Расово-антропологическая школа в социологии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,6 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расово-антропологическая школа в социологии

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский техникум жилищно-коммунального и городского хозяйства»









РЕФЕРАТ

«Расово-антропологическая школа в социологии»

Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии»


Исполнитель: Головина Ольга Михайловна

студент 203-ВВ группы, 4 курса заочного отделения

Специальность:

«Водоснабжение и водоотведение».

Руководитель: Нерсесян Е.В.,

преподаватель общественных дисциплин


Нижний Тагил, 2014 г.

Содержание:

Введение

Глава 1.Зарождение антропологии и понятии о расах

Глава 2. Основоположники расово-антропологической школы

Глава 3. Расы. Расовая классификация

Глава 4. Критика расово-антропологической школы. Появление и развитие расизма

Глава 5. Современный расизм

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Цель моего реферата - рассмотреть возникновение, основные идеи и основоположников расово-антропологической школы в социологии, причины появления такого понятия, как расизм.

Для начала определим понятия «антропология», «раса» и «расизм».

Антрополо́гия (от др.-греч. <#"justify">С древних времен человека волновал вопрос: «Что такое человек?», понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие. Ответы на эти вопросы положили начало развития такого понятия, как антропология. Антропология как самостоятельная дисциплина начала развиваться во второй половине 18- го века. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с переломными этапами истории человеческого общества. Люди хотели знать о назначении человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости.

Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии[5] <#"justify">Итак, антропология изучала тогда расовые проблемы, связанные преимущественно с особенностями телосложения, с привлечением для этого достижений общественных наук.

Глава 2. Основоположники расово-антропологической школы

Расово-антропологическая школа - одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX - начала XX века. Основателем школы является французский социолог А. Гобино. Иногда её называют антропосоциологией. Общие черты и положения этого направления в социологии таковы:

·представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов;

·отрицание существования равенства рас;

·деление рас на «высшие» и «низшие»;

·интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас;

·оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.

Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), несла на себе отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и часто прибегала к домыслам и спекуляциям.

Наиболее яркие представители расово-антропологической школы:

·Ж.-А. де Гобино (Франция);

·Хьюстон Стюарт Чемберлен (Великобритания);

·Отто Аммон (Германия):

·Жорж Ваше де Ляпуж (Франция);

·Людвиг Вольтман (Германия);

·Мэдиссон Грант (США);

В 19 веке появилась биологически обоснованная теория эволюции природы. Одним из первых эволюционистов стал французский биолог Жан-Пьер Ламарк, предположивший, что разнообразие видов, форм, оттенков живых существ есть результат их приспособления к окружающей среде. Длительные процессы привели, в конце концов, к изменению природных форм. Но теория Ламарка строилась, в основном, на предположениях и была плохо обоснована. Тем не менее, она распространилась во Франции и других странах, ибо время от времени гипотезу Ламарка подкрепляли вновь открытые феномены. Многие ученые пришли к выводу, что существует огромная разница не только во внешнем облике, но и в характерах представителей разных рас. В этой среде было принято считать, что различие цвета кожи, толщины губ, строения глаз, качества волос обуславливает природное неравенство людей. "Обязательно должна обнаружиться связь между внутренними и внешними различиями рас" - историки романтической школы оказались первыми, кто принял этот тезис в своих научных комментариях.

Примерно в тоже время окончательно сформулировал и доказал теорию эволюции знаменитый англичанин Чарльз Дарвин: "Происхождение видов", впервые опубликованное в 1859 году[7] <#"justify">Среди непосредственных источников формирования расово-антро-пологических концепций в социальной науке следует отметить труды французского историка и философа Виктора Курте де л'Иля «Политическая наука, основанная на науке о человеке, или Исследование человеческих рас в философском, историческом и социальном отношениях» (1835 г.); и немецкого биолога и врача Карла Густава Каруса «О неравных способностях различных человеческих рас к высокому духовному развитию» (1849).

В 1853 году Жозеф-Артюр де Гобино (1816-1882) публикует книгу "О неравенстве человеческих рас"[8] <#"justify">Согласно Ляпужу, антропосоциология имеет своим предметом исследование взаимных воздействий расы социальной среды. Под влиянием социального дарвинизма наряду с понятием естественного отбора. Ляпуж вводит понятие социального отбора, где различает шесть его основных форм: военный, политический, религиозный, моральный, правовой и экономический. Все они оказывают пагубное влияние на общественное развитие в целом, так как в результате неуклонно уменьшается число представителей наиболее ценного расового типа - белокурого долихоцефала, которому грозит полное исчезновение.

В другом исследовании он пытается установить универсальную связь между величиной головного указателя человека и его классовой принадлежностью. Чем ниже головной указатель, тем выше социальный статус человека, и наоборот. Головной указатель в среднем ниже у горожан, чем у крестьян; у жителей равнин - чем у жителей горных местностей; у богатых - чем у бедных.

Аналогичные тезисы встречаются у другого представителя антропо-социологической школы О. Аммана. В своей книге «Общественный порядок и его естественные основания» (1895) он также стремился соединить принципы социального дарвинизма и расизма. Аммон доказывает, что брахицефалы, обладающие в среднем более низким социальным статусом и живущие в деревне, - это потомки коренного населения древней Европы. Долихоцефалы же - люди с более высоким статусом и живущие в городах - формировались из потомков германских завоевателей, селившихся в городах, и из наиболее активных долихоцефальных жителей деревень. Высшие слои сформировали замкнутое сословие и не допускали снижения социального статуса своих потомков; горожане не мигрировали в деревню; поэтому социальная дифференциация выражает изначальную антропологическую дифференциацию. Тем не менее, число брахицефалов возрастало вследствие феодальных войн и низкой рождаемости в высших слоях.

Миф о высоком белокуром долихоцефале как высшем расово-антро-пологическом типе был впоследствии взят на вооружение идеологами немецкого национал-социализма. Однако значительная часть политической элиты в фашистской Германии состояла из чернявых низкорослых брахицефалов.

Следующий представитель расово-антропологической школы - американский биолог и историк Мэдисон Грант (1865-1937). В своей книге «Конец великой расы» (1916) автор исходит из положения о том, что наследственность и расовая предрасположенность в истории являются более мощным фактором, чем среда и воспитание. Грант утверждает существование тесной связи между психологическими и социальными признаками, с одной стороны, и расовыми - с другой. Вместе с тем, ссылаясь на данные антропологии, он решительно отрицает связь расовых черт с национальной и языковой принадлежностью. [10] <#"justify">Население Европы, по Гранту, сформировалось в результате трех последовательных волн вторжений трех основных рас: нордической, альпийской и средиземноморской. В отличие от других представителей рассматриваемой школы автор признает достоинства и способности каждой из этих рас. Средиземноморская раса превосходит остальные в области умственных достижений и искусства. Альпийская раса - это раса хороших земледельцев. Нордики составляют расу воинов, моряков, путешественников, правителей, организаторов, аристократов. Но все-таки высшей, лучшей, благородной Грант считает нордическую расу. В результате многочисленных войн в истории нордики постоянно несли значительные потери, и эта благородная раса в настоящее время находится перед угрозой полного исчезновения в результате войн, болезней, алкоголизма и низкой рождаемости. Поэтому Грант озабочен сохранением этого типа. Поскольку этот тип размножается медленнее, чем низшие, представленные низшими классами, он рекомендует евгеническую политику, направленную на сдерживание размножения слабых и дефективных индивидов. Как и другие представители расово-антро-пологической школы, Грант был противником демократии, считая, что она также способствует исчезновению лучшего типа.

Попытка синтеза расизма и социального дарвинизма содержится и в работах Людвига Волътмана (1871-1907). Подобно антропосоциологам, Вольтман видел задачу социологии в том, чтобы представить себе расу и общество в их закономерной связи и изучить расовый процесс как естественное основание социального процесса. Но в отличие от Ляпужа и Аммона, расизм которых был направлен на обоснование социально-классового неравенства, Вольтман отрицал расовые основы социальной иерархии и считал себя сторонником социализма. Его расизм был преимущественно националистическим и представлял собой наиболее развернутое раннее обоснование идеологии германского национал-социализма.

Отвергая прямолинейный характер социальной эволюции, Вольтман сравнивал ее с многоветвистым деревом, на верхушке которого находятся даровитейшие расы с их самыми высокими культурами. [10] <#"justify">Происхождение термина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «ras» (голова, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит «племя».

…Расовая классификация возникла в конце 18 века - начале 19 века. Швейцарский антрополог Блюменбах выделял пять рас: кавказоидов (европеоидов), негроидов, "азиатские типы", австралоидов и американоидов. Все же наиболее распространено деление человечества на три большие расы: монголоидную, европеоидную, и экваториальную. Данный вариант подразумевает, что монголоиды включают американоидов, а негроиды австралоидов.

Существуют классификации, выделяющие две выше указанные общности самостоятельные.

Сходную классификацию предлагал Карл Линней, в классификации которого четвертой была не лапоноидная, а американоидная раса (индейцы). Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки - холерики, Европы - сангвиники, Азии - меланхолики и Африки - флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды и т.п.

В похожих классификациях Ж. Бюффона и И. Блюменбаха дополнительно выделялись южноазиатская (или малайская) раса и эфиопская раса. Впервые было высказано предположение о возникновении рас от единого варианта вследствие расселения в климатически различные области Земли. И. Блюменбах считал центром расообразования Кавказ.

Расы существуют преимущественно в социальном смысле и представляют собой одну из форм социальной классификации, которая используется в том или ином обществе. Однако в биологическом смысле четкого подразделения на расы не существует. Антропология не отрицает существования отчетливого морфологического и генетического разнообразия человечества. Разные исследователи в разные периоды под «расой» имели в виду различные понятия. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В. приводят несколько определений [11] <#"justify">-раса - это большая популяция индивидов, у которых значительная часть генов общая и которую можно отличить от других рас по общему для них генофонду.

С точки зрения основ современной систематики, расы соответствуют уровню подвидов, несомненно, принадлежащих к одному единому биологическому виду Homo sapiens. Отличие же рас от подвидов животных, связаны с общественной природой человека. Специфичность расы человека заключается в том, что она характеризуется сочетанием признаков не у индивидуумов, а у групп людей, живущих на определенной территории.

Расы отличаются друг от друга физическими признаками - цветом кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют сколько-нибудь существенного значения для жизнедеятельности человека. Физические особенности, по которым одна раса отличается от другой, наследственны и сравнительно мало изменяются в результате непосредственного влияния среды.

Таким образом, расы - это исторически сложившиеся группировки (группы популяции) людей разной численности, характеризующиеся сходством морфологических и физиологических свойств, а также общностью занимаемых ими территорий.

На сегодняшний момент классификация рас, предложенная Я.Я. Рогинским и М.Г. Левиным [12] <#"justify">·австралийская;

·веддоидная;

·маланезийская;

·негрская;

·негрилльская (центральноафриканская);

·бушменская (южноафриканская).

евразийская или европеоидная:

·индо-средиземноморская;

·атланто-балтийская;

·беломорско-балтийская;

·среднеевропейская;

·уральская.

азиатско-американская или монголоидная:

·североазиатская;

·арктическая (эскимосская);

·дальневосточная;

·южноазиатская;

·американская.

Промежуточное место между экваториальной и евразийской большими расами занимают две расы: эфиопская и южноиндийская; между евразийской и азиатско-американской размещаются также две расы - южносибирская и уральская; наконец, особое место по значительной части признаков промежуточное между американской и австралийской занимают полинезийская и курильская расы.

Глава 4. Критика расово-антропологической школы. Появление и развитие расизма

Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX-XX в.в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство ее теоретических положений опровергались, доказывались произвольность и ценносто-предрассудочная подоплека таких тезисов и понятий, как «раса», «арийская раса», «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т. д. Критиками доказывалось, что культурные различия между расами определяются не физиологическими расовыми факторами, а средой, в которой они развивались. Большую роль в этой критике сыграли работы Ф. Боаса, Г. Мюрдала, Ф. Хэнкинса, Т. Вайца,

С.Оссовского и др[13] <#"justify">Аммон и Лапуж явились основоположниками такой ветви, как антропосоциология, сделав попытку установить и научно обосновать универсальную связь между классовой принадлежностью и некоторыми размерами головы человека. Несмотря на различное содержание исследований, можно выделить общие черты и положения этого направления в социологии: это представление о том, что культура и социальная жизнь являются результатом воздействия расово-антропологических факторов; отрицание существования равенства рас; деление рас на "высшие" и "низшие"; интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы "высших" и "низших" рас; оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.

Концепции основоположников расово-антропологической школы оказали сильное влияние на развитие концепций расизма, проповедующего физическую и психологическую неполноценность некоторых человеческих рас, исконное разделение людей на полноценные и неполноценные расы, определяющие влияние расовых различий на историю и культуру общества.

Идеи Гобино, Чемберлена, Лапужа и др. оказали свое влияние на Адольфа Гитлера[14] <#"justify">век - является веком ярких исторических событий, научных открытий, исследований. Резкий скачок происходит в развитии новых технологий, в изучении человека. В течение всего столетия расово-антропологическая школа активно занимается изучением человека. Это привело как к положительным последствиям (изучение человека в разных его аспектах), так и к отрицательным (появление расизма).

Проблема расизма очень актуальна в наше время: появилось большое количество националистических движений, увеличилось число людей, сочувствующих идеям национализма или зараженных определенными расовыми предрассудками.

Несмотря на то, что современная антропология показала, что идеи расизма не научны и антисоциальны, это не остановило распространение расизма по всему миру в разных его проявлениях.

Всплеск расовых теорий, которые опираются на теорию неравноценности других этносов, чаще всего является следствием кризисных ситуаций в обществе. Проще всего обвинить в своих бедах человека, который отличается по внешности. Так, например, в России винят приезжих из Кавказа, Азии в том, что из-за них не хватает рабочих мест, они являются распространителями наркотиков, преступности и так далее. В каждом государстве находят тех, кого можно обвинить в своих проблемах. Этому также часто способствуют СМИ, политические партии, фильмы, музыка и т.д. Особенно подвержены в этом отношении подростки, психика которых еще не устойчива. Данный возраст отмечается желанием совершать неоднородные поступки, быть заметным, что обусловлено низким уровнем знаний о расизме. Большая часть молодых людей с возрастом перестают увлекаться идеями неполноценности других рас, понимая, что внешность это не показатель. Однако эти идеи могут выступать способом решения собственных внутренних противоречий, которые объективируются, переносятся на представителей других этносов.

Еще в 70-х г. ХХ в. сложился общий внешний вид и атрибутика современных расистов - бритые головы, тяжелые ботинки, подтяжки, татуировки и т.п. - символизирующие гнев и бунт молодых ребят, преимущественно выходцев из рабочих слоев против буржуазного строя. В 1976 г. появились первые «скинхеды». На сегодняшний день большинство бритоголовых расистов неприязненно относится к афроамериканцам, евреям и вообще ко всем иностранцам. Скинхеды-неонацисты разных стран представляют собой активно действующие боевые группировки, выступающие против расового смешения, распространившегося по всему миру. Они прославляют чистоту расы и мужественный стиль жизни. В Германии они сражаются против турок, в Венгрии, Словакии и Чехии против цыган, в Британии - азиатов, во Франции - негров, в России - против выходцев из стран бывшего СССР (таджики, узбеки, туркмены и т.д.), а так же против представителей народов Кавказа; в США - против расовых меньшинств и иммигрантов; во всех странах - против евреев.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в ней, без какого бы то ни было различия, в частности без различия по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения[15] <#"justify">Заключение

антропология раса расизм

Целью реферата было показать зарождение такого понятия, как «раса» с точки зрения антропологии, как одного из направлений в социологии; рассказать об основоположниках расово-антропологической школы, ее основных идеях; а так же выявить причины появления расизма.

Несмотря на то, что расово-антропологическая школа была подвергнута в 19 - 20 в. критике, большинство ее теоретических положений было опровергнуто; была доказана произвольность и предрассудочная подоплека таких тезисов и понятий, как «раса», «арийская раса», «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т.д., проблема расизма актуальна и по сей день.

Причина расизма - не цвет кожи, а человеческое мышление. Поэтому и исцеление от расовых предрассудков, ксенофобии и нетерпимости следует искать, прежде всего, в избавлении от ложных представлений, которые на протяжении столь многих тысячелетий были источником неверных концепций о превосходстве или, наоборот, более низком положении различных групп среди человечества.

Список использованной литературы

1. Якимов В. <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AF%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1> Антропология.//Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. / Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

. Воронцова Л. П., Белик А. А. <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1> Антропология.//«Культурология. XX век. Энциклопедия», Университетская книга, Санкт-Петербург, 1998.

. Рогинский Я. Я. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Антропология <http://slovari.yandex.ru/%7E%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/>.//Большая советская энциклопедия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F>, 1990.

. Рогинский А. А., Левин Н. Г. Антропология: Учебник для студентов университетов.; З-е изд., перераб.и доп. - М., Высшая школа, 1978,.341 с.

. Буряк В. В. Античная философия: Учебник. - Симферополь: Диапи, 2009., 256 с.

. Чанышев А. Н. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Аристотель. - М.: Мысль, 1981., 200 с.

7. Эволюционная антропология : биологические и культурные аспекты. - М.:

УРАО, 1999г., 208.

8. Пьер-Андре Тагиефф. Цвет и кровь. Французские теории расизма - М.: Ладомир, 2009., 240 с.

. Чемберлен Х. С. Арийское миросозерцание. М., 1913., 209 с.

10. Кечина Е.А. Расово-антропологическая школа // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, В.Л. и др. - Минск: Книжный Дом, 2003., 1312 с.

11. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В. Антропология: учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005, 309 с.

. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология, М., Высшая школа, 1978, 405с.

. Кравченко А.И. Социальная антропология. - М.: "Академический проект", 2003, 541 с.

. Расизм и его корни. http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/torah/lessons10/10-14.htm.

. Расы и расизм. История и современность. М.: Наука, 2008., 456 с.

Похожие работы на - Расово-антропологическая школа в социологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!