Персоналии в области социальной работы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,29 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Персоналии в области социальной работы

Содержание

Введение

Персоналии в области социальной работы

Заключение

Список литературы

Введение

Социальная работа в России относится, на наш взгляд, к малоизученным объектам социологии. Поиск закономерностей развития социальной работы в современном российском обществе вызывает интерес к теоретико-методологическим проблемам изобретения и испытания гипотез в эмпирической социологии.

Социологические исследования в социальной работе выполняют многообразные функции. Во-первых, они дают перспективы, основные методы и подходы, на которые опирается практика. Хотя практическая социальная работа, без всякого сомнения, является искусством, обращение социального работника к научным методам намного повышает эффективность его деятельности. Во-вторых, исследования помогают формировать базу знаний, необходимых для практической работы. Они могут порождать и уточнять концепции, выявлять важные для обобщений факты и подтверждать эффективность практических методов. В-третьих, исследования выполняют чисто практическую функцию, поскольку полученные в ходе их проведения данные помогают принять конкретные решения, осуществлять программы или социальные мероприятия.

Эмпирические научные исследования, осуществляемые в процессе оказания социальной помощи, в социальной работе впервые нашли широкое применение в рамках движения, развернувшегося в начале века. Оно стимулировалось обострением в городах таких проблем, как бедность, плохие жилищные условия и условия труда, неудовлетворительный уход за детьми и т.п., и развертывалось в период прогрессивных изменений политической системы. В настоящий момент научные исследования находят свое применение в основном на макроуровне социальной работы. Тем не менее, такие методы и средства научного исследования, как систематическое наблюдение и стандартизированные тесты, все активнее используются во всех звеньях непосредственной практической работы с отдельными лицами, семьями и группами. Исследования в социальной работе облегчают практическим работникам принятие решений по различным социальным проблемам.

Именно поэтому крайне важно внимательно изучать работы и исследования ведущих теоретиков и специалистов в данной области. Многие исследования носят перекрестный характер, в том смысле, что затрагивают вопросы не только теории и практики социальной работы, но и психологии, педагогики, социологии.

Персоналии в области социальной работы

Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала группировалось по разным уровням практики социальной работы, в частности, на уровне индивида, группы и семьи, организации, общины и общества. Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида оказали теории 3. Фрейда, Б.Ф. Скиннера и Ж. Пиаже.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - родоначальник теории психоанализа, которая выходит за рамки медико-биологических концепций психики. В работах «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Я и Оно» Фрейд анализирует механизмы функционирования социальных институтов, рассматривает основные стимулы человеческой деятельности, развивает психоаналитическую концепцию личности [1].

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) - представитель бихевиоризма. В работах «Поведение организмов» (1938), «Наука и человеческое поведение» (1953), «Вербальное поведение» (1957), «Куммулятивная запись» (1961), «Обстоятельства подкрепления» (1969), «О поведении» (1974) и др. он рассматривает проблемы управления поведением людей. По его мнению, важно учитывать такие три фактора: во-первых, событие, которое вызывает определенную реакцию человека; во-вторых, саму эту реакцию (ее характер, форму и т.п.); в-третьих, последствия. Техника «обусловливания», разработанная Скиннером, получила широкое распространение в разных сферах социальной практики, в том числе и в социальной работе [1].

Жан Пиаже (1896-1960) в своих ранних работах «Речь и мышление ребенка» (1926), «Детская концепция мира» (1929) и др. основной упор делает на проблемы, связанные с социализацией ребенка, считая ее главным фактором интеллектуального развития индивида. В 20-е гг. взгляды Ж. Пиаже на социализацию близки взглядам представителей французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюлъ и др.). На первых этапах развития практики социальной работы исследования Пиаже активно использовались социальными работниками [3].

Группа как специфический феномен также привлекает внимание специалистов из разных сфер социального знания. Ключевыми теориями в начале становления социальной работы как. науки были теории Курта Левина, Джоржа Хоуманса и Алвина Зандера. Эти теории оказали определенное влияние на ряд других современных теорий. Так, в частности, в своих ранних работах Г. Лебон («Толпа», 1910) и Г. Зиммель («Групповое объединение», 1955) проявили большой интерес к группе как специфическому феномену. А. Ч. Кули рассматривал «приоритет группы» как «ключ» от нового столетия («Социальные организации: изучение огромного разума», 1909). Каждая из этих теорий так же, как и более поздние дискуссии Ф. Хайдера - американского социального психолога, оказали большое влияние на исследования групп в теории социальной работы [3]. Проблема групповой работы до этого момента не была «узаконена» в социальных науках как исследовательская проблема, в то время господствовала психотерапия. Много лет существовала категория «групповая и восстановительная работа», объединяющая групповую работу с реабилитацией клиентов. Знание и изучение этих дискуссий, как нам представляется, является важным моментом в исследовании этапов становления социальной работы как научной дисциплины.

Курт Левин (1890-1947) был одним из первых, кто начал специально исследовать малые группы («Принципы топологической психологии» (1936), «Психология XV-XX столетий» (1946) и др.), являющиеся сферой интересов и тех социальных работников, которые понимали важность учета социально-психологических факторов при работе с клиентом. Работы К. Левина опираются на экспериментальное изучение внутригрупповых отношений, психологического климата в группе, роли лидера-организатора. Он исследовал также механизмы и способы разрешения конфликтов («Разрешение социальных конфликтов», 1948) [3].

Работу Джорджа Хоуманса (1910-1989) «Человеческая группа» (1950) рассматривают как веху в социологическом подходе к группе, потому что в ней давалось рационалистическое объяснение многих предыдущих представлений о групповом влиянии. Социальные работники, изучавшие эту книгу, получили основание дли выявления контактов клиента с группой как определенного уровня социальной работы [2].

Алвин Зандер (р. 1913), как и К. Левин, разрабатывает проблемы, связанные с групповой динамикой («Развитие групповой эффективности», 1962). Он придает особое значение влиянию «группового феномена» на индивидуальную жизнь личности и на деятельность различных организаций. А. Зандер отмечает, что работа в «Т-группах» (тренинговых группах) развивает способности личности к работе в группе на рабочем месте. Позднее групповая динамика становится одной из методик терапевтической помощи, которая интенсивно развивается в конце XX в. [2]

Относительно недавно в социальной работе была признана важность организационного уровня как самостоятельного уровня ее практики. Рассмотрение управленческих аспектов как определенной специализации в структуре социальной работы было связано с необходимостью подготовки специалистов в области управления, менеджмента, организации социальных служб. Эти моменты в теории социальной работы и раньше, и сейчас опираются на науки об управлении. Большой вклад в развитие этих наук внесли М.П. Фоллетт, Ф. Селзник, Р. Мертон, М. Залд, Е. Гоффман, Р. Кантер и др. [2]

Филипп Селзник (р. 1919) в книге «Руководство в управлении» (1956), которая считается классической, одним из первых выступает с концепцией организационного управления и развития, в основе которой лежит принцип кооперации и сотрудничества. Социальные работники, являющиеся администраторами в социальных службах, активно используют эту книгу в своей деятельности [1].

Роберт Мертон (р. 1910) первым стал изучать негативные проявления бюрократии как уровня и института власти («Социальная теория и социальная структура», 1957). В своих работах он также рассматривает противоречия, возникающие между «желаемым» и «законным» у людей, находящихся на различных социальных ступенях. Социальные работники активно используют идеи Р. Мертона о том, что многие люди связывают свои интересы с общностью, в которой они проживают («Значение влияния: изучение внешнего влияния и коммуникативного поведения в локальном сообществе», 1949) [1].

Эти идеи Р. Мертона получили развитие, в частности, в работах Д. Алински («Стратегия общинных организаций», 1979), М. Рокера («Понимание человеческих ценностей», 1960), Р. Клоурда и Л. Охлина («Правонарушения и благоприятные возможности», 1960) [2].

Майер Залд (р. 1931) в работе «Политическая экономия общественных организаций» (1973) рассматривает перспективы социальных наук в исследовании функций сотрудников социальных служб. Взгляды М. Залда помогают социальным работникам ориентироваться в таких вопросах: каков механизм получения социального статуса, каким образом происходит использование имеющихся ресурсов и т. п.

Эрвин Гоффман (1922\1982) в книге «Представление себя в повседневной жизни» (1959) высказывает идеи о том, что «все в мире играют», что мы все постоянно «представляем» себя другим, а они нам - себя. Ролевая теория, рассматриваемая в этой книге, вошла в лексикон социальных работников, а актуальные фразы стали даже профессиональными терминами (например, «совокупный институт»). В работе «Клиент» (1963) Э. Гоффман рассматривает проблемы гомосексуализма и лесбиянства. Эта книга получила известность среди социальных работников, клиентами которых являются представители этих групп риска. Наибольшую известность среди социальных работников получила книга Э. Гоффмана «Приют» (1961), где он изучает действенность «совокупных институтов» и высказывает идею о становлении движения «деинституализации» при оказании помощи людям, у которых возникают различные проблемы [3].

Розабед Кантер (р. 1943) в работах «Сотрудничество мужчин и женщин» (1977), «Смена хозяев» (1983) рассматривает «концепцию полового анализа», положенную в основу исследования изменений, происходящих в управленческих науках. Эти книги помогают социальным работникам в их стремлении изменить, расширить средства социальной работы, понять роль половой динамики в диспозиции членов группы, в частности семьи [3].

Исследователи, занимающиеся изучением структуры власти, социальных законов, подчеркивают важность влияния на социальную работу, наряду с социологическими и психологическими теориями, политических наук.

Социальные работники, занятые в сфере социальной политики и общественных организаций, проявляют большой интерес к проблемам социального законодательства, разработке социальных программ и действенной помощи через различные социальные службы представителям разных социальных групп. Особая роль в разработке этих проблем и их использовании в социальной работе принадлежит специалистам Чикагской школы. В Чикагском университете с 1900 г. осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы и социологии. Объектом их научных исследований становятся бродяги (Андерсон Н. «Бродяги», 1923), трущобы (Зонбах X. «Золотой берег и трущобы», 1929). Их исследования позволили соединить различные концепции, теории и формы «вмешательства» в жизнь представителей групп социального риска. В дальнейшем в течение длительного периода это способствовало развитию практики социальной работы в этой сфере [2].

В анализе специфики влияния на развитие теории социальной работы крупных теоретиков и практиков и сегодня нас подстерегает опасность утраты понимания специфики деятельности социального работника и ее теоретических оснований. И в этом смысле есть, конечно, некоторая опасность сделать героями истории развития теории социальной работы вовсе или отчасти не тех людей, кто действительно были ими в этой ноной области научного знания.

Решение данного круга задач усложняется тем, что далеко не каждый крупный теоретик и практик социальной работы был и является по базовому образованию именно социальным работником, профессионалом социальной работы с вузовским дипломом, как это было, например, с Рональдом Фельдманом, бывшим деканом факультета социальной работы Колумбийского университета (США) или Реем Томлиссоном, деканом крупнейшего в Канаде факультета социальной работы Университета г. Калгари. Так, Харольд Сведнер, длительное время возглавлявший научные программы Института социальной работы Гетеборгского университета, заложивший основы научных исследований в области социальной работы в Швеции, их философски-гуманистическую базу, является доктором философии, имеющим большой опыт культурологических, социально-философских исследований, специализировавшимся в области социологии (он окончил отделение социологии Лундского университета) [6]. Под влиянием исследовательской деятельности X. Сведнера в Швеции 80-х годов значительно усилилась научная традиция анализа структурной социальной работы, ее системно-функциональное видение в контексте развития современного человека.

Следует специально подчеркнуть, что X. Сведнер высоко ценил и ценит философско-гуманистические традиции социокультурного развития России. В обосновании смысла, социально-этических основ социальной работы он постоянно апеллирует к идеям и практике социальной деятельности таких русских мыслителей, как Л. Толстой, И. Бунин, А. Чехов, Ф. Достоевский и др. Он высоко оценивает социальные идеи и научные труды С.Г. Струмилина, А.С. Макаренко, В.И. Ленина, А. Коллонтай, И.И. Павлова [8].

Теоретическая, исследовательская и образовательная деятельность профессора X. Сведнера оказала существенное влияние на распространение системных, философско-гуманистических представлений о социальной работе не только в Швеции, но и в других скандинавских странах, в Западной и Восточной Европе, в Японии и Китае, где он побывал и где известны его труды. Очевидно, что авторитет, активная научная преподавательская деятельность X. Сведнера способствовали усилению позиций, развитию системного направления в теории социальной работы, которое он обогатил философскогуманистическими и социокультурными ориентациями.

Другой пример. В последние годы все более широкое распространение приобретает когнитивная теория социальной работы. Разумеется, это происходит под влиянием объективных условий, в силу известного саморазвития теории о закономерностях и технологиях социальной защиты современного человека, ибо роль смысложизненных ориентации, интеллектуальной компоненты в жизни людей в XX в. неуклонно возрастает. Вместе с тем очевидно и то, что в обеспечении роста влияния этой теории социальной работы существенную роль сыграл индивидуально личностный фактор. Бесспорно то, что энергичная теоретическая деятельность и пропаганда когнитивногуманистических теорий Э. Гольдштайном в 80-е годы были весьма эффективными и привели к их широкому распространению. Создание В, Франклом психолого-социологических оснований логотерапии, рост ее популярности также благоприятствовали распространению в странах европейской социокультурной традиции когнитивных теорий социальной работы. Причем для специалистов в этой области научного знания ведущая роль в усилении ее влияния, разработке названных авторов бесспорна [7].

Приведенные примеры свидетельствуют о существенном влиянии видных теоретиков социальной работы на развитие этой области социального развития, соответствующей отрасли социального знания. Однако при этом следует иметь в виду и то обстоятельство, что чаще всего на формирование современных тенденций эволюции теории социальной работы в XX в. оказывали влияние ведущие специалисты базовых для нее научных дисциплин, прежде всего - психологии и социологии.

В большинстве социолого- и психологоориентированных теорий социальной работы наиболее заметный вклад в их развитие внесли не «чистые» теоретики социальной работы, но социологи и психологи, а также педагоги и психотерапевты. Для ранних стадий становления новой отрасли знаний это вполне закономерная картина, с одной стороны, потому, что теоретиков новой науки еще просто мало, а с другой - базовые для нее смежные дисциплины естественным образом «рекрутируют» в новые области знания наиболее видных своих представителей. Не случайно многие теории социальной работы весьма близки по названиям родственным социологическим и психологическим концепциям (системная, функциональная, ролевая, социально-психологическая и др.).

Это вновь подтверждает непреложную истину: новая наука делается ее верными слугами, лучшими представителями смежных наук, часто - на «стыке» научных дисциплин.

Заключение

социальный работа наука

Отсутствие четкого понимания места теории социальной работы в системе социальных наук (причем, не только в России, но и во всем мире), необходимость развития категориального аппарата и теоретического осмысления моделей и методов социальной работы на разных ее уровнях и в разных сферах современного общества выдвигают в число актуальных исследовательских проблем современного социального знания научный анализ социальной работы как одной из форм социальной практики, научной теории и учебной дисциплины.

Именно поэтому вопрос изучения первоисточников социальной теории и вопросов социальной работы. Сегодня в мире сложилось несколько основных направлений и школ в развитии теоретических положений социальной работы (например, чикагская), а также моделей ее практики.

Дальнейшее развитие теории социальной работы обусловлено как развитием социальной практики, повышением роли новых социально-психологических феноменов, обострением социальных конфликтов в обществе, так и саморазвитием социального знания в целом.

Список литературы

1.Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. - М., 1995.

2.Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - 2-е изд. - М: Дашков и К. - 344 с.

.Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. -М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 496с.

.Павленок П.Д. Состояние и перспективы развития социальной работы как науки, учебного процесса, практической деятельности и составные части социального сервиса в условиях глобализации // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы.- М., 2006, № 2; 2007, № 1.

.Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Исследования в социальной работе: оценка, анализ, экспертиза: Учебное пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. -258с.

.Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Козлов. - М.: КНОРУС, 2005. - 368 с.

.Теория социальной работы / под ред. В.И. Жукова. - М.: Изд. РГСУ, 2011. - 440 с.

.Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001.- 334 с.

.Топчий Л.В. Современные проблемы развития теории социальной работы в России //Социальная работа: традиции и инновации. - 2006, № 1.

.Фирсов М.В. Теория социальной работы : учеб. пособие для студ. вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова ; 4-е изд. - М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2009. - 511 с.

Похожие работы на - Персоналии в области социальной работы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!