Развитие гендера в мире

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,95 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие гендера в мире

1. Предпосылки возникновения женского движения в мире

Причину угнетенного положения слабого пола, женщины видели в сложившейся экономической ситуации. Женщины многие века вынуждены были выходить замуж по расчету, за более богатых мужчин, которые смогли бы обеспечить ее и будущих детей. То есть зависимость женщины определялась ее экономической несостоятельностью, обусловленной обязанностью рожать, воспитывать детей и вести хозяйство. Многие женщины не хотели с этим мириться.

Соджернер Трут (1799-1883), бывшая рабыня, была уверена, что «женщина, не любя мужчину, идет под венец потому, что у него есть возможность зарабатывать деньги, а она ее лишена. Но если женщина на равных может соперничать с мужчиной, то она пойдет замуж по глубокой и искренней любви».

Маргарет Сангер (1883-1966) считала целью своей жизни - «дать каждой женщине право распоряжаться своим телом». М. Сангер пишет, что большинство женщин из рабочих семей не располагают сколько-нибудь достоверными знаниями о противозачаточных средствах и, следовательно, рожают детей с такой быстротой, что их семьи, и их класс в целом оказались слишком многочисленными. Отсюда и многие тяготы, которыми обременено общество в целом; в свою очередь они порождают нужду, болезни, тяжелые условия жизни и общую нищету среди рабочих. И женщина первой же страдает от голода, она хуже одета, рабочий день ее не имеет предела, даже если ее не гонят на фабрику для того, чтобы пополнить скудный заработок мужа. Это ее здоровье страдает в первую очередь и уже не восстанавливается от домашней работы, подорванное постоянными беременностями и постоянным уходом за детьми. Физическая ослабленность, материальное неблагополучие дополнялись экономической зависимостью женщин. Оплачиваемая работа вне дома представлялась решением множества проблем, с которыми сталкивались женщины.

В то же время традиционные представления о существовании мужской и женской сфер деятельности обществе входили в противоречие с действительностью. Стремительно разворачивающаяся промышленная революция в Европе создала необыкновенно благоприятную социально-экономическую конъюнктуру, потребовала широкого привлечения рабочей силы в различные отрасли хозяйства и, таким образом, вовлекла женщин в разрастающийся рынок труда.

Для подавляющего большинства женщин работа, как на дому, так и вне дома являлась необходимой частью жизни. Стремление найти работу диктовалось не только желанием женщины обеспечить семье дополнительный доход. Вследствие высокой мужской смертности, а также активной эмиграции мужчин брачного возраста женщины оставались в большинстве, и замужество становилось серьезной проблемой, в особенности для представительниц средних слоев. В итоге женщины оказались перед необходимостью поиска средств к независимому существованию, а многие вынуждены были самостоятельно растить детей.

Наиболее доступной и хорошо оплачиваемой работой для женщин в XIX веке являлось домашнее услужение, а также работа в текстильной промышленности и изготовление одежды. Развитие машинного производства и массовое применение женского труда в промышленности вызвали необходимость дать женщине хотя бы элементарное образование в начальных школах. Во 2-й пол. 19 в. в наиболее развитых странах возникло небольшое число не только средних, и высших женских учебных заведений. Однако объём знаний в женских учебных заведениях был значительно меньшим, чем в мужских. Сохранялось неравноправное положение женщины в обществе. Затруднен был путь к получению профессионального образования. Из-за этого женщина-труженица обрекалась на неквалифицированную или малоквалифицированную работу в ограниченном кругу женских профессий. Одной из острейших проблем, связанных с правом женщины па труд, в европейских странах оставалась дискриминация женщин в области образования

В последней трети столетия женщины начали осваивать новые профессии, становились продавцами, машинистками, учителями в начальной школе, медсестрами. Однако подобная работа не обеспечивала высокого дохода, но вместе с тем свидетельствовала о некотором улучшении условий труда и статуса женщин. Включение женщин в традиционно мужской сектор занятости было не единственным доказательством ошибочности общепринятых представлений об их роли. В последней четверти века, к примеру, представительницы средних и высших слоев британского общества развернули активную филантропическую деятельность. Такие объединения, как Общество по посещению работных домов или Общество по организации благотворительности, не только способствовали привлечению женщин к участию в местном самоуправлении. Они являлись своеобразной школой общественной деятельности, формировавшей навыки организации различных союзов, создания их фондов, ведения счетов. Наконец, что очень важно, участие в такой работе позволяло женщинам приобретать опыт и совершенствовать технику публичных выступлений. Следовательно, вопреки распространенным убеждениям, культивируемым ценностям, женщины играли все более заметную роль в обществе.

В качестве важнейших предпосылок возникновения женского движения выступали: ликвидация крепостничества, становление капиталистического способа производства, реформирование различных сфер общественной жизни. Важными предпосылками развития женского движения стали: аграрные реформы, рост промышленного производства и, как следствие, расширение сферы профессионального труда женщин; реформы в области образования; общественный подъем эпохи пореформенного периода, формирование гражданского общества; ослабление цензуры; отечественные и западноевропейские идеи о демократическом преобразовании государственного устройства, равноправии полов, роли женщины в обществе, семейных отношениях.

2. Развитие женского движения в мире

Во Франции толчком для женского движения явилась Великая французская революция 1789 г. В основном документе, «Декларации прав человека и гражданина» закреплялись принципы революционеров. Его первая же фраза гласила: «Все люди рождаются свободными и равными в правах». Все, без каких бы то ни было исключений. Но эта «Декларация» вступала в противоречие со специальным декретом, урезающим в правах женщин. Чтобы снять это противоречие, законодатели были вынуждены дополнить «Декларацию» целым рядов актов, в которых разъяснялось, кто же в революционной Франции попадает в категорию «свободных и равных». Женщины в нее не попали. Отказ толкователей революционной справедливости признать француженок в качестве полноправных граждан своего отечества привел к возникновению нового общественного явления - движения в защиту политических прав женщин, или феминизма. Среди родоначальниц - француженка Олимпия де Гуж, англичанка Мэри Уоллстонкрафт, американка Абигайль Адамс.

Олимпия де Гуж предложила в 1790 г. «Декларацию прав женщины» по аналогии с «Декларацией прав человека», где потребовала уничтожения всех мужских привилегий. По ее убеждению, «естественное право» предполагает всеобщую свободу, владение собственностью, сопротивление всем формам деспотизма. И женщина ничуть не менее мужчины способна к его отправлению. Единственная преграда для нее - тирания сильного пола. За свой радикализм Олимпия де Гуж расплатилась сполна. В ноябре 1793 г. по ложному доносу ее отправили на гильотину. Наряду с основанной ею газетой «Импасьян», появляются и другие листки, но продержаться им удается недолго. Женские клубы по большей части сливаются с мужскими и поглощаются ими.

«Впервые идеи феминизма были изложены О. де Гуж в «Декларации прав женщины и гражданки» (1792) и в книге Т. фон Гиппеля «Об улучшении гражданских прав женщин» (1792). Представители феминизма требовали обеспечения равенства полов посредством социально-экономической и юридической реформ.

На волне освободительных идей Великой французской революции женщина заявила о себе: «я существую», и второго, наступившего вместе с промышленной революцией XIX века, когда женщина с полным основанием утверждала: «Я работаю, значит, я существую». Это утверждение стало в XIX веке опорой для феминизма, который развивался, осваивая новые идеологические и политические формы, идеи, лозунги. Но какие бы формы он не принимал, его отправной посылкой оставались две фразы. Одна совсем короткая: «Мужчина и женщина - вот социальный индивид», произнесенная Анри де Сен-Симоном. Другая более развернутая: «Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса», - сформулированная Шарлем Фурье.

Великие утописты двумя фразами в сущности создали основу для переворота в общественных представлениях о существе гендерных отношений. Они вышли за пределы суждения о «природном назначении» женщины, нисколько на него не посягая и не оспаривая. Тем самым появилась возможность говорить о том, что помимо репродуктивных, природных функций, у женщин могут быть еще и другие - социальные, гражданские функции, и что все эти функции способны не отрицать, а дополнять друг друга. Отныне речь шла уже не столько о «естественном», сколько о социальном праве женщины, праве на свободу, равенство, братство. Этот теоретический фундамент упрочил все феминистские идейные конструкции.

Под международным женским движением понимается совокупность ряда крупных международных женских организаций, действовавших в Восточной и Западной Европе, и Северной Америке, с целью продвижения идей равноправия полов на уровень принятия государственных решений и в массовое сознание, структурирования женского движения в различных регионах мира.

Международное женское движение, организационно оформившееся в конце XIX - начале ХХ века, было представлено тремя типами организаций: либерально-демократическими - Международным женским советом (МЖС, 1888), Международным женским суфражистским альянсом (МЖСА, 1902), социал-демократическим - Международным женским социалистическим секретариатом (МЖСС, 1907) и международным объединением с узкой социальной направленностью - Международным конгрессом по борьбе с торгом белыми рабынями (1899).

На основе исследования стратегических целей, характерных черт, важнейших направлений, значимых событий целесообразно выделить ряд этапов структурирования женского движения.

-1895 гг. - этап становления. В это время многие женщины Новой Англии стали покидать свои домашние обители. Кто-то активно выступал с лекциями, кто-то занялся политикой, участвуя в женских антирабовладельческих обществах, тысячи женщин нашли себе работу вне дома - на текстильных фабриках. Кроме того, для женщин открыли несколько высших учебных заведений.

Создаваемые в этот период общества преследовали три цели: во-первых, благотворительность, поддержку женщин при включении в профессиональную деятельность; во-вторых, просвещение женщин, обучение их грамоте; в-третьих, борьбу за высшее образование.

Важнейшими событиями рассматриваемого периода являлись гражданские инициативы в борьбе за доступ к высшему образованию. Характерные черты движения на этом этапе - антифеодальная, демократическая направленность; поддержка женщин разных социальных слоев, желающих трудиться; активное сотрудничество с прогрессивно мыслящими мужчинами из числа интеллигенции, общественными и государственными деятелями.

В Великобритании возникали многочисленные женские политические и социальные союзы, которые выступали с различными требованиями: допуск женщин к высшему и профессиональному образованию, предоставление им больших юридических прав, защита материнства и т.д. К примеру, широкий общественный резонанс имела организованная женщинами кампания за отмену законов о венерических заболеваниях, согласно которым полиции портовых и гарнизонных городов предоставлялось право арестовывать и подвергать медицинскому осмотру любую женщину, подозреваемую в занятии проституцией. Это требование в конечном счете было удовлетворено, и законы, действовавшие с 1864 года, отменили в 1886 году. Организованная в 1883 году Маргарет Ллевелин Дэвис Женская гильдия содействия объединяла домохозяек из рабочих кварталов. В центре внимания гильдии стояли вопросы социальной политики, члены ее отстаивали необходимость сохранения и повышения пособий по материнству, различных видов домашней помощи, обеспечения школьными завтраками. В то же время наиболее популярным лозунгом с середины XIX века становится требование равного избирательного права для женщин, ибо в среде активисток движения распространялось убеждение, что оптимальным средством для решения многочисленных проблем может быть только наделение женщин политическими правами на тех же основах, на которых пользовались ими мужчины.

-1906 гг. - этап начавшейся организационной дифференциации и политизации.

К началу XX века активно действовали; социалистки, защищавшие идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью; христианские женские благотворительные общества. В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX - началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу.

Пропорционально растущим знаниям, увеличивается и самосознание женщин, они уже не просто претендуют на равное с мужчинами положение, но порой видят свою главенствующую роль в развитии общества. Так Фрэнсис Райт (1795-1852) в «Курсе публичных лекций» говорит о том, что «какое бы место ни занимали женщины на пути развития рода человеческого, они этот путь определяют», а «мужчинам суждено то возноситься, то низко падать в зависимости от того, высоко или низко положение женщины; и даже облеченные властью, вооруженные знанием, они, в силу особенностей, присущих их полу, всегда находятся на поводу даже у самой заурядной женщины».

И женщины понимали, что нужно искоренять не только неравенство по закону, но и укоренившийся в сознании людей ложный тезис о мужском превосходстве. Об этом пишет Сара М. Гримке (1792-1873). В «Письмах о равенстве полов и положении женщин» она касается вопросов о несправедливой оплате женского труда, о толковании Библии мужчинами в свою пользу, о замужестве, как единственной цели девушки. Она считает неправильным и противоестественным посвящать всю свою жизнь ведению дома и ублажению мужа, и «пока не будет отвергнут тезис о превосходстве мужчин, до тех пор не изменится отношение к женщине ни со стороны общества, ни внутри ее самой, не забрезжит надежда на возрождение ее величия и восстановление прав предопределенных ей как существу разумному и ответственному».

Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в 19 в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру.

Сьюзен Б. Энтони (1820-1906) пишет, что «отсутствие права голоса означает невозможность строить и налаживать свою жизнь или распоряжаться ею. Не имеющие права голоса всегда вынуждены делать ту работу, получать ту заработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, кто имеет право голоса. Не имеющий этого права находится в положении нищего: бери, что дают, иначе не получишь ничего». Считалось, что женщинам не нужно право голоса для защиты самих себя, т. к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин сами зарабатывали себе на жизнь. Они вынуждены были работать в лавках и на фабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах, время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы добиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины. Но не известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали и писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взять расчет и выйти замуж». В случае с мужчинами ни один редактор не решился бы на подобное, потому что понимал: стоит ему высмеять или обличить этих мужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза из этого города, во время следующей избирательной компании проголосуют против кандидатов, за которых ратует этот самый редактор. Если бы женщины могли участвовать в выборах, они бы в своем городке «поддерживали равновесие политических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, как мужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем не менее, хотя три четверти учителей - женщины, почти все они назначаются на второстепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае две трети того, что зарабатывает мужчина. И все дело только в том, что они женщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь, могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны быть наделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция в экономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делает мужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными с мужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса - символе свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состоянии сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет».

3. Международные конференции по положению женщин

Четыре всемирные конференции по положению женщин, созванные Организацией Объединенных Наций за последнюю четверть века, помогли поставить проблему гендерного равенства в центр внимания мирового сообщества. Решения конференций объединили людей всего мира для достижения ряда общих целей, выработав эффективный план действий по повсеместному улучшению положения женщин во всех сферах общественной и частной жизни.

Борьба за гендерное равенство все еще находилась в начальной стадии на момент основания ООН в 1945 году. Из 51 страны, первых членов Организации, только в 30 станах женщинам обеспечивались избирательные права равные с мужчинами или разрешали им занимать государственные посты. Тем не менее, составители Устава ООН специально предусмотрели «равные права мужчин и женщин», продемонстрировав веру организации «в фундаментальные права человека» и «достоинство и ценность человеческой личности». До этого ни в одном международном документе не провозглашалось равенство всех людей и специально не выделялась принадлежность к одному из полов, как основание для дискриминации. В тот момент стало ясно, что права женщин станут центральной проблемой в предстоящей работе.

В течение первых трех десятилетий работа ООН по решению проблем женщин сосредоточивалась, в первую очередь, на определении юридических и гражданских прав женщин и на сборе информации о положении женщин во всем мире. Тем не менее, со временем становилось все более очевидным, что одних законов недостаточно для обеспечения женщинам равных прав.

Вторым этапом борьба за гендерное равенство стал созыв по инициативе ООН четырех всемирных конференций для разработки стратегий и планов действий по улучшению положения женщин. Предпринятые усилия прошли через несколько фаз и трансформаций, от взгляда на женщин, почти исключительно с точки зрения их потребностей в развитии, до признания их существенного вклада в процесс развития в целом, до стремления к расширению их прав и возможностей полноценного участия во всех видах человеческой деятельности на всех уровнях.

Мехико: начало всемирного диалога

Первая всемирная конференция по положению женщин была созвана в Мехико в 1975 году. Этот год был объявлен Международным годом женщины с целью напомнить мировому сообществу о том, что дискриминация в отношении женщин продолжала оставаться нерешенной проблемой во многих странах мира. Конференция, наряду с объявленным по ее требованию и инициативе ООН пять месяцев спустя Десятилетием женщины ООН, явилась началом новой эры в мировом стремлении способствовать улучшению положения женщин путем всемирного диалога. Начался процесс приобретения опыта, включивший в себя дискуссии, переговоры, постановку целей, определение препятствий и анализ достигнутых успехов.

Согласно выводам, сделанными в ходе работы Генеральной Ассамблеи ООН, конференция в Мехико должна была привлечь внимание международных кругов к необходимости разработки будущих целей, эффективных стратегий и планов действий по улучшению положения женщин. Для этого участники Генеральной Ассамблеи определили три ключевые задачи, ставшие впоследствии основными направлениями работы ООН по решению проблем женщин:

полное гендерное равенство и ликвидация дискриминации по признаку пола;

вовлечение женщин в процесс развития и их полноправное участие в этом процессе;

увеличение вклада женщин в укрепление мира во всем мире.

Участники конференции отреагировали принятием Всемирного плана действий - документа, содержащего основные направления деятельности правительств и мирового сообщества на следующие десять лет по решению поставленных Генеральной Ассамблеей трех ключевых задач. Планом действий была определена программа-минимум до 1980 года, основной задачей которой было обеспечение равного доступа женщин к таким сферам, как образование, занятость, политическая деятельность, здравоохранение, обеспечение жильем, питание и планирование семьи.

Участники конференции призвали правительства разработать национальные стратегии и определить цели и приоритеты для обеспечения равноправного участия женщин в процессе развития. К концу Десятилетия женщины ООН 127 стран-членов ООН откликнулись на призыв, создав в той или иной форме национальные механизмы и институты по разработке политики, проведению исследований и созданию программ, нацеленных на улучшение положения женщин и их участие в процессах развития.

В дополнение к уже существующему Отделению (в настоящее время Департаменту) по улучшению положения женщин, в ходе конференции в Мехико было инициировано создание в системе ООН Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин и Фонд ООН для развития в интересах женщин с целью обеспечения институциональных рамок для проведения исследований, обучения и оперативной деятельности в области участия женщин в процессе развития.

Важным аспектом встречи в Мехико явился тот факт, что тон дискуссии задавали непосредственно сами женщины. Из 133 собравшихся там делегаций стран-членов ООН 113 возглавляли женщины. Женщины также организовали параллельный Форум неправительственных организаций (НПО), трибуну Международного года женщины, в котором приняли участие около 4 000 человек.

Между собравшимися на Форуме женщинами возникли острые разногласия, отразившие политические и экономические реалии того времени. Например, женщины из стран Восточного блока проявили наибольшую заинтересованность в вопросах мира, в то время как женщины из стран Запада делали акцент на равенстве, а женщины из развивающихся стран отдали приоритет проблемам развития. Тем не менее, Форум сыграл важную роль, собрав вместе женщин и мужчин из стран с разными культурами и историей для обмена информацией и мнениями, а также для приведения в движение процесса, который впоследствии помог объединить женское движение, ставшее к концу Десятилетия женщины ООН подлинно интернациональным. Форум также помог НПО открыть пути сотрудничества с ООН и обеспечить участие женщин в процессе выработки политики ООН.

Копенгаген: начало процесса анализа и оценки проделанной работы.

На Второй всемирной конференции по положению женщин, созванной в Копенгагене в 1980 году для анализа и оценки выполнения Всемирного плана действий 1975 года, представители 145 стран-членов ООН пришли к единодушному мнению о достижении значительного прогресса в этой области. Правительства и мировое сообщество добились успехов на пути к достижению целей, поставленных пять лет назад в Мехико.

Важной вехой было принятие Генеральной Ассамблеей в декабре 1979 года Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, одного из самых важных инструментов в борьбе за равенство женщин. Конвенция, получившая название «билль о правах женщин», на данный момент юридически объединяет 165 стран-членов ООН, и обязывает их в течение года после ратификации, а затем каждые четыре года докладывать о принятых мерах по преодолению препятствий, стоящих перед ними на пути выполнения положений Конвенции. 10 декабря 1999 года, в День прав человека, был открыт для подписания Дополнительный протокол к Конвенции, дающий возможность женщинам-жертвам половой дискриминации подавать жалобы в международный договорный орган. После вступления его в силу он придаст Конвенции статус, равный статусу других международных инструментов по защите прав человека, имеющих процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб.

Несмотря на достигнутый прогресс, в ходе Копенгагенской конференции был признан факт возникновения несоответствия между гарантированными правами и умением женщин пользоваться этими правами. Для решения этой проблемы участники конференции выделили три области, где было необходимо принятие специальных целенаправленных мер для достижения более широких целей равенства, развития и мира, поставленных на конференции в Мехико. Этими тремя областями являлись равный доступ к образованию, возможность трудоустройства и надлежащее медицинское обслуживание.

Дискуссии на Копенгагенской конференции сопровождались признаками политического давления, причем некоторые из них были характерны и для конференции в Мехико. Тем не менее, конференция завершилась принятием, хотя и не единодушным, Программы действий, в которой назван ряд различных факторов несоответствия между юридическими правами и умением женщин ими пользоваться, включая:

недостаточное участие мужчин в повышении роли женщины в обществе;

недостаток (отсутствие) политической воли;

недостаточное признание ценности вклада женщин в развитие общества;

недостаточный учет особых потребностей женщин при планировании;

недостаточное число женщин на руководящих постах;

недостаточное количество услуг, способствующих участию женщин в жизни страны: кооперативы, детские ясли и сады, учреждения кредитования;

всеобщий недостаток финансовых ресурсов;

недостаточное осознание женщинами доступных им возможностей.

Для решения этих проблем в Копенгагенской Программе действий в числе прочего призывается к принятию более существенных государственных мер по обеспечению прав женщин на собственность и управление имуществом, а также по расширению прав женщин на наследование, опеку над детьми и смену гражданства. Делегаты Конференции также потребовали покончить со стереотипами во взглядах на женщину.

Найроби: «Рождение мирового феминизма».

Движение за гендерное равенство получило подлинное мировое признание на Третьей всемирной конференции по положению женщин под названием «Всемирная конференция для обзора и оценки достижений Десятилетия женщины ООН: равенство, развитие и мир», состоявшейся в Найроби в 1985 году. Многие из 15000 представителей неправительственных организаций, принявших участие в параллельном Форуме НПО, отнеслись к конференции как к акту «рождения мирового феминизма». Женское движение, разделенное политическими и экономическими реалиями на конференции в Мехико, теперь стало международной силой, объединенной под знаменем равенства, развития и мира. За этим эпохальным событием стоит десятилетие напряженной работы. В процессе обсуждения, переговоров и анализа проделанной работы было собрано много информации, знаний и опыта.

Осознание этого факта потребовало выработки нового подхода. Делегаты Найробийской конференции были уполномочены начать поиск новых путей по преодолению препятствий к достижению целей Десятилетия - равенства, развития и мира.

Найробийские перспективные стратегии на период до 2000 года, разработанные и единогласно принятые 157 странами-участницами ООН, явились усовершенствованным проектом плана по улучшению положения женщин до конца столетия и новым этапом в борьбе за гендерное равенство. Участие женщин в принятии решений и доступ к управлению всеми сферами человеческой деятельности были признаны не только их законным правом, но и общественно-политической необходимостью - факторами, внедрение которых во все институты общества еще предстояло осуществить.

В основу документа был положен ряд мероприятий по достижению равенства на национальном (государственном) уровне. Правительства должны были определить свои собственные приоритеты, основанные на их стратегии развития и ресурсных возможностях.

Тремя основными группами мероприятий явились:

меры по усовершенствованию конституций и законодательств;

равное участие в социальных программах;

равное участие в политической жизни и принятии решений.

В соответствии с утверждением о том, что все общие проблемы являются, в том числе, и женскими проблемами, рекомендованные Найробийскими перспективными стратегиями меры распространялись на широкий спектр областей: от трудоустройства, здравоохранения, образования и социальных услуг до промышленности, науки, коммуникаций и окружающей среды. Кроме того, были предложены основные направления национальных мер по поддержке участия женщин в деятельности по укреплению мира, а также оказанию им помощи в особо трудных ситуациях.

В соответствии с вышесказанным, решением Найробийской конференции было настоятельно рекомендовано правительствам всех стран делегировать полномочия по решению проблем женщин всем государственным учреждениям и программам. Более того, вслед за конференцией делегаты Генеральной Ассамблеи обратились с просьбой к ООН о внесении основных пунктов по проблемам женщин во все сферы деятельности Организации, а именно, в те, которые до этого их не имели.

В ходе работы конференции в Найроби был выработан более широкий подход к проблеме улучшения положения женщин. Наконец было достигнуто признание того, что равенство женщин не является изолированной проблемой, а непосредственно касается всех сфер человеческой деятельности. Поэтому для достижения целей и решения задач Десятилетия женщин жизненно важными признавались перспективы улучшения положения женщин и их активное вовлечение в решение всех проблем, а не только тех, которые касаются непосредственно женщин.

Пекин: преемственность успеха

Несмотря на то, что усилия, которые предпринимались в течение двух предыдущих десятилетий, начиная с конференции в Мехико в 1975 году, помогли улучшить положение женщин и расширить их доступ к ресурсам, они не коснулись структурной основы неравенства в отношениях между мужчинами и женщинами. Решения, влияющие на жизнь всех людей, в большинстве своем все еще принимались мужчинами. Назрела необходимость поиска путей расширения прав и возможностей женщин для того, чтобы они могли выдвинуть свои собственные приоритеты и ценности в качестве равноправных партнеров мужчин в процессе принятия решений на всех уровнях.

Признание необходимости вовлечения женщин в процесс принятия решений нашло отражение в ходе ряда всемирных конференций, проведенных ООН в начале 90-х годов по различным аспектам развития - окружающей среде, правам человека, народонаселению и социальному развитию. На всех конференциях была подчеркнута важность полноценного участия женщин в принятии решений, и проблемы женщин были включены в план дискуссий и принятые документы.

Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что новая глава в борьбе за гендерное равенство была открыта лишь на Четвертой всемирной женской конференции по проблемам женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 году.

Главным изменением, которое имело место в Пекине, явилось осознание необходимости перенести основное внимание с самих женщин на концепцию полов, признав потребность переоценки всей структуры общества и всех отношений между мужчинами и женщинами внутри него. Только путем такой фундаментальной перестройки (реструктуризации) общества и его институтов женщины смогут получить полную возможность занять принадлежащее им по праву место в качестве равных партнеров мужчин во всех сферах жизни. Эта перемена еще раз ярко подчеркнула тот факт, что права женщин - это права человека и что гендерное равенство - это всеобщая проблема, от решения которой выигрывают все.

Заключение

Внимательно ознакомившись с историей и развитием женского движения в мире, можно сделать вывод, что первые шаги предпринятые в конце 18 века сделали колоссальный вклад в расширение и установление женских прав в патриархальном обществе 18-19 веков.

В дальнейшем перешедший в феминистское движение, сыграло огромную роль в том, что структура и строение общества изменилась, государственная политика приняла новые очертания, в частности были заложены такие сферы как, образование, здравоохранение, социальная защита и обеспечение и многие другие аспекты, входящие социальной части.

Все эти движения привели к тому, что сегодня мы называем равенством полов или «гендерным равенством». Гендерное равенство в 21 веке защищается и поддерживается многими международными и государственными организациями, в первую очередь Организацией Объединенных Наций. Гендерное положение в современном мире идет постепенно к установлению приемлемого соотношения мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности человека.

Список литературы

1. Бовуар С. де. Второй пол. М., Спб., 1997. 832 с.

. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990

. Шенар А. Куда идет феминистское движение? // Сегодня. 1996. 26.04. С. 6.

. Эванс С. Рожденная для свободы: Пер с англ. М., 1993. 320 с.

Похожие работы на - Развитие гендера в мире

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!