Организация и методика закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,56 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация и методика закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

Кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик





Курсовая работа

Организация и методика закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин

Выполнила студентка: Волкова Т. А.

ППИ 421 группа

Научный руководитель: Алексеева Л.П. доцент,

кандидат педагогических наук.





Челябинск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические аспекты организации методики закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин как педагогическая проблема                              6

.1 Понятие закрепления знаний и его функции

.2 Особенности организации закрепления знаний на уроках специализированных дисциплин

. Исследование особенностей методики закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин

.1 Способы организации закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин

.2 Разработка урока закрепления знаний по теме «Конструирование женского и мужского плечевого изделия».

.3 Методические рекомендации по организации закрепления знаний на уроках специальных дисциплин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 - Классификация геометрических объёмных форм в женской одежде

Приложение 2 - Сборочные конструктивные единицы женской блузки

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание дизайна сегодня является важным, прежде всего потому, что информационная революция, развитие науки и техники поставили человечество перед новыми проблемами. Будущее человека, складывающиеся социальные идеалы диктуют потребность обозначить перспективные направления, обуславливающие появление оптимальных форм профессиональной подготовки кадров и адаптации к трудовой деятельности, которым предстоит само реализовываться.

Организация закрепления знаний, руководство этой работой - это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания студентов. Эта задача выступает перед каждым преподавателем в числе задач первостепенной важности.

Целью данной курсовой работы является изучение организации и методики закрепления знаний студентов на уроках по дисциплинам и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы закрепления знаний в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность студентов и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Говоря о формировании у студентов самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у студентов самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Вопросы закрепления знаний студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания студентов.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является организация закрепления знаний студентов. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студентов к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения студентов в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний студентов остается формализм, который проявляется в отрыве заученных студентами теоретических положений от умения применить их на практике.

Актуальность этой проблемы бесспорна, так как при преподавании специальных дисциплин особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активную самостоятельную работу каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность.

Объект исследования: Процесс обучения при изучении специальных дисциплин.

Предмет исследования: методика закрепления знаний студентов на уроках по специальным дисциплинам.

Цель исследования: исследовать методику закрепления знаний студентов на уроках по дисциплинам и разработать рекомендации. при проведении знаний по теме: «Конструирование женского и мужского плечевого изделия».

Задачи исследования:

) Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.

) Выявить особенности закрепления знаний студентов на уроках по специальным дисциплинам.

) Исследовать методику закрепления знаний студентов на уроках по специальным дисциплинам.

) Разработать рекомендации по организации закрепления знаний студентов по теме:………..

Методы исследования: системный теоретический анализ литературы по проблеме исследования, синтез, опросные методы, наблюдение, проектирование и моделирование мужского и женского плечевого изделия.

База исследования: Челябинский государственный педагогический университет, факультет профессиональный педагогический институт, 321 группа.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

1.       Теоретические аспекты организации методики закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин как педагогическая проблема

1.1 Понятие закрепления знаний и его функции

Современный урок можно рассматривать как целостную структурно-функциональную систему, все элементы которой тесно взаимосвязаны, отражают основные положения современной дидактики и направлены на воспитание студентов и формирование их познавательной самостоятельности [9,15,16,20,21]. Процесс закрепления знаний и умений всегда имел и будет иметь место на уроке. Попытки "модернизации" урока, связанные с исключением процесса закрепления из структуры урока как тормозящего развитие студентов, обречены на провал. [12, с. 49] .

Требования к современному уроку позволяют считать закрепление умений его необходимым структурным элементом. Становление и формирование новых знаний происходит в процессе их применения. Закрепление - не самоцель, а средство формирования и приобретения новых знаний, оно не всегда является отдельным и самостоятельным этапом урока, оно может пронизывать его /урока/ компоненты, являясь конечным результатом применения знаний. Задача закрепления знаний, умений и навыков решается в единстве с их обобщением, способствует систематизации знаний [6, с.38, ]

При тесном взаимодействии с другими элементами урока закрепление может выполнять не только функцию упрочнения знаний, но также функции обучения, развития и контроля [19, с.82]. Это еще раз подтверждает то, что закрепление является необходимым структурным элементом современного урока.

Признаки хорошего и современного урока обстоятельно описаны Ивановой Р.Г. [12, с. 55 ] . К ним относятся многие: от ясной направленности на достижение конкретных целей обучения, воспитания и развития, научности содержания и высокого идейно-политического уровня до спокойной и доброжелательной обстановки на уроке. И вполне естественно, что вопрос этот не является дискуссионным. Однако, хочется добавить, что урок хорош и тогда, когда и преподаватель, и каждый студент работают на оптимально высоком для себя уровне, рационально используя время занятий, и учебная деятельность полностью соответствует целям обучения.

Такие уроки, как правило, приводят к хорошим результатам обучения.

Однако, в практике обучения нередки случаи, когда эффектный внешне урок не является эффективным и не дает хороших знаний. Чаще всего на таких уроках заслонена и подавлена главная идея урока.

Эффектный опыт, привлекающий внимание, может пересказать каждый, а вот с какой целью он проводился, для чего - эти вопросы вызывают затруднения у многих студентов. На истинно современном уроке, сила которого заключается во внутреннем интересе, все внешние средства оживления подчинены одной задаче - помочь выяснить, понять, осознать главную мысль урока; научиться применять полученные знания в различных ситуациях.

Рассмотрим с учетом требований к современному уроку по специальным дисциплинам основные вопросы организации и методики закрепления знаний студентов. Закрепление знаний, умений и навыков - вид учебной деятельности студентов, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала. [15, с. 121]

Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий - упражнений, заданий по тому или иному предмету.

Современная методика нацеливает на высокую активность и самостоятельность студентов в процессе закрепления, недопущение механического характера этого вида работы на уроке. Закрепление на уроке проводится обычно после объяснения нового материала, используется и при выполнении домашнего задания по предмету. Проводятся по плану специальные уроки закрепления материала, уроки повторения и обобщения пройденного, на которых используется этот вид работы со студентами.

Особое значение приобретают на занятиях по специальным дисциплинам первоначальные прочные знания и навыки. Этим навыкам обучаются на уроках в результате тренировок и самостоятельной деятельности все студенты.

При рассмотрении места, целей и содержания закрепления знаний студентов на уроке часто употребляют термины "активность", "самостоятельность", "творчество", характеризующие уровни интеллектуальной, мыслительной деятельности студентов. Соотношения между ними определил известный советский психолог В.А. Крутецкий: "Отношения между понятиями "активное мышление", "самостоятельное мышление" и "творческое мышление" можно обозначить в виде концентрических кругов. Это разные уровни мышления, из которых каждый последующий является видовым по отношению к предыдущему, родовому. Творческое мышление будет самостоятельным и активным, но не всякое активное мышление есть самостоятельное и не всякое самостоятельное мышление есть творческое" [13,с.78].

Упражнения и самостоятельная работа как средства закрепления и совершенствования знаний и умений должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Важнейшее из таких требований - целенаправленность деятельности студентов. Студенты всегда должны четко представлять, что от них требуется, к какому результату они должны стремиться. Это стимулирует их активность, повышает степень сознательности, способствует творческому применению знаний.

1.2 Особенности организации закрепления знаний на уроках специализированных дисциплин

Одно из требований к учебной работе студентов на уроках специальных дисциплин - ее посильность на соответствующем этапе обучения, наличие у студентов необходимого запаса знаний и умений. Вместе с тем посильность задания предполагает не легкость его, а необходимость приложения максимума усилий для выполнения задания, ибо только это дает ощутимые результаты в развитии познавательных способностей.

Очень важно, чтобы студенты приобретали не только фактические знания и умения, но и необходимые интеллектуальные умения, т.е. умели анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, доказывать, защищать свое мнение. Важно также, чтобы содержание упражнений и самостоятельной работы представляло для студентов интерес, что в значительной степени повышает мотив познавательной деятельности.

Эти требования определяют как содержание заданий, так и методику проведения работ по закреплению знаний студентов.

Рассмотрим типичные виды упражнений, применяемых при изучении специальных предметов. Одним из видов таких упражнений является решение учебных задач.

Выполняя самостоятельные работы, студенты используют полученные знания и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, приобретают умения решать новые для них проблемы познавательного и практического характера.

Одним из типичных видов самостоятельных работ является выполнение заданий по систематизации изученного материала, способствующих формированию у студентов способностей к обобщению и усвоению системы знаний. Такие работы целесообразно оформлять в виде таблиц, которые служат одновременно заданием и рабочим материалом.

Распространенным видом самостоятельных работ является решение продуктивных задач, требующее от студентов определенных мыслительных усилий. Продуктивные задачи бывают количественными и качественными. Количественные продуктивные задачи - это в основном задачи, условия которых содержат не все исходные данные для их решения. Студентам необходимо определить, какие данные нужны дополнительно, где их найти, какую использовать справочную литературу, таблицы, стандарты и т.п.

Важное значение в решении этой задачи играют методы обучения. Проектный метод - востребованный и эффективный метод закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин.

При подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, связанным со сферой обслуживания, типичным видом самостоятельных работ является решение творческих задач на принятие решений в различных производственных ситуациях.

Результативность упражнений и самостоятельных работ студентов во многом зависит от руководства преподавателя: он определяет цепь работы, выдает задания, формулирует познавательные задачи, планирует порядок выполнения работ, регулирует их сложность и трудность, руководит деятельностью студентов, контролирует и оценивает ее.

Большое значение имеет характер помощи, оказываемой студентам. Наблюдая за студентами, не следует вмешиваться в их работу, когда в этом нет необходимости. Помощь преподавателя должна быть своевременной: поспешность, излишняя опека лишает студентов инициативы, а запоздалая помощь зачастую приводит к грубым ошибкам и закреплению их. Не следует давать студентам готовые указания, как исправить ошибку. Нужно добиться, чтобы они сами нашли способ устранения и предупреждения ее. Следует всегда помнить, что чувство эмоционального подъема, которым сопровождается самостоятельное выполнение трудного задания, способствует воспитанию волевых качеств и целеустремленности.

В процессе упражнений и самостоятельной работы студентов необходимо умело сочетать фронтальную и индивидуальную работу, выдавая наряду с общегрупповыми заданиями дифференцированные. В ряде случаев работу студентов целесообразно строить аналитико-синтетическим путем: расчленить сложное задание на элементы и провести упражнения по овладению ими, после чего студенты приступят к выполнению всего задания. Очень важно при выполнении упражнений и самостоятельных работ приучать их к самостоятельности. Для этого нужно приучать студентов самостоятельно обращаться к справочникам, учебникам, записям в тетрадях, поощрять вопросы к преподавателю, стремление до конца уяснить суть изучаемого.

Упражнения и самостоятельные работы могут занимать на уроке различное место. Как правило, они проводятся после изложения или самостоятельного изучения нового учебного материала. Они могут проводиться и в начале урока, одновременно выполняя функции актуализации, а также в ходе изучения нового учебного материала как средство попутного закрепления и углубления знаний и умений. Все зависит от содержания, дидактической цели урока, его места в системе уроков, от педагогического замысла преподавателя. Однако в любом случае не следует жалеть времени на самостоятельную работу студентов. В комбинированном уроке на этот элемент в среднем отводят до 25-30% времени. На специальных уроках закрепления и совершенствования знаний и умений упражнения и самостоятельные работы студентов составляют их основу.

2. Исследование особенностей методики закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин

.1       Способы организации закрепления знаний студентов на уроках конструирования

С целью закрепления знаний студентов на уроках конструирования по специальности «Дизайн одежды» используются различные формы и методы работы: устный опрос, дидактические тесты, построение чертежей конструкции на основе своих данных, упражнения-тесты, задания-практикумы.

Например, для проведения фронтальной беседы со студентами с целью закрепления знаний можно использовать организацию работы в форме словарного диктанта:

. Словарный диктант. Подобрать к определениям соответствующие им термины и записать в тетради.

) «… - это плоскостное изображение, воплощение на бумаге или картоне замыслов художника».

) « … заключается в разработке чертежей деталей изделия и изготовлении выкроек для раскроя ткани и пошива одежды».

) « … - разработка или выбор фасона, который воплощается в эскизах и моделях одежды».

) « … - это прием художественного конструирования, позволяющий проверить проектные предложение объемных изображениях определенного масштаба - макетах и моделях».

) «… - творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства».

6) «…-чертёжный инструмент <#"699120.files/image001.gif">

 Рисунок 1 - Классификация геометрических объёмных форм в женской одежде

Приложение 2

Таблица 1 - Сборочные конструктивные единицы женской блузки

Наим. изделия

Наим. детали

Кол-во деталей в изделии, шт.

Эскиз детали

Наименование срезов

Женская блузка

Спинка

1


1-2 - срез горловины 2-3/1-8 - плечевой срез 3-4/7-8 - срез проймы 4-5/6-7 - боковой срез 5-6 - срез низа


Полочка

2


1-2 - срез горловины 2-3 - срез борта 3-4 - срез низа 4-5 - боковой срез 5-6 - срез проймы 1-6 - срез кокетки


Кокетка

2


1-2 - срез горловины 2-3 - срез кокетки 3-4 - срез проймы 1-4 - плечевой срез


Рукав

2


1-2 - срез охота 2-3/1-4 - передний срез 3-4 - срез низа


Воротник (со сгибом)

2


1-2 - срез середины 2-3 - срез отлета 1-3 - срез втачивания в горловину


Карман

2


1-2 - верхний срез 2-3/1-4 - боковые срезы 3-4 - нижний срез


Подборт

2


1-2 - плечевой срез 2-3 - срез горловины 3-4 - внешний срез 4-5 - нижний срез 1-5 - внутренний срез


Манжет

2


1-2/3-4 - нижние срезы 2-3/1-4 - боковые срезы


Пояс

1




Шлевки

4




Похожие работы на - Организация и методика закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!