Тарифные льготы, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,51 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тарифные льготы, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

Автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Курской области

Курская академия государственной и муниципальной службы

Кафедра «Внешнеэкономических связей, таможенного дела и таможенного права»







КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности»

На тему: «Тарифные льготы, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности»

выполнил: студент 3 курса группы 5118/1

специальность: «Таможенное дело»

Очилов А.О.

проверил: к.э.н., доцент

Соклаков А.А.


Курск 2013г.

Содержание

Ведение

Глава 1. Тарифные льготы в таможенно-тарифном регулировании

.1     Понятие тарифной льготы и её основные характеристики

1.2   Условия предоставления тарифных преференций

Глава 2. Виды тарифных преференций

2.1. Освобождение от уплаты пошлин

.2. Снижение ставки пошлины

2.3. Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров

Глава 3. Применение тарифных льгот в Российской Федерации

.1 Практика применения тарифных льгот

.2 Проблемы и пути совершенствования законодательства в части установления и применения тарифных льгот

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Введение

Внешняя торговля для многих стран мира является важнейшей сферой экономической деятельности, от состояния которой зависит стабильность национальной экономики, а также уровень экономического развития.

В рыночных условиях государственное регулирование экономики является одним из важнейших факторов экономического развития. Под государственным регулированием внешней торговли понимают деятельность, направленную на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности - совокупность таможенных операций и процедур, осуществляемых таможенными органами в целях таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную, а так же в целях обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами.

Одним из методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. Также данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции. В основном, предоставление тарифных льгот относятся к товарам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.

Актуальность данной темы в том, что причина введения льгот - заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических связей, эффективное осуществление торговой политики, выполнение международных обязательств, а так же это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций. Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения значительного ущерба стране.

Целью данной курсовой работы является исследование понятия «тарифная льгота», целей её применения, механизма практической реализации, влияния на внешнюю торговлю.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

)        Проанализировать систему тарифных преференций;

)        Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

)        Обобщить практику предоставления РФ тарифных преференций зарубежным странам;

)        Внести предложения по совершенствованию механизмов предоставления тарифных преференций;

Глава 1. Тарифные льготы в таможенно-тарифном регулировании

.1       Понятие тарифной льготы и её основные характеристики

Под тарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Основные принципы предоставления тарифных преференций:

1)   Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер. Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их не дискриминации.

2)      Тарифные преференции являются не взаимными, односторонними, т.е. исключают ответные уступки сторонам, которым они предоставляются.

)        Не дискриминационный характер тарифных преференций, означающий распространение их на все развивающиеся и наименее развитые страны без каких-либо ограничений.

)        Предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации.

)        Гласность и общедоступность установления тарифных преференций.

Как отмечает Ершов А.Д.: «Понятие таможенных преференций, т.е. таможенных льгот появилось в конце прошлого века. Это благоприятный таможенный режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающим из некоторых стран или групп ».

Страна происхождения товара используется, прежде всего, при тарифном регулировании, а именно в части предоставления таможенных льгот по уплате таможенной пошлины. Такого рода льготы имеют название тарифных преференций (латин. preferens - предпочтение). Здесь необходимо уточнить, что «таможенная льгота» и «тарифная льгота» понятия не совсем совпадающие.

Как отмечает Козырин А.Н.: «Следует различать понятия «таможенная льгота» и «тарифная льгота»². Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены налог на добавленную стоимость, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота). Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

Одной из важных задач в исследовании порядка предоставления тарифных льгот и преференций является сравнение понятий, используемых в системе таможенно-тарифного регулирования. Также весьма важным является раскрытие содержания данных понятий с указанием отличительных и существенных признаков (табл. 1).

Таблица 1 Соотношение понятийного аппарата в области льгот и преференций

Тарифная льгота

Тарифная преференция

Льгота

Полное или частичное освобождение от выполнения установленных обязательств по налогам и сборам

Преференции

Характеризуются предпочтением или преимуществом в торгово-экономической политике

Таможенные льготы

Действуют в отношении льгот по уплате таможенных платежей, преференций, привилегий и льгот при таможенном оформлении и таможенном контроле

Таможенные преференции

Предоставляются в виде тарифных преференций, льгот по косвенным налогам и таможенным процедурам, связанных с определением страны происхождения товара

Тарифные  льготы

Предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, тарифных преференций, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот.

Предоставляются в виде освобождения от уплаты пошлины или снижения ставок пошлин, связанных с определением страны происхождения товара


Так же следует различать понятия «тарифная льгота» и «тарифная преференция». Для того чтобы понять как соотносятся эти понятия необходимо рассмотреть их сходства и различия, такие как:

Во-первых, тарифные преференции и тарифные льготы являются одними из инструментов таможенно-тарифного регулирования и имеют общую цель. Их целью является содействие углублению экономической интеграции и добросовестной конкуренции.

Во-вторых, тарифные преференции, как и тарифные льготы, являются льготами по уплате платежей, а подробнее по уплате таможенной пошлины. Тарифные льготы и тарифные преференции имеют два схожих видов предоставления. Так тарифные преференции и тарифные льготы могут предоставляться в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины, но тарифные льготы не ограничиваются только этими видами.

В-третьих, предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара. А тарифные льготы предоставляются вне зависимости от страны происхождения товара.

Таким образом, существуют серьезные различия между тарифными льготами и тарифными преференциями, как по содержанию, так и по конкретным вопросам их предоставления в реальной практике таможенно-тарифного регулирования, но цель предоставления этих льгот одна.

1.2     Условия предоставления тарифных преференций

Тарифные льготы могут предоставляться товарам:

) Ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным  Например, таможенная процедура реэкспорта² подразумевает, что товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

) Ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

) Товаров, возимых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов согласно Перечню товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов.

В отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, тарифные преференции не предоставляются. Для этих товаров ТК ТС установлена таможенная процедура «», при помещении под который товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов. При несоблюдении условий, позволяющих поместить товары под данную таможенную процедуру, российские товары оформляются в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления»² с уплатой таможенных пошлин.

Страны Таможенного союза применяют единую систему тарифных преференций в отношении развивающихся стран, наименее развитых стран и стран СНГ.

В отношении товаров из развивающихся стран-пользователей единой системой тарифных преференций         и ввозимых на единую таможенную территорию государства-члена Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин единого таможенного тарифа² (Приложение А).

В отношении товаров происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системой тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин (Приложение Б).

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены:

)        Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза.

)        Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза.

)        Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Тарифные преференции предоставляются лишь в отношении отдельных категорий товаров происходящих и ввозимых с территории развивающихся и наименее развитых стран (Приложение В).

В отношении товаров, происходящих с территорий государств-членов СНГ и ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза с территории какого-либо из этих государств таможенные пошлины не применяются. К таким государствам относятся: Азейбарджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

Одним из основных критериев предоставления тарифных преференций выступает страна происхождения товара. Таблица 1.

Одним из условий предоставления тарифной преференции является наличие сертификата происхождения, подтверждающего происхождение товара с территории государств, пользующихся тарифными преференциями.

Таблица 1. Страна происхождения товара как критерий установления льгот по уплате таможенных пошлин

Страна происхождения

Вид льготы

Условия предоставления льгот

Необходимые документы





Страны СНГ

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин

Происхождение товара - страна СНГ  Отправитель товара - участник ВЭД, созданный и зарегистрированный в стране СНГ

Сертификат о происхождении товара СТ-1; Декларация о происхождении  товара

Развивающиеся страны

Снижение ввозной таможенной пошлины на 25%

Происхождение товара - развивающаяся страна

Сертификат о происхождении товара формы «А»

Наименее развитые страны

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин

Происхождение товара наименее развитая страна

Сертификат о происхождении  товара формы «А»


Для целей предоставления тарифных преференций должны соблюдаться 2 правила:

)        Правило прямой закупки - закупка товара у лица зарегистрированного в развивающейся, наименее развитой стране или в странах СНГ.

)        Правило прямой поставки - товар, происходящий с территорий развивающейся, наименее развитой страны или стран СНГ, должен быть ввезён на единую таможенную территорию Таможенного союза с территорий этих государств без провоза с территорий другого государства, за исключением случаев предполагающих экономическую нецелесообразность или географическую невозможность проложения пути перемещения товара без заезда на территорию других

На практике нередки случаи, когда по контракту определены продавец и отправитель, но фактически согласно товаросопроводительным документам и таможенной декларации отправителем товара выступает организация, не указанная во внешнеторговом договоре. Документы, подтверждающие передачу товара (прав на товар) от организации, заключившей договор, фактическому отправителю, отсутствуют.

Следует иметь в виду, что декларант для получения льгот по уплате таможенных платежей обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие заявленные условия.

Глава 2. Способы предоставления тарифных преференций

.1 Освобождение от уплаты пошлин

От уплаты пошлины освобождаются товары, происходящие и ввозимые из наименее развитых стран и товары, происходящие из государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз.

Наименее развитые страны - это официальный термин, употребляемый в рамках Организации Объединенных Наций (ООН).

На сегодняшний день к числу наименее развитых стран ООН относит 49 стран мира. Каждые три года список этих стран пересматривается.

В ходе обзора перечня наименее развитых стран Организации Объединенных Наций использовал для определения наименее развитых стран следующие три критерия, предложенные Комитетом по политике в области развития (КПР):

)        Критерий низкого уровня дохода, рассчитываемого как приблизительное среднее значение валового внутреннего продукта на душу населения за три года (менее 750 долларов США для включения в перечень, свыше 900 долларов США для исключения из перечня);

)        Критерий слабости людских ресурсов, рассчитываемый с использованием сложного расширенного индекса реального качества жизни (РИРКЖ) на основе показателей: питания; здоровья; образования; грамотности взрослого населения;

)        Критерий экономической уязвимости, рассчитываемый с использованием сложного индекса экономической уязвимости (ИЭУ) на основе показателей:

.        нестабильности сельскохозяйственного производства;

.        нестабильности экспорта товаров и услуг;

.        экономической значимости нетрадиционных видов деятельности (доля обрабатывающей промышленности и современных услуг в ВВП);

.        концентрации товарного экспорта;

.        негативного влияния узости экономической базы (измеряемой путем логарифмирования численности населения);

.        доли населения, перемещенного в результате стихийных

Для включения в перечень страна должна удовлетворять всем трем критериям. Если страна будет соответствовать хотя бы двум критериям из трех в течение двух, трех лет, то она будет исключена из списка. Кроме того, поскольку в соответствии с основополагающим принципом, лежащим в основе определения наименее развитых стран, т.е. принципом признания структурных проблем, в эту категорию не включаются крупные страны, численность населения не должна превышать 75 миллионов человек.

Сущностью данных тарифных преференций является то, что в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из наименее развитых стран, не применяются таможенные пошлины. Цели данной политики: поддержка развития экономики наименее развитых стран, в частности развитие их собственной промышленности.

Комиссией Таможенного союза также утвержден перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (Приложение В). Принятие данного перечня было направлено на повышение эффективности работы таможенных органов по контролю обоснованности предоставления тарифных преференций в отношение товаров происходящих из наименее развитых стран.

Также тарифные преференции в виде освобождения от уплаты пошлины предоставляются странам образующим вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли.

В рамках зоны свободной торговли и Таможенного союза (Россией, Беларусью и Казахстаном) применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин. Для получения данного вида преференций необходимо выполнить общие и специальные условия о которых шла речь ранее.

.2. Снижение ставки пошлины

Этот способ предоставляется развивающимся странам, входящих в перечень пользователей системы тарифных преференций (Приложение А). Это означает, что в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, включенных в перечень товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В этот перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода.

Страна, не классифицируемая Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода, может быть исключена из него в следующих случаях:

)        Достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;

)        Недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств таможенного союза либо физических и (или) юридических лиц этих государств, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим или юридическим лицам доступ на рынок этой страны или иным образом дискриминируют физических или юридических лиц;

)        Несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.

Страна происхождения  - это страна, в которой товары были полностью произведены либо подвергнуты достаточной обработки или переработке.

Товар считается происходящим из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в следующих случаях:

) когда он полностью произведен в данной стране;

) когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.

Для подтверждения страны происхождения необходимо представить сертификат происхождения товара по форме А.

.3 Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров

Тарифная квота - мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран. Предусматривает применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом

При осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, допускается предоставление льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на их ввоз, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на единой таможенной территории.

К сельскохозяйственным товарам, ввозимым на единую таможенную территорию свыше установленного количества (квоты), применяются ввозные таможенные пошлины в соответствии с Единым таможенным тарифом.

Объем тарифной квоты не может превышать разницу между объемом потребления такого товара и объемом производства аналогичного товара. Если объем производства аналогичного товара равен объему его потребления или превышает его, то установление тарифной квоты не допускается.

Для таможенного оформления сельскохозяйственных товаров необходимо получить лицензию на ввоз таких товаров. Лицензия выдается уполномоченным государственным органом исполнительной власти. Выдача лицензий осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности, которым выделены квоты.

Распределение тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности основывается на их равноправии в отношении получения квоты и не дискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

При принятии решения о применении тарифной квоты на ввоз сельскохозяйственных товаров соблюдает следующие положения:

)        Установление тарифной квоты (независимо от того, будет ли она распределена между третьими странами или нет) на определенный срок;

)        Информирование всех заинтересованных третьих стран об объеме выделенной им тарифной квоты, в случае если тарифная квота распределяется между третьими странами;

)        Опубликование информации о применении тарифной квоты, ее объеме и сроке действия, ставках ввозной таможенной пошлины, устанавливаемой на товары, ввозимые в пределах тарифной квоты, а также о ее распределении между третьими странами.

Под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю в импорте сельскохозяйственного товара на единую таможенную территорию 10 процентов и более.

В случае если распределение тарифной квоты не может быть осуществлено на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, решение о распределении квоты между третьими странами должно приниматься с учетом объема поставок сельскохозяйственного товара из этих стран в течение предшествующего периода.

Не установлено никаких условий или формальностей, которые могут воспрепятствовать любой третьей стране, полностью использовать, выделенную ей тарифную квоту, при условии, что поставка сельскохозяйственного товара будет произведена в период действия тарифной квоты.

Осуществляется выбор предшествующего периода для сельскохозяйственного товара, в отношении которого вводится тарифная квота. При этом, как правило, за такой предшествующий период принимаются любые предшествующие три года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы импорта. При отсутствии возможности выбрать такой предшествующий период тарифная квота распределяется на основе оценки наиболее вероятного распределения реального объема импорта (Приложение Г).

Под реальным объемом импорта понимается объем импорта в условиях отсутствия его ограничений.

При получении просьбы от любой третьей страны, заинтересованной в поставке сельскохозяйственного товара, должны проводиться консультации относительно:

)        Необходимости перераспределения установленной тарифной квоты;

)        Изменения выбранного предшествующего периода;

)        Необходимости отмены условий, формальностей или любых других положений, установленных в одностороннем порядке в отношении распределения тарифной квоты или ее неограниченного использования.

В связи с применением тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров надо:

)        Предоставить по требованию третьей страны, заинтересованной в поставке сельскохозяйственного товара, информацию, касающуюся порядка распределения тарифной квоты, механизма ее распределения между участниками внешнеторговой деятельности и объема тарифной квоты, на который выданы лицензии;

)        Опубликовать информацию об общем количестве или стоимости сельскохозяйственного товара, ввоз которого будет разрешен в течение определенного времени в будущем, а также о датах начала и окончания действия тарифной квоты и любых их изменениях.

Кроме случаев распределения тарифной квоты между третьими странами, Комиссия не вправе требовать, чтобы лицензии использовались для импорта сельскохозяйственного товара из какой-либо определенной третьей страны.

Глава 3. Применение тарифных льгот в Российской Федерации

.1 Практика применения тарифных льгот

Россия активно развивает свои торговые отношения со странами, которым при ввозе их товаров на таможенную территорию РФ предоставляется преференциальный режим.

Основными торговыми партнерами из числа развивающихся и наименее развитых стран являются: Китай, Индия, Бразилия, Республика Корея, Турция, Таиланд, Шри-Ланка, Аргентина, Гвинея, Мавритания и др.

Основную долю преференциальных товаров в Россию импортирует КНР. Удельный вес основных товарных групп в импорте России из КНР (в %) показано в таблице 1.

Таблица 1. Доля преференциальных товаров, ввозимых в Россию из КНР (%)

Товарные группы/г.г.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

 

Мебель, матрацы

0,5

0,5

1,0

1,2

1,2

1,4

1,8

 

Керамические изделия

1,0

1,1

1,2

1,0

1,3

1,2

1,3

 

Продукты из овощей и фруктов

0,6

1,5

1,6

1,4

1,1

1,1

1,6

 

Фрукты

1,0

1,2

0,9

0,7

0,7

0,6

 

Мясные продукты

0,6

1,1

1,1

1,8

0,7

0,7

0,8

 

Овощи, горох, фасоль

0,7

0,7

1,0

1,0

0,8

0,7

0,8

 

Мясо

0,2

1,6

3,7

1,9

1,3

0,6

0,2

 

Зерновые

2,6

0,7

1,5

1,2

0,4

0,3

0,4


.2 Проблемы и пути совершенствования законодательства в части установления и применения тарифных льгот

Современная торговая политика характеризуется возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграционных группировок, служат решению как экономических, так и политических задач. Последний фактор часто побуждает государства идти на создание зон свободной торговли и таможенных союзов даже в тех случаях, когда их экономические преимущества далеко не предопределены (Мексика в НАФТА, многие страны Центральной и Восточной Европы в ассоциации с ЕС). Более того, геополитические соображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые если и смогут принести экономический эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.

Нормы ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений между развитыми странами, носят достаточно жесткий характер. Они позволяют исключать из льготного режима "чувствительные" секторы экономики лишь в течение периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного союза, который, как правило, не должен превышать 10 лет.

Что касается преференций в пользу развивающихся стран, то здесь правовые возможности для регулирования объема льгот весьма широки, поскольку ВТО выводит данный режим за пределы действия общего обязательства о наибольшем благоприятствовании и не дискриминации.

Применение льготного режима к ввозу товара на рынок создает экспортерам серьезные преимущества по сравнению с конкурентами и позволяет не только избежать уплаты таможенных пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить их уровень, но и в ряде случаев даже выводит такой импорт из-под действия антидемпинговых пошлин и количественных ограничений.

В этих условиях повышенное значение приобретает создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. ЕС не только сам является таможенным союзом но и предоставляет преференции (в договорной или односторонней форме) подавляющему большинству государств и территорий (за исключением неевропейских членов ОЭСР), в результате чего до половины импорта ЕС является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые КЕС усилия по линии двусторонних соглашений (стандартизация преференциальных правил происхождения) и модификацию схемы Общей системы преференций (ОСП), масштабы нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете ЕС и нарушениям конкуренции.

Наиболее типичными нарушениями такого рода в практике являются: предоставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо неверная таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимости, нарушение правил определения происхождения товара. По степени серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов:

)        Предоставление подлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара;

)        Предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены в стране-бенефициаре и не содержат необходимой для льготы доли местной добавленной стоимости.

Весьма невысокими являются и показатели взыскания недоплаченных пошлин. Еще ниже эффективность действий государств-членов ЕС, которые, по оценкам КЕС, возвращают в бюджет лишь около 10% противозаконно недоплаченных пошлин. Приведенные показатели косвенно свидетельствуют о степени серьезности проблемы. По признанию самой КЕС, действующие методы контроля позволяют выявить лишь незначительную часть нарушений, а реальный ущерб многократно превышает приведенные показатели. Данные свидетельствуют о том, что даже при отлаженной системе таможенного контроля, ЕС пока не удалось взять под контроль использование существующих таможенных льгот.

Решение проблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога с импортерами, которые, как правило, имеют достаточную информацию как об истинной таможенной классификации и стоимости товара, так и о его происхождении. Другая задача - таможенное сотрудничество с правительствами стран-бенефициаров, призванное содействовать разработке ими необходимых нормативных актов и соблюдению должного контроля за действиями своих административных органов, уполномоченных устанавливать таможенную стоимость и происхождение товаров. В этих целях Комиссия ЕС предполагает шире практиковать учебные мероприятия и в полной мере использовать возможности консультаций в рамках действующих соглашений и, при необходимости, применять санкции.

Россия, как и ЕС, предоставляет преференциальные торговые режимы целому ряду государств: членам Таможенного союза, странам СНГ, а также развивающимся государствам.

В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким "развивающимся" государствам известных привилегий в международных экономических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами (соответствующая схема ЕС была описана выше). Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.

Однако, простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-экономических отношений с ними. Такой шаг оказал бы неблагоприятное воздействие и на переговоры о вступлении России в ВТО. Ограничение круга стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной практикой предоставления тарифных преференций.

тарифный пошлина законодательство преференциальный

Заключение

Внешняя торговля стала для многих стран мира важнейшей сферой экономической деятельности, от состояния которой зависит стабильность национальной экономики, а также уровень экономического развития.

Поэтому страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы. Применение тарифных льгот и преференций является составной частью внешнеторговой политики государств, представляют собой эффективное средство проведения внешнеторговой политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

Предоставление тарифных льгот - это важное направление деятельности Таможенного союза, так как это способствует сокращению экономического неравенства между странами и стимулирует выход союза на мировой рынок. Но необходимо также уделить внимание законодательной базе в отношении тарифных льгот, которые предоставляются на определенные виды товаров с целью стимулирования создания и развития внутреннего производства отдельных видов товаров.

Таможенный союз планирует создание Единого Экономического пространства. Создание Единого экономического пространства невозможно без развития торгового взаимодействия, функционирования однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применения гармонизированных правовых норм. Если страны не увеличивают взаимную торговлю, то возникают проблемы дисбаланса, связанные с тем, чтобы унифицировать процедуры, связанные с торговлей с другими странами. Поэтому необходимо, чтобы три страны договорились об унификации торгового законодательства - это большой шаг вперед, который свидетельствует о том, что эти страны ориентированы на дальнейшее увеличение взаимной торговли.

Список использованных источников и литературы

1.     Таможенный кодекс Таможенного союза

2.       Соглашение от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании»

.        Протокол от 12.12. 2008 «О предоставлении тарифных льгот»

.        Протокол от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций»

.        Решение Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 N 328 (ред. от 25.06.2013) «О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов»

.        Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстана и Российской Федерации»

.        Закон РФ «О таможенном тарифе» от 02.11.2013 N 306-ФЗ

.        Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральный закон РФ от 28.07.2012 "N 137-ФЗ", от 30.11.2013 "N 318-ФЗ")

.        Буданова О.Г. «Роль тарифных льгот и преференций в регулировании» Академический вестник, №7 (с.147-151) 2009 г.

.        Дюмулен И.И. Международная торговля товарами. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник - 2-изд. - М.: ВАВТ, 2009 г.

.        Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенным деле: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2009 г.

.        Мандражицкая М. «Особенности уплаты таможенной пошлины при ввозе технологического оборудовании на территорию РФ» Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №3 (с. 35-39) 2010 г.

.        Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие - М.: Экономистъ, 2004 г.

.        Сизова К.А. «Единый тариф - опыт применения». Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №8 (с. 45-49), 2010 г.

.        Таможенная политика и экономическая безопасность РФ: состояние, проблемы и направления их решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Под общей ред. В.С. Чечеватова. М.: РИО РТА, 2008 г.

.        Халипов С.В. Таможенное право. М., 2007.

.        Цветинский М.П., Ревин В.Н. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная статистика: учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 2008 г.

Приложение А

Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

№ п/п

Перечень развивающихся стран - бенефициаров

1.

Албания

2.

Алжир

3.

Ангилья

4.

Антигуа и Барбуда

5.

Аргентина

6.

Аруба

7.

Багамские острова

8.

Барбадос

9.

Бахрейн

10.

Белиз

11.

Бермудские острова

12.

Боливия

13.

Босния и Герцоговина

14.

Ботсвана

15.

Бразилия

16.

Британские Виргинские острова

17.

Бруней

18.

Венесуэла

19.

Вьетнам

20.

Габон

21.

Гайана

22.

Гана

23.

Гватемала

24.

Гондурас

25.

Специальный административный район Китая Гонконг

26.

Гренада

27.

Доминика

28.

Доминиканская Республика

29.

Египет

30.

Зимбабве

31.

32.

Индонезия

33.

Иордания

34.

Иракская Республика

35.

Иран

36.

Республика Кабо Верде

37.

Каймановы острова

38.

Камерун

39.

Катар

40.

Кения

41.

Китай

42.

Корейская Народно-Демократическая Республика

43.

Колумбия

44.

Конго

45.

Республика Корея

46.

Коста-Рика

47.

Кот-д'Ивуар

48.

Куба

49.

Кувейт

50.

Кука острова

51.

Ливан

52.

Ливия

53.

Маврикий

54.

Македония

55.

Малайзия

56.

Марокко

57.

Республика Маршалловы острова

58.

Мексика

59.

Федеративные штаты Микронезии

60.

Монголия

61.

Монтсеррат

62.

Намибия

63.

Республика Науру

64.

Нигерия

65.

пункт исключен <#"699149.files/image008.gif">

Наименование товара

Объём тарифных квот на 2013г. тыс. тонн

Республика Казахстан

Российская Федерация

Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное (код 0201 ТН ВЭД ТС)

0,0

0,02

40,0

Мясо крупного рогатого скота, замороженное (код 0202 ТН ВЭД ТС)


15,38

530,0

Свинина свежая, охлажденная или замороженная (код 0203 ТН ВЭД ТС)

47,2


400,0

Свиной тримминг (коды 0203 29 550 2 и 0203 29 900 2 ТН ВЭД ТС)*



30,0

Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные (код 0207 ТН ВЭД ТС) - всего в том числе:

10,9

110,0

364,0**

замороженное обваленное мясо кур домашних (код 0207 14 100 1 ТН ВЭД ТС)

10,0


100,0

замороженные необваленные половины или четвертины тушек кур домашних и замороженные необваленные ножки кур домашних и куски из них (коды 0207 14 200 1 и 0207 14 600 1 ТН ВЭД ТС)



250,0

замороженное обваленное мясо индеек, замороженные необваленные части тушек индеек (коды 0207 27 100 1, 0207 27 300 1, 0207 27 400 1, 0207 27 600 1, 0207 27 700 1 ТН ВЭД ТС)

0,9


14,0

мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные, выше не поименованные (код 0207 ТН ВЭД ТС, кроме кодов 0207 14 100 1, 0207 14 200 1, 0207 14 600 1, 0207 27 100 1, 0207 27 300 1, 0207 27 400 1, 0207 27 600 1, 0207 27 700 1 ТН ВЭД ТС)



0,0

Отдельные виды молочной сыворотки и видоизмененной молочной сыворотки, в порошке, гранулах или в других твердых видах, без добавления сахара или других подслащивающих веществ (коды 0404 10 120 1 и 0404 10 160 1 ТН ВЭД ТС)

0,0

0,0

15,0


Похожие работы на - Тарифные льготы, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!