Основные понятия в метрологии, стандартизации и сертификации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные понятия в метрологии, стандартизации и сертификации

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Заочный факультет








Метрология, стандартизация и сертификация

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:

"Основные понятия в метрологии, стандартизации и сертификации"

Теоретические вопросы

1. Средства измерений (СИ). Понятие и классификация СИ

2. В чем отличие технического регламента от национального стандарта, а национального стандарта от стандарта организации

3. Аккредитация органов по сертификации

4. Сертификация услуг

5. Основные понятия в области технического регулирования

6. Содержание и применение технических регламентов

7. Цели аккредитации

1. Средства измерений (СИ). Понятие и классификация СИ

Измерения выполняются с помощью технических средств, которые называются средствами измерений (СИ). Разработка СИ является задачей приборостроения.

В метрологии СИ рассматриваются с точки зрения их единой классификации и выявления параметров, которые обеспечивают получение результата измерений с заданной точностью. Здесь же рассматриваются методы и средства передачи размеров единиц от эталонов к рабочим средствам измерений.

Средство измерений (СИ) - техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее или хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменной в течение известного интервала времени.

Приведенное определение выражает суть средства измерений, которое, во-первых, хранит или воспроизводит единицу, во-вторых, эта единица неизменна. Эти важнейшие факторы и обуславливают возможность проведения измерений, т.е. делают техническое средство именно средством измерений. Этим средства измерений отличаются от других технических устройств.

К средствам измерений относятся меры, измерительные: преобразователи, приборы, установки и системы.

Мера физической величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и (или) хранения физической величины одного или нескольких заданных размеров, значения которых выражены в установленных единицах и известны с необходимой точностью.

Примеры мер: гири, измерительные резисторы, концевые меры длины, радионуклидные источники и др. Меры, воспроизводящие физические величины лишь одного размера, называются однозначными (гиря), нескольких размеров - многозначные (миллиметровая линейка - позволяет выражать длину как в мм, так и в см). Кроме того, существуют наборы и магазины мер, например, магазин емкостей или индуктивностей.

При измерениях с использованием мер сравнивают измеряемые величины с известными величинами, воспроизводимыми мерами. Сравнение осуществляется разными путями, наиболее распространенным средством сравнения является компаратор, предназначенный для сличения мер однородных величин. Примером компаратора являются рычажные весы.

К мерам относятся стандартные образцы и образцовое вещество, которые представляют собой специально оформленные тела или пробы вещества определенного и строго регламентированного содержания, одно из свойств которых является величиной с известным значением. Например, образцы твердости, шероховатости.

Измерительный преобразователь (ИП) - техническое средство с нормативными метрологическими характеристиками, служащее для преобразования измеряемой величины в другую величину или измерительный сигнал, удобный для обработки, хранения, индикации или передачи. Измерительная информация на выходе ИП, как правило, недоступна для непосредственного восприятия наблюдателем. Хотя ИП являются конструктивно обособленными элементами, они чаще всего входят в качестве составных частей в более сложные измерительные приборы или установки и самостоятельного значения при проведении измерений не имеют. Преобразуемая величина, поступающая на измерительный преобразователь, называется входной, а результат преобразования - выходной величиной. Соотношение между ними задается функцией преобразования, которая является его основной метрологической характеристикой. Для непосредственного воспроизведения измеряемой величины служат первичные преобразователи, на которые непосредственно воздействует измеряемая величина и в которых происходит трансформация измеряемой величины для ее дальнейшего преобразования или индикации. Примером первичного преобразователя является термопара в цепи термоэлектрического термометра. Одним из видов первичного преобразователя является датчик - конструктивно обособленный первичный преобразователь, от которого поступают измерительные сигналы (он "дает" информацию). Датчик может быть вынесен на значительное расстояние от средства измерений, принимающего его сигналы. Например, датчик метеорологического зонда. В области измерений ионизирующих излучений датчиком часто называют детектор.

По характеру преобразования ИП могут быть аналоговыми, аналого-цифровыми (АЦП), цифро-аналоговыми (ЦАП), то есть, преобразующими цифровой сигнал в аналоговый или наоборот. При аналоговой форме представления сигнал может принимать непрерывное множество значений, то есть, он является непрерывной функцией измеряемой величины. В цифровой (дискретной) форме он представляется в виде цифровых групп или чисел. Примерами ИП являются измерительный трансформатор тока, термометры сопротивлений.

Измерительный прибор - средство измерений, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины в установленном диапазоне. Измерительный прибор представляет измерительную информацию в форме, доступной для непосредственного восприятия наблюдателем.

По способу индикации различают показывающие и регистрирующие приборы. Регистрация может осуществляться в виде непрерывной записи измеряемой величины или путем печатания показаний прибора в цифровой форме. Приборы прямого действия отображают измеряемую величину на показывающем устройстве, имеющем градуировку в единицах этой величины. Например, амперметры, термометры. Приборы сравнения предназначены для сравнения измеряемых величин с величинами, значения которых известны. Такие приборы используются для измерений с большей точностью.

метрология сертификация стандартизация регламент

По действию измерительные приборы разделяют на интегрирующие и суммирующие, аналоговые и цифровые, самопишущие и печатающие. Измерительная установка и система - совокупность функционально объединенных мер, измерительных приборов и других устройств, предназначенных для измерений одной или нескольких величин и расположенная в одном месте (установка) или в разных местах объекта измерений (система). Измерительные системы, как правило, являются автоматизированными и по существу они обеспечивают автоматизацию процессов измерения, обработки и представления результатов измерений. Примером измерительных систем являются автоматизированные системы радиационного контроля (АСРК) на различных ядерно-физических установках, таких, например, как ядерные реакторы или ускорители заряженных частиц.

По метрологическому назначению средства измерений делятся на рабочие и эталоны.

Рабочее СИ - средство измерений, предназначенное для измерений, не связанное с передачей размера единицы другим средствам измерений. Рабочее средство измерений может использоваться и в качестве индикатора.

Индикатор - техническое средство или вещество, предназначенное для установления наличия какой-либо физической величины или превышения уровня ее порогового значения. Индикатор не имеет нормированных метрологических характеристик. Примерами индикаторов являются осциллограф, лакмусовая бумага и т.д.

Эталон - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и (или) хранения единицы и передачи ее размера другим средствам измерений. Среди них можно выделить рабочие эталоны разных разрядов, которые ранее назывались образцовыми средствами измерений.

Классификация средств измерений проводится и по другим различным признакам. Например, по видам измеряемых величин, по виду шкалы (с равномерной или неравномерной шкалой), по связи с объектом измерения (контактные или бесконтактные).

С точки зрения применения в зависимости от решаемой измерительной задачи и дальнейшего использования результатов измерений средств измерений можно разделить на стандартизованные и не стандартизованные.

Стандартизованное СИ - средство измерений, изготовленное и применяемое в соответствии с требованиями государственного или отраслевого стандарта. Стандартизованные средства измерений обычно подвергают испытаниям и вносят в Государственный реестр.

Нестандартизованное СИ - средства измерений, стандартизация требований к которому признана нецелесообразной.

К не стандартизованным обычно относятся узко специализированные средства измерений, изготовленные в единичных экземплярах и не предназначенные для массового производства. Измерительные задачи, решаемые с помощью таких средств измерений, носят ограниченный и локальный характер. Как правило, такие средства измерений используются на одном или нескольких предприятиях для вспомогательных измерений. Часто они применяются в качестве индикаторов.

К понятию стандартизованного средства измерений примыкает понятие узаконенного средства измерений.

Узаконенное СИ - средство измерений, признанное годным и допущенное для применения уполномоченным на то органом. Примеры узаконенных средств измерений: государственные эталоны становятся таковыми в результате утверждения национальным органом по стандартизации, рабочие средства измерений, предназначенные для серийного выпуска, которые узакониваются путем утверждения тип.

Все многообразие средств измерений подразделяется на типы и виды.

Тип средств измерений - совокупность средств измерений одного и того же назначения, основанных на одном и том же принципе действия, имеющих одинаковую конструкцию и изготовленных по одной технической документации. То есть, тип средств измерений - это абсолютно одинаковые приборы, различающиеся лишь заводскими номерами. В отличии от типа различают вид средств измерений, который включает в себя их более широкий круг.

Вид средства измерений - совокупность СИ, предназначенных для измерения данной физической величины. Вид средств измерений может включать в себя несколько их типов. Например, амперметр является видом средства измерений для измерения силы тока. Возможность или невозможность использования средства измерения для решения поставленной измерительной задачи характеризуется такими понятиями, как метрологическая исправность и метрологический отказ.

Метрологическая исправность СИ - состояние средств измерений, при котором все нормируемые метрологические характеристики соответствуют установленным требованиям. Тогда они могут использоваться в соответствии с их назначением и метрологическими характеристиками.

Метрологический отказ СИ - выход метрологической характеристики средства измерений за установленные пределы. Если метрологический отказ произошел из-за технических неполадок, то они должны быть устранены. Если же прибор технически исправен, то в случае метрологического отказа его класс точности должен быть понижен.

Установление рядов пределов допускаемых погрешностей позволяет упорядочить требования к средствам измерений по точности. Это упорядочивание осуществляется путем установления классов точности СИ.

Класс точности СИ - обобщенная характеристика данного типа СИ, отражающая уровень их точности, выражаемая пределами допускаемой основной, а в некоторых случаях и дополнительных погрешностей (они рассмотрены выше), а также другими характеристиками, влияющими на точность. Класс точности применяется для средств измерений, используемых в технических измерениях, когда нет необходимости или возможности выделить отдельно систематические и случайные погрешности, оценить вклад влияющих величин с помощью дополнительных погрешностей. Класс точности позволяет судить о том, в каких пределах находится погрешность средств измерений одного типа, но не является непосредственным показателем точности измерений, выполняемых с помощью каждого из этих средств. Класс точности СИ конкретного типа устанавливают в стандартах технических требований или других нормативных документах. При выражении предела допускаемой основной погрешности в форме абсолютной погрешности класс точности в документации и на средствах измерения обозначается прописными буквами латинского алфавита или римскими цифрами. Чем дальше буква от начала алфавита, тем больше погрешность. Расшифровка соответствия букв значению абсолютной погрешности осуществляется в технической документации на средство измерения.

В настоящее время по отношению к современным средствам измерений понятие класс точности применяется довольно редко. В основном он чаще всего используется для описания характеристик электроизмерительных приборов, аналоговых стрелочных приборов всех типов, некоторых мер длины, весов, гирь общего назначения, манометров.

Подводя итог, классификация средств измерений производится:

По техническому назначению:

-мера физической величины - cредство измерений, предназначенное для воспроизведения и (или) хранения физической величины одного или нескольких заданных размеров, значения которых выражены в установленных единицах и известны с необходимой точностью;

-измерительный прибор - средство измерений, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины в установленном диапазоне;

-измерительный преобразователь - техническое средство с нормативными метрологическими характеристиками, служащее для преобразования измеряемой величины в другую величину или измерительный сигнал, удобный для обработки, хранения, дальнейших преобразований, индикации или передачи;

-измерительная установка (измерительная машина) - совокупность функционально объединенных мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей и других устройств, предназначенная для измерений одной или нескольких физических величин и расположенная в одном месте;

-измерительная система - совокупность функционально объединенных мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей, ЭВМ и других технических средств, размещенных в разных точках контролируемого объекта и т.п. с целью измерений одной или нескольких физических величин, свойственных этому объекту, и выработки измерительных сигналов в разных целях;

-измерительно-вычислительный комплекс - функционально объединенная совокупность средств измерений, ЭВМ и вспомогательных устройств, предназначенная для выполнения в составе измерительной системы конкретной измерительной задачи.

По степени автоматизации:

-автоматические;

-автоматизированные;

-ручные.

По стандартизации средств измерений:

-стандартизированные;

-нестандартизированные.

По положению в поверочной схеме:

-эталоны;

-рабочие средства измерений.

По значимости измеряемой физической величины:

-основные средства измерений той физической величины, значение которой необходимо получить в соответствии с измерительной задачей;

-вспомогательные средства измерений той физической величины, влияние которой на основное средство измерений или объект измерений необходимо учитывать для получения результатов измерений требуемой точности.

1)Общероссийские классификаторы

Классификация объектов производится согласно правилам распределения заданного множества объектов на подмножества (классификационные группировки) в соответствии с установленными признаками их различия или сходства. Применяется в Автоматизированных системах управления и обработке информации. Классификатор является стандартным кодовым языком документов, финансовых отчётов и автоматизированных систем.

Общероссийские классификаторы - это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в сфере прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации.

ОКТЭСИ - документы в области стандартизации, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными признаками на классификационные группировки (классы, группы, виды) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

В настоящее время насчитывается более 30 общероссийских классификаторов, которые входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Объектом классификации и кодирования в ЕСКК является информация в разных областях хозяйственной деятельности - статистика, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

В число общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации входят, например:

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (аббревиатура - ОКОГУ, обозначение - ОК 006-93, введен в действие 1 января 1996 г.);

Общероссийский классификатор предприятий и организаций (аббревиатура - ОКПО, обозначение - ОК 007-93, введен в действие 1 июля 1994 г.);

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (аббревиатура - ОКВЭД, обозначение - ОК 029-2001, введен в действие 1 января 2003 г.);

Общероссийский классификатор валют (аббревиатура - ОКВ, обозначение - OK (MK (ИСО 4217) 003-97) 014-2000, введен в действие 1 июля 2001 г.).

К общероссийским классификаторам, подпадающим под действие Федерального закона "О техническом регулировании" и распространяющимся на продукцию, товары и услуги, относятся, например:

Общероссийский классификатор стандартов (аббревиатура - ОКС, обозначение - OK (MK (ИСО/ИНКФО МКС) 001-2000, введен в действие 1 октября 2000 г.);

Общероссийский классификатор услуг населению (аббревиатура - ОКУН, обозначение - ОК 002-93, введен в действие 1 января 1996 г.);

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (аббревиатура - ОКДП, обозначение - ОК 004-93, введен в действие 1 января 1994 г.);

Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (аббревиатура - ОТКД, обозначение - ОК 021-95, введен в действие 1 января 1997 г.);

Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения (аббревиатура - ОТКСЕ, обозначение - ОК 022-95, введен в действие 1 января 1997 г.);

Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (аббревиатура - ОКВГУМ, обозначение - ОК 031-2002, введен в действие 1 января 2003 г.).

В частности, Общероссийский классификатор продукции (аббревиатура - ОКП, обозначение - ОК 005-93) был принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301 с 1 июля 1994 г. на территории Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в 1995-2000 гг.

Он предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, экономика и др. ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, выстроенный по иерархической системе классификации.

Классификатор используется:

при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам;

при подтверждении соответствия продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП;

для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом региональном и отраслевом уровнях;

для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и снабженческих операций.

В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код (например 57 1193), однозначное контрольное число (например 1) и наименование группы продукции (например, пески из природного камня), которые записываются в форме таблицы.

На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени располагаются классы продукции (XX 0000), на второй - подклассы (XX Х000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX ХХХХ).

Коды 2-5-разрядных групп продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.

На каждой ступени классификации деление осуществляется по наиболее значимым экономическим и техническим признакам.

Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

При необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции в создаваемых для этих целей отраслевых классификаторах в качестве первых шести знаков должны быть проставлены коды ОКП. В настоящее время ОКП включает в себя 82 класса продукции.

2. В чем отличие технического регламента от национального стандарта, а национального стандарта от стандарта организации

Регламент - документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы.

Технический регламент (ТР) - регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов. ТР принимается международным договором Российской Федерации, ратифицируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент - это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции.

И еще одно отличие - порядок утверждения технического регламента. Установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ либо федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Стандарт в Российской Федерации - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Некоторые стандарты в России могут иметь статус обязательных к применению на время перехода к системе технических регламентов.

Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), работу (процесс создания продукции) и услугу (процесс создания нематериальной продукции), подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Стандарты разрабатывают на наиболее распространенные и типовые ситуации. В частности, объектом стандартизации может быть конкретное изделие, параметрические ряды однотипных изделий, отдельные свойства изделия, меры и единицы измерения, нормы, правила, требования, условия, термины и определения, обозначения и т.д., имеющие перспективу многократного применения в различных сферах деятельности человека. Все правила до оформления их в стандарты проходят длительную проверку на практике, и поэтому заключают в себе богатый опыт инженеров и ученых.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004. Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения.

Национальные стандарты разрабатываются любым лицом и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с процедурой, установленной ст.16 ФЗ "О техническом регулировании" (опубликование уведомлений о разработке, сбор замечаний в срок не менее двух месяцев, публичное обсуждение, опубликование уведомлений о завершении обсуждения, экспертиза и пр.).

Утверждение национальных стандартов без соблюдения указанной процедуры является незаконным. Перевод ранее действовавших стандартов в статус национальных по процедуре аналогичен принятию новых национальных стандартов.

Поскольку национальные стандарты не могут противоречить техническим регламентам, их принятие возможно только после принятия технических регламентов. Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не к конструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев (п.4 ст.7 ФЗ "О техническом регулировании").

Стандарты же могут содержать как характеристики продукции, так и параметры конструкции и (или) исполнения. Стандарты также могут содержать нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.

Кроме того, области применения стандартов могут не совпадать с областями применения технических регламентов.

Стандарты могут содержать нормы, соответствующие лишь отдельным позициям технического регламента, а также нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.

Таким образом, корреляция требований стандартов и требований технических регламентов осуществляется, как правило, не на уровне документов в целом, а на уровне конкретных объектов технического регулирования.

Поскольку Законом о техническом регулировании предусмотрена норма, согласно которой стандарты не могут противоречить техническим регламентам, в описании области применения стандартов должно указываться ее соответствие объектам технического регулирования в конкретных технических регламентах.

Национальным стандартом в Российской Федерации является Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулированием).

Базовым принципом новой системы технического регулирования в соответствии с принятым в 2004г Федеральным законом "О техническом регулировании" является последовательное разделение требований на:

а) обязательные для соблюдения требования технических регламентов;

б) предназначенные для добровольного применения требования стандартов.

Принципиальный смысл этого разграничения заключается в прекращении ведомственного нормотворчества и в переводе всех обязательных требований на законодательный уровень.

Любые обязательные для соблюдения требования могут вводиться только через технические регламенты, то есть с неукоснительным соблюдением всех процедур, предписанных законом "О техническом регулировании" в отношении принятия технических регламентов в статусе федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, ратифицируемых международных договоров Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

И наоборот: никакие требования не могут вводиться как обязательные через какие-либо иные акты, не являющиеся техническими регламентами, то есть в обход указанных процедур.

В процессе создания технического законодательства все обязательные для исполнения требования, содержавшиеся в ранее введенных стандартах (и других нормативных актах - СанПиНах, СНИПах и пр.) после ревизии и необходимой коррекции переходят в технические регламенты.

Стандарты в новой системе технического регулирования будут иметь статус документов исключительно рекомендательного характера.

Вместе с тем в Федеральном законе "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" №384 ФЗ, который разработан и введен с развитие Федерального закона "О техническом регулировании" в статье 6 поручается Правительству РФ утвердить перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Правила (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Перечень обязательных к применению стандартов и сводов правил (а СНиПы теперь считаются как своды правил) приведен в Распоряжении Правительства РФ №1047-р от 21.06.2010г. (Приложение 4). В этом документе определены 8 стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р) и 83 Свода правил (СП и СНиП), которые в полном объеме или частично определены как обязательные для выполнения Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" №384 ФЗ.

Правительство РФ ведет работу по актуализации стандартов и сводов правил. Так в настоящее время 27 СНиП актуализированы и имеют другую индексацию (приложение 5).

Согласно ст.12 ФЗ "О техническом регулировании", не допускается принятие и применение стандартов, противоречащих техническим регламентам.

Адекватность соотнесения областей применения национальных стандартов и технических регламентов обеспечивается предусмотренными ФЗ "О техническом регулировании" процедурами разработки и принятия национальных стандартов.

В отношении иных стандартов (стандартов организаций) такая адекватность обеспечивается обычными режимами оценки соответствия продукции, с сохранением аналогичных рисков и ответственности.

Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности (п.1 ст.7), требования любого стандарта по определению не могут быть ниже соответствующих требований, предъявляемых техническим регламентом, а также не могут содержать параметры конструкции или изготовления, не обеспечивающих выполнения требований соответствующего технического регламента.

Таким образом, при соблюдении любого стандарта, соответствующего нормам закона "О техническом регулировании", обеспечивается выполнение соответствующих требований технического регламента.

Стандарты, не обеспечивающие выполнение норм технического регламента, не соответствуют предъявляемым к стандартам требованиям Закона, а потому не могут применяться на территории Российской Федерации. Таким образом, перечни национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, будут носить не нормативный и, тем более, не правовой, а исключительно информационный характер.

Соответственно пределам компетенции органов стандартизации различают следующие уровни стандартизации:

-Международная стандартизация. Органом по стандартизации является ИСО (ISO). Нормативным документом ИСО являются стандарты ИСО.

-Межрегиональная стандартизация. Охватывает ряд независимых государств (СНГ, ЕЭС и др.). Нормативным документом стран СНГ является межрегиональный стандарт.

-Национальная стандартизация. Это - стандартизация в пределах одного государства. Нормативным документом по национальной стандартизации в России установлен государственный стандарт России - ГОСТ Р, в ФРГ - DIN, в Великобритании - BS, и т.д.

-Правила, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

-Стандарты организаций - отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты обществ и т.п. Это - низший уровень стандартизации.

Государства стремятся к согласованию национальных стандартов и выпуску международных стандартов (например, стандарт ИСО на допуски и посадки), что упрощает обслуживание и ремонт экспортной продукции, облегчает продвижение товара на внешние рынки.

ОСТы имеют применение в выпустивших их отраслях промышленности. Обычно в виде ОСТов оформляются типовые ситуации, которые после дальнейшей практической проверки и подтверждения своей важности служат основой для выпуска соответствующего ГОСТа.

СТП имеют применение только на выпустившем их предприятии. Часто оформляются в виде нормалей, которые устанавливают ограничения на применяемую номенклатуру (перечень) деталей, материалов, норм и т.п., что вызывается особенностями снабжения и производства. Требования стандартов предприятий могут быть обязательными и для других предприятий, если между ними существуют договорные отношения, в том числе устанавливающие обязательность исполнений определенного круга стандартов одного из предприятий. "стандарты организаций".

Поскольку в ст.17 Закона о техническом регулировании указано, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то они могут принять документально оформленное решение (путем подготовки и утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов предприятия (объединения) и (или) изменения их обозначения для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации.

Целями разработки стандартов организаций являются:

совершенствование производства;

обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Вместе с тем стандарты организаций должны служить общим целям стандартизации, к которым относятся:

повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

содействие соблюдению требований технических регламентов;

повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечение научно-технического прогресса;

повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

рациональное использование ресурсов;

техническая и информационная совместимость;

сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

взаимозаменяемость продукции.

Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.

Конечно, существуют и другие виды текстовых или информативных документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации и т.п.

Рекомендации - документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Норма - положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Кодекс установившейся практики - документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение, экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц.

3. Аккредитация органов по сертификации

Государственные органы по сертификации продукции и услуг - независимые организации, зарегистрированные на базе юридических лиц и имеющие право (аккредитацию) на проведение сертификации в той или иной системе сертификации.

Центральным органом по сертификации (сертификационным органом) в системе ГОСТ Р является Госстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии). Службы сертификации (органы), аккредитованные Госстандартом, выполняют работы по сертификации в рамках своей аккредитации в соответствии с Постановлением Госстандарта "Требования к органу по сертификации и порядок его аккредитации".

Помимо Госстандарта - центрального органа по сертификации (сертификационного органа) в системе ГОСТ Р, перечень органов по сертификации также включает:

-ЦГСЭН Москва (СЭС, Роспотребнадзор) - центральный орган в системе гигиенической сертификации. Гигиенический сертификат (санитарно-эпидемиологическое заключение), выдаваемый органами Роспотребнадзора (ЦГСЭН Москва), подтверждает соответствие продукции, условий производства и т.д. требованиям Санитарных правил и норм (СанПиН) и гигиенических норм (ГН)

-Госстрой (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) - центральный орган по сертификации в области строительной сертификации.

-ВНИИС - всероссийский научно-исследовательский институт сертификации. Этот орган по сертификации занимается в основном разработкой научно-методических и организационных основ в сфере сертификации, а также решает спорные вопросы, возникающие в данной области (отказные письма ВНИИС).

-МЧС - является центральным ведомством, которое проводит аккредитацию органов по сертификации пожарной безопасности.

-Ростехнадзор - орган по сертификации, выдающий сертификаты, которые дают разрешение на применение на опасных производствах различного оборудования и техники.

Аккредитация органов по сертификации - это, по сути, разрешение на осуществление деятельности в области сертификации.

Постановление Госстандарта "Требования к органу по сертификации и порядок его аккредитации" дает следующее определение аккредитации органов по сертификации: Аккредитация органа по сертификации является официальным признанием его правомочности проводить сертификацию однородной продукции на соответствие требованиям стандартов и других нормативных документов. Аккредитация означает делегирование органу функций и прав на сертификацию какой-либо однородной продукции.

Аккредитация органов по сертификации предполагает определенную последовательность действий и процедур: представление и экспертиза документов; аттестация (проверка); рассмотрение результатов экспертизы и аттестации.

Порядок проведения и правила сертификации продукции регламентируется соответствующим Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) в редакции постановления Госстандарта РФ от 5 июля 2002 г. N 57 "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации".

Этапы проведения сертификации (организация работ по сертификации):

-подача заявки на проведение сертификации;

-принятие решения по заявке на проведение сертификации, в том числе выбор схемы;

-отбор, идентификация образцов и их испытания;

-оценка производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

-анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;

-выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

-осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

-корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции

-установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

-информация о результатах проведения сертификации.

За аккредитованными органами по сертификации устанавливается инспекционный контроль, который удостоверяет соответствие условиям аккредитации и лицензионного договора. При отрицательных результатах инспекционного контроля аттестат аккредитации будет аннулирован.

Аккредитация органов по сертификации находится в сфере деятельности Госстандарта России и Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (ВНИИС).

Системы сертификации - это системы норм, правил, критериев качества продукции, методов их выявлений и оценки соответствия необходимым параметрам.

На данный момент в России выделяется более 100 различных систем сертификации, которые в свою очередь подразделяются на обязательные и добровольные системы сертификации.

Обязательная система сертификации подразумевает, что проверка соответствия качества товара или услуги в этой системе установлена законодательно как обязательная, и реализация данного товара невозможна без оформления соответствующих документов в данной системе. Самыми важными системами обязательной сертификации в России являются: система сертификации ГОСТ Р, система гигиенической (или санитарно-эпидемиологической) сертификации и система пожарной сертификации.

Помимо указанных обязательных систем действуют и другие, в которых выдаются соответствующие сертификаты.

Добровольные системы сертификации отличаются от обязательных только тем, что добровольный сертификат никто не может требовать. Однако, любая добровольная сертификация - это подтверждение качества товара или услуги, ответственности производителя.

Системы обязательной сертификации:

-Система сертификации "ГОСТ Р"

-Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации

-Система сертификации средств защиты информации

-Система сертификации безопасности взрывоопасных производств

-Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте

-Система сертификации "Электросвязь"

-Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности

-Система сертификации морских гражданских судов

-Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации

-Система сертификации геодезической, топографической и картографической продукции

-Система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации

-Федеральная система сертификации космической техники научного и народнохозяйственного назначения

-Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения

-Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну

-Система сертификации иммунобиологических препаратов

4. Сертификация услуг

Сертифика́ция - подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата.

Объектами сертификации являются:

-продукция;

-работы (услуги);

-системы менеджмента;

-персонал.

Сертификация услуг (работ) - это независимое подтверждение соответствия утвержденным требованиям с целью соблюдения "Закона о защите прав потребителей" поставщиком работ и услуг на территории Российской Федерации.

Под сертификацией услуг понимается подтверждение независимым органом соответствия услуг государственным стандартам. На данный момент эти стандарты представлены разными правилами ГОСТ, ГОСТ Р и прочими. То есть сертификация услуг это подтверждение качества оказываемой услуги. Если услуга проходит сертификацию, то компания получает документ с определенными требованиями, которых необходимо придерживаться при оказании работ или услуг.

Какова цель сертификации услуг? В первую очередь, это определение качества услуг в соответствии с нормативно-техническими стандартами. Если работа соответствует нормативно-техническим стандартам, то компания получает сертификат соответствия. Также проверяется стабильность осуществления представленных услуг и в этом случае выдается сертификат качества.

Порядок сертификации услуг и работ

Сертификация услуг проводится независимой экспертной компанией в соответствии с кругом нормативных документов. В первую очередь это законодательство РФ, правила выполнения определенных услуг и работ, которые закреплены в отдельных постановлениях правительства РФ. Также в расчет принимаются международные и национальные стандарты, санитарные правила, строительные нормы. Не менее важны и документы, которые содержат технические условия для выполнения работ или услуг.

Правила сертификации услуг (работ) регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1997 N 17 "О принятии и введении в действие Правил сертификации"

В качестве требований при сертификации услуг (работ) могут являться:

-законодательные акты Российской Федерации;

-правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;

-государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.

Ранее сертификации подлежали строительные, транспортировочные, жилищно-коммунальные, туристические, социальные, парикмахерские и прочие услуги. В данный момент услуги не подлежат обязательной сертификации - это полностью добровольная процедура.

Следует отметить, что сертификация услуг и работ проводится в случае, если заявитель предъявляет определенный перечень документов. К этим документам относятся свидетельство и лицензия о регистрации компании, описание услуг и документы, подтверждающие осуществление данных услуг. Также заявитель должен предъявить документацию с перечнем оборудования, справку о кадровом составе, перечень нормативно-технических стандартов, которые используются при выполнении работ или услуг.

В качестве объекта работ для аудита определяется качество производства, возможности улучшения технологического процесса. Если услуга или работа осуществляется в соответствии со всеми сертификатами, то компания получает сертификат качества и соответствия сроком на три года.

5. Основные понятия в области технического регулирования

Через деятельность государства в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия проявляется его регулирующая роль на рынке. Под регулированием в данном случае понимаются действия государства, с помощью установленных норм и правил организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов.

На современном этапе изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию той или иной торговой марки, выйти на рынок и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы в выполнении:

обязательных требований к качеству продукции, устанавливаемых в техническом законодательстве;

рекомендуемых требований стандартов к качеству продукции;

подтверждения соответствия обязательным и рекомендуемым требованиям к качеству продукции и системам качества организации через сертификаты и декларации соответствия.

Перечисленные выше документы (техническое законодательство, стандарты, сертификаты (декларации) соответствия) являются результатом деятельности, именуемой техническим регулированием. Иначе говоря, Техническое регулирование - это правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

То есть, говоря более простыми словами, техническое регулирование в государственных масштабах есть не что иное, как стандартизация на основе сочетания действующей европейской модели и классических ГОСТов, знакомых каждому производителю товаров и услуг.

В Законе №184 определено понятие технического регулирования: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Главная цель технического регулирования - принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В Законе №184 понятие технический регламент определяется следующим образом: "документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации".

Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических регламентов - безопасность.

При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального 2-х уровневого подхода (двухуровневая модель).

Первый уровень - это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукцию.

Второй уровень - стандарты, содержащие требования добровольного применения.

По модели, принятой в Европе и называемой принципами Нового подхода, в технических регламентах формулируются только существенные требования к продукции, то есть такие, которые определяют минимально необходимый уровень безопасности. Конкретные же показатели, которых обязан достигнуть производитель, чтобы выполнить требования, заложенные в технических регламентах, включаются в добровольные стандарты. Сфера стандартизации - это добровольная сфера, это получение продуктов наилучшего качества наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене. Поскольку стандарты добровольны для применения, то производитель сам будет выбирать, хочет он их использовать или не хочет, нужны они ему или не нужны. Согласно статье 11 Закона №184 "Цель стандартизации" стандарты должны способствовать соблюдению техрегламентов.

Такой подход дает возможность более эффективно разрабатывать технические регламенты, опираясь на существующие стандарты. Согласно руководству ИСО/МЭК 2: 2004 технический регламент - это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. При разработке технических регламентов должны по возможности использоваться ссылки на национальные стандарты. Это будет способствовать не только устранению барьеров в торговле, но главное, упростит и ускорит законодательную деятельность.

Третья область технического регулирования это - оценка или подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 ФЗ "О техническом регулировании").

Процедура подтверждения соответствия может иметь как добровольный, так и обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям технических регламентов (ТР) в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.

Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (третья сторона).

Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Закон не распространяется на сферу деятельности, связанной с функционированием единой сети связи РФ, на государственные образовательные стандарты, положения о бухгалтерском учете, на стандарты эмиссии ценных бумаг и правила аудиторской деятельности.

Объектами обязательных требований являются:

продукция;

процессы производства продукции (требования к ее изготовлению);

правила эксплуатации продукции (потребления, применения);

правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Это продукция производственного назначения (станки, машины, приборы и т.д.), товары народного потребления (в том числе энергоносители, вода и т.д.), здания и сооружения как общественного и государственного, так и индивидуального пользования.

Объекты добровольных требований те же, но добавлены работами и услугами. Т.е., если на продукцию и связанные с нею процессами распространяются как добровольные, так и обязательные требования, то на выполнение работ и оказание услуг принимаются только добровольные требования.

К основным принципам технического регулирования относятся:

применение единых правил установления требований к продукции и процессам, выполнению работ или оказанию услуг - для обеспечения совместимости требований и форм их изложения в технических регламентах и документах по стандартизации;

соответствие технического регулирования уровням развития национальной экономики, материально-технической базы и науки и техники - для обеспечения возможности практического применения требований Закона;

независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей - отсутствие организационной, административной, экономической, финансовой и любой другой формы зависимости;

единая система и правила аккредитации;

единства применений требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимости ограничений конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации - подчеркивается коммерческий характер деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий и недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо этих органов;недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля и органа сертификации - подчеркивается принципиально различный характер государственных органов контроля и органов по сертификации, функции которых могут выполнять лица и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию - подчеркивается государственная функция аккредитации;недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов - обеспечивается финансовая независимость органов госконтроля для эффективности их деятельности.

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти, в том числе и министерства, могут издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Это относится и к вновь созданным Министерству промышленности и энергетики РФ и подведомственному ему Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. Таким образом, законодательство о техническом регулировании относится только к компетенции РФ. Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты в этой области.

Исключение составляет техническое регулирование в отношении оборонной продукции (работ и услуг) и продукции (работ и услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этой области в случае отсутствия технических регламентов обязательные требования к работам и услугам могут устанавливать федеральные органы исполнительной власти.

6. Содержание и применение технических регламентов

Технический регламент - документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты применяются в целях:

-защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

-охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

-предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Таким образом, целью принятия технических регламентов является установление обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья людей, имущества субъектов права, окружающей среды, животных и растений. Эти требования сводятся в основном к установлению для продукции и процессов различных норм и показателей технического характера.

Другая цель - предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей - достигается установлением иных обязательных требований. Для достижения этой цели технические регламенты должны обеспечивать предоставление достоверной информации и исключать появление недостоверной информации. Обеспечение единства измерений является одной из мер, которая предупреждает введение потребителей в заблуждение вследствие недостоверных результатов измерений. Поэтому метрология, одной из задач которой является обеспечения единства измерений, должна входить в сферу технического регулирования, т.е. Закон предусматривает разработку технических регламентов по ОЕИ.

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

-безопасность (излучений, механическую, пожарную, промы-шленную, термическую, химическую, биологическую, взрывобезопасность, электрическую, ядерную, радиационную);

-электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

-единство измерений.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции и процессов, в отношении которых устанавливаются его требования. Содержащиеся в нем обязательные требования имеют прямое действие на всей территории РФ. Из этого следует, что исключается принятие какими-либо государственными органами РФ или ее субъектов нормативных актов по вопросам, решение которых должно быть содержанием технических регламентов.

Не включенные в технический регламент требования к продукции и процессам, правилам и формам оценки соответствия, требованиям к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции и процессам, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению. В нем могут содержаться специальные требования с учетом степени риска причинения вреда, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин).

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющий вред жизни или здоровью, накапливаемый при длительном использовании этой продукции. Он может содержать требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, обеспечивающие биологическую безопасность.

Из всех видов технической совместимости (функциональной, геометрической, электрической, прочностной, программной, биологической и др.) в качестве предмета технических регламентов упоминается только электромагнитная совместимость. Отсутствие требований по некоторым видам технической совместимости может привести к трудностям в использовании некоторых видов продукции по их назначению. Поэтому установление требований по таким видам совместимости должно являться не только задачей национальных стандартов, как прописано в Законе, но и технических регламентов.

В РФ действуют общие и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции и процессам определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов. Эти регламенты применяются по вопросам:

безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

безопасной эксплуатации зданий, сооружений, пожарной безопасности;

биологической и экологической безопасности;

электромагнитной совместимости;

ядерной и радиационной безопасности.

Требования специального технического регламента учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов. Они устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам, в отношении которых цели Закона не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

7. Цели аккредитации

Деятельность по оценке соответствия продукции, работ (услуг) требованиям безопасности и качества, включающая испытания и контроль, подтверждение соответствия, регистрацию и т.д., - один из важнейших механизмов, регулирующих рыночные отношения в сфере бизнеса. Оценку соответствия проводят специальные аккредитованные органы. Законом "О техническом регулировании" (ст.2) определено, что аккредитация - это официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Слово "аккредитация" происходит от латинского accredere - доверять, быть уверенным в чем-либо. Таким образом, аккредитация (англ. accreditation) означает "давать уверенность". Заинтересованные лица и организации могут быть уверены в том, что аккредитованные органы предоставляют им услуги компетентно и надежно.

Аккредитации подлежат органы по сертификации, испытательные лаборатории, инспекционные органы, калибровочные (поверочные) лаборатории, органы по сертификации персонала. Задача состоит в том, чтобы при аккредитации обеспечить гармонизацию процедур оценки соответствия с целью повышения компетентности, достижения высокого качества и эффективности предоставляемых услуг.

В целях обеспечения единства подходов в построении органов по аккредитации и организации их деятельности Международной организацией по стандартизации (ИСО) совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовлен документ ИСО/МЭК 17011 "Общие требования к органам, обеспечивающим оценку и аккредитацию органов по оценке соответствия". Этот документ служит основой для сравнения деятельности различных органов по аккредитации в целях достижения взаимного признания.

Организационно деятельность по аккредитации поддерживается и координируется различными международными и региональными организациями, самая авторитетная из которых - Международный форум по аккредитации (International Accreditation Forum - IAF).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

обеспечение доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

добровольности;

открытости и доступности правил аккредитации;

компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров),

обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Похожие работы на - Основные понятия в метрологии, стандартизации и сертификации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!