Виртуальные сервисы детских библиотек: вчера, сегодня, завтра / И.Г. Торлин // 16-я Междунар. конф. «Крым 2009» - «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 6-14 июня, 2009. - М., 2009. - С. 1-4.

.        Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / В.В. Трофимов - М.: Высшее образование, 2006. - 480 с.

.        Сервер органов государственной власти России [Электронный ресурс] // Официальная Россия. - Электрон.дан. - М., 2013. - URL: http://www.gov.ru (дата обращения 19.04.2013)

.        Харыбина Т.Н. Создание Веб-сайта / Т.Н. Харыбина, Н.А. Слащева, Ю.В. Мохначева // Библиотека. - 2005. - №4. - С. 44-45.

.        Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия / Ф.И. Шамхалов. - М.: Экономика, 2005. - 382 с.

.        Шевердяев С.Н. Методика оценки сайтов российских органов власти / C.Н Шевердяев М.: Препринт WP8/2007/02. - М.: ГУ ВШЭ. 2007. - 68 с.

.        Ядрова Г.В. Опрос удаленного пользователя как инструмент изучения и оценки электронных ресурсов / Г.В. Ядрова // Науч. и техн. б-ки. - 2004. - №10. - С. 28-35.

38. April 2010 Web Server Survey [Электронный ресурс] // Open Redirect Detection Service - Электрон.дан. - М., 2013. - URL: http://www.netcraft.com/security-testing/open-redirect-detection/ (дата обращения 19.04.2013)

39.     Benz S. Next generation of library websites [Новое поколение библиотечных Веб-сайтов] / S. Benz // 15-я Юбилейная междунар. конф. «Крым 2008» - «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 7-15 июня, 2008. - М., 2008. - P. 697-699.

.        Dujol A. Les sites web des bibliotheques: Trouver l'information ou la ronde des clics [Библиотечные Веб-сайты: как искать информацию, или карусель щелчков] / A. Dujol // BBF: Bull. bibl. Fr. - 2006. - Vol. 51. - №3. - P. 38-42, 133-136.

Похожие работы на - Анализ интернет-ресурсов государственного и муниципального управления на примере сайта ОГБУ Центр социальной поддержки населения Советского района города Томска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!