Управление запасами в торговых организациях на примере универсама 'Айсберг' (отдел бытовая химия)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    290,77 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление запасами в торговых организациях на примере универсама 'Айсберг' (отдел бытовая химия)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра торгового дела и товароведения







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логистика»

НА ТЕМУ: Управление запасами в торговых организациях на примере универсама «Айсберг» (отдел бытовая химия)


Выполнила:

студентка 32 ТД группы

Петрова Елена

Проверила:

Евдокимова Е.А.


Мичуринск-Наукоград, 2013 г.

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии

.1 Понятие материального запаса и необходимость его создания

.2 Виды материальных запасов и критерии их оптимизации

.3 Факторы, влияющие на величину материальных запасов

.4 Системы управления запасами

. Анализ универсама «Айсберг» (отдел бытовая химия), как микрологистической системы

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия

.2 Характеристика материальных потоков на предприятии

.3 Политика управления запасами в универсаме «Айсберг» (отдел бытовой химии)

. Оптимизация материальных запасов в универсаме «Айсберг»

.1 Дифференциация ассортимента по методу ABC

.2 Дифференциация ассортимента по методу XYZ

.3 Пути совершенствования управления запасами в универсаме «Айсберг»

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

материальный запас торговое предприятие универсам

Введение

В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.

Процессы управления производством товаров и их распределением чрезвычайно усложняются по всей логистической цепи, следовательно, усложняются процедуры управления и контроля прохождения материальных потоков по звеньям логистической цепочки. Это требует повышения эффективности распределения ресурсов всех видов, в том числе пребывающих в форме товарно-материальных запасов.[6]

Актуальность темы исследования как для общества в целом, так и для отдельного предприятия очевидна. Ни одно современное производство не может обойтись без функций хранения сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, инструментов и инвентаря.

Многие результирующие показатели хозяйственной деятельности предприятия в значительной степени зависят от того, как решаются проблемы, связанные с хранением товарно-материальных запасов и поддержанием определенного их уровня, оптимизация которого может быть осуществлена за счет использования логистики.

Возникновение запасов обусловлено естественными природными и экономико-технологическими условиями. Необходимость образования запасов связана также с разделением труда, условиями производства и потребления товаров, которые разобщены как во времени, так и в пространстве.

Современное предприятие, чтобы выпускать определенную продукцию, вынуждено получать различные материальные ресурсы от многих других предприятий и организаций, в том числе территориально отдаленных от него.

Так как поставка сырья и материалов от поставщика к потребителю в большинстве случаев осуществляется периодически, а их потребление происходит, как правило, непрерывно и поэтому не совпадает по времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной работы предприятие вынуждено создавать определенные запасы нужных ему материалов, сырья полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов.

Запасы представляют собой значительную часть оборотных средств любого предприятия и соответственно влекут за собой большую часть капиталовложений, поэтому так важно, чтобы запасами управляли эффективно, а капиталовложения в них не становились неоправданно большими.

Целью данной курсовой работы является изучение управления запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)). Данная цель предполагает изучение следующих задач:

изучение теоретических аспектов управления запасами на предприятии;

анализ организационно-экономической структуры предприятия;

оценка материальных потоков;

изучение политики управления запасами на предприятии;

анализ ассортимента по методу ABC и методу XYZ;

анализ и определение путей совершенствования управления запасами в универсаме «Айсберг». В процессе выполнения курсовой работы использовались методы: аналитический; статистико-экономический; монографический, расчетно-конструктивный; абстрактно - логический.

1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии

1.1 Понятие материального запаса и необходимость его создания

Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи сырье (а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию. [2]

Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижения этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя. Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

замороженные финансовые средства;

расходы на содержание специально оборудованных помещении;

оплата труда специального персонала;

постоянный риск порчи, хищения.

Наличие запасов - это расходы. Однако отсутствие запасов - это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

потери от простоя производства;

потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;

потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.

Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, т. к. отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли. [10]

Перечислим основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы.

Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился производственный процесс, что особенно важно для предприятий с непрерывным циклом производства.

Возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.

Сезонные колебания производства некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Например, урожай картофеля в России убирается в начале осени. Потоки же этого клубнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый год. Следовательно, где - то должен накапливаться запас.  Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов (некоторые наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине).  Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создаст запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены.

Издержки, связанные с оформлением заказа. Процесс оформления каждого новою заказа сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т. п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.

Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:

произвести заказанный товар;

закупить заказанный товар;

выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя. [3]

Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка производства может обойтись слишком дорого.

Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.[2]

1.2 Виды материальных запасов и критерии их оптимизации

Как уже отмечалось, понятие запаса пронизывает все области материального производства, так как материальный поток на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке. Причем, управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида за пасов :

запасы производственные;

запасы товарные, каждый из которых в свою очередь делится на 4 вида:

запасы текущие;

запасы страховые;

запасы сезонные.

запасы переходящие [2]

Охарактеризуем каждый из названных видов запасов. Запасы производственные - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов - обеспечить бесперебойность производственного процесса. Примером производственных запасов могут служить запасы материалов для производства обуви на складах снабжения обувной фабрики. К производственному запасу относят также и некоторые средства труда, например, инструменты, запасные части к оборудованию, рабочую одежду и т. п.

Запасы товарные - запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако пустит его в производство покупатель). Примером товарного запаса предметов потребления может служить запас готовой обуви на складе готовой продукции обувной фабрики.

Понятие "товарный запас" объединяет три вида запасов:

сбытовые запасы:

запасы в пути;

запасы в торговле.

Общим для них является то, что это запасы продуктов труда изготовленных для обмена, продажи, т. е. запасы товаров. Однако создаются эти товарные запасы на разных участках логистической цепи, подходы к управлению ими, как правило, могут иметь различия, отсюда целесообразность выделения отдельных категорий.

Сбытовые запасы - это готовая продукция, находящаяся на складе предприятий-изготовителей в ожидании реализации производственным предприятиям либо предприятиям торговли. Примером сбытового запаса может служить запас металлопроката на складе готовой продукции металлургического комбината, запас изготовленной обуви, находящийся на складе готовой продукции обувной фабрики. Цель создания сбытового запаса - обеспечение бесперебойного процесса снабжения покупателей, которыми могут быть как предприятия-изготовители, так и предприятия торговли.

Запасы в пути - это товары (продукция производственно-технического назначения и изделия народного потребления), находящиеся в транспортных средствах во время продвижения их от поставщика к покупателю. Запасы в пути иногда называют транспортными запасами. Роль запасов в пути для России существенна в связи с большими расстояниями.

Запасы в торговле - это запасы на предприятиях оптовой и розничной торговли. Цель создания этих запасов - обеспечение бесперебойности процесса продаж. [4]

Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.

Запасы текущие - основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

Запасы страховые - предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:

отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;

возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;

непредвиденного возрастания спроса.

Запасы сезонные - образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.

Также существуют переходящие, спекулятивные и устаревшие запасы.

Переходящие запасы - это остатки материальных ресурсов на конец одного - начала следующего отчетного периода.

Спекулятивные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

Устаревшие (неликвидные) запасы, как правило, образуются, когда товары не находят сбыта. Задачей логистического менеджмента является предотвращение возможности появления таких запасов [5]

По времени выделяют различные количественные уровни запасов. Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Гарантийный запас (или запас страховой) предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Критериями оптимизации товарных запасов служат издержки на закупку, по содержанию запасов и т. д.

Типы издержек. При наличии дефицита запасов существуют три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:

. издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара) - дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;

. издержки в связи с потерей сбыта - в случаях, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую организацию (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);

. издержки в связи с потерей заказчика - в случаях, когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с компанией).

Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых "временных издержек компании в результате принятия альтернативного курса". Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки тоже. Однако для организации очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности.

Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных заказов. В нее входят и потери времени на изготовление продукции, и потери рабочего времени, возможно, потери времени из-за дорогостоящих перерывов в производстве переходах между сложными технологическими процессами.

Затраты на содержание запасов бывают следующих видов:
- капитальные запасы - зависят от процента на инвестированный в запасы капитал, размер которого может колебаться от ставки рефинансирования ЦБ до нормы доходности активов предприятия. Это важный параметр, поскольку от установленного процента будут зависеть все вычисления, связанные с эффективностью вложений в запасы;

страхование - стоимость страховки зависит от стоимости запасов, их характеристик, условий хранения и т. д.;

износ и списание - в процессе хранения продукция может портиться, а также морально устаревать. Важно в расчетах учитывать только издержки, связанные с хранением на складе, не зависящие от ошибок в планировании производства и сбыта;

расходы на хранение - расходы на аренду склада или содержание складских помещений, наем персонала, ремонт или закупку техники и т. д.

Главные затраты на содержание запасов - это вложенный в них капитал. Наличие запасов на 1 млн. долл. означает, что 1 млн. долл. никуда не вкладывается и на долгое время фактически исключается из оборотного капитала (если коэффициент оборачиваемости склада низкий).[7]
Традиционный критерий оптимизации в задачах управления запасами - минимизация рассмотренных выше издержек.

Реализация задачи возможна при использовании экономико-математических расчетов и знаний в области теории управления запасами. Таким образом, задача выбора необходимых запасов имеет альтернативный характер и должна решаться оптимизационными методами.

1.3 Факторы, влияющие на величину материальных запасов

Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.[7]

Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.

К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие.

. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.

. Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.

. Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.

. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя. [10]

. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.

. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество. [1]

На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.

1.4 Системы управления запасами

Управление запасами заключается в решении двух основных задач:

определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;

создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой. [5]

Норма запаса - это расчетное минимальное количество сырьевых, комплектующих материалов или готовой продукции, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства или покупателей товаров.

При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные в значительной степени на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, ответственный за состояние запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи относится к группе эвристических и называется опытно-статистическим Если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя их субъективные оценки ситуации, а также предлагаемые варианты, можно получить достаточно хорошее решение, незначительно отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

Метод технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например ассортиментные позиции в торговле. Далее, для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы - например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.

Экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле

Y5 = 0,5(2Y4+Y3-Y1),

где Y1, Y3, Y4 - уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту) соответственно за первый, третий и четвертый периоды; Y5 - нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период. Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать, используя формулу

Y6 = 0,5 (2YS + Y4 - Y2).

Международная практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.[9]

Проблема управления запасами конкретизируется в постановке следующих вопросов:

. Какой уровень запасов необходимо иметь на каждом предприятии для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя?

. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов в системе логистики?

. Какой объем запасов должен быть создан на каждой стадии логистического и производственного процесса?

. Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия?

. Каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и запасами?

. Каков общий уровень запасов на данном предприятии, связанный со специфическим уровнем обслуживания?

. Как меняются затраты на содержание запасов в зависимости от изменения числа складов?

. Как и где следует размещать страховые запасы? [4]

Рассмотрим системы управления запасами.

Система управления запасами - это комплекс мероприятий по созданию и пополнению запасов, организации непрерывного контроля и оперативного планирования поставок. Контроль за состоянием запасов - это изучение и регулирование уровня запасов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений. Необходимость контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль за состоянием запаса может проводиться на основе данных учета запасов, переписей материальных ресурсов, инвентаризаций или по мере необходимости.

На практике применяются различные методы контроля. Мы рассмотрим два наиболее часто встречающихся метода. При первом методе период, через который предприятие направляет заказ поставщику не меняется . Это система с фиксированной периодичностью заказа. Сущность второго метода заключается в том, что как только запас какого либо товара достигнет заранее определенного минимального значения, этот товар заказывается. При этом размер заказываемой партии все время один и тот же (система с фиксированным размером заказа). Рассмотрим подробнее названные системы.

Система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа. Контроль состояния запасов по этой системе осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки составляется заказ на поставку новой партии товара.

Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для исполнения заказа, требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода за этот период. Размер заказываемой партии (Р) определяется по следующей формуле:

P = Змакс - ( Зф - З t ) ,

где Змакс - предусмотренный нормой максимальный запас;

Зф - фактический запас на момент проверки;

Зt - запас, который будет израсходован к течение размещения и выполнения заказа.

Естественно, применять эту систему можно тогда, когда, есть возможность заказывать партии, различные по величине (например, в случае применения контейнерной доставки заказываемого товара эта система неприменима). Кроме того, систему не применяют, если доставка или размещение заказа обходится дорого. Например, если спрос за прошедший период был незначителен, то заказ также будет незначителен, что допустимо лишь при условии несущественности расходов, связанных с выполнением заказа.

Особенностью описываемой системы является также и то, что она допускает возникновение дефицита. [8]

Подводя итог, отметим, что система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа применяется в следующих случаях:

условия поставки позволяют получать заказы различными по величине партиями,

расходы по размещению заказа и доставка сравнительно невелика,

потери от возможного дефицита сравнительно невелики.

На практике по данной системе можно заказывать один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика, товары, на которые уровень спроса относительно постоянен, малоценные товары и т. д.

Система контроля за состоянием запасов с фиксированным размером, заказа. В этой системе контроля за состоянием запасов размер заказа на пополнение запаса является величиной постоянной. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разные.

Нормируемыми величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (так называемая точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. На практике система контроля за состоянием запаса с фиксированным количеством заказа применяется преимущественно в следующих случаях:

большие потери в результате отсутствия запаса;

высокие издержки по хранению запасов;

высокая стоимость заказываемого товара;

высокая степень неопределенности спроса;

наличие скидки с цены в зависимости .от заказываемого количества.

Система с фиксированным размером заказа предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа. При наличии широкой номенклатуры материалов (или ассортимента для торгового предприятия) необходимым условием применения системы является использование технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов. Рассматриваемую систему иногда называют «двухбункерной» (two-bin system), так как запас хранится как бы в двух складах-бункерах. Данная модель позволяет наглядно представить себе текущий запас, так как здесь - это то количество запаса, которое физически вытекает из обоих бункеров, обеспечивая непрерывность производственного или торгового процессов между очередными поставками.

Достоинство данной системы заключается в том, что поступление материала одинаковыми партиями приводит к снижению затрат на доставку и содержание запасов. Недостаток системы заключается в необходимости ведения постоянного трудоемкого контроля над наличием запасов и, как следствие, увеличении издержек, связанных с их регулированием.

Существует также еще одна не менее известная система - Система управления запасами «Минимум-максимум»,которая имеет принципиальное отличие от других систем в силу того обстоятельства, что она ориентирована на ситуацию со значительными затратами на содержание запасов и их пополнение. В этой системе затраты, связанные с управлением запасами, могут быть соизмеримы с потерями от дефицита запасов, заказы же выполняются при условии, что запасы на складе в определенный момент времени оказались равными или меньше установленного минимального уровня. Размер заказа рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального уровня. Таким образом, управление запасами в рассматриваемой системе осуществляется по двум их уровням: минимальному и максимальному, что и обусловило ее название.

Если на момент оформления заказа в остатке оказалось меньше запаса, чем предусмотренный минимальный уровень, то возможно возникновение ситуации с дефицитом ресурса. Это обстоятельство должно быть принято во внимание в момент списания в расход части ресурса на основании требования или лимитно-заборной карты. Другими словами, в момент списания ресурса в остатке запаса должно быть не меньше, чем это предусмотрено программой.

Необходимые параметры управления запасами в системе «Минимум-максимум»:

определена потребность в материальном ресурсе и среднесуточный расход;

установлены: минимальный и максимальный запасы; время реализации заказа и возможная задержка поставки;

гарантированный запас представлен суммой подготовительного и страхового запасов;

минимальный уровень запаса представляет собой разность максимального и гарантированного запасов.

Системе «Минимум-максимум» отдается предпочтение, когда необходимо быстро реагировать на изменение сбыта.[11]

2. Анализ универсама «Айсберг», как микрологистической системы

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия

Универсам «Айсберг» хозяйствующий субъект в сфере торговли, созданный для закупки и реализации товаров и в целях удовлетворения разного рода потребностей населения и получения при этом прибыли.

По функциональным особенностям данное торговое предприятие является стационарным. Руководите6ль предприятия Сухарев С.В, универсам «Айсберг»(отдел бытовой химии) имеет площадь 40 кв.м. Предприятие основано в 2007 году. Универсам расположен в городе Мичуринск на улице Федеративной 57, чем имеет очень выгодное положение, так как находится вблизи остановки, являющейся центром большого скопления людей.

Универсам специализируется на бытовых, косметических, электрических, хозяйственных товарах, постельное и нижнее белье и товарах личной гигиены. Магазин новой конструкции, оснащен видеокамерами, противопожарной сигнализацией и современной техникой. Имеется торговый зал и одно небольшое складское помещение. Через него ведется приемка продукции, а также хранится тара и запас товаров, осуществляется подготовка товаров к продаже. Кроме того, помещение для приемки товаров имеют кратчайшую связь с торговым залом, для быстрой и легкой доставки товаров в зал. Внутри магазина есть вода, освещение искусственное, но за счет окон солнечный свет тоже попадает в магазин. Полы выложены плиткой. В темное время суток в качестве освещения используется фонарь, расположенный над входом. Единственным недостатком является то, что площадь магазина не обеспечивает свободное движение покупателей, т. е. при большом скоплении людей в магазине становится тесно. Складской учет и учет реализации товаров ведется в электронном виде путем сканирования. Товар реализуется методом самообслуживания. Организованно отдельное хранение легковоспламеняющихся товаров. Следует отметить что у магазина очень удобный подъезд и есть небольшая площадка для стоянки автомобилей. Над входом установлена вывеска с его названием. Режим работы с 9:00 до 22:30. Продавцы одеты в спец.одежду, вежливо и культурно обслуживают покупателей. Персонал работает по сменам - 3 дня через 3. В каждой смене администратор, контролер, 2 кассира, 3 продавца, уборщица и грузчик.  Организационно - управленческая структура универсама «Айсберга»:

Рис.1 - Организационно - управленческая структура предприятия

На данном предприятии каждый сотрудник занимается непосредственно своими прямыми обязанностями.  Проанализируем экономическую эффективность коммерческой деятельности универсама «Айсберг» с помощью Таблицы 2.

Таблица 1. - Экономическая эффективность коммерческой деятельности универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)

Наименование показателя

Единицы измерения

Годы

Отношение 2012 к 2010,%



2010г.

2011г.

2012г.


Товарооборот

Тыс.руб.

18236

23696

27121

148,72

Издержки обращения

Тыс.руб.

1437

1658

1835

127,7

Затраты на закупку товаров

Тыс.руб.

14600

19219

21930

150,21

Прибыль

Тыс.руб.

2199

3019

3356

152,62

Уровень рентабельности, товарооборота

%

12,06

12,74

12,37

-

Уровень рентабельности по издержкам обращения

%

153,03

182,09

182,89

-

Валовый доход

Тыс. руб.

3636

4477

5191

142,77


Анализ основных показателей торгового предприятия свидетельствует об эффективности его функционирования. Так исходя из данных таблицы видно, что на изучаемом торговом предприятии за период 2010г.-2012г. наблюдается благоприятная тенденция к увеличению прибыли в динамике. К 2012 г. товарооборот увеличился на 48,7%, а прибыль увеличилась на 52, 6% и составила 3356 тыс.руб. Также увеличились затраты на закупку товаров и издержки обращения. Одним из важнейших оценочных показателей, характеризующих результат хозяйственной деятельности, является уровень рентабельности. Как экономическая категория рентабельность означает способность предприятия возмещать не только текущие производственные затраты денежной выручкой, поступающей от реализованной продукции, но и получать необходимую прибыль для покрытия затрат на расширение и развитие, премирование работников предприятия и повышения культурно-бытовых условий жизни трудящихся. Такой показатель дает уже очень многое для оценки экономики хозяйства, но оно не раскрывает, за счет чего предприятие получило прибыль или понесло убытки, где и в чем источники сокращения затрат, пути преодоления убыточности и повышения рентабельности. Рентабельность - важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Она определяется отношением прибыли к товарообороту.

Уровень рентабельности товарооборота в течении трех лет варьируется: в 2010г. составил 12,06%,в 2011г. 12,74%,в 2012г. 12,37%, при этом прибыль и товарооборот неизменно растут.

Таким образом, анализ данных показал, что в современных условиях изучаемый магазин ориентируется не только на структурное и организационное развитие, но и стремится к повышению экономических и финансовых показателей и эффективности коммерческой деятельности в целом.

2.2 Характеристика материальных потоков на предприятии

Материальным потоком называют: находящиеся в движении материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции, связанные с физическим перемещениями в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка и т.п.)[2]

По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным. Проанализируем входной материальный поток.

Таблица 2. - Структура входного материального потока

Группа товара

2010 тыс. руб.

%

2011 Тыс. руб.

%

2012 Тыс. руб.

%

Отношение 2012 к 2010,%

1

2

3

4

5

6

7

8

Бытовая химия

5306

35,65

7055

35,89

7962

35,16

150,06

Стеклянные товары

910

6,11

1213

6,17

1400

6,18

153,85

Керамические товары

289

1,94

114

0,58

290

1,28

100,35

Электротовары

96

0,64

105

0,53

180

0,79

187,5

Бытовая техника

116

0,78

226

1,15

250

1,10

215,52

Трикотажные товары

704

4,73

800

4,07

900

3,97

127,84

Канцелярские товары

834

5,60

1033

5,25

1200

5,30

143,88

Парфюмерно-косметические товары

5235

35,17

6789

34,53

7610

33,61

145,37

1

2

3

4

5

6

7

8

Ножевые изделия и столовые приборы

179

1,20

499

2,54

508

2,24

283,8

Средства личной гигиены

0,34

140

0,71

180

0,79

360

Товары из пластических масс

941

6,32

1245

6,33

1450

6,40

154,09

Металлическая посуда

128

0,86

200

1,02

295

1,30

230,47

Игрушки

156

1,05

240

1,22

390

1,72

250

Всего

14884

100

19659

100

22645

100

-


По данным таблицы можно сделать вывод, что потребность в закупках на протяжении всех трех лет неизменно растет, единственная группа товаров, потребность в которой уменьшилась в 2011 г. это керамические товары. Но к 2012 г. они снова стали закупаться на прежнем уровне. Бытовая химия и парфюмерно-косметические товары закупаются в большом объеме.

Охарактеризуем материальный поток относящийся к универсаму «Айсберг»(отдел бытовой химии).

По отношение к логистической системе:

Внешний материальный поток образуется при доставке товаров, тары и т.п. на предприятие.

Внутренний материальный поток: участок загрузки - участок приемки - склад - торговый зал.

По натурально - вещественному признаку материальный поток в данном магазине можно охарактеризовать как многоассортиментный.

По количественному признаку входной материальный поток можно назвать средним - товары завозятся партиями на газели.

По удельному весу: на предприятии есть материальные потоки как легковесные, так и тяжеловесные.

По степени совместимости: большинство материальных потоков на предприятии совместимые, то есть при хранении, обработке, транспортировке грузов и т.п. не происходит их негативное влияние на качество друг друга. Можно говорить о товарной совместимости образующих материальный поток грузов.

Проанализируем выходной материальный поток в Таблице 3.

Таблица 3.- Структура выходного материального потока

Группа товара

2010 тыс. руб.

%

2011 Тыс. руб.

%

2012 Тыс. руб.

%

Отношение 2012г. к 2010г.,%

1

2

3

4

5

6

7

8

Бытовая химия

6338

34,76

7800

32,92

8315

30,77

131,19

Стеклянные товары

970

5,32

1092

4,61

1200

4,44

123,71

Керамические товары

390

2,14

500

2,11

680

2,52

174,36

Электротовары

307

1,68

459

1,94

550

2,04

179,15

Бытовая техника

550

3,02

780

3,29

881

3,26

160,18

Трикотажные товары

825

4,52

1031

4,35

1360

5,03

164,85

Канцелярские товары

900

4,94

1250

5,28

1381

5,11

153,44

Парфюмерно-косметические Товары

6070

33,29

8100

34,18

8950

32,94

146,62

Ножевые изделия и столовые приборы

190

1,04

211

0,89

421

1,56

221,58

Товары из пластмасс

1080

5,92

1380

5,82

1800

6,66

166,67

Средства личной гигиены

165

0,90

348

1,47

550

1,85

303,03

Игрушки

202

1,11

380

1,60

560

2,07

277,23

Металлическаяпосуда

249

1,37

365

1,54

473

1,75

189,96

Всего

18236

100

23696

100

27121

100

148,72


Данные таблицы 3 позволяют сделать вывод о том, что товарооборот исследуемого предприятия за период 2010-2012 годов увеличился на 48,72%. Анализ структуры выходного материального потока позволяет сделать вывод о том, что наибольший удельный вес занимает бытовая химия, парфюмерно-косметические товары, доля которых составляет соответственно 8315тыс.руб.,8950 тыс.руб. К 2010 г. их продажа увеличилась на 31,19% и 46,62% соответственно, а продажа стеклянных товаров, игрушек металлической посуды соответственно увеличилась на 23,71%, 77,23%, 89,96%. В целом продажа групп товаров увеличилась.

Факторы, влияющие на товарооборот:

·  Соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то оборачиваемость увеличивается;

·        Размер торгового предприятия. На крупных предприятиях имеется возможность чаще завозить товары, нередко минуя посредников;

·        Сложность ассортимента товара. Чем сложнее ассортимент товаров, тем больше товарных запасов необходимо иметь на предприятии;

·        Потребительские свойства товаров. Свойства товаров удлиняют или укорачивают время оборота;

·        Организация продажи товаров;

·        Организация и частота завоза товаров;

·        Порядок завоза товаров;

·        Ритмичность поступления товара в течении квартала и месяца

Все эти условия должны соблюдаться поставщиками товаров. Закупки через поставщиков начинаются с анализа поведения рынка и выбора поставщиков. Этот выбор - один из важнейших задач магазина. На выбор поставщика существенное влияние сказывают результаты работ по уже заключенным договорам, применяя следующие критерии:

¾  Надежность поставки;

¾      Определенное время от получения заказа до поставки партии товаров;

¾      Гибкость поставки;

¾      Наличие заказанной продукции на складе поставщика;

¾      Возможность предоставления кредитов отсроченного платежа.

В любое время, при нарушении каких либо условий критерий поставщиками, магазин разрывает с ними контракт.

Универсам «Айсберг» (отдел бытовой химии) сотрудничает с большим количеством поставщиков. При закупке товара имеет значение спрос покупателей. При выборе поставщика имеет значение качество и ассортимент товара; цена и предоставленные скидки. В таблице 4 показаны поставщики универсама и поставляемая ими продукция.

Таблица 4. - Перечень основных поставщиков универсама «Айсберг» (отдел бытовой химии)

Поставщики

Группа товаров

ООО «Воронеж-Фрахт»

Товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары, средства личной гигиены

ООО Компания «Вектор»

Товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары, средства личной гигиены

ИП Ефимов Д.А.

Стеклянные, керамические, металлические товары, товары из пластмасс

ООО «Натол»

Стеклянные, керамические товары, товары из пластмасс.

ООО «4 сезона»

Трикотажные товары

ООО «Электропромснаб»

Электротовары

ООО «Сигма-опт»

Товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары, средства личной гигиены

ИП Цепа Н.О.

Стеклянные, керамические, металлические товары, бытовая техника

Дом моды «Серж»

Трикотажные товары

ИП Ерохина В.А

Парфюмерно-косметические товары

ООО фирма «Школьный мир»

Канцелярские принадлежности

ООО «Чистый дом»

Товары бытовой химии, парфюмерно- косметические товары

ИП Бакутин К.А.

Стеклянные, керамические, металлические товары, товары из пластмасс, бытовая техника, ножевые изделия и столовые приборы

ООО «Серпантин»

Игрушки

ООО «Парфюм-финист»

Товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары

ИП Юдаев Р.О.

Электротовары

ИП Кикоть А.Г.

Товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары


Исходя из таблицы 4 видно основных поставщиков универсама. Дистрибьютером являются: ООО Компания «Вектор», ООО «Воронеж-фрахт», ИП Цепа Н.Р., ИП Бакутин К.А.

Налаживая прочные хозяйственные связи с поставщиками, универсам строит свою торговую деятельность на договорной основе. Со всеми поставщиками, с которыми работает магазин заключены договора поставки, в которых оговорены все обязательные условия: дата заключения, полное наименование сторон, заключивших договор, количество и ассортимент товаров, подлежащих поставке, сроки исполнения, порядок поставки товаров, качество, комплектность, упаковка и маркировка товаров, цены и прядок расчетов, имущественная ответственность сторон.

Начиная работу с новыми участниками рынка, «Айсберг» (отдел бытовой химии) оценивает их финансовые качества, надежность поставки, уровень цен по сравнению с другими участниками рынка, тщательно изучает условия договора поставки продукции.

2.3 Политика управления запасами в универсаме «Айсберг»(отдел бытовой химии)

Важным условием эффективности коммерческой деятельности магазина являются товарные запасы и скорость обращения товаров.

Товарные запасы - это совокупность товарной массы находящиеся в сфере обращения и предназначенных для продажи. Универсам «Айсберг» имеет свой склад, где хранятся все товарные запасы. Факторы, влияющие на необходимость образования и изменение товарных запасов:

·        Формирование страховых резервов;

·        Неравномерность размещения производства;

·        Неравномерность спроса;

·        Сезонность производства и потребления;

·        Интервалами завоза товаров. [12]

Основная цель образования товарных запасов в розничной торговле - формирование широкого и устойчивого ассортимента для удовлетворения спроса покупателей - физических лиц, но никак не обработка товарных потоков.

Для анализа товарных запасов принято использовать следующие показатели:

. Объем товарных запасов может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. На практике определяют три вида данного показателя:

минимально допустимый объем, свидетельствующий о необходимости пополнения товарных запасов,

максимальный объем, характеризующий предельную величину товарных запасов,

резервный объем, гарантирующий владельцу бесперебойную работу предприятия в непредвиденных случаях.

2. Уровень товарных запасов.

Средние товарные запасы за период времени. Необходимость расчета средних товарных запасов обусловлена тем, что объем запасов может быть учтен только на определенный момент времени (так как в процессе оборота происходит колебание данной величины в зависимости от ритма поставок и изменений рыночной ситуации). Для расчета средних товарных запасов применяется два способа.

 

Таблица 5. - Обеспеченность товарными запасами магазина «Айсберг» (отдел бытовой химии)

Показатели

2010г

2011г

2012г

Отношение 2012г к 2010гг,%

Товарные запасы на конец года, тыс. руб.

4680

6759

8900

190,2

Товарооборот, тыс.руб.

18236

23696

27121

148,72

Среднегодовые товарные запасы, тыс.руб.

1282

2010

2800

218,41

Уровень товарных запасов , дн.

92

103

130

141,3

Скорость товарного обращения, тыс. оборотов

14

12

11

78,57


Данные таблицы 5 показывают, что магазин за 2 года увеличил свои товарные запасы на 90,2 % в связи с тем, что магазин располагает складом. В связи с этим увеличилась товарооборачиваемость на 48,72%, что означает более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых операций. При эффективной организации товародвижения каждый из этих этапов планируется как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Все элементы этой системы взаимосвязаны, поэтому пренебрежение каким-либо из них способно серьезно нарушить функционирование товародвижения и отрицательно повлиять на престиж торгового предприятия. Логическая система управления позволяет оптимизировать и управление товарными запасами.

Проанализировав управление товарооборотом и запасами в универсаме «Айсберг» (отдел бытовой химии), можно сделать следующие выводы:

Предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ускорения:

увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос,

уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль,

улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом, увеличивается объем производства товаров.

Среди множества существующих систем управления запасами универсам «Айсберг» использует наиболее оптимальную для розничной торговли - систему c фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса. В момент достижения запасом порогового значения заказывается партия постоянного объема. В этой системе контроля состояния запаса является величиной постоянной. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разные.

Нормируемыми величинами являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (так называемая точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. Система с фиксированным размером заказа предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа. При наличии широкого ассортимента необходимым условием применения системы является использование технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.

Рассматриваемую систему иногда называют «двухбункерной» (two-bin system), так как запас хранится как бы в двух складах-бункерах. Вначале удовлетворение спроса осуществляется из первого бункера. Окончание запасов в этом бункере является точкой заказа. В этот момент для снабжения потребителя открывается второй бункер, одновременно поставщику направляется заказ. В момент прибытия заказанного товара во втором бункере должен оставаться запас не ниже страхового. При распределении поступившего от поставщика заказа вначале полностью заполняется второй бункер. Оставшееся количество используется для заполнения первого. (см. Приложение 1)

Данная модель позволяет наглядно представить себе текущий запас, так как здесь - это то количество запаса, которое физически вытекает из обоих бункеров, обеспечивая непрерывность торгового процесса между очередными поставками.

3. Оптимизация материальных запасов в универсаме «Айсберг» (отдел бытовая химия)

3.1 Дифференциация ассортимента по методу ABC

Оптимизация запасов экономит до половины издержек по работе с ними. Многие принимаются за оптимизацию, но скоро вязнут в большой номенклатуре, так как без современной компьютерной системы оптимизировать управление запасами каждого из тысяч наименований товаров невозможно.

Для работы по оптимизации запасов необходима разработка технического задания для автоматизации следующих операций управления запасами:

статистика и анализ расхода товаров за любой период;

проведение объемно-стоимостного ABC-анализа и XYZ-анализа;

расчет минимального, среднего, страхового,  максимального и оптимального запасов;

расчет точки заказа;

расчет оптимальных количеств для заказов;

подготовка проектов заявок на пополнение запасов;

контроль исполнения заявок;

выявление неликвидов;

выявление тенденций изменения спроса на товары;

разработка процедуры контроля запасов;

обеспечение наличия страхового запаса;

расчет и контроль стоимости запасов;

разработка мер по ликвидации поврежденных и морально  устаревших товаров;

организация обработки статистической и аналитической  информации;

определение параметров контроля качества управления  запасами; постановка задач для компьютеризации процессов  контроля. [1]

АВС-анализ является эффективным методом выделения из множества влияющих факторов и элементов тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом. ABC-анализ, который основывается на принципе Парето. Последний, в свою очередь, гласит, что за 20% последствий отвечают 80% причин. Данное правило, которое также получило название 80/20, означает, что в любом процессе жизненно важным является небольшой процент причин (20%), а оставшиеся причины (80%) не оказывают серьезного влияния на конечный результат.

Данное правило может быть применено к различным социально-экономическим явлениям и бизнес-процессам. Например: 80% работы выполняется за 20% времени; 80% прибыли компании обеспечивают 20% клиентов; 80% площадей склада занимают 20% товарных запасов; 80% объема продаж обеспечивается 20% продавцов; 80% проблем вызвано 20% дефектов и т.д.

В каждом конкретном случае данная пропорция может отклоняться от точных параметров 80/20 и составлять 90/10 или 65/35. Однако суть от этого не меняется и заключается в том, что наибольший процент результата обеспечивается меньшим по величине процентом затрат.

В рамках анализа ассортимента данное правило говорит о том, что 20% товаров обеспечивают 80% товарооборота магазина.

Метод ABC-анализа позволит определить те 20% товаров, которые являются приоритетными для магазина. По сути, данный метод предполагает ранжирование торгового ассортимента по различным параметрам.

По этой системе запасы подразделяются на группы А, В и С. Группа А объединяет наиболее активные виды запасов, В - запасы средней активности и С - запасы с наиболее низким уровнем активности. Товары располагаются по убывающей активности продаж. Группа А, как наиболее активная, подвергается самому тщательному контролю, группе В оказывается меньше внимания, а группа С контролируется наименее активно.

Решающее преимущество АВС-анализа заключается в простоте применения, Метод позволяет быстро сделать выводы, способствующие уменьшению перегрузки менеджера деталями и обеспечивающие лучший обзор проблемной области. С помощью АВС-анализа реализуется возможность последовательной ориентации на принцип Парето, концентрирующий деятельность на важнейших аспектах проблемы. Деятельность концентрируется на решении важнейших задач, в результате появляется возможность целенаправленного уменьшения затрат на остальные сферы.

Слабое место АВС-анализа заключается в поиске объективных критериев оценки элементов, критериев, которые имеют решающее значение для достижения результата. Данная проблема решается относительно просто для количественно измеримых факторов (есть объективные меры, которые можно использовать для сравнения). Для качественных критериев (например, качество производственной программы) характерны существенно большие требования к принимающему решение. анализ - анализ товарных запасов путём деления на три категории:

• А - наиболее ценные, 20 % - тов.запасов; 80 % - продаж

• В - промежуточные, 30 % - тов.запасов; 15 % - продаж

• С - наименее ценные, 50 % - тов.запасов; 5 % - продаж

В зависимости от целей анализа может быть выделено произвольное количество групп. Иногда аналитики расширяют данную сегментацию, выделяя так называемые склонные в долгосрочной перспективе к росту товары, или товары, которые показывают большую прибыльность при меньших объемах. [11]

По сути, ABC-анализ - это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж - всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В логистике ABC-анализ обычно применяют с целью отслеживания объёмов отгрузки определённых товаров и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объёму сделанных ими заказов.

Давайте рассмотрим алгоритм проведения ABC-анализа:

. Определяемся с целью проведения анализа. Т.е. мы должны понимать конечный результат, а зачем его собственно будем проводить. Наша конечная цель это увеличение эффективности, но в любом случае мы должны получить промежуточный результат, который даст пищу для размышлений.

. Определяем действия по итогам анализа. Т.е. каким образом мы будем интерпретировать полученные результаты.

. Выбираем объект анализа (что будем анализировать?) и параметр анализа (по какому признаку будем анализировать?). Обычно объектами АВС анализа являются поставщики, товарные группы, товарные категории, товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объём продаж (в денежном или количественном измерении), доход (в денежном измерении), прибыльность единицы продукции, товарный запас, оборачиваемость и т. д. Иногда можно применить комбинированный подход, т.е. сформировать удельный показатель, который будет анализировать сразу несколько значимых для нас параметров.

. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра.

. Рассчитываем долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом. Доля с накопительным итогом высчитывается путём прибавления параметра к сумме предыдущих параметров. Иногда, называют кумулятивная сумма или сумма нарастающим итогом.

. Выделяем группы А, В и С: присваиваем значения групп выбранным объектам. [10]

И так, объектом исследования является универсам «Айсберг»(отдел бытовая химия). Весь торговый ассортимент мы разделяем на 3 группы A, B и C по признаку доли в реализации. В таблице 6 представлены исходные данные для расчета. Это товарные группы, реализуемые магазином, годовые и квартальные объемы продаж.

Таблица 6. - Исходные данные для проведения анализа ABC(руб.)

№ позиции

Группа товаров

Годовая реализация продукта, тыс.руб

Реализация за квартал




1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

Бытовая химия

8315

1200

3248

2067

1800

2

Стеклянные товары

1200

130

200

500

370

3

Керамические товары

680

80

100

148

352

4

Электротовары

550

90

110

125

225

5

Бытовая техника

881

240

300

200

141

6

Трикотажные товары

1360

260

300

420

380

7

Канцелярские товары

1381

210

356

480

335

8

Парфюмерно-косметические товары

8950

1400

2350

3100

2100

9

Ножевые изделия и столовые приборы

421

65

120

130

106


1

2

3

4

5

6

7

10

Товары из пластмасс

1800

175

325

500

800

11

Средства личной гигиены

550

53

102

158

237

12

Игрушки

560

140

135

145

140

13

Металлическая посуда

473

73

105

134

161


ИТОГО

27121

4116

7751

8107

7147


Перед тем как начать ABC-анализ мы рассчитаем долю продукта в общей реализации. Данные представлены в Таблице 7.

Таблица 7. - Расчет доли продукта в общей реализации

Группа товаров

Годовой объем реализации, тыс.руб.

Доля продукта в общей реализации,%

Бытовая химия

8315

30,77

Стеклянные товары

1200

4,44

Керамические товары

680

2,52

Электротовары

550

2,04

Бытовая техника

881

3,26

Трикотажные товары

1360

5,03

Канцелярские товары

1381

5,11

Парфюмерно -косметические товары

8950

32,94

Ножевые изделия и столовые приборы

421

1,56

Товары из пластмасс

1800

6,66

Средства личной гигиены

550

1,85

Игрушки

560

2,07

Металлическая посуда

473

1,75

Итого

27121

100


Следующим шагом мы выстраиваем ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общей реализации. После чего мы присваиваем каждой позиции упорядоченного списка порядковый номер. Общее число -13. Следовательно, первая позиция упорядоченного списка составляет 7,7% от общего числа позиций. Две верхние позиции упорядоченного списка составят 15.4% от общего числа позиций. На их долю приходится 63,71% всего оборота склада. (Таблица 8)

Таблица 8. - ABC-анализ

Группа товаров

Годовой объем реализации, тыс.руб

Доля продукта в общей реализации,%

Номер строки упорядоченного списка

Количество позиций ассортимента упорядоченного списка нарастающим итогом в % к общему количеству позиций

Доля продукта нарастающим итогом

Парфюмерно -косметические товары

8950

32,94

1

7,7

32,94

Бытовая химия

8315

30,77

2

15,4

63,71

Товары из пластмасс

1800

6,66

3

23,1

70,37

Канцелярские товары

1381

5,11

4

30,8

75,48

Трикотажные товары

1360

5,03

5

38,5

80,51

Стеклянные товары

1200

4,44

6

46,2

84,95

Бытовая техника

881

3,26

7

53,9

88,21

Керамические товары

680

2,52

8

61.6

90,73

Игрушки

560

2,07

9

69.5

92,8

Электротовары

550

2,04

10

77,0

94,84

Средства личной гигиены

550

1,85

11

80,7

96,69

Металлическая посуда

473

1,75

12

92,4

98,44

Ножевые изделия и столовые приборы

421

1,56

13

100

100

Итого

27121

100

-

-

-


Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные группы, как парфюмерно-косметические товары и бытовая химия, которые относятся к группе А. Это говорит о том, что 15,4% ассортимента дает 64% товарооборота. Такие товары подлежат жесткому учету и контролю, для них необходимо выделить лучшее место в торговом зале, а страховой запас всегда присутствовать в необходимом количестве. К «средним» товарам универсама «Айсберг» можно отнести товары из пластмасс, канцелярские, трикотажные и стеклянные товары. Их относят к группе B. Здесь 46% ассортимента дает 21,24% товарооборота. Они требуют нечастого контроля. К товарам группы C относятся бытовая техника, игрушки, электротовары, керамические товары, средства личной гигиены, металлическая посуда, ножевые изделия и столовые приборы. Это так называемые «проблемные» товара. Здесь 53,9% ассортимента дают 15,05% товарооборота. Такие товары являются аутсайдерами по прибыли и товарообороту. Контроль за управлением таких товаров проводится редко.

Минусы ABC-анализа:

. Он не позволяет оценивать сезонные колебания продаж

. Он не работает там, где происходит ежемесячное обновление ассортимента.

. Он будет неправильным там, где учет товаров ведется с постоянными изменениями в товарной номенклатуре

. Он будет ненужным, если товарная номенклатура состоит из слишком малого числа позиций (менее 10).

3.2 Дифференциация ассортимента по методу XYZ

XYZ-анализ - это инструмент, позволяющий разделить продукцию по степени стабильности продаж и уровня колебаний потребления.

Метод данного анализа заключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода. Этот коэффициент показывает отклонение расхода от среднего значения и выражается в процентах.

В качестве параметра могут быть: объем продаж (количество), сумма продаж, сумма реализованной торговой наценки. Результатом XYZ -анализа является группировка товаров по трем категориям, исходя из стабильности их поведения:

категория Х, в которую попадают товары с колебанием продаж от 5% до 15%. Это товары, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.

категория Y, в которую попадают товары с колебанием продаж от 15% до 50%. Это товары, характеризующиеся сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.

категория Z, в которую попадают товары с колебанием продаж от 50% и выше. Это товары с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому, спрогнозировать их спрос невозможно.

Чем стабильнее спрос на товары, тем легче ими управлять, тем ниже потребность в товарных запасах, тем легче планировать движение продукта.

Этапы XYZ-анализа:

. Выбираем объект анализа и параметр, по которому будем сравнивать объекты.

. Определяем количество периодов, по которым будет проводиться анализ(неделя, декада, квартал, год). Для анализа необходимо брать не менее 3-х периодов.

. Определяем коэффициент вариации - это среднеквадратическое отклонение для каждого объекта анализа. Коэффициент вариации (v) означает величину отклонения продаж от среднестатистической. Он определяется по формуле:

 

v =( σ / X¯) *100%

где σ - среднее квадратическое отклонение, которое рассчитывается как корень из дисперсии(σ²):

 

σ = √σ²

Дисперсия рассчитывается по формуле:


где Xi - значение спроса по оцениваемой позиции за i-й квартал;

X¯ - среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;

n - число кварталов, за которые произведена оценка.

. Далее группируем объекты управления в порядке возрастания коэффициентов вариации.

. И наконец, разделяем объекты на 3 группы: X, Y, Z.

Объектом анализа у нас остаются все те же товарные группы. В качестве периода, по которому будет проводится анализ, возьмем 4 квартала. Далее рассчитываем коэффициент вариации. Рассчитанные показатели приведены в Таблице 9. После этого нам необходимо выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания коэффициента вариации. Также присваиваем каждой позиции упорядоченного списка новый порядковый номер. Данные представлены в Таблице 10.

Таблица 9. - Расчет коэффициента вариации спроса

Группа товаров

Реализация, тыс.руб.

Дисперсия

Среднее квадратическое отклонение

Коэффициент вариации


за год

средняя за квартал

за квартал







1

2

3

4




Бытовая химия

8315

2078,75

1200

3248

2067

1800

554296,7

744,5

35,8

Стеклянные товары

1200

300

130

200

500

370

20950

144,7

48,2

Керамические товары

680

170

80

100

148

352

11652

107,9

63,5

Электротовары

550

137,5

90

110

125

225

2706,3

52,0

37,8

Бытовая техника

881

220,25

240

300

200

141

3360,2

58,0

26,3

Трикотажные товары

1360

340

260

300

420

380

4000

63,2

18,6

Канцелярские товары

1381

345,25

210

480

335

9167,7

95,7

27,7

Парфюмерно -косметические товары

8950

2237,5

1400

2350

3100

2100

369218,8

607,6

27,2

Ножевые изделия и столовые приборы

421

105,25

65

120

130

106

612,7

24,8

23,5

Товары из пластмасс

1800

450

175

325

500

800

54062,5

232,5

51,7

Средства личной гигиены

550

137,5

53

102

158

237

4680,3

68,4

49,8

Игрушки

560

140

140

135

145

140

12,5

3,5

2,5

Металлическая посуда

473

118,25

73

105

134

161

1074,7

32,8

27,7


Таблица 10. - Группы товаров, выстроенные в порядке возрастания коэффициента вариации.

Группа товаров

Коэффициент вариации, %

Номер строки упорядоченного списка

Количество позиций ассортимента упорядоченного списка нарастающим итогом в процентах к общему числу позиций ассортимента , %

Группа (X, Y или Z)

Игрушки

2,5

1

7,7

X

Трикотажные товары

18,6

2

15,4

Y

Ножевые изделия и столовые приборы

23,5

3

23,1

Y

Бытовая техника

26,3

4

30,8

Z

Парфюмерно-косметические товары

27,2

5

38,5

Z

Канцелярские товары

27,7

6

46,2

Z

Металлическая посуда

27,7

7

53,9

Z

Бытовая химия

35,8

8

61.6

Z

Электротовары

37,8

9

69.5

Z

Стеклянные товары

48,2

10

77,0

Z

Средства личной гигиены

49,8

11

80,7

Z

Товары из пластмасс

51,7

12

92,4

Z

Керамические товары

63,5

13

100

Z


По данным Таблицы 10 можно сделать вывод, что к товарам группы X относятся товары, с коэффициентом вариации от 0 до 10%, в нашем магазине к таким относятся только игрушки. Спрос на такие товары имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. К группе Y (коэффициент вариации - от 10% до 25%) относятся трикотажные товары, ножевые изделия и столовые приборы. Эти товары характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. И наконец, к товарам группы Z относятся все остальные товары. Коэффициент вариации у таких товаров свыше 25%. Спрос на эти товары имеет нерегулярный характер, а точность прогнозирования его прогнозирования невысокая.

Теперь построим матрицу матрицу ABC-XYZ. Она используется для более глубокого анализа. Для этого в ячейки матрицы вписываются группы товаров. Так в ячейку AX вписываются товары, вошедшие в группу A при выполнении ABC-анализа и в группу X при выполнении XYZ-анализа. (Таблица 11)

Таблица 11. - Матрица ABC-XYZ

AX -

AY -

AZ парфюмерно-косметические товары, бытовая химия

BX -

BY трикотажные товары

BZ канцелярские и стеклянные товары

CX игрушки

CY ножевые изделия и столовые приборы

CZ бытовая техника, электротовары, керамические товары, средства личной гигиены, металлическая посуда


Из таблицы видно, что товаров, относящихся к группе AX, AY и BX в магазине нет. А вот к группе AZ относятся парфюмерно-косметические товары и бытовая химия. К группе BY - трикотажные товары, BZ - канцелярские и стеклянные товары, CX - игрушки, CY - ножевые изделия и столовые приборы, CZ - бытовая техника, электротовары, керамические товары, средства личной гигиены, металлическая посуда.

3.3 Предложения по совершенствованию управления запасов в универсаме «Айсберг» (отдел бытовая химия)

Первым делом хотелось бы отметить предложения по системам управления запасами для товарных групп:

для товаров, входящих в группы AX, AY и AZ, следует выработать индивидуальные технологии управления запасами;

для товаров, входящих в группу AX, следует рассчитать оптимальный размер заказа;

товары группы AZ следует контролировать ежедневно. Очевидно, что в связи с большими колебаниями спроса здесь необходимо предусмотреть существенный страховой запас;

управление запасами по товарным группам, входящим в группы BX, BY и BZ, может осуществляться как по одинаковым, так и индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки);

планирование запасов по товарам, входящих в группы CX, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период, например на квартал с ежемесячной проверкой наличия запаса на складе.

Для совершенствования управления запасами на анализируемом предприятии предлагается осуществление следующих мероприятий:

•анализ стабильности, объёма и динамики продаж товара в прошлом периоде;

•расчёт среднего прогнозного значения продаж в будущем, при этом в процессе усреднения будет учитываться график работы, характер спроса на товар, сезонность и другие факторы;

•расчёт нормативов складских запасов с учётом применяемой ассортиментной политики, что позволит поддерживать необходимый ассортимент даже при колебаниях спроса;

•собственно расчёт текущей потребности. Он будет произведен как по отдельному складу, так и в целом по предприятию.

• ликвидация слабооборачивающихся запасов. Целью ликвидации запасов является устранение нежелательных запасов по возможно максимальной цене или с возможно более низкими издержками. Приведем несколько подходов, в порядке убывания эффективности, для выполнения этой задачи:

- Перемещение излишних запасов в другое территориальное отделение компании, где не наблюдается необходимости тратить денежные средства для покупки товара, если уже были инвестированы средства в запасы, которые «собирают пыль» в другом отделении компании. Многие дистрибьюторы устанавливают компьютерные программы для решений по перемещению запасов в другую местность, где спрос на товар выше. Этот процесс называется балансирование запасов.

Предоставление работникам по торговле денежного стимула для продажи товара. Этот способ работает в том плане, что расходится товар, когда торговые работники имеют подходящий стимул.

Реклама возможности покупки товара для других дистрибьюторов. Рассмотрение варианта размещения товарных запасов в чьих-то глазах. Эту особенность и используют дилеры излишних запасов.

Заключение

На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления; создание запасов требуют некоторых затрат, но и их отсутствия может привести к еще большим потерям;

все запасы делят на запасы производственные и запасы товарные, каждый из которых в свою очередь делится на 4 вида: запасы текущие; запасы страховые; запасы сезонные, запасы переходящие [1]

величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов;

существуют 2 основные системы управления запасами: система с фиксированным размером заказа и система с фиксированным и интервалом времени. Эти системы имеют ряд взаимных недостатков и преимуществ. Система с фиксированным размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе. Напротив, система с фиксированным интервалом времени между заказами требует лишь периодического контроля количества запаса. Необходимость постоянного учета запаса в системе с фиксированным размером заказа можно рассматривать как основной ее недостаток;

после изучения организационно-экономической характеристики предприятия можно сделать вывод, что универсам «Айсберг» является стабильно функционирующим предприятием. Хотя руководство широко не применяет логистический и маркетинговый подходы к организации торговли, на предприятии используются наиболее действенные методы совершенствования торгового процесса и стимулирования продаж. К ним можно отнести централизованную закупку и совершенствование хранения товара, оптимизирование использования торговой площади, приемы мерчандайзинга, реклама и скидки,

налаживая прочные хозяйственные связи с поставщиками, универсам строит свою торговую деятельность на договорной основе, основными поставщиками являются: ООО Компания «Вектор», ООО «Воронеж-фрахт», ИП Цепа Н.Р., ИП Бакутин К.А. Отсутствие больших колебаний в уровне товарных запасов магазина свидетельствует о тщательно спланированной работе по поставке товаров и о том, что нужный уровень товарных запасов рассчитан правильно; магазин за 2 года увеличил свои товарные запасы в связи с тем, что магазин располагает складом; Отсутствие больших колебаний в уровне товарных запасов магазина свидетельствует о тщательно спланированной работе по поставке товаров и о том, что нужный уровень товарных запасов рассчитан правильно.

- важным условием эффективности коммерческой деятельности магазина являются товарные запасы и скорость обращения товаров, магазин за 2 года увеличил товарные запасы; среди множества существующих систем управления запасами универсам «Айсберг» использует наиболее оптимальную для розничной торговли - систему c фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса;

проведенный ABC-анализ показал, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные группы, как парфюмерно-косметические товары и бытовая химия, которые относятся к группе А;

проведенный XYZ-анализ показал что к товарам со стабильным спросом относятся игрушки (товары группы X), его можно прогнозировать с невероятной точностью.

Список используемой литературы

1. Волгин В.В., Склад: организация, управление, логистика. 5-е изд., перераб. и доп. /В.В. Волгин- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2004. - 736 с.

. Гаджинский А. М., Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений./А. М. Гаджинский - 12-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 432 с.

. Григорьев М. Н., Логистика - Базовый курс. / Учебник/ М. Н. Григорьев - М: Изд. Юрайт, 2011. - 782 с.

. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А.Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.

. Михайлов О.И., Введение в логистику / О. И. Михайлов- М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 169 с.

. Моисеева Н.К., Экономические основы логистики: Учебник. / Н.К. Моисеева - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

. Неруш Ю.М., Логистика./ Ю.М. Неруш /4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 520 с.

. Радионов А.Р., Логистика: нормирование сбытовых запасов и оборотных седсв предприятия: учеб. пособие./ Р.А Родионов, А. Р. Родионов- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 416 с.

. Родкина Т.А., Логистика/ Т.А. Родкина, Б.А. Аникин/Учебник для Вузов: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 416 с.

. Степанов В.И., Логистика: учебник./ В.И. Степанов - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 448 с.

. Хабарова В.И., Основы логистики. В.И. Хабарова / Учебник : Издательство: Маркет ДС, 2008. - 267 с.

. Ширяев С.А., Основы логистики. / С.А. Ширяев, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин/ Учебник: М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 400 с.

Приложение 1

Рис. 1. Двухбункерная система контроля за состоянием запасов

Похожие работы на - Управление запасами в торговых организациях на примере универсама 'Айсберг' (отдел бытовая химия)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!